"Совершенствование навыка чтения у младших школьников – основа дальнейшего успешного обучения и воспитания".
Автор: Фалина Дильбар Гайсовна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "Рыбно-Слободская гимназия №1" Населённый пункт: Республика Татарстан, п.г.т.Рыбная Слобода Наименование материала: статья Тема: "Совершенствование навыка чтения у младших школьников – основа дальнейшего успешного обучения и воспитания". Раздел: начальное образование
«Совершенствование навыка чтения у младших школьников –
основа дальнейшего успешного обучения и воспитания».
Фалина Дильбар Гайсовна.
С точки зрения многих учёных, сегодня мы живём в период изменения образа жизни,
который
обусловлен
меняющимся
информационным
пространством.
Эта
ситуация
беспрецедентна, но пока что не до конца нами осознана. Всё больше детей живёт в крайне
насыщенной информационной и материальной среде, очень рано попадая в ситуацию выбора.
Эти группы детей, которые уже получили опыт взаимодействия с компьютером и Интернетом,
имеют
новые
коммуникативные
знания
и
навыки
(т.е.
являются
более
«продвинутыми»
и
адаптировавшимися
к
жизни
в
новой
телекоммуникационной
среде,
чтение
книг
противопоставляется либо теле - и видеопросмотру, либо – компьютерным играм.) С моей точки
зрения,
дело
обстоит
куда
сложнее.
Меняется
не
только
процесс
чтения
детьми
печатной
продукции, меняются все характеристики чтения в целом. И, самое главное, меняется характер и
отношение детей и подростков ко всему комплексу медиа - книгам, периодике, телевидению,
радио, а также к мультимедиа и Интернету.
С начала внедрения в нашу жизнь новых информационных технологий многие
надеялись, что хоть какой-то процент не читающего населения станет читать с экрана монитора
компьютера. Но чуда не произошло. Учёные – статисты в один голос твердят, что, как правило, кто
не читает бумажных книг, тот не будет читать их электронных вариантов.
Во многом причина кроется в нашем образе жизни, ведь процесс истинного чтения
требует некоторой смены ритма и собственных привычек. Если родители не читают, то их дети
тем более читать не будут! Казалось бы, такие блага цивилизации, как стиральные машины,
микроволновые печи, водопровод и т.п. должны были облегчить наш быт и ежедневный труд,
освободив время для каких-то увлечений. Но на самом деле вслед за облегчением физического
труда последовала лень душевная. Читать – это же так сложно! Намного проще прийти после
работы домой, положить себе в тарелку макарошки и сесть у компьютера или перед телевизором
для просмотра чего-нибудь ненавязчивого, того, что быстро « выветрится» и о чём потом не
придётся долго думать. Этим заменяется и семейное общение и многое другое. Мы привыкли
получать «готовый продукт», который не нужно «перерабатывать» самим.
На протяжении многих лет, я старалась изучить пути решения проблемы: «Приёмы
улучшения навыка чтения младших школьников». На вопрос «Почему занялась этой проблемой?»
отвечала бы так: «В наш век, где господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети
потеряли интерес к чтению. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному
чтению, а главное любви к книге – одна из главных задач начального обучения .И эта задача
чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и
развитии человека. Чтение – это не только тот предмет, которым нужно успешно овладеть ребёнку,
но
и
предмет,
посредством
которого
он
будет
осваивать
другие
дисциплины.
По
мнению
психологов – на успеваемость влияют более 200 факторов, но все их учесть невозможно, отобрали
более 40 факторов, сильно влияющих на успеваемость – после тестирования и анкетирования
учащихся, оказалось, что существует фактор № 1 – скорость чтения. Скорость чтения является
самым
важным
фактором
из
числа
влияющих
на
успеваемость.
Следовательно,
необходима,
систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыка чтения от
класса к классу.
В.А.Сухомлинский, когда исследовал причины умственной отсталости школьников,
правильно
подметил:
«Если
в
начальной
школе
дети
мало
читали,
мало
мыслили,
у
них
складывалась
структура
мало
деятельного
мозга».Ребёнок,
который
не
умеет
читать,
будет
испытывать большие затруднения при выполнении домашних заданий. Ему будет неинтересно на
уроках, он будет неусидчив, он не будет посещать библиотеки, потому что читать книги, при
низкой технике чтения- это не удовольствие, сколько мука. Возникает вопрос: « С какой же
скоростью чтения должны читать ученики, заканчивающие начальное обучение?»
В программе для начальных классов было определено, что скорость чтения к концу
четвёртого класса должна составлять 80-90 слов в минуту. Вторая точка зрения принадлежит
Н.А.Лошкарёвой доценту МПГУ – 120 слов в минуту. Третья точка зрения – В.А. Сухомлинскому,
он
считает,
что
беглое
чтение,
нормальное
чтение
–
это
темп
150-300
слов
в
минуту.
Следовательно, если учитель начальных классов хочет, чтобы все его питомцы занимались на «5»,
он
должен
выполнять
рекомендацию
В.А.
Сухомлинского.
А
если
хочет,
чтобы
выпускники
начальной
школы
были
все
троечники,
надо
придерживаться
определённым
программным
нормативам. Но всё же большинству учеников вполне доступна скорость
чтения 120 слов в
минуту. Тогда возникает следующий вопрос: «А как же выйти на этот уровень, как добиться этой
скорости - скорости оптимальной .Какие резервы обучения можно здесь использовать?»
Как добиться оптимальной скорости чтения, осознанности и выразительности.
Некоторые рекомендации, которые я здесь привожу, давно известны. Другие отличаются
новизной.
Но
я
не
буду
здесь
проводить
деление
на
старое
и
новое.
У
Ф.
Энгельса
есть
замечательная мысль о единстве консервативного и нового, и поэтому такое деление мне кажется
несколько предвзятым. Для меня безразлично, старые это рекомендации или новые, главное, чтобы
они были полезны. Важно творчески использовать различные приёмы, упражнения, видоизменять и
комбинировать их в зависимости от возраста и подготовки класса. В процессе педагогической
работы рождались свои идеи, использовала опыт других учителей и работы видных педагогов В.А.
Сухомлинского, И. Т. Федоренко, В.Н.Зайцева, Н.А.Лошкарёвой, М.И. Омороковой.
Как научить детей читать быстро, рационально, эффективно и сознательно? - Этот
вопрос интересовал меня с первых дней педагогической деятельности. К.Д.Ушинский утверждал,
что основной закон детской природы состоит в том, что «дитя требует деятельности беспрестанно и
утомляется не деятельностью, а её однообразием и односторонностью». Неосознанно ребёнок
тянется к той деятельности, которая сулит ему возможности развития.
Начались поиски более
эффективных подходов в обучении, что было неразрывно связано с совершенствованием урока, его
содержании и структуры.
Упражнения по совершенствованию техники чтения разделила на группы:
1 группа. Упражнения, направленные на развитие речевого аппарата. К ним относятся:
- артикуляционная гимнастика для губ, языка;
- упражнения по произношению чистоговорок, скороговорок;
- упражнения в чётком (орфографическом) произношении предложений;
- пальчиковая гимнастика. Деятельность наших рук – жестовая речь. От того, как развита
правая рука, её мелкая моторика, будет развита и речь.
2 группа. Упражнения, направленные на расширение оперативного поля чтения. Сюда входят:
- упражнения на восполнение пропусков букв в словах;
- чтение строчек с прикрытой нижней половиной;
- чтение строчек с прикрытой верхней половиной;
- чтение текста через слово.
3 группа. Упражнения, направленные на преодоление трудностей в разных условиях восприятия.
В эту группу входят упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и молча: -
чтение за диктором;
- чтение в парах;
- групповое чтение;
- чтение с отрывом взгляда от текста;
- чтение с убыстрением темпа, с переходом на незнакомый текст;
- жужжащее чтение;
- зрительные и слуховые диктанты;
- упражнение “чтение-спринт”;
- на разграничение детьми чтения молча и вслух - упр. “Губы”;
- для развития смысловой догадки – упр. “Угадай”;
- для развития скорости чтения – упр. “Финиш”.
4 группа. Упражнения, направленные на развитие антиципаций на различных уровнях. К ним
относятся:
- упражнения на догадку частей устойчивых словосочетаний, предложений, частей поговорок,
диалога.
5 группа. Упражнения, направленные на развитие правильности и безошибочности восприятия
текста. К ним относятся:
- словарная работа;
- чтение строчек наоборот по буквам, слогам;
- поочерёдное чтение слов нормально и наоборот;
- чтение только второй половины слов.
6 группа .Очень любят дети игровые упражнения следующего плана:
Прочитай предложение с заданной интонацией, задания интеллектуального характера
(анаграммы, загадки, метаграммы, ребусы, шарады).
Данные упражнения включаю в подготовку к чтению нового текста, помогая освоить
правильное произношение, безошибочность чтения и понимания отдельных слов и предложений.
Упражнения предлагаю учащимся с учётом того, какой параметр слабо отработан – произношение,
правильность, скорость восприятия, понимание.
Упражнения выполняются индивидуально, коллективно, по группам. Занимают на уроке 5-6
минут. Оценку выполнения учащимися упражнений на уроках даю в словесной форме. В конце
каждой
недели
на
уроке
чтения
учащиеся
делают
самозамер
скорости
чтения
и
результат
записывают
в
тетради.
Технику
чтения
проверяю
ежемесячно,
результаты
анализирую
и
комментирую учащимся, довожу до сведения родителей.
Также приёмом, обеспечивающим развитие навыка чтения, является многократное
обращение к тексту, перечитывание его каждый раз с новым творческим заданием. Вот тогда-то
ребёнок открывает в нём что-то новое, что не заметил при первом чтении. Виды работы над
текстом можно систематизировать, отпечатав их на листке под соответствующим номером.
Огромную роль в совершенствовании техники чтения учащихся играет живое слово
учителя .Элемент подражания учителю при обучении неизбежен, но подражание может быть
только на первых порах. Важно, чтобы ученик подражал принципу чтения, а не результату. И здесь
ведётся большая работа по выработке выразительного чтения.
Конечно, огромную роль в совершенствовании чтения играет анализ произведений; не
работа по содержанию произведения, а глубокий анализ каждого произведения, начиная с 1 класса.
Чтобы облегчить подготовку к анализу произведения, учащимся можно предложить опоры-схемы
для
анализа
рассказа,
басни,
сказки,
лирического
стихотворения.
А
также
опору-схему
для
создания устного или письменного описания литературного героя.
ВЫВОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Использование в практике этой системы упражнений способствует совершенствованию
навыка чтения, т. е. достижению ожидаемых результатов.
Данные наблюдений свидетельствуют о том, что у учащихся:
- увеличился объем зрительных и слуховых восприятий, а также угла зрения;
- отрабатывается навык антиципаций;
- улучшается устойчивость внимания;
- почти не имеют место регрессии;
- увеличился словарный запас;
- развивается артикуляционный аппарат.
Результаты диагностики говорят следующее:
-
у учащихся идёт стабильный рост темпа чтения;
-
совершенствуется способ чтения и при переходе в 5 класс все ученики читают целыми
словами;
-
уровень понимания текста – высокий;
-
чтение выразительное;
-
уменьшается количество учащихся, допускающих ошибки при чтении.
Сформированность навыка чтения в свою очередь повлияла на :
-
общее
развитие
речи,
учащиеся
всё
чаще
используют
в
своей
речи
распространенные
предложения, эпитеты, сравнения;
- на повышение качества успеваемости;
-
на сохранение качественной успеваемости при переходе на вторую ступень обучения.
Данные результаты свидетельствуют о целесообразности использования в практике системы по
работе над совершенствованием навыка чтения.
Заключение.
Когда дети стали с интересом читать, появилась беглость и осмысленность чтения, заметно
повысилась успеваемость и по русскому языку и по математике.
Такая комплексная работа помогла значительно улучшить процесс обучения чтению,
повысить к нему интерес учащихся, что сказалось на конечных результатах. В ходе исследования
не все учащиеся показали хорошие результаты. Эти дети неодинаково усваивают программный
материал, с ними нужно больше работать индивидуально.