Напоминание

Театральная студия на немецком языке "Щелкунчик"


Автор: Романцева Татьяна Алексеевна
Должность: учитель немецкого и английского языков
Учебное заведение: ГБОУ Гимназия №1799 "Экополис"
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Театральная студия на немецком языке "Щелкунчик"
Раздел: дополнительное образование





Назад







Коллектив

дополнительного образования

Театральная студия на немецком языке

«

Щ Е Л К У Н Ч И К»
«Театр - это школа добрых чувств, красоты и челове- ческого богатства.» Войтмил Рабадан Школьный театр – собрание людей, искренне уверенных, что жизнь может быть яркой и интересной, главное – приложить для этого немного усилий души. В нашей школе № 376 ( теперь - Гимназии №1799 «Экополис») театральные постановки на немецком языке занимают очень важное место, и, как показала практика, это нравится всем: ребятам, которые выступают; ребятам и учителям, которые являются зрителями; родителям, которые приходят порадоваться успехам детей. Театральная студия «Щелкунчик» работает с 2010 года. На протяжении уже 17 лет в школе ставились спектакли на немецком языке («12 месяцев», «Золотой гусь», «Красная шапочка», «Щелкунчик», «Золушка», «Карлик Нос», «Соловей», «Белоснежка и семь гномов») и пользовались большим успехом. А в прошлом учебном году была основана театральная студия, которая открывает свой сезон и надеется порадовать зрителей новыми постановками. «Театр в школе – зачем?» - спросите вы. Открыть для ребенка мир театрального искусства, раскрыть его творческий потенциал и спланировать досуг помогает наша студия.
Главное открытие – театр прекрасно может жить на любом уроке, а также в любом другом школьном деле. Важно понять, что театр может быть не формой , а методом. Любой живой урок и образовательное мероприятие строится по модели драматического действия: завязка, кульминация, развязка. Заниматься с детьми театром – благодарное занятие. Единение в творчестве, доверие, взаимопонимание, сознание того, что вместе мы делаем общее дело, способны принести огромную радость и педагогу, и детям. Но ошибкой было бы думать, что детский театр – это просто. Прежде всего – это огромная ответственность. Ведь театр предполагает высокую степень эмоциональной открытости. Задача педагога – помочь детям избавиться от существующих комплексов, убедиться в своей нужности и уникальности, поверить в себя. Правда, есть еще один секрет: надо очень любить свое дело и детей, с которыми ты его делаешь! Почему ребята приходят в студию? Одни приходят с целью научиться хорошо говорить по-немецки, другие спасаются от одиночества, третьи «за компанию» и немногие по причине любви к театру. Но среди них есть одна, единая для всех, хотя и неосознанная причина, Им очень важно быть значимыми, интересными и особенными. Пусть кто-то в них поверит, пусть кто-то разглядит их одаренность! Театральная студия на немецком языке «Щелкунчик» предназначена для занятий с детьми от 7 до 12 лет. Примечательно то, что в прошлом году учащиеся 3-4 классов показали спектакль не только на школьной сцене, но и на сцене Дворца творчества детей и молодежи Восточного округа со спектаклем «Белоснежка и семь гномов». А ведь изучали они немецкий язык только первый год! Теперь студия является дипломантом Межрайонного фестиваля детского и юношеского творчества «Золотой ключик – 2010-2011». Руководитель студии – учитель немецкого языка Романцева Татьяна Алексеевна, человек, искренне преданный своему делу, театру и детям, в прошлом – выпускница нашей школы и театральной студии Дома пионеров и школьников Куйбышевского района г. Москвы. Несколько лет
работала художником – оформителем. Является учителем высшей категории, дипломант конкурса «Учитель года – 2001». Занятия в студии позволят учащимся существенно повысить уровень знаний по немецкому языку, познакомят их с основами театральной культуры, упражнениями по ритмопластике, сценической речи, театральной игре, научат юных актеров уверенно чувствовать себя на сцене; проектная деятельность подскажет, как своими руками создавать декорации, реквизит к спектаклю, костюмы, как делать монтаж музыки к постановке, рисовать афиши и программки, ставить танцевальные номера, заниматься вокалом. Планируются : посещение спектаклей в ведущих театрах Москвы, совместное празднование знаменательных дат календаря, совместные прогулки, награждения после премьер. У коллектива существует богатая жизнь, помимо репетиций, это подкрепляет и облегчает творческие занятия.
Рабочая программа Коллектива дополнительного образования театральной студии на немецком языке «Щелкунчик». Пояснительная записка Возможность и целесообразность занятий иностранным языком с детьми в рамках дополнительного образования обусловлены рядом причин. В условиях работы в группе с детьми в количестве 15 человек возможно осуществить обучение иноязычному общению, разумеется, с определенными ограничениями. Занятия преподаватель может проводить как в классе, так и в актовом зале. В основе занятий лежит игровая деятельность, связанная различными ситуациями и сюжетами и проводимая в привычной обстановке. Особое значение придается ролевым играм, инсценировкам с возможностью импровизации. Дети разыгрывают различные сценки, инсценируют сказки на немецком языке, разучивают стихотворения и песни, танцуют, занимаются сценическим движением, сценической речью, готовят декорации, реквизит, костюмы к спектаклям, рисуют афиши. Коммуникативный подход в изучении иностранного языка признан современной методической наукой как самый эффективный. Развитие коммуникативных умений – необходимое условие межкультурного общения. Обучение иностранному языку на основе общения, в котором задействованы интеллектуальная и эмоциональная сферы, направлено на целостное развитие личности ребенка. Драматическая игра как форма деятельности близка и понятна детям, они свободно чувствуют себя в рамках предложенной условной ситуации. Обращение к театру в обучении иностранному языку может способствовать его освоению. Театр как синтетический вид искусства позволяет целостно развивать личность с одновременным включением интеллекта, чувства и
действия, помогает сделать процесс обучения привлекательным и радостным. Театральная студия располагает целым комплексом средств. Художественные образы – персонажи, оформление, слово и музыка – все это вместе взятое, в силу образно-конкретного мышления младшего школьника, помогает ребенку легче, ярче и правильнее понять содержание литературного произведения, влияет на развитие его художественного вкуса. Эмоционально перержитый спектакль помогает определить отношение детей к происходящему, к действующим лицам и их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям и быть непохожими на отрицательных. Отличительной особенностью программы является ориентация на выявление одаренных детей и всемерное раскрытие их творческого потенциала, удовлетворение их желания заниматься немецким языком и сценической деятельностью. Главная цель программы – создать условия для раскрытия творческих способностей ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и субъективного опыта. Исходя из цели программы, определяются ее задачи: Специальные:  научить свободно говорить по-немецки;  приобщить к театральной деятельности;  научить передавать эмоциональные состояния. Общепедагогические:  раскрыть в детях их творческие возможности;  научить общаться друг с другом на немецком языке;  привить детям любовь к своей работе;
 сформировать художественный вкус на образцах мировой художественной литературы прошлого и настоящего. Поставленной цели соответствует модель ожидаемого результата: раскрепощенный, общительный человек, свободно говорящий на немецком языке, владеющий словом и телом, готовый к творческой деятельности в любой области. Так как постановка спектаклей – дело коллективное, необходимо воспитывать у детей этические нормы творчества, которые предполагают:  воспитание интереса и уважения к труду других детей;  умение радоваться успехам партнеров;  умение отстаивать свою творческую позицию, в корректной форме спорить, общаться с другими ребятами;  воспитание у старших заботливого отношения к младшим, оказание им помощи в сценической работе и в овладении немецким языком;  развитие чувства красоты, умения уважительно относиться к предметам искусства. В программе семь основных направлений деятельности: 1. Теоретический курс сценографии. 2. Страноведение, изучение немецкой литературы. 3. Развитие навыков устной речи. 4. Изготовление реквизита и декораций. 5. Постановка вокальных номеров. 6. Хореографическое оформление спектакля. 7. Постановка спектакля.
В коллективе дополнительного образования преподаватель имеет большие возможности для реализации воспитательных и образовательных целей при обучении иностранному языку. Занятия проводятся 3 раза в неделю, продолжительность занятия – 1 час. Ролевая игра отличается от инсценировки тем, что детям дается возможность в рамках заданной роли и сюжета импровизировать, т.е. проявлять творческую инициативу больше, чем это возможно в инсценировке, где роли даются готовыми и заучиваются. Однако, ролевая игра, как и инсценировка, требует подготовки. Дети должны овладеть необходимым языковым материалом, уметь его употреблять и варьировать. Поскольку одна из задач занятий – дать детям определенный запас языковых средств и научить их оперировать ими, способы запоминания и формы усвоения материала имеют свои особенности. Это образцы речи, отражающие речевой этикет. Все грамматические формы даются в готовом виде. Общение на занятиях проходит в двух основных формах: 1. естественное общение, применительно к ситуации; 2. общение в театральных ситуациях. Программа рассчитана на возрастную категорию детей 7 – 12 лет.




В раздел образования