Напоминание

Развивающая программа по развитию творческого воображения


Автор: Черновол Марина Викторовна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МДОУ детский сад №6
Населённый пункт: Ульяновская область, р.п. Новоспасское
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Развивающая программа по развитию творческого воображения
Раздел: дошкольное образование





Назад





Развивающая программа

по развитию творческого воображения

у детей старшего дошкольного возраста

Черновол Марина Викторовна

педагог – психолог

МДОУ Новоспасский детский сад № 6

Ульяновской области


Пояснительная записка
Современная психология и педагогика рассматривают воображение как важнейшую сторону детского творчества. Воображение традиционно рассматривается в качестве одного из важнейших познавательных процессов, входящих в любой творческий акт. Способность к необычному комбинированию элементов действительности, создание не имеющих в реальности аналогов определяют главные черты творческого процесса: умение видеть и ставить проблемы, возможность рассматривать предметы и явления в различных контекстах, связях и отношениях, находить нетрадиционные способы решения проблемных ситуаций. Необходимость включения воображения в творческую деятельность субъекта связана с его значительной ролью в познании. Воображение способно не просто создавать новые сочетания и комбинации образов, но и раскрывать существенные связи и закономерности объективного мира. Особенно значимым становится выявление специфики воображения и закономерностей его становления при изучении дошкольного детства, так как именно в этот период закладываются основные предпосылки его развития. Развитое творческое воображение детей является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. Все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения. Программа ориентирована на активное освоение разнообразных деятельных умений (игровых, коммуникативных, художественно- изобразительных, трудовых), на многообразие проявлений детского творчества в играх, ручном труде, конструировании, изобразительной и музыкальной деятельности, а также в математической, природоведческой, речевой сферах. Авторы программы считают, что атмосфера современного детского сада должна быть насыщена разнообразными, побуждающими детей к творческой самостоятельности, к проявлению фантазии, чтобы каждый ребенок в соответствии со своими склонностями и интересами приобрел опыт успешной творческой деятельности.
Цель программы:
- дать рекомендации для воспитателей и родителей по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста; - развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраст

Условия реализации программы:
Необходимым условием эффективности программы является активное участие в ней педагогов и родителей. В соответствии с этим требованием программа реализуется в трех направлениях: 1.Педагог-психолог – родители. 2.Педагог-психолог – воспитатели, педагоги дополнительного образования. 3.Педагог- психолог – дети. Для педагогов и родителей была разработаны просветительские и развивающие мероприятия, предложены дополнительные упражнения и игры для детей по развитию творческого мышления. Для детей разработаны 12 занятий на развитие творческого воображения. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Место проведения – групповая комната.
Формы работы:
- консультации; - педсоветы; - наглядная информация; - занятия с детьми; - домашние задания родителям и детям. Программа состоит из четырех модулей, каждый из которых решает свои задачи.
Модуль 1. Диагностический

Задачи:
-выявить уровень творческого потенциала воспитателей; - изучение роли семьи в развитии и поддержании творческих интересов ребенка.
Модуль 2. Работа с педагогами

Задачи:
- создание мотивации к активной творческой деятельности; -расширение знаний по данной теме; - стимулировать к созданию условий для проявления творческой активности ребенка;
Содержание работы
: - тестирование воспитателей; - организовать развивающие мероприятия; -информационная помощь педагогам. -помочь создать условия, способствующие развитию творческого воображения у детей
Модуль 3. Взаимодействие с семьей

Задачи:
-формирование у родителей знаний о развитии творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста; -ознакомление родителей с упражнениями и играми на развитие творческого мышления; -дать рекомендации по организации общения и жизнедеятельности ребенка для его успешного творческого развития.

Содержание

работы
- сбор информации от родителей о их понимании творчества, воображения; о создании условий для творческого развития ребенка в семье (опросник); -организация совместной деятельности родителей и детей (творческие домашние задания); -организация просветительской работы в виде консультаций, оформлении наглядной информации.
Модуль 4. Работа с детьми

Задачи:
-накопление восприятий, чувств; -создание мотивации на творческую деятельность; - развитие выразительности движений, жестов; - стимулирование фантазии; - развитие творческого воображения в разных видах деятельности.
Содержание работы
-реализация развивающей программы в форме упражнений и специально организованных занятий.
Психологическое сопровождение работы по развитию творческого

воображения у детей старшего дошкольного

Работа с педагогами
Диагностическая работа Развивающая работа Просветительская работа Ноя брь Де- кабрь Ян- варь Анкета «Творческий потенциал» (Приложение 1) Тест «Взаимодействие п е д а г о г а с ребенком» (Приложение 2) Педсовет «Творчест- во – удел избранных или необходимость существования» (Приложение 3) Консультация «Лич- ность педагога в создании творческой образовательной среде» (Приложе – ние 4) Консультация « От жизненных стерео- типов к творческой личности» (Прило – жение 5) Наглядная информация: «Практикум по развитию творчества» (Приложе – ние 6) «Факторы, способствующие и тормозящие развитие творчества» (Приложение 7) «Список художественных произведений, иллюстри – рующих простые приемы фантазирования» (Прило- жение 8)

Взаимодействие с семьей
Диагностическая работа Развивающая работа Просветительская работа ноя брь- де- кабрь фев- раль Опросник « Роль семьи в разви – тии и поддержа- нии творческих интересов ребенка» (Прило- жение 9) Совместные творческие домашние задания: поделки оригами ( к заседанию клуба молодой семьи), к конкурсам – «Новогодняя игрушка», рисунки « Моя семья на отдыхе» и т.д. Консультация - практикум « И г р о в ы е упражнения и твор- ческие задания на развитие воображе- ния детей» (Прило- жение 10) Консультация « Роль семьи в развитии т во рч е с к и х способностей детей» (Приложение 11) Наглядная информация: « О развитии любознатель – ности детей (Приложе – ние 12) « Десять заповедей творчес- кой личности»(Приложе – ние 12) « Правила организации общения и организации жизнедеятельности ребенка д л я е г о у с п е ш н о г о творческого развития» (Приложение 13)
Работа с детьми
Диагностическая работа Развивающая работа Просветительская работа Ноя- брь- март Тест на уровень развития воссоз- дающего вообра- жжения (словес- ное и изобрази- тельное) Методика Е. Торренса « Неполные Фигуры» Комплекс упражнений, рекомендованных воспитателям для проведения с деть- ми эксперименталь- ной группы (Приложение 14) Накопление восприятий, чувств: рассматривание забавных рисунков (что можно увидеть в облаке, коряге) (Приложение 19)
Развивающие занятия по развитию творческого вообра- жжения у детей старшего дошколь- ного возраста (Приложение 15) Психогимнастика: этюды на выразительность движений, жестов

Приложение 1
Творческий потенциал
Практически каждый из нас считает себя творческим человеком. Мы любим удивлять друзей необычными блюдами, роскошными нарядами. Почти все немножко сочиняли стихи и музицировали. Но достаточно ли этого, чтобы сделать творчество профессией? Ответьте на вопросы анкеты. 1. Считаете ли вы, что окружающий вас мир может быть улучшен: а) да; б) нет, он и так достаточно хорош; в) да, но только кое в чем. 2. Думаете ли вы, что сами можете участвовать в значительных изменениях окружающего мира: а) да; б) нет; в) да, в некоторых случаях. 3. Считаете ли вы, что некоторые из ваших идей принесли бы значительный прогресс в той сфере деятельности, в которой вы работаете: а) да; б) да, при благоприятных обстоятельствах; в) лишь в некоторой степени. 4. Считаете ли вы, что в будущем будете играть столь важную роль, что сможете что-то принципиально изменить: а) да; б) это маловероятно; в) возможно. 5. Когда вы решаете предпринять какое –то действие, думаете ли вы, что осуществите свое начинание: а) да; б) часто думаете, что не сумеете;
в) иногда. 6. Испытываете ли вы желание заняться делом, которое абсолютно не знаете: а) да, неизвестное вас привлекает; б) неизвестное вас не интересует; в) все зависит от характера этого дела. 7. Вам приходится заниматься незнакомым делом. Испытываете ли вы желание добиться в нем совершенства: а) да; б) удовлетворяетесь тем, чего успели добиться; в) да, но только если вам это нравится. 8. Если дело, которое вы не знаете, вам нравится, хотите ли вы знать о нем все: а) да; б) нет, вы хотите научиться только самому основному; в) нет, вы хотите удовлетворить только свое любопытство. 9) Когда вы терпите неудачу: а) какое-то время упорствуете вопреки здравому смыслу; б) махнете рукой на эту затею, т.к. понимаете, что она нереальна; в) продолжаете делать свое дело, даже когда становится очевидно, что препятствия непреодолимы. 10. По-вашему, профессию надо выбирать, исходя из; а) своих возможностей, дальнейших перспектив для себя; б) стабильности, значимости, нужности профессии, потребности в ней; в) преимуществ, которые она обеспечит. 11. Путешествуя, могли бы вы легко ориентироваться на маршруте, по которому уже прошли: а) да; б) нет, боитесь сбиться с пути; в) да, но только там, где местность вам понравилась и запомнилась. 12. Сразу же после какой-то беседы сможете ли вы вспомнить все, о чем говорилось: а) да, без труда; б) всего вспомнить не можете; в) запоминаете только то, что вас интересует. 13. Когда вы слышите слово на незнакомом языке, то можете повторить его по слогам, без ошибки, даже не зная его значения: а) да, без затруднений; б) да, если это слово легко запомнить; в) повторите, но не совсем правильно. 14. В свободное время вы предпочитаете: а) остаться наедине; б) находиться в компании; в) вам безразлично, будете ли вы один или в компании.
15. Вы занимаетесь каким-то делом. Решаете прекратить это занятие только тогда, когда: а) дело закончено; б) вы более-менее довольны; в) вам еще не все удалось сделать. 16. Когда вы один: а) любите мечтать о каких-то абстрактных вещах; б) любой ценой пытаетесь найти себе конкретное занятие; в) иногда любите помечтать, но о вещах, которые связаны с вашей рабо той. 17. Когда какая-то идея захватывает вас, то вы станете думать о ней: а) независимо от того, с кем и где вы находитесь; б) вы можете делать это только наедине; в) только там, где будет не слишком шумно. 18. Когда вы отстаиваете какую-то идею: а) можете отказаться от нее, если выслушаете убедительные аргументы оппонентов; б) останетесь при своем мнении; в) измените свое мнение, если сопротивление окажется слишком сильным. КЛЮЧ За ответ «а» - 3 балла. За ответ «б» - 1 балл. За ответ «в» - 2 балла. РЕЗУЛЬТАТ 49 баллов и более – в Вас заложен значительный творческий потенциал и доступны разнообразные проявления творчества, поэтому, выбирая работу, важно оценить, будет ли у вас возможность его реализовать. 24 – 48 баллов – Вы обладаете средним творческим потенциалом, который присущ большинству людей. Возможно, вы просто не задавались целью самореализоваться или вам просто не хватает настойчивости. 23 и мене баллов – ваш творческий потенциал невелик, возможно, вы просто не верите в себя и преуменьшаете свои способности, а возможно, вы не считаете нужным прилагать свою фантазию на работе, которая вам попросту не интересна.
Приложение 2
Тест « Взаимодействие педагога с ребенком»
Если вы полностью согласны с тем или иным утверждением, ставьте «5» баллов. Если согласны в большей степени, чем не согласны, - «4» балла. Если согласны и не согласны в равной степени – «3» баллов. Если в большей степени не согласны, чем согласны – «2» балла. Если полностью не согласны с приведенным утверждением, поставьте «1» балл. 1. Строгий педагог лучше, чем не строгий. 2. Педагог – главная фигура, от него зависит успех и эффективность воспитательной работы. 3. На занятиях, в ходе режимных моментов ребенок должен выполнять то, что намечено педагогом. 4. Послушание детей – заслуга педагога. 5. Ребенок подобен «глине», из него можно лепить все, что угодно. 6. Ребенок должен выполнять все требования педагога. 7. Основная цель педагога –реализовать требования прграммы воспитания и обучения детей. 8. Центральная задача учебно-воспитательной работы – вооружение детей знаниями, умениями, навыками. 9. Главное в работе педагога – добиться исполнительности детей. 10.Воспитание, прежде всего, это требовательность к детям. 11.Поощрять следует только те желания и инициативу детей, которые соответствуют поставленным педагогом задачам. 12.Хорошая дисциплина – залог успеха в воспитании и обучении. 13.Наказание – не лучшая форма воспитания, но оно необходимо. 14.Деятельность детей нуждается в постоянном контроле. Оценив приведенные суждения, сложите свои баллы. Определить, к какому типу принадлежит педагог, помогут нормативы, приведенные ниже: Типы педагогов Модель Самооценка ориентации Педагог ориентирован на личностную модель и реализует ее на практике ЛМ 37 и < Педагог умеренно ориентирован на личностную модель, на практике реализует и дисциплинарную ЛД 38 - 41 Педагог умеренно ориентирован на дисциплинарную модель, на практике реализует и личностную ДЛ 47 - 42 Педагог ориентирован на дисциплинарную модель и реализует ее на практике Д 48 и >
Приложение 3
Педсовет: « Творчество – удел избранных или необходимость

существования»
Цель: создание мотивации к активной творческой деятельности; установление активного взаимодействия; расширение знаний по данной теме. Форма проведения: деловая игра. Регламент игры. Разминка. Групповая работа – обмен мнениями о проблемах творчества. Общая дискуссия по проблеме « Творчество – удел избранных или необходимость существования». Сбор информации по вопросу « Методы развития творческих способностей». Обмен полученной информацией. Рефлексия (что лично я получила от игры). Этапы работы. Разогрев группы – игры (7-8 мин.). - « Броуновское движение» ( без рефлексии). Цель игры: осознание персональных коммуникативных стратегий; установление тактильных контактов с партнерами, развитие мотивации участников. Материалы и подготовка: в центре помещения организуется свободное пространство. На первом этапе, который длится 5-7 минут, участникам предстоит закрыть глаза и «хаотично» двигаться в данном пространстве, соблюдая, по возможности, тишину. Это напоминает броуновское движение свободных частиц, которые могут сталкиваться и снова расходиться. Через какое-то время звучит хлопок в ладоши. По хлопку нужно, не открывая глаз, постараться соединиться с кем-нибудь в «молекулу, состоящую из двух атомов». Когда вы почувствовали. Что присоединились или. Что вам на этот раз не удалось, можно открыть глаза и снова собраться в круг для обсуждения того, что с нами происходило. - «Море волнуется»: участники, стоя в кругу, произносят слова «Море волнуется – раз, море волнуется – два, море волнуется - три: морская фигура, замри!» На счет «три» каждый изображает какую-либо фигуру. Оценивается ее оригинальность и нестандартность. - «Стадо» - ведущий каждому участнику игры на ухо называет одно из домашних животных(корова, поросенок, кошка, собака). Участники по сигналу ведущего должны собраться в группы по названию домашнего животного с закрытыми глазами. - « Автопортрет группы» - группа придумывает название, девиз, эмблему и делает свои самопрезентацию.
- Групповая работа – обмен мнениями о проблемах творчества (Что? Зачем? Как? Кто и где?). Группа готовит коллективное сообщение, используя графические, игровые способы презентации сообщения: 1.Ваше понимание творчества. 2.Специфика творческих способностей. 3.Можно ли научить творческому воображению и мышлению. - Презентация подготовленных сообщений групп. - Сбор информации по вопросам методом интервью. 1. Методы развития творческих способностей. 2. Место творчества в современном образовании(анализ практики). 3. Взаимодействие с семьей по вопросу развития творческих способностей детей. 4. Формы работы с детьми по развитию творческого воображения. Работа в группах по 4 человека, каждый участник берет интервью у членов других групп на одну и ту же заданную тему. Затем участники вновь возвращаются в свои группы и готовят общее сообщение по своему вопросу и предложения к проекту решения педсовета. - Обмен полученной информацией. - Рефлексия(работа в круге). Каждый участник делится своими чувствами и мыслями по поводу участия в игре. Решение педсовета: 1.Проанализировать реализуемые программы и используемые методические пособия с позиции развития творческого воображения и творческих способностей (отв. воспитатели групп). 2.Провести библиографию и подборку литературы по развитию творческого воображения и творческих способностей детей. (отв. зам. зав. по ВОР и педагог-психолог). 3.Провести диагностику развития творческого воображения детей и творческого потенциала педагогов ( отв. педагог-психолог). 4.Разработать развивающую программу «Развитие творческого воображения у дошкольников». Приложение 4
Консультация для воспитателей

Тема: «Личность педагога в творческой образовательной среде»
Цель: стимулировать воспитателей к созданию условий для проявления творческой активности ребенка. Педагогу принадлежит ключевая роль в организации творческой образовательной среды для развития творческого воображения дошкольников. По мнению В. Рубцова, «хорошие педагоги оценивают себя как привлекательных и любимых другими людей. Других они рассматривают как самостоятельных и дружелюбных людей, признают в других чувство
собственного достоинства, стремление к творчеству. Другие люди являются для таких воспитателей источником положительных эмоций. Педагогическую функцию они видят в помощи ученикам и их поддержке, развитии их способностей». Решающим фактором в обеспечении эффективного функционирования социального компонента творческой образовательной среды может стать повышение качества профессиональной подготовки педагогов в сфере практической психологии. Механизм саморазвития личности в творческой образовательной среде. Образовательная среда очень тесно взаимодействует с субъектом, предоставляя ему комплекс возможностей: то , чем его обеспечивает и что ему предлагает. При этом важно, что в отличии от «условий», «влияний» и «факторов», принадлежащих самой среде, но не субъекту, который в ней находится, возможность представляет особое единство свойств образовательной среды и самого субъекта. То есть, личность становится реальным субъектом своего собственного развития, субъектом образовательного процесса, а не остается объектом влияния условий и факторов образовательной среды. Создание условий для проявления активности ребенка – первостепенная задача взрослых. Основополагающим моментом является способность педагога устанавливать субъект- субъектные взаимодействия с воспитанниками. Педагог-психолог проводит тестирование воспитателей по методике « Взаимодействие педагога с ребенком». Одним из требований образовательной среды (по Петровскому В.А.) в детском саду является построение непересекающихся сфер активности: дети в соответствии со своими интересами и желаниями могут свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу: физкультурой, музыкой, рисованием, конструированием, рассматриванием иллюстраций, математическими играми и т.д. В заключении объявляется конкурс на преобразование предметно- пространственного компонента среды. Приложение 5
Консультация для педагогов

Тема: « От жизненных стереотипов к творческой личности»
Цель: разъяснить понятие стереотипа и необходимость выработки новых жизненных стереотипов. Изучить стереотип мышления, преодолеть его – это непременное условие приспособления к постоянно меняющейся среде. Почему? Неправильное воспитание, выработка стереотипов неадекватного приспособления к среде может стать серьезным препятствием для формирования сотрудничества.
Что же такое стереотип? Комплекс реакций, возникший в живом организме под воздействием раздражителей, одновременных, периодических и систематических, адекватно отвечающих на полученное раздражение из вне. Меняющиеся условия жизни, прогрессивное развитие науки и техники, общественное развитие нередко требуют от нас изменения отношения к действительности. Но прежде чем выработать новое отношение (новый жизненный стереотип), требуется разрушать старые представления и убеждения, что довольно нелегко. Привыкание к новой жизни является тяжелым процессом как для взрослых, так и для детей. Яркий пример изменения стереотипа у детей – смена домашней обстановки на жизнь в детском саду. Педагогам предлагается вспомнить и привести примеры из собственного опыта, когда приходится разрушать стереотипы, когда стереотипы мешают в жизни, или наоборот, когда стереотипы помогают в решении каких-либо жизненных ситуациях. Стереотипные, шаблонные действия, поступки, манера мышления значительно облегчают работу нашей нервной системы, наше существование. Но сегодняшняя жизнь требует воспитания творческой, инициативной личности, и развивать ее необходимо с раннего детства. Динамичный стереотип характеризуется своевременной и быстрой адаптацией к новым условиям жизни. Это означает, что изменение значения раздражителя сопровождается адекватным изменением ответной реакции организма. Динамический стереотип представляет собой яркое проявление аналитико- синтетической деятельности коры головного мозга, в основе которого лежит подвижность нервных процессов. Благодаря этой подвижности организм легко переключается с одних жизненно важных стереотипных реакций, потерявших в данных условиях свое значение, на другие приспособительс- кие. Показатель подвижности нервных процессов позволяет объективно оценить способность корковых клеток к быстрому и полному переходу из возбужденного состояния в заторможенное и обратно. Создание динамических стереотипов и тренировка подвижности нервных процессов- реальная предпосылка к формированию творческой личности. Это происходит именно в возрасте от 3 до 5 лет. Как известно, нервная система детей до этого периода более неустойчива. Вот почему именно в этот период возможно ранее выработанные стереотипы сменять на новые. С развитием нервной системы ответная реакция на внешние раздражители становится более дифференцированной, что способствует более прочному закреплению выработанного стереотипа. Поэтому необходима частая смена стереотипных раздражителей и соответственно тренировка все новых и новых адекватных реакций на меняющиеся раздражения. Такая методика будет способствовать динамическому приспособлению ребенка к внешней среде. Изучение же практики показывает, что воспитатели создают в основном нединамические жизненный стереотип, чему способствует излишняя опека любо частые запреты, лишние элементарной самостоятельности.
А нашей новой жизни необходимо поколение, освобожденное от стереотипов. Мы должны готовить детей к жизни, к принятию самостоятельных решений. В первую очередь, необходимо развивать воображение, ведь именно оно помогает освободиться от инерции мышление. Важно формировать у детей умение представлять себе то, что не существует в действительности, преобразовывать представления память в создание заведомо нового, отражать реальную действительность в новых непривычных сочетаниях и связях. Вопрос воспитателям для обсуждения: «Как влияет на формирование стереотипов детей стиль воспитания и обучения, стиль организации жизнедеятельности?». После обсуждения можно предложить несколько цитат, которые воспитатели совместно с руководителем консультации интерпретируют, анализируя положительные и отрицательные моменты собственной практической деятельности. «…Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать» (В. Сухомлинский). «Ребенок- это не сосуд который надо заполнить, а огонь, который надо зажечь» (мудрец). «Человек живет не тем, что он съедает, а тем, что переваривает. Положение это одинаково справедливо относится к уму, как и к телу»(Б. Франклин). «Только тот свободен, кто самостоятельно мыслит и не повторяет чужих слов, смысла которых не понимает» (Б. Авербах). Приложение 6
Практикум по развитию творчества
Каждый день находи место и время, чтобы поразмышлять. Когда перед тобой возникает проблема, подожди немного, когда пройдет шок ее появления, и спокойно подумай: «С какой стороны лучше подойти к этой проблеме? (японцы называют это «разворот в мышлении»). Уделяй внимание развитию навыка быстро сосредотачиваться при переходе к новому виду деятельности. Поощряйте в себе чувство желания и недовольства, чтобы дерзать и добиваться, то есть действовать. В своей работе всегда ставь себе определенные цели, а затем разрабатывай график ее достижения. Каждый день борись с шаблоном, рутиной, стереотипом: старайся сегодня действовать так, а завтра иначе, сегодня иди одной дорогой, а завтра другой. Общайся с людьми других профессий.
Записывай приходящие тебе в голову мысли и для этого всегда имей под рукой записную книжку. Находи способы оповещения других о твоих идеях (выступления, заметки, статьи). Уважай, но не преклоняйся перед авторитетами, стандартами, нормами, традициями. Думай по-своему, иди своим путем, делай то дело, которое считаешь своим, и делай так, как считаешь нужным. Приложение 7
Факторы, способствующие и тормозящие развитие творчества

Способствующие факторы
-поощрение различных форм творческого продукта в семье и в ДОУ; -ориентация ребенка на творческое решение проблем; -отсутствие преград в отношении спонтанности и инициативы ребенка; -возможность манипуляций с предметами и мыслями; -обучение ребенка вниманию к сигналам окружающей среды; -воспитательные воздействия в направлении признания ребенком ценности творческих черт своей личности.
Тормозящие факторы
-ориентация на успех, когда ребенок боится дать неправильный ответ; -усиленная ориентация на мнение сверстников; -запрещение вопросов и ограничение инициативы; -строгое разграничение друг от друга игровой и трудовой деятельности; -представление о дивергентном мышлении как отклонении от нормы. Приложение 8
Список художественных произведений, иллюстрирующих

простые приемы фантазирования

Увеличение – уменьшение:
« Репка», «Кот в сапогах» Ш. Перро, , «Дюймовочка» Г.- Х. Андерсен, «Золушка» Ш. Перро, «Алиса в стране чудес» Л. Керрол, «Путешествие Гулливера» Д. Свифт, «Городок в табакерке» В. Одоевский, «Мальчик-с- пальчик» Ш. Перро, «Дядя Степа» С. Михалкова, «Щелкунчик и мышиный король» Э.Т. А. Гофман и другие.
Ускорение – замедление:
«Дикие лебеди», « Гадкий утенок» Г.-Х. Андерсен, « Кот в сапогах Ш.Перро, « Конек –горбунок» П. Ершов, «Двенадцать месяцев» ( течение времени) С. Маршак, «Цветик – семицветик» В.Катаев и другие.

Дробление – объединение:
« Малыш и Карлсон» А. Линдгрен, « Старик Хоттабыч» Л.Лагин, « Золушка» Ш. Перро, « Цветик- семицветик» В.Катаев, «Репка» р.н.с., « Иван – коровий сын» р.н.с., « Марья-искусница» р.н.с. и другие.
Смещение во времени:
« Двенадцать месяцев» С. Маршак. «Аленький цветочек» С. Аксаков, « Старик Хоттабыч» Л. Лигин, « Сказка о потерянном времени» Е. Шварц, « В стране невыученных уроков» Л. Гераскина, « Морозко» р.н.с. и др.
Оживление – омертвление:
« Сказка о мертвой царевне2 А. Пушкин, « Сестрица Аленушка и братец Иванушка» р.н.с., « Морозко» р.н.с., « Красная шапочка» Ш.Перро, « Аленький цветочек» С. Аксаков и др Приложение 9
Опросник для родителей

Тема: «Роль семьи в развитии и поддержании творческих интересов

ребенка»
1.Как Вы считаете, есть ли у Вашего ребенка способности к какому –либо творческому занятию? Если есть, то какие?_____________________________ __________________________________________________________________ 2.Какие материалы (игры) стремитесь приобретать ребенку для домашних занятий?___________________________________________________________ __________________________________________________________________ 3. Ваш ребенок самостоятельно занимается каким-нибудь творческим занятием или совместно с Вами?______________________________________ 4.Часто ли ребенок просит кого-либо из членов семьи позаниматься с ним? Кого в основном просит?_____________________________________________ __________________________________________________________________ 5.Как Вы чаще всего реагируете на просьбы ребенка позаниматься с ним ? __________________________________________________________________ 6.Есть ли у Вас, членов Вашей семьи какие-либо увлечения, интересы к какой-либо творческой деятельности? 7. Есть ли в Вашей семье какие-то продукты совместного творчества?



Приложение 10
Консультация для родителей


Тема:

Игровые

упражнения

и

творческие

задания

на

развитие

воображения и творческого мышления детей»
При развитии творческих способностей ребенка материалом служат, как и в приведенном примере, самые разные - и в большинстве случаев обычные - окружающие вещи. Очень важна способность находить разные пути поиска решения, рассмотреть явление или предмет с разных сторон и т. д. Приведем несколько возможных занятий с ребенком. Упражнения для развития творческого воображения и мышления. Активизация творческого воображения и мышления в различных видах деятельности. .Математика. Развитие математических навыков представляет собой умение анализировать, синтезировать, классифицировать, обобщать и оценивать. С детьми можно проводить следующие упражнения. 1. Помогите ребенку проследить применение математических понятий на практике. Например, попросите его подсчитать, сколько осталось дней до какого-либо интересного и значимого для него события, к примеру до поездки за город. Вы можете спросить, хватает ли салфеток для всех сидящих за столом. Процесс приготовления пищи также дает возможность практичного применения математических знаний (отмеривание исходных продуктов при помощи чашек, чайных ложек и т. п.). 2. Организуйте дома импровизированный магазин. Предоставьте ребенку решать, что продавать, какие устанавливать цены, как регистрировать закупки и т. д. 3. Предложите детям несколько задач (головоломок) на классификацию геометрических фигур по цветам и размерам. Попросите нарисовать (или указать) фигуру треугольника, которая должна идти при следующей последовательности: треугольник - круг - квадрат - треугольник - круг - квадрат - треугольник - ... 4. Попросите детей выстроить жестяные банки по высоте. Затем заполните эти банки различным материалом и попросите детей поставить их в порядке возрастания веса. 5. Предложите ребенку изобрести новую геометрическую фигуру и дать ей название. 6. Скажите ребенку, что как будто какой-то грабитель похитил все имеющиеся в городе часы. Каким образом можно следить за ходом времени, пока в городе не будут установлены новые часы? 7. Чем лучше отмерить компоненты, входящие в шоколадный кекс: муку, воду, соль, сахар, ванилин, какао - измерительными ложками или чашками? Речь. Искусство владения языком включает умение слушать и общаться (в устной форме), а в более старшем возрасте - читать. Развитие речевых навыков можно стимулировать отгадыванием загадок, чтением стихов, народных легенд и сказок, рассказов и т. д. Следующее упражнение дает представление о некоторых методах развития навыков в этой области.
1. Придумайте предложения, в которых опущено последнее слово. Предложите ребенку закончить фразу словом, подходящим по смыслу. Например: "Я хочу носить...", или "Мой любимый цвет...", или "Петя бросил...". Более сложной разновидностью этого упражнения будет задача подобрать подходящие слова в середине или в начале фразы. Например: "...ехал на велосипеде" или "Даша... ее маленького брата". 2. Поставьте перед детьми задачу назвать рифмующиеся слова, например, со словом "машина". Затем попросите их придумать стихотворение, содержащее эти слова. 3. Предложите ребенку составить связный рассказ по картинкам. Затем поменяйте картинки местами. Поставьте перед ребенком задачу расположить их в первоначальном порядке. 4. Предложите ребенку представить себе, что он самый лучший повар на свете и должен выступить в телевизионной передаче, чтобы продемонстрировать способы приготовления самых изысканных блюд. Правилами этой игры предусмотрено, что дети могут пользоваться любым необходимым им подсобным материалом. 5. Выдайте ребенку четыре не связанных между собой по смыслу картинки. Попросите его сгруппировать их так, чтобы получился рассказ. 6. Предложите детям придумать окончания историям, прослушанным по магнитофону. Наука. Способности к научной деятельности включают в себя умение наблюдать, классифицировать, экспериментировать и выдвигать гипотезы. Что касается дошкольного образования, то наиболее распространенными темами, изучаемыми на этом уровне, являются органы чувств, воздух, вода, времена года, погода, простейшие законы природы, насекомые, растения и животные. 1. Расскажите ребенку о каком-либо животном, например о змее. Попросите дать ответы на следующие вопросы: чем бы ты кормил(а) змею? Какое бы выстроил(а) для нее жилище? Где бы стал(а) искать змей? 2. Покажите ребенку, как изготавливаются простейшие весы. Для этого возьмите длинную плоскую пластину, например деревянную линейку или деталь конструктора, и положите ее на точку опоры. Объясните, как можно уравновесить два предмета. Затем предложите самостоятельно провести эксперимент, помещая разное количество грузов на оба конца доски. 3. Дайте ребенку пипетку, две банки подкрашенной воды, лист вощеной бумаги и увеличительное стекло. Предложите поближе ознакомиться с этими предметами, затем попросите объяснить, что произойдет с водой при попадании ее на вощеную бумагу? Что произойдет с двумя каплями воды разного цвета при соприкосновении друг с другом? Что произойдет с водой, если она попадет на руку? 4. Помогите ребенку отыскать муравейник и исследовать его с помощью увеличительного стекла. Рассыпьте хлебные крошки вблизи муравейника и попросите ребенка высказать предположение о том, как будут вести себя
муравьи. Увидев, что муравьи проложили путь к крошкам, спросите, что они будут делать, если на их пути поместить камень или смыть часть пути водой. 5. Попросите вашего ребенка вырастить какие- нибудь семена, погружая их в жидкость с вечера и накрывая мокрым полотенцем. Дайте ребенку задание фиксировать процесс прорастания семян (например, нарисовать). Попросите его описать все изменения, происходящие в процессе роста растения. 6. Попросите ребенка представить себе, что коровы потеряли голос и не могут мычать. Спросите, каким образом в этом случае коровы будут общаться друг с другом. 7. Поставьте перед дошкольником задачу получить краски новых цветов путем смешивания. В виде исходных материалов могут быть использованы не только масляные краски, но и подкрашенная вода, пластилин и пр. 8. Предложите изобрести новое фантастическое существо, нечто среднее между насекомым, млекопитающим и рыбой. Попросите описать это новое творение: чем оно питается, где живет, как передвигается и т. д. Затем попросите изобразить его на бумаге. 9. Попросите ребенка назвать свое любимое блюдо и рассказать, почему он любит это блюдо больше других. Темой для рассказа могут быть любимые животные, рыбы, насекомые, растения и т. д. 10.. Предложите ребенку представить себе, что он при помощи волшебства может превратиться в машину или животное. Спросите его, какой вариант он бы предпочел и почему. Коммуникативная сфера. В заключение мы приведем несколько рекомендаций относительно того, как развивать творческие способности ребенка в сфере общения. 1. Предложите ребенку попробовать свои силы в разных ролях: стюардессы (стюарда) и официанта, парикмахера и воспитателя, продавца и покупателя и т. д. Как он справляется с провокационными ситуациями? Какой находит выход при общении с нестандартными пассажирами (покупателями и т. д.)? 2. Предложите первому отвечать на телефонные звонки. Поблагодарите, если он хорошо справляется с обязанностями диспетчера. 3. Попросите самостоятельно объяснить продавцу, какую игрушку (или продукт) нужно достать с полки магазина.
Приложение 11
Консультация для родителей

Тема: « Роль семьи в развитии творческих способностей детей»
Творческие способности могут проявляться в различных видах деятельности. На волнующий многих родителей вопрос, можно ли их развить, можно ли обучить творчеству, психологи отвечают: да. Это связано с тем, что дошкольный возраст является очень восприимчивым, пластичным, здесь появляется такая психическая функция, как воображение. Другими словами, возраст от трех до семи лет наиболее благоприятен для развития творческих способностей. Способов развития творческих способностей множество, и в первую очередь у родителей. В пользу того, что именно мама и папа могут лучше всего организовать процесс творческого развития ребенка, говорят следующие факты: - ребенок высоко ценит общение с родителями, которые являются для него авторитетами; - родители хорошо знают своего ребенка и потому подбирают те возможности развития, которые понравятся малышу и будут ему интересны; - творческая деятельность - один из самых продуктивных вариантов времяпрепровождения взрослого и ребенка; - внимание мамы или папы целиком посвящено ребенку, тогда как воспитатель старается распределить его равномерно между всеми детьми в группе; - эмоциональный контакт со значимым взрослым доставляет малышу особые впечатления радости совместного творчества; - у ребенка формируется представление о родителе как о человеке, с которым интересно быть вместе; - мама и папа выбирают, как правило, разные средства для развития ребенка, а потому творческий опыт малыша, который он получает в семье, умножается вдвое. Прежде чем мы покажем, какими способами можно развивать креативность, приведем небольшую историю, герой которой обладает явно выраженной способностью к творчеству. Во время Первой мировой войны некому мистеру Хэрригану жена прислала отчаянное письмо. "Похоже, во всей Ирландии не осталось ни одного трудоспособного мужчины, - писала она, - и мне приходится самой вскапывать сад". В ответ Хэрриган написал: "Не вскапывай сад. Там зарыто оружие". Письмо было вскрыто цензурой, в дом жены нагрянули солдаты и перекопали весь сад до последнего дюйма. "Не знаю, что и думать, дорогой, - написала миссис Хэрриган мужу, - пришли солдаты и перерыли весь наш сад". - "Теперь посади картошку", - ответил Хэрриган. Мистер Хэрриган избрал неожиданный, нестандартный ход, просчитав предварительно последствия своих действий.
Приложение 12
О развитии любознательности у детей
Внимательно относитесь к детским вопросам. Не раздражайтесь из-за них на ребенка, не запрещайте их задавать. Ответы давайте краткие и доступные пониманию ребенка. Все время прививайте ребенку познавательные интересы и мотивы. .Проводите в семье конкурсы знатоков, викторины, часы загадок и Отгадок. Проводите постоянные прогулки на природу: в парк, сквер, к водоему, в лес. Мастерите с детьми поделки из природного материала и бумаги. Поощряйте экспериментирование детей. Читайте детям книги, беседуйте по их содержанию.
Десять заповедей творческой личности
Будь хозяином своей судьбы. Достигни успеха в том, что ты любишь. Внеси свой конструктивный вклад в общее дело. Строй свои отношения с людьми на доверии. Развивай свои творческие способности. Культивируй в себе смелость. Заботься о своем здоровье. Не теряй веру в себя. Старайся мыслить позитивно. Сочетай материальное благополучие с духовным удовлетворением. Приложение 13

Правила организации общения и организации жизнедеятельности

ребенка для его успешного творческого развития
Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком; интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты; воспринимать вопросы и высказывания ребенка всерьез. Уважать право ребенка на собственное мнение и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока обладает меньшим жизненным опытом; включать ребенка в совместное обсуждение общих семейных дел. Предоставлять ребенку жизненное пространство: с вниманием относиться к его потребностям, снабжать ребенка книгами, играми и другими нужными ему вещами для его любимых занятий; не запрещать ребенку играть со всяким хламом – это стимулирует его воображение; найти место, где ребенок смог бы показывать свои работы и достижения; не ругать ребенка за беспорядок на столе, если он еще не закончил занятия (однако требуйте приводить рабочее место в порядок после его окончания). Приучать ребенка мыслить и действовать самостоятельно; побуждать ребенка находить проблемы и затем решать их, поощрять в ребенке максимальную независимость от взрослых, не теряя при этом уважения к ним. Помогать ребенку строить свои собственные планы и давать ему возможность самостоятельно принимать решения и ответственность за них. Побуждать ребенка придумывать истории и фантазировать, делать это вместе с ним, брать его в поездки по интересным местам. Развивать в ребенке позитивное восприятие мира, хвалить его за конкретные успехи и делать это искренне, не сравнивая своего ребенка с другими, указывая при этом на его недостатки.
Приложение 14
Упражнения,

способствующие

развитию

творческого

воображения

и

творческого

мышления,

рекомендованные

воспитателям

для

использования

в

работе

с

детьми

экспериментальной

группы

(модификация «курса развития творческого мышления" Ю.Б. Гатанова)

Упражнение 1
. РАЗДУМЬЯ О СЛОВАХ Цели: Развитие способности генерировать множество ответов. Осознание детьми, что люди по - разному реагируют на одну и ту же ситуацию. Необходимо наглядно показать детям, что одинаковые слова могут вызывать у людей разные мысли. Например, произнести слово «мягкий» и попросить каждого ребенка сказать, о чем он думает, когда слышит это слово. Необходимо записать эти ответы на доске. Затем сделать то же самое со словами «красивый» и «быстрый» и обратить внимание детей на то, что каждый из них думает о разном, хотя слышит одно и то же слово.
Упражнение 2.
ОТ ТОЧКИ К ТОЧКЕ Цели: развитие способности творить и созидать, работая в условиях значительных ограничений. В начале детям показывается, каким образом можно рисовать точками (на доске или на плакате). Затем к доске или к плакату вызывается кто-либо из детей, чтобы соединить точки. Спросить у всей группы, что они видят, на что это похоже. Вызовите одного из добровольцев к доске или плакату. Пусть он поставит руку с мелом на второй точке верхней линии. Попросите его, чтобы он сделал 10 (или меньше) линий, соединяя точки. Когда ребенок закончит рисовать, он может, если захочет, заштриховать часть рисунка. Спросите группу, что они видят, на что похож этот рисунок. Попросите детей предложить какие-нибудь названия для рисунка.
Упражнение 3
. ИСТОРИИ И СКАЗКИ Цели: развитие способности придумывать альтернативные окончания для историй и сказок. Напомните или расскажите детям какую – нибудь сказку, например, «Волк и семеро козлят». Спросите их, нравится ли им концовка. Если нет, то обсудите другие варианты концовки. Что бы, например, могло случиться, если бы к козлятам в то время приехал в гости и отдыхал на печке их добрый знакомый пес – волкодав, или если бы пара козлят в совершенстве владела приемами каратэ, или если бы один из козлят нашел волшебную палочку. Попросите детей придумать счастливое, грустное или забавное продолжение. Если дети будут изменять и развивать идеи друг друга, то поощряете их в этом.
Упражнение 4.
НАСТРОЕНИЕ Цели: Развитие способности придумывать разные ответы. Осознание дошкольниками того, что разные ситуации могут создавать одно и тоже настроение.
Перед этим заданием подберите и затем прочитайте небольшую историю (например, из «Денискиных рассказов» В. Драгунского) или стихотворение, которые навевают определенное настроение. Спросите у детей, какая это история – веселая или грустная? Учтите, что, вполне вероятно, история, которая кажется грустной или веселой большинству, не покажется такой каждому ребенку. Обсудите эту историю или стихотворение, но позвольте каждому ребенку решить, являются ли они грустными или веселыми именно для него. Попросите детей нарисовать все то, от чего они становятся счастливыми или грустными.
Упражнение 5
. ПРАЗДНИК Цели: Развитие умения создавать дополнительный смысл имеющимся объектам путем разработки деталей. Спросите у детей, в каких случаях на столах появляются торты. Обсудите, каким образом украшают торт ко Дню рождения. Напишите вместе с ними на доске или на плакате праздники и особые дни и даты, которые можно было бы отпраздновать с тортом. Чтобы дети начали предлагать нестандартные идеи, спросите их, как можно было бы отметить покупку щенка и как украсить торт по этому знаменательному случаю. Например, разместить на торте «косточки», сделанные из леденцов.
Упражнение 6
. РАССКАЗ ПО КАРТИНКАМ Цели: Развитие воображения и вербальной оригинальности. Развитие способности придумывать истории на основе определенной последовательности рисунков. Вырежьте и принесите в группу забавный рисунок из странички юмора любого подходящего журнала или газеты. Увеличьте его с помощью проектора или перерисуйте на большой лист ватмана (сами или с помощью родителей). Уберите при этом (вырежьте, закройте и т. п.) все подписи, чтобы оставался только рисунок. Попросите учащихся всех вместе придумать и продиктовать историю по этому рисунку, которую вы запишите на доске или на большом листе ватмана прикрепленном на доске. Можно предложить написать несколько историй по этому же рисунку для лучшего понимания.
Упражнение 7
. НАРИСУЙ ЛИЦА Цели: Развитие умения создавать имеющие смысл объекты с помощью добавления и разработки деталей. Развитие символической беглости и гибкости. Вырежьте из старых журналов рисунки и фотографии людей с разными настроениями. Покажите эти картинки группе. Разместив их на ватмане. Спросите, какие они, эти лица: счастливые или грустные, и т. д. Покажите лицо с веселым выражением. Спросите детей, как и что нужно изменить на картинке, чтобы превратить это лицо в грустное. Подчеркните, что глаза и брови так же хорошо, как и контуры рта, могут передавать настроение человека. Напишите на листке бумаги (или на доске) слова «веселый», «сердитый», «грустный». Вызовите одного из детей и попросите его встать перед группой,
взять в руки лист с надписью «веселый» и изобразить веселое настроение. Вызовите других детей и попросите их изобразить другие настроения. Если в группе есть зеркало, то дайте возможность детям посмотреть на выражение своих лиц, когда они хотят продемонстрировать, то или иное настроение. Подчеркните, что разные дети могут использовать разные способы изображения настроения.
Упражнение 8.
О ЧЕМ ТЫ ДУМАЕШЬ? Цели: осознание детьми того, что одно и то же событие может иметь разные значения для людей. Попросите каждого ребенка представить, что сейчас на улице солнечный день того времени года, которое ему больше всего нравится, и любой час дня, который он предпочитает. Когда дети все это представят, пусть возьмут листы бумаги и напишут или нарисуют на них то, что они хотели бы делать в это воображаемое время. Обсудите с детьми, как они чувствуют себя в солнечный день и в дождливый день. Дети увидят, что, возможно, не все чувствуют себя радостно и весело в солнечный день и грустно в дождливый.
Упражнение 9
.ЕСЛИ БЫ Я ПИСАЛ КНИГУ Цели: развитие способности трансформировать характеристики знакомых объектов. Попросите детей вспомнить, как выглядит слон Дамбо из диснеевских мультфильмов (слон с большими ушами, при помощи которых он может летать). Объясните детям, что авторы детских книг часто берут обычных животных и наделяют их какими – либо необычными чертами и особенностями. Из-за этого они становятся яркими и запоминающимися. Попросите детей перечислить запомнившихся им героев с необычными чертами (Чебурашка, Микки- Маус и т. д.). Нарисуйте на доске или на плакате обычную собаку и попросите детей дорисовать ей что – либо выдающимися особенностями. Они могут нарисовать ей крылья, дополнительные лапы, глаза, увеличить голову и т. д., также дать имя этой собаке. Имя, а не название. Приложение 15
Комплекс развивающих занятий на развитие творческого воображения

у детей старшего дошкольного возраста.

Занятие 1. « Художники»
Цель: активизировать творческое воображение в изодеятельности. Педагог рассказывает сказку о забывчивом художнике, который начинал рисовать какую-то картину и забывал что хотел нарисовать. Он начинал то одну, то другую картину и никак не мог закончить их. Детям предлагается помочь художнику – закончить его картины. Педагог раздает листочки с разными элементами, дети придумывают свои рисунки.
Занятие 2. «Фантазеры»

Цель: стимулирование фантазии, учить ребенка видеть различные формы в кляксах, анализировать их. Педагог показывает детям необычный способ рисования – кляксы. Предлагает им попробовать самим сделать кляксу – одним цветом или смешанными красками. Дети рассматривают свои кляксы, рассказывают, что они видят в своих творениях, как они это увидели. Предлагается пофантазировать и превратить кляксы в какие-либо рисунки. Побуждать детей рисовать не отдельные какие –то предметы, а целую картину.
Занятие 3. «Рисуем настроение»
Цель: активизировать творческое воображение в изобразительной деятельности. Педагог показывает детям пиктограммы эмоций радости и грусти. Беседа о различном настроении: как определить, как можно увидеть какое настроение у друга, соседа, родителей. Детям предлагается закрыть глаза, сесть поудобнее и вспомнить какой-нибудь веселый случай из своей жизни, потом вспомнить что- то грустное или неприятное. Побеседовать какое у них сейчас настроение и как его можно выразить в рисунке. Рисуем свое настроение.
Занятие 4. «Рисуем музыку»
Цель: активизировать творческое воображение, развитие эмоциональной отзывчивости на музыку различного характера. Звучит музыка. - Как можно назвать эту музыку? -Какая она? -Что вы представили, когда слушали музыку? -Можно ли нарисовать музыку? - Какими красками будете рисовать? Педагог предлагает слушать музыку и рисовать ее.
Занятие 5. «Фантастическое существо»
Цель: развитие творческого воображения, формирование умения комбинировать детали в новое целое. Игра. Вырезать из старых журналов животных, птиц, людей и все что хочет- ся. Попробовать сложить из разных деталей совершенно новое фантастическое существо. Предложить наклеить их на общий лист бумаги, придумать имена своим выдуманным существам. Рисование. Как придумать новое фантастическое существо
Занятие 6. «Музыкальное рисование»
Цель: развитие творческого воображения, оригинальности выполнения заданий, воспитание дружеских взаимоотношений в совместной работе. Каждый ребенок рисует, пока играет музыка (магнитофон). Когда музыка останавливается, это означает, что ребенок должен перестать рисовать и предать свой листок соседу рядом. Следующий ребенок добавляет что-то свое к этому рисунку, пока звучит музыка и т.д. Таким образом, получится
коллективный рисунок необычного животного. Придумать ему имя. Повторить игру несколько раз, не повторяя рисунков. Игра по типу «Море волнуется»: пока играет музыка дети двигаются, жестами, движениями. Мимикой изображая необычных животных, когда музыка останавливается – дети замирают в выразительной позе.
Занятие 7. « Путешествие в страну Фантазия»
Цель: создание мотивации на совместную работу; стимулировать развитие творческого воображения; развитие активного внимания, мелкой моторики руки, эмоциональной отзывчивости на восприятие музыки различного характера. Ритуал входа в сказку. На входе в комнату ставится большое зеркало. Педагог предлагает детям отправится в сказочную страну с помощью волшебного зеркала. Нужно посмотреть в зеркало, улыбнуться и произнести слова: « В зеркале я отражусь, где захочу – там окажусь». Педагог беседует с детьми о том, что значит слово фантазия и что значит – фантазировать. ( Фантазия – удивительная страна. Она существует потому, что мы мечтаем, фантазируем, воображаем. Стоит нам только придумать что- то необычное, несуществующее в реальном мире, как оно сейчас же появляется в стране Фантазия и начинает жить своей жизнью. В этой стране живут все сказочные герои всех стран мира, все сны, все мечты. Звучит музыка. Появляется кукла «Ничто» (необычной формы подушка): -Человеческие дети к нам забыли путь, Перестали верить книгам, А Фантазия за то, С каждым часом, с каждым мигом Превращается в НИЧТО…… Стране Фантазия угрожает ужасное ничто – ничто больше не радует, ничто не интересует. ничто больше не привлекает ее жителей: они грустны, обижены и злы. Нужно помочь. Пофантазируем. Нарисуем жителей этой страны: они особенные, не похожие на нас, придумайте их сами. Звучит музыка, дети рисуют по линейке – трафарету необычных существ, рисуют им улыбающиеся лица. Упражнение на развитие активного внимания. Инструкция: один удар бубена - идете вперед шагом, два раза – перепрыгиваете через муравья, три раза – поворачиваете назад, «аист» - стоите на одной ноге, «заяц» - прыгаете. Путешествие продолжается через Волшебный лес, который населен несуществующими животными, сказочными существами. Слушая музыку, дети превращаются в сказочное существо, изображают его. Потом рисуют каждый свое существо на общем листе бумаги – заселяют лес. «Ничто» исчезает. Подведение итогов занятия: каким образом дети помогли стране Фантазия. Ритуал выхода из сказки: -В зеркале я отражусь, Где захочу – там окажусь.

Занятие 8.
«Полет на планету роботов» Цель: знакомить детей с противоречиями; побуждать к фантазиям; развивать творческое воображение Педагог вносит в группу бубен (использование методов ТРИЗ)[35]. -Что плохого в этом бубне? -Что хорошего в этом бубне? Игра «Чей голос как звучит». - А какой голос у точки?( она молчит). -Я знаю особенную точку. Хотите, расскажу о ней? (точка нарисована на ватмане). Жила-была точка. Кто это может быть? Скучно стало моей точке на таком большом листе бумаги. Что можно сделать? (еще нарисовать). - Ваши точки дружат? Как нарисовать дружбу наших точек? -Дружбу нельзя нарисовать, но всегда можно видеть – дружат ли дети. (противоречие). -Как можно увидеть дружбу? -Как показать, что наши точки дружат? Соединяем точки – получается ракета, на которой дети «летят» на сказочную планету. Игра по типу жмурок: пойманному предлагается выбрать листочек с вопросом: -что общего между пианино и магнитофоном? -Что общего между листом бумаги и нашей доской? -Что хорошего в нашем космическом корабле? -Что плохого в нашей ракете? -Что хорошего в роботе? Предлагается рассмотреть несколько вариантов рисунков роботов из геометрических фигур ( линейка – трафарет). Звучит музыка ( « Таинственная галактика» группа «Зодиак»). Детям предлагается придумать и нарисовать своих роботов, используя линейки. Работы детей развешиваются вокруг ракеты.
Занятие 9. «Новая жизнь старых вещей»
Цель: формирование умения придумывать способы необычного использования обычных предметов, умения комбинировать имеющиеся детали в новое целое. Беседа с детьми о том, какие ненужные вещи ( по их мнению) у них есть дома и как их можно по- новому использовать? Например, старые полиэтиленовые пакеты, спичечные коробки, бумажные пакеты из – под молока и т.д. Спросите у детей, видели ли они телевизионные передачи, где часто показывают, как можно по – новому использовать старые вещи (например, рубрика «Очумелые ручки» в передаче «Пока все дома»). Скажите детям, что если немного поработать со старой вещью, несколько изменить ее форму и размеры, скомбинировать с другими предметами, то можно создать какую – то полезную или декоративную вещь. Игра – соревнование. Дети делятся на две команды. Каждая команда должна придумать как можно больше способов использования той вещи, которая
нарисована. Предложить сделать общий декоративный коллаж из предложенных ненужных вещей.
Занятие 10. « Маленькая страна»
Цель: умение проводить классификацию предметов и действий, развитие умения представлять мысли в структурированной форме. Дети сидят на ковре в круге, педагог просит их закрыть глаза. Звучит песня «Маленькая страна». Педагог просит представить себе далекую сказочную страну или планету, где живут только дети. В этом мире все придумано и сделано только для них: все вещи, дома, развлечения. Попросите детей описать то, что они могут, обнаружить на этой планете и как это все, будет выглядеть. Ответы могут быть типа таких: магазины с игрушками и детской одеждой, маленькая мебель, детские зоопарки и цирки и т. д. Затем пусть они перечислят (а вы можете написать или нарисовать на доске) то, что нельзя будет найти на этой планете, так как эти вещи только для взрослых. В этом список могут войти сигареты, спиртные напитки, автомобили и т.д.
Занятие 11. «Магическая дверь»
Цель: развитие воображения и образного мышления, формирование умения планирования. Детям читают отрывки из книг: Л.Керролла «Алиса в стране чудес», где Алиса попадает через кроличью норку в нереальный, фантастический мир, про необычных жителей, их характерные черты; А.Волкова «Волшебник Изумрудного города», где девочка Элли попадает в волшебную страну и сталкивается с говорящими животными и необычными персонажами и др. Пусть дети вспомнят и расскажут о других подобных сказках с необычными странами и героями. Обсудить различия между этими волшебными, магическими мирами и нашей повседневной жизнью. Предложить детям придумать свою сказочную страну и нарисовать ее Созданные детьми картины фантастических миров можно оформить в форме альбома.
Занятие 12. «Волшебный мир»
Цель: развивать творческое воображение и продолжать формирование умения планировать. Вспомнить, в какой волшебный мир попал каждый из детей через магическую дверь, полистать альбом (см. занятие 11), обсудить степень «волшебности» каждого мира. Предложить детям придумать общий магический мир и создать его на огромном листе бумаги. Детям дать краски и попросить их нарисовать красочные картины своих фантастических миров, которые объединятся в один общий.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Алябьева Е. А. Игры для детей 4-7 лет: развитие речи и воображения. – М., 2010
2. Богоявленская д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. — Ростов-на-Дону, 1999. 3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М., 1991. 4. Гильбух Ю.3. Внимание: одаренные дети. — М., 1991. 5. Дьяченко О. М. Особенности развития воображения умственно одаренных детей. // Дошкольное воспитание. – 2003 -№ 8,с. 24. 6. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. — СПб.: Питер, 1999. 7.Дружинин В.Н., Хазратова Н.В. Экспериментальное наследование формирующего влияния микросреды на креативность //Психологический журнал. - 1994, № 4. 8. Дьяченко О.М., Кириллова А.И. О некоторых особенностях развития воображения. //Вопросы психологии. — 1980. 9. Ермолаева М.В. Методические указания к пользованию психологической картой дошкольника[Текст]/М.В. Ермолаева, И.Г. Ерофеева. – М.: Просвещение, 2003. 10. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. — М., 1984. 11. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская 3.Н. Ступеньки к творчеству. - М., 1987. 12. Обухова Л.Ф., Чурбанова С.М. Развитие дивергентного мышления в детском возрасте. — М., 1995. 13. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. — М., 1996. 14. Одаренные дети [Текст] /Под ред. Г.В.Бурменской и В.М.Слуцкого. — М., 1991. 15. Прохорова Л.Н. Опыт методической работы в ДОУ по развитию креативности дошкольников.- М., - 2007. 16. Перкинс Д.Н. Творческая одаренность как психологическое понятие//Общественные науки за рубежом. Р.Ж.Сер. Науковедение. — 1988. 17. Психология одаренности детей и подростков [Текст]/Под ред. Н.С.Лейтеса. — М., 1996. 18. Развитие и диагностика способностей.//Под ред. В.Н.Дружинина, В.В.Шадрикова. — М.: Наука, 1991. 19. Развитие творческой активности школьников. [Текст]/Под ред. А.М.Матюшкина. - М., 1991. 20. Рекомендации по выявлению умственно одаренных детей дошкольного возраста. [Текст]/Под ред. О.М.Дьяченко, А.И. Булычевой. — М., 1996. 21. Сидорчук Т. К вопросу об использовании элементов теории решения изобретательских задач в работе с детьми дошкольного возраста. – Ульяновск, 1991. 22. Скворцова В. О. Интеллект + креатив: развитие творческих способностей дошкольников. [Текст]/ В.О. Скворцова. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.


В раздел образования