Нераспространенные и распространенные предложения. Второстепенные члены предложения.
Автор: Чихирникова Татьяна Сергеевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ "Мухрановская ООШ им.Гизатова Ш.А." Населённый пункт: с. Мухраново Наименование материала: технологическая карта Тема: Нераспространенные и распространенные предложения. Второстепенные члены предложения. Раздел: среднее образование
программы
Русский язык, 5 кл.(Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова. - М., «Просвещение», 2015 год)
Учитель
Чихирникова Татьяна Сергеевна , учитель русского языка и литературы МОБУ «Мухрановская ООШ им.Гизатова Ш.А»
Тема урока,
№ урока в
рабочей
программе
№37: Нераспространенные и распространенные предложения. Второстепенные члены предложения.
Цель урока
формирование у учащихся ценностного отношения к совместной познавательной деятельности в процессе
совершенствования умений
распознавать главные и второстепенные члены предложения
Задачи урока
обучающие
развивающие
воспитательные
организовать работу учащихся по
повторению и углублению понятий о
главных членах предложения; ввести в
активный словарь учащихся термина
распространённые и нераспространённые
члены предложения;
развивать познавательную активность обучающихся
посредством формирования общеучебных навыков:
мышления, способности анализировать, обобщать,
высказывать предположения, делать выводы;
воспитывать интерес к русскому
языку, вырабатывать навыки
самостоятельной деятельности,
речевого общения.
Планируемые
результаты
урока
Предметные знания и умения
Личностные качества,
метапредметные УУД
Сформированность основных понятий урока:
определение нераспространённых и распространённых предложений; общее определение
второстепенных членов предложения (поясняют главные или другие второстепенные члены); их
названия.
Сформированность предметных умений:
умение разграничивать нераспространённые и распространённые предложения; находить в
предложении второстепенные члены; определять, какие из второстепенных членов поясняют главные,
какие — второстепенные члены предложения; распространять предложение второстепенными
членами; рассказывать о предложении по плану.
понимание русского языка как
национально-культурной
ценности русского народа
(ЛУУД);
умение принимать учебную
задачу и участвовать в
целеполагании учебной
деятельности (РУУД);
умение работать в группе (КУУД);
умение извлекать фактуальную
информацию из текстов,
содержащих теоретические
сведения; вычитывать
1
информацию, представленную в
схемах (ПУУД).
Методическое
обоснование
урока
В основе методики проведения урока лежит технология развития критического мышления через чтение и письмо, обеспечивающий
«открытие» детьми нового знания и активное освоение умения различать главные и второстепенные члены предложения. При этом
используются разнообразные методы и формы проблемного обучения с применением системы средств ИКТ, составляющих единую
информационно-образовательную среду урока. Учащиеся сами открывают тему урока, это происходит в процессе диалога по
обсуждению созданной учителем проблемной ситуации (ситуация затруднения - создаётся в процессе выполнения заданий). Принятие
учебной задачи происходит в процессе обсуждения основной проблемы урока «Что такое «распространенные и нераспространенные
предложения»?» Учащиеся выполняют практические групповые задания по заданному алгоритму действий, затем индивидуально
применяют освоенный способ деятельности.
ИОС урока
Учебно-методическое и материально-
техническое обеспечение
Вид используемых на уроке средств ИКТ
(универсальные, ОЭР на CD-ROM, ресурсы сети
Интернет)
Необходимое аппаратное и
программное обеспечение
(локальная сеть, выход в
Интернет, мультимедийный
компьютер, программные
средства)
Учебник «Русский язык. 5 класс» (авт.
Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А.,
Баранов М.Т. и др.) – с.81-82, упр.177, 178
Раздаточный материал: таблички
ДА/НЕТ, маркировочные таблицы,
критерии групповой работы, шаблоны для
написания групповых синквейнов, медали
участников
Интерактивная таблица
"Нераспространенные и распространенные
предложения" [Образовательный
электронный ресурс]. – Режим доступа:
school-
collection.educatalog/res/79d2ac1d-0a01-
00ee-011b-04edec6d7a6a/view/
М
у
л
ь
т
и
м
е
д
и
й
н
ы
й
п
р
о
е
к
т
2
о
р
,
к
о
м
п
ь
ю
т
е
р
,
и
н
т
е
р
а
к
т
и
в
н
а
я
д
о
с
к
а
(
э
к
р
а
н
3
)
,
в
ы
х
о
д
в
И
н
т
е
р
н
е
т
4
Организационная структура урока
Название этапа
Задачи этапа, используемые
приёмы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1. Организационный
момент
Создание эмоционального
настроя на урок.
Сегодня нам предстоит большая и серьезная работа.
Давайте постараемся получить от этой работы
удовольствие.
А для того, чтобы мы настроились на эффективную
умственную работу, я предлагаю вам послушать
необычную музыку. Автор этого уникального
произведения Антонио Вивальди (слайд). Совсем
недавно, в январе 2008 года, ученые открыли «эффект
Вивальди». Дело в том, что цикл «Времена года»
благотворно действует на человеческую память. Итак,
слушаем!
- Ну а теперь, начинам наш урок.
Слушают фрагмент из цикла «Времена года»
А. Вивальди («Лето.Гроза»), смотрят слайд-
шоу
2. Вызов
Актуализация имеющихся у
учащихся знаний и умений,
создание проблемной ситуации
(ситуация затруднения)
Приём «Мозговой штурм»
Организует беседу с учащимися:
-Ребята, о чем мы говорили на предыдущих уроках
русского языка? Что вы уже знаете о предложениях?
- Предлагаю вам сейчас поработать в группах. Давайте
вспомним правила работы в группе (слайды). Ну а
теперь давайте разобьемся по группам и приступим к
выполнению задания.
На партах у каждой группы по одному
предложению:
1. Выпал снег.
2. Ты радуешься снегу?
3. Зимние дни проходят быстро.
4. Красива зима!
На доске – схемы этих предложений.
Задание. Выберите, какой схеме соответствует оно,
объясните, почему. Прикрепите на доску. Итак, у вас
план действий такой (план появляется на слайде):
План действий:
1. Разобрать предложение.
2. Найти на доске схему.
3. Прикрепить к ней предложение.
4. Объяснить свой выбор.
Участвуют в диалоге с учителем
Повторяют за учителем правила групповой
работы
Получают задания для групповой работы.
Проговаривают за учителем план действий
(вслух).
5
Приём «Веришь ли ты, что…»
Подводящий к формулировке
темы диалог.
Постановка учебной задачи
урока.
Постановка целей учебной
деятельности
- Обратите внимание, что я буду оценивать работу
вашей группы (на всем протяжении урока) по
следующим критериям :
- правильность ответа (1 балл);
- слаженность работы группы и быстрота выполнения
задания (1 балл).
- Итак, давайте подведем итоги вашей работы.
- Ну а мы продолжаем работать с вашими
предложениями. Ваша задача сейчас, подумать в
группах и ответить (ДА/НЕТ). За каждый правильный
ответ группа получает 1 балл.
«Веришь ли ты, что…» (слайды)
- Эти предложения можно объединить в группы по
цели высказывания?
- Эти предложения можно объединить в группы по
интонации?
- Эти предложения можно распределить в группы по
наличию второстепенных членов предложения?
- Кто сможет распределить по этому признаку?
- Смогли ли вы выполнить задание? Почему не
смогли? Что у вас вызвало затруднение?
- А кто знает, как называются эти предложения?
- Как вы думаете, о чём будет сегодня наш урок?
- Вы были очень правы в своих версиях, давайте
откроем наш учебник на с. 81 и уточним тему нашего
урока. Запишите тему урока в тетрадь.
- Исходя из итогов вашей групповой работы, чтобы вы
хотели узнать по теме нашего урока? (записывает
вопросы на доске).
- Чтобы ответить на волнующие вас вопросы вы,
работая в группах, должны будете познакомиться с
понятием «распространенные и нераспространенные
предложения», восстановить и актуализировать ранее
изученное о второстепенных членах предложения.
Каждая группа получает критерии
Работают по группам
Разбирают своё предложение, находят на
доске соответствующую схему,
прикрепляют предложение, объясняют свой
выбор.
Участвуют в обсуждении.
Каждая группа получает таблички ДА/НЕТ
Продолжают работать в группах
Делят данные предложения на группы.
Анализируют возникшее затруднение.
Высказывают свои версии.
Записывают тему урока в тетрадь.
«Нераспространенные и распространенные
предложения. Второстепенные члены
предложения».
Задают интересующие их вопросы.
6
3. Осмысление
содержания
Приём «ИНСЕРТ»
Вариант приёма «ИНСЕРТ» -
«Пометки на полях»
Вариант приёма «ИНСЕРТ» -
«Маркировочная таблица»
- Вы должны будете п рочитать информацию в
учебнике о видах предложений по наличию
второстепенных членов - с.127. Читая информацию,
поставить карандашом в тексте знаки: («Пометки на
полях»)
v знаю
+ новое
! интересное
? не понимаю
По итогам групповой работы оформить
таблицу и объяснить её заполнение:
v
знаю
+
новое
!
интересно
е
?
не
понимаю
- Итак, давайте ещё раз проговорим план наших
действий (появляется на слайде):
План действий:
1. Прочитать текст (с.127) и поставить знаки
карандашом.
2. Оформить таблицу.
3. Объяснить её заполнение.
- Ещё раз напоминаю вам критерии, по которым я буду
оценивать работу групп. Итак, приступаем к работе.
- Давайте подведем итоги групповой работы.
- Учитель еще раз обобщает теоретические знания
(Интерактивная таблица "Нераспространенные и
распространенные предложения")
Каждая группа получает маркировочную
таблицу
Повторяют за учителем план действий
Работают в группах.
Презентуют свои таблицы и объясняют их
заполнение
4. Первичное закрепление
полученных знаний и
умений
Подводящий к осмыслению
затруднений диалог
- А теперь давайте вернемся к тому заданию, которое
вызвало у вас затруднение. Подумайте, как его можно
выполнить?
Группа, которая первой правильно выполнила
задание, получает 1 балл.
- Давайте обсудим как вы выполняли данное задание.
Физ.Минутка
- Давайте встанем и немного разомнемся!
Распределяют предложения на доске в
группы по наличию второстепенных членов
предложения (групповая работа)
Участвуют в обсуждении
7
5. Организация
деятельности на
применение полученных
знаний и умений
Создание условий для
индивидуального применения
полученных знаний и умений в
новой ситуации
- А теперь, когда вы уже стали экспертами по теме
нашего урока, запишите текст упражнения 177,
распространив предложения второстепенными
членами.
- Давайте обсудим как вы сделали упражнение.
Группа, чьи участники приняли наиболее активное
участие в обсуждении получит 1 балл.
-В чем состоит роль второстепенных членов в
предложении?
-Сделайте вывод, какое из предложений можно
назвать распространенным, а какое
нераспространенным?
Если есть резерв времени – ученики, также работая
в группах, могут выполнить упражнение 178.
Выполняют упражнение (индивидуально).
Формулируют собственные мысли,
высказывают и обосновывают свою точку
зрения.
(Они делают мысль более понятной,
развернутой)
(Предложения называются
распространенными, если в них есть
второстепенные члены предложения, и
нераспространенными, если нет
второстепенных членов предложения)
6. Рефлексия
Приём «Синквейн»
Создание условий для
самоанализа и самооценки
- А я предлагаю вам еще одно задание. Вы должны в
группе составить синквейн (алгоритма изученного
правила) со словом «Предложения» . Группа, которая
представит оригинальный синквейн, получает 1 балл.
Давайте вспомним правила написания синквейна.0020
Напоминает учащимся правила (слайд):
1 строка – существительное, у нас это слово
«Предложения»
2 строка – 2 прилагательных
3 строка – 3 глагола
4 строка – фраза
5 строка – существительное – синоним первому
- Давайте послушаем ваши синквейны.
- Молодцы! Предлагаю вам ответить на вопросы :
- какова тема урока?
Каждая группа получает шаблон для
написания синквейна.
Групповая работа
Презентуют свои синквейны
Пример синквейна:
Предложения
Распространённые, нераспространённые
Бывают, состоят, делятся
По наличию второстепенных членов
Виды
Отвечают на вопросы.
Дают оценку своей деятельности,
8
учебной деятельности
- какую цель ставили?
- достигли ли цели?
- какое правило использовали?
- что было интересно на уроке?
- что было трудно?
- где ваши знания пригодятся?
- Поднимите руку, кому из вас сегодня помог сосед по
парте, по группе? Чем? За взаимовыручку ваша группа
получает еще 1 балл.
- Подводя итоги работы, мне хотелось бы отметить,
что вы все сегодня были на высоте! Помогла ли нам
музыка Вивальди?
Учитель отмечает достоинства каждой группы
- Ну а наибольшее количество баллов на нашем уроке
набрала группа №….Они становятся экспертами по
нераспространенным и распространенным
предложениям.
-Ну что ж, ребята, закончить урок мне хочется
словами поэта Н.Рыленкова:
Горят, как жар, слова
Иль стынут, словно камни,-
Зависит от того,
Чем наделил их ты,
Какими к ним в свой час
Притронулся руками
И сколько отдал им
Душевной теплоты.
Спасибо всем большое за работу на уроке! Запишите
информацию о домашнем задании.
оценивают работу группы.
Награждение участников медалями (каждая
группа получает свою медаль):
1. Эксперты по нераспространенным и
распространенным предложениям.
2. Самые оригинальные.
3. Самые дружные.
4. Самые отзывчивые.
5. Самые аккуратные.
6. Самые быстрые.
7. Информация о
домашнем задании
-Выполните задание на выбор:
1. с. 81 упр.176
2. Лингвистическая сказка «Два предложения» (можно
оформить в программе PowerPoint).
Записывают информацию о домашнем
задании
9