Напоминание

Технология проектирования современного урока в условиях внедрения ФГОС ООО


Автор: Иванова Александра Юрьевна
Должность: учитель иностранного языка
Учебное заведение: МБОУ СОШ №6 с углубленным изучением отдельных предметов
Населённый пункт: г. Пятигорск
Наименование материала: доклад
Тема: Технология проектирования современного урока в условиях внедрения ФГОС ООО
Раздел: среднее образование





Назад





Доклад на тему:

«Технология проектирования современного урока

в условиях внедрения ФГОС ООО»

Выполнила

учитель иностранного языка

МБОУ СОШ №6 г. Пятигорска

Иванова Александра Юрьевна

г.Пятигорск,2016г.
1

Технология проектирования современного урока

в условиях внедрения ФГОС ООО

Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он

должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен

чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс

сделать этот шаг (Ушинский К.Д)
Новый стандарт устанавливает требования к результатам освоения учащимися основной образовательной программы. ФГОС ООО выдвигает требования к формированию у школьников метапредметных результатов – универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных), которые являются базой для овладения ключевыми компетенциями, «составляющими основу умения учиться». Требования нового стандарта не являются чем-то абсолютно новым для практикующих учителей. И всё же у многих педагогов они вызывают тревогу и неуверенность в своих силах. Как спроектировать урок, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные результаты? Какие из предложенных в учебнике заданий целесообразно отобрать для урока? Какие методы и приёмы работы будут эффективными? Какие формы организации деятельности учащихся стоит применять? И, наконец, нужно ли совсем отказаться от принятых в традиционной методике преподавания форм работы с обучающимися? Это далеко не все вопросы, которые сегодня задают учителя, реализующие ФГОС НОО и ФГОС ООО. Технологический процесс подготовки урока современного типа по- прежнему базируется на известных каждому учителю этапах урока. Это определение цели и задач; отбор содержания учебного материала; подбор методов и приёмов обучения; определение форм организации деятельности учащихся; подбор материала для домашней работы; определение способов контроля; продумывание места, времени на уроке для оценки деятельности учащихся; подбор вопросов для подведения итога урока. Однако теперь учитель на каждом этапе должен критически относиться к подбору форм, методов работы, содержания, способов организации деятельности учащихся, так как главная особенность заключается в изменении характера деятельности и учителя, и учащихся на уроке. Таким образом, изменения в проектировании урока заключаются в том, что учитель должен четко спланировать
содержание педагогического

взаимодействия
, т.е. расписать свою деятельность и деятельность ученика. Причем деятельность обучающегося должна быть представлена в трех аспектах: познавательном, коммуникативном и регулятивном. В соответствии с новыми стандартами знания должны предъявляется в виде оригинальных текстов, подлежащих исследованию, верификации для построения собственных версий и интерпретаций, а не как пересказ, вербальное объяснение, толкование для последующего заучивания. 2
Итак, если раньше учитель должен был выдать программу (содержание). Сегодня – учитель должен обеспечить достижение планируемых результатов. Где это прописано? Это прописано в системе требований, предъявляемых ФГОС к ООП 1. Требования к достижению планируемых результатов 2. Требования к структуре ООП ООО. 3. Требования к условиям реализации ООП ООО. ФГОС выделяет три группы планируемых результатов: личностные, метапредметные и предметные. Личностные результаты обучения - готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности; Предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира. Метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия . Регулятивные учебные действия – это умение  Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.  Использовать при выполнении задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы.  Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку. Коммуникативные учебные действия – это умение  Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.  Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.  Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное. 3
 Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).  Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.  Критично относиться к своему мнению  Понимать точку зрения другого  Участвовать в работе группы, распределять р ол и , договариваться друг с другом. Познавательные учебные действия 1.Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала. 2. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала;отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. 3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация и др.) 4. Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ. 5. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. Элберт Грин Хаббард считал, что «Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя». Это возможно только когда акцент с предметного содержания перенесен на личностный уровень овладения УУД, предметное содержание выступает как материал, на котором идет формирование метапредметных и личных результатов обучения. При этом никогда не возникает ситуация, что «Мне не нужна история», ведь цель изучения истории не заключается в освоении всего набора фактов, дат, а состоит в овладении способами работы, историческим анализом, умением синтезировать материал разных эпох и многим другим. Значит, функция учителя состоит не в том, чтобы 4
формировать у ученика новые знания, умения и способности, - это, как мы видели, работа самого ученика, и если ученик не будет ее выполнять сам, то и его умению «учит себя» просто неоткуда будет взяться. А поэтому наряду с традиционным вопросом «Чему учить?» важнейшим становится вопрос «Как учить?» или, точнее, «Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: “Чему мне нужно научиться?” и “Как мне этому научиться?”. Методологической основой формирования УУД является системно- деятельностный подход. Системно – деятельностный подход предполагает обучение учащихся умению ставить цели и задачи, искать пути их решения, самостоятельно оценивать результаты труда. Это и есть формирование универсальных учебных действий. Поэтому следует продумывать новые формы работы на уроке и давать жизнь проверенным. В практике работы мы используем парные и групповые формы работы. Известно как сложно формировать орфографическую и пунктуационную зоркость учащихся, сделать эту работу интересной учащимся. Учителями используются такие виды работы: 1) "словарный диктант для соседа" (дома дети составляют словарный диктант на изученную орфограмму с пропуском букв на карточке, подписывают: "составил", "выполнил". Оценивают самостоятельно, комментируя оценку. Среди УУД важное место занимают регулятивные учебные действия, которые обеспечивают умения поставить цель деятельности и оценить её результаты. Учащиеся могут научиться этому при выполнении текстовых заданий. В своей работе мы используем учебно — методический комплект под редакцией С.И.Львовой. В нем представлены задания, позволяющие школьникам научиться выражать свои мысли и чувства в устной и письменной речи, учат анализировать ,сравнивать языковые явления. Форма текстовых заданий закрытого типа со множественным познавательных и универсальных действий заставляет учащихся находится в постоянном поиске информации. На уроках математики учителя организуют проверку знаний правил с помощью прослушивания этих правил друг другом (один проговаривает правило, а другой проверяет его по учебнику или с помощью карточки контроля, если проверяется применение правил для выполнения действий.) Представление информации в виде таблицы успешно используется учителями естественного цикла. Составить описание прибора, занести характеристики этого прибора в таблицу, а потом очень трудное задание прочитать эту таблицу - задания такого типа формируют регулятивные учебные действия. Такие виды работ являются общепредметными и могут выполнятся на уроках других предметов. 5
Среди технологий, методов и приёмов развития УУД в основной школе особое место занимают
учебные ситуации
, которые специализированы для развития определённых УУД.
Учебная

ситуация
– это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают. Учебной ситуацией является и выполнение задания «составить таблицу, график или диаграмму по содержанию прочитанного текста», или выполнение задания «объяснить содержание прочитанного текста соседу по парте», или выполнение практической работы и т.д. При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые (специфичные для данного учебного предмета) действия, осваивает характерные для данной области способы действия, т.е. приобретает некоторые способности. Развитие универсальных учебных действий происходит как во время урока, так и на внеурочных занятиях. Часто на внеурочных занятиях социального направления применяется
ситуация-

оценка
— прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением, которое следует оценить, и предложить своё адекватное решение. Признание активной роли обучающегося в учении приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия с учителем и одноклассниками. В связи с этим фронтальные формы обучения сменяются парными, групповыми, индивидуальными. Таким образом, мы видим, что урок требует обновления по следующим позициям: • Формулировка и решение на уроке дидактических задач, направленных на формирование УУД. • Комплексный подход к планированию результатов урока. • Обновление форм организации учебных занятий. • Смещение приоритетов при выборе организационных форм обучения с фронтальных на групповые, парные, индивидуальные. • Выбор в качестве ведущих деятельностного, исследовательского, проблемно-поискового методов обучения. • Систематическое использование технологий. Рассматривая современный урок, мы увидели с вами, что главная роль в реализации основных требований Стандарта второго поколения отведена 6
учителю. Характеризуя уровень профессионального мастерства современного педагога, учёные выделяют следующие компетентности:  предметно-методологическую,  психолого-педагогическую,  коммуникативную,  исследовательскую,  в области валеологии образовательного процесса,  в сфере трансляции собственного опыта. Но особенно значимы для учителя две компетентности:  компетентность, связанная с областью управления системой «учитель-ученик», которая предполагает владение управленческими технологиями: анализом ресурсов, проектированием целей, планированием, организацией и оцениванием ре зульт атов образовательного процесса;  компетентность в сфере медиа-технологий и дидактического оснащения образовательного процесса, предполагающая практическое владение методиками, приемами, технологиями, в том числе т е х н о л о г и я м и м е д и а - о б р а з о в а н и я , р а з в и в а ю щ и м и и социализирующими учащихся средствами предмета. Именно эти компетентности учителя раскрываются в ходе проектирования урока. Оптимальной формой проектирования современного урока является
Технологическая карта.
Понятие «технологическая карта» не является новым; существующие модели карт урока включают разные структурные компоненты. Технологическая карта дает возможностью отразить деятельностную составляющую взаимодействия учителя и ученика на уроке, что является актуальным, прежде всего, для развивающего образования.
Технологическая

карта

урока
– обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы. Проект урока – это представленный учителем план проведения урока с возможной корректировкой (заложенной изначально вариативностью урока). Исходя из определения «технологическая карта», можно выделить те позиции, на которые можно и нужно опираться при конструировании технологической карты урока: • в ней должен быть описан весь процесс деятельности; • должны быть указаны операции, их составные части. 7
В структуре технологической карты урока необходимо предусмотреть возможность:  тщательного планирования каждого этапа деятельности;  максимально полного отражения последовательности всех осуществляемых действий и операций, приводящих к намечен- ному результату;  координации и синхронизации действий всех субъектов педагогической деятельности. Проанализировав (на основе открытых электронных источников инфор- мации) достаточно большое количество технологических карт урока, раз- работанных учителями-практиками, мы пришли к выводу, что унифициро- ванной, устоявшейся формы подобной карты пока не существует. В технологической карте урока мы выделяем важные этапы урока:  Актуализация знаний, необходимая для создания для всех учащихся равных стартовых условий до начала изучения нового, т.е.
выравнивание знаний по тем понятиям
, которые будут необходимы на сегодняшнем уроке.  Следующий шаг -
построение учебной задачи
. Это фиксирование основополагающего вопроса, проблемных вопросов, частных задач при организации учебной кооперации. Это способствует созданию ориентировочной основы действий, которая выступает как важнейшая часть психологического механизма развития интеллекта. Это то, на что
опирается ученик
при работе над творческим продуктом. Это может быть создание плана проекта, моделирование действий, разработка опорного конспекта, определение опорных точек, составление плана изучения, создание шаблона ответа, тезаурусов, тезисного плана, тезисов ответа по методу эвристической беседы плана или алгоритма лабораторного опыта.  Главное -
переход к задаче формирования общего способа
. Ученик должен понимать, что все, что он сегодня делал, можно перенести на другой объект и изучать его тем же способом, что и означает развитие надпредметных умений. 
Рефлексия
является не просто подведением итогов, а видением процесса и осознанием полученных результатов. Создаются условия для понимания того, что можно было бы изменить, знания об удачных способах действий. Важно, чтобы учащиеся могли сформулировать основную идею, перечислить основные виды своей деятельности на уроке, ответить на вопросы: что нового узнали на занятии? Какой опыт приобрели в учебной деятельности? Что было самым трудным на уроке? Что считают наиболее важным? Что было наиболее интересным? 8
Мы предложили вам технологическую карту, которая является универсальной моделью, которая может быть использована вне зависимости от учебного предмета, выбранной образовательной технологии, типа и формы урока, контингента учащихся. В условиях состемно-деятельностного подхода учитель должен знать принципы построения урока, технологии, критерии результативности урока. • Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику. • Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексионное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.) • Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе. • Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы. • Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную форму обучения, учит детей работать по правилу и творчески. • На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно- оценочной деятельности у обучающихся). • Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приёмы. • Учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи. • Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока. • На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель- ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.). • Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения. • Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создает атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта. • 9
Алгоритм составления продуктивных заданий с учетом формируемых УУД на разных этапах урока Этап урока Примеры продуктивных заданий в соответствии с классификацией Слова- помощники для составления продуктивных заданий Какие УУД Формируются Этап 1: Мотивирование к учебной деятельности. 1. Выделение главного в тексте по заданному направлению и формулирование суждения 2. Построение умозаключений – обобщений-выводов Раскройте существующие связи, оцените возможности Найди в тексте, обрисуйте в общих чертах шаги, подберите, сгруппируйте, расположите в определенном порядке регулятивные, познавательные Этап 2: Построение нового знания 1. Выделение главного в тексте по заданному направлению и формулирование суждения 2. Построение умозаключений – обобщений-выводов 3. Определение причин и следствий понятий и явлений 4. Группировка по заданному основанию 5. Сравнение по указанным критериям 6. Формулирование определения, понятия по тексту 7. Классификация Осмыслите, раскройте существующие связи, оцените значимость, возможности Найдите информацию, преобразуй те информацию, сгруппируй те информацию, назовите основные части, подберите, раскрой те особенности, составьте список понятий, изобразите информацию графически, найдите схожие черты и отличия Сформулируйте (устно/письменно) ответ, используя слова: «я считаю, регулятивные познавательные коммуникативные 10
что…, потому что, во-первых…, во- вторых….», изложите своё мнение в форме … Этап 3: Применение полученных знаний 1. Поиск и отбор информации в любом источнике по заданному основанию 2. Построение умозаключений – обобщений- выводов 3. Доказательство 4. Сравнение по указанным критериям 5. Классификация 6. Анализ явления 7. Формулирование обобщения-вывода 8. Определение своей аргументированной оценки, отношения 9. Представление решения, продукта в определенной форме Осмыслите, предложите способ, раскройте существующие связи, оцени те значимость, возможности Найдите причину и решение, преобразуй те информацию, подберите, раскрой те особенности,, рассчитай те на основании данных, представьте алгоритм действий Дайте оценку, обоснуйте свою позицию , сформулируйте (устно/письменно) ответ, используя слова: «я считаю, что…, потому что, во-первых…, во- вторых….», приведи те пример того, как, изложите своё мнение в форме … Регулятивные Познавательные Коммуникативные Этап 4: Рефлексия 1. Построение умозаключений – обобщений-выводов 2. Анализ 3. Сравнение по указанным критериям 4. Формулирование обобщения- вывода 5. Определение своей аргументированной оценки, отношения Обоснуйте Оцените значимость …для… Оцените возможности Определите возможные критерии оценки… Определите свои действия… Регулятивные Коммуникативные 11
Банк типовых продуктивных заданий Регулятивные УУД 5-6 класс 7-8 класс 9-11 класс Базовый повышенный Базовый повышенный Базовый повышенный Осмысли те Объясни те Обрисуй те в общих чертах Предложите способ, позволяющий … Напишите возможный сценарий развития… Оцените значимость, возможности Осмыслите Объясните Обрисуйте в общих чертах шаги, необходим ые для того, чтобы… Предложите новый (иной) вариант… Разработайте план, позволяющий (препятствующий )… Напишите возможный сценарий развития… Найдите необычный способ, позволяющий… Оцените значимость для..., возможности для…. Осмыслите Объясните Обрисуйте в общих чертах шаги, необходим ые для того, чтобы… Объясните причины того, что… Предложите новый (иной) вариант… Найдите необычный способ, позволяющий … Оцените, какое из решений является оптимальным для… Проведите эксперимент, подтверждающ ий, что… Проанализируй те структуру… с точки зрения… и сделайте выводы Выявите принципы, лежащие в основе… Напишите возможный (наиболее вероятный) сценарий развития… Раскройте существующие связи Составьте прогноз развития 12
Познавательные УУД 5-6 класс 7-8 класс 9-11 класс Базовый повышенный Базовый повышенный Базовый Повышенный Назовите основные части… Сгруппиру йте вместе Составьте перечень Изложите в форме текста… Найдите в тексте (модели, схеме) то, что… Расположи те в определен ном порядке Объясните причины того, что… Сравните … и …, а затем обоснуйте… Раскройте особенности … Постройте классификац ию Раскройте связи Придумайте игру, которая… Составьте список понятий, касающихс я… Расположи те в определенн ом порядке… Составьте перечень основных свойств Изложите в форме текста Изобразите информаци ю о … графически Рассчитайт е на основании данных о… Найдите в тексте (модели, схеме и т.п.) то, Объясните причины того, что… Сделайте эскиз рисунка (схемы), который показывает… Сравните … и …, а затем обоснуйте… Раскройте особенности … Постройте классификаци ю… на основании … Проведите экспертизу состояния … Раскройте существующи е связи Прочитайте самостоятельн о Изложите в форме текста Изобразите информацию о … графически Найдите в тексте (модели, схеме ) то, что… Составьте перечень основных свойств, характеризую щих … с точки зрения… Рассчитайте на основании данных о… Составьте список понятий, касающихся… Постройте классификаци ю… на основании … Предложите свою классификаци ю… Сравните … и …, а затем обоснуйте… Сравните точки зрения … и … на … Проведите экспертизу состояния … Раскройте существующи е связи Раскройте особенности … Сделайте эскиз рисунка (схемы), который показывает… Объясните причины 13
Коммуникативные УУД 5-6 класс 7-8 класс 9-11 класс Базовый повышенны й Базовый повышенный Базовый Повышенный Обсудите Согласитесь или опровергнит е Разработайт е в группе вариант решения… Возьмите интервью Докажите Проведите презентаци ю Обсудите Согласитесь или опровергнит е Разработайт е в группе вариант решения… Выскажите критическое суждение о … Прокомментируйт е ответ … Возьмите интервью Докажите свою точку зрения Проведите презентацию Обсудите Согласитесь или опровергнит е Разработайт е в группе вариант решения… Выскажите критическое суждение о … Прокомментируйт е ответ … Возьмите интервью Докажите Проведите презентацию Прокомментируйт е положение о том, что… Изложите в форме… свое мнение… (понимание)… Словарь основных терминов ФГОС Составлено на основе Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. Статья 2
ФГОС -
федеральные государственные образовательные стандарты представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Образование
- целенаправленный процесс и достигнутый результат воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней.
Вариативность образования
– это тенденция, характеризующая способность образования соответствовать мотивам и возможностям различных групп учащихся и индивидуальным особенностям отдельных учащихся.
Стандартизация образования
– это тенденция, характеризующая систему 14
ограничений, накладываемых на вариативность образования в связи с необходимостью обеспечения равенства возможностей учащихся в образовательном пространстве.
Основная образовательная программа (ООП)
образовательного учреждения определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени общего образования, высшего образования (по каждому направлению (специальности) и уровню) и реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно- эпидемиологических правил и нормативов.
Рабочая программа
- нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога. Рабочая программа показывает, как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития обучающихся, педагог создает индивидуальную педагогическую модель образования на основе ФГОС. Таким образом, рабочая программа по предмету - это документ, который составляется с учетом особенностей образовательного учреждения, особенностей учащихся конкретного класса. Рабочая программа - индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта.
Универсальные учебные действия (УУД)
— умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта,обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся в различных предметных областях, в построении учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых.
Компетентность
(лат. competens — подходящий, соответствующий, надлежащий, способный, знающий) — качество человека, обладающего всесторонними знаниями в какой-либо области и мнение которого поэтому является веским, авторитетным; способность к осуществлению реального, жизненного действия и квалификационная характеристика индивида, взятая в момент его включения в деятельность. Компетентность — потенциальная готовность решать задачи со знанием дела; включает в себя содержательный (знание) и процессуальный (умение) компоненты и предполагает знание существа проблемы и умение её решать; постоянное обновление знаний, владение новой информацией для успешного применения этих знаний в конкретных условиях, то есть обладание оперативным и мобильным знанием. Компетентность — это обладание определённой компетенцией, то есть 15
знаниями и опытом собственной деятельности, позволяющими выносить суждения и принимать решения.
Компете ́

нция
(от лат. competere — соответствовать, подходить) — способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода.
Метапредметность
(“мета” - “за”, “через”, “над”, то есть выход за рамки собственно предмета) - основана на интеграции, на универсальных знаниях. Метапредмет – учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала; это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов.
Деятельностный подход
– это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе. Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности.
Технологическая карта
– форма технологической документации, в которой описан весь процесс деятельности, указаны операции и их составные части, материалы, оборудование, время, промежуточные результаты. Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся. Технологическая карта предназначена для проектирования учебного процесса и помогает учителю реализовать планируемые результаты ФГОС, системно формировать у учащихся универсальные учебные действия; проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы; на практике реализовать межпредметные связи; выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.
Рефле ́

ксия
(от позднелат. reflexio — обращение назад) — междисциплинарное понятие с многовековой историей, обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление. В частности, — в традиционном смысле, — на содержания и функции собственного сознания, в состав которых входят личностные структуры (ценности, интересы, мотивы), мышление, механизмы восприятия, принятия решений, эмоционального реагирования, поведенческие шаблоны. 16
Список использованной литературы: 1. Планируемые результаты начального общего образования / Л.Л. Алексеева [и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 120с. – (Стандарты второго поколения). 2. Феденко Л.Н. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования: особенности и порядок введения // Справочник руководителя образовательного учреждения – 2011. – № 5. – С. 20-25. 3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли : система заданий : пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения). 4. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – М. : Просвещение, 2009. – 59 с. – (Стандарты второго поколения). 5. Шмелькова Л.В. Примерная основная образовательная программа начального общего образования – инструментальная основа разработки основной образовательной программы школы // Администратор образования. – 2010. – № 17. – С. 77-82. 6. Шмелькова Л.В. Требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся вопросах и ответах // Администратор образования. – 2011. – № 10. – С. 79-82. 7. Шмелькова Л.В., Бурункин Д.А. Планирование и анализ реализации внеурочной деятельности // Управление начальной школой. – 2011. – № 12. – С. 5-11. 17


В раздел образования