Напоминание

КТД "Город мастеров"


Автор: Манько Галина Викторовна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ СШ № 16
Населённый пункт: город Новый Уренгой, ЯНАО
Наименование материала: методическая разработка
Тема: КТД "Город мастеров"
Раздел: дополнительное образование





Назад





ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «КТД ГОРОД МАСТЕРОВ»
Манько Галина Викторовна, МБОУ СОШ № 16 города Новый Уренгой, учитель технологии, ЯНАО Тюменская область
Предмет (направленность):
технология.
Возраст детей:
6е – 7е классы.
Место проведения:
вне класса.
I.Цели и задачи проекта.
- Сформировать представление о русской народной кукле; - приобщать учащихся к народному творчеству, познакомить с обрядовым значением кукол – оберегов; - изучить богатое наследие культурных традиций русского народа; - научить изготавливать куклу - оберег и оформлять ее; - воспитывать бережное отношение к русской старине, традициям своего народа, а так же стимулировать желание продолжать эти традиции в своей жизни.
II. Обоснование темы проекта.
На ставшем уже ежегодном общешкольном коллективном творческом мероприятии, решено предложить учащимся изготовить куклу – сувенир.
III. Подготовительная работа.
Учителями технологии и изобразительного искусства подготовлены технологические карты, из ДВП изготовлены заготовки в виде круга для оформления лица куклы, их необходимо загрунтовать белилами.
Возраст участников мероприятия:
12 – 14 лет (6, 7 класс) Участники делятся на команды, в которых должны быть и мальчики и девочки. Поэтапно учащиеся выполняют работу на верстаках (мальчики), за швейными машинами (девочки), если этого требует технология выполнения изделия или за рабочими местами. Работа выполняется на время, конечно же учитывается и качество выполненной работы.
IV. Ход мероприятия

Русские куклы - обереги.

(На экране проходит презентация)
Почему у народной куклы нет лица? Традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость. Это было чудо: из нескольких тряпочек, без рук, без ног, без обозначенного лица передавался характер куклы. Кукла была многолика, она могла смеяться и плакать.
Куклы-обереги
В глубокой древности у кукол было другое предназначение, она была человеку защитой от болезней, несчастий, злых духов. Кукла берегла человека, ее так и называли: оберег или берегиня. Как правило, самыми охранными были куклы, выполненные без иглы и ножниц. Ткань старались при изготовлении кукол не резать, а рвать (иногда кукол так и называли — "рванки"). Ещё до рождения ребёнка делали куколку и укладывали в колыбельку, чтобы кукла "обогрела" её для будущего малыша. Когда малыш появлялся на свет, кукла и тогда не расставалась с ним. Чтобы малыш крепко и спокойно спал, приговаривала мать: "Сонница- бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой". Кукла отвлекала на себя злые духи, оберегая ребёночка. Тряпичную куклу-берегиню, сделанную своими руками, мать дарила дочери перед свадьбой, благословляя её на замужество. Обереги давали сыну, который отправлялся на службу в армию, мужу — в дорогу. В крестьянских семьях кукол было много, их не разбрасывали, ими дорожили, их берегли. Крестьяне считали, что чем больше кукол, тем больше в семье счастья.
Десятиручка — кукла
, предназначенная молодухе (девушке, недавно вышедшей замуж). Такую куклу часто дарили невесте на свадьбу, чтобы она всё успевала, и всё у неё в семье ладилось. Традиционно эту куклу делали из травы, соломы, лыка и красиво оформляли. Это обрядовая многорукая кукла "Десятиручка". Ее делали из лыка или соломы 14 октября на Покров, когда садились за рукоделие. В изготовлении используются нитки красного цвета, который является
обережным. На низ сарафана вкруговую привязывается обязательно 9 красных ниточек-бантов. Куколка предназначалась для помощи девушкам, готовящим свое приданое, и женщинам в разных делах, таких как ткачество, шитье, вышивка, вязание и т.д. Традиционно после изготовления она почти сразу же сжигалась.
Кукла "Купавка"
. На праздник Ивана Купалы делали на крестообразной основе куклу Купавку, наряжали в женские одежды (рубаху, сарафан, пояс). На руки Купавки вешали ленточки — заветные девичьи желания, потом их отправляли плыть по реке. Ленточки, плывущие по реке, забирали с собой несчастья и невзгоды.
Кукла-Стригушка
была связана с богатым урожаем. Стригушки делали из соломы, лыка, отходов льнопроизводства. Иногда ее одевали, но иногда ее украшали цветными шерстяными нитками. Соломенные куклы, сделанные из первого «именного» снопа, считались священными. В южных губерниях России существовала кукла — оберег жилища, называемая
"День и Ночь"
(она относится к двуликим или парным куклам). Куклы "День и Ночь" - куклы-обереги жилища. Куколки оберегают смену дня и ночи, порядок в мире. Днем выставляют вперед светлую, а ночью – темную. Куколка "День" - молодая, живая, подвижная, работящая и веселая. Она - хозяйка дня и следит, чтобы в будни дни люди работали, трудились, в праздники веселились, пели, плясали, играли, чтобы днем светило солнышко. Куколка следит за жизнью людей при свете дня, оберегает день. Чтобы день не зря прошел, а с толком. Тогда и куколка довольна, и у людей все ладно. Куколка "Ночь" - мудрая, задумчивая, спокойная, она хозяйка ночи. Ночь - волшебница. Она меняет и вещи и людей. Она несет другой мир. Ночью все таинственно. Все привычное без солнечного света становится неузнаваемым. И люди становятся другие. Более откровенные, открытые. Самые душевные разговоры за полночь затягиваются. Но главное, ночью люди спят. Ночь следит, чтобы все угомонились и легли спать, отдыхать от дневных дел, набираться сил. Она дарит сон и оберегает его. Как правило, её делали под Новый год. Она была изготовлена из тканей темных и светлых тонов. Светлая ткань символизировала день, а темная ткань—ночь. Рано утром, ежедневно её поворачивали светлой стороной (на день), а вечером- темной (на ночь). Говорили: «День прошел и слава Богу, пусть так же пройдет и ночь». Важным моментом в жизни человека является свадьба. На этот случай существовала специальная обрядовая кукла
«Парочка»,
иногда такую куклу называли
«Неразлучники»
. У женской и мужской фигуры общая рука — символ крепкого брачного союза. Свадебную «Парочку» изготавливали из трех красных лоскутов одного размера. Куклу дарили молодым на свадьбе, закрепленную на полотенце. Когда рождался в молодой семье первый ребенок, полотенцем начинали пользоваться, а куклу давали ребенку или хранили всю жизнь как оберег семьи и брака.
Зернушка — кукла
, которая символизировала достаток в доме, была своего рода оберегом семьи. Иногда ее называли «зерновка» или
«крупеничка»
. Делали эту куклу после сбора урожая. В основе этой куклы - мешочек, наполненный зерном. Также эту куклу могла делать женщина, чтобы у неё были дети. Эта кукла символизировала достаток, благополучие в семье. Бытовала в районах, где выращивали злаковые культуры. Это главная кукла в семье. Первые горсти при посеве зерна брали из мешочка, сшитого в образе этой куколки. Зерно в ней символизировало сбереженные силы Кормилицы Земли. После уборочной страды куколку вновь наполняли отборным зерном уже нового урожая. Ее наряжали и бережно хранили на видном месте в красном углу. Верили, что только тогда следующий год будет сытым и будет достаток в семье. В голодное время брали крупу из куколки и варили из нее кашу. Считалось, что эта каша передает силы Матери Земли. Входящий
в избу гость мог по куколке определить, сытно ли живет семья. Если куколка была худа, значит в семье беда… И сегодня эта куколка поможет Вам иметь достаток в доме.
Домашняя

Масленица.
В масленичную неделю такую куклу вывешивали за окно. Это было знаком того, что теща ждала зятя, и дочь в гости на блины. Чаще всего таких кукол изготавливали из соломы и лыка. Лицо обтягивали льняной тканью и одевали в традиционный наряд. Предлагаем повесить куколку на видное место в комнате, где женщина проводит время в работе.
Кукла

"Спиридон-Солнцеворот"
Присказка: "Спиридон-Солнцеворот колесо в руках несет". Праздник Спиридона - это праздник зимнего и летнего солнцестояния, праздник нарождающегося или уходящего солнца. Он проходил с участием в обрядах этой куклы. На празднике отправляли обряды, посвященные солнцу. Скатывали с горы колесо и сжигали его вместе с другими символами солнца, приговаривали: "Колесо, гори, катись, с весною красною вернись!".В конце праздника куколку сжигали без одежды, одежду прибирали для следующей куколки. Сжигали со старьем, имеющим круглую форму, будто куколка должна была забрать все старое и негодное от людей и высвободить силы для новой жизни. 25 декабря к Ивану Грозному приходил вестник и сообщал, что день прибавляется. Царь встречал его как дорогого гостя, радовался, обнимал его и давал ему золотой целковый. А 22 июня, когда вестник сообщал, что день убывает, царь гневался и раздавал вестнику и всем, кто попадался под его царскую руку, тумаки и на целый день запирал вестника в темнице.

Эту лыковую куклу изготавливали, чтобы вызвать в жизни желаемые перемены. Спиридон поворотом колеса может полностью изменить Вашу жизнь, направив ее в нужную сторону.
Кукла

"Коза".
Коза и медведь - непременные участники святочного рождественского обхода дворов, ряжения, так как эти животные у славян издавна связаны с культом плодородия. Коза была символом жизненной силы, и эту силу она должна была принести хозяину избы и его земле, полю, чтобы лучше родился хлеб. Козу обычно изображал кто-то из парней. На него надевали тулуп, вывернутый мехом наружу, лицо мазали сажей, на голову надевали любую шапку, к которой прикрепляли рога из соломы. Парень-"коза" садился верхом на дугу - так его и возили колядовщики из избы в избу. При этом коза плясала, а ее свита пела. В некоторых губерниях бытовала кукла Коза, которая имела те же функции, что и переодетый, в козу колядовщик. В ее основе - деревянная крестовина, а морда, рога и борода - из лыка или соломы.

Одета была Коза в специальное яркое платье, поверх которого крепились обрядовые предметы: дудочки, шарманки, бубны, подковы в подарок на счастье, колокольчики, бубенцы,деревянные бусы, серьги, мешочки с подарками, венки благополучия с маленькими красными мешочками с зернами злаковых, деревянная колодка в подарок холостяку, как напоминание необходимости жениться
"Кубышка-Травница»
Чтобы воздух в избе был чистый, изготавливали полезную куколку "Кубышку-Травницу". Подвешивали ее там, где воздух застаивался или над колыбелью ребенка. Эта кукла наполнена душистой лекарственной травой. Куколку необходимо помять в руках, пошевелить, и по комнате разнесется травяной дух, который отгонит духов болезни. Через 2 года траву в куколке необходимо поменять. Именно так поступали наши предки.Кубышка-Травница до сих пор следит за тем, чтобы болезнь не проникла в дом. От нее исходит теплота, как от заботливой хозяйки. Она и защитница от злых духов болезни, и добрая утешница
Кукла

"Коляда"
. С Колядой проходили все рождественские колядки. Эта кукла - символ солнца и добрых отношений в семье. Она представляла собой дородную женщину, одетую во все новое и нарядное. От ее имени колядующие желали счастья и благополучия. Пели радостные, прославляющие хозяев песни. В некоторых местностях колядки заканчивались возле костра с
пожеланиями блага себе и близким и сжиганием Коляды. С ее приходом в доме поселится счастье, мир и согласие между членами семьи. Кукла Коляда изготавливается из спила дерева. В мешочках, подвешенных к поясу, находятся хлеб и соль. За пояс заткнут веник, которым Коляда отгоняет нечистую силу.
Кукла

"Колокольчик".
Кукла Колокольчик - куколка добрых вестей. Родина куколки - Валдай. Оттуда и пошли валдайские колокольчики. Звон колокола оберегал людей от чумы и других страшных болезней. Колокольчик звенел под дугой на всех праздничных тройках. Колокольчик имеет куполообразную форму, а сверху напоминает солнышко. У куколки три юбки. У человека тоже три царства. Медное, серебряное, золотое. И счастье складывается тоже из трех частей. Если телу хорошо, душе радостно, дух спокоен, то человек вполне счастлив. Эта куколка веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Оберег хорошего настроения. Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение.
Кукла

"Капустка"
Не зря говорят, что в капусте детей находят. Делала эту куколку девушка, когда набирала охоту и силу выходить замуж, продолжать род, рожать детей. Ставила ее на окошко, и парни знали - можно сватов засылать. Такую куклу делали в разных местах России. У вепсов, живущих на Волге, она называется Кормилка, Капустка, а у нас, в Сибири, - Рожаница. Она несет в себе образ матери-кормилицы. Ее большая грудь символизирует способность прокормить всех.
Кукла

"Девка-Баба"
В народе называют ее Перевертыш, Вертушка. Ее вполне можно назвать куклой кукол, потому что она содержит в себе 2 головы, 4 руки, 2 юбки. Секрет в том, что когда видна одна часть куклы, например, девка, то вторая, баба, скрыта под юбкой; если куклу перевернуть, то баба откроется, а девка скроется.

Девка - это красота, птичка, которая улетит из родительского дома, беззаботная, веселая, играет на улице. А баба - хозяйственная, степенная, у нее все заботы о доме и семье, она не бежит на улицу, у нее другое состояние. Она больше глядит в себя и оберегает свой дом.Кукла Девка-Баба отражает 2 сущности женщины: она может быть открытой для мира и дарить красоту и радость, и может быть обращена к себе, к будущему ребенку, и беречь покой.
Кукла "Веснянка».
Во многих русских сказках встречаются куколки, которым герои доверяют свои горести и радости, делятся своими мыслями. И маленькие куклы-помощницы не оставляют в беде своих хозяев. Веснянка - это веселая, задорная кукла, которую делали молодые девушки на приход весны. Традиционно она очень яркая, с волосами необычного цвета. Таких кукол девушки дарили друг другу. Веснянка является оберегом молодости и красоты. Подарив такую куколку мужчине, Вы желаете ему долго оставаться молодым и жизнерадостным, женщине - всегда быть обаятельной и привлекательно
Кукла

"Солнечный

конь».
Во многих русских сказках встречаются куколки, которым герои доверяют свои горести и радости, делятся своими мыслями. И маленькие куклы-помощницы не оставляют в беде своих хозяев.Конь - друг и спутник человека в жизни. Он является проводником человеческих душ в этот мир.

В давние времена многое в жизни людей зависело от лошади. Без этого животного не могла обойтись ни посевная, ни поездка, ни свадьба. Всюду человека сопровождал верный конь. С тех времен сохранилось выражение "быть на коне", означающее успех и удачу.Поселите Солнечного коня у Вас дома, и он принесет счастье и удачу.
Кукла"Симеон - Столпник".
Так же имеет название Симеон - Летопроводец, Ромеол - Столпник. C середины 14 века и до 1700 г. 14 сентября на Руси отмечали Новый Год или Новолетие. В это время
начиналось бабье лето, чествовали краснеющую рябину, праздновали Рябинкины именины. На этом празднике поздравляли детей и матерей, мужики пили пиво. Проводился обряд похорон мух и тараканов. Этот обряд сам по себе довольно странный и смешной. Его происхождение объясняется тем, что с наступлением осени эти насекомые сами по себе гибли от холода. Для обряда девушки и молодые женщины делали из свеклы и редьки коробки или гробики и хоронили мух, а в щепах хоронили тараканов и притворно плакали, разодетые как можно лучше. Это служило хорошим поводом молодым людям высматривать невест и засылать сватов. По своему содержанию обычай этот несколько напоминает древнее русское почитание Белобога. Он представлялся обыкновенно в окровавленном виде, покрытый весь мухами и насекомыми, и относился вообще к божествам добрым. На площади, где шло гуляние, вкапывали столб, на верхушке которого прочно крепили Симеона-Столпника. Парни состязались в ловкости. Залезали на столб и пробовали снять куклака. Кому это удавалось - доставалось всеобщее уважение и почет. Так же с этим днем связан не менее важный обряд - так называемые "Постриги" и "Сажение на коня" при переходе из младенчества в четвертом году жизни. О нем весьма часто упоминают наши летописи. Ко дню Симеона-Летопроводца заканчивались основные полевые работы и начиналась пора свадеб. Кукла Симеон делалась к уборке урожая. В его руках цеп для молотьбы. Симеон добавляет мужчинам силы.
Кукла

"Толстушка

-

Костромушка"
Толстушка - Костромушка (Женская суть) - это оберег от одиночества. Его задачей было вернуть плодородие женщине, приманить душу ребенка. Если в течение года после замужества женщина не беременела, делали куколку и выставляли ее на видное со стороны дверей место. Шила ее родственница по женской линии: сестра, крестная, мать или бабушка. Когда в доме появлялся ребенок, куколку уносили на женскую половину и прятали. Толстушка - Костромушка несла в себе образ девочки, в которой сочеталось одновременно несколько возрастов: 8-9 лет - девочка-нянька, 10-12 лет - девочка-подросток. От няньки у куколки пухлые щечки, фигура, а от подростка - формирующаяся грудь. С одной стороны, она и водиться умеет, с другой, может быть советчицей своим младшим сестрам и братьям. Она как-будто говорит: "Все у меня хорошо, вот только братика или сестренки мне не хватает!".
Сказка о Крупеничке
У воеводы Всеслава была единственная дочь, по имени Крупеничка. Шел год за годом, и из русой девочки с голубыми глазами обратилась Крупеничка в редкостную красавицу. Стали подумывать родители, за кого ее отдать замуж. Выдавать дочку а чужую сторону они и думать не хотели и выбирали такого зятя, чтобы жить всем вместе и никогда не расставаться с Крупеничкой. Слава о дивной красавице далеко разносилась вокруг, и Всеслав этим очень гордился. Но старая мамушка Варварушка боялась такой славы и всегда сердилась, когда ее расспрашивали о красоте Крупенички. -Никакой красавицы у нас нету! - ворчала она.- Вон у соседей - у тех, правда, красавицы дочери. А у нас - девица как девица: таких везде много, как наша. А сама налюбоваться и наглядеться не могла на свою Крупеничку. Знала, что красивей ее никого нет; и красивее нет, и добрей, и милей нету. Старые и молодые, бедные и богатые, свои и чужие - все любили Крупеничку за ее доброе сердце. В народе даже песенка про нее сложилась: Крупеничка, красная девица,
Голубка ты наша, радость - сердце, Живи, цвети, молодейся, Будь всем добрым людям на радость! Летела, летела слава о красоте Крупенички и долетела до басурманского становища, до военачальника Талантая. - Гой вы, храбрые воины, удалые наездники! Покажите-ка мне, что за красавица такая дочка воеводы Всеслава, Крупеничка!-сказал Талантай. - Не годится ли она в жены нашему хану? Сели на коней три наездника, надели на себя халаты: один надел халат зеленый, точно трава; другой серый, точно дорога лесная, третий - коричневый, как сосновый ствол. Прищурили наездники хитрые глаза, улыбнулись друг другу одними уголками губ, задорно встряхнули бритыми головами в мохнатых шапках и поехали, поскакали с молодецкими покриками. А через несколько дней вернулись и привезли с собой Талантаю, для хана своего, подарок; дивную красавицу Крупеничку. Шла она с мамушкой Варварушкой купаться в озере, а в лесу, как нарочно, ягодка за ягодкой - спелая земляника так и заманивает глубже в чащу. А мамушка все рассказывает ей про одолень-траву, что растет белыми звездами среди озера; надобно собрать этой одолень- травы и в пояс зашить, и тогда с человеком никакой беды не случится; одолень-трава всякую беду отведет. И вскрикнуть обе не успели, как поднялась вдруг перед ними столбом серая пыль с тропинки, с одной стороны сорвался с места сосновый пень лесной и бросился им под ноги, а с другой стороны прыгнул на них зеленый куст. Подхватили они Крупеничку- и тут только увидела мамушка Варварушка, что это был за куст зеленый. Вцепилась она в него что было силы, го хитро извернулся басурман и выскользнул из своей одежды. Варварушка так и повалилась на землю с зеленым халатом в руках. А что было дальше, она не знала, не ведала, точно затмился с горя ее рассудок. Сидит она целыми днями на берегу озера, глядит на простор воды да все приговаривает: -Одолень-трава! Одолей ты мне горы высокие, долы низкие, озера синие, берега крутые, леса дремучие, дай ты мне, одолень-трава, увидеть мою милую Крупеничку! Сидела она так-то над озером да горевала и плакала, как вдруг подошел к ней прохожий старичок - низенький, тощенький, с белой бородкой, с сумочкой за плечами - и говорит Варварушке: - Иду я в дальнюю сторону басурманскую. Не снести ль кому от тебя поклон? Посмотрела на него Варварушка и спрашивает: -А кто ты таков, добрый человек? Как тебя зовут? - А зовут меня Одолень-трава. Обрадовалась Варварушка, бросилась с плачем к старичку в ноги и опять заголосила, как безумная: - Одолень-трава! Одолей ты злых людей: лихо бы на нас не думали, дурно бы нам не делали. Верни, старичок, мне мою Крупеничку! Выслушал ее старичок и ласково ответил:
-Коли так, будь же ты мне в дороге верной спутницей, в трудах - помощницей! Так сказал он мамушке и взмахнул рукавом над ее головою. И тот час Варварушка обратилась в дорожный посох. С ним и пошел старичок в путь- дорогу. Где гора крута, посошок ему опорой служит, где чаща густа - он кусты раздвигает, где собаки злы - он их отгоняет. Шел, шел старичок и пришел в басурманское становище, где жил Талантай и где снаряжали в ту пору караван для отсылки хану драгоценных подарков. Отсылали золото, меха. Камни самоцветные и снаряжали в дальний путь красавиц невольниц. Среди них была и Крупеничка. Остановился старичок у дороги по которой должен был идти караван, развернул свой узелок и начал раскладывать будто для продажи разные сладости - тут у него и мед, и пряники, и орехи. Огляделся он по сторонам - нет ли кого, поднял над головой и бросил оземь свой посох дорожный; потом взмахнул над ним рукавом - и вместо посоха поднялась с травы и стоит перед ним мамушка Варварушка. -Ну, теперь, мамушка, не зевай! - говорит ей старичок, - Гляди во все глаза на дорогу: на нее скоро упадет малое зернышко. Как упадет, бери его скорей, зажимай в руке и береги, покуда домой не вернемся. Смотри не потеряй зернышка, коль мила тебе твоя Крупеничка. Вот и тронулся караван из становища; проходит он по дороге мимо старичка, а тот на лужайке сидит, разложил вокруг себя сласти и приветливо покрикивает. -Кушайте, красавицы, соты медовые, пряники душистые, орехи каленые! И мамушка Варварушка ему поддакивает: -Кушайте, красавицы: веселее будете, румянее станете! Увидели басурманы - велели сейчас же сластями красавиц попотчевать. И старики понесли им свое угощение: -Кушайте, кушайте на здоровье! Обступили их девушки; одни посмеиваются, другие, молча глядят, третьи печалятся, отворачиваются. -Кушайте, девицы! Кушайте, красавицы! Еще издали завидела Крупеничка свою мамушку Варварушку. Сердце у нее из груди и запрыгало, а лицо побелело. Чувствует она, что неспроста пришла сюда старуха и неспроста не признает ее, а идет к ней словно чужая; не здоровается, не кланяется, идет прямо на нее, во все глаза глядит и только громким голосом твердит одно и тоже: -Кушайте, милые, кушайте! Старичок тоже покрикивает, а сам во все стороны раздает кому орехов, кому меду, кому пряников. И всем стало вдруг весело. Подошел старичок поближе к Крупеничке да как выбросит в воздух в левую сторону от нее у всех над головами целую горсть гостинцев, да еще горсть, .. Кинулись девушки ловить да подбирать гостинцы, а он взмахнул рукавом над Крупеничкой вправую сторону- и Крупенички не стало. Только упало вместо нее на дорогу малое гречишное зернышко. Бросилась за ним мамушка Варварушка, схватила зернышко в руку и зажала крепко-накрепко, а старичок махнул и над нею рукавом- вместо Варварушки поднял с земли дорожный посох. -Кушайте, красавицы, кушайте на здоровье!..
Роздал он поскорее все остатки, встряхнул пустым мешочком, поклонился всем на прощание и пошел потихоньку своим путем, опираясь на посох. Басурманы ему еще воловий пузырь с кумысом на дорогу дали. Никто и не заметил, что невольниц стало на одну меньше. Долго ли коротко ли, возвратился благополучно старичок на тот самый берег, где повстречался с мамушкой Варварушкой, где вдоль по озеру раскинулись зеленые широкие листья, и белыми звездами на воде цвела одолень-трава. Кинул он оземь свой посох дорожный - и перед ним опять стоит мамушка варварушка: правая рука в кулачок зажата и к сердцу приложена- не оторвешь. Спросил ее старичок: -Укажи мне, где здесь у вас поле, никогда не паханное, где земля никогда не сеянная? -А вот тут около озера, - отвечает Варварушка, - поляна никогда не пахана, земля никогда не сеяна; цветет она, чем сама засеется. Взял тогда старичок из руку не гречишное зернышко, бросил его на землю несеяную и сказал: - Крупеничка, красная девица, живи, цвети, молодейся добрым людям на радость! А ты, греча, выцветай, созревай, завивайся- будь ты всем людям на угоду! Проговорил - и исчез старичок, как будто никогда его здесь не было. Глядит мамушка Варварушка, протирает глаза, будто спросонья, и видит перед собой Крупеничку, красавицу свою ненаглядную, живую и здоровую. А там, где упало малое зернышко, зазеленело не виданное доселе растение, и развело оно по всей стране цветистую душистую гречу, про которую и теперь, когда ее сеют, поют старинную песню: Крупеничка, красная девица. Кормилка ты наша, радость-сердце. Цвети, выцветай, молодейся, Мудрее, курчавей завивайся, Будь всем добрым людям в угоду! Во время посева, 13 июня, в старину всякого странника, бывало угощали кашей досыта. Странники ели да похваливали и желали, чтобы посев был счастливый, чтобы гречи уродились на полях видимо-невидимо, потому что без хлеба и без каши - ни во что и труды наши!
IV. Технология изготовления сувенирной куклы – оберега.
Ознакомившись с традиционными народными куклами – оберегами мы переходим к следующим задачам нашего проекта: - научить изготавливать куклу – оберег и оформлять ее. Фотография изделия:
Характеристика используемых материалов: Итак, для изготовления нам потребуется: - лучше всего использовать фанеру, ленты, кружево, тесьму, краски, клей ПВА и лак для оформления лица; - Для выполнения проекта понадобятся следующие инструменты и оборудование: 1) ручной лобзик; 2) верстак; 3) ножницы раскройные большие; 4) ножницы маленькие; 5) набор ручных игл; 6)наждачная бумага; 7) ручная дрель; 8) сверло диаметр 6мм
Работа проходит по станциям:
1. «Лавка столяра» - изготовление основы куклы. 2. «Лавка портного» - оформление куклы текстилем. 3. «Лавка художника» - роспись лица куклы.
V. Заключительная часть.

Подведение итогов.

Выставка готовых работ.


В раздел образования