"Использование инновационных методов в работе с семьями воспитанников"
Автор: Буцева Диана Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида № 22" Населённый пункт: г. Майкоп Республики Адыгея Наименование материала: методическая разработка проекта Тема: "Использование инновационных методов в работе с семьями воспитанников" Раздел: дошкольное образование
Проект «Я и моя семья - родные
люди».
В семейном кругу мы с вами
растем,
Основа основ –
родительский дом.
В семейном кругу все корни
твои,
В семейном кругу мы жизнь
создаем.
Основа основ – родительский
дом.
Цель проекта:
Формировать у детей понятие «семья» , углубить знания детей о семье,
семейных ценностях (что такое семья, для чего она создается, кого называют членами
семьи) ;
воспитывать уважительное отношение и любовь к родным и близким
,стремление радовать их своими хорошими поступками. Воспитывать желание помогать
своим близким, учить проявлять заботу о них; - воспитывать уважение к труду и занятиям
членам семьи.
Актуальность проекта :
Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Семья – это близкие и родные люди,
те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и
счастья. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.
Какое красивое слово – семья! Как греет душу это слово. Оно напоминает нам о ласковом
слове мамы, о заботливой строгости отца, о нежности в блеске глаз наших бабушек,
задумчивости и терпении мужественных дедушек. Роль семьи в обществе несравнима по
своему значению, ни с какими другими составляющими общества, так как именно в семье
развивается и формируется личность человека, его отношение к себе, своему здоровью,
происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной
адаптации в обществе. Семья с раннего детства призвана заложить в ребенка
нравственные ценности, ориентиры на построение здорового образа жизни. Первые
жизненные уроки ребёнок получает в семье. Его первые учителя и воспитатели – отец и
мать. Давно установлено, что для ребёнка общие семейные радости и огорчения, успехи и
неудачи – это источник, рождающий доброту и чуткость, заботливое отношение к людям.
Семья даёт ребёнку первые представления о добре и зле, о нормах нравственности, о
правилах общежития, первые трудовые навыки. Именно в семье складываются
жизненные планы и идеалы человека. Тон семейной жизни – это последствия действий
многих факторов: морального уровня родителей, характера взаимоотношений между
членами семьи, культуры домашнего быта, организованности семейного коллектива, его
семейные традиции.
Предварительная работа с детьми: Беседа по теме « Моя семья ,мое богатство» ,
рассматривание семейных фотоальбомов ,
просмотр и обсуждение мультипликационных
фильмов, «Крошка Енот» «Жили-была мама», «Бабушка, научи! »,
«Если бы я был моим
папой», «Мама для мамонтенка» др; » ,
чтение и разучивание стихотворений, поговорок,
пословиц, отгадывание загадок о семье;
сюжетно-ролевые игры «Семья», «В гости к бабушке», «Дочки-матери» и др.
Этапы реализации проекта :
1 этап : « Погружение в проект»
- Анкетирование родителей
- Конкурс семейных стенгазет: «Любим вместе отдыхать: бегать, прыгать и играть».
- Театрализованный досуг: «Семейные народные традиции»
2 этап : – формирующий
Способствовать более тесному контакту детей и родителей.
Тематические занятия по семейным альбомам: «Мой род – моя семья»
- Театрализованный досуг: «Семейные народные традиции»:
- Подбор стихов, рассказов, сказок, пословиц, поговорок о семье;
Игры с детьми: сюжетно-ролевые, игры-драматизации, развивающие :
Чтение художественной литературы : беседы с детьми
Консультации для родителей
III этап – заключительный
Использование традиционных форм, себя оправдавших и поиск новых наиболее
эффективных.
Выставка детских работ "Моя большая семья"
Подарки для мам ко дню Мам.
Мини-концерт "Любимой мамочке"
Перспективный план работы с детьми.:
1 неделя :
-
Беседа на тему» : «Имя –для чего оно человеку»,
-
Игра «Назови ласково имя» ,
-викторина ««Кто знает больше имен»
- « Нарисуй свое имя»
2 неделя :
- беседа « Моя любимая семья и я»
- Сюжетно-ролевая игра «Семья»
-
Чтение произведения Я. Акима «Моя родня».
- Аппликация "Дом в котором я живу".
-
Пальчиковая гимнастика «Дружная семейка»
- Р
Помочь детям понять родственные отношения в семье, формировать представление
детей о членах семьи и тех, кто в ней проживает, развивать мелкую моторику рисунок
«Моя семья».
3 неделя :
- составление рассказов о традициях семьи :
- беседа « Профессии родителей»
- Сюжетно-ролевые игры: «Водители», «Спасатели» и т.д.
Учить знать и называть своих ближайших родственников, рассказывать о них; воспитывать
любовь и уважение к своим родным.
4 неделя :
- Беседа «Моя мама - лучшая на свете»
-
. Игра «Как я помогаю маме»
-
Чтение произведений С. Баруздина «Мамина работа», С. Михалкова «А что у вас? »
Воспитывать желание помогать маме, взрослым.
Мероприятия с родителями:
- Мое генеалогическое древо ;
-
Оформление папки «Наши традиции»;
- Деловая игра «Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых спасет меня»;
- Конкурс рисунков: «Моя семья + поговорка – пословица о семье»
Ожидаемые результаты : По окончании реализации данного проекта все его участники
дети ,
педагоги, родители – приобретут определенные знания.
Дети будут знать:
-происхождение своей фамилии и прошлое своей семьи,
-
научатся проявлять уважение к своим родителям, членам семьи, людям труда
-
смогут составить рассказ о членах своей семьи, семейном гербе, родословной, реликвии
и т.д.
Родители :
приобретут знания о семейных и народных традициях, праздниках;
•укрепят межсемейные и внутрисемейные связи
научатся хранить и чтить свои семейные
традиции,
•будут уважительно относиться к своим предкам, внимательно – к событиям в доме;
Пословицы и поговорки о семье
- «Вся семья вместе, так и душа на месте»;
- «Семья сильна, когда над ней крыша одна»; -
«При солнышке тепло, при матери добро!»;
- «На что клад, если в семье лад!»;
- «Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют»;
- «Русский человек без семьи не живет»;
- «Нет такого дружка, как родная матушка»;
- «Птица рада весне – младенец матери»;
- «Материнская ласка конца не знает»;
- «Изба детьми весела»;
- «Материнский гнев, что весенний снег: и много его выпадает, да скоро растает».
- Каково на дому – таково и самому.
- В гостях хорошо, а дома лучше.
-Когда семья вместе, тогда и сердце на месте.
- Не красна изба углами, а красна пирогами.
- В родной семье и каша гуще.
- Дружную семью и горе не берёт.
-Дружная семья и землю превращает в золото.
- Дети не в тягость, а большую радость
-