Социальное иждивенчество - культивирование потребительского отношения к труду
Автор: Зарубина Татьяна Ивановна Должность: методист Учебное заведение: Ивановская средняя общеобразовательная школа Населённый пункт: село Иваново Армизонского района Тюменской области Наименование материала: методическая разработка Тема: Социальное иждивенчество - культивирование потребительского отношения к труду Раздел: полное образование
Зарубина Т.И.
Я
приветствую
всех
участников
нашего
педагогического
форума
и
приглашаю
к
р а з г о в о р у
п о
т е м е «Социальное
иждивенчество
–
культивирование
потребительского отношения к жизни».
«Посмотрите - вот он без страховки идет.
Чуть правее наклон - упадет, пропадет!
Чуть левее наклон - все равно не спасти...
Но, должно быть, ему очень нужно пройти
четыре четверти пути…» В.Высоцкий.
Эти строки из стихотворения Владимира Высоцкого о канатоходце показались мне
абсолютно
созвучными
нашей
профессии
–
профессии
учителя.
Учитель,
как
и
человек, идущий по канату, не имеет права на ошибку: «ошибки учителей не сразу
заметны, но в конечном итоге обходятся очень дорого», потому что в руках учителя
будущее страны, будущее нашего государства. Сегодня, оглядываясь назад, пытаюсь
понять, что изменилось, что мы сделали не так, что происходит с нашими детьми, если
они меняются не в лучшую сторону. Слышим мы разговорную лексику наших детей,
что всегда кто-то должен для них сделать, видим и отношение нынешних детей к
трудовым делам. И это не может нас не волновать
Вы скажите, что доброту, душевную красоту , любовь к труду, к малой Родине, к
людям формирует в детях и тот социум, в котором они живут. Согласна с вами, но этот
социум – наши родители, и в большинстве случаев, они пришли из нашего учебного
учреждения в то время, когда происходили грандиозные перемены в обществе и
конечно
не
могли
затронуть
школу, когда
произошла
заметная
утрата
традиционного
патриотического
сознания,
трудового
и
профессионального
образования.
Большими проблемами нашего времени являются слабая мотивированность детей к
труду,
установка
молодежи
на
получение
доходов
при
минимальных
усилиях
и
затратах, широкое внедрение в сознание потребительских ценностей, стремление к
«быстрым
деньгам».
Иждивенческая
жизненная
позиция,
инфантильность,
отстранение от общественных нужд и интересов – серьезные социальные пороки
современности. И поэтому важнейшая задача общества, школы – оградить от их
пагубного влияния наших детей. Слова президента
В.В. Путин: - «Нам нужны школы,
которые не просто учат, что чрезвычайно важно, это самое главное, но и школы,
которые воспитывают личность. Граждан страны - впитавших ее ценности, историю и
традиции» как никогда актуальна сегодня и актуальна та проблема, которую я озвучила
вначале.
Девизом: нашего разговора пусть станет пословица «Без труда не вытащить и
рыбку из пруда»
Итак, темы для групп:
№1 Потребность в образовании и потребность в труде как базовые ценности
современного человека.
№2 «Образовательные услуги» - желание родителей или готовность педагога.
№3 Потребительское отношение к жизни – роль негативных и положительных
примеров в семье и школе.
№4
«Иждивенчество
и
инфантильность
детей
–
результат
неправильного
воспитания или личный пример со стороны взрослых».
Работаем активно в малых 4-х группах (используя свой опыт, свои примеры, взгляды,
суждения), обсуждаем выдвинутую для вашей группы подтему, выдвигаем проблемы и
предлагаем пути решения её.
И перед тем, как вы приступите к обсуждению выделим основные Понятия
ИЖДИВЕНЧЕСТВО и ИНФАНТИЛЬНОСТЬ , которые вам конечно знакомы.
Иждивенчество - стремление во всем рассчитывать на помощь других, а не на свои
силы. Социальное иждивенчество существует с советских времен, когда все старались
рассчитывать
на
помощь
государства. И эта ненужная привычка сохранила свою
актуальность и сегодня.
Инфантильность ... Слово, конечно, красивое, почти «королевское», ведь инфантом
называют королевского ребенка. Только последствия у нее опасные, как у болезни, и
заражаются ею незаметно.
Если
цитировать
справочник
по
психиатрии,
то
инфантилизм
–
несоответствие
индивида своему биологическому возрасту. Инфантильность – следствие нескольких
комплексов: комплекс первый – «я не хочу расти», комплекс второй – «я боюсь
ответственности», а ещё есть комплекс избалованности – когда человек привык, что
все ему что-то должны.
РАБОТА ГРУПП (обсуждение проблемы, вынесение решения-задачи на новый
учебный год и пути решения)
ОБОБЩЕНИЕ И ВЫВОД
Искоренение иждивенческой психологии, инфантильности – долгий процесс. В него
должны
входить
и
воспитание,
и
образовательные
программы,
личный
пример
учителя,
родителя.
Но
главное
–
устойчивое
социальное
развитие
ребенка
и
возможность в будущем своим трудом реально обеспечить себя и свою семью, а не
идти ради этого на различные ухищрения. Времена меняются, меняются требования к
будущему выпускнику и мы (сегодня ) должны научить его самостоятельности в
добывании знаний, в поиске решений,
в выборе путей этих решений. С чего же
начать?
1.
С самого себя. Быть открытыми, не бояться новых технологий, новых способов
общения
с
детьми,
коллегами
и
родителями.
А
для
этого
непрерывное
образование должно стать для каждого педагога жизненной необходимостью.
2.
(не всегда мы открыты для социума) Активное вовлечение семьи в учебный и
воспитательный процесс, используя семейные традиции и устраивая семейные
праздники, совместные культпоходы, экскурсии, проводить уличные праздники.
3.
Создание совместных социальных проектов и представление на торжественных
конференциях, выставках, школьных мероприятиях, …
4.
(поднять ребенка с дивана, оторвать его от планшета и смартфона) Вовлечение в
спортивно-оздоровительную
работу
опять
же
через
совместные
проекты
«Здоровый учитель, Здоровый ребенок, Здоровый родитель», создавая для этого
спортивного пространства в школе, на селе.
5.
Вовлечение
в
трудовую
деятельность
через
совместные
(«учитель
+родитель+ребенок») трудовые десанты, субботники, проекты «Украсим свою
территорию», «Создаем зону отдыха» и т.д. по-настоящему вовлекать детей в
тимуровское и волонтерское движение.
6.
Активизировать разнообразные формы работы с детьми, с родителями, уделяя
особое внимание вопросам нравственного и трудового воспитания. А проект
века «Чистая речь» тоже имеет место в каждой школе, а это также нравственная
проблема.
7.
Конечно, Вся работа должна проходить через родительское просвещение, что мы
в
последнее
время
упустили
(не
стало
традицией
совместное
обсуждение
просмотренного
фильма,
прочитанной
книги,
вопросов
нравственного
и
трудового воспитания). Мы не можем изменить Федеральное законодательство о
социально-значимой деятельности, но обсудить вопрос участия детей можем, и в
дальнейшем будет меньше проблем по участию детей в социально-значимых
делах школы.
Наша
главная
общая
задача
–
способствовать
качественному
изменению
образования в соответствии с требованиями времени. Следует объединить усилия в
интересах наших детей. Все, о чем идет речь сегодня, невозможно без взаимной
поддержки,
доброго
отношения
друг
к
другу
и
совме стных
ус илий
школы+семьи+общественности.
«Если
жить
только
для
себя,
своими
мелкими
заботами
о
собственном
благополучии, то от прожитого не останется и следа. Если жить для других, то
другие сберегут то, чему служил, чему отдавал себя».
Поздравляю
вас
с
новым
учебным
годом!
Хочется
пожелать,
чтобы
новый
учебный год стал для всех нас годом исполнения поставленных задач, творческих
свершений и побед, годом целенаправленной работы в соответствии с выбранными
приоритетами на нашем педагогическомфоруме!
И закончить строками стихотворения:
«В мире по-разному можно жить
В горе можно и в радости,
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно и так:
Поутру встать, помышляя о чуде,
Рукой обожженного солнца достать
И подарить его людям» СПАСИБО, за совместную работу!