Напоминание

Взаимодействие ДОО и семьи по вопросам интеллектуальной готовности к школе детей старшего дошкольного возраста


Автор: Филатова Валентина Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ гимназия "Лаборатория Салахова"
Населённый пункт: г. Сургут, ХМАО-ЮГРА
Наименование материала: статья
Тема: Взаимодействие ДОО и семьи по вопросам интеллектуальной готовности к школе детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад





Филатова В.И.,
уч. звание: магистр направленность «Инновационная начальная школа» СурГПУ воспитатель МБОУ гимназия «Лаборатория Салахова» г. Сургут ХМАО – Югра
Взаимодействие ДОО и семьи по вопросам интеллектуальной готовности

к школе детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность выбранной нами темы обусловлена тем, что интеллектуальная готовность к школе детей старшего дошкольного возраста сегодня особенно востребовано, поскольку способствуют успешной реализации новых образовательных задач, определенных нормативными документами, а также тем, что школа должна опираться на стремление детей учиться. В дошкольном возрасте закладываются основы, фундамент личности, ее ценностных ориентаций. Именно поэтому так важно уже на этапе дошкольного детства развить потребность ребенка к приобретению знаний и поиску способов их получения [59, с. 4]. С 1 января 2014 года вступил в силу ФГОС ДО от 17.10.2013 года № 1155. В соответствии с требованиями к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему изменились подходы к интеллектуальному развитию. Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира [66, с. 4]. В требованиях к результатам основной образовательной программы дошкольного образования обозначены целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: ребенок старшего дошкольного возраста должен обладать «начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; элементарными представлениями из области живой природы…» [66, с. 12]. Появление данных документов говорит о том, что в настоящее время задач и интеллектуальной готовности к школе становятся проблемами государственной важности уже на начальной ступени общего образования в РФ. Определенную остроту проблема формирования интеллектуального развития приобретает и в аспекте все более возрастающих требований к уровню способностей детей, предъявляемых современной школой. Учение больше, чем другие виды деятельности, опирается на положительное отношение ребенка к приобретению знаний и поиску способов их получения. Проблема готовности ребенка к школе была актуальна всегда. В настоящее время актуальность проблемы обуславливается многими факторами. Позиции большинства авторов сходятся в следующем: основной причиной, так называемой неготовности ребенка к школе является «низкий уровень функциональной готовности (так называемая «школьная 1
незрелость»), т.е. несоответствие степени созревания определенных мозговых структур, нервно-психических функций задачам школьного обучения» (И.В. Дубровина, 1995, 1998). Изучение практики воспитания показывает, что во многих семьях родители не уделяют должного внимания подготовке ребенка к школе. Чаще всего это происходит в результате недостаточности педагогического уровня родителей. Такие родители заботятся о материальном обеспечении детей, но не готовят их к школе, к систематическим учебным занятиям. В таких семьях нет интереса к чтению книг, такие родители не развивают речь ребенка, не работают над произношением, не прививают интереса, не воспитывают у детей психологическую готовность к труду, трудолюбие. Ребенок из такой семьи начинает показывать более слабые результаты своей деятельности, чем его одноклассники. В результате у него появляется отрицательное отношение к учению. Ведущая роль семьи в воспитании детей определена в Законе РФ «Об образовании». В статье 44 указывается, что именно родители являются первыми педагогами, что они обязаны заложить основы разностороннего развития ребенка. Однако и в достаточно благополучных семьях не всегда пользуются возможностями для полноценной подготовки детей к школе. Это во многом объясняется в неправильном понимании родителями сущности подготовки к школе. В некоторых семьях устраиваются самые настоящие “маленькие школы”, в которых родители пытаются научить детей писать, читать, считать. Логика рассуждений при этом проста: если заранее научить ребенка тому, с чем он встретиться в школе, он будет успешно учиться [3, с. 4]. Но умение ребенка читать и писать, еще не гарантирует успешного обучения в школе. Ребенок должен уметь сосредотачиваться, внимательно слушать, правильно выполнять задания. В «Концепции дошкольного воспитания» подчеркивается: «Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Однако дошкольник не эстафета, которую передает семья в руки педагогов. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов… Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого выстраивается, а потом и корректируется педагогическая взаимосвязь родителей и педагогов». Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные организации). Одни педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали предпочтение общественным организациям. Исследователь Я. А. Коменский назвал материнской школой ту последовательность и сумму знаний, которые получает ребенок из рук и уст матери. Уроки матери – без перемен в расписании, без выходных и каникул. 2
Чем многообразнее и осмысленнее становится жизнь ребенка, тем шире круг материнских забот. Педагог-гуманист И. Г. Песталоцци подчеркивал, что семья – подлинный орган воспитания, она учит делом, а живое слово только дополняет и, падая на распаханную жизнью почву, оно производит совершенно иное впечатление[7]. В противоположность им, социалист-утопист Роберт Оуэн считал семью одним из зол на пути формирования нового человека. Его идея о необходимости исключительно общественного воспитания ребенка с ранних лет активно воплощалась в нашей стране с одновременным низведением семьи до положения «ячейки» с «отсталыми» традициями и обычаями. В течение многих лет, словом и делом подчеркивалась ведущая роль общественного воспитания в формировании личности ребенка. Так, оценивая воспитательные возможности школы, А. В. Луначарский подчеркивал, что она «как государственно-воспитательное учреждение должна раньше, чем социальная жизнь, пропитываться новым духом, она должна возвыситься над бытом, от нее должны исходить воспитательные силы. Школа должна выправить те искривления, которые дает ребенку жизнь». Вместе с тем он полагал, что желаемых результатов в воспитании можно получить лишь в объединении усилий школы, общественности и семьи при направляющей роли школы и ее влияния на семью. Дальнейшее развитие подобного рода идеи получили в трудах А. С. Макаренко: «Семьи бывают хорошие и плохие. Поручиться за то, что семья может воспитывать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание, и организующим началом должна быть школа как представительница государственного воспитания. Школа должна руководить семьей». Макаренко призывал педагогические коллективы изучать жизнь детей в семье с целью улучшения их быта и воспитания, а также влияния на родителей. При этом семейное воспитание должно было играть подчиненную роль, зависеть от «заказа общества» [8]. В Законе РФ «Об образовании» говорится, что «государственная политика в области дошкольного воспитания основывается на следующих принципах: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье». В этом Законе, в отличие от документов предыдущих лет, уважение к семье признается одним из принципов образования, т. е. семья из средства педагогического воздействия на ребенка превращается в его цель. В настоящее время признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольных организаций. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». Готовность к обучению в школе – важный итог воспитания и обучения в дошкольной организации и семье. 3
Переход ребенка в школу качественно новый этап в его развитии. В деятельности дошкольных организаций важно соблюдение преемственности между детским садом, семьей и школой. Преемственность предполагает целостный процесс воспитания и обучения, который способствует обеспечению полного личностного развития ребенка. Система преемственности дошкольного и школьного образования имеет глубокие корни, она разрабатывалась в научном и практическом аспектах. Но до сих пор не достигнут, тот психологический уровень, когда ребенок не заметно для себя, педагогов и родителей может пересесть из-за стола в детском саду за школьную парту. Поступление ребенка в школу, адаптация его к новым условиям - очень болезненный период, как для ребенка, так и для его родителей. Современная школа требует от детей не столько, каких либо специальных знаний и умений, сколько более сложных форм умственной деятельности, большой способности к управлению своим поведением. И важную роль в развитии ребенка, в подготовке к школе играют родители. Концепция дошкольного воспитания акцентирует внимание на следующих положениях: «Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Важнейшим условием преемственности является установления доверительности, делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагога, что особенно необходимо при подготовке детей к школе». Интеллектуальная готовность к школе у родителей ассоциируется с конкретными навыками, умениями читать и писать. Современные родители озабочены ранней подготовкой ребенка к школе и активно включаются в этот процесс обучения. Зачастую он носит такой интенсивный характер, что у детей отбивается интерес к обучению и появляется страх перед школой. Главный момент в контексте «семья – дошкольное учреждение» – личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития. Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. Необходимо отметить, что линии взаимодействия педагога с семьей постоянно совершенствуются. Р а н е е п р е д п оч т е н и е о т д а в а л о с ь непосредственному воздействию педагога на семью, поскольку во главу угла ставилась задача научить родителей, как надо воспитывать детей. Такую сферу деятельности педагога называли «работа с семьей». Для экономии сил и времени «обучение» велось в коллективных формах (на собраниях, коллективных консультациях, в лекториях и т.д.). Сотрудничество детского 4
сада и семьи предполагает, что обе стороны имеют, что сказать друг другу относительно конкретного ребенка, тенденций его развития. Отсюда – поворот к взаимодействию с каждой семьей, следовательно, предпочтение индивидуальных форм работы (индивидуальные беседы, консультации, посещение семьи и др.). Есть еще одна линия воздействия на семью – через ребенка. Если жизнь в группе интересная, содержательная, ребенку эмоционально комфортно, он обязательно поделится своими впечатлениями с домочадцами. Например, в группе ведется подготовка к святочным колядкам, дети готовят угощения, подарки, придумывают сценки, рифмованные поздравления-пожелания и т.д. При этом обязательно кто-то из родителей расспросит педагога о предстоящих развлечениях, предложит свою помощь. Из сравнительно новых форм сотрудничества детского сада с семьей следует отметить вечера отдыха с участием педагогов, родителей, детей; спортивные развлечения, посиделки, подготовки спектаклей, собрания в форме «Давайте знакомиться», «Порадуем друг друга» и др. Во многих дошкольных учреждениях работает «Телефон доверия», проводятся «День добрых дел», вечера вопросов и ответов. Основная цель вс ех форм и видов взаимодействия ДОО с семьей – установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного возраста осуществляется в основном через: - приобщение родителей к педагогическому процессу; - расширение сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения; - создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей детей; - информационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться со спецификой учреждения, знакомят его с воспитывающей и развивающей средой; - разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей; - объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка. Эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенностей его возраста, учитывая интересы, способности и предшествующий опыт ребенка; -проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции - уважительные взаимоотношения семьи и образовательной организации. В психолого-педагогической литературе описаны различные формы 5
взаимодействия семьи и дошкольной организации, используемые в практике детского сада. Исследователь Т.А. Маркова выделила такие формы, как индивидуальные, коллективные и наглядные. К индивидуальным формам относятся: изучение опыта семейного воспитания (посещение семьи), индивидуальные беседы, консультации. К коллективным формам относятся: групповые и родительские собрания, коллективные консультации, лекции (лектории), субботники (совместная практическая деятельность сотрудников ДОУ с родителями), вечера вопросов и ответов, К наглядным формам относятся: выставки, фотомонтаж, показы детских работ, дни открытых дверей, педагогические информационные стенды, библиотека для родителей, папки-передвижки с материалами по различным вопросам семейного воспитания. Родители испытывают большой интерес к нетрадиционным формам работы с дошкольным учреждением, на многообразии которых указывают современные исследования. Исследователь Л.М. Кларина выделяет следующие нетрадиционные формы работы с родителями устные журналы, круглые столы, организация клубов, деловые игры, КВН, спортивные праздники, «Педагогическое поле чудес», анкетирование, тестирование. Все формы работы основаны на активности родителей, их трудовом опыте, организаторских способностях; позволяют более в тесном контакте с родителями решать различные проблемы в области интеллектуальной готовно сти к школе детей ст аршего дошкольного в о з р а с т а . Так, например, деловая игра создает возможность родителям посмотреть на весь процесс воспитания со стороны, составить правильное мнение о слабых и сильных сторонах формирующегося характера. Эффективна и следующая форма работы – создание клубов. Эффективность данной формы определяет использование различных методов развития у родителей рефлексии собственных воспитательских приемов, которые ставят целью переосмысление ими своих воспитательских установок и стереотипов. Это, например: обсуждение различных точек зрения на вопросы, решение проблемных задач семейного воспитания, ролевое проигрывание ситуаций, тренинговые игры и упражнения, анализ родителями поведения ребенка, обращение к опыту родителей. Под руководством психолога дошкольной организации может работать клуб «Родители будущих первоклассников» – цель помочь родителям подготовки интеллектуальной готовно сти ребенка к ш к о л е , спрогнозировать трудности с которыми ребенок может встретиться в школе; клуб «Азбука семейного счастья», задача которого помочь родителям ориентироваться на психологию ребенка, осознать проблемы в межличностных отношениях ребенка со взрослыми и сверстниками и найти пути их решения. 6
Таким образом, взаимодействие ДОО и семьи является одним из факторов успешности воспитания и обучения детей, в том числе и при интеллектуальной подготовке детей старшего дошкольного возраста к школе. В последние годы отечественная наука говорит о приоритете семьи в воспитании ребенка. Педагоги и психологи ищут различные формы осуществления взаимодействия с семьей, направленных на единство воспитательных воздействий. От единства взглядов, методов и приемов обучения и воспитания во многом будет зависеть успешность формирования интеллектуальной готовности к школе у старших дошкольников. Список литературы 1. Амонашвили, Ш.А. Развитие познавательной активности учащихся в начальной школе / Ш.А. Амо- нашвили // Вопросы психологии. – 1984. – № 5. – С. 36–41. 2. Запорожец, А.В. Подготовка детей к школе / В кн.: Основы дошкольной педагогики / под ред. А.В. Запорожца, Т.А. Марковой. – М. : Просвещение, 1980. – С. 90. 3. Люблинская, А.А. Очерки психического развития ребенка / А.А. Люблинская. – М. : Просвещение, 1965. – 363 с. 4. Усова А. П. “Обучение в детском саду”, М., 1970. 7


В раздел образования