Напоминание

Образовательная среда как средство формирования основ безопасности жизнедеятельности детей в дошкольном учреждении.


Автор: Леонова Татьяна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ Детский сад №19 Малышка
Населённый пункт: г. Брянск
Наименование материала: Опыт работы
Тема: Образовательная среда как средство формирования основ безопасности жизнедеятельности детей в дошкольном учреждении.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Я не боюсь ещё и ещё раз повторять: забота о здоровье-это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их одухотворенная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. В.А.Сух омлинский
Образовательная среда, как средство формирования основ безопасности

жизнедеятельности детей в дошкольном учреждении.
Проблема защиты от опасностей возникла одновременно с появлением человека на земле. Многие правила безопасности формулировались, когда люди пытались защититься от диких зверей и природных явлений. Со временем изменились условия жизни человека, изменились и правила безопасности жизнедеятельности. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта на городских улицах, развитой сетью коммуникаций, большим скоплением людей, технизацией жилища. Безопасность жизнедеятельности представляет серьезную проблему современности и включает в себя, по мнению ученых решение 3 задач:  Идентификация опасностей, то есть распознание опасностей и их источников  Разработка предупредительных мер  Ликвидация возможных последствий. Таким образом, формула безопасности гласит: Предвидеть опасность; при возможности избегать; при необходимости действовать. Для детей эту формулу можно зарифмовать в стихах
Безопасности формула есть:

Надо видеть, предвидеть, учесть.

По возможности – все избежать,

А где надо – на помощь позвать.

Опасность -
центральное понятие безопасности жизнедеятельности, она носит скрытый характер. Признаками, определяющими опасность, являются:  Угроза для жизни;  Возможность нанесения ущерба здоровью;
 Нарушение условий нормального функционирования органов и систем человека. Выделяют ряд опасностей, связанных с местом пребывания человека: * Опасности дома; * Опасности на дороге и на улице; * Опасности на природе; * Опасности в общении с незнакомыми людьми Именно от обученности и опыта зависит способность людей к безопасному существованию в окружающей среде. Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан - маленьких детей. Задача взрослых педагогов и родителей- состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его ко встречи с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Правила поведения и различные запреты непосредственным образом связаны с условием жизни человека. Они имеют определенный, порой жизненно важный смысл. Однако, взрослые, оградить детей от физических и психических травм, как правило, либо используют долгие наставления и нравоучения, либо регулируют поведение детей путем прямых запретов. И тот, и другой путь малоэффективны. В первом случаи у взрослого возникает иллюзия, что ребенок понял смысл того или иного правила поведения. Тогда как на самом деле, это не всегда соответствует действительности, и в изменившихся обстоятельствах ребенок может снова допустить опасную ошибку. Второй путь неизбежно приводит к необходимости постоянного внимания и контроля со стороны взрослого, что не всегда возможно. Кроме того, если запреты будут налагаться на многочисленные действия ребенка, он не сможет выполнять их в полной мере, и некоторые из правил неизбежно будут нарушаться. А это может привести к несчастным случаям и травмам. Для того, чтобы прямые запреты стали реальными нормами поведения детей и действительно выполняли охранную функцию, необходимо, чтобы дети увидели ту или иную ситуацию со стороны и сами приняли в ней участие. Только тогда им будет понятно, что можно, а чего нельзя делать. Как поступить в той или иной ситуации. Правила поведения и меры безопасности непосредственным образом связаны с условиями проживания человека. Будь то современный город или сельская местность, привычная домашняя обстановка или морское
побережье – каждая среда диктует совершенно различные способы поведения и соответственно меры предосторожности. Если бы все люди их хорошо знали и соблюдали, было бы меньше травм и несчастных случаев. А каким образом об этом можно узнать? К сожалению, пока существует мало такого единого свода правил, в котором все они были бы собраны и популярно изложены. Моя система р а б о т ы с о з д а н а н а о с н о в е п р о г р а м м ы Н,Н.Авдеевой,О.Л.Князевой,Р.Б.Стеркиной «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста», методических пособий К.Ю.Белой « Как обеспечить безопасность дошкольника», О.А Скоролуповой «Правила и безопасность дорожного движения», Т.Г.Хромцовой «Воспитание безопасного поведения в быту» и моих собственных наблюдений, моего опыта работы с дошкольниками. Дошкольный возраст- важнейший период, когда формируется человеческая личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности своего существования. Поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребенка. Детям нужно разумно избегать повреждений, ведь невозможно все время водить их за руку, удерживать возле себя. Необходимо воспитывать привычку правильно пользоваться предметами быта, учить общаться с животными, обьяснить, как вести себя во дворе, на улице и дома. Нужно привить детям навыки поведения в ситуациях, чреватых получения травм, формировать у них представление о наиболее типичных, часто встречающихся ситуациях. Моя система работы рассчитана на решение этой проблемы. Цель моей работы_ познакомить детей с элементарными правилами безопасного поведения в различных ситуациях( в быту , в природе, на улице, с незнакомыми людьми); сформировать умение самостоятельно применять их в жизни. Задачи: 1. Дать детям элементарные знания об общепринятых человеком нормах поведения. 2. Научить детей адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке. 3. Развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность, умение объяснять собственное поведение. Моя система работы рассчитана на 4 возрастных периода (от младшей группы до подготовительной). Каждый возрастной период
включает в себя перспективный план специально организованных занятий ( в рубрике «Ознакомление с окружающим и развитие речи» - один раз в месяц). Перспективный план работы по организации различных видов деятельности вне занятий и перспективный план работы с родителями. Все занятия и виды деятельности подразделены на разделы:  «Ребенок дома»  «Ребенок и природа»  «Ребенок на улицах города»  «Ребенок в общении с людьми»  «Социально - эмоциональное развитие» При разработке моей системы я придерживалась следующих
принципов:

Принцип полноты
Содержание занятий и других видов деятельности должно быть реализовано по всем разделам. Если какой-то раздел выпадает из раздела, то дети окажутся незащищенными от представленных в нем определенных источников опасности.
Принцип системности
Работа должна проводится системно весь учебный год при гибком распределении видов деятельности в течение дня на каждом возрастном этапе.
Принцип сезонности
При ознакомлении детей с природой учитывать местные условия.
Принцип возрастной адресованности
При работе с детьми разного возраста содержание обучения выстраивается последовательно, с соответствующим усложнением от группы к группе.
Принцип

преемственности

и

взаимодействия

с

ребенком

в

условиях ДОУ и семья
Содержание работы по ОБЖ должно проводиться не только в ДОУ, но и в семье. В своей работе я использую различные методы, включая:  Игровые тренинги, в которых разыгрываются жизненные ситуации и подкрепляются сказочными сюжетами;  Обучение детей приемам защитного поведения (крик, призыв о помощи)  Использование художественной литературы, где иллюстрируются потенциально опасные ситуации;  Применение видеоматериалов  Экскурсии, беседы, игровые ситуации-загадки.
Я придерживаюсь системы педагогических условий, направленных на формирование опыта работы безопасного поведения в быту детей- дошкольников, включающей поэтапное взаимодействие трех субъектов образовательного процесса(родителей, воспитателей, детей);  Этап уточнения и систематизации знаний дошкольников о правилах безопасного поведения в быту преимущественно через дидактические игры;  Этап о своения умений безопасно сти поведения в б ы ту преимущественно через дидактические игры;  Этап освоения умений безопасности жизнедеятельности через имитирование и моделирование возможных угрожающих ситуаций, обращение с ними;  Этап практикования действий с доступными потенциально опасными предметами быта.  В своей работе я использую разные игровые методы и приемы ознакомления детей с правилами безопасности такие, как дидактические игры, игры - драматизации, игровые проблемные ситуации, игровое моделирование, игровые оболочки занятий, игровые персонажи. Эффективность моей системы работы зависит в большей степени от положительного примера взрослых. Я не только учитываю это в собственном поведении, но и уделяю значительное внимание работе с родителями. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого- либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. В работе с родителями я использую следующие формы: родительские собрания, индивидуальные подгрупповые консультации, открытые занятия, оформление папок - передвижек, стендов, родительских уголков, совместные мероприятия с приглашением медицинских работников. Критерием эффективности созданных педагогических условий является умение ребенка действовать с потенциально опасными прдметами домашнего обихода с соблюдением мер предосторожности. Как показывает опыт работы и итоги обследований детей , к концу учебного года дети подготовительной группы успешно овладевают этими действиями( высокий уровень наблюдается у 62 процентов детей) Таким образом, данная система способствует образованию детей. И это подтверждают слова К,Д.Ушинского, который писал, что «образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить
опасность и определить ее последствия, уменьшает напряженность страха ввиду этих опасностей»


В раздел образования