Автор: Бекетова Ольга Александровна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ "СОШ №5" Населённый пункт: город Алексин, Тульская область Наименование материала: методическая разработка Тема: Диалог. Правила речевого этикета Раздел: полное образование
Тема:
«Диалог. Правила речевого этикета» (по системе Л. Занкова)
Цель урока:
формировать коммуникативную компетенцию учащихся.
Задачи урока:
Образовательные:
учить применять полученные знания лексического и синтаксического характера при
построении диалога;
учить вести диалог;
формировать представление о правилах речевого этикета.
Познавательные:
формировать
умения
произносить
реплики
с
разной
эмоциональной
окраской
и
использовать различные языковые средства при создании диалога.
Развивающие:
создание условий для активной мыслительной и аналитической деятельности;
развитие умения работать в группе, слушать и слышать друг друга.
Воспитательные:
воспитание культуры речевого поведения, этики взаимоотношений;
создание атмосферы сотрудничества.
Оснащение урока:
-
компьютер
- мультипроектор
- экран
- презентация “Диалог. Правила речевого этикета”, сделанная в приложении Power Point
2003
- учебник русского языка для 5 класса (авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А.
Тростнецова и
др. )
- раздаточный материал
Ход урока
I. Организационный момент.
- Мы поздоровались с нашими гостями. Садитесь. Начнём работу.
II. Проверка домашнего задания.
- Ребята, сейчас наша задача проверить, как вы усвоили материал
предыдущего урока по теме «Диалог и знаки препинания в диалоге».
Какое домашнее задание вы получили? (упражнение 245)
* - Кто может что-то добавить? (А по содержанию что представляла
собой ваша работа?)
- Какую же часть диалога вы выписали?
- Согласны?
- А почему вы решили, что именно эта часть диалога соответствует
данной схеме?
III. Работа по теме.
1. Проблемная ситуация.
* СЛАЙД
В квартире зазвонил телефон.
- В квартире зазвонил телефон. Представьте себе, что разговаривают два
ваших сверстника: мальчик и девочка.
*СЛАЙД
- Предлагаю сыграть эту ситуацию, при этом отразив характер и
поведение собеседников. За мальчика будет читать Н…, а за девочку –
Н…
* Чтение диалога.
* СЛАЙДЫ
- Алло.
- А Серёгу можно?
- А кто его спрашивает?
- А твоё какое дело? Мне нужен Серёга.
- На другом конце бросили трубку. Почему? (Что же случилось?)
* Обсуждение.
* Вывод.
- Думаю, что у нас достаточно прозвучало мнений, чтобы прийти к
какому-то общему выводу. Так что же должен знать человек, чтобы с
ним разговаривали, от него не отвернулись, его выслушали?
- Вот здорово! Я тоже об этом думала. Мне очень приятно, что ваши
мысли совпали с моими. Я даже придумала закон собеседника о том,
как
вести
себя
в
подобной
речевой
ситуации.
Хотите
с
ним
познакомиться?
- Давайте его озвучим, чтобы запомнить.
* СЛАЙД
ЗАКОН СОБЕСЕДНИКА
Человек должен знать:
- кому
- о чём
КТО - где
говорит
- когда
- почему
- зачем
- Здесь всё отражено необходимое? Ничего не хотите добавить?
* Если будут предложения.
- Примем это предложение?
- Спасибо, Н…
- У вас в рабочих материалах к сегодняшнему уроку на 1 карточке этот
закон есть. Давайте запишем то, что предложил Н…
2. Составление правил этикета телефонного разговора.
* работа над лексическим значением слова «этикет», «речевой этикет»
- Опираясь
на
этот
закон,
я
предлагаю
каждой
группе
составить
правила этикета телефонного разговора. Кстати, а что скрывается за
этим понятием? (Каково ЛЗ слова «этикет»?)
* СЛАЙД
Этикет – ?
Речевой этикет – ?
- А что такое «речевой этикет?
*СЛАЙД
Этикет – установленный порядок поведения, форм обхождения.
Речевой этикет – правила поведения, принятые в речевом общении
между людьми.
- Сравните два понятия. Что их объединяет?
- А что разграничивает?
* групповая работа (5 минут)
- Вернёмся
к
заданию. На
работу
отвожу
5
минут.
В
процессе
выполнения задания решите, кто будет отчитываться по результатам
работы.
* СЛАЙД
Правила этикета телефонного разговора
- Время вышло. Предлагаю заслушать отчёт групп. Начинает группа …
Но
помните,
что во
время
отчёта
действует
закон:
СЛУШАТЬ –
СЛЫШАТЬ – НЕ ПОВТОРЯТЬ.
- Первая группа отчиталась. Были ли такие же правила у других групп?
- Спасибо. Слушаем отчёт следующей группы.
- Кто согласен с дополнениями?
- Спасибо. Послушаем 3-юю группу.
- Сколько дополнений сделали обе группы! Давайте поблагодарим друг
друга за работу.
- Существует специальная литература, посвящённая этикету, в том числе
и речевому. В нашей школьной библиотеке есть прекрасная книга,
которая называется «Правила золотого этикета». Посмотрите, какие в ней
предлагаются
правила
этикета
телефонного
общения.
Сравните,
приблизились ли мы с вами к знатокам этикета?
* СЛАЙД
Правила этикета телефонного разговора
1. Важное в телефонном разговоре – краткость при вежливости и уважении к тому,
с кем говорите.
2. Ещё до того, как вы наберёте номер, следует подумать:
•
будет ли ваш звонок приятен?
•
не побеспокоите ли вы того, кому звоните?
•
заслуживает ли дело, по которому вы звоните, того, чтобы ради него кого-то
беспокоить в данное время.
3. Прежде чем начать непосредственный разговор по телефону, скажите слова
приветствия.
4. Затем представьтесь (даже если предполагаете, что вас узнают по голосу), а потом
сделайте паузу для возможного ответного приветствия.
5. В начале разговора спросите, не помешали ли вы, не оторвали ли от важных
дел.
6. Никогда не начинайте разговор с вопроса: «Кто говорит?» Это неэтично.
7. В телефонном разговоре одинаково недопустимы как грубый, так и
снисходительный тон.
8. Если к вам обратились с просьбой позвать кого-либо к телефону, не следует
интересоваться: «Кто спрашивает?»
9. Не звоните без крайней необходимости на работу вашим знакомым по
личному делу.
10. Во время разговора ведите себя корректно.
11. Без предварительной договорённости не звоните утром до 9 часов или
вечером после 22.
12. По окончании разговора не забудьте попрощаться.
- Как считаете, приблизились?
- Что мы упустили? (Есть ли, что мы должны дополнить?)
3. Групповая работа по исправлению диалога
- У меня возникла мысль, что нам с вами просто необходимо вернуться
к диалогу, прозвучавшему в начале нашего урока. Согласны вернуться?
Тогда найдите его на 2 карточке.
- А с какой целью?
- Мне нравится задание, которое вы предложили!
* - А ещё ничего не хотите предложить?
* - Разрешите мне?! Думаю, что было бы интересно диалог это ещё и
инсценировать. Как считаете?
- Тогда за работу! Если вам нужна подсказка, вы можете к ней
обратиться. Карточка № 4 в ваших рабочих материалах. Но попробуйте
работать самостоятельно.
- Что же у вас получилось? Послушаем? По ходу прослушивания
заполните, пожалуйста, таблицу в карточке № 3.
* отчёт групп
- Что вы можете сказать? (Что скажете?)
* - Соответствуют ли диалоги правилам этикета телефонного разговора?
- В чём же сила речевого этикета?
* знакомство с формулами речевого этикета
- Какие же слова помогают поддержать общение, наладить контакт,
расположить к себе?
- Знаете, как их ещё называют?
- Их называют формулами речевого этикета.
* СЛАЙД
↓
Формулы речевого этикета
Формы
приветствия
Слова и обороты, смягчающие
просьбу
Формы
прощания
Доброе утро!
Добрый день!
Добрый вечер!
Здравствуйте!
Будьте добры
Будьте любезны
Если можно
Если вас не затруднит
Если тебе не трудно
Пожалуйста
Будь другом
Ты уж
До свидания!
Всего хорошего!
Всего доброго!
До встречи!
Прощай (-те)!
Счастливо!
Пока!
- Формулы… Встречались ли вы где-нибудь с этим словом?
- А что это такое? (1. Краткое и точное словесное выражение,
определение.
2.
Комбинация
математических
знаков,
выражающая
какое-нибудь утверждение / образец, краткая запись)
- Интересно.
- А для чего нужна формула с точки зрения речевого этикета? (это
образец речевого общения)
- Как вы полагаете, зачем нужно так много выражений для передачи
одного и того же смысла? Если затрудняетесь, вспомните уже известный
вам «закон собеседника». Карточка № 1 в ваших рабочих материалах?
(Для того, чтобы использовать в различных речевых ситуациях.) ( * -
Докажите.)
- Согласны?
4.
Инсценирование
одного
и
того
же
диалога
с
различными
установками.
- Предлагаю
вам
проинсценировать
диалог,
свидетелем
которого
я
однажды оказалась. Найдите его в карточке № 5. На подготовку даю 2
минуты.
*СЛАЙД
- Ваня! Будь любезен, иди обедать!
- Иду!
- Ну ты идёшь?
- Иду!
- Почему не идёшь, Ваня? Всё остынет!
- Иду! Иду!
1 группа: строго (мама) – развязно (сын)
2 группа: тактично, вежливо, деликатно (с обеих сторон)
3 группа: спокойно, доброжелательно (мама) – резко (сын)
- Давайте послушаем, что у вас получилось.
- Что вы можете сказать по поводу услышанного?
* - А как вы думаете, почему один и тот же диалог я попросила
проинсценировать 3 раза?
- Отвечает ли данная ситуация правилам речевого этикета?
- А что же не так?
- Только ли слова вежливости помогают людям в общении?
- А что ещё важно?
-
Формальное
использование
слов
вежливости
ещё
не
ведёт
к
взаимопониманию
и
комфортному
общению.
Очень
важен
и
тон,
которым мы произносим слова.
IV. Формулирование темы и целей урока.
- Ребята, мы сегодня с вами прекрасно работали. А кто назовёт тему
урока? (Что такое тема? Так, о чём же?)
* СЛАЙД
Диалог.
Правила речевого этикета.
(Диалог. Правила речевого этикета.)
- А какую цель мы преследовали?
* - Зачем мы это делали?
- Когда и где вам это может пригодиться?
V. Домашнее задание.
*СЛАЙД
СЛОВО О СЛОВАХ.
Когда ты хочешь молвить слово, Им можно радости прибавить
Мой друг, подумай – не спеши. И людям радость отравить.
Оно бывает то сурово, Им можно лёд зимой расплавить
То рождено теплом души, И камень в крошку раздолбить.
Оно то жаворонком вьётся, Оно одарит иль ограбит,
То медью траурной поёт. Пусть ненароком, пусть шутя.
Покуда слово сам не взвесишь, Подумай, как бы им не ранить
Не выпускай его в полёт. Того, кто слушает тебя.
В. Солоухин
- Прошу вас дома поразмышлять над этими строками. Дополнительные
инструкции вы найдёте в таблице № 5. Прочитайте задание. Если
появятся вопросы, подойдите ко мне на перемене.
- Спасибо за сотрудничество! Урок окончен.