Опыт работы по ознакомлению с художественной литературой
Автор: Брюханова Наталья Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 11"Умка" Населённый пункт: город Елизово, Камчатский край Наименование материала: Методическая разработка Тема: Опыт работы по ознакомлению с художественной литературой Раздел: дошкольное образование
Из опыта работы по ознакомлению с художественной литературой.
Сущность
нашей
работы
заключается
в
создании
творческо-
деятельностной среды при ознакомлении дошкольников с художественной
литературой,
которая
будет
способствовать
развитию
художественного
восприятия
и
эстетического
вкуса,
воспитанию
любви
к
книге
как
произведению искусства и приобщению детей к чтению.
Новизна опыта в гибком сочетании игровой
технологии на
занятиях по ознакомлению с художественной литературой с современными
образовательными и здоровьесберегающими технологиями.
Старший дошкольный возраст является сензитивным периодом для
формирования фундамента будущего талантливого читателя, дети приходят в
школу,
владеющие
техникой
чтения,
но
совершенно
не
любят
читать,
оценивать прочитанное и выделять главное.
Сейчас книга в мире технического прогресса сейчас ушла на
второй план. Опрос родителей показал, что чаще чтение книг они заменяют
просмотром
мультфильма
или
слушанием
аудиодиска,
но
только
книга
развивает
сразу
три
канала
восприятия:
зрительный,
аудиальный
и
кинестетический,
тогда
как
телевизор
или
аудиодиск
только
один
(либо
визульный или аудиоальный).
Чем выше развито художественное восприятие ребенка, тем шире
он смотрит на мир и переносит свои чувства и переживания в собственное
мироощущение.
Как же разбудить интерес к книге у детей? Кому отводится ведущая
роль?
Во взаимодействии родителей, воспитателей и детей велика роль
взрослого,
любящего
и
знающего
литературу,
имеющий
вкус
в
отборе
произведений, живущий под впечатлением собственных встреч с книгой.
Чтобы привлечь детей, я рассказала им о своем любимом авторе Андерсене,
принесла свою любимую книгу сказок. Она была красивая, с интересными
иллюстрациями. Показывала на непродолжительное время. Говорила о том,
как надо обращаться с книгой, рассматривая ее сидя за столом. Рассказала
сказку, прервав на самом интересном месте,
и наблюдала за детьми.
В
течение дня они подходили, задавали вопросы о том, чем же закончилась
сказка,
рассматривали книгу и по иллюстрациям пытались догадаться. В
следующий раз, выслушав все мнения детей, я усадила их рядом, взяла книгу
в руки и прочитала окончание сказки. А потом мы нарисовали рисунки к этой
сказке и устроили выставку. Позже дети стали приносить свои домашние
книги, и мы зачитывали из них любимые произведения детей. Родители
отметили возникший интерес детей к книгам и поддержали его.
В
работе
совместно
с
родителями
мы
организуем
тематические
выставки,
конкурсы
чтения
стихов,
литературные
гостиные,
поездки
в
кукольный
театр.
Родителей
привлекаю
к
семейным
домашним
чтениям,
созданию собственной библиотеки, подготовке художественных атрибутов.
Помогают и узкие специалисты. Вместе с социальным педагогом ходим на
экскурсии
в
библиотеки
и
книжные
магазины
города.
Ребята
с
преподавателем по ИЗО расписали деревянные ложки по сказке «Колобок».
Дети
принимают
самое
активное
участие
в
конкурсах
чтения
стихов,
литературных викторинах, инсценированиях сказок и басен.
Дети
играют в русские народные игры с использованием считалок,
рисуют рисунки к знакомым произведениям, играют в сюжетно-ролевые игры
«Телестудия», «Книжкина больница», «Семья»
и др., где с удовольствием
читают любимые стихотворения наизусть и поют колыбельные песни. Когда
герои произведений становятся эмоционально близки детскому восприятию,
они легче и свободнее входят в образ при инсценировании сказок и басен.
Очень важно правильно выстроить работу по всем основным жанрам
литературных
произведений.
Поэтому
для
развития
художественного
восприятия особое значение во второй младшей группе я уделила знакомству
со сказкой. Детям они очень понятны и они постепенно учатся воспринимать
художественный текст на слух.
Сказки
есть
в
каждом
доме,
их
читают
всем
детям
дошкольного
возраста. Сказки – это первые представления о времени и пространстве, о
связи человека с природой и предметным миром. Они дают возможность
ребенку впервые испытать храбрость и стойкость, различить добро и зло. Но
сегодня родители заменяют рассказывание сказки просмотром мультфильма
по мотивам какой-либо сказки. Исчезает традиционное общение с книгой –
семейное чтение с рассматриванием и обсуждением иллюстраций, беседой о
содержании
сказки,
желанием
найти
в
ней
мораль,
нравственный
урок.
Поэтому на данном этапе очень важно вызвать интерес у родителей к сказке
как первому художественному жанру, с которым необходимо знакомить своих
детей как можно раньше. Приглашая детей в мир сказки, полной волшебства,
неожиданностей, переживаний, чудесных превращений я развивала детское
восприятие. Именно сказка помогает детям стать умными, любознательными,
сообразительными и чувственными к тончайшим оттенкам мысли и чувств
других людей. Рассказывая, сочиняя сказку, ребенок развивает свою речь и
обогащает
ее
своей
фантазией.
«Проживая»
сказку,
перевоплощаясь
в
сказочных героев то в хитрую лису и добродушного зайца, то в злого волка и
доброго медведя дети на основе чувственного восприятия учатся понимать
все грани своей личности, нормы нравственного поведения. Сказки помогут
предупредить
у
ребенка
проявления
черство сти,
же с то ко с т и ,
недоброжелательности.
Обязательно, учитываю региональный компонент при
планировании
и
мы
с
удовольствием
знакомимся
с
корякскими
и
ительменскими сказками.
Знакомя детей со стихотворной формой лирических произведений,
потешек, басен, чистоговорок, использую наглядные схемы-иллюстрации.
Заучивая
программные
стихи,
отметила,
что
дети
с
трудом
их
запоминают, а через некоторое время забывают. Используя игровые приемы
запоминания и опору на наглядные схемы-иллюстрации, которые сама рисую
к
строкам
произведений,
я
отметила,
что
дети
быстрее
запоминают
и
воспроизводят стихотворения по схемам через довольно продолжительное
время. Используемые приемы
помогают в работе над выразительностью,
тембром и четкостью при произношении и чтении стихотворений.
У художественной литературы на каждой ступени свои задачи, но в
рамках новых образовательных стандартов в школе сокращается количество
часов русского языка и литературы, объем художественных произведений,
соответственно результатом будет то, что мы растеряем русское богатство
нашего языка, станем нищие духом и потеряем духовность, поэтому важно
сейчас приобщать детей к высокохудожественной литературе совместно с
родителями, чтобы не утратить духовную связь поколений. Ведь еще » В.
Брюсов говорил:
«Привлечь ребенка к чтению – одна из первых задач
воспитания. Кто полюбит читать, тот невольно, незаметно для себя
приобретет множество знаний, и нужно будет
лишь внести в эти
знания систему, чтобы создать человека образованного, и что самое
главное, духовно богатого, сердечного, открытого людям, миру и добру».
Предлагаем
вашему
вниманию организованную
образовательную
деятельность
по
ознакомлению
с
художественной
литературой
в
подготовительной группе.
Тема: И.З. Суриков «Зима».
Направление: Познавательно-речевое развитие
Область: Коммуникация. Чтение художественной литературы»
И н т е г р а ц и я
о б р а з ов ат е л ь н ы х
о бл а с т е й :
« П о з н а н и е » ,
«Коммуникация», «Социализация», «Здоровье».
Цель занятия:
Обучающие: приобщать детей к высокохудожественной литературе,
расширять мир писательских имен, продолжать учить заучивать наизусть
небольшие произведения с опорой на иллюстрации (мнемосхемы), ввести в
словарь слова: телестудия, телеведущий, телезрители, телепередача;
Развивающие :
р а з в и в а т ь
р е ч ь
д е т е й ,
в ы р а з и т е л ь н о с т ь ,
эмоциональность при чтении стихотворения, логическое мышление;
Воспитательные : воспитывать умение слушать друг друга при чтении
стихотворения, доброжелательное отношение друг к другу;
Оздоровительные :
соблюдать гигиенические нормы к проведению
занятия,
способствовать
смене
двигательной
активности
детей,
развивать
общую моторику.
Словарная работа:
Телестудия -
специально оборудованное помещение, откуда
ведутся телевизионные передачи.
Телеведущий - сотрудник телевизионного канала, который
ведет программы (новостные, развлекательные, спортивные
и др.).
Телезритель - тот, кто смотрит телевизионные передачи
Телепередача
–
видеоматериал
программы,
которая
передается по телевидению, из телевизионного центра.
Методы и приемы: наглядные (мнемосхемы), словесные (чтение
интонацией), практические (инсценирование движениями тела, игра в
телестудию)
Оборудование: макет телевизора, пульт
от телевизора, мнемосхемы к
стихотворению
И.З.
Сурикова
«Зима»,
конверты
с
разрезными
картинками-иллюстрациями
к
стихотворению
И.З.
Сурикова
для
каждого ребенка,
волшебная палочка, портрет И.З. Сурикова, книга
стихотворений И.З. Сурикова.
Ход:
1.
Воспитатель : - Что вы больше любите слушать (сказки,
рассказы, стихи или что то из народного творчества?
- Каких поэтов, писателей вы знаете?
Я тоже люблю сказки, но сегодня я приглашаю вас в телестудию.
- Как вы думаете, что такое телестудия? (помещение, место, где
снимают и проходят телепередачи).
-
Что
такое
телепередача?
Назовите
ваши
любимые
телепередачи?
- Как называют людей, которые участвуют в телепередаче?
- А мы с вами кем являемся, когда смотрим телевизор?
- Сегодня наши гости будут телезрителями, а мы участниками .
- Как вы думаете какую роль буду исполнять я в телестудии? Что
делает телеведущая?
Воспитатель :
Сегодня
я
вам
принесла
книгу
стихотворений
Ивана
Сурикова
и
подарю
одно
красивое
стихотворение.
Обратите
внимание
на
его
портрет.
Иван
Суриков
любил
писать
о
природе,
временах
года.
И
одно
из
его
стихотворений
называется
«Зима».
Сегодня мы выучим это стихотворение и сможем прочесть в нашей
телестудии.
Сейчас я вам его прочту, а вы послушаете, и скажите, какие
приметы зимы отмечает автор в этом стихотворении.
Чтение 1-е воспитателем .
2.
Беседа после чтения стихотворения:
- понравилось ли вам стихотворение ?
- о чем рассказывается в стихотворении?
-о каком снеге ?
-как автор описывает лес?
- с чем сравнивается лес?
- что такое пелена? Более точный ответ вы сможете найти в словаре
-
Назовите
признаки
зимы,
которые
отмечает
автор
совами
из
этого
стихотворения? (снег кружится, падает, ложится, поле снегом забелело,
лес заснул крепко, непробудно, стали дни коротки, солнце светит мало,
пришли морозцы).
- Как вы понимаете «И под утро снегом поле забелело. Что значит забелело?
И г р а
1 . Давайте
попробуем
выразить
поэтический
образ
стихотворения
через
движения.
Я
буду
медленно
читать
строчки
стихотворения, а вы показывать движения. Встаем, Готовы?
Молодцы, каждый из вас смог передать свой образ зимы.
Игра
2.
Теперь
поиграем
в
игру
«Спрашиваю-отвечаем»,
я
спрашиваю
вас
строчкой
из
стихотворения,
а
вы
мне
этой
же
строчкой
отвечаете, но ударение делаете на то слово, которое я сильнее выделяю
голосом.
- Белый снег пушистый в воздухе кружится?
- И на землю тихо падает ложится?
- И под утро снегом поле забелело?
- Точно пеленою все его одело?
- Темный лес, что шапкой принакрылся чудной?
- И заснул под нею крепко, непробудно?
- Стали дни коротки? Солнце светит мало?
- Вот пришли морозцы? И зима настала?
Игра 3.
А теперь встанем и поиграем в игру « Роботы ». Будем
произносить слова отрывно по слогам.
Игра 4. Посмотрите, что у меня в руках? И сейчас мы поиграем в игру
«Продолжи».
Я
начинаю
строчку,
а
продолжает
тот
на
кого
укажет
волшебная палочка, но строчку необходимо проговаривать целиком с самого
начала четко и громко.
Воспитатель: -Ребята, я нарисовала картинки к нашему стихотворению. Они
лежат у вас в конвертах на столах, сейчас вы пройдете к своим местам,
достаните картинки и разложите их перед собой. Давайте определим какая
картинка подойдет к первой строчке стихотворения? Выкладывать будем
слева направо. Кто желает поработать у доски? (работа у доски и за столами).
- Молодцы, а теперь давайте хором
прочитаем стихотворение по
картинкам,
четко
проговаривая
каждое
слово.
Поставьте
указательный
пальчик под первой картинкой и следите. Молодцы!
Воспитатель: А теперь мы готовы оказаться в телестудии. (Ставлю
телевизор).
-
Здравствуйте,
дорогие
телезрители,
я
приветствую
вас,
в
нашей
телепередаче
«
Литературная
гостиная»,
в
которой
мы
сможем
принять
участие и прочесть стихотворение Сурикова «Зима». На правах телеведущей
я открою литературную гостиную и прочту стихотворение.
Чтение 2-е воспитателем .
- Кто из вас желает прочесть стихотворение Сурикова?
Чтение детей (3-4 чел).
- Я знаю, что вы приготовили для нашей телепередачи свои любимые стихи и
сейчас я предлагаю вам их прочитать. Кто желает?
Чтение стихов.
Воспитатель:
- Легко ли вам было быть участниками телепередачи и почему?
- Заинтересовано ли вы слушали друг друга и почему?
- Назовите тех авторов, стихотворения которых сегодня вы услышали в
телепередаче?
- Кто, по вашему мнению, более выразительно и эмоционально прочитал
стихотворение?
- Кого из чтецов вы бы отправили на конкурс чтения стихов и почему?
Воспитатель:
Уважаемые телезрители наша телепередача подошла к концу, спасибо вам за
внимание. Благодарю участников, телезрителей и гостей телестудии.