Автор: Филясова Галина Дмитриевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "Торбеевская средняя общеобразовательная школа №3" Населённый пункт: п. Торбеево Наименование материала: конспект Тема: Решение задач на разностное сравнение Раздел: начальное образование
5. Тема урока: «Решение задач на разностное сравнение».
6. Урак-праздник.
Цели:
отработать вычислительные навыки в пределах 10
повторить состав чисел в пределах 10
Образовательная задача:
Закрепление и систематизация знаний по теме решение задач на увеличе-
ние и уменьшение чисел на несколько единиц и на разностное сравнение;
Развивающая задача:
Развитие внимания, логического мышления, наглядно-образного мышления
Воспитательные задачи:
Расширение общего кругозора учащихся, воспитание любви к природе,
праздникам, эстетическое воспитание, трудолюбие, аккуратность;
Формирование коллективизма, активности, любознательности, чувство гор-
дости за свой русский народ; навыков парной, индивидуальной деятельно-
сти в сочетании с самостоятельностью учащихся.
Требования к знаниям, умениям и способам деятельности: овладеть умениями,
связанными с выполнением действий с числами в пределах 10 ; овладеть приема-
ми решение задач на разностное сравнение; правильно употреблять термины;
уметь сравнивать два числа и знать приемы состава чисел;
Формы работы : индивидуальная, парная, фронтальная.
Оборудование и дидактический материал: компьютер, проектор, запись музыки
Чайковского, презентация к уроку, карточки для парной работы учащихся.
План урока:
1. Организационный момент
2. Устные упражнения
а) состав числа
3. Парная работа учащихся (на логическое мышление)
4. Устные упражнения
а) веселый счет
б) работа по учебнику (№3,4)
в) порядок возрастание чисел в пределах 10.
5. Составление задачи по наглядности на разностное сравнение
а) решение задачи по учебнику.
7. Самостоятельная работа ( в тетрадях на печатной основе)
8. Итоги урока
Ход урока
Этап урока
Содержание этапа, деятельность
учителя
Деятельность учащихся
Организационный момент
Взаимные приветствия учителя и
учащихся, проверка подготовленно-
сти учащихся к уроку, настрой на
рабочий лад, организация внима-
ния и внутренней готовности.
Подготовка к учебной дея-
тельности
Сообщение темы, целей и задач
урока, показ его практической зна-
чимости, вступительное слово учи-
теля.
Слушают
Устные упражнения
Организация внимания, обеспече-
ние восприятия и осознания.
а) учитель предлагает вспомнить
состав чисел
а) Учащиеся устно на-
зывают состав чисел.
Парная работа учащихся
(логическая задача)
б) учащимся раздаются карточки с
рисунками шаров
б) учащиеся работают в
парах, выполняют зада-
ние
Устные упражнения
Повторение сложения и вычитания
чисел в пределах 10,
в) учащиеся вниматель-
но смотрят на рисунок и
составляют выражения
и решают их.
Работа по учебнику
Учитель предлагает учащимся ре-
шить задачи №3,4 с 11
Дети под руководством
учителя решают задачи.
Устные упражнения
а) Учитель предлагает вспомнить
порядок натуральных чисел.
Дети ставят числа в по-
рядке возрастания.
б) Учитель предлагает найти пропу-
щенное число и решить пример
«цепочкой»
Ученики решают цепоч-
кой пример и называют
пропущенное число.
Работа по учебнику
Учитель предлагает решить приме-
ры на стр. 11 №5.
Дети под руководством
учителя выполняют за-
дание по учебнику.
Работа над темой урока
(примеры, задания на раз-
витие наглядно-образного
мышления)
Учитель предлагает при помощи
наглядного материала составить
задачу на разностное сравнение и
идет работа над задачей
Учащиеся работают на
местах, составляют за-
дачу и решают её.
Самостоятельная работа
в тетрадях на печатной
основе.
Учитель предлагает самостоятель-
но в тетрадях выполнить № 4,5 с. 6
Дети самостоятельно
выполняют задания по
тетради
Задача на смекалку.
Учащимся предлагается сосчитать,
сколько треугольников спряталось
в четырехугольнике.
Дети называют количе-
ство треугольников и
проверяют по слайдам.
Обобщение и системати-
зация (итог урока)
Обобщается и систематизируется
учебный материал урока, аргумен-
тировано оценивается деятель-
ность учащихся на уроке, замеча-
ния и предложения по уроку.
Звучит музыка П. И. Чайковского.
1. Введение в тему урока.
Учитель:
Ребята, сегодня у нас урок праздник . (Слайд 1)
- А что делают на праздниках? (поют, играют, читают стихи)
- Но, у нас еще и урок, мы будем решать с вами задачи и примеры в
пределах 10 и много думать и внимательно слушать.
- А кто будет хозяйкой нашего урока, вы узнаете из загадки. ( Слайд 2)
Кто поляны белит белым,
И на стенах пишет мелом,
Шьёт пуховые перины,
Разукрасил все витрины. (Зима )
- Кто же хозяйкой будет нашего урока? ( Слайд 3) (зима)
- Кто любит это время года? Почему?
Много припасла нам праздников Зимушка-зима. – Какой самый люби-
мый праздник? ( Слайд 4)
Новый год самый долгожданный, самый снежный и самый дружный
праздник. Все приходят в гости.
2. Устные упражнения
- Кто главная на празднике? (елка)
1.Игра «Наряди елочку» Состав чисел (Слайд 5,6,7)
- Давайте нашей красивой елочке расскажем стихотворение. Прочитает Евдо-
кимова А. (аплодисменты)
О елочке
Как у нашей ёлочки
Зелены иголочки,
Украшенья - шарики,
Звёздочки, фонарики.
Возле ёлки оживились
Звёздочки-снежинки,
В белых пачках закружились
Ксюши и Маринки.
Скачут зайцы друг за дружкой,
Длинненькие ушки,
В шапках с беленькой опушкой
Димки и Андрюшки.
2. В праздники все убираются в своих домах, украшают елки, комнаты.
Вот и мы сейчас украсим наш класс красивыми шарами. (Слайд 8)
Работа в парах. (Задача на логическое мышление)-
Раскрасьте шары так, чтобы большой шар был между синим и зеле-
ным, а синий рядом с красным. ( Слайд 9)
3. К нам в гости на елку пришли зверята из леса?
Игра «Веселый счет» ( Дети называют примеры разными способами и
ответы. (Слайд 10 - 17)
- На праздниках все любят танцевать. И сейчас мы с вами проведём
физкультминутку.
4. Физкультминутка
Праву рученьку вперед,
А потом её назад.
Мы танцуем дуги-буги
Поворачивая в круге
И в ладоши хлопаем вот-так.
- Наши зверята хотят посмотреть, как вы решаете задачи?
5. Работа по учебнику №3,4, с. 11 (Слайд № 18)
-Причитайте тексты двух задач?
- Что значит на 3 года старше?
- Как вы думаете, какая из задач решается вычитанием? (Первая)
- А какая на сложения? (Вторая)
Решите эти задачи?
- А теперь надо вспомнить еще праздник, который отмечаем зимой.
6.- Расставьте в порядке возрастания числа, и вы расшифруете слово?
(Слайд 19)
Ученик.
Рождество один из Христианских праздников, который отмечают 7
января, в память Иисуса Христа. В этот день во всех церквях идут службы и
песнопения. Это праздник Добра и Правды. В этот день дарят рождествен-
ские подарки. Я хочу подарить вам Рождественскую песню
Рождество Христово,
Ангел прилетел.
Он летел по небу,
Людям песню пел:
"Вы, люди, ликуйте,
Все день торжествуйте,
День Христово Рождество!" (аплодисменты)
(Слайды 20 - 22)
7. Решение примера «цепочкой» (Слайд 23)
Все вы любите лепить снеговиков и эти снеговики просят вас поиграть
в игру «Найди пропущенное число»
УЧИТЕЛЬ .
( Слайд 24)
К нам на праздник прикатился колобок и прискакал
зайчик и решили вот такие примеры (№5). Первый пример из столбика решал
зайка, второй из этого же столбика решал Колобок. Надо, не вычисляя, опре-
делить, у кого ответ получится больше и почему.
!0 – 3 8 - 2 9 – 2 - 3 7 + 2 + 1
10 – 4 8 – 1 9 – 3 - 4
7 + 2 - 1
8. Рассказ учителя.
( Слайд 25)
С 24 декабря по 6 января проходят святки. Это самое веселое праздничное
время. Святки у мордовского народа сопровождались играми, плясками, гада-
ниями, и пением песен, т.е. колядок. Колядки – это старинный рождествен-
ский и святочный крестьянский обряд –хождение по домам с поздравлениями
и специальными песнями , с получением угощения. Во многих деревнях до
последнего времени коледовать ходили не только дети, но и взрослые. Ходи-
ли обычно группами и при этом получали пироги. Их приносили в один дом
и начиналось гулянье и гадание.
-
Мы тоже приготовили в честь такого праздника колядку.
9. Физкультминутка. (Слайд 26 )
(дети поют и выполняют движения)
Коляда, коляда,
Отворяй-ка ворота!
Приходила коляда
Накануне Рождества.
Коляда, коляда,
Подавай нам пирога –
Тому скот, живота,
Кто не даст пирога –
Сведем корову за рога!
Коляда, коляда пойдем рядом в ворота!
10 .- Нам за это дали пироги с капустой и яблоками на подносе
.
(Слайд 27-28)
- Составьте про пироги задачу?
- Сколько с капустой пирогов? (5)
- Сколько с яблоками? (3)
- Каких больше? меньше?
- Как нам узнать, а на сколько меньше и на сколько больше?
(мы из большего числа отнимаем меньшее число)
11. Закрепление изученного материала.
1. Работа по учебнику под руководством учителя № 1 стр. 11
- Кто любит из вас кататься на каруселях? Наверное, не встретишь таких ре-
бят и даже взрослых.
- Посмотрите на рисунок карусели и прочитайте текст задачи.
- Какие звери на это карусели?
- Сколько лошадок? (4) Верблюдов? (3)
- Каких зверей больше? (Лошадок)
- Каких меньше? (Верблюдов)
- Как нам узнать, а на сколько меньше и на сколько больше? ( Надо из
большего вычесть меньшее.)
- Назовите решение задачи и ответ?
13.Самостоятельная работа в тетрадях на печатной основе .
№4 и 5, с. 6
(слайд 29)
10. Итог урока.
- Понравился вам урок-праздник?
- Чем занимались?
- Что понравилось?
- А зачем нужны нам праздники?
УЧИТЕЛЬ. Праздники нас сближают друг с другом, делают нас более друж-
ными, активными, отзывчивыми. Учат нас сохранять традиции нашего рус-
ского народа. Пусть у каждого у нас будет больше праздников, чем огорче-
ний. Желаю вам крепкого здоровья, успехов в учебе.
- Ребята, а что за огромная снежинка осталась у нас на доске? Ну-ка снимем
её! Что там написано на ней?
Дети (хором). Конец урока! Все дети получают пироги .