Автор: Извекова Елена Ивановна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "Боброводворская СОШ" Населённый пункт: Губкинский район, с. Мелавое Наименование материала: методическая разработка Тема: Христианская семья Раздел: начальное образование
Методическая разработка урока
Ф.И.О. педагога : Извекова Елена Ивановна, учитель начальных классов
Место работы: МБОУ «Боброводворская СОШ»
Модуль: Основы православной культуры
Класс : 4 класс
Тема : Христианская семья
Тип урока : по основной дидактической цели: изучение нового материала
по способу проведения и этапам учебного процесса: комбинированный.
Цель : формирование осознанного отношения к семье, как одной из важнейших ценностей бытия
человека.
Задачи:
1.
Сформировать уважительное и бережное отношение к своей семье, умение общаться в
кругу семьи;
2.
Познакомить с составляющими компонентами, необходимыми для создания семьи;
раскрыть сущность таинства венчания;
3.
Развивать коммуникативные способности, кругозор, положительные эмоции и чувства,
связанные с темой урока.
Формирование УУД
Познавательные УУД: развиваем умения извлекать информацию из текстов, словарей; выявлять
сущность, особенности; на основе обобщения знаний делать выводы.
Коммуникативные
УУД: развиваем
умение
слушать
и
понимать
других;
строить
речевое
высказывание на основе поставленной задачи; оформлять свои мысли в устной речи, используя
термины и понятия; умение работать в группе.
Личностные
результаты: формируем
мотивацию
к
обучению
и
целенаправленной
познавательной деятельности; оценивать свои поступки с определённой ситуацией.
Регулятивные УУД: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
развиваем
умение
оценивать
учебные
действия
в
соответствии
с
поставленной
задачей;
осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Оборудование: учебное пособие А.В.Кураева «Основы православной культуры», мультимедийная
презентация урока, толковые словари, сердечки разного цвета, карточки для работы с
пословицами, ромашки, звукозапись.
I.
Организационный момент.
Слайд 1
- Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть ваши добрые, веселые глаза.
Прикоснитесь друг к другу ладошками и подарите чувство уверенности в том, что у вас сегодня
все получится. Улыбнитесь друг другу, подарите окружающим частичку своей любви, доброты,
тепла и радости.
- И я хочу подарить Вам частичку своего любящего сердца.Каждый возьмите по сердечку и
займите места в Соответствии со своим цветом.
- Вы уже поняли, что сегодня мы будем работать в группах. И я вам хочу напомнить о том, чтобы
вы не забывали о правилах групповой работы.
II.
Мотивация к учебной деятельности.
Слайд 2
- Посмотрите на доске у меня не написана тема нашего сегодняшнего урока. Попробуйте
сформулировать ее сами, после того как прослушаете небольшую притчу.
«Сыновья благодарность» Леонардо да Винчи
Слайды 3-8 с музыкальным сопровождением
Как-то поутру два старых удода, самец и самка, почувствовали, что на сей раз им не вылететь из
гнезда. Птицы были стары и немощны. Перья на крыльях и хвосте потускнели и ломались, словно
старые сучья. Силы были на исходе.
Старики удоды решили не покидать более гнездо и вместе ожидать последний час, который не
замедлит явиться. …Но они ошиблись – явились их дети . Поначалу показался один из сыновей,
случайно пролетавший мимо. Он заметил, что старым родителям нездоровится и туго приходится
одним, и полетел оповестить остальных братьев и сестёр.
Когда все молодые удоды были в сборе возле родительского дома, один из них сказал:
– От наших родителей мы получили величайший и бесценный дар – жизнь. Они вскормили и
взрастили нас, не жалея ни сил, ни любви. И теперь, когда оба они ослепли, больны и уже не в
состоянии прокормить себя, наш святой долг – вылечить и выходить их!
После этих слов все дружно принялись за дело. Одни немедля приступили к постройке нового,
более тёплого гнезда, другие отправились на ловлю букашек и червячков, а остальные полетели в
лес.
Вскоре было готово новое гнездо, куда дети бережно перенесли старых родителей . Согрели их
своими
крыльями,
затем
напоили
родниковой
водой,
накормили
и
осторожно
выщипали
свалявшийся пух и старые ломкие перья.
Наконец, из леса вернулись остальные удоды, принеся в клюве травку, исцеляющую от слепоты.
Все принялись лечить больных соком чудодейственной травки. Но лечение шло медленно, и
пришлось запастись терпением, подменяя друг друга и не оставляя родителей ни на минуту одних.
И вот настал радостный день, когда отец и мать раскрыли глаза, огляделись и узнали всех своих детей . Так
благодарность и любовь детей исцелили их родителей, вернув им зрение и силы.
- Назовите главную мысль данной притчи?
III. Сообщение темы урока. Формулировка целей
Слайд 9
- Как вы думаете, какова будет тема нашего урока?
- Сегодня мы расширим наши представления о понятии «семья», увидим, что оно в себя включает,
какие категории входят в понятие «христианская семья».
IV . Актуализация имеющихся знаний по теме.
Родина каждого из нас начинается с родного дома, с семьи.
- Сейчас мы посмотрим, а что такое в вашем понимании семья?
- Что возникает в вашем воображении, когда вы его произносите?
Слайд 10
- Давайте построим свой дом под названием «Семья».
Каждой группе я предлагаю на «кирпичиках», они лежат у вас на столе, написать слова, с
которыми у вас ассоциируется это слово.
Работа со словарем.
- А сейчас посмотримкак раскрывается понятие семья в различных источниках.
- Давайте обратимся к толковым словарям и найдем значение этого слова там.
Слайды11-13
V.
Изучение нового материала.
Работа с учебником.
- А сейчас мы с вами узнаем, с чем сравнивает семью автор учебного пособия. -
Прочитайте на странице 86 в учебнике первый абзац.
- Итак, с чем же сравнивает семью автор учебника?
Слайд 14
- Почему он использует именно это сравнение?
- Почему дети являются очень важной частичкой семьи (рождение ребёнка наполняет жизнь
семьи светом, радостью и смыслом)
Слайд 15
- В народе говорили: «Семья без детей, что цветок без запаха»
- Как вы понимаете смысл этой пословицы? (семьи без детей несчастны, без них грустно и
тускло)
Слайд 16
- А теперь давайте узнаем, а как появилось слово «семья».
Как появилось слово семья?
Когда-то о нем не слыхала Земля…
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
Сейчас я тебе семь вопросов задам;
“Кто деток родит мне, богиня моя”?
И Ева тихонько ответила “я”,
“Кто их воспитает, царица моя”?
И Ева коротко ответила “я”
“Кто пищу сготовит, о, радость моя”?
И Ева все так же ответила “я”
“Кто платье сошьет?
Постирает белье?
Меня приласкает?
Украсит жилье?
Ответь на вопросы, подруга моя!”
“я”, “я” …тихо молвила Ева – “я”, “я”…
Сказала она знаменитых семь “я”
Вот так на земле появилась семья.
Слайд 17
- В слове семья много поучительных загадок и открытий.
1.
Это слово можно разделить на «СЕМЬ» и «Я», т.е. семеро таких же, как я.
- Что это значит?
В семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, взглядом, голосом, характером. Могут
быть общие увлечения и любимые занятия.
2.
Число «семь» издавна считается особенным. Оно неделимо и как бы напоминает о том, что
семья тоже едина и неделима.
3. Но есть ещё одна тайна у этого слова. Оно происходит от слова «семя».
- Как вы думаете почему?
- Скажите, а какая семья называется дружной?
Послушайте легенду «О дружной семье».
В давние времена жила удивительно дружная семья. Семья огромная — 100 человек. Молва
об этом долетела до самого верховного правителя. И он решил посетить эту семью. Когда
правитель убедился, что всё это правда, то спросил главу семьи: «Как вам удаётся жить
никогда не ссорясь, не обижая друг друга?». Тогда глава семьи взял бумагу, написал на ней 100
слов и отдал правителю. Тот быстро прочитал и удивился: на листе было написано 100 раз одно
и то же слово — «понимание».«Так вот из чего вырастают любовь и дружба! Из желания
понять, а не осудить друг друга!»- воскликнул правитель.
Появляется изображение большого сердечка, в котором написано «Дружная семья».
- На своих сердечках напишите названия человеческих отношений, необходимых для крепкой и
дружной семьи.
Слайд 18
В истории России были такие семьи и вот про одну из них я бы хотела вам рассказать. Это
семья последнего Императора Николая Второго. Она стремилась к идеальным отношениям друг
с другом. Они воспитали 4-х дочерей и сына. Научили их любить семью и свою Родину. Жили,
опираясь на заповеди божьи.
Слайд 19
- Кто помнит, в какой христианской заповеди Божией говорится о почитании родителей?
- Как вы ее понимаете?
- Если заповедь эта исполняется, то семья хорошая, крепкая и дружная.
Физкультминутка
Рассказ учителя.
Слайд 20
Ещё в древние времена китайский мудрец Конфуций говорил: «Семья – это маленькое государство,
и держится оно на любви».
Семью создают два человека, полюбившие друг друга. Издавна на Руси православные люди,
решившие создать семью, совершали одно из важнейших таинств православной церкви.
– Как называется это таинство?
Венчание будущих супругов совершается священником, который благословляет жениха и невесту
на счастливую семейную жизнь. Молодые люди обещают любить друг друга, заботиться друг о
друге, никогда не оставлять ни в беде, ни в болезни, и никогда не нарушать священного брачного
союза.
- Давайте посмотрим, что об этом таинстве говорится в учебнике.
VI. Первичное закрепление.
Слайд 21
- Что такое венчание?
- Почему заключение брака в церкви называется «венчание»?
В самых бедных храмах, где нет специальных венцов, на голову жениха и невесты иногда
надевают венки из полевых цветов.
- Что означает венец над молодоженами?
- Почему венец имеет форму кольца?
- Жить в семье – это великий труд, ведь надо быть внимательными и тактичными по отношению к
родным и уметь нести бремя друг друга.
Слайд 22
- Понятны ли вам слова «тактичность» и «бремя»?
- Найдите определения в учебнике.
- Что из прочитанного материала оказалось для вас новым?
- Что показалось удивительным?
Работа с пословицами
Создать семью нелегко, а сохранить её еще труднее. Беды, радости бывают в каждой семье, но
достойно разрешить многие конфликты нам не всегда удается, не хватает житейской мудрости.
Именно этому учат нас пословицы и поговорки. Давайте обратимся к пословицам, посвящённым
дому и семье. – Соотнесите начало пословиц с продолжением и объясните их смысл.
1 группа Слайд 23 Вся семья вместе, так и душа на месте.Человек без семьи, что дерево без
плодов.В хорошей семье хорошие дети растут.
2 группа Слайд 24 Дитя хоть криво, да отцу-матери мило.В гостях хорошо, а дома лучше.Семья
- печка: как холодно все к ней собираются.
3 группа Слайд 25 В семье согласно, так идет и дело прекрасно.
В своём доме и стены помогают.Семья сильна, когда над ней крыша одна.
VII.
Домашнее задание.
Слайд 26-27
Во все времена тема семьи была актуальна для всех народов. К ней обращались писатели,
художники, музыканты.
1 группа – «Художники» - нарисовать эмблему своей семьи и обосновать.
2 группа – «Писатели» - Придумать и записать несколько заповедей семьи.
3 группа – «Поэты» - Составить синквейн со словом семья.
VIII.
Рефлексия и оценка деятельности.
Слайд 28
- Ребята, как вы думаете, а есть ли в России праздник, посвящённый семье?
- Какие Святые особенно почитаются в этот день?
Праздник «День семьи, любви и верности» в честь Святых Петра и Февронии. Петр - это князь,
который правил в давние времена в городе Муроме, Феврония – его супруга, которая когда-то
исцелила его от страшной болезни. И с тех пор они были неразлучны и даже умерли в один день.
Слайд 29
- Когда отмечается этот праздник?
- Кто знает какой цветок является символом этого праздника?
- Давайте мы с Вами составим букет из ромашек.
Если Вам урок понравился, было интересно, все у Вас получилось – ромашка с желтой
серединкой.
Если испытывали трудности, было скучно, неинтересно – ромашка с красной серединкой.
IX.
Итог урока.
- Что же такое христианская семья? В чем ее особенность?
- Закончи предложение «Сегодня я задумался о том, что…» -
Мне хочется закончить урок словами.
Берегите друг друга,
Добротой согревайте.
Берегите друг друга
Обижать не давайте
Берегите друг друга
Суету позабудьте
И в минуту досуга
Рядом вместе побудьте.
X.
Слайд 30 Любви, добра и мира желаю вам и вашим семьям, свято храните честь
своей семьи!