Из опыта работы. Педагогическая статья на тему: "Развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста"
Автор: Смирнова Татьяна Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: ЛГ МАДОУ ДСКВ № 8 "Рябинка" Населённый пункт: г. Лангепас, Тюменская область Наименование материала: Статья Тема: Из опыта работы. Педагогическая статья на тему: "Развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста" Раздел: дошкольное образование
Из опыта работы.
Педагогическая статья на тему: « Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного
возраста».
Автор: Смирнова Татьяна Николаевна, воспитатель ЛГ МАДОУ ДСКВ № 8 «Рябинка» г.
Лангепас, Тюменской области.
Описание
статьи: данная статья будет полезна для воспитателей детских садов,
чтобы
построить свою работу на учебный год с родителями.
Актуальность систематической работы по развитию мелкой моторики рук заключается в
том, что она ориентирована на решение значимых проблем, устранение которых может дать
максимально возможный полезный эффект в развитии ребенка.
Цель: отобрать наиболее оптимальные средства работы с детьми, способствующие развитию
мелкой моторики рук у детей младшего возраста, посредством использования пальчиковых
игротренингов.
Определены задачи:
1. Изучить научно-методическую литературу и опыт работы коллег по предупреждению
нарушений звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста с использованием
пальчиковых игротренингов.
2.
Создать
условия
(педагогические,
организационные,
информационные),
обеспечивающие
педагогическое
взаимодействие
в
работе
с
детьми
с
использованием
пальчикового игротренинга.
3. Разработать
и внедрить систему по использованию пальчиковых игротренингов для
повышения эффективности процесса предупреждения нарушений звукопроизношения у детей
младшего дошкольного возраста.
4. Способствовать вовлечению педагогов и родителей в педагогическое сотрудничество по
данной проблеме.
Работа
по
развитию
мелкой
моторики
рук
выдвигает
необходимость
создания
определенной
развивающей
среды,
стимулирующей
детей
к
определенным
действиям,
направленным на развитие тонких движений пальцев.
Работу по созданию условий способствующих развитию мелкой моторики рук, начала с
оборудования предметно-развивающей среды. В группе подготовлен материал для манипуляции
с
предметами,
который
способствует
развитию
мелкой
моторики.
Упражнения
с
ними
разнообразны:
застегивание
и
расстегивание
пуговиц,
шнуровка,
завязывание
бантиков,
нанизывание
бусин
на
шнурок,
работа
с
мозаикой,
конструктором,
перебирание
счетных
палочек, игра с клубочками ниток и др. Кроме традиционных застежек, шнуровок, мозаик я
подобрала для использования в работе с детьми следующие пособия:
- мячи (каучуковые, колючие, рифленые, вязаные, набитые горохом);
- пробки от пластиковых бутылок (парами – как «башмачки» для пальцев; просверленные
посередине – для нанизывания бус);
- веревки для завязывания узлов и с уже завязанными узлами – для перебирания узлов
пальцами;
- прищепки бельевые – для развития координации движения пальцев рук, проведения
самомассажа пальцев;
- кистевые эспандеры – для развития мышечной силы кисти;
- щетки для волос, коврики типа «травка» - для массажа и самомассажа ладоней;
- «пальцеходы» - для развития дифференцированных движений пальцев рук;
- игрушки типа копилок для попадания в прорезь мелкими предметами;
- игрушки из «киндер-сюрпризов» - для вытаскивания из «сухих бассейнов»;
-
моталки
–
веревки
с
ручками
на
концах,
привязанные
к
центру,
для
выработки
координации вращательных движений;
- грецкие орехи – для самомассажа кистей (игры типа китайских шаров).
Построение системы работы с детьми основывалось на результатах педагогического
обследования детей, их возрастных и индивидуальных особенностях. Мною были определены
основные задачи развития мелкой моторики рук, к ним относятся:
- ослабление напряжения в мышцах кистей и пальцев рук,
- развитие кинестетических ощущений, умение расслаблять и напрягать мышцы кистей и
пальцев рук,
- формирование умения удерживать статическую позу, переключаться с одной позиции на
другую,
- развитие силы мышц кистей и пальцев рук, дифференцированных движений,
-
динамической
координации
(координированной
работы
–
одновременной
и
последовательной, одинаковой и противоположной) кистей обеих рук,
- развитие зрительно-моторной координации.
Развивающая работа с детьми строилась с соблюдением следующих принципов:
- игровая мотивация; от простого к сложному; выполнение упражнений сначала ведущей
рукой затем изолированно другой рукой, затем одновременно синхронно, затем одновременно
асинхронно; учет трех составляющих движения: сжатия, растяжения и расслабления; учет
индивидуального темпа детей; задания разного уровня сложности: по подражанию, образцу,
речевой инструкции;
использование аутокоманд (ребенок проговаривает все, в том числе
помогает себе командами).
Вся система работы по развитию мелкой моторики рук реализовывалась поэтапно. Были
выделены следующие средства: упражнения, в которых движения сочетаются с речью; массаж
(самомассаж);
упражнения
на
развитие
тактильной
и
кинестетической
чувствительности
пальцев и кистей рук; кинезеологические упражнения; упражнения со счетными палочками;
пальчиковые игры и упражнения.
Первый
этап
работы
с
детьми
представлен
упражнениями,
в
которых
движения
сочетаются с речью. Весь материал, в котором предполагаются движения, я даю в стихах, так
как
стихи
дают
возможность
войти
в
ритм
движения.
Проговаривание,
оречевление
деятельности дает больший эффект (включаются и слуховой, и речевой, и кинестетический
анализаторы).
Ритм
речи,
особенно
ритм
стихов,
способствует
развитию
координации
и
произвольной моторики. Кроме того, с помощью стихотворений, вырабатывается правильный
ритм дыхания, развивается речеслуховая память.
Большое значение имеет использование различных техник массажа и самомассажа кистей
и пальцев рук. Данный тренинг хорошо проводить не только с детьми, имеющими проблемы со
здоровьем, но и с «непроблематичными» малышами. Самомассаж – один из видов пассивной
гимнастики,
оказывающей
тонизирующее
воздействие
на
центральную
нервную
систему,
улучшающей
функции
рецепторов,
проводящих
путей.
Он
необходим
для
улучшения
координации произвольных движений, восстановления ослабленных мышц, снятия излишнего
напряжения.
Самомассаж и массаж проводила 2 раза в день: в утренние часы перед занятиями и по 3 –
5 минут во второй половине дня. При этом использовала от 3 до 5 упражнений, между
которыми проводила упражнения на расслабление мышц рук, такие как «Погладь котенка»,
«Погладь, как мама», «Маляры», «Качели» и др.
Для массажа и самомассажа использовала
различные
приспособления
и
мелкие
предметы:
массажные
щетки
(«ёжики»),
маленький
каучуковый или теннисный мячик, грецкий орех, карандаши, колючие колечки и др. Во время
работы с ними учитывала следующее требование: руки ребенка должны быть чистыми, без
царапин
или
других
повреждений.
На
начальном
этапе
все
новые
упражнения,
которые
показывала, побуждала копировать.
Для развития тактильной и кинестетической чувствительности пальцев и кистей рук
весьма эффективно использование в работе пальчикового бассейна – небольшой таз с крышкой,
наполненный сыпучим материалом с необычной текстурой. Это могут быть манная и гречневая
крупа,
пшеничные
хлопья,
фасоль.
Для
игры
«Угадай,
кто
в
бассейне
спрятался?»
в
таз
помещала игрушки или мелкие предметы, которые дети находили на ощупь и называли их. Для
формирования
тактильной
памяти
использовала
игру
«Угадай,
какой,
какая?»:
в
бассейн
помещала игрушки из различного материала (по одной), разложив такие же на столе. Опуская
руку в бассейн, ребенок ощупывает игрушку, затем находит такую же на столе и называет какая
она по форме, величине и т.д.
Кинезеологические
упражнения
также
являются
одним
из
составляющих
элементов
работы по развитию мелкой моторики рук. Кинезеология – наука о развитии умственных
способностей
через
определенные
двигательные
упражнения.
Детям
данного
возраста
предлагались следующие упражнения: «Оладушки», «Кулак – ладонь», Перебор пальцев –
поочередное соединение всех пальцев с большим пальцем.
Каждое
новое
упражнение
сначала
разучивали
одной
(ведущей)
рукой.
После
достаточного
освоения
переходила
к
обучению
другой
рукой,
и
только
после
того,
как
упражнение
освоено
до
автоматизма,
отрабатывали
его
одновременно
двумя
руками,
постепенно убыстряя темп.
Наряду с пальчиковыми играми и упражнениями в работе с дошкольниками я использую
счетные
палочки.
Упражнения
со
счетными
палочками
проводила
со
стихотворным
сопровождением. При этом у ребенка возникает не только зрительный образ предмета, но и
слуховой. Например: четыре палочки сложил и вот квадратик получил; в руки я флажок возьму
и на праздник с ним пойду; машина по улицам мчится, из-под колес пыль клубится и др.
По
мере
накопления
у
детей
освоенных
упражнений
переходили
к
гимнастике
для
пальчиков, используя стихотворное сопровождение. Работа с пальчиками осуществляется и в
разных режимных моментах. Во время умывания, одевания простые движения пальцев рук
сопровождались потешками, песенками. Ритуал утреннего приветствия начинался с потешек.
Перед обедом детям очень нравится показывать «театр в руке» (дети сопровождают текст
движениями руки и пальцев).
На прогулке в теплое время года после наблюдения за живыми и неживыми объектами
детям предлагаю с помощью пальцев рук изобразить: дом, скворечник, кошку, собаку, дерево и
др. В ходе прогулки использую пальчиковые упражнения.
В зачине подвижной игры или в ходе игры, например, в игре «Дельфин и рыбки» дети на
каждую строчку зачина выполняют движения руками. В подвижной игре «Ловля обезьян» при
помощи пальцев дети изображают обезьяну.
При
организации
свободной
деятельности
детям
предлагались
игры
«Собери
бусы»,
«Шнуровки», «Застежки», разнообразные мозаики, мелкий конструктор и др.
С
большим
увлечением
дошкольники
выполняют
двигательные
упражнения
с
использованием нетрадиционного материала. Такие задания превращаются в занимательную
игру: «пальчики-музыканты», «пальчики-фокусники», «пальчики-путешественники» и др.
Интерес и яркий эмоциональный настрой вызывают у детей пальчиковые игры на бумаге.
Оказывается, можно рисовать не только кисточкой, но и пальчиками, косточками, камешками,
ракушками, пуговицами, веревочками. Волшебные превращения этих материалов радуют детей.
Работу по развитию мелкой моторики осуществляла и на занятиях по продуктивным
видам деятельности. Например, на занятиях по конструированию – выполнение действий,
связанных
с
обследованием
предмета;
на
занятиях
по
рисованию,
лепке
–
пальчиковая
гимнастика для подготовки руки к работе (умение держать карандаш – правильное положение
пальцев относительно карандаша, регулировать силу нажима, лепка мелких деталей и др.).
Особое внимание уделяла правильному положению кисти руки, точности переключения с
одной позиции на другую, дифференцированности движений пальцев рук, их синхронности или
последовательности,
полному
расслаблению
пальцев
и
кистей
рук
при
выполнении
соответствующих упражнений.
Таким
образом,
целенаправленное
систематическое
и
поэтапное
развитие
мелкой
моторики пальцев и кистей рук у детей младшего дошкольного возраста на начальном этапе
работы повышает работоспособность за счет тонизирующего воздействия на кору больших
полушарий; одновременно с развитием тонких дифференцированных движений пальцев рук
становится более подвижным артикуляционный аппарат; улучшается речедвигательная функция
организма.
Эффективность проводимой работы подтвердили результаты промежуточного обследования
детей.
Использование
педагогами
моего
опыта
работы
по
использованию
пальчикового
игротренинга
по
развитию
мелкой
моторикирук
у
детей
младшего
дошкольного
возраста
поможет
обогатить
деятельность
воспитанников
новым
содержанием,
поможет
ребенку
самостоятельно обслуживать себя, выражать себя через творчество – игру, пластику, будет
способствовать повышению самооценки ребенка, даст возможность приобрести социальный
опыт.