Напоминание

"Развитие музыкальности у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах"


Автор: Григорьева Ольга Валентиновна
Должность: преподаватель отделения "Народные инструменты"
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ"
Населённый пункт: г. Корсаков Сахалинская одласть
Наименование материала: Опыт работы
Тема: "Развитие музыкальности у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах"
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» КОРСАКОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ (МБУ ДО «ДШИ») РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГРЫ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ Автор опыта: Григорьева Ольга Валентиновна, преподаватель отделения «Раннее эстетическое развитие» МБУ ДО «ДШИ» Корсаковского городского округа Сахалинской области Корсаков, 2016

СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение……………………………………………………………….. Стр. 3-6 2. Глава 1. Теоретическое обоснование опыта 1.1. Понятие музыкальности и её признаки……………….. Стр. 7-9 1.2. Развитие музыкального восприятия дошкольников……………… Стр. 9-13 1.3. Классификация музыкальных инструментов ………………. Стр. 13-15 3. Глава 2. Практическая часть 2.1. Технология опыта……………………………. Стр. 15-16 2.2. Музыкально-дидактические игры и их роль при обучении дошкольников игре на детских музыкальных инструментах Стр. 16-23 4. Глава3. Результативность опыта работы……………………………… Стр. 23-24 5. Заключение………………………………………………………………. Стр. 24 6. Список литературы……………………………………………………… Стр. 25 7. Приложения Стр. Приложение 1. Музыкально-дидактические игры и упражнения Стр. 26-30 Приложение 2. Ребусы по теме "Музыкальные инструменты детского шумового оркестра" Стр. 31-39 Приложение 3. Детские музыкальные инструменты Стр. 40-41
Введение
2
Процесс всестороннего развития личности включает в себя целую систему воспитания и обучения, начиная с дошкольного возраста. Именно в детстве появляются задатки особенностей характера, способностей и интересов взрослого человека. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни. Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально- эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления. Из всех видов искусства музыка наиболее трудна для понимания: мелодия лишена непосредственной видимости, как в скульптуре или живописи, лишена она и конкретности, но, несмотря на это, музыка должна стать для детей доступным средством выражения чувств, настроений, мыслей. Одна из задач музыкального воспитания - научить детей понимать музыку, а для этого, прежде всего, необходимо развивать музыкальный слух. Одним из средств восприятия музыки и развития слуха является собственное музицирование детей. Игра на музыкальных инструментах – один из видов детского исполнительства.
Актуальность опыта.
На протяжении многих лет многими педагогами ведётся поиск интересных и нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми. Волнуют вопросы, как сделать так, чтобы каждое музыкальное занятие было интересно для детей, как ненавязчиво, легко и просто рассказать им о музыке, научить их слышать, видеть, понимать, фантазировать, придумывать. Сейчас уже многим педагогам понятно, что для детей игровой подход представляет единственно возможную форму участия в любой деятельности, в том числе и в музыкальной. Современное понимание проблемы музыкального обучения детей предполагает вовлечение их в процесс общения с музыкой на основе деятельности и музыкально-творческой игры: ребенок во всем принимает участие, вовлекается педагогом в процесс активных творческих действий. Слушая песни или пьесы, сыгранные на каком-либо музыкальном инструменте, дети учатся любить, понимать и осознавать музыку. Музыкальная деятельность включает в себя не только восприятие музыки, но и посильное детям исполнительство, основанное на опыте восприятия, - пение, игра на 3
музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения. Развитие этих навыков предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание – и, таким образом, влияет не только на музыкальное, но и на общее развитие ребенка. Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников. В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка. Она способствует становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость, развивается память и умение сконцентрировать внимание. Когда ребенок слышит и сопоставляет звучание разных музыкальных инструментов, развиваются его мышление, аналитические способности. Игра на музыкальных инструментах развивает мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук, способствует координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку. В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности. Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя удивительный мир музыкальных звуков, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, музыкально - ритмических движений, дети чётче воспроизводят ритм. Для многих детей игра на детских музыкальных инструментах помогает передать чувства, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.
Диапазон опыта
Основная работа по реализации опыта проводилась в разнообразных мероприятиях: -специальные занятия; - тематические уроки, праздники; - музыкальные дидактические игры; - упражнения (музыкальные, речевые, с ритмическими карточками); - открытые уроки для родителей.
Цель педагогического опыта.
4
Создание условий и положительной динамики для развития природной музыкальности и формирование творческого музыкального мышления через музицирование на детских музыкальных инструментах.
Объектом исследования
данной работы является процесс развития музыкальности у детей дошкольного возраста в процессе игры на детских музыкальных инструментах.
Предмет исследования
– музыкально-игровая деятельность как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста.
Гипотеза.
Если в работе с детьми дошкольного возраста по развитию музыкальных способностей применять игру на шумовых музыкальных инструментах, то формирование способностей произойдет быстрее и эффективнее.
Уровень опыта по степени новизны.


Усовершенствование и комбинирование отечественных традиций обучения музыке. Использование эффективных новых методов и приёмов, развивающих программ с целью повышения уровня творческого, эстетического и интеллектуального развития детей, их личностной самооценки.
Методологическая основа:

-

в области психологических теорий
( Б.В. Асафьев, Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, Е.В. Назайкинский)
- в области педагогики (
К.Орф, Н.Г. Кононова, Б.Асафьев, Б.Яворский, Н.А. Ветлугина, Н.А. Метлов)
- в области методики
( Т.Э. Тютюнникова, И. Каплунова, И. Новоскольцева) Выдающиеся музыканты-просветители Б. Асафьев, Б. Яворский, австрийский композитор и педагог Карл Орф подчеркивали значение активных форм музыкальной деятельности и детского оркестра как основы элементарного музицирования и развития музыкальности у всех детей. Научно-методической основой опыта является технология «Элементарное музицирование с дошкольниками» Т.Э. Тютюнниковой, созданная по системе музыкальной педагогики К.Орфа.
Этапы работы по теме:
Теоретический – изучение педагогической и методической литературы. Практический – подготовка документации, разработка образовательной программы, подбор основных методов, средств и форм работы с детьми, взаимодействия с родителями, педагогами отделения. 5
Аналитический - анализ итогов, подготовка консультаций, выступления на педагогических советах, семинарах, оформление опыта работы.
Теоретическая значимость
Развитие музыкальности является не самоцелью, а лишь частью процесса гармонизации личности, его логическим продолжением, то есть имеет обобщающий характер. Весь процесс музыкально-эстетического воспитания в целом направлен на наиболее полное раскрытие индивидуальности ребенка как творческой личности, расширение сферы его образного мышления, умения сознательно оперировать результатами впечатлений и приобретенными навыками в процессе самовыражения. Необходимо совершенствовать музыкальное воспитание дошкольников, используя в музыкально-образовательной деятельности все виды детской музыкальной деятельности.
Практическая значимость
состоит в том , что представленный материал позволит педагогам и музыкальным руководителям дошкольных организаций повысить результативность воспитательно-образовательного процесса через закрепление с педагогами представлений о развитии природной музыкальности, музыкально – творческих способностей , творческой активности и самостоятельности детей дошкольного возраста через игру на детских музыкальных инструментах, создание условий для комплексного развития музыкальных способностей детей, для обогащения детей разносторонними музыкальными впечатлениями и расширения их музыкального опыта. 6

Глава 1. Теоретическое обоснование опыта работы
В основу опыта легли работы Т.Э. Тютюнниковой «Элементарное музицирование», так как это уникальная возможность: - развивать индивидуальность детей, их способность к импровизации, творчеству, умение фантазировать; - воспитывать и развивать музыкальные способности в увлекательной эстетической игре с инструментами; - проявить внимание к эмоциональному миру детей, их способности к сопереживанию; - воспитывать навыки общения и сотрудничества в группе; - тренировать различные виды внимания, точную и быструю реакцию, умения слушать, активно воспринимать. Дети являются деятелями, а не сторонними наблюдателями или слушателями. Система музыкального воспитания, созданная немецким композитором Карлом Орфом построена на элементарном музицировании, где ведущую роль занимает ритм и музыкально-ритмическое воспитание. Упражнения основаны на метрической структуре слова, речи, мелодико-интонационном произнесении, характере звучания. Во главе воздействия на ребёнка в этой системе находится музыкально-театрализованная игра, в которой гармонично объединены пение, речь, жест, танец игра на музыкальных инструментах. Речевые упражнения, мелодекламация, различные творческие задания способствуют как развитию чувства ритма, так и творческому началу в деятельности детей. Т.Э.Тютюнникова создала программу "Элементарное музицирование с дошкольниками", которая успешно прошла апробацию во многих садах и учебно- воспитательных комплексах г. Москвы. В основу программы положены принципы музыкальной педагогики Карла Орфа, сочетающиеся с достижениями отечественной детской музыкальной педагогики. Основными видами деятельности на занятиях элементарным музицированием являются активные формы: пение, игра на детских музыкальных инструментах, речевые упражнения и движение ("пластический жест"). Занятия по данной программе развивают чувство ритма, прививают навык ансамблевого музицирования, способствуют развитию любви и интереса к музицированию, создают предпосылки к формированию творческого мышления детей. 7
"Этот удивительный ритм" И. Каплунова, И. Новоскольцева. Данное пособие очень доступно и постепенно вводит детей в метроритм, стимулирует детский интерес и желание заниматься, развивает чувство ритма, основано на игровых заданиях.
1.1.

Понятие музыкальности и её признаки
Развитие музыкальных способностей - одна из главных задач музыкального воспитания детей. Кардинальным для педагогики является вопрос о природе музыкальных способностей: представляют ли они собой врожденные свойства человека или развиваются в результате воздействия окружающей среды, обучения и воспитания. На разных исторических этапах становления музыкальной психологии и педагогики, и в настоящее время в разработке теоретических, а, следовательно, и практических аспектов проблемы развития музыкальных способностей существуют различные подходы. Б.М. Теплов в своих работах дал глубокий всесторонний анализ проблемы развития музыкальных способностей. Он четко определил свою позицию в вопросе о врожденности музыкальных способностей. Музыкальные способности, необходимые для успешного осуществления музыкальной деятельности, по мнению Теплова, объединяются в понятие «музыкальность». А музыкальность, это «комплекс способностей, требующихся для занятий именно музыкальной деятельностью в отличие от всякой другой, но в то же время связанных с любым видом музыкальной деятельностью». [31; 235с] Всем ли людям присуща музыкальность или только избранным? Как ее измерить? Каковы закономерности ее развития? Эти вопросы все еще дискутируются в большинстве исследований, посвященных проблемам музыкальности. Большинство исследователей признает решающую роль обучения и воспитания в развитии биосоциального свойства личности музыкальности. Музыкальность понимается большинством исследователей как своеобразное сочетание способностей и эмоциональных сторон личности, проявляющихся в музыкальной деятельности. Значение музыкальности очень важно не только в эстетическом и нравственном воспитании, но и в развитии психологической культуры человека. Включаясь в слова личности в целом, вызывая полноценное переживание музыкальных образов, музыкальность укрепляет эмоционально-волевой тонус человека, помогает ему овладеть очень важной для психологического развития формой активного эмоционально-творческого познания. Каковы же основные признаки музыкальности? 8
Первый признак - способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения, сопереживать услышанному, проявлять эмоциональное отношение, понимать музыкальный образ. Музыка волнует маленького слушателя, вызывает ответные реакции, знакомит с жизненными явлениями, рождает ассоциации. Ритмичное звучание марша вызывает у него радость, подъем, пьеса о заболевшей кукле заставляет грустить. Второй признак музыкальности - способность вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные явления. Это требует элементарной музыкально- слуховой культуры, произвольного слухового внимания, направленного на те, или иные средства выразительности. Например, дети сопоставляют простейшие свойства музыкальных звуков (высокий и низкий, тембровое звучание рояля и скрипки и т.д.), различают простейшую структуру музыкального произведения (запев песни и припев, три части в пьесе и т.д.), отмечают выразительность контрастных художественных образов (ласковый, протяжный, характер запева и энергичный, подвижный - припева). Постепенно накапливается запас любимых произведений, которые ребята с большим желанием слушают и исполняют, закладываются первоначальные основы музыкального вкуса. Третий признак музыкальности - проявление творческого отношения к музыке. Слушая её, ребенок по-своему представляет художественный образ, передавая его в пении, игре, танце. Например, каждый ищет выразительные движения, характерные для бодро марширующих детей, тяжело ступающего медведя, подвижных зайчиков и т.д. Знакомые танцевальные движения применяются в новых комбинациях и вариантах. С развитием общей музыкальности у детей появляется эмоциональное отношение к музыке, совершенствуются слух, рождается творческое воображение. Переживания детей приобретают своеобразную эстетическую окрашенность.
1.2.

Развитие музыкального восприятия дошкольников
Восприятие - это отражение в коре головного мозга предметов и явлений, воздействующих на анализаторы человека. Восприятие - не просто механическое, зеркальное отражение мозгом человека того, что находится перед его глазами или того, что слышит его ухо. Восприятие всегда активный процесс, активная деятельность. Оно является первым этапом мыслительного процесса, следовательно, предшествует и сопутствует всем видам музыкальной деятельности. 9
Музыкальное восприятие - сложный, чувственный, поэтический процесс, наполненный глубокими внутренними переживаниями. В нем переплетаются сенсорные ощущения музыкальных звуков и красота созвучий, предыдущий опыт и живые ассоциации с происходящим в данный момент, следование за развитием музыкальных образов и яркие ответные решения на них. Дети неоднократно слушают песню, разучивают ее. Необходимость правильно исполнить мелодию заставляет их внимательно вслушиваться в интонации, общее звучание. Различая образный характер и форму произведения (вступление, части, фразы), средства музыкальной выразительности (динамические и темповые оттенки, регистровые изменения, метроритмические особенности), ребята двигаются, одновременно воспринимая музыку и ее своеобразный «язык». Восприятие музыки осуществляется уже тогда, когда ребенок не может включиться в другие виды музыкальной деятельности, когда он еще не в состоянии воспринимать другие виды искусства. Восприятие музыки - ведущий вид музыкальной деятельности во всех возрастных периодах дошкольного детства. Слышать, воспринимать музыку - это значит различать ее характер, следить за развитием образа: сменой интонации, настроений. Известный музыкант-психолог Е.В. Назайкинский предлагает различать два термина: восприятие музыки и музыкальное восприятие - в зависимости от того, состоялось ли оно. Музыкальным восприятием он называет состоявшееся восприятие - прочувствованное и осмысленное. Музыкальное восприятие есть восприятие, направленное на постижение и осмысление тех значений, которыми обладает музыка как искусство, как особая форма отражения действительности, как эстетический художественный феномен. В противоположном случае музыка воспринимается как звуковые сигналы, как нечто слышимое и действующее на орган слуха. Важно формировать именно музыкальное восприятие. Восприятие у ребенка и у взрослого в силу различного музыкального и жизненного опыта не одинаково. Восприятие музыки детьми раннего возраста отличается непроизвольным характером, эмоциональностью. Постепенно, с приобретением некоторого опыта, по мере владения речью, ребенок может воспринимать музыку более осмысленно, соотносить музыкальные звуки с жизненными явлениями, определять характер произведения. У детей старшего дошкольного возраста с обогащением их жизненного опыта, опыта слушания музыки восприятие музыки рождает более разнообразные впечатления. Восприятие музыки взрослым человеком отличается от детского тем, что музыка способна вызвать более богатые жизненные ассоциации, чувства, а так же возможностью на ином, чем дети, уровне осмыслить услышанную музыку. 10
Вместе с тем качество восприятия музыки не связано только с возрастом. Неразвитое восприятие отличается поверхностностью. Оно может быть и у взрослого человека. Качество восприятия во многом зависит от вкусов, интересов. Если человек рос в «немузыкальной» среде, у него зачастую формируется негативное отношение к «серьезной» музыке. Такая музыка не вызывает эмоционального отклика, если человек не привык сопереживать выраженным в ней чувствам с детства. Н.А.Ветлугина пишет: «Развитие музыкальной восприимчивости не является следствием возрастного созревания человека, а является следствием целенаправленного воспитания» . Таким образом, восприятие зависит от уровня музыкального и общего развития человека, от целенаправленного воспитания. В восприятии произведений искусства участвуют как эмоции, так и мышление. При слушании музыки роль эмоционального компонента особенно велика. Если человек обладает развитым восприятием, то он постигает смысл музыкального произведения даже при одном прослушивании. При повторных прослушиваниях воспринятый музыкальный образ углубляется, произведение открывается новыми гранями. Поэтому в детстве, когда опыт восприятия музыки еще мал, как правило, требуется несколько прослушиваний, чтобы восприятие произведения стало более осмысленным, прочувствованным. Поэтому так необходимо развивать музыкальное восприятие дошкольников, тренировать его. Различие нюансов музыки развивается у детей, начиная с раннего возраста. На каждом возрастном этапе наиболее яркие выразительные средства ребенок различает с помощью тех возможностей, которыми он обладает - движение, слово, игра и т.д. Следовательно, развитие музыкального восприятия должно осуществляться посредством всех видов деятельности. На первое место здесь можно поставить слушание музыки. Прежде чем исполнить песню или танец, ребенок слушает музыку. Получая с детства разнообразные музыкальные впечатления, ребенок привыкает к языку интонаций народной, классической и современной музыки, накапливает опыт восприятия музыки, различной по стилю, постигает «интонационный словарь» разных эпох. Знаменитый скрипач С. Стадлер однажды заметил: «Чтобы понять прекрасную сказку на японском языке, надо хотя бы немного его знать». Как говорилось выше, усвоение любого языка начинается в раннем детстве. Музыкальный язык не является исключением. Наблюдения свидетельствуют о том, что дети раннего возраста с удовольствием слушают старинную музыку И.С. Баха, А. Вивальди, В.А. Моцарта, Ф. Шуберта и других композиторов - спокойную, бодрую, ласковую, шутливую, радостную. На ритмичную музыку они реагируют непроизвольными движениями. 11
На протяжении всего дошкольного детства круг знакомых интонаций расширяется, закрепляется, выявляются предпочтения, формируются начала музыкального вкуса и музыкальной культуры в целом. Восприятие музыки осуществляется не только через слушание, но и через музыкальное исполнительство - пение, музыкально-ритмические движения, игру на музыкальных инструментах. Ведущим видом в детской музыкальной деятельности является слушание-восприятие. Ведь для того, чтобы разучить песню ее надо сначала услышать, а выучив, прислушаться, выразительно ли она спета, как звучит. Двигаясь под музыку, надо слушать ее постоянно, следить за развитием, передавая настроение и характер произведения. Музыкальное восприятие ребенка не будет развиваться и совершенствоваться в полной мере, если оно основано только на слушании музыкальных произведений. Важно для развития музыкального восприятия использовать все виды музыкального исполнительства. Важными особенностями репертуара, предназначенного для слушания, должны быть идейная и тематическая направленность, жанровое разнообразие с учетом возрастных возможностей ребят. Репертуар, отобранный в определенной последовательности, отвечает задачам воспитания эстетического отношения к окружающему. Поэтому имеет значение, с какой музыкой нужно знакомить детей в различном возрасте, какие чувства при этом воспитываются. Особое значение имеет усложнение музыкальных образов, разнообразие средств их выразительности. В репертуар входят произведения классики, современной и народной музыки. Они отличаются своеобразием музыкального языка, а также жанровыми признаками, индивидуальным подчерком композиторов. Ребенок воспринимает музыку непосредственно, активно откликаясь на художественный образ, поэтому так важно реалистическое, правдивое отображение действительности. Музыковед И. Нестьев отмечает, что существенным источником являются реальные звуки природы, интонация человеческой речи. Произведения, возникшие на их основе, очень любимы детьми. В процессе обучения ребята обогащаются впечатлениями, их кругозор с возрастом расширяется. Сложный процесс детского музыкального восприятия предполагает использование художественного исполнения произведений, слова педагога и наглядных средств. Слово педагога должно быть кратким, ярким, образным и направленным на характеристику содержания произведения, средств музыкальной выразительности. Живое 12
восприятие звучания не следует подменять излишними разговорами о музыке, ее особенностях. Перед слушанием пьес необходимо направляющее слово педагога. Слово педагога о музыке должно разъяснить, раскрыть чувства, настроение, выраженные музыкальными средствами. Даже голос педагога эмоционально окрашивается в зависимости от характера произведения. Итак, произведения должны отличаться высокими художественными качествами - идейным содержанием, способом выражения, чтобы вызвать сопереживание и воздействовать на внутренний мир ребенка. Часто источником возникновения музыки являются реальные звучания природы и живые интонации человеческой речи. Музыковед И. Нестьев отмечал, что с древнейших времен человек стремился воспроизводить в пении или в инструментальных наигрышах то, что он слышит вокруг себя: щебетание птиц, грохотание грома, журчание ручья, жужжание прялки. Он так же отмечает, что основу музыкального искусства составляет осмысленная, чувственно-выразительная речь человека.


1.3.

Классификация музыкальных инструментов
Игра на музыкальных инструментах – один из видов детского исполнительства. Применение детских музыкальных инструментов и игрушек (как на занятиях, так и в повседневной жизни) обогащает музыкальные впечатления дошкольников, развивает их музыкальные способности. Инициатором обучения детей игре на музыкальных инструментах уже в 20-е гг. стал известный музыкальный деятель и педагог Н.А. Метлов. Ему же принадлежит идея организации детского оркестра. Н.А. Метлов провел большую работу по созданию и совершенствованию конструкции детских музыкальных инструментов, имеющих звукоряд, - металлофона и ксилофона. С течением времени установилось два типа музыкальных игрушек-инструментов - неозвученные и озвученные. I. Неозвученные (лишь изображающие инструменты) - предназначены для того, чтобы создавать игровую ситуацию, в которой дети, фантазируя и напевая, представляют себя играющими на музыкальных инструментах.( макеты) II. Озвученные подразделяются на 4 вида в зависимости от характера их звучания: 1. Игрушки-инструменты со звуком нефиксированной (неопределенной) высоты - погремушки, бубны, барабаны, кастаньеты и т. д.; 2. Игрушки-инструменты, построенные на одном звуке - свирели, дудки, рожки и т. д.; 13
3. Игрушки-инструменты с заданной мелодией (инструменты-автоматы) - органчики, музыкальные шкатулки, музыкальные ящички и т. д.; 4. Игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим звукорядом - металлофоны, пианино, кларнеты, флейты, саксофоны, баяны, гармоники, цитры, балалайки и т. д. В работе с детьми применяются различные музыкальные инструменты и игрушки. Одни из них созданы на основе народных (трещотка, бубен, барабан, деревянные ложки, баян, аккордеон), другие — по типу инструментов симфонического оркестра (арфа, ксилофон, металлофон, гобой, кларнет). Среди детских музыкальных инструментов и игрушек есть все основные группы: ударные, духовые, струнные, клавишные, клавишно- язычковые. Ударные инструменты и игрушки (как и инструменты, по типу которых они созданы) разделяются на имеющие звукоряд и не имеющие его. К первой группе относятся металлофон и ксилофон. Они могут иметь диатонический и хроматический звукоряд. На инструментах с хроматическим звукорядом (вторым ярусом пластин, соответствующим черным клавишам на фортепиано) можно подбирать любую мелодию с любой ноты, что облегчает их применение. Изготовлены они по образцам инструментов, созданных К. Орфом, звучат очень красиво, чисто настроены. Имеются два варианта палочек, которыми ударяют по пластинам,— с деревянными или резиновыми шариками на концах. Это позволяет разнообразить тембр инструментов: при ударе деревянной палочкой извлекается яркий, звонкий звук; резиновой — более приглушенный, мягкий. Выразительные возможности ударных инструментов, не имеющих звукоряда, очень велики. Это большая группа инструментов. Одни из них обладают «стучащим» тембром: деревянные ложки, трещотка, кастаньеты, палочки; другие (металлические или имеющие металлические части) — «звенящим» тембром: треугольник, румба, тарелки, колокольчик, бубенцы; третьи (по типу погремушек) имеют «шуршащий» тембр: маракасы, погремушка, коробочка. Барабан и бубен обладают более гулким, резонирующим звучанием. Внутри каждого тембра (звенящего, стучащего) отдельные инструменты имеют свои неповторимые выразительные краски. Так, например, среди звенящих инструментов треугольник звучит мягко, протяжно, волшебно, звук его очень красив. Румба «позвякивает» более резко и коротко, тарелки звучат очень ярко, празднично, а колокольчик — тихо, нежно и звонко. Струнные музыкальные инструменты и игрушки — это цитра, гусли, цимбалы, арфа. Все эти инструменты щипковые. Звук может извлекаться с помощью медиатора. Тембры этих инструментов очень нежные, звук приглушенный. 14
Клавишные детские инструменты-игрушки — это пианино и рояль. Клавишно-язычковые — аккордеон, гармонь, баян.
Глава 2. Практическая часть

2.2. Технология опыта.

Главной

целью
опыта является создание условий для развития природной музыкальности и формирование творческого музыкального мышления детей через музицирование на детских музыкальных инструментах. В соответствии с целью сформированы
основные задачи опыта:
- развитие музыкальных способностей (звуковысотного, ритмического, тембрового, динамического слуха); - эмоциональной отзывчивости и творческой активности; - игры и импровизации мелодий на детских музыкальных инструментах. Основные пути их реализации: использование речевых, пальчиковых, музыкально – дидактических игр с использованием детских музыкальных инструментов, изучение методов и приемов игры на них, изучение строения.

Обучающие: 1. Привлечь внимание детей к богатому и разнообразному миру звуков. 2. Познакомить с музыкальными инструментами и приемами игры на них. 3. Закреплять у детей навыки совместной игры, развивать чувство ансамбля. 4. Поощрять желание детей импровизировать на музыкальных инструментах. 5. Исполнять небольшие музыкальные произведения с аккомпанементом на музыкальных инструментах. Развивающие: 1. Способствовать становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость. 2. Развивать память и умение сконцентрировать внимание. 3. Развивать мышление, аналитические способности. 4. Развивать мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук. 5. Способствовать координации музыкального мышления и двигательных функций организма 6. Развивать фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учить понимать и любить музыку. Воспитательные: 1. Формировать у детей чувство коллективизма и ответственности. 15
2. Воспитывать у детей выдержку, настойчивость в достижении цели. 3. Воспитание творческой инициативы.
2.3. Музыкально-дидактические игры и их роль при обучении дошкольников

игре на детских музыкальных инструментах
Немаловажную роль при обучении детей игре на детских музыкальных инструментах имеют музыкально-дидактические игры, которые способствуют формированию умений слушать музыку, различать высоту, тембр, динамику и длительность звука, развитию самостоятельной музыкальной деятельности, помогают закреплять знания детей о музыкальных инструментах. Музыкально-дидактические игры включаем во все музыкальные занятия, а по мере усвоения используем игры на праздниках и развлечениях. Неоценимую помощь оказывают в этом музыкальные игрушки и инструменты, применяемые в музыкально-дидактических играх. Все музыкально-дидактические игры подобраны по возрастам. Для их использования должны быть эстетично и красочно оформленные пособия и музыкальные инструменты. Музыкально-дидактических игры развивают музыкально-сенсорные способности детей, помогают обучению игре на детских музыкальных инструментах. В работе с детьми надо стараться использовать простые, доступные и интересные музыкально-дидактические игры. Только в этом случае они побуждают детей играть на различных музыкальных инструментах. В процессе музыкально-дидактических игр у дошкольников формируется чувство товарищества, ответственности. Музыкально-дидактические игры, в которые можно включать различные попевки, помогают детям определить направление мелодии. Дети учатся находить в мелодии короткие и долгие звуки, определять движение мелодии. Музыкально-дидактические игры развивают чувство ритма, помогают правильно передавать ритмический рисунок хорошо знакомых мелодий, песен, а также работать над новыми. С этой целью используются и различные дидактические пособия: ложки, кубики, палочки, погремушки, колотушки, колокольчики, треугольники, молоточки. Музыкально-дидактические игры помогают развить в детях определенные умения и навыки, так необходимые при овладении тем или иным музыкальным инструментом, прививают интерес и желание играть на них самостоятельно
. (
Приложение 1. Музыкально- дидактические игры и упражнения)
В процессе реализации цели используются следующие технологии, методы и

приёмы:
16

Методы и приёмы для развития чувства ритма.
В развитии чувства ритма у детей большое внимание уделяется речевым упражнениям. Детей привлекает ритмика и созвучие стиха, а потешки, считалки неотделимы от игр детей и массовых танцев. Считается, что музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. А речевой слух - это одна из основ музыкального слуха. Дети учатся пользоваться выразительными средствами, которые являются общими для речи и музыки. Это темп, ритм, регистр, тембр, звуковысотный рисунок, фактура, фразировка, форма. Все эти выразительные средства нами изучаются как в речи, так и в музыке, в речевых упражнениях, они доступны детям.
Речевое упражнение
- это ритмическая декламация стихов, потешек, прозаического текста.) Ритмической основой в упражнении может быть естественный ритм стиха или же специально подобранный в зависимости от педагогических целей. В первом варианте упражнения - это
пальчиковая гимнастика
, где с детьми осваиваю равномерную пульсацию опосредованно, в данном случае очень важна подача ритмической основы текста. Педагогом – музыкантом О.В. Радушевской было издано замечательное пособие «Пальчиковая гимнастика». В ней всё очень доступно и просто. Дано название игры, иллюстрация – фото , иллюстрация – схематическое изображение рук и пальцев, а так же мелодия игры, записанная нотами, и в аудиозаписи. Во втором варианте дается ритмический аккомпанемент, или речевые дорожки, которые «читаем» с детьми в графическом изложении, т.е. при разнообразном ритмическом рисунке осваиваем чередование 2-х видов длительностей: четвертей и восьмушек. Речевое упражнение является темброво-звуковой и ритмической тренировкой. Дети легко осваивают ритм слов, речи, стихов, который далее переносим в хлопки, на ударные инструменты. Большое разнообразие ритма стихов, речи помогает развивать полифонический слух ребёнка. В работе используется наложение простых ритмов друг на друга, что способствует развитию внимания детей, умению слышать одновременно несколько ритмических уровней. В речевых упражнениях стараемся использовать все возможности нашей речи: различные регистры, тембр, динамику голоса (крик, шёпот), плавную и отрывистую речь, разный темп, так как это развивает интонационный слух ребёнка, способность слышать выразительность речи. Многолетние наблюдения показали, что детям нравится игра голосом и фонемами - звуковыми элементами речи. Такие фонопедические упражнения помогают подготовить детей к пению. Практика показывает, что фонемы, дополненные движением, или «пластическим жестом» (по Т.Э. Тютюнниковой) легко перекладываются детьми на воображаемые музыкальные инструменты. 17

Речевое

музицирование
ценно прежде всего потому, что музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. В основе идеи использования речевых упражнений лежит общность выразительных средств речи и музыки, прежде всего ритма. Ритм, заключенный в словах, фразах ощущается детьми естественно и извлекается без всякого труда: прохлопывается, переносится на шумовые инструменты, становится основой различных остинато. Речевые игры могут обыгрываться как маленькие сценки, что особенно нравится детям. Речевая игра – это стихи, с которыми и в которые можно играть. Стихи, в которых есть сюжет и действие. Важно, чтобы было КОГО и ЧТО показывать. В стихах должен быть персонаж, с которым будут происходить те или иные события. Например, это ребята, у которых Баба Яга забрала все бараночки (потешка «Мы сидели на печи»), это солдаты, которые шли на базар за самоваром (потешка «Аты-баты»). Как играть в речевые игры и с чего начинать? Принцип речевой игры прост: о чем говорю, то и показываю. Начинать с того, что после прочтения стихотворения детям поговорить о содержании, попросить рассказать, что они поняли. Уточнить их ответы, разъяснить непонятные или редко употребляемые в современной речи слова. Далее вместе с детьми для каждой строки придумать удобный и соответствующий тексту жест. Материал для речевого музицирования можно найти в сборнике Т.Э. Тютюнниковой «Речевые игры. Пение с орфовскими инструментами». На занятиях часто применяются
«звучащие жесты»,
так как это привлекает внимание детей и делает задание интереснее. Следует рассказать о звучащих жестах. «Звучащие жесты» - термин Гунильд Кетман, соратницы Карла Орфа. Так называется игра звуками своего тела: хлопками, шлепками, притопами, щелчками, цоканьем языка. Звучащие жесты используются, как сопровождение в речевых упражнениях, в пении, в музицировании на детских музыкальных инструментах. Звучащие жесты доступны всем, на занятиях видно, что они доставляют радость детям, В сочетании с речью они эффективно развивают чувство ритма, так как вносят в упражнения элемент движения, который необходим для ощущения музыки детьми и освоения её ритма, внутреннего пульса. Кроме того, использование на занятиях звучащих жестов, способствую развитию внимания и координации у детей, что помогает в дальнейшем при обучении игре на музыкальных инструментах и танцах. В упражнениях музыкальный руководитель использует обычно хлопки, шлепки по коленям, притопы.
Упражнения с ритмическими карточками
позволяют сделать работу по развитию чувства ритма эффективной, а сочетание звучащих жестов, ритмослогов и зрительного восприятия способствует тренировке внимания и развитию координации, ощущению единого темпа. На занятиях используются игры: «Повтори рисунок»; «Дирижер». Они тоже 18
помогают детям выработать ощущение внутреннего пульса, единства ритмического движения, стимулируют детское внимание. Первоначально дети воспроизводят предложенный «рисунок», затем детям предлагается придумать свой «рисунок», остальные должны постараться запомнить и повторить; возможно, музыкальное сопровождение. Задания постепенно усложняются от занятия к занятию, так как вводится понятие «пауза» - молчание в музыке. В дальнейшем переходим к игре «дирижёр» - когда надо ребёнку самому выбрать задание для группы. При работе над развитием чувства ритма надо придерживаться последовательности, которая проверена и многократно подтверждена на практике и научно обоснована педагогами (например, К. Орфом). Развитию чувства ритма уделяется внимание с самого начала вхождения в мир музыки. Первоначально это задания на ощущение и воспроизведение метра в звучащих жестах (хлопках, притопах, шлепках) и с использованием элементарных шумовых и ударных инструментов при пении, в ритмических упражнениях, под звучание ритмичной музыки. Такие задания выполняются с детьми в течение года («Хлопаем в такт», «Шагаем под музыку»). При игре на детских музыкальных инструментах даются задания: укрась музыку для собачки, мышки, кошечки и т.д., где нужно уловить и воспроизвести метрический пульс на ударных инструментах. Для восприятия метра речи подбираются такие стишки, потешки, где чётко прослушивается метрический пульс. При воспроизведении метрического пульса шагами первоначально используется ходьба на месте, детям также предлагается разделиться на 2 группы: одна группа исполняет метрическую пульсацию шагами, другая группа - чёткой речью или игрой на инструментах. С второго года обучения вводятся длительности - четверти и восьмые. Дети учатся воспроизводить ритм «шага» и «бега» в таких упражнениях и играх, как «Люди шагают и бегают», «Большие и маленькие капельки». Первоначально чередование ритма «шага» и «бега» осваивается в хлопках, затем на музыкальных инструментах, и только после этого в движении. Чередование ритма «шага» и «бега» по фразам и предложениям требует от детей большего внимания и некоторых навыков воспроизведения метра. Это - следующий этап в работе над развитием чувства ритма. Здесь важно, чтобы ребёнок услышал внутреннее ритмическое движение. Следующий этап в работе - освоение ритмических рисунков различной степени сложности. До освоения детьми ритмических рисунков дети учатся подбирать и прохлопывать слова, состоящие из двух и трёх слогов. Таким образом, прорабатываются модели сначала в двухдольном, а затем и в трёхдольном размере. После усвоения на слух и воспроизведения в хлопках ритмических моделей, дети знакомятся с графическим изображением ритмических блоков. На первоначальном этапе знакомства с записью использую палочки- чёрточки разной величины: большие - четверти, маленькие - восьмые (даётся понятие того, что так 19
обозначаются долгие и короткие звуки). Для обозначения длительностей вводятся ритмослоги, четверти - та-та, восьмые - ти-ти. Постепенно освоенные таким образом ритмические фигуры позволяют нам перенести их на ударные инструменты, сопроводить свою речь, пение или движение. Сопровождение может соответствовать ритму речи или пению (то есть дублировать ритмический рисунок стиха или песни) или содержать в себе остинатный ритм (постоянное повторение ритмической фигуры). Все полученные знания отрабатываются с детьми в специальных упражнениях, а приобретённые навыки закрепляются в ритмических играх и упражнениях.
Становление чувства ритма
В становлении чувства ритма в дошкольном возрасте очень помогает наглядный материал. Также считается, что процесс усвоения ритмической структуры можно ускорить при направленном обучении с помощью музыкальных игр и забав. Предлагаемые игры неоднократно повторяются и варьируются в течение всего учебного года. На начало учебного года было отмечено слабое развитие чувство ритма дошкольников 1-го года обучения. При игре на музыкальных инструментах дети не умели их подбирать так, чтобы они соответствовали характеру музыкального произведения и импровизировать на них, движения под музыку были не ритмичными, были слабо развиты музыкальная память и творческое воображение. На занятиях, обращалось внимание на тембр звучания и сравнивался с другими звучаниями. На каждой музыкально – образовательной деятельности, утреннике и развлечении дети демонстрировали своё мастерство игры в оркестре. Изучение методической литературы, ознакомление с современными разработками педагогов-новаторов убедило, что наиболее приемлемым для решения педагогической проблемы может стать «Элементарное музицирование с дошкольника ми» Т.Э.Тютюнниковой, как адаптированной технологии по системе К. Орфа. Суть этой технологии в неразрывном единстве речи, пения, движения, игры на детских музыкальными инструментами при свободном импровизационном и радостном общении с музыкой. Привлекает еще и тем, что на занятиях элементарным музицированием в комплексе решаются проблемы систематического развития музыкальности детей и импровизационно- творческой деятельности как принципа обучения. Деятельность педагога строится в соответствие с принципом «для ребенка, с ребенком, исходя из ребенка» и созвучна одной из идей, лежащих в основе системы детского музыкального воспитания: «Каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать» (Песталоцци).
Шумовой оркестр
Дошкольники очень любят играть в шумовом оркестре – это знают все, кто хотя бы раз дал в руки детям незатейливые инструменты. «А мы будем сегодня играть в оркестре?» - 20
устоять перед натиском детей просто невозможно. Дети очень любят играть в шумовом оркестре, поэтому в качестве поощрения оставляется эта «конфетка» на конец. Желание детей играть на инструментах и желание их хорошо и правильно учить – соединились вместе.
Игры с инструментами –
самая привлекательная для детей область музыки. Музыка ассоциируется у детей прежде всего с инструментом. После знакомства с двумя-тремя контрастно звучащими шумовыми инструментами, следует «игра в оркестр». Дети с удовольствием играют в ложки, свистульки, трещотки, колокольчики, коробочки. Игры с инструментами органично вытекают из игр со звучащими жестами: за определённым жестом закрепляется определённый инструмент. Инструментальная композиция рождается легко и радостно, что крайне важно для работы с детьми дошкольного возраста. Работая с дошкольниками, задумываешься: «Как должна быть организована работа по обучению игре на инструментах в шумовом оркестре, чтобы она соответствовала
четырём

важным условиям:
- быть лёгкой для детей и педагога; -быть интересной для них; - быть систематической формой обучения; -быть групповой формой обучения. Эти четыре пункта за время работы превратились в м е тод и к у. Учение для дошкольников должно быть не только лёгким и приятным времяпровождением, но и интересным. Однако применение детских шумовых инструментов на занятиях недостаточно, дети с огромным удовольствием учатся играть на металлофоне, ксилофоне, клавишных детских инструментах. Главное слушать своё собственное сердце, помогающее правильно понимать детей. Оно заставляет отбросить любые догмы, когда скука поселяется в глазах ребёнка. Этот метод «сердечной диагностики» и есть самая точная методика и лучшая технология. На начальных занятиях дети приобретают навыки игры на инструментах, неимеющим звукоряда, таких, как бубны, маракасы, музыкальный треугольник, ложки. Основная задача на этом этапе – научить детей передавать простые ритмические рисунки небольших песенок, попевок. Дети сначала проговаривают текст, затем добавляют прохлопывание ритмического рисунка и лишь, затем воспроизводят его на музыкальных инструментах. Согласованно, слышать не только свою игру, но и игру всех своих товарищей, требовалась не одна репетиция. Итог занятий - выступления оркестра на праздниках и концертах. Именно на таких выступлениях дети учатся быть ответственными, дисциплинированными, внимательными. А если зрители – не только ребята, но ещё и 21
любимые родители, то и радость от успеха чувствуется вдвойне. На занятиях дети учатся не только играть на инструментах, но и знакомятся с великими композиторами-классиками, слушают музыку, изучают различные музыкальные термины и понятия, овладевают элементарной нотной грамотой в игровой и доступной форме. В конце учебного года проводится итоговая диагностика, результаты которой позволяют отследить результативность выполнения годовых задач, выявить проблемы, пути и способы их решения, обозначить перспективы работы на следующий учебный год. Работа приносит хороший результат - каждый год дети нашего отделения поступают в Детскую школу искусств на музыкальное, хоровое и хореографическое отделения. На занятиях создан благоприятный эмоциональный климат, что позволяет обеспечить довольно высокий уровень продуктивности в усвоении знаний и приобретении навыков и умений в игре на детских музыкальных инструментах.
Советы пользователям для успешной реализации опыта :
Учебно-методическое обеспечение: - методическая литература (указана в библиографии), компакт-диски с музыкой и методикой, - музыкальный материал: (русский потешный, игровой, календарный, сказочный фольклор, классическая и современная музыка). Наличие различных групп музыкальных инструментов: ударных мелодических (барабаны, бубны, коробочки, буковые палочки, маракасы, кастаньеты, треугольники, колокольчики, тарелки), ударных мелодических с диатоническим и хроматическим звукорядом (металлофоны, ксилофоны, пианино), наборов народных инструментов (трещотки, бубенцы, колотушки, ложки и т.п.) Нестандартные самодельные инструменты.
Приёмы, используемые в работе:
Побуждения; предложения совместного поиска; наблюдения; помощь.
Последовательность обучения:
- звуковые жесты (хлопки, движения под музыку, притопы, шлепки…); - ознакомление со звучащими самодельными и орфовскими инструментами; - творческое исследование тембро-динамических возможностей орфовских и самодельных инструментов с помощью таких приемов: показ педагога («дирижер»); - импровизационная игра детей; вопросы, стимулирующие к изобретательности («Как еще можно поиграть на инструменте?»); - свободный обмен инструментами по желанию детей; - разучивание музыкальных произведений с опорой на музыкально-слуховые представления дошкольников о средствах выразительности (создана система упражнений, 22
направленных на освоение ребенком за инструментом каждого из средств музыкального языка); - формирование представления о мажорном и минорном ладах, их выразительных возможностях.
Алгоритм разучивания произведений
 Знакомство детей с произведением, обсуждение жанра, характера, формы, какие музыкальные инструменты можно включить в оркестр.  Далее дети в движении передают характер музыкального образа и ритмический рисунок произведения.  Ритм проигрывается на различных музыкальных инструментах по одному, в ансамбле.  Знакомство с каждой партией инструмента, её пропевание , прохлопывание и т.д.  Далее пьеса разучивается по подгруппам инструментов.  Затем идёт соединение по 2 партии, по фразам, частям.  И только, когда слаженно звучат в ансамбле инструменты, их можно объединить в оркестр.  Далее идёт работа над динамическими оттенками, выразительностью исполнения, слаженностью в игре.
Глава 3. Результативность опыта
Диагностика музыкальных способностей - необходимый и продуктивный раздел работы. На диагностических занятиях ( собеседование и контрольные уроки) определяется уровень музыкальных способностей ребенка. Это позволяет выявить качественное своеобразие его системы музыкальности, сильные и слабые звенья. По результатам диагностики отмечаются проблемы в работе с детьми, их причины, на что необходимо обратить внимание в перспективе. Показатели детской успешности в достижении высокого уровня техники игры на музыкальных инструментах, исполнительского мастерства можно оценивать по динамике развития музыкальных способностей детей, и в первую очередь – чувства ритма, а также звуковысотного, мелодического слуха, музыкальной памяти, ладового чувства, творческого музыкального мышления. Наблюдения за музыкальным развитием детей дают позитивные результаты всем без исключения детям независимо от того, насколько быстро ребёнок продвигается в своём музыкальном развитии. Прежде всего, они приносят удовлетворение в 23
эмоциональном плане. На занятиях царит атмосфера увлечённости, подчас даже вдохновения. Эмоциональная сфера ребёнка обогащается постоянным общением с классической музыкой. Детям очень нравится играть те же самые произведения, которые они слышат на занятиях в аудиозаписи в исполнении симфонического оркестра. Они искренне радуются каждому удачно исполненному ими произведению. Большое удовольствие им доставляют “публичные” выступления перед родителями на праздниках и развлечениях, на открытых занятиях перед гостями, на концертах. Бесспорна и воспитательная функция шумового оркестра, поскольку коллективное музицирования является также одной из форм общения. У детей появляется ответственность за правильное исполнение своей партии, собранность, сосредоточенность. Оркестр объединяет детей, воспитывает волю, упорство в достижении поставленной задачи, помогает преодолеть нерешительность, робость, неуверенность в своих силах. Хочется надеется на то, что усилия не пропадут даром и дети из маленького по возрасту и по составу оркестрика, уже став взрослыми, навсегда останутся друзьями классической музыки. Познание Мира через звук, когда вокруг тебя Музыка и когда ты сам творишь Музыку, - что может быть увлекательнее и прекраснее.
Заключение
Проблема развития музыкальности у детей дошкольного возраста – одна из самых сложных в педагогике. Результаты работы показывают, что использование детских музыкальных инструментов содействует развитию их творческих способностей, природной музыкальности, создает условия для широкой ориентации в музыке и накоплению запаса музыкальных впечатлений, помогает успешно решать задачи программы дошкольного образования.
Список литературы:
1. Баренбойм Л.А. Музыкальное воспитание в современном мире.- М., 1973 24
2. Бублей С. Детский оркестр.- Л.: Музыка, 1985 3. Васильев Ю, Широков А. Рассказы о русских народных инструментах.- М.: Советский композитор, 1976 4. Ветлугина Н.А. Детский оркестр.- М.: Музыка, 1976 5. Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь.- М., 1978 6. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду.- М., 1981 7. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка.- М., 1968 8. Ветлугина Н.А., Кенемон А.И. Теория и методика музыкального воспитания в 9. детском саду.- М., 1983 10. Каплунова И.М., Новоскольцева И.А «Этот удивительный ритм». Композитор– 11. Санкт-Петербург, 2005, серия «Ладушки» 12. Комиссарова Л., Костина З. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников.- М., 1986 13. Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных 14. инструментах.- М., 1990 15. Панаиотов А. Ударные инструменты в современных оркестрах.- М.: Советский 16. композитор, 1973 17. Певная И. Играй, наш оркестр.- М.: Музыка, 1983 18. Радынова О.П. Музыкальное развитие детей.- М., 1997 19. Радынова О.П., Катинене А.И., Паловаидишвили М.Я. Музыкальное воспитание 20. дошкольников.- М., 1994 21. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей.- М., 1968 22. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей.- М., 1947 23. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий.- М., 1961 24. Тютюнникова Т.Э. «Бим! Бам! Бом! изд. ЛОИРО, 2003 год 25. Тютюнникова Т.Э. Доноткино , часть1,2.
26.
Тютюнникова Т.Э. Уроки музыки Система обучения Карла Орфа Родничок 2001 год. 27. Тютюнникова Т.Э. Элементарное музицирование с дошкольниками. Программа, хрестоматия музыкального и методического материала. — М., 28. Т.А. Рокитянская «Воспитание звуком», Ярославль,2002 г. 29. А.А.Иванов, О.В. Радушевская «Пальчиковая гимнастика», Санкт-Петербург, Москва,2005 г.
Приложение 1

Музыкально-дидактические игры и упражнения

Музыкально- дидактическая игра «Весна»
Воспитатель читает текст, каждый инструмент «озвучивает». «Наступила долгожданная весна. За окошком зазвенела капель… (треугольник) По мокрым улицам зажурчали торопливые ручейки…. (металлофон) Ветви деревьев покачиваются от свежего ветра и чуть слышно шепчут свою весеннюю песню… (султанчики) . Вдруг ветер нагнал низкие и тяжелые тучи и грянул первый весенний гром… (бубен) Но дождь был не долгим, снова выглянуло радостное весеннее солнышко».
Музыкальные игры на развитие у детей ритмического слуха.
25

«Передай ритм».
Цель: развитие ритмического слуха, слуховой памяти. Ход игры: Дети становятся друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего. Ведущий (последний в цепочке) отстукивает ритм на плече того, за кем стоит. И тот передает ритм следующему ребенку. Последний участник (стоящий впереди всех) «передает» ритм, хлопая в ладоши или отстукивая молоточком на металлофоне.
«Слушай и повтори».
Ход игры: Дети свободно располагаются на ковре, у каждого в руках музыкальный инструмент. Педагог проигрывает на ложках или на ксилофоне простой ритмический рисунок, предлагает детям повторить его. Ведущим может быть ребёнок
«Песня гриба».
Ход игры: Педагог предлагает детям поиграть в игру «Эхо» и дает установку на запоминание ритма и пропевание слов в тексте. У каждого ребенка в руках музыкальный инструмент. Текст песни: Дождь идет… дождь идет, Дождь грибной… дождь грибной. Я расту… я расту Под сосной… под сосной. Лес притих…. Лес притих Под дождем… под дождем. Еж сидит… еж сидит Под кустом … под кустом. «По какому предмету стучу? »
« Отгадай на чём играю?»
Цель: Учить различать и соотносить музыкальные и шумовые звуки, развивать тембровый и ритмический слух. Ход игры: На столе за ширмой лежат деревянные палочки, треугольник, коробочки с горохом. Дается установка на восприятие шумовых звуков. Надо музыку послушать, инструменты подобрать. Их звучание запомнить и по тембру различать. 26
Дети слушают и запоминают на слух звуки, издаваемые за ширмой, затем прослушивают музыкальные произведения: «Смелый наездник» Р. Шуман, «Сарабанда» А. Корелли, «Галоп» Ж. Оффенбаха из оперы «Орфей в аду». При повторном слушании музыкальных пьес дети сопровождают их звучание ритмичным постукиванием палочек, встряхиванием коробочек, ударами в треугольники. Шумовое звучание соответствует характеру музыкальных произведений.
«Имена и ритмы».
Цель: Развитие у детей чувства ритма. Ход игры: Педагог предлагает детям поиграть, стараясь выполнять все, что будет предложено. Педагог: «Сколько слогов в имени Глеб? (Сколько раз открывается рот, столько и слогов, правильно) Если слоги заменить хлопками, сколько хлопков придется на имя Глеб? Конечно, один. А сколько слогов в имени Оля? Верно, два. Какой слог в имени Оля ударный, а какой безударный? (Для того, чтобы определить ударный, пропойте имя, сразу догадаетесь, потому что ударный слог всегда будет долее протяжным.) Разумеется, ударный слог в слове Оля – первый. Какой же хлопок должен быть сильнее, если первый слог ударный? Да, первый хлопок соответствует ударному слогу и поэтому должен быть сильнее, чем второй. «Давайте заменим хлопки в записи вот такими значками-черточками (показывает обозначение долгого и короткого звуков) ». Педагог предлагает детям прохлопать и пропеть имя Оля, Наташа. Затем детям предлагается пропеть и прохлопать свое имя, найти графическое обозначение, подходящее к его имени.
«Весенняя телеграмма»,
стихи В. Суслова Данная модель – речевая ритмическая игра. Выясните, знают ли дети, что такое телеграмма. Расскажите им про азбуку Морзе, в которой каждая буква обозначалась короткими точками и длинными черточками - тире. Когда передавали такую телеграмму с помощью специального прибора, то слышалась музыка - «морзянка», состоящая из разных комбинаций коротких и длинных звуков. Дятел тоже послал птицам в теплые страны телеграмму - морзянку, чтобы они побыстрей возвращались. Для исполнения этой модели детям нужно дать по две деревянные палочки.
«Музыкальный театр».
Стихотворение Г. Сапгира «Весна» подходит для импровизированной инсценировки. Детям «раздают» роли (собака, волк, лягушка и т.д.) и предлагают найти инструмент, с помощью которого они будут украшать свое «тявкающее» и «квакающее» пение. Лучше, если каждую роль будут исполнять два ребенка: один - двигаться и «петь», другой - играть на 27
инструменте. Дайте 4-5 минут на то, чтобы придумать, как двигаться и как играть, после чего можно начинать импровизированное представление.
«Бал

ароматов

весны».
Расскажите детям, что, когда Фея Серебра уходит, она передает волшебную палочку весенней Фее Сирени, которая начинает творить свое волшебство не сразу, а в мае, когда становится тепло. Взмахнув волшебной палочкой, Фея Сирени открывает цветочный бал: ландыши, сирень, пионы, жасмин дарят нам свои чудесные ароматы (музыкальный фрагмент «Фея Сирени» из балета П. Чайковского «Спящая красавица», аудиозапись). Для занятия приготовьте несколько цветочных запахов, нанесенных на бумажные палочки (можно использовать косметические палочки с ватной головкой). Быстро пронесите их по одному перед лицом детей (легкий ветерок). Нужно, чтобы они почувствовали, что все палочки разные. Затем достаньте разноцветные газовые платки, заранее надушенные двумя - тремя видами цветочных духов, и предложите детям исполнить танец весенних ароматов (платки должны лежать в разных пакетах, чтобы запахи не смешались). Пусть каждый вначале понюхает свой «цветок», а танцуя, постарается познакомиться и с другими «участниками» бала ароматов. В конце этого импровизированного танца предложите детям почувствовать Благоухание, которое принесли с собой цветы (для обострения обонятельной чувствительности нужно выйти из зала после танца на одну минуту в коридор и зайти обратно).
«Играем в оркестре».

«Шарманка» Д. Шостаковича.
Расскажите детям, что такое шарманка. Спросите, может быть, у кого-нибудь есть такая детская игрушка. Если есть у вас, покажите ее детям. Скажите, что есть даже такое выражение «Заладил как шарманка», которое обозначает какую-нибудь назойливую просьбу, которую все устали слышать. Исполняя первые два такта пьесы, я предлагаю детям побыть «шарманкой», что-нибудь на разные голоса несколько раз повторяя. Например, «Мама, купи мороженое, мама, ну купи мороженое». Многие дети с воодушевлением откликаются на эту забавную игру. Когда всем станет понятно, что такое шарманка, можно разучить пьесу (на одном - двух занятиях). Таким образом, приобщая детей к игре на музыкальных инструментах, педагогу необходимо варьировать задания с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей.
«Вальс-шутка». Д. Шостоковича
. Эту пьесу сыграть помогает маленькая история про два колокольчика. Благодаря ей музыка становится понятна детям, как ПРОЦЕСС, в котором последовательно, один за другим происходят музыкальные события..
Сказка « Два колокольчика»
28
Жили-были два друга-колокольчика – большой и маленький. Однажды маленький колокольчик проснулся, увидел , что на улице солнечная погода, и решил пригласить своего друга погулять. Он набрал номер и позвонил ему по мобильному телефону. А большой колокольчик ещё спал и, услышав звонок, подумал: «Кто же там, ну, кто же там?»- решил пока не вставать. Маленький колокольчик ещё раз позвонил- никакого ответа, потому что большой колокольчик всё так же думал, лёжа в постели: «Кто же там, ну, кто же там?» Но когда он позвонил в третий раз и не услышал ответа, в дело вмешался Дедушка Металлофон. Он жил вместе с большим колокольчиком, поэтому подошёл и провёл палочкой у него прямо под ухом - « вжик!» , потом ещё и ещё. И только когда он сыграл четвёртый раз, большой колокольчик проснулся и ответил своему другу, когда он снова позвонил: « Да, иду, с тобой гулять!»
Игра с металлофоном

Цель
: знакомить детей со звучанием металлофона.
Ход игры.
Педагог показывает красочные иллюстрации с изображением Лягушонка и капель дождя. Затем рассказывает о том, как Лягушонок Квак вышел погулять и на него упала капелька дождя( педагог ударяет по пластинке металлофона один раз). Потом упала ещё и ещё( педагог сопровождает рассказ игрой на металлофоне). Пошёл сильный дождь ( педагог сопровождает частыми ударами). Лягушонок обрадовался и прыгнул прямо в лужу ( педагог играет на металлофоне глиссандо снизу вверх). Далее педагог обращает внимание детей на инструмент, говорит, как он называется. Предлагает снова послушать его звучание, уточняет у детей, какой был дождь: сильный или слабы
Сказки-шумелки

МЫШИНАЯ ИСТОРИЯ
Осенью мышки весь день бегали туда и сюда, собирая запас на зиму. Побарабанить пальчиками (по
БАРАБАНУ
) или использовать
МАРАКАСЫ
И вот, наконец, с неба стали падать красивые белые снежинки.
МЕТАЛЛОФОН
(или
ТРЕУГОЛЬНИК
) Они покрыли замёрзшую землю пушистым белым одеялом, и вскоре на этом снегу появились маленькие следы мышиных лапок.
ТРЕУГОЛЬНИК
Мыши попрятались в свои норки, где у них было очень много еды. Они грызли орешки,
ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ
Грызли зёрнышки 29
Шуршим
МАРАКАСАМИ
Особенно они любили лакомиться сладкими корешками. царапаем мембрану
БАРАБАНА
(или корпус) А снаружи на землю каждый день падал снег
МЕТАЛЛОФОН
(или ложечкой по бокалам) Шумел ветер,
ФЛЕЙТА
И над мышиными норками намело большой-большой сугроб. Но мышкам было очень хорошо под снегом в тёплых норках.
КСИЛОФОН
(или барабаним пальчиками по пустой коробке)
Приложение 2.

Ребусы по теме "Музыкальные инструменты детского шумового оркестра"

Цель
Обучение ребёнка самостоятельно добывать знания и получать радость от своей исследовательской деятельности.
Задачи:
•развивать логическое мышление; • •способствовать развитию усидчивости и сосредоточенности; •расширить словарный запас; • закрепить названия музыкальных инструментов детского шумового оркестра. 30
Данные ребусы помогут ребёнку закрепить названия музыкальных инструментов дошкольного оркестра. Их можно использовать при организации самостоятельной музыкальной деятельности детей, например, дети не глядя вытягивают любой ребус, разгадывают его и согласно ответу берут музыкальный инструмент для дальнейшего музицирования. Таким образом, решается сразу несколько педагогических задач и обыгрывается организационный момент, избежав детских ссор и обид при распределении инструментов. 31
32
33
34
35
36
37

Ответы ребусов:
1.Барабан. 2.Бубен. 3.Ложки. 38
4 . К о р о б о ч к а . 5 . Т р е щ о т к а . 6.Тарелки. 7.Треугольник. 8 . Р у б е л ь . 9 . К с и л о ф о н . 10.Металлофон. 11.Погремушка. 12.Маракас. 13.Бубенцы. 1 4 . Т р е у г о л ь н и к ( 2 ) 15.Погремушка (2). 39

Приложение 3.

Детские музыкальные инструменты
40
41
42


В раздел образования