Повышение эффективности и качества обучения в начальной школе в связи с внедрением ФГОС
Автор: Герасимова Наталья Михайловна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "БООШ №1" Населённый пункт: город Бокситогорск Наименование материала: статья Тема: Повышение эффективности и качества обучения в начальной школе в связи с внедрением ФГОС Раздел: начальное образование
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В СВЯЗИ
С ВНЕДРЕНИЕМ ФГОС.
27.10.2015 г.
В 2014 году при наборе первоклассников я вновь начала обучение на основе
федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения. Этому
предшествовала большая работа по подготовке образовательной организации: создана
нормативно-правовая база, основная образовательная программа начального общего
образования, проведена курсовая подготовка, улучшены материально-технические условия, т.к.
2010 г. я участвовала в апробации ФГОС.
Мой кабинет оснащен в соответствии с требованиями ФГОС: имеется компьютер,
подключенный к локальной сети и сети Интернет, мультимедийный проектор, печатные и
электронные пособия, раздаточные материалы, цифровые образовательные ресурсы. Все
обучающиеся обеспечены учебниками из фонда библиотеки.
В 2015-2016 уч. г. продолжена работа по ФГОС: проведен анализ модельных заданий,
позволяющих оценить метапредметные и личностные результаты освоения обучающимися ООП;
разработаны задания уровневого характера, входного, промежуточного и итогового контроля,
позволяющие оценить метапредметные результаты освоения ООП обучающимися начальной
школы; организована диагностическая работа:
– проведена входная диагностика;
– начата работа по отслеживанию динамики формирования УУД у младших школьников;
Анализ второго этапа мониторинга образовательных достижений учащихся 1
класса май 2015 года
Основными направлениями данного мониторинга являлись:
- изучение готовности первоклассников к обучению в школе,
- оценка образовательных достижений в процессе обучения в начальной школе,
- особенности адаптации школьников к обучению в школе.
Анализ достижений учащихся по математике
Цель – определение достижения учащимися уровня обязательной подготовки по курсу
математики 1-го класса, а также сформированности некоторых учебных действий универсального
характера (ориентация в пространстве, работа с информацией, представленной в разной форме,
правильное восприятие математической задачи и поиск разных решений, контроль и
корректировка собственных действий по ходу выполнения заданий и др.)
Всего
уч-ся
Участво
вало
Не
д о с т и г л и
уровня
базовой
подготовки
(1-6 зад.)
Достигли
уровня
базовой
подготовки
(7 зад.)
Достигли
прочного
базового
уровня
(9-10 зад.)
С п р а в и л и с ь
с
нестандартными
заданиями
(4 зад.)
25
25
0
10
11
4
0%
40%
44%
16%
Анализ достижений учащихся по русскому языку
Цель
– определение достижения учащимися 1–го класса уровня обязательной подготовки
по русскому языку, а также сформированности некоторых учебных умений – правильного
восприятия учебной задачи, умения работать самостоятельно, контролировать свои
действия, находить несколько правильных ответов.
Всего
уч-ся
Участво
вало
Не
д о с т и г л и
уровня
базовой
подготовки
(1-6 зад.)
Достигли
уровня
базовой
подготовки
(7 зад.)
Достигли
прочного
базового
уровня
(9-10 зад.)
С п р а в и л и с ь
с
нестандартными
заданиями
(3 зад.)
25
25
0
12
10
3
0%
48%
40%
12%
Анализ достижений учащихся по чтению
Цель
– определение уровня осознанности чтения у учащихся 1 – го класса в процессе
самостоятельного чтения текста и ответов на вопросы по содержанию текста, а также
сформированности некоторых общеучебных умений – правильного восприятия учебной
задачи, контроля и корректировки собственных действий в процессе выполнения заданий.
Всего
уч-ся
Участво
вало
Не
д о с т и г л и
уровня
базовой
подготовки
(1-5 зад.)
Достигли
уровня
базовой
подготовки
(6 зад.)
Достигли
прочного
базового
уровня
(10 зад.)
25
25
0
12
13
0%
48%
52%
Вывод: учебная мотивация первоклассников достаточная, ученики готовы и способны
проявлять самостоятельность в учении, ориентироваться в нестандартной учебной и
практической ситуации. Все обучающие достигли базового уровня. Необходимо продолжить
работу над заданиями повышенной трудности.
Организована деятельность по мониторингу предметных, метапредметных и личностных
результатов освоения младшими школьниками ООП через комплексные диагностические работы,
тестовые задания; ведется эффективная работа по нравственному воспитанию, второклассники
могут адекватно оценивать свою работу. У детей сформированы навыки познавательной
деятельности. Они могут организовать совместную работу по заданным условиям и продуктивно
выполнять её. По итогам диагностики проводятся психолого-педагогические консультации для
родителей, ведется работа с детьми группы риска.
С введением новых стандартов обучения в начальной школе приобретает актуальность
использование системы накопительной оценки – портфолио обучающихся . Оптимальным
способом организации накопительной системы оценки в нашей школе является портфолио
учащегося, которое позволяет осуществить оценку динамики индивидуальных образовательных
достижений ребенка, предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную
деятельность. Я, как педагог на каждом этапе обучения вместе с ребенком выбираю, что
является для него результатом на сегодняшний день. Отбирая в своё портфолио творческие,
проектные работы, ребенок проводит рефлексию сделанного, а я отслеживаю как меняются,
развиваются интересы ребенка, его мотивация, уровень самостоятельности и другие личностные
и метапредметные действия. Портфолио способствует повышению самооценки обучающегося,
максимальному раскрытию индивидуальных возможностей ребенка, развитию мотивации
дальнейшего творческого роста. Отрадно видеть, как обучающиеся начинают осознанно
подходить к оформлению своего портфолио.
Отмечаю следующие положительные тенденции в процессе реализации ФГОС:
- положительная динамика использования в образовательной практике учебно-методических
разработок и материалов, разработанных в соответствии с ФГОС (тесты, дидактические
материалы, контрольно-измерительный инструментарий);
- использование в работе с младшими школьниками современных образовательных технологий;
- ориентация на организацию здоровье - сберегающей среды;
- осознание необходимости перехода на развивающие системы обучения;
- возможность профессионального общения педагогов и обмена опытом с коллегами;
- положительное отношение родителей обучающихся к организации внеурочной деятельности в
ОУ.
Я работаю по УМК "Школа России". "Школа России" - это учебно-методический комплекс
для начальных классов общеобразовательных учреждений, который представляет собой
целостную информационно - образовательную среду, реализующую единые идеологические,
дидактические и методические принципы, отвечающие требованиям Федерального
государственного образовательного стандарта (ФГОС).
Система учебников «Школа России» сегодня — это:
- современный информационный и образовательный ресурс для детей, учителей и семьи;
- эффективные образовательные инновации;
- успешное будущее для наших детей.
Система учебников «Школа России» в Федеральном перечне учебников, рекомендуемых к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.
Детская самостоятельность формируется через : работу в группах, дифференцированные
задания, проекты по каждому предмету. Действия контроля формируются через: отдельную
страницу достижений обучающихся, самопроверку, работу в парах.
В соответствии с ФГОС реализую как урочную, так и внеурочную деятельность.
Новый стандарт определил требования, которым должны соответствовать образовательный
процесс, его результат и, что не менее важно, условия обучения.
На уроках применяю системно – деятельностный подход, развивающее обучение, проблемное
обучение; коммуникативное обучение; проектные, игровые, информационно- коммуникативные,
групповые технологии; компетентностный подход; личностно- ориентированный подход.
Проектная деятельность , которой уделяю много внимания на уроках и внеурочных занятиях,
очень важна для формирования умения вести исследовательскую работу у младших школьников
и дальнейшего постижения основ научно – исследовательской деятельности. Дети охотно
включаются в самостоятельный поиск новой информации, интерпретации её, представления
своих проектов. Представление проектов происходит как в классе, так и на школьных научно-
практических конференциях.
Организую и провожу конкурсы как предметные, так и творческие.
Большое внимание уделяю решению проектных задач, которые помогают мне увидеть, как
дети учатся использовать полученные знания в модельных и практических ситуациях,
сотрудничать друг с другом в совместной деятельности. На уроках у обучающихся развивается
умение учиться, планировать, контролировать и оценивать свою деятельность, ведется работа по
формированию ИКТ- компетентности.
Ведется серьезная работа с родителями. На родительских собраниях проводится
анкетирование по вопросам введения ФГОС, обсуждаются основные положения, успехи и
проблемы детей, представляются результаты внеурочной деятельности - творческие работы
детей, организуются консультации по результатам диагностики УУД. Родители оказывают помощь
в ведении портфолио, в оформлении проектов, в организации праздников, принимают активное
участие в конкурсах.
По результатам работы в 1 классе можно сделать вывод : как учитель начальных классов, я
добилась выполнения тех целей, которые были поставлены в начале 2014 года, стараюсь
создавать условия для получения обучающимися качественного образования на основе
формирования ключевых компетенций как целостной системы универсальных учебных действий,
опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности.
В 2015- 2016 учебном году, учитывая положительный опыт и имеющиеся недостатки, ставлю
следующие задачи:
1. Продолжить работу по повышению качества образования, через внедрение в свою
педагогическую практику актуальных педагогических технологий, ориентированных на системно
– деятельностный подход в обучении.
2. Вести систематическую работу с одаренными детьми;
3. Повысить качество проектно-исследовательской деятельности учащихся;
4. Продолжить работу по изучению и внедрению в практику новых стандартов (ФГОС)
5. Продолжить работу по предупреждению неуспеваемости учащихся через индивидуализацию и
дифференциацию обучения, вовлечение учащихся во внеурочную деятельность.
6. Использовать здоровье - сберегающие технологии в учебном процессе с целью сохранения
физического и психологического здоровья младших школьников