Тематическое планирование по предпрофильной подготовки. 9 класс
Автор: Волкова Ирина Владимировна Должность: учитель изобразительного искусства Учебное заведение: МОБУ СОШ №16 Населённый пункт: Республика Башкортостан, г. Белорецк Наименование материала: методическая разработка Тема: Тематическое планирование по предпрофильной подготовки. 9 класс Раздел: среднее образование
Рассмотрено:
руководитель ШМО
___________Волкова И.В.
« »__________2016год
Согласовано:
зам. директора по УВР
_____________Гиниятуллина Н.В.
« »___________2016 год
Утверждено:
Директор МОБУ СОШ №16г. Белорецк
______________________Елисеева Л.В.
« »_________________2016 год
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №16 г. БЕЛОРЕЦК
Рабочая программа учебного курса
«Предпрофильной подготовка».
9 класс.
На 2016-2017учебный год
Учитель: Волкова И.В.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая
программа
учебного
курса
«Предпрофильная
подготовка»
разработана
на
основе
примерной
программы
по
технологии для общеобразовательных школ РФ.
Учебный курс «Предпрофильная подготовка» предназначен для учащихся 9 класса, на изучение курса отводится 34 часов, 1
час в неделю.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника Богатырева А.Н., Очинин О.П., Самородского П.С. и др./Под
ред. Симоненко В.Д. «Технология»
для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений– М.: Вентана-Граф, 2004.
Учебный курс «Предпрофильной подготовки» предназначен для формирования у школьников профессионального самосознания
и осознанного профессионального намерения, осознанию интереса к будущей профессии, развитию творческих способностей.
Цели
курса:
подготовить
обучающихся
к
адекватному
профессиональному
самоопределению;
сформировать
у
них
обоснованное профессиональное намерение; развивать способности к профессиональной адаптации в современных социально-
экономических
условиях;
цель
изменения
порядка
изучения
тем
заключается
в
самопознании
самого
себя,
а
затем
в
обосновании выбора профессии и творческому развитию личности.
Задачи курса:
1.
Знакомство учащихся с научными основами профессионального самоопределения.
2.
Повышение профессиональной грамотности учащихся.
3.
Формирование
у
обучающихся
профессиональной
направленности,
профессионального
самосознания
и
призвания,
положительного отношения к себе как субъекту будущей профессиональной деятельности.
4.
Развитие
у
обучающихся
умения
анализировать
профессии
и
профессиональную
деятельность
и
соотносить
свои
способности с требованиями профессии.
5.
Формирование потребности в профессиональном самосовершенствовании.
6.
Развитие творческих способностей и эстетического вкуса.
В результате изучения учащихся должны:
Знать социальную и личностную значимость правильного профессионального самоопределения; ситуацию выбора профессии;
возможные ошибки и затруднения при выборе профессии; правила выбора профессии; понятие о профессиях, специальностях,
должностях; отрасли экономики; способы классификации профессий, понятия о психофизиологических особенностях личности,
связанных
с
выбором
профессии;
сущность
и
этапы
выполнения
профессиональных
проб;
требования
к
выполнению
и
оформлению творческого проекта «Уютный дом»
уметь анализировать профессиональную деятельность по основным признакам; составлять формулу профессии; соотносить
свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; составлять план подготовки к профессиональному
самоопределению; выполнять профессиональные пробы; пользоваться сведениями о путях получения профессионального
образования
и
возможностях
трудоустройства;
выполнять
и
защищать
проект
«Выбор
профессии»;
заполнять
карту
самоконтроля готовности к профессиональному самоопределению; уметь работать с разными видами материалов
иметь представление о смысле и значении труда в жизни человека и общества; о современных формах организации труда; о
сущности хозяйственного механизма в рыночных условиях; о предпринимательстве; о рынке труда.
Данный курс знакомит учащихся с многообразием мира профессий, помогает соотнести полученные знания о самом себе
с существующими вариантами профессиональной деятельности, знакомит с «технологией» поиска работы.
Ключевыми понятиями в данном курсе являются: профессия, карьера, жизненные цели, личный профессиональный план,
профессиональная пригодность, призвание, технология поиска работы, автобиография, деловое общение.
В рамках обучения определены уроки следующих типов:
-
Урок ознакомления с новым материалом
-
Урок закрепления изученного
- Урок применения знаний и умений
- Урок обобщения и систематизации знаний
- Урок проверки и коррекции знаний и умений
-
Комбинированный урок
- Урок практикум.
В
рамках
данного
курса
используются
инновационные
образовательные
технологии
и
формы
занятий
–
проектные
технологии,
здоровьесберегающие
технологии,
личностно-ориентированное
обучение,
коллективно-индивидуальная
мыследеятельность,
сюжетно- ролевые игры, лекции, беседы, практические работы с изучением различных материалов и
техник.
Проектная деятельность способствует развитию творческой, активно действующей личности и формированию системы
интеллектуальных и общетрудовых знаний и умений учащихся.
Использование личностно-ориентированного подхода позволяет выработать в процессе обучения индивидуальный подход к
каждому ребенку, что не только акцентирует внимание на особенностях личностного восприятия им предмета и реализует
потребности каждого ученика в особом подходе, но и повышает уровень собственных достижений и возможностей в выборе
профессии.
В ходе лекций и бесед освещается обозначенные темы занятий и актуализируются имеющиеся знания у учащихся.
Диагностические
процедуры,
тесты
позволяют
исследовать
качества,
способности,
возможности
каждого
участника
в
соотнесении с различными профессиями.
Сюжетно-ролевые
игры
дают
возможность
учащимся
попробовать
себя
в
различных
ролях,
достигнуть
объективной
самооценки, соотнести свои способности и желания с различными профессиями, расширить круг возможного выбора своего
жизненного пути и профессионального определения.
В процессе работы по данной программе у каждого учащегося формируется личная папка с результатами исследований,
диагностики, материалами об изучаемых и выбираемых профессиях и т.д.
Формы и средства контроля.
Знания и умения учащихся оцениваются на основании устных ответов ( выступлений), а также практической деятельности
(тесты), учитывая их соответствие требованиям программы.
По окончании первого полугодия – пишется сочинение «Мои
жизненные планы». Изучение курса завершается выполнением и защитой творческого проекта «Выбор профессии». Ученик
должен знать требования к оформлению проектной работы, оценивать и защищать выполненную работу.
Общая характеристика учебного предмета
В соответствии с концепцией модернизации российского образования на старшей ступени общеобразовательной школы
предусматривается профильное обучение, задача которого-создание в старших классах общеобразовательной школы системы
специализированной подготовки, ориентированной на индивидуализацию обучающихся с учетом потребностей рынка труда.
Профильное
обучение
в
старших
классах
предваряет
предпрофильная
подготовка
–
система
педагогической,
психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, включающая мероприятия по
профильной ориентации психолого-педагогической диагностики учащихся, их анкетирование, консультирование, организацию
“пробы сил” и т.п. Профильная ориентация призвана способствовать принятию учащимися осознанного решения о выборе
направления
дальнейшего
обучения
и
созданию
условий
для
повышения
готовности
подростков
к
социально-
профессиональному самоопределению.
Программа разработана с учетом целей и задач, поставленных в Концепции профильного обучения и в соответствии с
обязательным минимумом содержания основных образовательных программ. В программе изложены современные взгляды на
проблему выбора профессии и планирования карьеры и даны диагностические и профориентационые материалы, которые
должны помочь ребятам в выборе профессии.
Программа рассчитана на один год при одном уроке в неделю. Каждая тема укладывается в один урок. В программе
использованы различные типы уроков. В них входит профессиональная диагностика с использованием надежных методик,
деловых и ролевых игр, проблемно-поисковых задач, элементов исследовательской и проектной творческой деятельности.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствие с учебным планом МОБУ СОШ №16 г. Белорецк на предмет « Предпрофильная подготовка» в 9 классе
отведено 34 часа ( 1 час в неделю).
Описание ценностных ориентиров содержания предпрофильной подготовки в школе.
Самоопределение при выборе профессии понимается как процесс, включающий в себя:
1) определение социумом тех требований, которые предъявляются к представителям тех или иных профессий и к работнику
в целом;
2) создание системы информирования о ценностях востребованных в обществе профессиях;
3) выявление индивидуальных склонностей к конкретным видам профессиональной деятельности;
4) организацию процесса согласования общественных требований и личных интересов при выборе профессии;
5)
собственную
активность
личности
в
плане
соотношения
различных
преимуществ
занятия
тем
или
иным
профессиональным трудом при выборе конкретной профессии.
Самоопределение связано с теми ценностями,
которые существуют в социальной системе и принимаются личностью в
качестве ориентиров в ситуации выбора вариантов освоения конкретных видов трудовой деятельности.
Ценности, влияющие на выбор профессии можно разделить по следующим группам, исходя из носителя ценностей:
1. Ценности общества (актуальная культура), ценности социальной группы – связаны с представлением о престижности
профессий, моде на профессии, с востребованностью профессии на конкретной территории;
2. Ценности личности
(находятся во взаимосвязи с ценностями общества,
но предполагается наличие ценностей
индивидуальности, связанных с природной, предрасположенностью к той или иной деятельности, жизненным опытом,
семейным воспитанием, что в свою очередь определяет склонность к профессии, отношение к труду и профессиональной
деятельности (как к долгу, призванию, либо необходимости);
3. Ценности профессии (те блага, которые несет в себе тот или иной вид деятельности): материальные возможности,
которые дает профессия,
содержание труда,
возможности самореализации в работе,
значимость конкретных условия
профессиональной деятельности, статус, карьерный рост и т.п.
Личностные, метопредметные и предметные результаты освоения предмета .
Предмет ориентирован на становление личностных характеристик выпускника:
- любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные
традиции;
-осознающий
и
принимающий
ценности
человеческой
жизни,
семьи,
гражданского
общества,
многонационального
российского народа, человечества;
-активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
-умеющий
учиться,
осознающий
важность
образования
и
самообразования
для
жизни
и
деятельности,
способный
применять полученные знания на практике;
-социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями,
осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;
-уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для
достижения общих результатов;
-осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и
окружающей его среды;
-ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах
устойчивого развития общества и природы.
получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества;
о мире профессий и важности правильного выбора профессии;
-усвоение
первоначальных
представлений
о
материальной
культуре
как
продукте
предметно-преобразующей
деятельности человека;
-
приобретение
навыков
самообслуживания;
овладение
технологическими
приемами
ручной
обработки
материалов; усвоение правил техники безопасности;
-использование
приобретенных
знаний
и
умений
для
творческого
решения
несложных
конструкторских,
художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;
-приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи,
планирования и организации.
Профессионал-это человек, которому профессиональная деятельность помогает удовлетворять практически все потребности,
от
низших
до
высших
(самоуважение,
самоактуализация).
Профессионализм
зависит
не
от
содержания
работы,
а
от
квалификации, личностных качеств и мотивации человека. В профессионале все эти качества гармонично сочетаются. Человек
выбирает профессию и карьеру в соответствии со своими убеждениями и ценностями.
Основная цель курса - формирование психологической готовности подростка к профессиональной карьере.
Основные задачи курса:
формирование адекватного представления учащихся о своем профессиональном потенциале на
основе самодиагностики и знания мира профессий; ознакомление со спецификой современного рынка труда, правилами выбора
и способами получения профессии.
Результаты изучения курса
Сформированные представления о понятиях:
1.психологические особенности личности;
2. самоопределение;
3.профессиональные интересы и склонности;
4.способности, креативность;
5.классификация, типы и подтипы профессий;
6. профессиограмма;
7. проектирование профессионального жизненного пути;
8.карьера, этапы построения карьеры;
9. личный профессиональный план;
10. конструктивное общение;
11. адекватная самооценка;
12. профессиональная пригодность и компенсация;
13. рынок труда.
Приобретенные умения и навыки:
1.определение психологических особенностей своей личности;
2.выявление своих способностей и профессиональных интересов;
3.определение соответствия выбранной профессии своим способностям, личностным качествам и запросам личности, а
также запросам рынка труда;
4. работы с профессиограммами;
5 ориентирования в типах и подтипах профессий;
6 составления личного профессионального плана и мобильного его изменения;
7. разработка алгоритма построения своей профессиональной карьеры.
Используемые методические средства
:
·теоретическое осмысление понятий,
· диагностирование,
·профориентационные и ролевые игры, упражнения,
· презентации по темам курса,
· самоанализ и самооценка, самопрезентация,
· рефлексия.
Виды контроля знаний и умений:
· периодический в форме контрольных вопросов по изученным темам;
. защита творческого проекта «Выбор профессии».
· творческий проект « Уютный дом».
Содержание учебного предмета.
Основы
профессионального
самоопределения.
Отрасли
экономики.
Классификация
профессий.
Профессиограмма
и
психограмма. Экскурсия на БМК. Психические процессы, важные для профессионального самоопределения.
Методика
определения
внимания,
памяти.
Мотивы
и
ценностные
ориентации
самоопределения.
Профессиональные
и
жизненные
планы.
Профессиональная
пригодность.
Профессия
и
здоровье.
Пути
освоения
профессии.
Правила
выбора
профессии.
Экскурсия
в
отделение
связи.
Анализ
профессий
по
Климову.
Значение
темперамента
и
характера
в
профессиональном самоопределении. Профессия и карьера. Профессиональная деятельность в торговле. Профессиональная
деятельность в легкой и пищевой промышленности. Профессиональная деятельность на БМК.
Защита творческого проекта «Выбор профессии».Творческие методы поиска новых решений. Тематика творческих проектов.
Проектная документация.
Творческий проект «Уютный дом».(выполнение композиции с пользованием изученных материалов и техник).
Календарное тематическое планирование.
9 класс
№
п/п
Тема урока .
Кол
часов
дата
Требования к знаниям
Плани-
рована
я
Фактич
еская
Основы профессионального самоопределения .
1.
Основы профессионального
самоопределения.
1
1 нед.
Сентяб
ря
Знать: сущность концепции «я», самооценка и ее роль в
профессиональном самоопределении личности.
Уметь: определять уровень самооценки
2.
Отрасли экономики.
Классификация профессий.
1
2 нед.
Сентяб
ря
Знать : определение понятия формула профессий, предмет
труда, цель труда, орудие труда, структуру и содержание
таблицы Е.А. Климова
Уметь: объяснить сущность понятий «классификация
профессий», «цели труда», «орудия труда».
3.
Профессиограмма и
психограмма.
1
3 нед.
Сентяб
ря
Знать : что такое
профессиограмма, психограмма, содержание труда, условия
труда ,
требования профессии к человеку
4.
Экскурсия на БМК.
1
4 нед.
Сентяб
ря
Знать и выполнять ПТБ, особенности данных профессий.
5.
Психические процессы,
важные для профессионального
самоопределения.
1
1 нед.
октябр
я
Знать : что такое «ощущение», виды ощущений, виды
памяти, виды внимания, мышление человека и его роль в
профессиональной деятельности.
6.
Методика определения
внимания, памяти
1
2 нед.
октябр
я
Знать : определение понятия «внимание; качества внимания;
виды внимания. Определение понятия «память»; процессы
памяти(запоминание, сохранение, воспроизведение);
Виды памяти, особенности отдельных приемов
запоминания.
Уметь: использовать приемы концентрации внимания,
памяти адекватные конкретным ситуациям.
7.
Мотивы и ценностные
ориентации самоопределения
1
3 нед.
октябр
я
Знать:
Определение понятий «мотив», «мотивация»;
Уметь: выявлять свои мотивы в получении будущей
профессии; определять свои жизненные ценности с учетом
предлагаемых профессиональных предпочтений.
8.
Профессиональные и
жизненные
планы
1
4 нед.
октябр
я
Уметь:
-провести сравнительный анализ по ЛПП составленного в
начале и конце изучения курса; делать вывод о своей
готовности к осознанному выводу будущей профессии.
9.
Профессиональная пригодность
1
1 нед.
ноября
Уметь:
-провести сравнительный анализ по ЛПП составленного в
начале
и
конце
изучения
курса;
делать
вывод
о
своей
готовности к осознанному выводу будущей профессии.
10.
Профессия и здоровье
1
2 нед.
ноября
Знать : определение понятий здоровье, координация
движений, глазомер, медицинские противопоказания
11.
Профессиональная проба.
1
3 нед.
ноября
Знать : определение понятия профессиональная проба
12.
Пути освоения профессии.
Правила выбора профессии.
1
4 нед.
ноября
Знать : определение понятия профессиональное
самоопределение, система профессиональной подготовки
кадров, ситуация выбора профессии; ошибки и затруднения
при выборе профессии; правила выбора профессии
13.
Экскурсия на предприятие.
1
1 нед.
декабр
я
Знать и выполнять ПТБ, особенности данных профессий.
14.
Анализ профессий по Климову
1
2 нед.
декабр
я
Знать : определение понятия формула профессий, предмет
труда, цель труда, орудие труда.
15.
Значение темперамента и
характера в профессиональном
самоопределении.
1
3 нед.
декабр
я
Знать : типы темпераментов, характерные особенности,
отличие характера от темперамента.
16.
Профессия и карьера
1
4 нед.
декабр
я
Знать: определение понятий карьера вертикальная и
горизонтальная; уровни притязаний заниженный,
завышенный, реальный; план профессионального роста.
Факторы профессионального роста.
17.
Профессиональная
деятельность в торговле,
в легкой и пищевой
промышленности
1
3 нед.
января
Знать: Торговля, магазины, профессии в сфере торговли,
типы предприятий общественного питания, профессии в
сфере общественного питания.
Знать : Легкая промышленность; структура л/п; профессии
в сфере л/п;
Пищевая промышленность, профессии в сфере пищевой
промышленности
18.
Профессиональная
деятельность на БМК.
1
4 нед.
января
Знать и уметь этапы развития предприятия; структуру;
технологические стадии ; профессии в сфере металлургии.
19-
20
Защита творческого проекта
«Выбор профессии»
2
1-2
нед.
феврал
я
Уметь анализировать информацию, знать факторы
профессионального роста, особенности профессии.
Творческая деятельность( изучение техник работы с разными материалами, ДПИ.)
21
Творческие методы поиска
новых решений. Тематика
творческих проектов.
Проектная документация.
1
3 нед.
феврал
я
Знать творческие методы поиска новых решений, тематику
творческих проектов, Проектную документацию.
Уметь выбирать творческую деятельность
22-
23
Декупаж. Технология и
применение.
2
4 нед.
Феврал
я
1 нед.
марта
Знать способы работы в техники «Декупаж»
24-
25.
Канзаши.История
возникновения и
современность.
2
2 нед.
Марта
3 нед.
марта
Знать и уметь выполнять различные элементы урашения
канзаши.
26-
27.
Валяние. История
возникновения и
современность.
2
4 нед.
Марта
1 нед.
апреля
Знать особенности видов валяния (сухое и мокрое), уметь
работать в технике «сухое валяние».
28-
29.
Украшения из ткани и
фоамирана для одежды и
предметов интерьера.
2
2 нед.
Апреля
3 нед.
апреля
Уметь выполнять украшения из ткани и фоамирана.
30
31
32
33.
34.
.
Творческий проект
«Уютный дом».(выполнение
композиции с пользованием
изученных материалов и
техник). Защита творческого
проекта.
5
4 нед
апреля,
1-4
нед.
мая
Уметь выполнять творческий проект «Уютный дом» с
умением выполнять композицию ,используя изученный
материал и техники, уметь выполнять защиту проекта.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения.
Для обучающихся:
1. «Технология». 9 класс.под редакцией В.Д. Симоненко. Москва Изд.центр « Вента-Граф» 2004.
Для учителя:
1.М.С.Гуткин, П. С. Лернер, Г.Г.Ф. Михальченко «Твоя профессиональная карьера» 8-9 класс под редакцией С.Н. Чистяковой
Москва год«Просвещение» 2005 год.
2. «Технология». 9 класс.под редакцией В.Д. Симоненко. Москва Изд.центр « Вента-Граф» 2004.