"Развитие творческого мышления и творческих способностей обучающихся ."
Автор: Кириченко Ольга Юрьевна Должность: преподаватель Учебное заведение: ГБПОУ "Волгоградский технологический колледж" Населённый пункт: город Волгоград Наименование материала: статья Тема: "Развитие творческого мышления и творческих способностей обучающихся ." Раздел: среднее профессиональное
Развитие творческого мышления и творческих
способностей обучающихся
Объективными
социальными
потребностями
общества
обуславливается
необходимость по формированию конкурентоспособного молодого поколения
как
одной
из
важнейшей
жизненной
необходимости,
так
как
в
каждой
профессиональной
деятельности
заложено
требование
от
специалиста
не
только
его
предметной
компетентности,
умений,
мастерства,
зрелости
в
информационном поле, но и качественной подготовки в психологическом
аспекте.
В
условиях
модернизации
содержательной
части
дополнительного
и
профессионального
образования
молодежи
одной
из
приоритетных
задач
становится обучение и воспитание творческой личности, которая готова к
принятию самостоятельных решении, а также к несению ответственности за
принятые решения. Более того, для современных молодых
людей важно
уметь
воплощать
свои
идеи
в
реальность,
а
также
использовать
уже
имеющиеся идеи и наработки и приобретать новые знания, отвечающие
требованиям времени [1, с.213].
Современное
состояние
подготовки
будущих
выпускников
в
средних
специальных и средних учебных заведениях обуславливает необходимость
для поиска качественно новых путей
и решений по повышению уровня
теоретического
и
практического
обучения,
подготовке
к
творческому
самостоятельному труду, а главное – использованию в будущей профессии
оптимальных методов и средств подготовки будущих выпускников.
Научно-технический
прогресс
сегодня
в
значительной
мере
влияет
на
качественные изменения
технологии процессов, а также на технические
средства. Результатом становится изменение подходов и сущности в труде
труда рабочего. Труд последнего приобретает черты творчества по своему
содержанию. Кроме того труд требует наличие определенных знаний, что
приближает его к деятельности инженерно-технических работников. В связи
с
этим
в
процессе
подготовки
требуется
вооружение
будущих
рабочих
знаниями
и
навыками,
способствование
формированию
повышенного
интереса к современным технологиям, технике, непосредственно к самой
профессии.
В
данном
контексте
следует
отметить
и
необходимость
расширения
технического
кругозора,
развитие
интеллектуальных
возможностей, а так же творческих способностей, от которых в дальнейшем
зависит успех в карьере от приобретения знаний, навыков и умений для
осуществления дальнейшей самостоятельной деятельности.
Подготовка
квалифицированных
кадров
сегодня
происходит
на
фоне
падения престижности в
научно-техническом труде и рационализаторско-
изобретательском
творчестве,
низком
уровне
конкурентоспособности
отечественной продукции, которая не востребована за рубежом и даже внутри
нашего государства. В связи с этим требуется постоянно, с использованием
дидактических средств, различных методов развивать мышление будущих
выпускников
до
уровня,
который
позволил
бы
активно
участвовать
в
различных творческих исследованиях [3, с.37].
Постоянные
изменения
в
экономической
и
социокультурной
жизни
современного российского общества являются индикатором необходимости
осуществления качественных преобразований во всей действующей системе
профессионального образования. К числу ключевых тенденций относится
направленность
рассматриваемого
образования
не
столько
на
прочное
усвоение студентами умений, навыков и знаний, сколько на становление
потенциала личности в творческом плане.
В данном контексте
следует
понимать формирование его профессиональных интересов, познавательных
умений, а самое главное – креативности в его деятельности. По мнению
автора настоящей статьи, именно креативность способна сделать из простого
рабочего мыслящего человека, который будет вносить рационализаторские
предложения в процессе своей деятельности. В этой связи особое значение
приобретает проблема, связанная с развитием дополнительного образования,
а также проблема развития творческих способностей обучающихся
Итак, под творческими способностями следует понимать
индивидуально-
психологические особенности человека,
которые влияют на успешность
приобретения знаний, навыков и умений творческой деятельности
Целью
рассмотрения
развития
творческих
способностей
будущих
специалистов является создание предпосылок и условий для их личностной
творческой самореализации.
Следует отметить, что как показывает практика занятия в так называемых
предметных
или
технических
кружках
способствует
расширению
и
углублению
знаний
будущих
специалистов,
а
также
приобретение
ими
навыков деятельности в творческом поле.
Предметные кружки могут быть созданы при учебных аудиториях
и
кабинетах для тех, кто проявляет интерес к расширению своих знаний в
рамках отдельных предметов.
В
свою
очередь
кружки
технического
творчества
служат
объединяющим
фактором для студентов, которые проявили свои способности при создании
макетов, моделей, а также в техническом конструировании. Автор настоящей
статьи
полагает,
что
именно
выше
упомянутые
инструменты
являются
точкой
отсчета
на
рационализаторском
пути,
на
пути
изобретений
и
совершенствования
методов
организации
труда.
Например,
кружок
«Информатика
в
производстве»
будет
способствовать
нахождению
новых
решений
в
управлении
производственными
процессами.
Такая
направленность
весьма
актуальна,
так
как
современное
производство
подразумевает наличие различных технических устройств с программным
обеспечением.
Работа
подобных
«творческих»
кружков
должна
находить
точки
соприкосновения с иными формами учебной работы, а также содействовать в
получении дополнительных знаний [4, с.136].
Кроме
того,
на
уровне
учреждений
могут
разрабатываться
специальные
программы, включающие в себя разработку дополнительного оборудования,
устройств,
применяемых
на
производстве.
Причем
инициаторами
технических
устройств
(или
дополнительных
«гаджетов»)
будут
являться
сами обучающиеся.
Представленные
педагогические
технологии
обучения
во
многом
подразумевают
применение
различных
средств
обучения,
связанных
с
развитием
способностей
студентов
в
творческом
поле.
В
рамках
педагогической практики нами предлагаются также
занятия по игровой
технологии обучения. На занятиях используются задания на основе Droodle-
головоломок. С
помощью подобных занятий можно продиагностировать
уровень
развития
и
творческого
начала
обучающихся.
Кроме
того,
представленные
занятия
позволяют
развивать
творческие
способности,
способствуют
повышению
уровня
мотивации.
Все
вышеперечисленное
составляет ценность рассматриваемого средства. Возможны три направления
использования друдлов [2, с.105]:
1. Для приятного времяпрепровождения, как при разгадывании кроссворда
или других головоломок.
2. В тестировании и исследовании познавательных способностей человека.
3. Для осознанного развития творческих способностей, гибкости мышления и
умения подойти к ситуации с разных сторон. Вообще, друдл – это загадка-
головоломка.
Работа
с
головоломками
базируется
на
способности
мозга
выстраивать
ассоциативные связи между произвольно выбранными понятиями. Если в
качестве одного из объектов выступает предложенный друдл, то в качестве
другого определенное слово или понятие (объект). Преимущества данного
подхода в наличии внешнего объекта, стимулирующего поиск идей. В то
время как простой, спонтанный поиск описаний представляет собой развитие
изнутри наружу. Выполнение заданий на развитие творческих способностей
не должны идти наравне с обычными заданиями на отработку практических
умений и навыков. После выполнения основных контрольных заданий, либо
изучения
теоретического
материала,
нужно
предложить
студентам
выбор
между выполнением дополнительных заданий и дальнейшей работы, для
развития
творчества,
которая
принесет
дополнительные
баллы,
либо
закончить работу досрочно.
Данные
условия
несут
свободу
выбора
для
каждого
студента,
которые
позволят
студенту
самому
оценить
себя,
свои
возможности
и
силы,
добровольно прийти к решению как поступать в данной ситуации. При таких
условиях
студент
будет
положительно
мотивирован
на
выполнение
предложенных
дополнительных
заданий,
в
которых
происходит
самовыражение
студента,
активная
мыслительная
деятельность
и
подключается стремление к лидерству. Задания могут меняться, дополняться,
либо
усложняться,
здесь
подключается
творчество
преподавателя
и
его
анализ проделанной работы с группой. Задания с друдл головоломками могут
легко сочетаться с пройденными на занятиях темами, что может помочь в
закреплении
полученных
теоретических
знаний,
что
соединяет
в
работе
приятное и полезное.
Положительную роль в развитии творческого мышления у студентов может
также
сыграть
применение
в
учебном
процессе
технологии
кейс-метода,
позволяющего на примере разбора реальных ситуаций научить студентов
оценивать производственную ситуацию в целом и принимать конкретные
решения для выхода из проблемной ситуации. Это способствует развитию
гибкости мышления, творческого подхода, умению мыслить системно. Кроме
того, разбор кейса в группе вырабатывает у студентов элементы делового
общения,
этического
поведения,
доброжелательного
отношения,
положительного, конструктивного мышления.
Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и
практику,
что
представляется
достаточно
важным
при
подготовке
специалиста.
Процесс
решения
проблемы,
изложенной
в
кейсе
–
творческий
процесс
познания,
подразумевающий
коллективный
характер
познавательной
деятельности.
Метод
обеспечивает
имитацию
творческой
деятельности
студентов по производству известного в науке знания, его можно также
применять и для получения принципиально нового знания.
Технология довольно проста. Она предполагает создание по определенным
правилам
модели
произошедшей
в
реальности
конкретной
ситуации.
Ситуация описывается в тексте – кейсе, который может быть разным по
объему
и
детализации.
После
прочтения
кейса
необходимо
дать
его
системное
описание,
сформировать
свою
трактовку
приведенных
в
нем
фактов, оценок, предположений. Далее следует анализ поставленной в кейсе
проблемы и поиск выхода.
Особенность
метода
в
том,
что
он
задействует
сразу
несколько
методов
обучения
и
дает
студентам
возможность
освоить
и
закрепить
формы
познания
и
анализа
действительности
в
комплексе:
с
использованием
моделирования,
системного
анализа,
проблемного
метода,
мысленного
эксперимента, методов описания, классификации и игровых методов.
В
данном
контексте
подразумевается
развитие
профессионального
творческого
мышления.
Под
профессиональным
творчеством
следует
понимать
наблюдение,
поиск
и
нахождение
качественно
новых
способов
решения тех или иных задач профессионального уровня, а также анализ
ситуаций
в
профессиональном
плане
и
последующее
принятие
профессиональных решений. Значение подобного эффективного процесса в
рамках
меняющихся
условий
в
профессиональной
деятельности
сложно
переоценить.
Автор
настоящей
статьи
полагает,
что
необходимо
раскрыть
вопрос,
связанный
с
результатами
творческой
деятельности
в
«выбранной
профессии». В частности, обучающиеся могут овладеть качественно новым и
более
широким
пониманием
предмета
будущей
профессии
(новые
предложения, новые закономерности, новые принципы). Кроме того, у них
могут
вырабатываться
новые
подходы
к
способам
профессиональных
действий непосредственно с предметом труда. Иными словами, обучающиеся
могут
узнать
о
новых
технологиях,
новых
моделях
организации
производства, новых правилах и стандартах. Что самое важное будущие
специалисты могут выпускаться с ориентировкой на получение кардинально
новых результатов в своей деятельности.
Для
достижения
вышеперечисленного
студентам
и
учащимся
подобных
заведений заранее необходимо обладать целым набором качеств, таких как:
– видение проблемы там, где их коллеги ее еще не усматривают;
– потребность в новых идеях;
– способность замечать альтернативные варианты и видеть предмет труда с
совершенно иного нестандартного ракурса;
– способность к субъективному уподоблению
– способность к быстрому преодолению профессиональных барьеров;
–
способность
к
мысленному
подключению
себя
в
систему
средств
и
предметов труда;
– способность обращать внимание на нестандартные или незначительные
события;
– готовность подходить критически к общепринятым правилам и новым
творческим идеям;
–
умение создавать новые комбинации из имеющихся, осуществлять все
преобразования
мысленно
и
применительно
к
разным
сторонам
труда,
средству, предмету, результату;
–
готовность
осуществлять
свою
деятельность
с
новой
реальностью,
например компьютерной, т. д.
Таким образом, используя в дополнительном образовании определенный
инструментарий, вполне возможно добиться положительных тенденций от
обучающихся.
Более
того,
применение
творческих
способностей
на
производстве
обеспечит
конкурентоспособность
не
только
выпускаемой
продукции (что также важно в рамках программы импортозамещения), но и
престиж самого профессионального и дополнительного образования.
Список литературы
1.
Новиков А.М. Профессиональная педагогика. - Москва, 2011. – 422 с.
2.
Рогачев А.А. Развитие творческих способностей студентов на учебных
занятиях как средство повышения качества образования // Новая наука: Опыт,
традиции, инновации. - 2016. - № 3-2 (71). - С. 102-106
3.
Султанова Ф.Р. Роль учреждения дополнительного образования детей в
системе развития образования // Методист. - 2010. - № 10. - С. 36-37.
4.
Юхно В.А. Роль дополнительного образования как средства
формирования конкурентоспособности выпускника учреждений среднего и
среднего специального образования // Современная система образования:
опыт прошлого, взгляд в будущее. - 2013. - № 2. - С. 135-139.