Напоминание

Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном дополнительном образовании


Автор: Горбатовская Юлия Викторовна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МАОУ "Школа №5 г. Благовещенска"
Населённый пункт: г. Благовещенск, Амурская область
Наименование материала: статья
Тема: Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном дополнительном образовании
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном дополнительном образовании» Суть инклюзии состоит в том, что система обучения и воспитания подстраивается под ребенка, а не ребенок под систему. Инклюзивное образование - это признание особенностей развития ребенка и его способности к обучению, которое ведется способом, наиболее подходящим каждому ребенку. С учетом того, что в основе практики инклюзивного образования лежит идея принятия индивидуальности каждого отдельного учащегося, в Центре развития и инклюзивного дополнительного образования «Добрый мир» организовано индивидуальное психолого- педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья. Данная особенность психолого-педагогического сопровождения детей создает некоторые трудности в составлении рабочих документов, поскольку традиционно дети группируются в объединения, с которыми работает педагог дополнительного образования, в то время как в Центре «Добрый мир» педагоги объединяются «вокруг» каждого отдельного ребенка и совместными усилиями осуществляют их психолого-педагогическое сопровождение. Тем не менее, исходя из сложности диагнозов детей с ограниченными возможностями здоровья, проводить с ними групповую работу не представляется возможным. Еще одной особенностью психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в инклюзивном дополнительном образовании является то, что индивидуальная работа специалистов с каждым ребенком планируется с учетом одновременно многих факторов, анализ которых осуществляется по принципу SWOT-анализа. S – strength – сильные стороны ребенка (его компенсаторные возможности); W – weakness – слабые стороны ребенка (диагноз, сложность и глубина дефекта и т.п.); O – opportunities – возможности окружения (родителей, педагогов, медиков и т.п.); T – threats – помехи извне (отрицание родителями наличия проблемы, отдаленность места жительства и т.п.). По результатам анализа всех вышеперечисленных факторов для каждого ребенка планируется индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения, подбирается подходящий для ее реализации инструментарий, имеющийся в арсенале педагога-психолога. Например, с ребенком, имеющим глубокую степень аутизма возможно выстроить взаимодействие только в сенсорной комнате (см. фото 1). Фото 1. Ребенок в сенсорной комнате
В то время, как для ребенка с легкой степенью аутизма подходит и видеобиоуправление, т.к. он лучше воспринимает обращенную к нему речь, понимает и выполняет инструкцию педагога-психолога (см. фото 2). Фото 2. Ребенок на занятии видеобиоуправления Видеобиоуправление показано и для детей с ДЦП, парезами, параличами и т.п. (см. фото 3). Фото 3. Ребенок с ДЦП на занятии видеобиоуправления Если ребенок с данным диагнозом ходит в школу и имеет при этом задержку психического развития или умственную отсталость, то в программу его сопровождения включаются также занятия направленные на развитие познавательных психических процессов и моторики рук (см. фото 4).
Фото 4. Работа ребенка с ДЦП, посещающего общеобразовательную школу Для детей, имеющих выраженную тревожность различной этиологии, страхи и т.п. предусмотрена песочная терапия в чаше равновесия. Следует отметить, что с песком работать могут далеко не все дети, посещающие Центр. Импульсивным, непредсказуемым детям, склонным к агрессивным тенденциям, песок и глиняные фигурки в нем не показаны в целях их безопасности (см. фото 5). Фото 5. Чаша равновесия для работы с тревожными детьми Рисуночная терапия, в свою очередь, под силу многим детям, посещающим Центр. Используется часто в диагностических целях (см. фото 6).
Фото 6. Рисунок ребенка 11 лет (ДЦП, УО) Итак, главной особенностью психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном дополнительном образовании является максимальный учет их индивидуально-психологических особенностей, тщательный подбор методов работы педагога-психолога с ними.


В раздел образования