Автор: Уразова Ольга Владимировна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: СП "Детский сад "Одуванчик" Населённый пункт: с. Большая Глушица ул.Фрунзе д.58 Самарская область Наименование материала: статья Тема: "Организация мини - музея в детском саду" Раздел: дошкольное образование
«Организация мини – музея в детском саду»
Старший воспитатель Уразова Ольга Владимировна
Часто ли вы водите ребенка в музей? Скорее всего, нет, т.к. «недетское» это дело, по
мнению родителей, ходить по музеям. Мини-музеи в детских садах – отличная
альтернатива,
тем
более
что
в
последнее
время
в
каждом
уважающем
себя
дошкольном учреждении насчитывается один, а то и несколько мини-музеев.
Размещение мини-музеев. В любом детском саду существует проблема свободных
помещений. Для расположения мини-музеев использовались различные части групповых
комнат, «раздевалок», спальных комнат, стены у входа в группу и т.п. Одно из требований,
предъявляемых к расположению музеев, было следующим: каждый из них обязательно
должен вписываться в интерьер помещений. Экспонаты располагались на полках,
стеллажах, приобретенных или изготовленных родителями, прикреплялись к стенам,
стояли на полу.
Возраст детей. Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно отражали
специфику возраста детей данной группы. Так, например, музей книги появился в
подготовительной группе, а для малышей создали мини-музей игрушек-забав.
Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские
работы, выполненные совместно со взрослыми.
Этапы проекта «Мини-музеи в детском саду». В процессе создания музейного
комплекса сотрудникам детского сада пришлось попробовать себя и в роли дизайнеров,
художников, и в роли музееведов, историков. Всю работу можно разделить на три этапа.
1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
В начале работы коллектив каждой группы (дети, воспитатели) вместе с родителями
определяли тему и название мини-музея, разрабатывали его модель, выбирали место для
размещения. Мини-музеи получились разными и по оформлению, и по содержанию.
Каждый воспитатель на педагогическом совете защищал собственный подпроект, который
строился по следующей схеме: оформление (чертеж-схема), описание (оборудование,
экспонаты), название первой ознакомительной экскурсии, перспективы развития,
варианты участия в его создании детей и родителей.
Методическая служба детского сада разработала критерии конкурса на лучший мини-
музей, которые были обсуждены с коллективом после защиты проектов. Родителям было
предложено посетить с детьми разнообразные музеи и обсудить, что такое музей, для чего
он создается, для чего его посещают люди, и т.п.
2. ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП (ИЛИ ЭТАП РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА)
Взрослые и дети, следуя своим моделям, создавали мини-музеи в группах. Большую роль
в этом процессе сыграли родители, которые приносили экспонаты, помогали в
оформлении. На последней стадии этого этапа воспитатели вместе с детьми
разрабатывали содержание экскурсий по своему музею, причем сами дошкольники
предлагали, что именно они считают нужным рассказать о своих мини-музеях. Желающие
становились экскурсоводами.
3. ПРОВЕДЕНИЕ КОНКУРСА НА ЛУЧШИЙ МИНИ-МУЗЕЙ.
ОПИСАНИЕ МИНИ-МУЗЕЕВ
Мини-музей «Чудо-дерево»
Создан под руководством Е.В.Шихавцовой
Расположение. Занимает небольшое помещение раздевалки и состоит из трех частей.
Содержание и экспонаты. У одной из стен раздевалки располагаются экспонаты,
отражающие жизнь дерева в природе: объемная модель растения, связанные с ним
животные (игрушки), шишки, пень, мхи, фотографии лесных обитателей и разных
деревьев. «Ствол» дерева сделан из основы-трубы, на которую при продаже бывает
намотан линолеум, и раскрашен в коричневый цвет. Для закрепления сухих веток в нем
проделаны дырки.
Противоположная стена оформлена в виде деревянного дома с окошками и резными
ставнями, через которые виден лес (фрагменты фотообоев). Здесь можно познакомиться с
тем, как человек использует деревья. На полочках размещены разнообразные деревянные
предметы: игрушки (матрешки, кубики, звери), предметы быта, поделки из бересты,
деревянные фигурки, шкатулки, ложки, кухонные доски, скалки и другая утварь, корзинки
с шишками сосны, ели, лиственницы, книги и календари о деревьях, аппликации из сухих
листьев. Здесь же расположены деревянный детский столик и стульчики — это и
экспонаты, и место отдыха. Стены помещения оклеены обоями «под дерево». Занавески из
деревянных колечек разделяют помещение на зоны и делают его более уютным.
Третья часть музея размещена в раздевалке и занимает две стены. Экспонаты на одной из
них знакомят детей с различными частями дерева. Листья и плоды разных деревьев
(рябины, дуба, березы, липы) прикреплены к ткани типа мешковины и помещены под
стекло в деревянные рамки. Получилось и познавательно, и красиво. В нижней части
стены на широкой полоске такой же ткани прикреплены кусочки коры этих же деревьев.
Они расположены на такой высоте, что к ним может подойти любой ребенок (часто дети
хотят погладить, понюхать эти экспонаты). Любят дошкольники нюхать и изделия из
можжевельника, прикрепленные к другой стене. (Его древесина долго сохраняет
неповторимый и полезный аромат.) На полу лежат спилы старых деревьев с хорошо
заметными годовыми кольцами, небольшие бревна, красиво изогнутые корни деревьев,
деревянные вазы с сухими ветками. Вторая стена украшена сухими букетами и глиняными
тарелками с растительными узорами.
Цели и задачи. Знакомство со строением и разнообразием деревьев, взаимосвязями
растений и животных, значением деревьев в жизни людей; необходимость бережного
отношения к природе.
Как используется. Дети играют с шишками, деревянными игрушками, сидят на пеньках,
рассматривают на них годичные кольца, изучают книги, вместе с родителями делают
поделки из древесины, шишек, листьев и пополняют экспозицию. Сухие ветки дерева
используются в качестве календаря природы: весной дети вешают на них зеленые листья,
осенью — желтые и т.п.
Эта группа уже не первый год работает по экологическому проекту Н.А. Рыжовой «Наше
дерево».
Темы экскурсий: «Деревянные игрушки», «Деревянная посуда», «Как живет дерево», «Кто
с деревом дружит», «Знакомство с деревьями» — и другие.
Мини-музей книги
Создан под руководством Т.В. Борзых.
Расположение. Занимает угол спальни, экспонаты размещены на подвесных полках,
сделанных одним из пап.
Содержание и экспонаты. Основная идея — показать, какими разными бывают книги,
познакомить ребят с их историей. В мини-музее собраны сохранившиеся в семьях
старинные издания, книжки-малютки, книжки-раскладушки, звучащие, музыкальные
книги. Делятся они и по жанрам: сказки, стихи, повести. Отдельно выделены
произведения о природе. Различаются книги и по размеру, назначению (обучающие,
развивающие), по возрасту потенциальных читателей. Здесь же можно познакомиться с
портретами известных писателей: А.Пушкина, Л.Толстого. Особый интерес у
дошкольников вызывает часть экспозиции, в которой представлены «орудия труда»
писателей: от пера до современной авторучки. Юные таланты при желании могут
попробовать написать собственное стихотворение с помощью гусиного пера. Есть здесь и
береста, на которой когда-то писали наши предки и на которой их потомки с помощью
палочки могут написать свои собственные послания.
Цели и задачи. Знакомство с историей возникновения книг, воспитание интереса к чтению,
рассказ о роли книги в жизни человека, о разных писателях, о том, как появилась и
развивалась грамота.
Темы экскурсий: «Старинные книги», «Кто такие писатели», «Как создаются книги», «Для
чего нужны книги», «От гусиного пера до современной авторучки», «Говорящие книги»,
«Книги о природе» — и другие.
Мини-музей «Игрушки-забавы»
Создан под руководством И.В.Морозовой.
Размещение. На стене в доступном для малышей игровом уголке, на специально
созданном стенде оригинальной формы. Многие экспонаты имеют свои картонные
домики.
Содержание и экспонаты. Это музей для детей младшего возраста, поэтому здесь
собраны экспонаты, привлекающие внимание именно малышей: крупные, яркие,
звучащие, развивающие игрушки (куклы, машинки, фигурки животных и неизвестных
науке существ). Экспонаты умеют говорить, производить различные звуки, двигаться,
петь. Некоторые из них заводные, другие же «включаются» простым нажатием в нужном
месте.
Надо сказать, что и сами воспитатели, родители и все посетители группы всегда просят
разрешения нажать на кнопочки, подергать за веревочки, и делают это с большим
удовольствием, с неподдельным интересом наблюдая за движением игрушек.
Как используется. Основное назначение мини-музея — развивающее: малыши учатся
играть со сложными игрушками, развиваются моторика пальцев, сенсорика,
звукоподражание. Они придумывают свои названия экспонатам, учатся составлять
коротенькие рассказы о них, знакомятся со словом «музей». Экскурсии здесь проходят в
особой форме: воспитатель сначала предлагает малышам выполнить какое-то действие, а
затем дает необходимые пояснения. Например, сначала (методом проб и ошибок)
выбираются игрушки, которые могут пищать, затем те, которые разговаривают, и т.п.
Мини-музей «Наша родина — Россия»
Создан под руководством Н.К. Соколовой.
Расположение. Стена спальной комнаты, наиболее крупные экспонаты расположены на
полу.
Содержание и экспонаты. Самые разнообразные, но так или иначе отражающие
национальные, природные особенности нашей страны: российский флаг, герб, карты
страны и ее отдельных регионов, книги, открытки, фотоальбомы, значки, гербы городов,
входящих в Золотое кольцо России, фигурки в технике гжель, посуда с хохломской
росписью, книги о том, как жили наши предки, макеты древних жилищ, куклы в
национальных костюмах, матрешки, колокола разного размера, включая Царь-колокол.
Цели и задачи. Знакомство с историей, культурой, природными особенностями нашей
страны, воспитание патриотизма, знакомство с народными промыслами, с бытом россиян
в разное время, с историческими и памятными местами; развитие речи; формирование
представлений об историческом времени, связи со своими предками.
Темы экскурсий: «Мы живем в России», «Флаг России», «Что такое герб», «Гжельская
роспись», «Хохломская роспись», «Природа нашей страны», «Как жили наши предки»,
«Кто живет в России» (о разных национальностях) — и другие.
Мини-музеи в группах позволили воспитателям сделать слово «музей» привычным и
привлекательным для детей. Экспонаты используются для проведения различных занятий,
для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой
предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора На базе мини-
музеев организовывались кратковременные (часто однодневные) выставки, которые мы
назвали «экспресс- выставками».
Дошкольники разных групп знакомились с мини-музеями своих «коллег». При этом в
средних, старших и подготовительных группах экскурсии проводили сами ребята, а в
младших обо всем рассказывали воспитатели, хотя и малыши пытались в меру своих
возможностей обратить внимание посетителей на те или иные предметы.
Главное, мы достигли своей цели: как во время создания мини-музеев, так и после этого
многие родители посещали с детьми «настоящие» музеи — Дарвиновский, музей Москвы
и другие, о чем дошкольники потом с удовольствием рассказывали друг другу и
воспитателям. Мини-музеи стали неотъемлемой частью развивающей предметной среды
нашего детского сада.
Мини – музей «Народные промыслы» воспитатель Некрасова Т.М.,Усманова Г.А.
На полках и столах представлены различные предметы быта и посуды, имеющие элементы
украшений,
относящимся
к
различным
народным
промыслам,
например:
посуда,
украшенная росписью Гжель, кухонный фартук и полотенца с хохломой, деревянная
резная посуда, филимоновские и дымковские игрушки – свистульки, городецкие доски и т.
д.
Мини-музей, помимо декоративной функции, несет в себе и познавательную функцию: я
организовываю экскурсии, использую экспонаты музея в различных мероприятиях, а
также провожу игры. Дети особенно любят играть с домино «Дымка» и лото «Народные
промыслы», в свободное время рассматривают книжки про различные ремесла, а также
используют столы и деревянную посуду в играх. Во время индивидуальной работы ребята
любят пользоваться трафаретами элементов росписей, подбирать цвета, раскрашивать их.
На
занятии
художественным
творчеством
также
использую
некоторые
экспонаты
в
качестве образца для демонстрации.
- воспитывать интерес к народным промыслам;
Мини -музей «Музея мяча» - создан физ.инструктором Хлопотовой Е.А.
Познакомить детей с историей возникновения и разновидностью мячей, их роли в жизни
человека. Ребятам рассказывают про баскетбола, футбола не только на словах, но и
отрабатывают приемы на практике. Воспитанники детского сада показывают отличные
результаты по баскетболу, футболу, большому теннису и даже гольфу.
Мини – музей «Солнышко» воспитатель Хлыстова О.А.
Целями и задачами создания нашего мини-музея «Солнышко» явилось:
- формирование у детей интереса к солнышку, его красоте и теплу;
- дать понятие о Солнце - большой звезде и его значении жизни на земле;
- учить определять солнечную погоду;
- обратить внимание на доброе отношение всего живого к солнышку.
Познакомить детей со значением Солнца как источника света и тепла в жизни человека,
растений и животных. Закрепить знание детей частей времени суток
Мини – музей «Музыкальные инструменты»
Идея создания музея возникла не случайно. Знакомя детей с различными музыкальными
инструментами, я пришла к выводу, что простого рассматривания иллюстраций и
картинок не достаточно. Детям всегда хочется не только увидеть, но и потрогать
инструмент, услышать его «живой звук». Познакомить детей с огромным миром
музыкальных инструментов воспитывать в ребенка слушателя и настоящего ценителя
хорошей музыки.
« Музей Курочка ряба»- воспитатели Чирко Т.Н.. Баранова Н.Н.
Курочек и цыплят собирали вместе с родителями и детьми. Детям очень понравилось, они
каждый день подходили и рассматривали курочек, цыплят и петушков. Сейчас в музее
«живет» множество курочек. Есть вязаная курочка, курочки, вышитые на ткани, курочка,
сделанная из соленого теста, курочки фабричного происхождения. В музее «живет» песня
про курочку, стихи о курочках.
Таким образом, работа наших мини музеев в настоящее время фактически идет по
следующим направлениям:
Музей – детский сад (изучение на базе музея тем и разделов, указанных в образовательном
стандарте)
Музей педагог (создание дополнительных условий для повышения квалификации
воспитателей)
Музей –родитель (создание дополнительных условий для активизации взаимодействия
детского сада и семьи)
Главное мы достигли своей цели: как во время создания мини – музеев. Так и после этого
многие родители с детьми посещают «настоящие музеи»
Ежегодно 18 мая во всем мире отмечается День музеев. Мы предлагаем отмечать в это же
время в дошкольных учреждениях День мини –музея.