"Развитие речи детей через внедрение технологии ниткографии"
Автор: Пермалова Анна Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Ибресинский детский сад "Рябинка" Населённый пункт: Ибресинский район, Чувашская Республика Наименование материала: Творческий проект Тема: "Развитие речи детей через внедрение технологии ниткографии" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Ибресинский детский сад «Рябинка» Ибресинского района Чувашской Республики
Творческий проект на тему:
«Развитие речи детей через внедрение в
воспитательно-образовательный процесс
технологии ниткографии»
Подготовила: Пермалова Анна
Владимировна воспитатель
п. Ибреси 2015
Разработчик проекта:
Воспитатель Пермалова Анна Владимировна
Участники проекта: воспитатели группы, дети 6-7 лет, родители.
Срок реализации проекта: с 01 сентября 2015 г. по 27 мая 2016г.
Тип проекта: творческий.
По продолжительности : долгосрочный.
Пояснительная записка
Всем педагогам, которые работают с детьми дошкольного возраста, очень хорошо
известна связь между развитием мелкой моторики и развитием речи. Другими словами,
чем больше развиты пальчики малыша, тем успешнее будет формироваться его речь.
Недаром мудрая пословица гласит: «Рука научит голову». Развитая мелкая моторика
пальцев рук является одним из показателей интеллектуальности ребенка. В.А.
Сухомлинский писал: «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В настоящее время используется большое количество средств и методов для развития
мелкой моторики. Это рисование (мелки, карандаши, краски), лепка, работа с ножницами,
которая требует точности движений и силы, всевозможные мелкие конструкторы, мозаики,
игрушки, штриховки, обводки. Еще одним способом совершенствования пальчиковой
моторики детей можно считать метод ниткографии— yarn painting. Ниткография —
выкладывание с помощью шнурка или толстой нити контурных изображений различных
предметов, т.е. «рисование» с помощью нити.
«Рисунки», выполненные толстой нитью или шнуром, отличаются мягкостью
получаемых форм, кажутся объемными и «живыми», по сравнению с обычным контурным
изображением. Работая с мягкой и пушистой нитью, дети успокаиваются, у них появляется
интерес к рисованию. Работа требует усидчивости, кропотливости. У детей заметно
развивается глазомер, так как они видят, какую по длине нитку надо взять, какой длины
провести клеевую линию, при наклеивании нити.
Работа с нитью позволяет решать сразу несколько дидактических задач:
Развивать речь детей;
совершенствовать зрительное восприятие детей;
развивать зрительно-моторную координацию;
формировать плавность, ритмичность и точность движений;
подготавливать руку ребенка к письму.
Цель проекта: развитие речи и мелкой моторики пальцев рук детей через внедрение в
воспитательно-образовательный процесс технологии ниткографии
Задачи проекта:
Образовательные:
совершенствовать речь как средство общения;
продолжать работу по обогащению словаря детей;
подготавливать руку ребенка к письму;
формировать плавность, ритмичность и точность движений;
совершенствовать зрительное восприятие детей;
способствовать успешному освоению сенсорных эталонов и
сенсомоторное развитие дошкольника;
Развивающие:
развитие эстетических и художественно-творческих способностей;
развивать эмоциональную сферу и фантазию детей через
приобщение к художественному творчеству;
развивать память и связную речь ребенка;
развивать зрительно-моторную координацию;
способствовать развитию любознательности.
Воспитательные:
воспитывать у детей художественный вкус и чувство красоты;
воспитывать усидчивость, аккуратность, доброжелательность,
умение работать в коллективе и индивидуально;
воспитывать у детей желание участвовать в ситуациях эстетической
направленности.
Формы и методы обучения:
В процессе занятий используются различные формы : традиционные, комбинированные и
практические занятия; игры, праздники, конкурсы и другие.
Реализация данного проекта осуществляется:
В процессе совместной образовательной деятельности детей и педагога (включая
НОД)
В кружковой работе
В работе творческих групп (совместно с родителями)
При работе с детьми по развитию мелкой моторики (через пальчиковые
игры, упражнения)
Методы, в основе которых лежит способ организации занятий:
1.
Словесные (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
2.
Наглядный (показ иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа
по образцу);
3.
Практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
Объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую
информацию;
Репродуктивный – дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы
деятельности;
Частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной
задачи совместно с педагогом;
Исследовательский – самостоятельная творческая работа.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на
занятиях:
Фронтальный – одновременная работа со всеми;
Индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм
работы;
Групповой – организация работы в группах;
Индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Место педагога в деятельности по обучению детей, меняется по мере развития
овладения детьми навыками ниткографии.
Информационный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается
как перед выполнением «рисунка», так и во время работы.
Проект «Развитие речи детей через внедрение в воспитательно-образовательный процесс
технологии ниткографии» предусматривает участие в конкурсах и выставках. Это является
стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения.
Характеристика ожидаемых результатов:
Должны иметь представление:
Что такое ниткография;
Историю возникновения ниткографии;
Основные приемы работы;
Название, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги,
картона, и других материалов, техника безопасной работы с ними;
Должны уметь:
Хорошо владеть устной речью, может выражать свои мысли и желания;
Развита крупная и мелкая моторика рук;
Проявлять ответственность за начатое дело;
Применять на практике теоретические знания метода ниткографии;
Анализировать образец, анализировать свою работу;
Подбирать нити нужного цвета;
Пользоваться чертежными инструментами, ножницами:
Уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить рисунок.
Должны овладеть навыками:
Выкладывание с помощью шнурка или толстой нити контурных изображений
различных предметов, т.е. «рисование» с помощью нити.
Этапы реализации программы:
1 этап: подготовительный
2 этап: основной
3 этап: заключительный
Проект составлен для детей 6-7 лет и рассчитана на 1 год обучения. Оптимальное
количество детей в группе 24 человек. Занятия проводятся 2 раза в месяц в форме
совместной деятельности во вторую половину дня, по 30-35 минут ( СанПиН 2.4.1.3049-
13). Учитывая комплексный подход к развитию ребенка, занятия ведутся во взаимосвязи с
работой психологов, логопедов и педагогов других коррекционных занятий. Каждое
занятие включает теоретическую часть и практическое выполнение задания.
Теоретические сведения – это объяснение нового материала, информация познавательного
характера, общие сведения о предмете изготовления. Практические работы включают
изготовление, оформление работ, отчет о проделанной работе. Отчет о проделанной работе
позволяет научить ребенка последовательности в работе, развить навыки самоконтроля.
В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и
внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного
материала.
Каждое занятие включает мотивацию, художественное слово, пальчиковую гимнастику,
физминутку.
Во время выполнения работ в технике ниткографии для снятия излишней возбудимости
детей, создания непринужденной и творческой атмосферы используются аудиозаписи
звуков живой природы и музыки, а также элементы сказкотерапии. В результате у детей
происходит выравнивание психомоторных процессов, изменение их поведения, улучшение
личных взаимоотношений. Ведь всем известно, что музыка и сказка влияет на
эмоциональное состояние и настроение ребенка.
Формы контроля реализации программы:
•Входной (опрос, тесты)
•Промежуточный (выставка работ воспитанников)
•Итоговый (итоговая выставка, защита творческих проектов)
Проект «Развитие речи детей через внедрение в воспитательно-образовательный процесс
технологии ниткографии» художественно-эстетической направленности разработана на
основе методических пособий следующих авторов: О.А.Новиковская, А.В.Никитина и др.
Требования к уровню образованности воспитанников
(планируемый результат):
уметь находить новые способы для художественного изображения;
уметь передавать в работах свои чувства с помощью различных средств
выразительности;
овладеть умениями и навыками правильного выполнения изделия, соблюдая
алгоритм работы и технику безопасной работы;
овладеть техническими и изобразительными навыками;
уметь украсить свою поделку, добавлять недостающие детали (глаза, усы, и т.п.);
работать самостоятельно, точно соблюдая инструкцию;
добиваться конечного результата;
самостоятельно и справедливо оценивать конечный результат своей работы и работы
сверстников;
уметь находить собственную ошибку в работе и выявлять причину неудачи
Учебные и методические пособия:
Научная, специальная, методическая литература
(См. список литературы).
Учебно-методическое обеспечение
Список оборудования и материалов, необходимых для занятий :
Учебные столы и стулья
Выставочные стенды
Белый картон
Цветной картон
Цветные нитки
Простые карандаши
Цветные карандаши
Стирательные резинки
Фломастеры
Акварельные краски
Кисточки
Баночки для воды
Трафареты с кругами
Линейки
Ножницы
Клей ПВА
Кисточки для клея
Бумажные салфетки
Коробочки для мусора
Магнитофон
Фонотека
Список литературы:
О.А. Новиковская Ниткография. Конспекты занятий по развитию пальчиковой
моторики и речи (от 3 до 7 лет). – СПб.: Паритет, 2008.
А.В. Никитина Рисование веревочкой. Практическое пособие для работы с детьми
дошкольного возраста в логопедических садах.- КАРО, 2006.
Журнал Дошкольное воспитание, 2011 №10,12; 2012 № 1,2
Р.Г. Казакова Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники,
планирование, конспекты занятий. М, 2001.
Н.В. Гультяева Ниткография «Солнечная система», «Дошкольное воспитание» №2 –
2004.