Эффективные методические приемы подготовки обучающихся к ЕГЭ по географии
Автор: Скрипченко Татьяна Ивановна Должность: учитель географии Учебное заведение: МБОУ "СОШ с. Енотаевка" Населённый пункт: с. Енотаевка, Астраханская область Наименование материала: статья Тема: Эффективные методические приемы подготовки обучающихся к ЕГЭ по географии Раздел: полное образование
обучающихся к ЕГЭ по географии
С 2009 года для всех выпускников образовательных учреждений ЕГЭ стал обяза-
тельным по всем учебным дисциплинам школьного курса. Высокий балл, полученный на
ЕГЭ, многократно повышает вероятность поступления в желаемый ВУЗ. Максимально
подготовиться к сдаче единого государственного экзамена по географии возможно на уро -
ках и во внеурочной деятельности по географии.
Подготовка к ЕГЭ – дело ни одного дня и даже ни одного 11 класса. Работу по
подготовке учащихся надо вести на протяжении всех лет обучения географии. Сокращение
часов на изучение предмета не способствует улучшению географического образования,
поэтому надо использовать такие методы обучения, которые позволят развить интерес и
познавательную активность, помогут подготовиться к сдаче экзамена. В тех регионах Рос -
сии, где ЕГЭ по географии в виде эксперимента проводился уже на протяжении ряда лет,
проанализировав ошибки, допущенные выпускниками при сдаче экзамена, сделали вывод,
что хуже всего ребята отвечают на те вопросы, которые проверяют их знания и умения по
физической географии (6-8 класс). Учащиеся допускают ошибки по разделам «Основные
источники географической информации», «Природа Земли», «География России».
В связи с тем, что во многих школах мало внимания уделяется работе с тестами,
многие учащиеся не умеют с ними рационально работать. А ведь именно в такой форме
представлены задания частей А и В экзамена. Необходимо более широко использовать те -
стовые задания разных типов и уровней для проверки знаний учащихся по темам. Это
должны быть и тесты с одним правильным вариантом ответа и с несколькими, на установ -
ление соответствия, правильность утверждения. Иногда ребята не внимательно читают во-
прос задания и, только по этой причине дают неправильный ответ.
Задания части С предполагают умения рассуждать, доказывать свою точку зре-
ния, что тоже иногда вызывает трудности у учащихся.
Современные технологии позволяют использовать широкий спектр методических
приемов для формирования крепких знаний и умений по географии. Так, например, разви -
тие познавательного интереса может происходить через систему творческих заданий, уча -
стие ребят в различных интеллектуальных конкурсах. Выполняем творческие задания раз-
личного уровня. Немалую роль играют олимпиады. В школьном
этапе Всероссийской
олимпиады школьников по географии у меня принимают участие все желающие. Они не
боятся проиграть, они хотят попробовать свои силы в новой ситуации, проверить свои
способности. Со всеми участниками ответы обязательно разбираются, анализируются, вы -
являются допущенные ошибки, поясняются правильные ответы. Из каждой ситуации ребе-
нок должен сделать вывод, учиться не повторять свои ошибки.
Для того, чтобы информация лучше запоминалась, необходимо развивать память,
мышление, логику, внимание. Многие ребята лучше запоминают материал, если они не
только услышали информацию, но и увидели ее. Оборудование кабинета позволяет ис -
пользовать различные формы презентации, видеофильмы, документальные, художествен-
ные и др. А в 5-6-7 классах я широко использую проведение экспериментов на уроках. Во
всех классах использую проекты. Некоторые эксперименты и проекты ребята могут по -
вторить и дома. Такая информация лучше запоминается, она развивает интерес к геогра -
фии, а в дальнейшем помогает ребятам в изучении других естественных дисциплин.
Большая часть вопросов в ЕГЭ связана с топографической картой, умениями чи -
тать ее и выполнять различные вычисления и измерения. Поскольку данная тема изучается
только в нач. курсе и больше нигде не повторяется, надо постараться сделать так, чтобы
информация осталась в памяти детей надолго. В этом может помочь игры «Юный топо-
граф», «Найди клад», создание сказок по топографии, которые можно проводить как в
рамках урока, так и как внеклассное мероприятие.
В течение всего времени изучения географии обязательно надо выделять время на
изучение географической номенклатуры, использование контурной карты. Это могут быть
устные и письменные зачеты, которые ребята сдают у стенной карты или проверочные ра -
боты на контурной карте без использования атласа. Надо добиться того, чтобы ученик хо-
рошо представлял карту, знали расположение географических объектов на ней. Это надо
начинать делать с 5 класса. Для того, чтобы не превратить изучение номенклатуры в за-
зубривание объектов, надо сделать так, чтобы ребенку этого возраста было интересно
учить карту, например Дуэли по карте. Учитель может продумать такие задания, которые
побудят учащихся заниматься географией. Например, при изучении политической карты
мира можно предложить шестиклассникам найти и выписать страны, название которых
начинается на букву И, или страны, столицы которых начинаются на букву Б и т.п. Твор-
ческим заданием по этой теме может быть работа, где ребята должны определить, на что
похожа та или иная страна или материк- «Что на что похоже» или пусть они выберут лю -
бые страны, перерисуют их контур и дорисуют, чтобы было похоже на то, что они увиде -
ли. Такие работы ребята делают с удовольствием, а когда они обмениваются своими мне -
ниями на уроке и показывают рисунки, то и другие ученики получают дополнительную
информацию о странах мира.
Подобную работу я продолжаю и в 11 классе при изучении экономической и со-
циальной географии мира. Здесь мои ученики выполняют коллажи, на котором показыва-
ют самые яркие, интересные черты страны. Здесь есть возможность опереться на меж -
предметные связи, личные восприятия одиннадцатиклассника, сформировать географиче-
ский образ региона в виде какой-либо фигуры – ассоциации. С этой же целью можно при-
менять обучающие задачи, задания которых используются и в ЕГЭ для определения стра -
ны по описанию. Причем, я использую не только готовые задачи, но и подобные описания
стран зашифровывают сами учащиеся, а потом они обмениваются текстами заданий и вы -
полняют их.
Для изучения районов России можно использовать задания рубрики «Знаете ли
вы свою страну» из различных источников.
Использую кластеры, коллажи на различные темы.
К ЕГЭ надо готовить уч-ся маленькими группами, а лучше один на один и лучше
это делать 10 и 11 класс.
1.Сразу внушаю ,что не существует слов «не хочу»,»не могу»,»не знаю».
2.Напоминаю,что принцип «повторение – мать учения» никто не отменял. Работа
со мной это хорошо, но надо заниматься и самостоятельно.
3.Уч-ся должны понять, что
переучить – невозможно, недоучить – легко, не
сдать – элементарно, надо уяснить, что « грызть науку» за них никто не будет.
Сайт –geoslides – самый популярный по географии, который полон содержа-
тельного материала для подготовки к ЕГЭ.
Т.И.Скрипченко ,учитель географии ,с.Енотаевка