Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном дополнительном образовании
Автор: Горбатовская Юлия Викторовна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: МАОУ "Школа №5 г. Благовещенска" Населённый пункт: г. Благовещенск, Амурская область Наименование материала: статья Тема: Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном дополнительном образовании Раздел: дополнительное образование
«Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными
возможностями здоровья в инклюзивном дополнительном образовании»
Суть инклюзии состоит в том, что система обучения и воспитания подстраивается под
ребенка, а не ребенок под систему. Инклюзивное образование - это признание особенностей
развития
ребенка
и
его
способности
к
обучению,
которое
ведется
способом,
наиболее
подходящим каждому ребенку.
С учетом того, что в основе практики инклюзивного образования лежит идея принятия
индивидуальности
каждого
отдельного
учащегося,
в
Центре
развития
и
инклюзивного
дополнительного
образования
«Добрый
мир»
организовано
индивидуальное
психолого-
педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья. Данная
особенность психолого-педагогического сопровождения детей создает некоторые трудности в
составлении рабочих документов, поскольку традиционно дети группируются в объединения,
с
которыми
работает
педагог
дополнительного
образования,
в
то
время
как
в
Центре
«Добрый мир» педагоги объединяются «вокруг» каждого отдельного ребенка и совместными
усилиями осуществляют их психолого-педагогическое сопровождение. Тем не менее, исходя
из сложности диагнозов детей с ограниченными возможностями здоровья, проводить с ними
групповую работу не представляется возможным.
Еще одной особенностью психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в
инклюзивном
дополнительном
образовании
является
то,
что
индивидуальная
работа
специалистов с каждым ребенком планируется с учетом одновременно многих факторов,
анализ которых осуществляется по принципу SWOT-анализа.
S – strength – сильные стороны ребенка (его компенсаторные возможности);
W – weakness – слабые стороны ребенка (диагноз, сложность и глубина дефекта и т.п.);
O – opportunities – возможности окружения (родителей, педагогов, медиков и т.п.);
T – threats – помехи извне (отрицание родителями наличия проблемы, отдаленность
места жительства и т.п.).
По
результатам
анализа
всех
вышеперечисленных
факторов
для
каждого
ребенка
планируется
индивидуальная
программа
психолого-педагогического
сопровождения,
подбирается
подходящий
для
ее
реализации
инструментарий,
имеющийся
в
арсенале
педагога-психолога.
Например,
с
ребенком,
имеющим
глубокую
степень
аутизма
возможно
выстроить
взаимодействие только в сенсорной комнате (см. фото 1).
Фото 1. Ребенок в сенсорной комнате
В то время, как для ребенка с легкой степенью аутизма подходит и видеобиоуправление,
т.к. он лучше воспринимает обращенную к нему речь, понимает и выполняет инструкцию
педагога-психолога (см. фото 2).
Фото 2. Ребенок на занятии видеобиоуправления
Видеобиоуправление показано и для детей с ДЦП, парезами, параличами и т.п. (см.
фото 3).
Фото 3. Ребенок с ДЦП на занятии видеобиоуправления
Если
ребенок
с
данным
диагнозом
ходит
в
школу
и
имеет
при
этом
задержку
психического развития или умственную отсталость, то в программу его сопровождения
включаются
также
занятия
направленные
на
развитие
познавательных
психических
процессов и моторики рук (см. фото 4).
Фото 4. Работа ребенка с ДЦП, посещающего
общеобразовательную школу
Для детей, имеющих выраженную тревожность различной этиологии, страхи и т.п.
предусмотрена
песочная
терапия
в
чаше
равновесия.
Следует
отметить,
что
с
песком
работать могут далеко не все дети, посещающие Центр. Импульсивным, непредсказуемым
детям, склонным к агрессивным тенденциям, песок и глиняные фигурки в нем не показаны в
целях их безопасности (см. фото 5).
Фото 5. Чаша равновесия для работы
с тревожными детьми
Рисуночная терапия, в свою очередь, под силу многим детям, посещающим Центр.
Используется часто в диагностических целях (см. фото 6).
Фото 6. Рисунок ребенка 11 лет (ДЦП, УО)
Итак,
главной
особенностью психолого-педагогического
сопровождения
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья
в
инклюзивном
дополнительном
образовании
является максимальный учет их индивидуально-психологических особенностей, тщательный
подбор методов работы педагога-психолога с ними.