Автор: Романцева Татьяна Алексеевна Должность: учитель немецкого и английского языков Учебное заведение: ГБОУ Гимназия №1799 "Экополис" Населённый пункт: город Москва Наименование материала: методическая разработка Тема: Театральная студия на немецком языке "Щелкунчик" Раздел: дополнительное образование
Щ Е Л К У Н Ч И К»
«Театр - это школа добрых
чувств, красоты и челове-
ческого богатства.»
Войтмил Рабадан
Школьный театр – собрание людей, искренне уверенных, что жизнь
может быть яркой и интересной, главное – приложить для этого
немного усилий души.
В нашей школе № 376 ( теперь - Гимназии №1799 «Экополис»)
театральные постановки на немецком языке занимают очень важное
место, и, как показала практика, это нравится всем: ребятам, которые
выступают; ребятам и учителям, которые являются зрителями;
родителям, которые приходят порадоваться успехам детей.
Театральная студия «Щелкунчик» работает с 2010 года. На протяжении
уже 17 лет в школе ставились спектакли на немецком языке («12
месяцев», «Золотой гусь», «Красная шапочка», «Щелкунчик», «Золушка»,
«Карлик Нос», «Соловей», «Белоснежка и семь гномов») и пользовались
большим успехом. А в прошлом учебном году была основана театральная
студия, которая открывает свой сезон и надеется порадовать зрителей
новыми постановками.
«Театр в школе – зачем?» - спросите вы. Открыть для ребенка мир
театрального искусства, раскрыть его творческий потенциал и
спланировать досуг помогает наша студия.
Главное открытие – театр прекрасно может жить на любом уроке, а
также в любом другом школьном деле. Важно понять, что театр может
быть не формой , а методом. Любой живой урок и образовательное
мероприятие строится по модели драматического действия: завязка,
кульминация, развязка.
Заниматься с детьми театром – благодарное занятие. Единение в
творчестве, доверие, взаимопонимание, сознание того, что вместе мы
делаем общее дело, способны принести огромную радость и педагогу, и
детям. Но ошибкой было бы думать, что детский театр – это просто.
Прежде всего – это огромная ответственность. Ведь театр
предполагает высокую степень эмоциональной открытости. Задача
педагога – помочь детям избавиться от существующих комплексов,
убедиться в своей нужности и уникальности, поверить в себя. Правда,
есть еще один секрет: надо очень любить свое дело и детей, с которыми
ты его делаешь!
Почему ребята приходят в студию? Одни приходят с целью научиться
хорошо говорить по-немецки, другие спасаются от одиночества, третьи
«за компанию» и немногие по причине любви к театру. Но среди них есть
одна, единая для всех, хотя и неосознанная причина, Им очень важно быть
значимыми, интересными и особенными. Пусть кто-то в них поверит,
пусть кто-то разглядит их одаренность!
Театральная студия на немецком языке «Щелкунчик» предназначена для
занятий с детьми от 7 до 12 лет. Примечательно то, что в прошлом году
учащиеся 3-4 классов показали спектакль не только на школьной сцене, но
и на сцене Дворца творчества детей и молодежи Восточного округа со
спектаклем «Белоснежка и семь гномов». А ведь изучали они немецкий
язык только первый год!
Теперь студия является дипломантом Межрайонного фестиваля
детского и юношеского творчества «Золотой ключик – 2010-2011».
Руководитель студии – учитель немецкого языка Романцева Татьяна
Алексеевна, человек, искренне преданный своему делу, театру и детям, в
прошлом – выпускница нашей школы и театральной студии Дома
пионеров и школьников Куйбышевского района г. Москвы. Несколько лет
работала художником – оформителем. Является учителем высшей
категории, дипломант конкурса «Учитель года – 2001».
Занятия в студии позволят учащимся существенно повысить уровень
знаний по немецкому языку, познакомят их с основами театральной
культуры, упражнениями по ритмопластике, сценической речи,
театральной игре, научат юных актеров уверенно чувствовать себя на
сцене; проектная деятельность подскажет, как своими руками создавать
декорации, реквизит к спектаклю, костюмы, как делать монтаж музыки
к постановке, рисовать афиши и программки, ставить танцевальные
номера, заниматься вокалом.
Планируются : посещение спектаклей в ведущих театрах Москвы,
совместное празднование знаменательных дат календаря, совместные
прогулки, награждения после премьер.
У коллектива существует богатая жизнь, помимо репетиций, это
подкрепляет и облегчает творческие занятия.
Рабочая программа Коллектива дополнительного образования
театральной студии на немецком языке «Щелкунчик».
Пояснительная записка
Возможность и целесообразность занятий иностранным языком с
детьми в рамках дополнительного образования обусловлены рядом
причин.
В условиях работы в группе с детьми в количестве 15 человек
возможно осуществить обучение иноязычному общению,
разумеется, с определенными ограничениями. Занятия
преподаватель может проводить как в классе, так и в актовом зале.
В основе занятий лежит игровая деятельность, связанная
различными ситуациями и сюжетами и проводимая в привычной
обстановке. Особое значение придается ролевым играм,
инсценировкам с возможностью импровизации. Дети разыгрывают
различные сценки, инсценируют сказки на немецком языке,
разучивают стихотворения и песни, танцуют, занимаются
сценическим движением, сценической речью, готовят декорации,
реквизит, костюмы к спектаклям, рисуют афиши.
Коммуникативный подход в изучении иностранного языка признан
современной методической наукой как самый эффективный.
Развитие коммуникативных умений – необходимое условие
межкультурного общения.
Обучение иностранному языку на основе общения, в котором
задействованы интеллектуальная и эмоциональная сферы,
направлено на целостное развитие личности ребенка.
Драматическая игра как форма деятельности близка и понятна
детям, они свободно чувствуют себя в рамках предложенной
условной ситуации. Обращение к театру в обучении иностранному
языку может способствовать его освоению. Театр как
синтетический вид искусства позволяет целостно развивать
личность с одновременным включением интеллекта, чувства и
действия, помогает сделать процесс обучения привлекательным и
радостным.
Театральная студия располагает целым комплексом средств.
Художественные образы – персонажи, оформление, слово и музыка
– все это вместе взятое, в силу образно-конкретного мышления
младшего школьника, помогает ребенку легче, ярче и правильнее
понять содержание литературного произведения, влияет на
развитие его художественного вкуса.
Эмоционально перержитый спектакль помогает определить
отношение детей к происходящему, к действующим лицам и их
поступкам, вызывает желание подражать положительным героям и
быть непохожими на отрицательных.
Отличительной особенностью программы является ориентация на
выявление одаренных детей и всемерное раскрытие их творческого
потенциала, удовлетворение их желания заниматься немецким
языком и сценической деятельностью.
Главная цель программы – создать условия для раскрытия
творческих способностей ребенка с учетом его индивидуальных
особенностей и субъективного опыта.
Исходя из цели программы, определяются ее задачи:
Специальные:
научить свободно говорить по-немецки;
приобщить к театральной деятельности;
научить передавать эмоциональные состояния.
Общепедагогические:
раскрыть в детях их творческие возможности;
научить общаться друг с другом на немецком
языке;
привить детям любовь к своей работе;
сформировать художественный вкус на образцах
мировой художественной литературы прошлого и
настоящего.
Поставленной цели соответствует модель ожидаемого результата:
раскрепощенный, общительный человек, свободно говорящий на
немецком языке, владеющий словом и телом, готовый к творческой
деятельности в любой области.
Так как постановка спектаклей – дело коллективное, необходимо
воспитывать у детей этические нормы творчества, которые
предполагают:
воспитание интереса и уважения к труду других
детей;
умение радоваться успехам партнеров;
умение отстаивать свою творческую позицию, в
корректной форме спорить, общаться с другими
ребятами;
воспитание у старших заботливого отношения к
младшим, оказание им помощи в сценической
работе и в овладении немецким языком;
развитие чувства красоты, умения уважительно
относиться к предметам искусства.
В программе семь основных направлений деятельности:
1. Теоретический курс сценографии.
2. Страноведение, изучение немецкой литературы.
3. Развитие навыков устной речи.
4. Изготовление реквизита и декораций.
5. Постановка вокальных номеров.
6. Хореографическое оформление спектакля.
7. Постановка спектакля.
В коллективе дополнительного образования преподаватель имеет
большие возможности для реализации воспитательных и
образовательных целей при обучении иностранному языку. Занятия
проводятся 3 раза в неделю, продолжительность занятия – 1 час.
Ролевая игра отличается от инсценировки тем, что детям дается
возможность в рамках заданной роли и сюжета импровизировать,
т.е. проявлять творческую инициативу больше, чем это возможно в
инсценировке, где роли даются готовыми и заучиваются.
Однако, ролевая игра, как и инсценировка, требует подготовки.
Дети должны овладеть необходимым языковым материалом, уметь
его употреблять и варьировать.
Поскольку одна из задач занятий – дать детям определенный запас
языковых средств и научить их оперировать ими, способы
запоминания и формы усвоения материала имеют свои
особенности. Это образцы речи, отражающие речевой этикет. Все
грамматические формы даются в готовом виде.
Общение на занятиях проходит в двух основных формах:
1. естественное общение, применительно к ситуации;
2. общение в театральных ситуациях.
Программа рассчитана на возрастную категорию детей 7 – 12 лет.