Автор: Манько Галина Викторовна Должность: учитель технологии Учебное заведение: МБОУ СШ № 16 Населённый пункт: город Новый Уренгой, ЯНАО Наименование материала: методическая разработка Тема: КТД "Город мастеров" Раздел: дополнительное образование
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «КТД ГОРОД МАСТЕРОВ»
Манько Галина Викторовна, МБОУ СОШ № 16 города Новый Уренгой, учитель технологии, ЯНАО Тюменская область
Предмет (направленность): технология.
Возраст детей: 6е – 7е классы.
Место проведения: вне класса.
I.Цели и задачи проекта.
- Сформировать представление о русской народной кукле;
- приобщать учащихся к народному творчеству, познакомить с обрядовым значением кукол – оберегов;
- изучить богатое наследие культурных традиций русского народа;
- научить изготавливать куклу - оберег и оформлять ее;
-
воспитывать
бережное
отношение
к
русской
старине,
традициям
своего
народа,
а
так
же
стимулировать желание продолжать эти традиции в своей жизни.
II. Обоснование темы проекта.
На
ставшем
уже
ежегодном
общешкольном
коллективном
творческом
мероприятии,
решено
предложить учащимся изготовить куклу – сувенир.
III. Подготовительная работа.
Учителями технологии и изобразительного искусства подготовлены технологические карты, из ДВП
изготовлены заготовки в виде круга для оформления лица куклы, их необходимо загрунтовать белилами.
Возраст участников мероприятия: 12 – 14 лет (6, 7 класс)
Участники делятся на команды, в которых должны быть и мальчики и девочки.
Поэтапно учащиеся выполняют работу на верстаках (мальчики), за швейными машинами (девочки),
если этого требует технология выполнения изделия или за рабочими местами. Работа выполняется на
время, конечно же учитывается и качество выполненной работы.
IV. Ход мероприятия
Русские куклы - обереги.
(На экране проходит презентация)
Почему у народной куклы нет лица? Традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило,
не обозначалось, оставалось белым. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным,
недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она
должна
была
принести
ему
благополучие,
здоровье,
радость.
Это
было
чудо:
из
нескольких
тряпочек, без рук, без ног, без обозначенного лица передавался характер куклы. Кукла была
многолика, она могла смеяться и плакать.
Куклы-обереги
В глубокой древности у кукол было другое предназначение, она была человеку защитой от болезней,
несчастий, злых духов. Кукла берегла человека, ее так и называли: оберег или берегиня. Как правило,
самыми охранными были куклы, выполненные без иглы и ножниц. Ткань старались при изготовлении кукол
не резать, а рвать (иногда кукол так и называли — "рванки").
Ещё до рождения ребёнка делали куколку и укладывали в колыбельку, чтобы кукла "обогрела" её
для будущего малыша. Когда малыш появлялся на свет, кукла и тогда не расставалась с ним. Чтобы
малыш крепко и спокойно спал, приговаривала мать: "Сонница- бессонница, не играй с моим
дитятком, а играй с этой куколкой". Кукла отвлекала на себя злые духи, оберегая ребёночка.
Тряпичную куклу-берегиню, сделанную своими руками, мать дарила дочери перед свадьбой,
благословляя её на замужество. Обереги давали сыну, который отправлялся на службу в армию,
мужу — в дорогу. В крестьянских семьях кукол было много, их не разбрасывали, ими дорожили, их
берегли. Крестьяне считали, что чем больше кукол, тем больше в семье счастья.
Десятиручка — кукла , предназначенная молодухе (девушке, недавно вышедшей замуж). Такую
куклу часто дарили невесте на свадьбу, чтобы она всё успевала, и всё у неё в семье ладилось.
Традиционно эту куклу делали из травы, соломы, лыка и красиво оформляли.
Это обрядовая
многорукая кукла "Десятиручка". Ее делали из лыка или соломы 14 октября на Покров, когда
садились за рукоделие. В изготовлении используются нитки красного цвета, который является
обережным. На низ сарафана вкруговую привязывается обязательно 9 красных ниточек-бантов.
Куколка
предназначалась
для
помощи
девушкам,
готовящим
свое
приданое,
и
женщинам
в
разных
делах,
таких
как
ткачество,
шитье,
вышивка,
вязание
и
т.д.
Традиционно
после
изготовления она почти сразу же сжигалась.
Кукла "Купавка" . На праздник Ивана Купалы делали на крестообразной основе куклу Купавку,
наряжали
в
женские
одежды
(рубаху,
сарафан,
пояс).
На
руки
Купавки
вешали
ленточки
—
заветные девичьи желания, потом их отправляли плыть по реке. Ленточки, плывущие по реке,
забирали с собой несчастья и невзгоды.
Кукла-Стригушка была связана с богатым урожаем. Стригушки делали из соломы, лыка, отходов
льнопроизводства. Иногда ее одевали, но иногда ее украшали цветными шерстяными нитками.
Соломенные куклы, сделанные из первого «именного» снопа, считались священными.
В южных губерниях России существовала кукла — оберег жилища, называемая "День и Ночь" (она
относится к двуликим или парным куклам). Куклы "День и Ночь" - куклы-обереги жилища. Куколки
оберегают смену дня и ночи, порядок в мире. Днем выставляют вперед светлую, а ночью –
темную. Куколка "День" - молодая, живая, подвижная, работящая и веселая. Она - хозяйка дня и
следит, чтобы в будни дни люди работали, трудились, в праздники веселились, пели, плясали,
играли, чтобы днем светило солнышко. Куколка следит за жизнью людей при свете дня, оберегает
день. Чтобы день не зря прошел, а с толком. Тогда и куколка довольна, и у людей все ладно.
Куколка "Ночь" - мудрая, задумчивая, спокойная, она хозяйка ночи. Ночь - волшебница. Она
меняет и вещи и людей. Она несет другой мир. Ночью все таинственно. Все привычное без
солнечного
света
становится
неузнаваемым.
И
люди
становятся
другие.
Более
откровенные,
открытые. Самые душевные разговоры за полночь затягиваются. Но главное, ночью люди спят.
Ночь следит, чтобы все угомонились и легли спать, отдыхать от дневных дел, набираться сил. Она
дарит сон и оберегает его. Как правило, её делали под Новый год. Она была изготовлена из тканей
темных и светлых тонов. Светлая ткань символизировала день, а темная ткань—ночь. Рано утром,
ежедневно её поворачивали светлой стороной (на день), а вечером- темной (на ночь). Говорили:
«День прошел и слава Богу, пусть так же пройдет и ночь».
Важным моментом в жизни человека является свадьба. На этот случай существовала специальная
обрядовая кукла «Парочка», иногда такую куклу называли «Неразлучники» . У женской и мужской
фигуры общая рука — символ крепкого брачного союза. Свадебную «Парочку» изготавливали из
трех красных лоскутов одного размера. Куклу дарили молодым на свадьбе, закрепленную на
полотенце.
Когда
рождался
в
молодой
семье
первый
ребенок,
полотенцем
начинали
пользоваться, а куклу давали ребенку или хранили всю жизнь как оберег семьи и брака.
Зернушка — кукла , которая символизировала достаток в доме, была своего рода оберегом семьи.
Иногда
ее
называли
«зерновка»
или «крупеничка» . Делали эту куклу после сбора урожая. В
основе этой куклы - мешочек, наполненный зерном. Также эту куклу могла делать женщина, чтобы
у неё были дети. Эта кукла символизировала достаток, благополучие в семье. Бытовала в районах,
где выращивали злаковые культуры. Это главная кукла в семье. Первые горсти при посеве зерна
брали из мешочка, сшитого в образе этой куколки. Зерно в ней символизировало сбереженные
силы Кормилицы Земли. После уборочной страды куколку вновь наполняли отборным зерном уже
нового урожая. Ее наряжали и бережно хранили на видном месте в красном углу. Верили, что
только тогда следующий год будет сытым и будет достаток в семье. В голодное время брали крупу
из куколки и варили из нее кашу. Считалось, что эта каша передает силы Матери Земли. Входящий
в избу гость мог по куколке определить, сытно ли живет семья. Если куколка была худа, значит в
семье беда… И сегодня эта куколка поможет Вам иметь достаток в доме.
Домашняя
Масленица. В масленичную неделю такую куклу вывешивали за окно. Это было
знаком того, что теща ждала зятя, и дочь в гости на блины. Чаще всего таких кукол изготавливали
из
соломы
и
лыка.
Лицо
обтягивали
льняной
тканью
и
одевали
в
традиционный
наряд.
Предлагаем повесить куколку на видное место в комнате, где женщина проводит время в работе.
Кукла
"Спиридон-Солнцеворот"
Присказка:
"Спиридон-Солнцеворот
колесо
в
руках
несет".
Праздник Спиридона - это праздник зимнего и летнего солнцестояния, праздник нарождающегося
или уходящего солнца. Он проходил с участием в обрядах этой куклы. На празднике отправляли
обряды,
посвященные
солнцу.
Скатывали
с
горы
колесо
и
сжигали
его
вместе
с
другими
символами солнца, приговаривали: "Колесо, гори, катись, с весною красною вернись!".В конце
праздника куколку сжигали без одежды, одежду прибирали для следующей куколки. Сжигали со
старьем, имеющим круглую форму, будто куколка должна была забрать все старое и негодное от
людей и высвободить силы для новой жизни. 25 декабря к Ивану Грозному приходил вестник и
сообщал, что день прибавляется. Царь встречал его как дорогого гостя, радовался, обнимал его и
давал ему золотой целковый. А 22 июня, когда вестник сообщал, что день убывает, царь гневался
и раздавал вестнику и всем, кто попадался под его царскую руку, тумаки и на целый день запирал
вестника
в
темнице.
Эту
лыковую
куклу
изготавливали,
чтобы
вызвать
в
жизни
желаемые
перемены. Спиридон поворотом колеса может полностью изменить Вашу жизнь, направив ее в
нужную сторону.
Кукла
"Коза".
Коза и медведь - непременные участники святочного рождественского обхода
дворов, ряжения, так как эти животные у славян издавна связаны с культом плодородия. Коза
была символом жизненной силы, и эту силу она должна была принести хозяину избы и его земле,
полю, чтобы лучше родился хлеб. Козу обычно изображал кто-то из парней. На него надевали
тулуп, вывернутый мехом наружу, лицо мазали сажей, на голову надевали любую шапку,
к
которой прикрепляли рога из соломы. Парень-"коза" садился верхом на дугу - так его и возили
колядовщики из избы в избу. При этом коза плясала, а ее свита пела.
В некоторых губерниях
бытовала кукла Коза, которая имела те же функции, что и переодетый, в козу колядовщик. В ее
основе - деревянная крестовина, а морда, рога и борода - из лыка или соломы. Одета была Коза
в
специальное
яркое
платье,
поверх
которого
крепились
обрядовые
предметы:
дудочки,
шарманки,
бубны,
подковы
в
подарок
на
счастье,
колокольчики,
бубенцы,деревянные
бусы,
серьги, мешочки с подарками, венки благополучия с маленькими красными мешочками с зернами
злаковых, деревянная колодка в подарок холостяку, как напоминание необходимости жениться
"Кубышка-Травница»
Чтобы
воздух
в
избе
был
чистый,
изготавливали
полезную
куколку
"Кубышку-Травницу". Подвешивали ее там, где воздух застаивался или над колыбелью ребенка.
Эта
кукла
наполнена
душистой
лекарственной
травой.
Куколку
необходимо
помять
в
руках,
пошевелить, и по комнате разнесется травяной дух, который отгонит духов болезни. Через 2 года
траву в куколке необходимо поменять. Именно так поступали наши предки.Кубышка-Травница до
сих
пор
следит
за
тем,
чтобы
болезнь
не
проникла
в
дом.
От
нее
исходит
теплота,
как
от
заботливой хозяйки. Она и защитница от злых духов болезни, и добрая утешница
Кукла
"Коляда" . С Колядой проходили все рождественские колядки. Эта кукла - символ солнца и
добрых отношений в семье. Она представляла собой дородную женщину, одетую во все новое и
нарядное.
От
ее
имени
колядующие
желали
счастья
и
благополучия.
Пели
радостные,
прославляющие хозяев песни. В некоторых местностях колядки заканчивались возле костра с
пожеланиями блага себе и близким и сжиганием Коляды. С ее приходом в доме поселится
счастье, мир и согласие между членами семьи. Кукла Коляда изготавливается из спила дерева. В
мешочках, подвешенных к поясу, находятся хлеб и соль. За пояс заткнут веник, которым Коляда
отгоняет нечистую силу.
Кукла
"Колокольчик".
Кукла Колокольчик - куколка добрых вестей. Родина куколки - Валдай.
Оттуда и пошли валдайские колокольчики. Звон колокола оберегал людей от чумы и других
страшных болезней. Колокольчик звенел под дугой на всех праздничных тройках. Колокольчик
имеет куполообразную форму, а сверху напоминает солнышко. У куколки три юбки. У человека
тоже три царства. Медное, серебряное, золотое. И счастье складывается тоже из трех частей. Если
телу хорошо, душе радостно, дух спокоен, то человек вполне счастлив. Эта куколка веселая,
задорная, приносит в дом радость и веселье. Оберег хорошего настроения. Даря Колокольчик,
человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное
и веселое настроение.
Кукла
"Капустка" Не зря говорят, что в капусте детей находят. Делала эту куколку девушка, когда
набирала охоту и силу выходить замуж, продолжать род, рожать детей. Ставила ее на окошко, и
парни знали - можно сватов засылать.
Такую куклу делали в разных местах России. У вепсов,
живущих на Волге, она называется Кормилка, Капустка, а у нас, в Сибири, - Рожаница. Она несет в
себе образ матери-кормилицы. Ее большая грудь символизирует способность прокормить всех.
Кукла
"Девка-Баба" В народе называют ее Перевертыш, Вертушка. Ее вполне можно назвать
куклой кукол, потому что она содержит в себе 2 головы, 4 руки, 2 юбки. Секрет в том, что когда
видна одна часть куклы, например,
девка,
то вторая, баба, скрыта под юбкой; если куклу
перевернуть, то баба откроется, а девка скроется. Девка - это красота, птичка, которая улетит из
родительского дома, беззаботная, веселая, играет на улице. А баба - хозяйственная, степенная, у
нее все заботы о доме и семье, она не бежит на улицу, у нее другое состояние. Она больше глядит
в себя и оберегает свой дом.Кукла Девка-Баба отражает 2 сущности женщины: она может быть
открытой для мира и дарить красоту и радость, и может быть обращена к себе, к будущему
ребенку, и беречь покой.
Кукла "Веснянка». Во многих русских сказках встречаются куколки, которым герои доверяют свои
горести и радости, делятся своими мыслями. И маленькие куклы-помощницы не оставляют в беде
своих хозяев.
Веснянка - это веселая, задорная кукла, которую делали молодые девушки на
приход весны. Традиционно она очень яркая, с волосами необычного цвета. Таких кукол девушки
дарили друг другу. Веснянка является оберегом молодости и красоты. Подарив такую куколку
мужчине, Вы желаете ему долго оставаться молодым и жизнерадостным, женщине - всегда быть
обаятельной и привлекательно
Кукла
"Солнечный
конь».
Во
многих
русских
сказках
встречаются
куколки,
которым
герои
доверяют свои горести и радости, делятся своими мыслями. И маленькие куклы-помощницы не
оставляют в беде своих хозяев.Конь - друг и спутник человека в жизни. Он является проводником
человеческих душ в этот мир. В давние времена многое в жизни людей зависело от лошади. Без
этого
животного
не
могла
обойтись
ни
посевная,
ни
поездка,
ни
свадьба.
Всюду
человека
сопровождал верный конь. С тех времен сохранилось выражение "быть на коне", означающее
успех и удачу.Поселите Солнечного коня у Вас дома, и он принесет счастье и удачу.
Кукла"Симеон - Столпник". Так же имеет название Симеон - Летопроводец, Ромеол - Столпник. C
середины 14 века и до 1700 г. 14 сентября на Руси отмечали Новый Год или Новолетие. В это время
начиналось бабье лето, чествовали краснеющую рябину, праздновали Рябинкины именины. На
этом празднике поздравляли детей и матерей, мужики пили пиво. Проводился обряд похорон мух
и
тараканов.
Этот
обряд
сам
по
себе
довольно
странный
и
смешной.
Его
происхождение
объясняется тем, что с наступлением осени эти насекомые сами по себе гибли от холода. Для
обряда
девушки
и
молодые
женщины
делали
из
свеклы
и
редьки
коробки
или
гробики
и
хоронили мух, а в щепах хоронили тараканов и притворно плакали, разодетые как можно лучше.
Это служило хорошим поводом молодым людям высматривать невест и засылать сватов. По
своему содержанию обычай этот несколько напоминает древнее русское почитание Белобога. Он
представлялся обыкновенно в окровавленном виде, покрытый весь мухами и насекомыми, и
относился вообще к божествам добрым.
На площади, где шло гуляние, вкапывали столб, на
верхушке которого прочно крепили Симеона-Столпника. Парни состязались в ловкости. Залезали
на столб и пробовали снять куклака. Кому это удавалось - доставалось всеобщее уважение и почет.
Так же с этим днем связан не менее важный обряд - так называемые "Постриги" и "Сажение на
коня" при переходе из младенчества в четвертом году жизни. О нем весьма часто упоминают
наши
летописи.
Ко
дню
Симеона-Летопроводца
заканчивались
основные
полевые
работы
и
начиналась пора свадеб. Кукла Симеон делалась к уборке урожая. В его руках цеп для молотьбы.
Симеон добавляет мужчинам силы.
Кукла
"Толстушка
-
Костромушка" Толстушка - Костромушка (Женская суть) - это оберег от
одиночества. Его задачей было вернуть плодородие женщине, приманить душу ребенка. Если в
течение года после замужества женщина не беременела, делали куколку и выставляли ее на
видное со стороны дверей место. Шила ее родственница по женской линии: сестра, крестная, мать
или бабушка. Когда в доме появлялся ребенок, куколку уносили на женскую половину и прятали.
Толстушка
-
Костромушка
несла
в
себе
образ
девочки,
в
которой
сочеталось
одновременно
несколько возрастов: 8-9 лет - девочка-нянька, 10-12 лет - девочка-подросток. От няньки у куколки
пухлые щечки, фигура, а от подростка - формирующаяся грудь. С одной стороны, она и водиться
умеет, с другой, может быть советчицей своим младшим сестрам и братьям. Она как-будто
говорит: "Все у меня хорошо, вот только братика или сестренки мне не хватает!".
Сказка о Крупеничке
У воеводы Всеслава была единственная дочь, по имени Крупеничка. Шел год за годом, и из русой
девочки с голубыми глазами обратилась Крупеничка в редкостную красавицу. Стали подумывать
родители, за кого ее отдать замуж. Выдавать дочку а чужую сторону они и думать не хотели и
выбирали такого зятя, чтобы жить всем вместе и никогда не расставаться с Крупеничкой. Слава о
дивной красавице далеко разносилась вокруг, и Всеслав этим очень гордился. Но старая мамушка
Варварушка
боялась
такой
славы
и
всегда
сердилась,
когда
ее
расспрашивали
о
красоте
Крупенички.
-Никакой красавицы у нас нету! - ворчала она.- Вон у соседей - у тех, правда, красавицы дочери.
А у нас - девица как девица: таких везде много, как наша. А сама налюбоваться и наглядеться не
могла на свою Крупеничку. Знала, что красивей ее никого нет; и красивее нет, и добрей, и милей
нету. Старые и молодые, бедные и богатые, свои и чужие - все любили Крупеничку за ее доброе
сердце.
В народе даже песенка про нее сложилась:
Крупеничка, красная девица,
Голубка ты наша, радость - сердце,
Живи, цвети, молодейся,
Будь всем добрым людям на радость!
Летела,
летела
слава
о
красоте
Крупенички
и
долетела
до
басурманского
становища,
до
военачальника Талантая.
- Гой вы, храбрые воины, удалые наездники! Покажите-ка мне, что за красавица такая дочка
воеводы Всеслава, Крупеничка!-сказал Талантай.
- Не годится ли она в жены нашему хану?
Сели на коней три наездника, надели на себя халаты: один надел халат зеленый, точно трава;
другой
серый,
точно
дорога
лесная,
третий
-
коричневый,
как
сосновый
ствол.
Прищурили
наездники
хитрые
глаза,
улыбнулись
друг
другу
одними
уголками
губ,
задорно
встряхнули
бритыми головами в мохнатых шапках и поехали, поскакали с молодецкими покриками. А через
несколько дней вернулись и привезли с собой Талантаю, для хана своего, подарок; дивную
красавицу Крупеничку. Шла она с мамушкой Варварушкой купаться в озере, а в лесу, как нарочно,
ягодка за ягодкой - спелая земляника так и заманивает глубже в чащу. А мамушка все рассказывает
ей про одолень-траву, что растет белыми звездами среди озера; надобно собрать этой одолень-
травы и в пояс зашить, и тогда с человеком никакой беды не случится; одолень-трава всякую беду
отведет. И вскрикнуть обе не успели, как поднялась вдруг перед ними столбом серая пыль с
тропинки, с одной стороны сорвался с места сосновый пень лесной и бросился им под ноги, а с
другой стороны прыгнул на них зеленый куст. Подхватили они Крупеничку- и тут только увидела
мамушка Варварушка, что это был за куст зеленый. Вцепилась она в него что было силы, го хитро
извернулся басурман и выскользнул из своей одежды. Варварушка так и повалилась на землю с
зеленым халатом в руках. А что было дальше, она не знала, не ведала, точно затмился с горя ее
рассудок. Сидит она целыми днями на берегу озера, глядит на простор воды да все приговаривает:
-Одолень-трава! Одолей ты мне горы высокие, долы низкие, озера синие, берега крутые, леса
дремучие, дай ты мне, одолень-трава, увидеть мою милую Крупеничку!
Сидела она так-то над озером да горевала и плакала, как вдруг подошел к ней прохожий старичок
- низенький, тощенький, с белой бородкой, с сумочкой за плечами - и говорит Варварушке:
- Иду я в дальнюю сторону басурманскую. Не снести ль кому от тебя поклон?
Посмотрела на него Варварушка и спрашивает:
-А кто ты таков, добрый человек? Как тебя зовут?
- А зовут меня Одолень-трава.
Обрадовалась
Варварушка,
бросилась
с
плачем
к
старичку
в
ноги
и
опять
заголосила,
как
безумная:
- Одолень-трава! Одолей ты злых людей: лихо бы на нас не думали, дурно бы нам не делали.
Верни, старичок, мне мою Крупеничку!
Выслушал ее старичок и ласково ответил:
-Коли так, будь же ты мне в дороге верной спутницей, в трудах - помощницей!
Так сказал он мамушке и взмахнул рукавом над ее головою. И тот час Варварушка обратилась в
дорожный посох. С ним и пошел старичок в путь- дорогу. Где гора крута, посошок ему опорой
служит, где чаща густа - он кусты раздвигает, где собаки злы - он их отгоняет. Шел, шел старичок и
пришел в басурманское становище, где жил Талантай и где снаряжали в ту пору караван для
отсылки хану драгоценных подарков. Отсылали золото, меха. Камни самоцветные и снаряжали в
дальний путь красавиц невольниц. Среди них была и Крупеничка. Остановился старичок у дороги
по которой должен был идти караван, развернул свой узелок и начал раскладывать будто для
продажи разные сладости - тут у него и мед, и пряники, и орехи. Огляделся он по сторонам - нет
ли кого, поднял над головой и бросил оземь свой посох дорожный; потом взмахнул над ним
рукавом - и вместо посоха поднялась с травы и стоит перед ним мамушка Варварушка.
-Ну, теперь, мамушка, не зевай! - говорит ей старичок, - Гляди во все глаза на дорогу: на нее скоро
упадет малое зернышко. Как упадет, бери его скорей, зажимай в руке и береги, покуда домой не
вернемся. Смотри не потеряй зернышка, коль мила тебе твоя Крупеничка.
Вот и тронулся караван из становища; проходит он по дороге мимо старичка, а тот на лужайке
сидит, разложил вокруг себя сласти и приветливо покрикивает.
-Кушайте, красавицы, соты медовые, пряники душистые, орехи каленые!
И мамушка Варварушка ему поддакивает:
-Кушайте, красавицы: веселее будете, румянее станете!
Увидели басурманы - велели сейчас же сластями красавиц попотчевать. И старики понесли им
свое угощение:
-Кушайте, кушайте на здоровье!
Обступили
их
девушки;
одни
посмеиваются,
другие,
молча
глядят,
третьи
печалятся,
отворачиваются.
-Кушайте, девицы! Кушайте, красавицы!
Еще издали завидела Крупеничка свою мамушку Варварушку. Сердце у нее из груди и запрыгало, а
лицо побелело. Чувствует она, что неспроста пришла сюда старуха и неспроста не признает ее, а
идет к ней словно чужая; не здоровается, не кланяется, идет прямо на нее, во все глаза глядит и
только громким голосом твердит одно и тоже:
-Кушайте, милые, кушайте!
Старичок тоже покрикивает, а сам во все стороны раздает кому орехов, кому меду, кому пряников.
И всем стало вдруг весело. Подошел старичок поближе к Крупеничке да как выбросит в воздух в
левую сторону от нее у всех над головами целую горсть гостинцев, да еще горсть, .. Кинулись
девушки
ловить
да
подбирать
гостинцы,
а
он
взмахнул
рукавом
над
Крупеничкой
вправую
сторону- и Крупенички не стало. Только упало вместо нее на дорогу малое гречишное зернышко.
Бросилась за ним мамушка Варварушка, схватила зернышко в руку и зажала крепко-накрепко, а
старичок махнул и над нею рукавом- вместо Варварушки поднял с земли дорожный посох.
-Кушайте, красавицы, кушайте на здоровье!..
Роздал он поскорее все остатки, встряхнул пустым мешочком, поклонился всем на прощание и
пошел
потихоньку
своим
путем,
опираясь
на
посох.
Басурманы
ему
еще
воловий
пузырь
с
кумысом на дорогу дали. Никто и не заметил, что невольниц стало на одну меньше. Долго ли
коротко ли, возвратился благополучно старичок на тот самый берег, где повстречался с мамушкой
Варварушкой, где вдоль по озеру раскинулись зеленые широкие листья, и белыми звездами на
воде цвела одолень-трава. Кинул он оземь свой посох дорожный - и перед ним опять стоит
мамушка варварушка: правая рука в кулачок зажата и к сердцу приложена- не оторвешь.
Спросил ее старичок:
-Укажи мне, где здесь у вас поле, никогда не паханное, где земля никогда не сеянная?
-А вот тут около озера, - отвечает Варварушка, - поляна никогда не пахана, земля никогда не сеяна;
цветет она, чем сама засеется.
Взял тогда старичок из руку не гречишное зернышко, бросил его на землю несеяную и сказал:
- Крупеничка, красная девица, живи, цвети, молодейся добрым людям на радость! А ты, греча,
выцветай, созревай, завивайся- будь ты всем людям на угоду!
Проговорил - и исчез старичок, как будто никогда его здесь не было. Глядит мамушка Варварушка,
протирает глаза, будто спросонья, и видит перед собой Крупеничку, красавицу свою ненаглядную,
живую и здоровую. А там, где упало малое зернышко, зазеленело не виданное доселе растение, и
развело оно по всей стране цветистую душистую гречу, про которую и теперь, когда ее сеют, поют
старинную песню:
Крупеничка, красная девица.
Кормилка ты наша, радость-сердце.
Цвети, выцветай, молодейся,
Мудрее, курчавей завивайся,
Будь всем добрым людям в угоду!
Во время посева, 13 июня, в старину всякого странника, бывало угощали кашей досыта.
Странники ели да похваливали и желали, чтобы посев был счастливый, чтобы гречи уродились на
полях видимо-невидимо, потому что без хлеба и без каши - ни во что и труды наши!
IV. Технология изготовления сувенирной куклы – оберега.
Ознакомившись с традиционными народными куклами – оберегами мы переходим к следующим
задачам нашего проекта:
- научить изготавливать куклу – оберег и оформлять ее.
Фотография изделия:
Характеристика используемых материалов:
Итак, для изготовления нам потребуется:
- лучше всего использовать фанеру, ленты, кружево, тесьму, краски, клей ПВА и лак для оформления
лица;
- Для выполнения проекта понадобятся следующие инструменты и оборудование:
1) ручной лобзик;
2) верстак;
3) ножницы раскройные большие;
4) ножницы маленькие;
5) набор ручных игл;
6)наждачная бумага;
7) ручная дрель;
8) сверло диаметр 6мм
Работа проходит по станциям:
1. «Лавка столяра» - изготовление основы куклы.
2. «Лавка портного» - оформление куклы текстилем.
3. «Лавка художника» - роспись лица куклы.
V. Заключительная часть.