Напоминание

Тематическое планирование по предпрофильной подготовки. 9 класс


Автор: Волкова Ирина Владимировна
Должность: учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: МОБУ СОШ №16
Населённый пункт: Республика Башкортостан, г. Белорецк
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Тематическое планирование по предпрофильной подготовки. 9 класс
Раздел: среднее образование





Назад




Рассмотрено: руководитель ШМО ___________Волкова И.В. « »__________2016год Согласовано: зам. директора по УВР _____________Гиниятуллина Н.В. « »___________2016 год Утверждено: Директор МОБУ СОШ №16г. Белорецк ______________________Елисеева Л.В. « »_________________2016 год
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №16 г. БЕЛОРЕЦК

Рабочая программа учебного курса

«Предпрофильной подготовка».

9 класс.

На 2016-2017учебный год

Учитель: Волкова И.В.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса «Предпрофильная подготовка» разработана на основе примерной программы по технологии для общеобразовательных школ РФ. Учебный курс «Предпрофильная подготовка» предназначен для учащихся 9 класса, на изучение курса отводится 34 часов, 1 час в неделю. Рабочая программа ориентирована на использование учебника Богатырева А.Н., Очинин О.П., Самородского П.С. и др./Под ред. Симоненко В.Д. «Технология» для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений– М.: Вентана-Граф, 2004. Учебный курс «Предпрофильной подготовки» предназначен для формирования у школьников профессионального самосознания и осознанного профессионального намерения, осознанию интереса к будущей профессии, развитию творческих способностей.
Цели

курса:
подготовить обучающихся к адекватному профессиональному самоопределению; сформировать у них обоснованное профессиональное намерение; развивать способности к профессиональной адаптации в современных социально- экономических условиях; цель изменения порядка изучения тем заключается в самопознании самого себя, а затем в обосновании выбора профессии и творческому развитию личности.
Задачи курса:

1.
Знакомство учащихся с научными основами профессионального самоопределения.
2.
Повышение профессиональной грамотности учащихся.
3.
Формирование у обучающихся профессиональной направленности, профессионального самосознания и призвания, положительного отношения к себе как субъекту будущей профессиональной деятельности.
4.
Развитие у обучающихся умения анализировать профессии и профессиональную деятельность и соотносить свои способности с требованиями профессии.
5.
Формирование потребности в профессиональном самосовершенствовании.
6.
Развитие творческих способностей и эстетического вкуса.
В результате изучения учащихся должны:


Знать
социальную и личностную значимость правильного профессионального самоопределения; ситуацию выбора профессии; возможные ошибки и затруднения при выборе профессии; правила выбора профессии; понятие о профессиях, специальностях, должностях; отрасли экономики; способы классификации профессий, понятия о психофизиологических особенностях личности, связанных с выбором профессии; сущность и этапы выполнения профессиональных проб; требования к выполнению и оформлению творческого проекта «Уютный дом»
уметь
анализировать профессиональную деятельность по основным признакам; составлять формулу профессии; соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; составлять план подготовки к профессиональному самоопределению; выполнять профессиональные пробы; пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования и возможностях трудоустройства; выполнять и защищать проект «Выбор профессии»; заполнять карту самоконтроля готовности к профессиональному самоопределению; уметь работать с разными видами материалов
иметь
представление о смысле и значении труда в жизни человека и общества; о современных формах организации труда; о сущности хозяйственного механизма в рыночных условиях; о предпринимательстве; о рынке труда. Данный курс знакомит учащихся с многообразием мира профессий, помогает соотнести полученные знания о самом себе с существующими вариантами профессиональной деятельности, знакомит с «технологией» поиска работы. Ключевыми понятиями в данном курсе являются: профессия, карьера, жизненные цели, личный профессиональный план, профессиональная пригодность, призвание, технология поиска работы, автобиография, деловое общение. В рамках обучения определены уроки следующих типов: - Урок ознакомления с новым материалом - Урок закрепления изученного - Урок применения знаний и умений - Урок обобщения и систематизации знаний - Урок проверки и коррекции знаний и умений - Комбинированный урок - Урок практикум. В рамках данного курса используются инновационные образовательные технологии и формы занятий – проектные технологии, здоровьесберегающие технологии, личностно-ориентированное обучение, коллективно-индивидуальная мыследеятельность, сюжетно- ролевые игры, лекции, беседы, практические работы с изучением различных материалов и техник.
Проектная деятельность способствует развитию творческой, активно действующей личности и формированию системы интеллектуальных и общетрудовых знаний и умений учащихся. Использование личностно-ориентированного подхода позволяет выработать в процессе обучения индивидуальный подход к каждому ребенку, что не только акцентирует внимание на особенностях личностного восприятия им предмета и реализует потребности каждого ученика в особом подходе, но и повышает уровень собственных достижений и возможностей в выборе профессии. В ходе лекций и бесед освещается обозначенные темы занятий и актуализируются имеющиеся знания у учащихся. Диагностические процедуры, тесты позволяют исследовать качества, способности, возможности каждого участника в соотнесении с различными профессиями. Сюжетно-ролевые игры дают возможность учащимся попробовать себя в различных ролях, достигнуть объективной самооценки, соотнести свои способности и желания с различными профессиями, расширить круг возможного выбора своего жизненного пути и профессионального определения. В процессе работы по данной программе у каждого учащегося формируется личная папка с результатами исследований, диагностики, материалами об изучаемых и выбираемых профессиях и т.д.
Формы и средства контроля.
Знания и умения учащихся оцениваются на основании устных ответов ( выступлений), а также практической деятельности (тесты), учитывая их соответствие требованиям программы. По окончании первого полугодия – пишется сочинение «Мои жизненные планы». Изучение курса завершается выполнением и защитой творческого проекта «Выбор профессии». Ученик должен знать требования к оформлению проектной работы, оценивать и защищать выполненную работу.
Общая характеристика учебного предмета
В соответствии с концепцией модернизации российского образования на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение, задача которого-создание в старших классах общеобразовательной школы системы специализированной подготовки, ориентированной на индивидуализацию обучающихся с учетом потребностей рынка труда. Профильное обучение в старших классах предваряет предпрофильная подготовка – система педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, включающая мероприятия по профильной ориентации психолого-педагогической диагностики учащихся, их анкетирование, консультирование, организацию “пробы сил” и т.п. Профильная ориентация призвана способствовать принятию учащимися осознанного решения о выборе направления дальнейшего обучения и созданию условий для повышения готовности подростков к социально- профессиональному самоопределению.
Программа разработана с учетом целей и задач, поставленных в Концепции профильного обучения и в соответствии с обязательным минимумом содержания основных образовательных программ. В программе изложены современные взгляды на проблему выбора профессии и планирования карьеры и даны диагностические и профориентационые материалы, которые должны помочь ребятам в выборе профессии. Программа рассчитана на один год при одном уроке в неделю. Каждая тема укладывается в один урок. В программе использованы различные типы уроков. В них входит профессиональная диагностика с использованием надежных методик, деловых и ролевых игр, проблемно-поисковых задач, элементов исследовательской и проектной творческой деятельности.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствие с учебным планом МОБУ СОШ №16 г. Белорецк на предмет « Предпрофильная подготовка» в 9 классе отведено 34 часа ( 1 час в неделю).
Описание ценностных ориентиров содержания предпрофильной подготовки в школе.
Самоопределение при выборе профессии понимается как процесс, включающий в себя: 1) определение социумом тех требований, которые предъявляются к представителям тех или иных профессий и к работнику в целом; 2) создание системы информирования о ценностях востребованных в обществе профессиях; 3) выявление индивидуальных склонностей к конкретным видам профессиональной деятельности; 4) организацию процесса согласования общественных требований и личных интересов при выборе профессии; 5) собственную активность личности в плане соотношения различных преимуществ занятия тем или иным профессиональным трудом при выборе конкретной профессии. Самоопределение связано с теми ценностями, которые существуют в социальной системе и принимаются личностью в качестве ориентиров в ситуации выбора вариантов освоения конкретных видов трудовой деятельности. Ценности, влияющие на выбор профессии можно разделить по следующим группам, исходя из носителя ценностей: 1. Ценности общества (актуальная культура), ценности социальной группы – связаны с представлением о престижности профессий, моде на профессии, с востребованностью профессии на конкретной территории; 2. Ценности личности (находятся во взаимосвязи с ценностями общества, но предполагается наличие ценностей индивидуальности, связанных с природной, предрасположенностью к той или иной деятельности, жизненным опытом, семейным воспитанием, что в свою очередь определяет склонность к профессии, отношение к труду и профессиональной деятельности (как к долгу, призванию, либо необходимости);
3. Ценности профессии (те блага, которые несет в себе тот или иной вид деятельности): материальные возможности, которые дает профессия, содержание труда, возможности самореализации в работе, значимость конкретных условия профессиональной деятельности, статус, карьерный рост и т.п.
Личностные, метопредметные и предметные результаты освоения предмета
. Предмет ориентирован на становление личностных характеристик выпускника: - любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; -осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества; -активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества; -умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике; -социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством; -уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов; -осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды; -ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы. получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии; -усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека; - приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности; -использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач; -приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации.
Профессионал-это человек, которому профессиональная деятельность помогает удовлетворять практически все потребности, от низших до высших (самоуважение, самоактуализация). Профессионализм зависит не от содержания работы, а от квалификации, личностных качеств и мотивации человека. В профессионале все эти качества гармонично сочетаются. Человек выбирает профессию и карьеру в соответствии со своими убеждениями и ценностями.
Основная цель курса
- формирование психологической готовности подростка к профессиональной карьере.
Основные задачи курса:
формирование адекватного представления учащихся о своем профессиональном потенциале на основе самодиагностики и знания мира профессий; ознакомление со спецификой современного рынка труда, правилами выбора и способами получения профессии.
Результаты изучения курса
Сформированные представления о понятиях: 1.психологические особенности личности; 2. самоопределение; 3.профессиональные интересы и склонности; 4.способности, креативность; 5.классификация, типы и подтипы профессий; 6. профессиограмма; 7. проектирование профессионального жизненного пути; 8.карьера, этапы построения карьеры; 9. личный профессиональный план; 10. конструктивное общение; 11. адекватная самооценка; 12. профессиональная пригодность и компенсация; 13. рынок труда.
Приобретенные умения и навыки:
1.определение психологических особенностей своей личности; 2.выявление своих способностей и профессиональных интересов; 3.определение соответствия выбранной профессии своим способностям, личностным качествам и запросам личности, а также запросам рынка труда; 4. работы с профессиограммами; 5 ориентирования в типах и подтипах профессий; 6 составления личного профессионального плана и мобильного его изменения; 7. разработка алгоритма построения своей профессиональной карьеры.
Используемые методические средства
:
·теоретическое осмысление понятий, · диагностирование, ·профориентационные и ролевые игры, упражнения, · презентации по темам курса, · самоанализ и самооценка, самопрезентация, · рефлексия.
Виды контроля знаний и умений:
· периодический в форме контрольных вопросов по изученным темам; . защита творческого проекта «Выбор профессии». · творческий проект « Уютный дом».
Содержание учебного предмета.
Основы профессионального самоопределения. Отрасли экономики. Классификация профессий. Профессиограмма и психограмма. Экскурсия на БМК. Психические процессы, важные для профессионального самоопределения. Методика определения внимания, памяти. Мотивы и ценностные ориентации самоопределения. Профессиональные и жизненные планы. Профессиональная пригодность. Профессия и здоровье. Пути освоения профессии. Правила выбора профессии. Экскурсия в отделение связи. Анализ профессий по Климову. Значение темперамента и характера в профессиональном самоопределении. Профессия и карьера. Профессиональная деятельность в торговле. Профессиональная деятельность в легкой и пищевой промышленности. Профессиональная деятельность на БМК. Защита творческого проекта «Выбор профессии».Творческие методы поиска новых решений. Тематика творческих проектов. Проектная документация. Творческий проект «Уютный дом».(выполнение композиции с пользованием изученных материалов и техник).

Календарное тематическое планирование.

9 класс
№ п/п Тема урока . Кол часов дата Требования к знаниям Плани- рована я Фактич еская
Основы профессионального самоопределения
. 1. Основы профессионального самоопределения. 1 1 нед. Сентяб ря
Знать:
сущность концепции «я», самооценка и ее роль в профессиональном самоопределении личности.
Уметь:
определять уровень самооценки 2. Отрасли экономики. Классификация профессий. 1 2 нед. Сентяб ря
Знать
: определение понятия формула профессий, предмет труда, цель труда, орудие труда, структуру и содержание таблицы Е.А. Климова Уметь: объяснить сущность понятий «классификация профессий», «цели труда», «орудия труда». 3. Профессиограмма и психограмма. 1 3 нед. Сентяб ря
Знать
: что такое профессиограмма, психограмма, содержание труда, условия труда , требования профессии к человеку 4. Экскурсия на БМК. 1 4 нед. Сентяб ря Знать и выполнять ПТБ, особенности данных профессий.
5. Психические процессы, важные для профессионального самоопределения. 1 1 нед. октябр я Знать : что такое «ощущение», виды ощущений, виды памяти, виды внимания, мышление человека и его роль в профессиональной деятельности. 6. Методика определения внимания, памяти 1 2 нед. октябр я
Знать
: определение понятия «внимание; качества внимания; виды внимания. Определение понятия «память»; процессы памяти(запоминание, сохранение, воспроизведение); Виды памяти, особенности отдельных приемов запоминания.
Уметь:
использовать приемы концентрации внимания, памяти адекватные конкретным ситуациям. 7. Мотивы и ценностные ориентации самоопределения 1 3 нед. октябр я
Знать:
Определение понятий «мотив», «мотивация»;
Уметь:
выявлять свои мотивы в получении будущей профессии; определять свои жизненные ценности с учетом предлагаемых профессиональных предпочтений. 8. Профессиональные и жизненные планы 1 4 нед. октябр я
Уметь:
-провести сравнительный анализ по ЛПП составленного в начале и конце изучения курса; делать вывод о своей готовности к осознанному выводу будущей профессии. 9. Профессиональная пригодность 1 1 нед. ноября
Уметь:
-провести сравнительный анализ по ЛПП составленного в начале и конце изучения курса; делать вывод о своей готовности к осознанному выводу будущей профессии. 10. Профессия и здоровье 1 2 нед. ноября
Знать
: определение понятий здоровье, координация движений, глазомер, медицинские противопоказания 11. Профессиональная проба. 1 3 нед. ноября
Знать
: определение понятия профессиональная проба
12. Пути освоения профессии. Правила выбора профессии. 1 4 нед. ноября
Знать
: определение понятия профессиональное самоопределение, система профессиональной подготовки кадров, ситуация выбора профессии; ошибки и затруднения при выборе профессии; правила выбора профессии 13. Экскурсия на предприятие. 1 1 нед. декабр я
Знать
и выполнять ПТБ, особенности данных профессий. 14. Анализ профессий по Климову 1 2 нед. декабр я
Знать
: определение понятия формула профессий, предмет труда, цель труда, орудие труда. 15. Значение темперамента и характера в профессиональном самоопределении. 1 3 нед. декабр я
Знать
: типы темпераментов, характерные особенности, отличие характера от темперамента. 16. Профессия и карьера 1 4 нед. декабр я
Знать:
определение понятий карьера вертикальная и горизонтальная; уровни притязаний заниженный, завышенный, реальный; план профессионального роста. Факторы профессионального роста. 17. Профессиональная деятельность в торговле, в легкой и пищевой промышленности 1 3 нед. января
Знать:
Торговля, магазины, профессии в сфере торговли, типы предприятий общественного питания, профессии в сфере общественного питания.
Знать :
Легкая промышленность; структура л/п; профессии в сфере л/п; Пищевая промышленность, профессии в сфере пищевой промышленности
18. Профессиональная деятельность на БМК. 1 4 нед. января
Знать и уметь
этапы развития предприятия; структуру; технологические стадии ; профессии в сфере металлургии. 19- 20 Защита творческого проекта «Выбор профессии» 2 1-2 нед. феврал я
Уметь
анализировать информацию, знать факторы профессионального роста, особенности профессии.
Творческая деятельность( изучение техник работы с разными материалами, ДПИ.)
21 Творческие методы поиска новых решений. Тематика творческих проектов. Проектная документация. 1 3 нед. феврал я Знать творческие методы поиска новых решений, тематику творческих проектов, Проектную документацию. Уметь выбирать творческую деятельность 22- 23 Декупаж. Технология и применение. 2 4 нед. Феврал я 1 нед. марта Знать способы работы в техники «Декупаж» 24- 25. Канзаши.История возникновения и современность. 2 2 нед. Марта 3 нед. марта Знать и уметь выполнять различные элементы урашения канзаши.
26- 27. Валяние. История возникновения и современность. 2 4 нед. Марта 1 нед. апреля Знать особенности видов валяния (сухое и мокрое), уметь работать в технике «сухое валяние». 28- 29. Украшения из ткани и фоамирана для одежды и предметов интерьера. 2 2 нед. Апреля 3 нед. апреля Уметь выполнять украшения из ткани и фоамирана. 30 31 32 33. 34. . Творческий проект «Уютный дом».(выполнение композиции с пользованием изученных материалов и техник). Защита творческого проекта. 5 4 нед апреля, 1-4 нед. мая Уметь выполнять творческий проект «Уютный дом» с умением выполнять композицию ,используя изученный материал и техники, уметь выполнять защиту проекта.

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения.

Для обучающихся:
1. «Технология». 9 класс.под редакцией В.Д. Симоненко. Москва Изд.центр « Вента-Граф» 2004.
Для учителя:
1.М.С.Гуткин, П. С. Лернер, Г.Г.Ф. Михальченко «Твоя профессиональная карьера» 8-9 класс под редакцией С.Н. Чистяковой Москва год«Просвещение» 2005 год. 2. «Технология». 9 класс.под редакцией В.Д. Симоненко. Москва Изд.центр « Вента-Граф» 2004.


В раздел образования