Автор: Лоскутова Валентина Николаевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ Михайловская СОШ № 15 Населённый пункт: с. Михайловка Наименование материала: технологическая карта урока Тема: Числа от 11 до 20. Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Михайловская средняя общеобразовательная школа№15»
Урок математики
в 1 классе
по теме:
«
Названия
и
последовательность
чисел
от
11
до
20.
Нумерация
»
.
Составила учитель начальных классов
Лоскутова Валентина Николаевна
2015-2016 уч. Год.
1
Тема урока . Названия и последовательность чисел от 11 до20. Нумерация.
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель урока :
1.Закрепить навыки счёта в пределах 10.
2.Помочь детям усвоить название, образование, разрядный состав и последовательность чисел второго десятка.
3.Познакомить детей с некоторыми историческими сведениями о появлении позиционной записи чисел.
Задачи:
Образовательные : систематизировать знания обучающихся о раннее изученном материале, познакомить с образованием и названием чисел второго десятка,
формировать навыки образования чисел от 11 до 20, совершенствовать навыки устного счета в пределах 10.
Развивающие: формировать умения анализировать, устанавливать причинно – следственные связи; сравнивать, наблюдать, преобразовывать.
Воспитывающие: воспитывать исполнительность, внимательность, добросовестность, уверенность в себе; воспитывать чувства, обеспечивающие успешность
творческой деятельности: увлечённость, сообразительность, инициативность, уважение к мнению других людей.
Планируемые результаты :
Личностные:
создание положительного отношения к уроку, к предмету, к школе;
способность осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи;
способность к организации самостоятельной учебной деятельности;
формирование личностных качеств: любознательность, трудолюбие, целеустремленность и настойчивость в достижении цели;
умение слышать и слушать собеседника
умение обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.
Регулятивные:
принимать и сохранять учебную задачу и активно включать в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и
одноклассниками;
выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления.
Познавательные:
использовать знаково-символические средства;
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
2
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
устанавливать аналогии.
Коммуникативные:
выражать в речи свои мысли и действия;
строить понятные для собеседника высказывания;
работать в паре, самостоятельно.
Оборудование: Мультимедиа проектор, компьютер, блокноты с цифрами, учебник. Тетрадь.
Ресурсы: электронный диск; листы с заданиями, жетоны.
3
Технологическая карта урока
№ Этап
занятия
Планируемые результаты
Содержание деятельности педагога
Содержание
деятельности
обучающихся
Учебные
средства
1.
Организац
ионный
момент.
Мотивация
к учебной
деятельнос
ти
Личностные
Проявление интереса к
теме урока,
удовлетворенность
работой на уроке.
Коммуникативные
Умение учиться
оформлять свою мысль в
устной речи,
высказывать свою точку
- Здравствуйте, ребята. Все зашли спокойно в класс
Встало солнышко давно
Заглянуло к нам в окно
Нас оно торопит в класс
Математика у нас.
Руки?- на месте
Ноги? – на месте
Локти? - у края
Спинка? – прямая
Повторим правило поведения на уроке.
На уроке я сижу
Не кричу и не стучу
Ручку прямо поднимаю
Если спросят – отвечаю.
Все легонечко вздохнём и урок начнём!
У вас на столах лежат сигнальные круги. Покажите
мне своё настроение. .
- С какой целью вы пришли на урок?
-А для чего надо учиться математике?
- Какие задания вам хотелось бы выполнить на
уроке?
- Ну, что, будем учиться?
И сегодня на урок к нам пришёл сказочный герой.
Попробуйте угадать кто это.
Уверенный в себе, хоть неумейка,
Обсуждение вопроса
учителя, высказывание
возможных ответов
Учиться считать,
решать, думать,
Чтобы быть умными,
знать больше.
Сигнальные
круги.
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
4
И от природы он большой зазнайка,
А ну-ка угадать его сумей-ка,
Известен всем под именем …
Незнайка тоже очень хочет учиться математике.
Поможем ему? Откройте тетрадки, запишем число.
Ответ: Незнайка
Слайд 7
Слайд 8
2.
Актуализац
ия знаний.
Устный
счет.
Регулятивные
уметь различать способ и
результат действия;
принимать практическую
задачу.
Коммуникативные
уметь слушать и
вступать в диалог,
участвовать в
коллективном
обсуждении,
самостоятельно работать
с предложенным
материалом.
Познавательные
Умение использовать
свои знания на уроке.
А) Устный счёт.
Сначала давайте покажем Незнайке чему мы уже
научились и что мы умеем.
Решение примеров цепочки .
- Приготовьте сигнальные блокноты..
Арифметический диктант. Показываем результаты и
если все согласны, записываем в тетрадку через
запятую.
-Увеличить на 1 число 8. (9)
- 7 уменьшить на 2 (5)
- Первое слагаемое 4, второе слагаемое 2, найти
сумму чисел.(6)
–Покажите число, следующее за числом 9. (10)
- Найти сумму чисел 5 и 2. (7)
- Какое число предшествует числу 5? (4)
В тетрадках запись: 9,5,6,10,7,4.
-Назовите самое маленькое число среди этих чисел,
самое большое число.
- Как вы думаете какое число лишнее?
- Как называются числа в записи которых мы
используем два значка?
- Ой Незнайка что то меня зовёт.
- Ребята , Незнайка очень доволен что вы так много
знаете. Молодцы! Отдохнём? (Физминутка)
- Ну что , будем учиться дальше? Ребята, на уроке
Слайд 9
Сигнальные блокноты с
цифрами.
Слайд 10
Слайд 11
5
опять висит этот знак. Что он обозначает? Что за
урок сегодня?
Выполнение указаний учителя.
Проверяют записи на доске и в тетради.
Ответы детей : «я думаю, что лишнее чисо…»,
«лишнее число 10 так как оно двузначное а
остальные однозначные»
И тд.
Слайд 12
3.
Подведени
е к теме
урока.
Самоопред
еление к
деятельнос
ти
Личностные
Проявление интереса к
изучению новых чисел
Послушайте стихотворение.
Всё что вижу во дворе я,
Всё, что вижу на пути,
Я умею, я умею
Сосчитать до десяти.
Еду с мамой в зоосад
И считаю всех подряд.
Прибегает дикобраз-это раз
6
Чистит перышки сова –это два
Третьей стала росомаха,
А четвертой – черепаха.
Серый волк улегся спать
Это пять
Попугай в листве, он шестой.
Вот лосенок рядом с лосем,
Это будет семь и восемь.
Девять – это бегемот,
Рот как бабушкин комод.
В клетке ходит лев косматый,
Он последний, он десятый.
Дальше мне не сосчитать-
Надо снова начинать!
- До какого числа научился мальчик считать в
стихотворении? А кто знает, какое число идёт
дальше?
Ребята, а вы можете предположить , какова тема
нашего урока? О чём мы будем говорить , чему
будем учиться?
- Итак сегодня на уроке мы познакомимся с
числами от11 до20 , будем учиться
- Называть и читать числа
- Записывать
- Находить место в числовом ряду
- Узнаем как образованы числа
Слайд 13
Слайд 14
4.
Изучение
нового
материала.
Знакомство
Личностные
Проявление интереса к
поставленной проблеме.
Познавательные
Ребята отсчитайте 10 карандашей ?
- как по другому назвать это количество
карандашей?
- так можно сказать и о других предметах
Один десяток
Карандаши.
7
с числами
второго
десятка.
Моделиров
ание чисел.
Умение воспринимать,
систематизировать и
формулировать тему
урока, работать с
информацией и находить
ответы на вопросы.
Коммуникативные
Умение слушать, вести
диалог.
собранных вместе. например десяток яиц. Десяток
пуговиц .
-Схематически мы будем обозначать десяток
кружочками. 10 кружочков- 10 единиц они
образуют1 десяток (Таблица на доске 10 ед. = 1 дес.)
Мы получили с вами новую единицу измерения –
десяток.
-В старину десяток называли «дцать» (слово
«ДЦАТЬ»)
-И сейчас мы узнаем, как же получаются числа
второго десятка. Но сначала запишите все
однозначные числа.
-Если к одному десятку – дцать – добавить ещё один
кружок , то получим один на дцать. Какое число
получилось? Одиннадцать. (11)
( Дети записывают в тетрадках , а учитель
вывешивает на доске под числовым рядом
однозначных чисел )
-Возьмем второй кружок. Положим на десять
кружков два кружка, две-на-дцать.
Сколько получилось кружочков? Двенадцать. (12)
И тд.
-Возьмем два десятка кружочков . Получаем два
дцать. (20)
-У нас получился ещё один десяток, или дцать.
Сколько у нас десятков теперь? Два десятка –
двадцать.
В первом ряду – числа, которые хорошо вам знакомы
– 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.
Во втором ряду – числа, которые мы получили на
данном уроке – 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19,
20.
Моделируют с
помощью инд. пособий
В записи чисел первого
ряда присутствует
только один значок. То
есть, если у нас число
один, мы записываем
его одной цифрой –
цифрой 1. Если у нас
Слайд 15
.
8
-Сравните два ряда этих чисел и подумайте, чем они
отличаются друг от друга?
-Обратите, внимание на то, что когда мы устно
произносим двузначные числа – десять,
одиннадцать, двенадцать, мы сначала называем
количество свободных единичек, а потом десяток –
дцать.
-Когда же мы эти числа записываем, то на первое
место мы ставим цифру, которая показывает
количество десятков – один десяток, на второе место
мы ставим количество свободных единичек, которые
мы добавили к десятку. (Показать примеры)
-Найдите среди чисел второго ряда числа, в которых
нет свободных единичек, числа, которые состоят
только из десятков. Это числа десять и двадцать.
-При записи этих чисел на месте единиц стоит
цифра ноль 0, на месте десятков – цифра,
указывающая на количество десятков.
10 – один десяток, ноль единичек
20 – два десятка, ноль единичек.
В математике такие числа еще круглыми числами.
число два, мы
записываем его одной
цифрой – цифрой 2.
Число пять мы
записываем одной
цифрой – цифрой 5.
отличаются друг от
друга.
- В записи чисел
второго ряда
присутствуют две
цифры.
Десять мы записываем
двумя цифрами –
цифрами 1 и 0.
Двенадцать мы
записываем двумя
цифрами – цифрами 1 и
2.
-То есть в записи этих
чисел мы используем
два значка – две цифры.
- Поэтому, числа
первого ряда
называются
однозначные числа, а
числа второго ряда
называются двузначные
числа – в их записи два
значка.
5.
Физминутк
а
Регулятивные
Умение следовать
заданному алгоритму.
Физминутка
Раз, два, хлопай, хлопай….
Выполняют под музыку
отдыхают.
Слайд 16
9
Коммуникативные
Умение участвовать в
групповом отдыхе.
6
Закреплени
е нового
материала.
Личностные
Проявление интереса к
изучению новых чисел.
Регулятивные
Развивать умения
принимать практическую
задачу ,
давать оценку своим
действиям,
оценивать результат.
Коммуникативные
Умение сотрудничать в
паре, уметь
договариваться
видеть результат своей
работы , слушать мнения
других.
Предметные
(планируемые
результаты)
знать, как образуются
числа второго десятка.
Работа в тетради
- Запишите число цифрами которое вы услышите
-В букете 13 ромашек.
_-Моей сестре 14 лет.
- В клетке восемнадцать кроликов.
- Бабушка испекла 18 пирожков.
- У Димы 17 марок. Мне 20 лет.
Работа в парах .
Ребята , чтобы работать в парах что нужно уметь
делать?
- Соедините по порядку числа . Что у вас получится.
_ Посмотрите Какие картинки у вас получились.
Покажите Незнайке.
Понравилось вам такое задание? Сложно было
соединять числа по порядку? Что вам помогло
справиться с этим заданием?
Записывают в
тетрадях
Проверяют на доске.
(Сигнальные круги
(красный зелёный))
Нужно уметь слушать
своего товарища, уметь
договариваться и
уважать его мнение
Показывают свои
работы.
Ответы детей
Проверка
Слайд 17
Карточки для
выполнения
заданий
7.
Физминутк
а
Регулятивные
Умение следовать
заданному алгоритму.
Коммуникативные
Встал Незнайка, потянулся
Раз согнулся, разогнулся.
Влево, вправо посмотрел
Выполняют
отдыхают.
18
10
Умение участвовать в
групповом отдыхе.
И тихонько за парту сел.
8.
Закреплени
е
изученного
материала
Личностные
Умение применить
знания на практике.
Регулятивные
Умение выполнять
учебное задание в
соответствии с целью.
Познавательные
Умение перерабатывать
полученную
информацию: делать вы-
воды в результате
индивидуальной работы
и совместной работы
всего класса.
Коммуникативные
Умение слушать других,
договариваться,
формулировать свои
мысли вслух, работать
самостоятельно с
предложенным
материалом
Предметные
Умение отвечать на
простые вопросы
учителя, находить
Работа по учебнику .
- Открываем учебник на 47-ой странице . Будем
решать задачу под номером 3.
- Прочитайте задачу про себя, представьте картину.
Таня, прочитай задачу вслух. О чём идет речь в
задаче?
– Докажите, что это задача. Вспомним структуру
задачи.
-Что известно, что неизвестно?
-Что надо знать, чтобы ответить на вопрос задачи?
-Составим схему к задаче.
– Какое действие следует выполнить, чтобы
ответить на первый вопрос задачи? Сложение.
– Почему? Спрашивается, сколько всего деревьев
посадили дети.
– Запишите решение.
7+3=10 (д.)- всего д.
– Каким действием будете находить ответ на второй
вопрос? Вычитанием.
– Почему? Так как спрашивается, насколько меньше
берёзок, чем липок?
– Запишите решение.
7-3=4(д.) – разницу.
– Ответили на вопросы задачи.
Ответ: 10д., на 4 д.
Рассуждают,
доказывают и дают
характеристику
Читают
з а д а н и е
учебника
Моделируют ситуации,
иллюстрирующие
арифметическое
действие
и
ход
его
выполнения.
Рассуждают ,
доказывают.
Учебник
стр. 47
слайд 19
Кружки и
квадраты на
магнитах.
Для
моделирован
ия задачи.
11
нужную информацию в
учебнике; сравнивать
предметы, объекты,
уметь использовать
десяток как новую
единицу счёта.
9.
Итог урока.
Рефлексия
Регулятивные
Оценка и контроль
первичных знаний.
Коммуникативные
Умение оформлять свою
мысль в устной речи,
высказывать свою точку
зрения, формулировать
высказывание, слушать
других.
_ Пришло время подвести итог нашего урока
_ Что понравилось на уроке?
- Чему мы научились?
- Что нового узнали?
Что вызывало у вас трудности?
И Незнайка вам говорит спасибо. Он тоже научился
читать числа до 20.
А сейчас , пожалуйста покажите сигнальными
кругами своё настроение. Я очень рада, что и в
начале урока и в конце урока в нашем классе светят
яркие солнышки. Значит всё у нас хорошо.
Но Незнайка не хочет с вами прощаться и тоже
приготовил вам задание, выполнив его вы прочтёте
зашифрованное слово.
- Ну что ж я тоже очень рада что ваша работа
понравилась и Незнайке.
Урок закончен . Готовимся к уроку окружающего
мира.
.
Слушают,
высказывают свое
мнение.
Работают в группах
( Выбираем капитанов.
С помощью кружков
разного цвета.
Капитаны получают
конверты с заданием.
Расходятся по местам.
Собираются команды и
выполняют задание .
Выполнив читают
слово МОЛОДЦЫ.
Слайд 20
Слайд 21
12