Напоминание

Повышение эффективности и качества обучения в начальной школе в связи с внедрением ФГОС


Автор: Герасимова Наталья Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "БООШ №1"
Населённый пункт: город Бокситогорск
Наименование материала: статья
Тема: Повышение эффективности и качества обучения в начальной школе в связи с внедрением ФГОС
Раздел: начальное образование





Назад





ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В СВЯЗИ

С ВНЕДРЕНИЕМ ФГОС.

27.10.2015 г.
В 2014 году при наборе первоклассников я вновь начала обучение на основе федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения. Этому предшествовала большая работа по подготовке образовательной организации: создана нормативно-правовая база, основная образовательная программа начального общего образования, проведена курсовая подготовка, улучшены материально-технические условия, т.к. 2010 г. я участвовала в апробации ФГОС. Мой кабинет оснащен в соответствии с требованиями ФГОС: имеется компьютер, подключенный к локальной сети и сети Интернет, мультимедийный проектор, печатные и электронные пособия, раздаточные материалы, цифровые образовательные ресурсы. Все обучающиеся обеспечены учебниками из фонда библиотеки. В 2015-2016 уч. г. продолжена работа по ФГОС: проведен анализ модельных заданий, позволяющих оценить метапредметные и личностные результаты освоения обучающимися ООП; разработаны задания уровневого характера, входного, промежуточного и итогового контроля, позволяющие оценить метапредметные результаты освоения ООП обучающимися начальной школы; организована диагностическая работа: – проведена входная диагностика; – начата работа по отслеживанию динамики формирования УУД у младших школьников;
Анализ второго этапа мониторинга образовательных достижений учащихся 1

класса май 2015 года

Основными направлениями данного мониторинга являлись:
- изучение готовности первоклассников к обучению в школе, - оценка образовательных достижений в процессе обучения в начальной школе, - особенности адаптации школьников к обучению в школе.
Анализ достижений учащихся по математике

Цель
– определение достижения учащимися уровня обязательной подготовки по курсу математики 1-го класса, а также сформированности некоторых учебных действий универсального характера (ориентация в пространстве, работа с информацией, представленной в разной форме, правильное восприятие математической задачи и поиск разных решений, контроль и корректировка собственных действий по ходу выполнения заданий и др.)
Всего

уч-ся

Участво

вало

Не

д о с т и г л и

уровня

базовой

подготовки

(1-6 зад.)

Достигли

уровня

базовой

подготовки

(7 зад.)

Достигли

прочного

базового

уровня

(9-10 зад.)

С п р а в и л и с ь

с

нестандартными

заданиями

(4 зад.)
25 25 0 10 11 4 0% 40% 44% 16%

Анализ достижений учащихся по русскому языку

Цель
– определение достижения учащимися 1–го класса уровня обязательной подготовки по русскому языку, а также сформированности некоторых учебных умений – правильного восприятия учебной задачи, умения работать самостоятельно, контролировать свои действия, находить несколько правильных ответов.
Всего

уч-ся

Участво

вало

Не

д о с т и г л и

уровня

базовой

подготовки

(1-6 зад.)

Достигли

уровня

базовой

подготовки

(7 зад.)

Достигли

прочного

базового

уровня

(9-10 зад.)

С п р а в и л и с ь

с

нестандартными

заданиями

(3 зад.)
25 25 0 12 10 3 0% 48% 40% 12%
Анализ достижений учащихся по чтению

Цель
– определение уровня осознанности чтения у учащихся 1 – го класса в процессе самостоятельного чтения текста и ответов на вопросы по содержанию текста, а также сформированности некоторых общеучебных умений – правильного восприятия учебной задачи, контроля и корректировки собственных действий в процессе выполнения заданий.
Всего

уч-ся

Участво

вало

Не

д о с т и г л и

уровня

базовой

подготовки

(1-5 зад.)

Достигли

уровня

базовой

подготовки

(6 зад.)

Достигли

прочного

базового

уровня

(10 зад.)
25 25 0 12 13 0% 48% 52%
Вывод:
учебная мотивация первоклассников достаточная, ученики готовы и способны проявлять самостоятельность в учении, ориентироваться в нестандартной учебной и практической ситуации. Все обучающие достигли базового уровня. Необходимо продолжить работу над заданиями повышенной трудности. Организована деятельность по мониторингу предметных, метапредметных и личностных результатов освоения младшими школьниками ООП через комплексные диагностические работы, тестовые задания; ведется эффективная работа по нравственному воспитанию, второклассники могут адекватно оценивать свою работу. У детей сформированы навыки познавательной деятельности. Они могут организовать совместную работу по заданным условиям и продуктивно выполнять её. По итогам диагностики проводятся психолого-педагогические консультации для родителей, ведется работа с детьми группы риска. С введением новых стандартов обучения в начальной школе приобретает актуальность использование системы накопительной оценки –
портфолио обучающихся
. Оптимальным способом организации накопительной системы оценки в нашей школе является портфолио учащегося, которое позволяет осуществить оценку динамики индивидуальных образовательных
достижений ребенка, предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность. Я, как педагог на каждом этапе обучения вместе с ребенком выбираю, что является для него результатом на сегодняшний день. Отбирая в своё портфолио творческие, проектные работы, ребенок проводит рефлексию сделанного, а я отслеживаю как меняются, развиваются интересы ребенка, его мотивация, уровень самостоятельности и другие личностные и метапредметные действия. Портфолио способствует повышению самооценки обучающегося, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Отрадно видеть, как обучающиеся начинают осознанно подходить к оформлению своего портфолио.
Отмечаю следующие положительные тенденции в процессе реализации ФГОС:
- положительная динамика использования в образовательной практике учебно-методических разработок и материалов, разработанных в соответствии с ФГОС (тесты, дидактические материалы, контрольно-измерительный инструментарий); - использование в работе с младшими школьниками современных образовательных технологий; - ориентация на организацию здоровье - сберегающей среды; - осознание необходимости перехода на развивающие системы обучения; - возможность профессионального общения педагогов и обмена опытом с коллегами; - положительное отношение родителей обучающихся к организации внеурочной деятельности в ОУ.
Я работаю по УМК "Школа России".
"Школа России" - это учебно-методический комплекс для начальных классов общеобразовательных учреждений, который представляет собой целостную информационно - образовательную среду, реализующую единые идеологические, дидактические и методические принципы, отвечающие требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Система учебников «Школа России» сегодня — это: - современный информационный и образовательный ресурс для детей, учителей и семьи; - эффективные образовательные инновации; - успешное будущее для наших детей. Система учебников «Школа России» в Федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.
Детская самостоятельность формируется через
: работу в группах, дифференцированные задания, проекты по каждому предмету. Действия контроля формируются через: отдельную страницу достижений обучающихся, самопроверку, работу в парах.
В соответствии с ФГОС реализую как урочную, так и внеурочную деятельность.

Новый стандарт определил требования,
которым должны соответствовать образовательный процесс, его результат и, что не менее важно, условия обучения. На уроках применяю системно – деятельностный подход, развивающее обучение, проблемное обучение; коммуникативное обучение; проектные, игровые, информационно- коммуникативные,
групповые технологии; компетентностный подход; личностно- ориентированный подход.
Проектная деятельность
, которой уделяю много внимания на уроках и внеурочных занятиях, очень важна для формирования умения вести исследовательскую работу у младших школьников и дальнейшего постижения основ научно – исследовательской деятельности. Дети охотно включаются в самостоятельный поиск новой информации, интерпретации её, представления своих проектов. Представление проектов происходит как в классе, так и на школьных научно- практических конференциях. Организую и провожу конкурсы как предметные, так и творческие.
Большое внимание уделяю решению проектных задач,
которые помогают мне увидеть, как дети учатся использовать полученные знания в модельных и практических ситуациях, сотрудничать друг с другом в совместной деятельности. На уроках у обучающихся развивается умение учиться, планировать, контролировать и оценивать свою деятельность, ведется работа по формированию ИКТ- компетентности.
Ведется серьезная работа с родителями.
На родительских собраниях проводится анкетирование по вопросам введения ФГОС, обсуждаются основные положения, успехи и проблемы детей, представляются результаты внеурочной деятельности - творческие работы детей, организуются консультации по результатам диагностики УУД. Родители оказывают помощь в ведении портфолио, в оформлении проектов, в организации праздников, принимают активное участие в конкурсах. По результатам работы в 1 классе можно сделать
вывод
: как учитель начальных классов, я добилась выполнения тех целей, которые были поставлены в начале 2014 года, стараюсь создавать условия для получения обучающимися качественного образования на основе формирования ключевых компетенций как целостной системы универсальных учебных действий, опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности. В 2015- 2016 учебном году, учитывая положительный опыт и имеющиеся недостатки,
ставлю

следующие задачи:
1. Продолжить работу по повышению качества образования, через внедрение в свою педагогическую практику актуальных педагогических технологий, ориентированных на системно – деятельностный подход в обучении. 2. Вести систематическую работу с одаренными детьми; 3. Повысить качество проектно-исследовательской деятельности учащихся; 4. Продолжить работу по изучению и внедрению в практику новых стандартов (ФГОС) 5. Продолжить работу по предупреждению неуспеваемости учащихся через индивидуализацию и дифференциацию обучения, вовлечение учащихся во внеурочную деятельность. 6. Использовать здоровье - сберегающие технологии в учебном процессе с целью сохранения физического и психологического здоровья младших школьников


В раздел образования