"Использование элементов игровой технологии как средство повышения мотивации обучения
Автор: Горбатовская Ирина Николаевна Должность: преподаватель математики Учебное заведение: ГКПОУ Кемеровский горнотехнический техникум Населённый пункт: город Кемерово Наименование материала: статья Тема: "Использование элементов игровой технологии как средство повышения мотивации обучения Раздел: среднее профессиональное
Горбатовская Ирина Николаевна,
преподаватель математики ГКПОУ КГТТ
Использование элементов игровой
технологии как средство повышения
мотивации обучения
В настоящее время у учащихся наблюдается слабая мотивация к учебе.
С каждым классом мотивация падает. На мой взгляд, основной причиной
снижения мотивации является увеличение умственной нагрузки на занятиях,
оторванность
изучаемого
материала
от
жизни.
Уже
стал
риторическим
вопрос: «Зачем мы это изучаем, где мне это пригодится?» Все это заставляет
задумываться
над
тем,
как
мотивировать
обучающихся
к
изучаемому
предмету, как стимулировать их активность на протяжении всего занятия.
Активность такого рода может быть вызвана при помощи целенаправленных
педагогических воздействий. Одним из способов такого воздействия является
применение игровых технологий. Понятие «игровых технологий» включает в
себя достаточно большую группу методов и приемов организации учебного
процесса.
Нестандартные
уроки,
уроки
с
нетрадиционными
методиками
проведения, необычные по замыслу и организации, гораздо больше нравятся
обучающимся, чем обычные будничные занятия. В. А. Сухомлинский сказал:
«Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра - это
огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается
живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая
огонек пытливости и любознательности»
Использование на занятиях элементов игровой технологии дает
наибольший
эффект
в
группах,
где
преобладают
обучающиеся
с
неустойчивым вниманием, пониженным интересом к предмету, для которых
практически любая дисциплина кажется скучной и сухой наукой.
Кратко остановлюсь на нескольких игровых приемах, которые не
только
повышают
интерес
к
предмету,
но
и
расширяют
кругозор
обучающихся, показывают связь одной дисциплины с другой, настраивают
обучающихся на будущую профессию.
1.
ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ
ЗАДАЧИ .
К
занимательным
задачам
относятся
задачи с интересным или необычным содержанием.
Средняя толщина угольного пласта в Донецком бассейне 0,93 м, а в
Кузнецком на 0,92 м толще .
Вычислите толщину пласта в Печорском
бассейне, если он толще Кузнецкого на 36 см.
2. ЗАДАЧИ ПРАКТИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ.
Крыша
силосной
башни
имеет
форму
конуса.
Высота
крыши
2
м,
диаметр
башни
6м.
Сколько
листов
кровельного
железа
надо
для
покрытия крыши, если лист имеет размеры 0,7м на 1,4 м и на швы
пошло 10% требуемого железа?
3.
ОРИГИНАЛЬНЫЕ
ЗАДАНИЯ. Задание ориентировано на то, чтобы
заинтересовать учащегося чем – то помимо вычислений. Интерес вызывает
рассказ, расшифровка текста.
«Если каплю крови рассмотреть в микроскоп, то в ней видны очень
мелкие тельца красного цвета. Если вы весите 40 кг, то в вашей крови
примерно … (1) триллионов красных кровяных телец. Представим себе,
что эта армия кружочков выложена в ряд друг за другом. Длина такого
ряда
составила
бы
…(2)
км.
Нитью
такой
длины
можно
было
бы
обмотать земной шар по экватору более …(3) раз»
1. 30 : 2
2. 105 ∙ 1000
3. 70 : 35
4. ЗАШИФРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ. Это клубок логических связей,
который нужно распутать для получения ответа на вопрос.
Расположите числа в порядке возрастания
3 1 7 4 2 6 5
Р К Ь Т А Л Е
КАРТЕЛЬ – союз предприятий одной отрасли, сохраняющих хозяйственную
самостоятельность (из области экономики)
5. КОДИРОВАННЫЕ ПРИМЕРЫ. Это примеры, в которых каждому числу,
полученному
в
ответе,
ставится
в
соответствие
своя
буква
ключа
и
в
результате решения получается слово или целое выражение, которое несет
определенную информацию.
1. 25−10
2. 40+5
3. 10−7
4. 80:4
5. 35∙2
Ключ
Е
Т
К
Ш
Р
20
45
70
15
3
ШТРЕК
– горизонтальная,
с
углом
наклона
не
более
3
◦
,
подземная
выработка, не имеющая непосредственного выхода на дневную поверхность
(горное дело)
6. МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ЛОТО. Один лист разбит на прямоугольники, в
которых записаны примеры, причем, чем больше частей, тем лучше. Лист с
картинкой
разбит на такое же количество прямоугольников, в которых
записаны ответы и разрезан. Задача обучающегося закрыть каждый пример
соответствующим ответом и в результате получить картинку.
10 + 15
20 − 14
17 ∙2
80 : 4
Т а к и м
о б р а з о м ,
и г р о в а я
деятельность на занятии повышает
мотивацию
учащихся
к
успешной
учебе,
обеспечивает
единство
эмоционального
и
рационального
в
обучении.
Повышает
творческую
активность, как преподавателя, так и студента. Имеет здоровьесберегающую
направленность, так как снимает усталость, напряжение умственного труда,
повышает работоспособность, сглаживает болезненную для многих реакцию
на неудачный ответ.
Свое
выступление
хочется
закончить
словами
Блеза
Паскаля:
«Предмет
математики
настолько
серьезен,
что
полезно
не
упускать
возможности сделать его немного более занимательным».