Автор: Шакирова Альбина Вильдановна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "Никольская СОШ" Населённый пункт: с.Никольское Лаишевского района Республика Татарстан Наименование материала: Внеклассное занятие Тема: Путешествие по трем рекам Раздел: начальное образование
Цель: привлечь внимание детей к природоохранной деятельности
Задачи:
- ознакомить со значением рек в жизни человека
- прививать стремление к бережному отношению к природе, родному
краю, водным ресурсам
- содействоватьвоспитанию экологической культуры
-
развивать
коммуникативные
навыки
и
творческие
способности
учащихся
- повышать познавательную активность
Оборудование:
- презентация
- видеофильм
- музыкальное сопровождение
-карта Лаишевского района
- фотографии рек
- плакат
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Ведущий
Добрый день дорогие ребята! Сегодня мы собрались здесь для того,
чтобы совершить увлекательное, познавательное путешествие. А куда мы
сейчас отправимся, вы догадаетесь, прослушав стихотворение:
Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе.
Узкий кончик – в роднике,
А широкий - в море.
Течёт, течёт – не вытечет,
бежит, бежит – не выбежит
Летом бежит,
Зимой спит.
Весна настала -
Опять побежала.
- Да, конечно это река. Молодцы!
-Сейчас я попрошу вас закрыть глаза буквально на одну минуточку.
Закрыли? А теперь произнесите про себя слова «речка, реченька, река». Какие
ассоциации
возникают у вас с этим словом? О чём вы подумали? Какие
картины встали у вас перед глазами?
- А теперь откройте глаза и посмотрите на экран.
(ВИДЕО О РЕКЕ)
- Река! Какое замечательное слово! У одних оно вызывает воспоминание
о больших, полноводных
реках, по которым ходят теплоходы и буксиры,
другие вспоминают шумные, журчащие потоки, которые вечно куда – то
спешат, а третьи – равнинные реки с тихими заводями, песчаными пляжами,
где так хорошо купаться и рыбачить, а кто – то, наверное,
представил
маленький журчащий ручеёк, с прозрачной, хрустальной водой текущий из
родничка.
1 слайд - Если посмотреть на
карту нашего района , то можно увидеть,
что голубые ленты рек и озер встречаются очень часто. Действительно, наш
край очень богат полноводными реками. Ребята, а какие реки протекают в
нашем районе?
Да, это – Волга, Кама и Меша (показ по карте)
Мы заговорили о реках неслучайно.
Сегодня
мы
совершим
с
вами
путешествие
по
рекам,
которые
находятся на нашей территории.
У нас Три реки – три команды,
(расставить названия рек на парту )
которые отправятся в путешествие. Путешествовать мы будем на пароходе
(Волга)
речном катере (Кама), и на лодке (Меша) (расставить картинки
кораблей)
Итак, в путь!
Все заняли свои места?
Итак, счастливого плавания.
Гудок и шум парохода
1.
Ребята, давайте поближе познакомимся с нашими реками.
– У каждой команды на столе конверт с заданием. Вам нужно собрать
информацию про свою реку и представить ее нам.
Работать надо дружно, командой. А кто и как будет отвечать, вы решите в
команде.
(спокойная музыка)
- Первой начинает река Волга
Волга
– самая крупная река в России. На Волге расположены крупные
города: Нижний Новгород, Самара, Волгоград, Казань. Волга берет начало
на
Валдайской
возвышенности
и
впадает
в
Каспийское
море.
Волга
является национальной гордостью России.
Учитель : Ребята, а вы знаете, что Волга не всегда была такой, какой мы
знаем ее теперь. Сначала это было море, оно частично высыхало и стало
большой рекой, длина которой 3530 км. Как Волга получила свое название?
В античной истории ее называли «Ра», а в средние века болгары (предки
современных татар) называли реку Итиль.
Послушаем про Каму .
Кама
– одна из замечательных рек нашей страны. Река берет начало в
Верхнекамской
возвышенности
Урала.
Кама
является
крупнейшей
судоходной рекой. На берегу Камы в городе Елабуга проживал великий
художник И.И.Шишкин.
Учитель: длина реки Кама 2500км. Свое название получила от слова
«Кам» - что означает чистый и прозрачный. Есть версия происхождения
названия Камы от имени мифологического персонажа – богатыря Кама. По
легенде
богатырь
спас
человечество
от
потопа,
прорыв
в
земле
канал
интересным способом. Он на веревке протащил огромный камень, который
оставил после себя глубокую борозду и по ней вода и ушла.
Вот такие интересные факты, которые вы запомните.
Послушаем о реке Мёша.
Меша
– одна из малых рек Татарстана. Река берет начало в Кукморском
районе, а впадает в Каму у села Карадули Лаишевского района. Длина реки
всего 204 км. Меша очень красивая, живописная и рыбная река.
Учитель : Да, ребята, о рыбных запасах Меши писал писатель Аксаков,
называя
ее
«едва
ли
не
самой
рыбной
рекой
России».
Здесь
ловили
стерлядь, осетра, белугу, угря, форель и даже камбалу. А хозяйкой реки
является рыба ёрш.
- Спасибо ,ребята! Много мы узнали о наших реках,
А теперь можно и отдохнуть.
Волга, Кама и Меша богаты рыбой. А какой? Сейчас мы проведём конкурс и
узнаем, какая рыба водится в наших реках и определим лучшего рыбака
Проведем Конкурс рыбаков
Каждая команда выбирает рыбку и отгадывает загадку.
1. Толстый, жирный и ленивый, но по-своему красивый.
Живет и в Волге, и в реке Бузан, и все зовут его… (сазан)
2.
До чего ж его иголки велики и очень колки.
Что за рыба, словно еж, догадались? Это…(ёрш)
3. Я скажу не хвастая, рыба я зубастая.
Мелочь по реке плывет, мне на зубы попадет. (щука)
4. У меня подружка – щука. Я в речной воде живу.
Если ты ловить мастак – к рыбаку придет… (судак)
5. Замечателен на вкус – любит каждый карапуз.
Закопчусь, приятно есть, но костей полно – я… (лещ)
6. На дне, где тихо и темно, лежит усатое бревно (сом)
Вот какие замечательные рыбы можно поймать в наших реках.
3.
Звук колокола
- Внимание, справа по борту неопознанный объект (бутылка)
Давайте прочитаем письмо.
Sos спасите, помогите
Была я речка чистая,
Чистая, лучистая.
Но построили завод,
И не стало чистых вод.
Набросали банки, склянки,
Даже бросили бревно.
И от этого в водице
Стало всем грязным – грязно.
- Ребята, спасем речку, поможем ей.
Вам задание - очистить реку от мусора –от каждой команды по одному
проходим к нашей речке и убираем мусор в специальный пакет, можно
использовать перчатки (под музыку)
4.
- Вот и спасли мы маленькую неизвестную речушку, а как вы думаете, а
нужна ли помощь нашим рекам?
Именно
этот
год
2016
президент
Татарстана
Рустем
Нургалеевич
Минниханов объявил годом водоохранных зон Волги и Камы.
И мы примем в этом активное участие.
И
если
вдруг
у
нас
будет
такая
возможность
–
мы
обязательно
постараемся помочь, хотя бы одной речке. Вы жители планеты Земля, если вы
научитесь видеть, понимать и ценить красоту природы, то из вас вырастут
люди, способные возродить землю, понять ее, украсить и подарить своим
детям и внукам.
Наше путешествие подошло к концу