Напоминание

"Организация мини - музея в детском саду"


Автор: Уразова Ольга Владимировна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: СП "Детский сад "Одуванчик"
Населённый пункт: с. Большая Глушица ул.Фрунзе д.58 Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: "Организация мини - музея в детском саду"
Раздел: дошкольное образование





Назад





«Организация мини – музея в детском саду»
Старший воспитатель Уразова Ольга Владимировна
Часто ли вы водите ребенка в музей? Скорее всего, нет, т.к. «недетское» это дело, по

мнению родителей, ходить по музеям. Мини-музеи в детских садах – отличная

альтернатива,

тем

более

что

в

последнее

время

в

каждом

уважающем

себя

дошкольном учреждении насчитывается один, а то и несколько мини-музеев.

Размещение мини-музеев.
В любом детском саду существует проблема свободных помещений. Для расположения мини-музеев использовались различные части групповых комнат, «раздевалок», спальных комнат, стены у входа в группу и т.п. Одно из требований, предъявляемых к расположению музеев, было следующим: каждый из них обязательно должен вписываться в интерьер помещений. Экспонаты располагались на полках, стеллажах, приобретенных или изготовленных родителями, прикреплялись к стенам, стояли на полу.
Возраст детей.
Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно отражали специфику возраста детей данной группы. Так, например, музей книги появился в подготовительной группе, а для малышей создали мини-музей игрушек-забав. Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми.
Этапы проекта «Мини-музеи в детском саду».
В процессе создания музейного комплекса сотрудникам детского сада пришлось попробовать себя и в роли дизайнеров, художников, и в роли музееведов, историков. Всю работу можно разделить на три этапа. 1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП В начале работы коллектив каждой группы (дети, воспитатели) вместе с родителями определяли тему и название мини-музея, разрабатывали его модель, выбирали место для размещения. Мини-музеи получились разными и по оформлению, и по содержанию. Каждый воспитатель на педагогическом совете защищал собственный подпроект, который строился по следующей схеме: оформление (чертеж-схема), описание (оборудование, экспонаты), название первой ознакомительной экскурсии, перспективы развития, варианты участия в его создании детей и родителей. Методическая служба детского сада разработала критерии конкурса на лучший мини- музей, которые были обсуждены с коллективом после защиты проектов. Родителям было предложено посетить с детьми разнообразные музеи и обсудить, что такое музей, для чего он создается, для чего его посещают люди, и т.п. 2. ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП (ИЛИ ЭТАП РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА) Взрослые и дети, следуя своим моделям, создавали мини-музеи в группах. Большую роль в этом процессе сыграли родители, которые приносили экспонаты, помогали в оформлении. На последней стадии этого этапа воспитатели вместе с детьми разрабатывали содержание экскурсий по своему музею, причем сами дошкольники
предлагали, что именно они считают нужным рассказать о своих мини-музеях. Желающие становились экскурсоводами. 3. ПРОВЕДЕНИЕ КОНКУРСА НА ЛУЧШИЙ МИНИ-МУЗЕЙ.
ОПИСАНИЕ МИНИ-МУЗЕЕВ

Мини-музей «Чудо-дерево»
Создан под руководством Е.В.Шихавцовой Расположение. Занимает небольшое помещение раздевалки и состоит из трех частей. Содержание и экспонаты. У одной из стен раздевалки располагаются экспонаты, отражающие жизнь дерева в природе: объемная модель растения, связанные с ним животные (игрушки), шишки, пень, мхи, фотографии лесных обитателей и разных деревьев. «Ствол» дерева сделан из основы-трубы, на которую при продаже бывает намотан линолеум, и раскрашен в коричневый цвет. Для закрепления сухих веток в нем проделаны дырки. Противоположная стена оформлена в виде деревянного дома с окошками и резными ставнями, через которые виден лес (фрагменты фотообоев). Здесь можно познакомиться с тем, как человек использует деревья. На полочках размещены разнообразные деревянные предметы: игрушки (матрешки, кубики, звери), предметы быта, поделки из бересты, деревянные фигурки, шкатулки, ложки, кухонные доски, скалки и другая утварь, корзинки с шишками сосны, ели, лиственницы, книги и календари о деревьях, аппликации из сухих листьев. Здесь же расположены деревянный детский столик и стульчики — это и экспонаты, и место отдыха. Стены помещения оклеены обоями «под дерево». Занавески из деревянных колечек разделяют помещение на зоны и делают его более уютным. Третья часть музея размещена в раздевалке и занимает две стены. Экспонаты на одной из них знакомят детей с различными частями дерева. Листья и плоды разных деревьев (рябины, дуба, березы, липы) прикреплены к ткани типа мешковины и помещены под стекло в деревянные рамки. Получилось и познавательно, и красиво. В нижней части стены на широкой полоске такой же ткани прикреплены кусочки коры этих же деревьев. Они расположены на такой высоте, что к ним может подойти любой ребенок (часто дети хотят погладить, понюхать эти экспонаты). Любят дошкольники нюхать и изделия из можжевельника, прикрепленные к другой стене. (Его древесина долго сохраняет неповторимый и полезный аромат.) На полу лежат спилы старых деревьев с хорошо заметными годовыми кольцами, небольшие бревна, красиво изогнутые корни деревьев, деревянные вазы с сухими ветками. Вторая стена украшена сухими букетами и глиняными тарелками с растительными узорами. Цели и задачи. Знакомство со строением и разнообразием деревьев, взаимосвязями растений и животных, значением деревьев в жизни людей; необходимость бережного отношения к природе. Как используется. Дети играют с шишками, деревянными игрушками, сидят на пеньках, рассматривают на них годичные кольца, изучают книги, вместе с родителями делают поделки из древесины, шишек, листьев и пополняют экспозицию. Сухие ветки дерева используются в качестве календаря природы: весной дети вешают на них зеленые листья, осенью — желтые и т.п.
Эта группа уже не первый год работает по экологическому проекту Н.А. Рыжовой «Наше дерево». Темы экскурсий: «Деревянные игрушки», «Деревянная посуда», «Как живет дерево», «Кто с деревом дружит», «Знакомство с деревьями» — и другие.
Мини-музей книги
Создан под руководством Т.В. Борзых. Расположение. Занимает угол спальни, экспонаты размещены на подвесных полках, сделанных одним из пап. Содержание и экспонаты. Основная идея — показать, какими разными бывают книги, познакомить ребят с их историей. В мини-музее собраны сохранившиеся в семьях старинные издания, книжки-малютки, книжки-раскладушки, звучащие, музыкальные книги. Делятся они и по жанрам: сказки, стихи, повести. Отдельно выделены произведения о природе. Различаются книги и по размеру, назначению (обучающие, развивающие), по возрасту потенциальных читателей. Здесь же можно познакомиться с портретами известных писателей: А.Пушкина, Л.Толстого. Особый интерес у дошкольников вызывает часть экспозиции, в которой представлены «орудия труда» писателей: от пера до современной авторучки. Юные таланты при желании могут попробовать написать собственное стихотворение с помощью гусиного пера. Есть здесь и береста, на которой когда-то писали наши предки и на которой их потомки с помощью палочки могут написать свои собственные послания. Цели и задачи. Знакомство с историей возникновения книг, воспитание интереса к чтению, рассказ о роли книги в жизни человека, о разных писателях, о том, как появилась и развивалась грамота. Темы экскурсий: «Старинные книги», «Кто такие писатели», «Как создаются книги», «Для чего нужны книги», «От гусиного пера до современной авторучки», «Говорящие книги», «Книги о природе» — и другие.
Мини-музей «Игрушки-забавы»
Создан под руководством И.В.Морозовой. Размещение. На стене в доступном для малышей игровом уголке, на специально созданном стенде оригинальной формы. Многие экспонаты имеют свои картонные домики. Содержание и экспонаты. Это музей для детей младшего возраста, поэтому здесь собраны экспонаты, привлекающие внимание именно малышей: крупные, яркие, звучащие, развивающие игрушки (куклы, машинки, фигурки животных и неизвестных науке существ). Экспонаты умеют говорить, производить различные звуки, двигаться, петь. Некоторые из них заводные, другие же «включаются» простым нажатием в нужном месте. Надо сказать, что и сами воспитатели, родители и все посетители группы всегда просят разрешения нажать на кнопочки, подергать за веревочки, и делают это с большим удовольствием, с неподдельным интересом наблюдая за движением игрушек.
Как используется. Основное назначение мини-музея — развивающее: малыши учатся играть со сложными игрушками, развиваются моторика пальцев, сенсорика, звукоподражание. Они придумывают свои названия экспонатам, учатся составлять коротенькие рассказы о них, знакомятся со словом «музей». Экскурсии здесь проходят в особой форме: воспитатель сначала предлагает малышам выполнить какое-то действие, а затем дает необходимые пояснения. Например, сначала (методом проб и ошибок) выбираются игрушки, которые могут пищать, затем те, которые разговаривают, и т.п.
Мини-музей «Наша родина — Россия»
Создан под руководством Н.К. Соколовой. Расположение. Стена спальной комнаты, наиболее крупные экспонаты расположены на полу. Содержание и экспонаты. Самые разнообразные, но так или иначе отражающие национальные, природные особенности нашей страны: российский флаг, герб, карты страны и ее отдельных регионов, книги, открытки, фотоальбомы, значки, гербы городов, входящих в Золотое кольцо России, фигурки в технике гжель, посуда с хохломской росписью, книги о том, как жили наши предки, макеты древних жилищ, куклы в национальных костюмах, матрешки, колокола разного размера, включая Царь-колокол. Цели и задачи. Знакомство с историей, культурой, природными особенностями нашей страны, воспитание патриотизма, знакомство с народными промыслами, с бытом россиян в разное время, с историческими и памятными местами; развитие речи; формирование представлений об историческом времени, связи со своими предками. Темы экскурсий: «Мы живем в России», «Флаг России», «Что такое герб», «Гжельская роспись», «Хохломская роспись», «Природа нашей страны», «Как жили наши предки», «Кто живет в России» (о разных национальностях) — и другие. Мини-музеи в группах позволили воспитателям сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты используются для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора На базе мини- музеев организовывались кратковременные (часто однодневные) выставки, которые мы назвали «экспресс- выставками». Дошкольники разных групп знакомились с мини-музеями своих «коллег». При этом в средних, старших и подготовительных группах экскурсии проводили сами ребята, а в младших обо всем рассказывали воспитатели, хотя и малыши пытались в меру своих возможностей обратить внимание посетителей на те или иные предметы. Главное, мы достигли своей цели: как во время создания мини-музеев, так и после этого многие родители посещали с детьми «настоящие» музеи — Дарвиновский, музей Москвы и другие, о чем дошкольники потом с удовольствием рассказывали друг другу и воспитателям. Мини-музеи стали неотъемлемой частью развивающей предметной среды нашего детского сада.
Мини – музей «Народные промыслы» воспитатель Некрасова Т.М.,Усманова Г.А.

На полках и столах представлены различные предметы быта и посуды, имеющие элементы украшений, относящимся к различным народным промыслам, например: посуда, украшенная росписью Гжель, кухонный фартук и полотенца с хохломой, деревянная резная посуда, филимоновские и дымковские игрушки – свистульки, городецкие доски и т. д. Мини-музей, помимо декоративной функции, несет в себе и познавательную функцию: я организовываю экскурсии, использую экспонаты музея в различных мероприятиях, а также провожу игры. Дети особенно любят играть с домино «Дымка» и лото «Народные промыслы», в свободное время рассматривают книжки про различные ремесла, а также используют столы и деревянную посуду в играх. Во время индивидуальной работы ребята любят пользоваться трафаретами элементов росписей, подбирать цвета, раскрашивать их. На занятии художественным творчеством также использую некоторые экспонаты в качестве образца для демонстрации. - воспитывать интерес к народным промыслам;
Мини -музей «Музея мяча» - создан физ.инструктором Хлопотовой Е.А.
Познакомить детей с историей возникновения и разновидностью мячей, их роли в жизни человека. Ребятам рассказывают про баскетбола, футбола не только на словах, но и отрабатывают приемы на практике. Воспитанники детского сада показывают отличные результаты по баскетболу, футболу, большому теннису и даже гольфу.
Мини – музей «Солнышко» воспитатель Хлыстова О.А.
Целями и задачами создания нашего мини-музея «Солнышко» явилось: - формирование у детей интереса к солнышку, его красоте и теплу; - дать понятие о Солнце - большой звезде и его значении жизни на земле; - учить определять солнечную погоду; - обратить внимание на доброе отношение всего живого к солнышку. Познакомить детей со значением Солнца как источника света и тепла в жизни человека, растений и животных. Закрепить знание детей частей времени суток
Мини – музей «Музыкальные инструменты»
Идея создания музея возникла не случайно. Знакомя детей с различными музыкальными инструментами, я пришла к выводу, что простого рассматривания иллюстраций и картинок не достаточно. Детям всегда хочется не только увидеть, но и потрогать инструмент, услышать его «живой звук». Познакомить детей с огромным миром музыкальных инструментов воспитывать в ребенка слушателя и настоящего ценителя хорошей музыки.
« Музей Курочка ряба»- воспитатели Чирко Т.Н.. Баранова Н.Н.
Курочек и цыплят собирали вместе с родителями и детьми. Детям очень понравилось, они каждый день подходили и рассматривали курочек, цыплят и петушков. Сейчас в музее «живет» множество курочек. Есть вязаная курочка, курочки, вышитые на ткани, курочка,
сделанная из соленого теста, курочки фабричного происхождения. В музее «живет» песня про курочку, стихи о курочках. Таким образом, работа наших мини музеев в настоящее время фактически идет по следующим направлениям: Музей – детский сад (изучение на базе музея тем и разделов, указанных в образовательном стандарте) Музей педагог (создание дополнительных условий для повышения квалификации воспитателей) Музей –родитель (создание дополнительных условий для активизации взаимодействия детского сада и семьи) Главное мы достигли своей цели: как во время создания мини – музеев. Так и после этого многие родители с детьми посещают «настоящие музеи» Ежегодно 18 мая во всем мире отмечается День музеев. Мы предлагаем отмечать в это же время в дошкольных учреждениях День мини –музея.


В раздел образования