Автор: Доровских Светлана Владимировна
Тема: Глагол
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Оформление доски
(оборудование для урока)
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности 1 мин
Цель: создать эмоциональный
настрой на урок, мотивировать обучающихся на работу. Форма работы: фронтальная
Здоровается и читает стихотворение.
Приветствует учащихся.
Отдых наш кончается,
Работа начинается.
Усердно будем мы трудиться,
Чтобы чему-то научиться.
– Проверим готовность к уроку
Проверяют готовность к уроку.
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее
место
Работают в тетради, записывают число и классная работа.
Четвёртое апреля.
Классная работа.
Личностные: личностное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе.. Регулятивные : подготовка к
уроку. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии 5 мин
Цель: на основе актуализации ранее полученных знаний подвести к раскрытию темы урока. Форма работы: фронтальная
Прочитайте написанные на доске слова:
Вторн...к, ч..тверг, р..с..вать. к..ртина.
к..пуста, к..ртофель, б..рёза, ..рех,т..пор,
м..л..ток,..гурец, п..мидор.
Вставьте пропущенные буквы. Проверьте по
эталону.
-Распределите слова на возможное
количество групп по какому-либо признаку.
Дети находят признаки изученной орфограммы в
словах и обосновывают условия выбора написания.
Осуществляют синтез, сравнение, сопоставление,
классификацию языкового материала по
самостоятельно выделенным основаниям.
-Данные слова можно распределить на две группы в
зависимости от части речи.
-Эти слова можно распределить на 2 группы в
зависимости от количества слогов.
-В зависимости от ударения-на 3 группы.
Слайд 1
Вторн...к, ч..тверг, р..с..вать.
к..ртина. к..пуста, к..ртофель,
б..рёза, ..рех,т..пор,
м..л..ток,..гурец, п..м..дор.
Слайд 2
Вторник, четверг, рисовать.
картина. капуста, картофель,
берёза, орех, топор, молоток,
огурец, помидор.
-
Определите букву, которую мы будем
писать на минутке чистописания. Она
-Будем писать букву т. Она находится в слове
рисовать. Оно лишнее, так как это глагол, а остальные
Слайд 3
1
находится в слове, которое является лишним
в данной группе, и обозначает парный
глухой мягкий согласный звук. Какая это
буква?
Согласную букву т мы напишем вместе с
гласной, которая чаще, чем другие,
встречается в словах с непроверяемой
безударной гласной. Какая это буква?
Напишите этот ряд букв до конца строки в
указанной последовательности.
слова – имена сущ. В слове рисовать буква т
обозначает парн.,глух.,мяг., согл. звук.
Тто Тот Тто….
Тто Тот Тто….
-Что мы делали на 1-х этапах урока?
-Кто знает, каким словом называли слово
«говорить» в старину?
-Название какой части речи созвучно со
словом «глаголить»?
- Назовите тему урока?
-Что такое глагол?
-Что значит ГЛАГОЛ?
В переводе со старославянского
языка глагол – это значит слово, речь.
Наши предки рассматривали его как
слово из слов, важнейшим видом слов.
-Сегодня на уроке мы:
-Готовились, находили, читали, повторяли, писали,
вспоминали, говорили, ….
-Вместо слово «говорить» употребляли слово
«глаголить».
Слушают учителя, читают, предлагают формулировки
учебной задачи.
ПОВТОРИМ….
ПРОВЕРИМ….
Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели , формулирование проблемы.
Коммуникативные : :планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Регулятивные : целеполагание. Предметные:
умения определять значение и употребление глаголов в речи
Выявление места и причины затруднения 5 мин Форма работы: фронтальная
Цель: на основе соотнесения своих знаний с поставленной проблемой выявить и определить причину затруднения подвести к теме урока
Формулирует задания упражнения,
организует
их выполнение
-К каждому слову подберите по три глагола:
-К каким частям речи было легко подобрать
глагол?
-С какой частью речи не удалось выполнить
Определяют части речи по изученным признакам.
Составляют и записывают словосочетания.
Читают слова, называют части речи.
Отвечают на вопросы, выполняют задания
Слайд 4
Ребёнок-…..
Поезд-…..
Солнце-…..
Яблоко-….
2
задание?
Красивый-….
Познавательные:
самостоятельное
выделение-формулирование
познавательной
цели,
формулирование
проблемы.
Регулятивные :
целеполагание. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. Познавательные : моделирование,
решение проблемы, построение логической цепи рассуждений , выдвижение гипотез и их обоснование.
Построение проекта выхода из затруднения 3 мин Форма работы: парная
Цель: практическим способом спроектировать работу дыхательной системы, сконструировать проект будущих учебных действий
С какой частью речи связан глагол?
-Что обозначает?
-На какие вопросы отвечает?
-Какую роль выполняют глаголы в речи?
Без глагола не построишь предложений, не
передашь собеседнику никаких сообщений.
-Подбери к существительным подходящие
глаголы.
Отвечают на вопросы, выполняют задания
Оценивают работу других пар в листах оценки
Регулятивные : целеполагание. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
Познавательные : моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование.
Предметные:
развивают свою речь, учатся говорить, рассказывают.
Построение проекта 8 мин Форма работы: индивидуальная
Цель: научить самостоятельно, искать и выделять необходимую информацию.
3
Работа по учебнику (упр. 521 с.68)
Предлагаю прочитать текс, определить его
тему и главную мысль. Организую
выполнение заданий и беседу
по вопросам упражнения .
Сравнивают с эталоном. Оценивают свою работу
Определяют тему и главную мысль текста. Называют
глаголы, что они обозначают, вопросы, на которые
отвечают. Разбирают предложение по членам
предложения.
Называют, каким членом предложения
является глагол.
Слайд 7 (проверка)
Коммуникативные:
инициативное
сотрудничество
в
поиске
и
выборе
информации.
Познавательные:
моделирование,
решение
проблемы,
построение
логической
цепи
рассуждений,
выдвижение
гипотез
и
их
обоснование. Регулятивные:
-
определение
последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; - составление плана и последовательности действий.
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи 8 мин Форма работы: фронтальная
Цель: закрепить умение находить глаголы с проговариванием во внешней речи
Формулирую задания упражнения.
Спишите.
Подчеркните глаголы в пословицах.
Оценивание работы: слова похвалы,
поддержки.
Ученики по одному выходят к доске и объясняют
смысл пословицы, находят и подчёркивают глаголы с
проговариванием во внешней речи.
Слайд 8
•
Месяц светит, да не
греет.
•
Что с воза упало, то
пропало.
•
Работа и мучит, и кормит,
и учит.
•
Испокон века книга красит
человека.
•
Поздно поднялся – день
потерял.
•
В молодости не учился –
жизнь потерял.
Познавательные : умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и
произвольно строить высказывания. Коммуникативные : управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий
партнера. Регулятивные :
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения
отклонений и отличий от эталона. Предметные: нахождение глаголов по алгоритму во внешней речи.
Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону 5 мин Форма работы: индивидуальная, парная
Цель: проверить уровень приобретённых знаний
4
Выполните самостоятельную работу.
Работайте по алгоритму.
Взаимопроверка.
Молодцы . Чем вы занимались?
Выполняют самостоятельную работу.
Взаимопроверка по образцу.
Оценивание работы: «+» - вся работа выполнена
правильно, « » есть ошибки, «-» вся работа
выполнена неправильно. По итогам самостоятельной
работы: 82% качества и 98% успеваемости.
Карточка индивидуальной
работы
Регулятивные : осознание качества и уровня усвоения, внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае
расхождения эталона, реального действия и его продукта. Личностные :
контроль в форме сличения способа действия и его результата
с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
Включение в систему знаний и закрепление 5 мин Форма работы: групповая
Цель: применение знаний для решения проблемы
- В литературных произведениях, в
жизненных ситуациях, в споре часто
слышим фразеологические обороты,
которые украшают нашу речь, делают её
образной, яркой. Но чтобы не попасть
впросак, необходимо точно знать, что
означает тот или иной фразеологизм.
Замените фразеологизмы глаголами.
Выполняют задания, отвечают на вопросы. Объясняют
значение слов, определяют различия в значении слов.
Находят глаголы, умеют задавать к ним вопросы.
1.
Работа в группах:
2.
1. Синквейн .
3.
2. Кластер
4.
3. Игра «Добавь словечко»
5.
(Я Глагол являюсь____
6.
Обозначаю_______
7.
Отвечаю______
В предложении бываю____ )
Оценка работы групп
Слайд 9
8.
1.Повесить голову.
9.
2. Распускать руки .
10. 3. Класть зубы на полку.
11. 4. Зарубить на носу.
12. 5. Бить баклуши.
Регулятивные : контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и
уровня усвоения Личностные :
владеют навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умеют
избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций
. Предметные:
способствовать развитию умения определять значение и
употребление глаголов в речи.
Рефлексия учебной деятельности 2 мин Форма работы: групповая, индивидуальная
Цель: проверка способности самооценки , как личностный результат
Закончите предложения:
Я сегодня узнал…
Заканчивают предложения в зависимости от своего
состояния, впечатления от урока. Открыто
Слайд 10
5
Я научился…
Мне было…
Я рад…
осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке
Оценка работы каждой группы.
Оценка своей работы в группе.
Ответы детей.
Заполнение рефлексивного листа
Записывают домашнее задание.
(c.69, упр. 522)
Рефлексивные листы каждому
ученику, листы оценки групп –
каждой группе.
6