Напоминание

Нераспространенные и распространенные предложения. Второстепенные члены предложения.


Автор: Чихирникова Татьяна Сергеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Мухрановская ООШ им.Гизатова Ш.А."
Населённый пункт: с. Мухраново
Наименование материала: технологическая карта
Тема: Нераспространенные и распространенные предложения. Второстепенные члены предложения.
Раздел: среднее образование





Назад





Технологическая карта урока

Предмет, класс
Русский язык, 5 класс
УМК, автор

программы
Русский язык, 5 кл.(Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова. - М., «Просвещение», 2015 год)
Учитель

Чихирникова Татьяна Сергеевна
, учитель русского языка и литературы МОБУ «Мухрановская ООШ им.Гизатова Ш.А»
Тема урока,

№ урока в

рабочей

программе

№37: Нераспространенные и распространенные предложения. Второстепенные члены предложения.

Цель урока
формирование у учащихся ценностного отношения к совместной познавательной деятельности в процессе совершенствования умений распознавать главные и второстепенные члены предложения
Задачи урока

обучающие

развивающие

воспитательные
организовать работу учащихся по повторению и углублению понятий о главных членах предложения; ввести в активный словарь учащихся термина распространённые и нераспространённые члены предложения; развивать познавательную активность обучающихся посредством формирования общеучебных навыков: мышления, способности анализировать, обобщать, высказывать предположения, делать выводы; воспитывать интерес к русскому языку, вырабатывать навыки самостоятельной деятельности, речевого общения.
Планируемые

результаты

урока

Предметные знания и умения

Личностные качества,

метапредметные УУД

Сформированность основных понятий урока:
определение нераспространённых и распространённых предложений; общее определение второстепенных членов предложения (поясняют главные или другие второстепенные члены); их названия.
Сформированность предметных умений:
умение разграничивать нераспространённые и распространённые предложения; находить в предложении второстепенные члены; определять, какие из второстепенных членов поясняют главные, какие — второстепенные члены предложения; распространять предложение второстепенными членами; рассказывать о предложении по плану. понимание русского языка как национально-культурной ценности русского народа (ЛУУД); умение принимать учебную задачу и участвовать в целеполагании учебной деятельности (РУУД); умение работать в группе (КУУД); умение извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; вычитывать 1
информацию, представленную в схемах (ПУУД).
Методическое

обоснование

урока
В основе методики проведения урока лежит технология развития критического мышления через чтение и письмо, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение умения различать главные и второстепенные члены предложения. При этом используются разнообразные методы и формы проблемного обучения с применением системы средств ИКТ, составляющих единую информационно-образовательную среду урока. Учащиеся сами открывают тему урока, это происходит в процессе диалога по обсуждению созданной учителем проблемной ситуации (ситуация затруднения - создаётся в процессе выполнения заданий). Принятие учебной задачи происходит в процессе обсуждения основной проблемы урока «Что такое «распространенные и нераспространенные предложения»?» Учащиеся выполняют практические групповые задания по заданному алгоритму действий, затем индивидуально применяют освоенный способ деятельности.
ИОС урока

Учебно-методическое и материально-

техническое обеспечение

Вид используемых на уроке средств ИКТ
(универсальные, ОЭР на CD-ROM, ресурсы сети Интернет)
Необходимое аппаратное и

программное обеспечение
(локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства) Учебник «Русский язык. 5 класс» (авт. Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А., Баранов М.Т. и др.) – с.81-82, упр.177, 178
Раздаточный материал:
таблички ДА/НЕТ, маркировочные таблицы, критерии групповой работы, шаблоны для написания групповых синквейнов, медали участников Интерактивная таблица "Нераспространенные и распространенные предложения" [Образовательный электронный ресурс]. – Режим доступа: school- collection.educatalog/res/79d2ac1d-0a01- 00ee-011b-04edec6d7a6a/view/ М у л ь т и м е д и й н ы й п р о е к т 2
о р , к о м п ь ю т е р , и н т е р а к т и в н а я д о с к а ( э к р а н 3
) , в ы х о д в И н т е р н е т 4

Организационная структура урока

Название этапа

Задачи этапа, используемые

приёмы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный

момент
Создание эмоционального настроя на урок. Сегодня нам предстоит большая и серьезная работа. Давайте постараемся получить от этой работы удовольствие. А для того, чтобы мы настроились на эффективную умственную работу, я предлагаю вам послушать необычную музыку. Автор этого уникального произведения Антонио Вивальди (слайд). Совсем недавно, в январе 2008 года, ученые открыли «эффект Вивальди». Дело в том, что цикл «Времена года» благотворно действует на человеческую память. Итак, слушаем! - Ну а теперь, начинам наш урок. Слушают фрагмент из цикла «Времена года» А. Вивальди («Лето.Гроза»), смотрят слайд- шоу
2. Вызов
Актуализация имеющихся у учащихся знаний и умений, создание проблемной ситуации (ситуация затруднения) Приём «Мозговой штурм» Организует беседу с учащимися: -Ребята, о чем мы говорили на предыдущих уроках русского языка? Что вы уже знаете о предложениях? - Предлагаю вам сейчас поработать в группах. Давайте вспомним правила работы в группе (слайды). Ну а теперь давайте разобьемся по группам и приступим к выполнению задания.
На партах
у каждой группы по одному предложению: 1. Выпал снег. 2. Ты радуешься снегу? 3. Зимние дни проходят быстро. 4. Красива зима! На доске – схемы этих предложений.
Задание.
Выберите, какой схеме соответствует оно, объясните, почему. Прикрепите на доску. Итак, у вас план действий такой (план появляется на слайде):
План действий:
1. Разобрать предложение. 2. Найти на доске схему. 3. Прикрепить к ней предложение. 4. Объяснить свой выбор. Участвуют в диалоге с учителем Повторяют за учителем правила групповой работы Получают задания для групповой работы. Проговаривают за учителем план действий (вслух). 5
Приём «Веришь ли ты, что…» Подводящий к формулировке темы диалог. Постановка учебной задачи урока. Постановка целей учебной деятельности - Обратите внимание, что я буду оценивать работу вашей группы (на всем протяжении урока) по следующим
критериям
: - правильность ответа (1 балл); - слаженность работы группы и быстрота выполнения задания (1 балл). - Итак, давайте подведем итоги вашей работы. - Ну а мы продолжаем работать с вашими предложениями. Ваша задача сейчас, подумать в группах и ответить (ДА/НЕТ). За каждый правильный ответ группа получает 1 балл.
«Веришь ли ты, что…»
(слайды) - Эти предложения можно объединить в группы по цели высказывания? - Эти предложения можно объединить в группы по интонации? - Эти предложения можно распределить в группы по наличию второстепенных членов предложения? - Кто сможет распределить по этому признаку? - Смогли ли вы выполнить задание? Почему не смогли? Что у вас вызвало затруднение? - А кто знает, как называются эти предложения? - Как вы думаете, о чём будет сегодня наш урок? - Вы были очень правы в своих версиях, давайте откроем наш учебник на с. 81 и уточним тему нашего урока. Запишите тему урока в тетрадь. - Исходя из итогов вашей групповой работы, чтобы вы хотели узнать по теме нашего урока? (записывает вопросы на доске). - Чтобы ответить на волнующие вас вопросы вы, работая в группах, должны будете познакомиться с понятием «распространенные и нераспространенные предложения», восстановить и актуализировать ранее изученное о второстепенных членах предложения. Каждая группа получает критерии Работают по группам
Разбирают
своё предложение,
находят
на доске соответствующую схему,
прикрепляют
предложение,
объясняют
свой выбор. Участвуют в обсуждении. Каждая группа получает таблички ДА/НЕТ Продолжают работать в группах
Делят
данные предложения на группы. Анализируют возникшее затруднение. Высказывают свои версии. Записывают тему урока в тетрадь. «Нераспространенные и распространенные предложения. Второстепенные члены предложения». Задают интересующие их вопросы. 6

3. Осмысление

содержания
Приём «ИНСЕРТ» Вариант приёма «ИНСЕРТ» - «Пометки на полях» Вариант приёма «ИНСЕРТ» - «Маркировочная таблица» - Вы должны будете п
рочитать
информацию в учебнике о видах предложений по наличию второстепенных членов - с.127. Читая информацию,
поставить
карандашом в тексте знаки: («Пометки на полях») v знаю + новое ! интересное ? не понимаю По итогам групповой работы оформить таблицу и объяснить её заполнение:
v

знаю

+

новое

!

интересно

е

?

не

понимаю
- Итак, давайте ещё раз проговорим план наших действий (появляется на слайде):
План действий:
1. Прочитать текст (с.127) и поставить знаки карандашом. 2. Оформить таблицу. 3. Объяснить её заполнение. - Ещё раз напоминаю вам критерии, по которым я буду оценивать работу групп. Итак, приступаем к работе. - Давайте подведем итоги групповой работы. - Учитель еще раз обобщает теоретические знания (Интерактивная таблица "Нераспространенные и распространенные предложения") Каждая группа получает маркировочную таблицу Повторяют за учителем план действий Работают в группах. Презентуют свои таблицы и объясняют их заполнение
4. Первичное закрепление

полученных знаний и

умений
Подводящий к осмыслению затруднений диалог - А теперь давайте вернемся к тому заданию, которое вызвало у вас затруднение. Подумайте, как его можно выполнить? Группа, которая первой правильно выполнила задание, получает 1 балл. - Давайте обсудим как вы выполняли данное задание.
Физ.Минутка

-
Давайте встанем и немного разомнемся!
Распределяют
предложения на доске в группы по наличию второстепенных членов предложения (групповая работа) Участвуют в обсуждении 7

5. Организация

деятельности на

применение полученных

знаний и умений
Создание условий для индивидуального применения полученных знаний и умений в новой ситуации - А теперь, когда вы уже стали экспертами по теме нашего урока, запишите текст упражнения 177, распространив предложения второстепенными членами. - Давайте обсудим как вы сделали упражнение. Группа, чьи участники приняли наиболее активное участие в обсуждении получит 1 балл. -В чем состоит роль второстепенных членов в предложении? -Сделайте вывод, какое из предложений можно назвать распространенным, а какое нераспространенным? Если есть резерв времени – ученики, также работая в группах, могут выполнить упражнение 178. Выполняют упражнение (индивидуально). Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. (Они делают мысль более понятной, развернутой) (Предложения называются распространенными, если в них есть второстепенные члены предложения, и нераспространенными, если нет второстепенных членов предложения)
6. Рефлексия
Приём «Синквейн» Создание условий для самоанализа и самооценки - А я предлагаю вам еще одно задание. Вы должны в группе составить
синквейн
(алгоритма изученного правила) со словом
«Предложения»
. Группа, которая представит оригинальный синквейн, получает 1 балл. Давайте вспомним правила написания синквейна.0020 Напоминает учащимся правила (слайд): 1 строка – существительное, у нас это слово «Предложения» 2 строка – 2 прилагательных 3 строка – 3 глагола 4 строка – фраза 5 строка – существительное – синоним первому - Давайте послушаем ваши синквейны. - Молодцы! Предлагаю вам
ответить на вопросы
: - какова тема урока? Каждая группа получает шаблон для написания синквейна. Групповая работа Презентуют свои синквейны
Пример синквейна:
Предложения Распространённые, нераспространённые Бывают, состоят, делятся По наличию второстепенных членов Виды
Отвечают
на вопросы.
Дают оценку
своей деятельности, 8
учебной деятельности - какую цель ставили? - достигли ли цели? - какое правило использовали? - что было интересно на уроке? - что было трудно? - где ваши знания пригодятся? - Поднимите руку, кому из вас сегодня помог сосед по парте, по группе? Чем? За взаимовыручку ваша группа получает еще 1 балл. - Подводя итоги работы, мне хотелось бы отметить, что вы все сегодня были на высоте! Помогла ли нам музыка Вивальди? Учитель отмечает достоинства каждой группы - Ну а наибольшее количество баллов на нашем уроке набрала группа №….Они становятся экспертами по нераспространенным и распространенным предложениям. -Ну что ж, ребята, закончить урок мне хочется словами поэта Н.Рыленкова: Горят, как жар, слова Иль стынут, словно камни,- Зависит от того, Чем наделил их ты, Какими к ним в свой час Притронулся руками И сколько отдал им Душевной теплоты. Спасибо всем большое за работу на уроке! Запишите информацию о домашнем задании. оценивают работу группы. Награждение участников медалями (каждая группа получает свою медаль): 1. Эксперты по нераспространенным и распространенным предложениям. 2. Самые оригинальные. 3. Самые дружные. 4. Самые отзывчивые. 5. Самые аккуратные. 6. Самые быстрые.
7. Информация о

домашнем задании
-Выполните задание на выбор: 1. с. 81 упр.176 2. Лингвистическая сказка «Два предложения» (можно оформить в программе PowerPoint). Записывают информацию о домашнем задании 9


В раздел образования