Автор: Некрасова Валентина Григорьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ д/с №42 "Теремок" Населённый пункт: г. Серпухов Наименование материала: конспект по ФЭМП в подготовительной к школе группе Тема: "В поисках ключа" Раздел: дошкольное образование
Цель:
систематизировать и закрепить математические представления детей
подготовительной к школе группе.
Программные задачи: закрепить названия и последовательность дней
недели; закрепить названия геометрических фигур; продолжать развивать
умение ориентироваться в пространстве и на листе бумаги в клетку;
закрепить знание знаков «>», «<» и «=», умение читать записи;
способствовать развитию логического мышления, внимательности.
Демонстрационный материал: карточки с заданиями; карточки с числами и
знаками; шкатулка с сюрпризом.
Раздаточный материал: 3 разноцветных обруча; набор геометрических
фигур и тел; счетные палочки; листы бумаги в клетку, простой карандаш на
каждого ребенка.
Методы и приёмы: Д/игры «Разложи геометрические фигуры», «Поставь
правильно знак»; игровое упражнение «Отгадай-ка», «Составь из палочек
фигуру»; физминутка «Переменка»; графический диктант; пальчиковая
гимнастика «Пальцы».
Предварительная работа: написание графических диктантов; игры со
счётными палочками; задачи на логическое мышление, развитие памяти,
внимания.
ХОД НОД
Воспитатель:
Ребята,
посмотрите,
к
нам
пришли
гости,
давайте
поздороваемся с ними нашим приветствием.
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро!
- Доброе утро!
Солнцу и птицам.
Доброе утро!
Улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым…
Пусть доброе утро
Длится до вечера.
Раздаётся телефонный звонок. Воспитатель берёт трубку и имитирует
разговор.
Воспитатель:
Ребята,
это
звонил
Незнайка.
Ему
снова
нужна
ваша
помощь.
- Вспомните, где живёт Незнайка?
(В сказке, в Цветочном городе)
-
Правильно,
в
сказке.
Значит
и
добираться
к
нему
мы
должны
на
сказочном транспорте.
- Какой сказочный транспорт вы знаете?
-
У
нас
нет
ни
чего
подобного,
зато
есть
фантазия
и
воображение.
Вставайте на наш ковёр и представьте, что он волшебный.
Дети вместе с воспитателем встают на ковёр.
Воспитатель: Чтобы
он
полетел,
нужно
сказать
волшебные
слова,
повторяйте за мной:
Ты, ковёр наш самолёт,
Отправляйся в полёт.
Отвези нас туда,
Кому помощь нужна.
Воспитатель:
Ну вот, мы и на месте. Здравствуй Незнайка!
Детей встречает Незнайка, в руках у него шкатулка.
Незнайка: Здравствуйте ребята. Я так рад, что вы согласились мне помочь.
Я пришёл в гости к, Знайке, но ему надо было срочно уйти, и чтобы я не
скучал, дал мне вот эту шкатулку и сказал, что я смогу её открыть, если
выполню его задания. Я всё сделал, но шкатулка почему-то не открывается.
Помогите мне.
Воспитатель: Ребята, вы готовы помочь Незнайке. Прежде чем приступить к
выполнению заданий, давайте проведём небольшую математическую
разминку. Я буду бросать мяч кому то из вас, и задавать вопросы, а вы быстро
на них отвечайте.
Математическая разминка.
- Сколько месяцев в году?
- Какой сейчас месяц?
- Назовите летние месяцы; назовите осенние месяцы.
- Сколько дней в неделе?
- Какой сегодня день недели?
- Какой был вчера?
- Назови «выходные» дни.
- Как называется второй день недели?
- Сколько сторон у трапеции?
- Сколько углов у треугольника?
- Посчитай от 3 до 8
- Посчитай от 9 до 5
Воспитатель: Молодцы, ребята, на все вопросы ответили. Теперь пройдём к
первому заданию и попробуем разобраться, что не так делал Незнайка.
Задание 1.
На
полу
лежат
обручи
–
красный,
желтый
и
зеленый
–
которые
пересекаются между собой.
Незнайка: Здесь колечки, я уже через них прыгал.
Воспитатель: Это не просто колечки. Ребята, как называется эта фигура?
(Круг) А если их много, то это…круги
- А что ещё здесь есть? (геометрические фигуры и геометрические тела)
Воспитатель: - Назовите геометрические фишуры.(Круг, квадрат,
треугольник, прямоугольник)
- Назовите геометрические тела.(Шар, куб, цилиндр, конус)
Незнайка: Что же нам сними делать?
Воспитатель: Это мы узнаем, прочитав задания Знайки.
Читает задания.
- положите квадрат так, чтобы он находился внутри красного обруча, но
снаружи желтого и зеленого.
- положите куб так, чтобы он был внутри зеленого, но снаружи красного и
желтого обручей.
- положите прямоугольник так, чтобы он был внутри зеленого и желтого
обручей, но снаружи красного.
- положите цилиндр так, чтобы он был одновременно внутри красного и
желтого обручей, но снаружи зеленого обруча.
- положите конус так, чтобы она была внутри трех обручей одновременно.
- положите треугольник так, внутри красного обруча, но снаружи желтого и
зеленого.
- положите шар так, чтобы он был внутри зеленого, но снаружи красного и
желтого обручей.
- положите круг так, чтобы он был одновременно внутри красного и желтого
обручей, но снаружи зеленого обруча.
Воспитатель: Теперь давайте проверим результат.
- Какие фигуры лежат внутри только одного обруча?
- Какие фигуры лежат внутри двух обручей?
- Какие фигуры лежат внутри трёх обручей?
Воспитатель:
Молодцы, справились с этим заданием Знайки.. Двигаемся
дальше. Посмотрим на следующее задание.
Незнайка: На что тут смотреть, какие то цифры, галочки и палочки.
Воспитатель: Незнайка, не спеши. Ребята, как называются эти «галочки» и
«палочки»? ( знаки «больше» , «меньше» и «равно»)
Воспитатель: Да, это математические знаки «больше», «меньше» и «равно»
и нам с вами нужно их правильно расставить между заданными цифрами.
Задание 2.
Для выполнения задания дети подходят к доске, где находятся числа,
которые нужно сравнить.
Воспитатель:
Молодцы, все постарались. Посмотрите, какой интересный
конверт, что же там внутри ?
Открывает конверт, достаёт лист с вопросами.
Воспитатель: Ребята, Знайка предлагает нам ответить на несколько
вопросов.
Задание 3. На смекалку и сообразительность.
1. Сколько ушей у двух мышей? (четыре)
2. Сколько лап у двух медвежат? (восемь)
3. Наступил январь. Сначала расцвели 3 яблони, а потом еще одна яблоня.
Сколько яблонь расцвело? (ни одной)
4. У кошки две лапы левые, две лапы правые, две лапы передние, две лапы
задние. Сколько лап у кошки? (четыре)
5. Сколько хвостов у четырех котов?(четыре)
6. Сколько носов у трех слонов? (три)
7. Сколько орехов в пустом стакане? (ни одного)
Воспитатель: Прежде чем приступить к следующему заданию, нам нужно
немножко отдохнуть и набраться сил. А поможет нам в этом, небольшая
разминка.
Физминутка: «Переменка».
Мы работаем руками,
Мы летим под облаками,
Руки вниз и руки вверх,
Мы летим быстрее всех (машут руками, как крыльями).
Чтобы ноги не болели,
1- присели, 2- присели,
3, 4, 5 и 6
( приседаем)
Вместе дружно мы идём (ходьба на месте)
Возвращаемся домой
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
Воспитатель:
Молодцы, размялись, а теперь приступим к выполнению
нового задания Знайки. Для этого вам необходимо пройти к столам и
слушать меня внимательно. Незнайка, ты тоже присоединяйся к нам.
Задание 4.
Перед детьми на столах лежат подносы со счетными палочками
- постройте один треугольник
- добавьте к нему столько палочек, чтобы получилось два треугольника
Воспитатель: Сколько добавили палочек?(две)
- Какая фигура у вас получилась? (ромб)
- Из скольких треугольников, состоит ромб?(из двух)
- Добавьте к ромбу столько палочек, чтобы получилась трапеция.
- Сколько добавили палочек? (две)
- Сколько получилось треугольников?(Три)
- А сколько многоугольников получилось всего? (Шесть)
- Найдите и покажите их.(3-треугольника; 2-ромба; 1-трапеция)
Воспитатель:
Ребята, вы молодцы, выполнили и это задание Знайки.
Посмотрите и Незнайка, то же постарался. Нам осталось выполнить
последнее задание , там наверное, и спрятан ключ от шкатулки с секретом.
Садитесь на свои места. Для выполнения этого задания давайте разомнём
наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика:
Раз, два, три, четыре, пять, поочерёдно разгибать все пальцы, начиная
Вышли пальчики гулять! с мизинца
Раз, два, три, четыре, пять затем сгибать их в том же порядке
В домик спрятались опять.
Задание 5. Дети выполняют графический диктант.
Воспитатель:
Возьмите лист бумаги и карандаши. Поставьте карандаш на
красную точку. Начинаем.
Воспитатель:
Что у нас получилось?(Ключ)
- Можно ли, таким ключом открыть шкатулку?(Ответы детей)
- Действительно, ребята, как же нам открыть шкатулку нарисованным
ключом? (Предположения детей)
Воспитатель: Ребята, мы же с вами находимся в сказочном городе, значит.
чтобы нарисованный ключ стал настоящими, нам нужно сказать волшебные
слова. Но прежде давайте соберём ваши рисунки вместе и скажем такие
слова: «Ключ нарисованный, стань настоящим. Шкатулку открой, секрет
покажи. Раз, два, три…».
Незаметно достаёт настоящий и передаёт его Незнайке.
Воспитатель:
Вот и ключик. Открывай Незнайка свою шкатулку.
Незнайка открывает шкатулку, в ней лежат шоколадные медальки с цифрой
5.
Незнайка: Ух ты, сколько конфет. Ну, я побежал.
Закрывает шкатулку и делает вид, что уходит.
Воспитатель: Незнайка, а ты ни чего не хочешь нам сказать?
Незнайка: Да нет.
Воспитатель: Незнайка, разве ты сам все задания выполнил?
Незнайка: Да нет, задания были слишком сложные для меня.
Воспитатель: Ребята, а для вас какое задание было сложным? А с каким
было справиться легко? (Высказывания детей)
Незнайка: Простите меня ребята, если бы не вы, я так бы и не узнал, что
лежит в шкатулке. Всё это для вас.
Воспитатель: Спасибо Незнайка. Нам пора возвращаться домой. Давайте
пройдём на ковёр, скажем волшебные слова и вернёмся в группу.
Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение детский