Напоминание

Опыт работы по ознакомлению с художественной литературой


Автор: Брюханова Наталья Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 11"Умка"
Населённый пункт: город Елизово, Камчатский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Опыт работы по ознакомлению с художественной литературой
Раздел: дошкольное образование





Назад





Из опыта работы по ознакомлению с художественной литературой.
Сущность нашей работы заключается в создании творческо- деятельностной среды при ознакомлении дошкольников с художественной литературой, которая будет способствовать развитию художественного восприятия и эстетического вкуса, воспитанию любви к книге как произведению искусства и приобщению детей к чтению. Новизна опыта в гибком сочетании игровой технологии на занятиях по ознакомлению с художественной литературой с современными образовательными и здоровьесберегающими технологиями.

Старший дошкольный возраст является сензитивным периодом для формирования фундамента будущего талантливого читателя, дети приходят в школу, владеющие техникой чтения, но совершенно не любят читать, оценивать прочитанное и выделять главное. Сейчас книга в мире технического прогресса сейчас ушла на второй план. Опрос родителей показал, что чаще чтение книг они заменяют просмотром мультфильма или слушанием аудиодиска, но только книга развивает сразу три канала восприятия: зрительный, аудиальный и кинестетический, тогда как телевизор или аудиодиск только один (либо визульный или аудиоальный).

Чем выше развито художественное восприятие ребенка, тем шире он смотрит на мир и переносит свои чувства и переживания в собственное мироощущение. Как же разбудить интерес к книге у детей? Кому отводится ведущая роль? Во взаимодействии родителей, воспитателей и детей велика роль взрослого, любящего и знающего литературу, имеющий вкус в отборе произведений, живущий под впечатлением собственных встреч с книгой. Чтобы привлечь детей, я рассказала им о своем любимом авторе Андерсене, принесла свою любимую книгу сказок. Она была красивая, с интересными иллюстрациями. Показывала на непродолжительное время. Говорила о том, как надо обращаться с книгой, рассматривая ее сидя за столом. Рассказала
сказку, прервав на самом интересном месте, и наблюдала за детьми. В течение дня они подходили, задавали вопросы о том, чем же закончилась сказка, рассматривали книгу и по иллюстрациям пытались догадаться. В следующий раз, выслушав все мнения детей, я усадила их рядом, взяла книгу в руки и прочитала окончание сказки. А потом мы нарисовали рисунки к этой сказке и устроили выставку. Позже дети стали приносить свои домашние книги, и мы зачитывали из них любимые произведения детей. Родители отметили возникший интерес детей к книгам и поддержали его. В работе совместно с родителями мы организуем тематические выставки, конкурсы чтения стихов, литературные гостиные, поездки в кукольный театр. Родителей привлекаю к семейным домашним чтениям, созданию собственной библиотеки, подготовке художественных атрибутов. Помогают и узкие специалисты. Вместе с социальным педагогом ходим на экскурсии в библиотеки и книжные магазины города. Ребята с преподавателем по ИЗО расписали деревянные ложки по сказке «Колобок». Дети принимают самое активное участие в конкурсах чтения стихов, литературных викторинах, инсценированиях сказок и басен. Дети играют в русские народные игры с использованием считалок, рисуют рисунки к знакомым произведениям, играют в сюжетно-ролевые игры «Телестудия», «Книжкина больница», «Семья» и др., где с удовольствием читают любимые стихотворения наизусть и поют колыбельные песни. Когда герои произведений становятся эмоционально близки детскому восприятию, они легче и свободнее входят в образ при инсценировании сказок и басен. Очень важно правильно выстроить работу по всем основным жанрам литературных произведений. Поэтому для развития художественного восприятия особое значение во второй младшей группе я уделила знакомству со сказкой. Детям они очень понятны и они постепенно учатся воспринимать художественный текст на слух. Сказки есть в каждом доме, их читают всем детям дошкольного возраста. Сказки – это первые представления о времени и пространстве, о
связи человека с природой и предметным миром. Они дают возможность ребенку впервые испытать храбрость и стойкость, различить добро и зло. Но сегодня родители заменяют рассказывание сказки просмотром мультфильма по мотивам какой-либо сказки. Исчезает традиционное общение с книгой – семейное чтение с рассматриванием и обсуждением иллюстраций, беседой о содержании сказки, желанием найти в ней мораль, нравственный урок. Поэтому на данном этапе очень важно вызвать интерес у родителей к сказке как первому художественному жанру, с которым необходимо знакомить своих детей как можно раньше. Приглашая детей в мир сказки, полной волшебства, неожиданностей, переживаний, чудесных превращений я развивала детское восприятие. Именно сказка помогает детям стать умными, любознательными, сообразительными и чувственными к тончайшим оттенкам мысли и чувств других людей. Рассказывая, сочиняя сказку, ребенок развивает свою речь и обогащает ее своей фантазией. «Проживая» сказку, перевоплощаясь в сказочных героев то в хитрую лису и добродушного зайца, то в злого волка и доброго медведя дети на основе чувственного восприятия учатся понимать все грани своей личности, нормы нравственного поведения. Сказки помогут предупредить у ребенка проявления черство сти, же с то ко с т и , недоброжелательности. Обязательно, учитываю региональный компонент при планировании и мы с удовольствием знакомимся с корякскими и ительменскими сказками.
Знакомя детей со стихотворной формой
лирических произведений, потешек, басен, чистоговорок, использую наглядные схемы-иллюстрации. Заучивая программные стихи, отметила, что дети с трудом их запоминают, а через некоторое время забывают. Используя игровые приемы запоминания и опору на наглядные схемы-иллюстрации, которые сама рисую к строкам произведений, я отметила, что дети быстрее запоминают и воспроизводят стихотворения по схемам через довольно продолжительное
время. Используемые приемы помогают в работе над выразительностью, тембром и четкостью при произношении и чтении стихотворений. У художественной литературы на каждой ступени свои задачи, но в рамках новых образовательных стандартов в школе сокращается количество часов русского языка и литературы, объем художественных произведений, соответственно результатом будет то, что мы растеряем русское богатство нашего языка, станем нищие духом и потеряем духовность, поэтому важно сейчас приобщать детей к высокохудожественной литературе совместно с родителями, чтобы не утратить духовную связь поколений. Ведь еще » В. Брюсов говорил:
«Привлечь ребенка к чтению – одна из первых задач

воспитания. Кто полюбит читать, тот невольно, незаметно для себя

приобретет множество знаний, и нужно будет

лишь внести в эти

знания систему, чтобы создать человека образованного, и что самое

главное, духовно богатого, сердечного, открытого людям, миру и добру».
Предлагаем вашему вниманию организованную образовательную деятельность по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе.
Тема: И.З. Суриков «Зима».

Направление: Познавательно-речевое развитие

Область: Коммуникация. Чтение художественной литературы»

И н т е г р а ц и я

о б р а з ов ат е л ь н ы х

о бл а с т е й :

« П о з н а н и е » ,

«Коммуникация», «Социализация», «Здоровье».

Цель занятия:

Обучающие:
приобщать детей к высокохудожественной литературе, расширять мир писательских имен, продолжать учить заучивать наизусть небольшие произведения с опорой на иллюстрации
(мнемосхемы),
ввести в словарь слова: телестудия, телеведущий, телезрители, телепередача;
Развивающие
: р а з в и в а т ь р е ч ь д е т е й , в ы р а з и т е л ь н о с т ь , эмоциональность при чтении стихотворения, логическое мышление;

Воспитательные
: воспитывать умение слушать друг друга при чтении стихотворения, доброжелательное отношение друг к другу;
Оздоровительные
: соблюдать гигиенические нормы к проведению занятия, способствовать смене двигательной активности детей, развивать общую моторику.
Словарная работа:

Телестудия -

специально оборудованное помещение, откуда

ведутся телевизионные передачи.

Телеведущий - сотрудник телевизионного канала, который

ведет программы (новостные, развлекательные, спортивные

и др.).

Телезритель - тот, кто смотрит телевизионные передачи

Телепередача



видеоматериал

программы,

которая

передается по телевидению, из телевизионного центра.

Методы и приемы: наглядные (мнемосхемы), словесные (чтение

наизусть_воспитателем, беседа, вопросы, указания воспитателя,

чтение

наизусть

по

цепочке,

слоговое

чтение,

чтение

наизусть

с

разной

интонацией), практические (инсценирование движениями тела, игра в

телестудию)

Оборудование: макет телевизора, пульт

от телевизора, мнемосхемы к

стихотворению

И.З.

Сурикова

«Зима»,

конверты

с

разрезными

картинками-иллюстрациями

к

стихотворению

И.З.

Сурикова

для

каждого ребенка,

волшебная палочка, портрет И.З. Сурикова, книга

стихотворений И.З. Сурикова.

Ход:

1.

Воспитатель
: - Что вы больше любите слушать (сказки, рассказы, стихи или что то из народного творчества?
-
Каких поэтов, писателей вы знаете? Я тоже люблю сказки, но сегодня я приглашаю вас в телестудию.
- Как вы думаете, что такое телестудия? (помещение, место, где снимают и проходят телепередачи).
-

Что

такое

телепередача?

Назовите

ваши

любимые

телепередачи?
- Как называют людей, которые участвуют в телепередаче? - А мы с вами кем являемся, когда смотрим телевизор? - Сегодня наши гости будут телезрителями, а мы участниками . - Как вы думаете какую роль буду исполнять я в телестудии? Что делает телеведущая?
Воспитатель
: Сегодня я вам принесла книгу стихотворений Ивана Сурикова и подарю одно красивое стихотворение. Обратите внимание на его портрет. Иван Суриков любил писать о природе, временах года. И одно из его стихотворений называется «Зима». Сегодня мы выучим это стихотворение и сможем прочесть в нашей телестудии. Сейчас я вам его прочту, а вы послушаете, и скажите, какие приметы зимы отмечает автор в этом стихотворении.
Чтение 1-е воспитателем
.
2.

Беседа после чтения стихотворения:
- понравилось ли вам стихотворение ? - о чем рассказывается в стихотворении? -о каком снеге ? -как автор описывает лес? - с чем сравнивается лес? - что такое пелена? Более точный ответ вы сможете найти в словаре
-
Назовите признаки зимы, которые отмечает автор совами из этого стихотворения? (снег кружится, падает, ложится, поле снегом забелело, лес заснул крепко, непробудно, стали дни коротки, солнце светит мало, пришли морозцы). - Как вы понимаете «И под утро снегом поле забелело. Что значит забелело?

И г р а

1 .
Давайте попробуем выразить поэтический образ стихотворения через движения. Я буду медленно читать строчки стихотворения, а вы показывать движения. Встаем, Готовы? Молодцы, каждый из вас смог передать свой образ зимы.
Игра

2.

Теперь

поиграем

в

игру

«Спрашиваю-отвечаем»,
я спрашиваю вас строчкой из стихотворения, а вы мне этой же строчкой отвечаете, но ударение делаете на то слово, которое я сильнее выделяю голосом. - Белый снег пушистый в воздухе кружится? - И на землю тихо падает ложится? - И под утро снегом поле забелело? - Точно пеленою все его одело? - Темный лес, что шапкой принакрылся чудной? - И заснул под нею крепко, непробудно? - Стали дни коротки? Солнце светит мало? - Вот пришли морозцы? И зима настала?
Игра 3.
А теперь встанем и поиграем в
игру « Роботы ».
Будем произносить слова отрывно по слогам.
Игра 4.
Посмотрите, что у меня в руках? И сейчас мы поиграем в игру
«Продолжи».
Я начинаю строчку, а продолжает тот на кого укажет волшебная палочка, но строчку необходимо проговаривать целиком с самого начала четко и громко.
Воспитатель:
-Ребята, я нарисовала картинки к нашему стихотворению. Они лежат у вас в конвертах на столах, сейчас вы пройдете к своим местам, достаните картинки и разложите их перед собой. Давайте определим какая картинка подойдет к первой строчке стихотворения? Выкладывать будем слева направо. Кто желает поработать у доски? (работа у доски и за столами). - Молодцы, а теперь давайте хором прочитаем стихотворение по картинкам, четко проговаривая каждое слово. Поставьте указательный пальчик под первой картинкой и следите. Молодцы!

Воспитатель:
А теперь мы готовы оказаться в телестудии. (Ставлю телевизор). - Здравствуйте, дорогие телезрители, я приветствую вас, в нашей телепередаче « Литературная гостиная», в которой мы сможем принять участие и прочесть стихотворение Сурикова «Зима». На правах телеведущей я открою литературную гостиную и прочту стихотворение.
Чтение 2-е воспитателем
. - Кто из вас желает прочесть стихотворение Сурикова? Чтение детей (3-4 чел). - Я знаю, что вы приготовили для нашей телепередачи свои любимые стихи и сейчас я предлагаю вам их прочитать. Кто желает? Чтение стихов.
Воспитатель:

- Легко ли вам было быть участниками телепередачи и почему?

- Заинтересовано ли вы слушали друг друга и почему?

- Назовите тех авторов, стихотворения которых сегодня вы услышали в

телепередаче?

- Кто, по вашему мнению, более выразительно и эмоционально прочитал

стихотворение?

- Кого из чтецов вы бы отправили на конкурс чтения стихов и почему?

Воспитатель:
Уважаемые телезрители наша телепередача подошла к концу, спасибо вам за внимание. Благодарю участников, телезрителей и гостей телестудии.


В раздел образования