Напоминание

Мастер - класс "Педагогические приемы формирования УУД на уроках"


Автор: Сулейманова Евгения Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Ленинская СОШ №1"
Населённый пункт: город Ленинск, Волгоградская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Мастер - класс "Педагогические приемы формирования УУД на уроках"
Раздел: начальное образование





Назад





Мастер-класс по теме

«Педагогические приемы формирования УУД на уроках»

Автор
:
Сулейманова Евгения Александровна
учитель начальных классов высшей категории МКОУ «Ленинская СОШ №1» Ленинского района Волгоградской области.
Описание материала
: мастер-класс разработан в форме урока и оформлен в виде технологической карты в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения. Проводится для учителей среднего звена школы в ходе подготовки введения ФГОС. В ходе мастер-класса предложен технологический инструментарий реализации системно-деятельностного подхода, наработанный мною в ходе реализации ФГОС НОО.
Мастер-класс по теме «Педагогические приемы формирования УУД на

уроках в начальной школе»



Содержание

Приёмы,

формирующие УУД

Планируемы

е результаты

1.

Ор

гм

ом

ент

.

Мо

ти

ва

ци

я.

Учитель.
Здравствуйте, уважаемые педагоги! Сегодня я хотела бы поделиться технологическим инструментарием реализации системно-деятельностного подхода, наработанными в ходе реализации ФГОС. Надеюсь , что в ходе мастер-класса вы пополнить ваш арсенал методических приёмов формирования УУД.
Учитель.
Учителя, активно участвующие в работе семинара, получат сертификаты. Если вы по каким-то причинам не можете активно принимать участие в работе мастер-класса, то вы можете записать себя на «
листе

защиты» и быть

наблюдателем.

П р и ё м

« Л и с т

з а щ и т ы »
П е р е д каждым уроком, всегда в одном и том же месте, лежит “Лист защиты”, куда каждый ученик без объяснения причин может вписать свою ф а м и л и ю и б ы т ь уверенным, что его сегодня не спро сят. Зато учитель, подшивая эти листы, д е р ж и т с и т у а ц и ю п о д контролем. Мотивация к деятельности. На данном этапе необходимо создать условия для возникновени я внутренней потребности включения в деятельность.
(Личностны

е УУД)


2.А

кт

уа

ли

зац

ия

Учитель
Предлагаю подумать над вопросом :
«Что я жду от

сегодняшней встречи»,
и написать 3 слова, относящиеся к работе семинара. Способность учиться, причём на протяжении всей своей жизни, сейчас становится ключевой компетенцией современного человека. Это не эрудиция – то самое «многознание», которое «уму не научает» (Гераклит), – это умение выбрать из массива и н ф о р м а ц и и з н а н и е , о б е с п еч и в а ю щ е е р е ш е н и е возникающих задач, это умение п р о в е с т и к о м п е т е н т н о е самостоятельное исследование, добыть недостающие знания. Всё это привело к переходу к новому ФГО С. А нас - к п р о в е д е н и ю н ы н е ш н е г о семинара. Мы построим нашу работу в форме современного у р о к а , с о о т в е т с т в у ю щ е г о требованиям ФГОС.
Учитель.
Всем нам знакома аббревиатура «ФГОС». Этот н о в ы й с т а н д а р т в п р о ф е с с и о н а л ь н о й с р е д е называют стандартом трех «Т». Почему? О каких трёх «Т» идет речь?
- Т
ребования к структуре образовательных программ:


- Т
ребования к условиям реализации ООП
- Т
ребования к результатам освоения ООП (основных общеобразовательных программ) При реализации ФГОС учителю важно понять, какие
Приём актуализации

«Что я жду от

сегодняшней

встречи».

Описание:
приём интерактивного обучения. Данный приём способствует активному усвоению знаний, вовлекает в предметную работу учеников с любыми уровнями подготовки. Автор - Е.Д.Розанова. На данном этапе происходит формировани е умений ориентироват ься в системе знаний, отличать новое от уже известного, оценивать свои знания
(Познавател

ьные УУД

Регулятивны

е УУД)

принципиально новые дидактические подходы к уроку регламентируют нормативные документы. Что произошло смещение акцентов на результаты освоения ООП. Они представлены в виде личностных , метапредметных и предметных результатов. Главными становятся вопросы к нам, учителям:  каким стал ученик после того, как прошел через наш урок.  Какие умения у него появились?  Насколько он готов к применению на практике этих знаний и т.д. Судить о школе будут не по количеству «4» и «5», а по сформированности личности в целом.
Учитель Результаты
сформулированы как
действия
, как
способы
действий, которыми должен овладеть ребенок.
3.С

та

ди

я

вы

зов

а.

Фо

рм

ул

ир

ов

ка

пр

Учитель.
Меняются требования к результатам, должен меняться и сам учитель, естественно, и форма проведения урока.
ВОПРОС

-Что должен изменить учитель

в подходе к обучению младших

школьников?
Требование времени таково, что необходим человек, который не будет ждать готовых инструкций, который способен будет решать п р о б л е м ы п р о е к т н о - На данном этапе происходит формировани е умений определять и формулирова ть цель и задачи (
Регулятивн

ые УУД).
Самооценка знаний по проблеме
.


об

ле

мы

.

Са

мо

оц

ен

ка

зна

ни

й

по

пр

об

ле

ме.
конструктивным с п о с о б ом . П о э т о м у а к т у а л ь н ы м и с т а н о в я т с я с и с т е м н о - деятельностный подход, который на первое место выдвигает не информированность ученика, а е г о с п о с о б н о с т ь р е ш а т ь п р о б л е м ы в п р о ц е с с е деятельности.
Учитель Вопрос к аудитории

-
Какие виды деятельности, приёмы и какие задания относятся к системно- деятельностному подходу?
Вызов.
Достаточно ли у нас знаний о приёмах формирования УУД?
Учитель
Оцените знания по данному вопросу, отметьте тот у р о в е н ь , н а ко т о р о м в ы находитесь. В конце семинара мы вновь вернёмся к этому виду самооценки. Рассмотрите эти горы. Вы видите, что их высота разная. Обратите внимание, что каждая вершина может быть равна вашим достижениям и успехам. Возьмите красный карандаш (ручку, фломастер) и поставьте точку на вершине той г о р ы , в ы с о т а к о т о р о й соответствует вашим знаниям по УУД. Теперь возьмите зеленый фломастер и поставьте точку на вершине той горы, где вы хотели бы находиться. А в конце семинара вы поставите точку там, где вы находитесь в результате вашей работы.
Приём «ГОРА»
(Используется стимульный материал «Гора») (см. Приложение 1)
Личностные

УУД

4.
С

ооб

ще

ни

е

те

мы

ме

тод

ич

еск

ого

се

ми

на

ра-

пр

ак

ти

ку

ма.

Итак, Проблема нашего

занятия:
«Педагогические приёмы формирования УУД на уроках в начальной школе
Какие вопросы мы должны

сегодня рассмотреть?
 Что такое УУД?  Какие бывают УУД?  Какие существуют приемы формирования УУД? 

На какое понятие мы должны сегодня сделать упор?  Конечно же
На понятие

«прием» . Потому что мы

учителя – практики., и нам

ближе деятельностный

подход.

5.

По

ста

но

вк

а

це

ли

и

зад

ач

ме

тод

ич

еск

ого

Учитель.
Исходя из вопросов, которые мы поставили, сформулируем цель семинара Создание условий для повышения компетентности педагогов в
освоении приемов
формирования УУД
Задачи:

Учитель:
основной задачей нашего семинара будет создание условий
для обобщения
опыта и
знакомства
педагогов с новыми разнообразными приёмами, формирующими УУД, приобретение практического

се

ми

на

ра-

пр

ак

ти

ку

ма
опыта внедрения приёмов в педагогическую деятельность.
)
 Раскрыть и осмыслить понятие УУД,  Рассмотреть виды УУД, их содержание, требования к результатам сформированности  П о з н а к о м и т ь с я с приемами, помогающими формировать УУД  Приобрести практический о п ы т в ы п о л н е н и я универсальных учебных д е й с т в и й в п р о ц е с с е работы с информацией, полученной на открытых уроках
6.

Пл

ан

ир

ов

ан

ие

по

сле

до

ва

тел

ьн

ост

и

ре

ше

ни

я

зад

ач,

вы

бо

р

ра

Учитель
ИТАК, на мастер- классе мы: 1. Сделаем вывод о смысле УУД 2. Проведём лабораторную работу, в ходе которой попробуем ответить на вопрос, что такое УУД. 3. Проведем практическую работу по приёмам формирования УУД 4.Выполним тест или творческую работу по итогам семинара
Учитель

У У Д

-

э т о

с п о с о б н о с т ь

с у б ъ е к т а

к

саморазвитию
и самосовершенствованию путем сознательного и акт ивного присвоения нового социального опыта;
с о в о к у п н о с т ь

д е й с т в и й

учащегося
, обеспечивающих его культурную и д е н т и ч н о с т ь , Чтение и самостоятель ное изучение предложенног о материала. (
Познавател

ьные УУД)
Выполнение практической работы в парах (группах) по определению действий, относящихся к
личностным

,

регулятивны

м,

познаватель

ным,

коммуникат

ивным УУД
. Распределени

ци

он

ал

ьн

ого

сп

осо

ба

де

йс

тв

ия.

Ус

вое

ни

е

но

вы

х

зна

ни

й.
социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений
Учитель 2. Сделаем вывод о

смысле УУД
В
широком смысле

УУД
– это умение учиться.
В узком смысле УУД -
это совокупность способов действия учащегося е заданий в соответствии с УУД.
7.

Пе

рв

ич

но

е

зак

ре

пл

ен

ие.

Ла

бо

ра

то

рн

ая

ра

бот

СЛАЙД 14

Учитель.
Чтобы говорить о педагогических приемах формирования УУД, необходимо разобраться, какие бывают УУД.
Учитель. Для этого в
ыполним лабораторную работу «Соотнесите УУД с действиями». Как лучше работать самостоятельно или группах? - Образуйте группы. - Познакомьтесь с помощью волшебного клубочка. - Изучите Правила работы в парах и группах.
(
Приложение 2)
Правила

работы

в

парах

и

группах

Примерный устав:

1.
Уважай своего товарища,
ПРИЁМ

«Волшебный

клубочек»
Чтобы работать дружно и плодотворно, познакомьтесь друг с другом поближе, тем более сегодня на семинаре присутствуют участники из других районов.. Обмотайте нитку вокруг пальца, назовите себя, задайте любой, интересующий вопрос соседу- участнику игры (Например: «Имя, район, школу, в которой работает каждый из вас и т.д.), передайте клубок соседу, тот Знакомство с педагогическ ими приемами формировани я УУД (
Познавател

ьные УУД)
Работа в группе
(Коммуника

тивные

УУД)


а.
«С оо тн еси УУ Д с де йс тв ия ми ». (В ыд аёт ся кон вер т с наз ван ия ми УУ Д и дей ств ия ми: ну жн о соо тне сти наз ван ие с дей ств называй по имени.
2.
Умей каждого выслушать, используй вежливые слова.
3.
Не согласен – предлагай!
Распределение обязанностей:

Командир
- организует работу, направляет ее в нужное русло
Генератор идей
– подает идею, выделяет главную мысль изучаемого материала.
Фиксатор
– тот, кто записывает (желательно в схемах) все, что предполагает группа.
Критик
– выявляет недостатки в работе, критикует предлагаемое с позиции неприемлемого в данных условиях.
Аналитик
- делает выводы, обобщает сказанное.
Учитель
- Работу выполняйте по алгоритму
Алгоритм выполнения

лабораторной работы.
1.
Вспомнить
распределение УУД (личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные) 2.
Прочитать
характеристику УУД (Приложение 3) 3.
Определить
, какие действия относятся к личностным, регулятивным, познавательным, коммуникативным УУД.. 4.
Составьте схему
, используя содержимое конвертов. (Приложение 4) берёт клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, отвечает на вопрос, а затем задает свой следующему игроку. Таким образом, в конце клубочек возвращается ведущему.
ПРИЁМ
.
Кластер
– это нелинейный способ составления карты информации, идей и вопросов. Прием«Кластеры» применим как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. Кластер – педагогический метод, который развивает вариантность мышления, способность устанавливать всесторонние связи и отношения изучаемой темы (понятие, явление, событие). Цель: подготовить учащихся к восприятию новой информации. Целесообразно после группового составления кластера предложить учащимся индивидуальное составление с последующей работой в парах (тройках, малых группах).
Приём
Самопроверка и
ия ми) .
Проверка

Учитель.
Поставьте себе отметку за работу красной пастой и оцените ручкой другого цвета после проверки по слайду. взаимопроверка
Приём
.
Проверка

работы по слайдам.
8.
Зн

ак

ом

ств

о с

пе

даг

ог

ич

еск

им

и

пр

иё

ма

ми

,

сп

осо

бст

ву

ю

щи

ми

фо

рм

ир

ов

ан

ию

УУ

Д

Вывод.

Учитель
.
УУД
положены в основу
выбора и

структурирования содержания
образования,
приемов
, методов, форм обучения, а также построения целостного учебно- воспитательного процесса. Именно поэтому мы начали работу с определения и классификации УУД.
Нужно ли рассматривать

приёмы формирования УУД на

материале отдельных учебных

дисциплинах?
Овладение
УУД
происходит в контексте разных учебных предметов и в конечном счете ведет к формированию
способности

самостоятельно успешно

усваивать новые знания,

умения и компетентности
, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е.
умение учиться
.
УУД это результат или условие

процесса образования

школьника?
В этом смысле
УУД
представляют собой и
результат
образовательного процесса, и
условие
усвоения знаний, умений и компетентностей
Процесс достижения планируемых результатов обучения происходит посредством педагогических технологий.
9

Пр

ак

ти

чес

ка

я

ра

бот

а

по

пр

иё

ма

м

фо

рм

ир

ов

ан

ия

УУ

Д
СЛАЙД 23-26
Учитель
Теперь мы предлагаем вам познакомиться с методологическими приёмами базовых технологий стандартов второго поколения, при помощи которых происходит формирование УУД (Каждый участник семинара получает раздаточный материал – Описание педагогических приёмов (см.Приложение 6) Распределите материал между членами группы.
Учитель.
Во время знакомства с материалом каждый должен отметить знаком: 1)
«+»
тот прием, который он уже использует в своей практике, 2)прием, который вам покажется интересным, обведите
овалом
3)прием, который вы хотели бы изучить и узнать о нем поподробнее – поставьте
!

Учитель
Обсудите педагогические приёмы, которые вы
увидели
на
открытых
уроках и приёмы, которые
вы

используете
для формирования УУД. Выполнение работы. Обсуждение.(Слово 1 группе……) ВЫВОД
Учитель
Использование описанных приемов в начальной школе
Приём "Инсерт".
Описание: приём технологии развития критического мышления. Используется для формирования такого универсального учебного действия как умение систематизировать и анализировать информацию. Авторы приёма - Воган и Эстес. Приём используется в три этапа: 1. В процессе чтения учащиеся маркируют текст значками (" V " - уже знал; " + " - новое; " - " - думал иначе; " ? " - не понял, есть вопросы); 2. Затем заполняют таблицу, количество граф которой соответствует числу значков маркировки; 3. Обсуждают записи, внесённые в таблицу.
является, во-первых, важным условием профессионального роста учителя. Во-вторых, подобная работа педагога формирует способность учащихся к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Следовательно, речь идет о развитии УУД учащихся, т.е. об умении учиться, которое, в свою очередь, является ключевой компетенцией ученика в условиях реализации ФГОС НОО. Таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение, делается зримым процесс накопления информации, путь от старого знания к новому.)
10.

Са

мо

сто

яте

ль

на

я

ра

бот

а с

са

мо

пр

ове

рк

ой.

Вы

по

лн

ен

ие

тес

та

Учитель. По законам «жанра»

мы должны провести проверку

полученных на семинаре

знаний.
Для этого проведём тестирование при помощи программы «ВОТУМ». Для творческих учителей предлагаем составить «Синквейн», используя приложение. ТЕСТИРОВАНИЕ
ПРИЁМ. ТЕСТ.
Тест представляет собой метод диагностики испытуемых, в котором они отвечают на одни задания, в одинаковое время, в одинаковых условиях и с одинаковой оценкой.
«Синквейн»

Описание:
Это стихотворение (не обязательно) из пяти строк, в котором автор выражает свое отношение к проблеме: 1 строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна; 2 строка – два прилагательных, характеризующих
ключевое слово; 3 строка – три глагола, показывающие действия понятия; 4 строка – короткое предложение, в котором отражено авторское отношение к понятию; 5 строка – резюме: одно слово, обычно существительное, через которое автор выражает свои чувства и ассоциации, связанные с понятием. Составление синквейна – индивидуальная работа, но для начала нужно составить его всем классом. 10. По две ден ие ито га. Ре фл екс ия
Учитель.
Проанализируем работу нашего семинара. С чего началась наша работа и как она строилась на протяжении всего семинара? Какие УУД
мы

формировали
на каждом этапе? Какие задачи мы решали на семинаре?  Раскрыть и осмыслить понятие “универсальные учебные действия”  Рассмотреть виды УУД, их содержание, требования к результатам сформированности  Познакомиться с приемами, помогающими формировать УУД  Приобрести практический Рефлексия
(Коммуника

тивные

УУД,

Познаватель

ные УУД.

Регулятивны

е УУД.

Личностные

УУД)

опыт выполнения УУД в процессе работы с информацией
Данные задачи выполнены
Цель - повышение компетентности педагогов в освоении приемов педагогической техники для формирования УУД –
достигнута.
Оцените уровень своих знаний по теме семинара и готовность эти знаний применять (см. Приложение «
ГОРА
»)
Используемые источники.

1.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования /Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2010
2.
Планируемые результаты начального общего образования. – М.: Просвещение, 2011
3.
Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. – 4-е изд. – М.: Вита-Пресс, 2002.
4.
М.Г.Кудряшова. Приемы педагогической техники в начальной школе. Журнал "Начальная школа" №9, 2011


В раздел образования