Напоминание

"Развитие речи детей через внедрение технологии ниткографии"


Автор: Пермалова Анна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Ибресинский детский сад "Рябинка"
Населённый пункт: Ибресинский район, Чувашская Республика
Наименование материала: Творческий проект
Тема: "Развитие речи детей через внедрение технологии ниткографии"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ибресинский детский сад «Рябинка» Ибресинского района Чувашской Республики
Творческий проект на тему:

«Развитие речи детей через внедрение в

воспитательно-образовательный процесс

технологии ниткографии»
Подготовила: Пермалова Анна Владимировна воспитатель п. Ибреси 2015
Разработчик проекта:

Воспитатель Пермалова Анна Владимировна
Участники проекта:
воспитатели группы, дети 6-7 лет, родители.
Срок реализации проекта:
с 01 сентября 2015 г. по 27 мая 2016г.
Тип проекта:
творческий.
По продолжительности
: долгосрочный.
Пояснительная записка
Всем педагогам, которые работают с детьми дошкольного возраста, очень хорошо известна связь между развитием мелкой моторики и развитием речи. Другими словами, чем больше развиты пальчики малыша, тем успешнее будет формироваться его речь. Недаром мудрая пословица гласит: «Рука научит голову». Развитая мелкая моторика пальцев рук является одним из показателей интеллектуальности ребенка. В.А. Сухомлинский писал: «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В настоящее время используется большое количество средств и методов для развития мелкой моторики. Это рисование (мелки, карандаши, краски), лепка, работа с ножницами, которая требует точности движений и силы, всевозможные мелкие конструкторы, мозаики, игрушки, штриховки, обводки. Еще одним способом совершенствования пальчиковой моторики детей можно считать метод ниткографии— yarn painting. Ниткография — выкладывание с помощью шнурка или толстой нити контурных изображений различных предметов, т.е. «рисование» с помощью нити. «Рисунки», выполненные толстой нитью или шнуром, отличаются мягкостью получаемых форм, кажутся объемными и «живыми», по сравнению с обычным контурным изображением. Работая с мягкой и пушистой нитью, дети успокаиваются, у них появляется интерес к рисованию. Работа требует усидчивости, кропотливости. У детей заметно развивается глазомер, так как они видят, какую по длине нитку надо взять, какой длины провести клеевую линию, при наклеивании нити. Работа с нитью позволяет решать сразу несколько дидактических задач:  Развивать речь детей;  совершенствовать зрительное восприятие детей;  развивать зрительно-моторную координацию;  формировать плавность, ритмичность и точность движений;  подготавливать руку ребенка к письму.
Цель проекта:
развитие речи и мелкой моторики пальцев рук детей через внедрение в воспитательно-образовательный процесс технологии ниткографии
Задачи проекта:

Образовательные:
 совершенствовать речь как средство общения;  продолжать работу по обогащению словаря детей;
 подготавливать руку ребенка к письму;  формировать плавность, ритмичность и точность движений;  совершенствовать зрительное восприятие детей;  способствовать успешному освоению сенсорных эталонов и сенсомоторное развитие дошкольника;
Развивающие:
 развитие эстетических и художественно-творческих способностей;  развивать эмоциональную сферу и фантазию детей через  приобщение к художественному творчеству;  развивать память и связную речь ребенка;  развивать зрительно-моторную координацию;  способствовать развитию любознательности.
Воспитательные:
 воспитывать у детей художественный вкус и чувство красоты;  воспитывать усидчивость, аккуратность, доброжелательность, умение работать в коллективе и индивидуально;  воспитывать у детей желание участвовать в ситуациях эстетической направленности.
Формы и методы обучения:
В процессе занятий используются различные формы : традиционные, комбинированные и практические занятия; игры, праздники, конкурсы и другие.
Реализация данного проекта осуществляется:
 В процессе совместной образовательной деятельности детей и педагога (включая НОД)  В кружковой работе  В работе творческих групп (совместно с родителями)  При работе с детьми по развитию мелкой моторики (через пальчиковые игры, упражнения)
Методы, в основе которых лежит способ организации занятий:
1. Словесные (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.); 2. Наглядный (показ иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу); 3. Практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
 Объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;  Репродуктивный – дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;  Частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
 Исследовательский – самостоятельная творческая работа.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на

занятиях:
 Фронтальный – одновременная работа со всеми;  Индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;  Групповой – организация работы в группах;  Индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем. Место педагога в деятельности по обучению детей, меняется по мере развития овладения детьми навыками ниткографии. Информационный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед выполнением «рисунка», так и во время работы. Проект «Развитие речи детей через внедрение в воспитательно-образовательный процесс технологии ниткографии» предусматривает участие в конкурсах и выставках. Это является стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения.
Характеристика ожидаемых результатов:

Должны иметь представление:
 Что такое ниткография;  Историю возникновения ниткографии;  Основные приемы работы;  Название, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, и других материалов, техника безопасной работы с ними;
Должны уметь:
 Хорошо владеть устной речью, может выражать свои мысли и желания;  Развита крупная и мелкая моторика рук;  Проявлять ответственность за начатое дело;  Применять на практике теоретические знания метода ниткографии;  Анализировать образец, анализировать свою работу;  Подбирать нити нужного цвета;  Пользоваться чертежными инструментами, ножницами:  Уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить рисунок.
Должны овладеть навыками:
 Выкладывание с помощью шнурка или толстой нити контурных изображений различных предметов, т.е. «рисование» с помощью нити.

Этапы реализации программы:
1 этап: подготовительный 2 этап: основной 3 этап: заключительный Проект составлен для детей 6-7 лет и рассчитана на 1 год обучения. Оптимальное количество детей в группе 24 человек. Занятия проводятся 2 раза в месяц в форме совместной деятельности во вторую половину дня, по 30-35 минут ( СанПиН 2.4.1.3049- 13). Учитывая комплексный подход к развитию ребенка, занятия ведутся во взаимосвязи с работой психологов, логопедов и педагогов других коррекционных занятий. Каждое занятие включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения – это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления. Практические работы включают изготовление, оформление работ, отчет о проделанной работе. Отчет о проделанной работе позволяет научить ребенка последовательности в работе, развить навыки самоконтроля. В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала. Каждое занятие включает мотивацию, художественное слово, пальчиковую гимнастику, физминутку. Во время выполнения работ в технике ниткографии для снятия излишней возбудимости детей, создания непринужденной и творческой атмосферы используются аудиозаписи звуков живой природы и музыки, а также элементы сказкотерапии. В результате у детей происходит выравнивание психомоторных процессов, изменение их поведения, улучшение личных взаимоотношений. Ведь всем известно, что музыка и сказка влияет на эмоциональное состояние и настроение ребенка.
Формы контроля реализации программы:
•Входной (опрос, тесты) •Промежуточный (выставка работ воспитанников) •Итоговый (итоговая выставка, защита творческих проектов) Проект «Развитие речи детей через внедрение в воспитательно-образовательный процесс технологии ниткографии» художественно-эстетической направленности разработана на основе методических пособий следующих авторов: О.А.Новиковская, А.В.Никитина и др.
Требования к уровню образованности воспитанников

(планируемый результат):

 уметь находить новые способы для художественного изображения;  уметь передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности;  овладеть умениями и навыками правильного выполнения изделия, соблюдая алгоритм работы и технику безопасной работы;  овладеть техническими и изобразительными навыками;  уметь украсить свою поделку, добавлять недостающие детали (глаза, усы, и т.п.);  работать самостоятельно, точно соблюдая инструкцию;  добиваться конечного результата;  самостоятельно и справедливо оценивать конечный результат своей работы и работы сверстников;  уметь находить собственную ошибку в работе и выявлять причину неудачи
Учебные и методические пособия:
 Научная, специальная, методическая литература (См. список литературы).
Учебно-методическое обеспечение

Список оборудования и материалов, необходимых для занятий
:  Учебные столы и стулья  Выставочные стенды  Белый картон  Цветной картон  Цветные нитки  Простые карандаши  Цветные карандаши  Стирательные резинки  Фломастеры  Акварельные краски  Кисточки  Баночки для воды  Трафареты с кругами  Линейки  Ножницы  Клей ПВА  Кисточки для клея  Бумажные салфетки  Коробочки для мусора  Магнитофон  Фонотека

Список литературы:
 О.А. Новиковская Ниткография. Конспекты занятий по развитию пальчиковой моторики и речи (от 3 до 7 лет). – СПб.: Паритет, 2008.  А.В. Никитина Рисование веревочкой. Практическое пособие для работы с детьми дошкольного возраста в логопедических садах.- КАРО, 2006.  Журнал Дошкольное воспитание, 2011 №10,12; 2012 № 1,2  Р.Г. Казакова Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. М, 2001.  Н.В. Гультяева Ниткография «Солнечная система», «Дошкольное воспитание» №2 – 2004.


В раздел образования