Напоминание

Основные формы работы по эколого-краеведческому образованию младших школьников в условиях реализации ФГОС


Автор: Диковинкина Светлана Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Центр образования"
Населённый пункт: пгт Пангоды,Надымский район,ЯНАО
Наименование материала: статья
Тема: Основные формы работы по эколого-краеведческому образованию младших школьников в условиях реализации ФГОС
Раздел: начальное образование





Назад




ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ ПО ЭКОЛОГО-КРАЕВЕДЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС Диковинкина С.А. МОУ «Центр образования» пгт Пангоды, Надымского района,ЯНАО, учитель начальных классов У каждого человека есть своя малая родина, которой он благодарен за многое. И начинается она с околицы родного посёлка, с ограды родительского дома. Куда бы судьба не забросила человека, где бы он не находился, всегда будут стоять перед глазами места, где родился и вырос, где впервые увидел красоту природы: зелёные луга, кудрявые берёзки на берегу озера, сад у дома, лица родных и друзей….И рано или поздно любовь к родному уголку, отчему краю всё- равно позовёт в свои объятия. Для многих моих учеников родина-это Ямал, посёлок Пангоды. Приобщение обучающихся всех возрастов к истокам родного края является мощным средством формирования патриотических чувств,развитие духовно- нравственных качеств личности,способствует возрождению культурной памяти детей,утверждению в их сознании места своего « я» в системе воспитания. Всё,что связано с краеведческой и экологической работой,расширяет кругозор,содействует умственному развитию учащихся,знакомит их с окружающим миром, учит ориентироваться в нём. Экологическое образование и в мире, и в России считается сегодня приоритетным направлением обучения и в о с п и т а н и я у ч а щ и хс я о б щ е о б р а зо ват е л ь н ы х ш кол . Под
эколого-

краеведческим образованием
мы понимаем систему экологических знаний с краеведческой направленностью. Актуальность проблемы эколого - краеведческого образования школьников заключается в ее связи с решением таких важнейших проблем педагогики, как проблема формирования личности, всех ее нравственных сторон, и в том числе — отношения к природе. Вот цели и задачи, которые мы ставим перед собой:  Учить детей воспринимать окружающий мир.  Понимать природу родного края.  Знакомить с экологическими традициями и культурно-историческим наследием народа, живущего на северной земле.  Облагораживать чувства детей.  Воспитывать экологическое сознание и поведение. Эколого- краеведческое образование возможно лишь при условии, если содержание учебных предметов способствует развитию экологически ценностных ориентаций,т. е. позволяет осознать необходимость сохранения всего многообразия жизни; раскрывает сущность происходящих экологических катаклизмов; помогает понять современные проблемы экологии, осознать их актуальность и вызвать стремление к личному участию в преодолении экологического кризиса, в решении экологических проблем. В решении задач эколого - краеведческого образования учащихся начальной школы важное место занимает краеведческий подход, предполагающий
комплексное изучение природы родного края. Выяснение роли школьной краеведческой работы в общей системе воспитания, в практике учебно- воспитательной работы образовательного учреждения позволяет рассматривать школьное краеведение как систему, представляющую комплекс элементов, находящихся в определенных организационно-методических взаимосвязях и взаимоотношениях. Школьная краеведческая работа активизирует весь учебный процесс в школе, а сам характер краеведческой деятельности дисциплинирует учащихся, сплачивает их в дружный коллектив и позволяет удовлетворить индивидуальные запросы и интересы каждого школьника, а также помогает учителям осуществить системный личностно-ориентированный подход в воспитании.
Содержание экологического образования
сегодня богато и разнообразно, и может быть развернуто как в рамках учебных предметов, так и во внеклассной и внешкольной работе, имеет практическую направленность. Основными
формами

работы

по

эколого-краеведческому

образованию
школьников с использованием краеведческого материала являются:урок, факультатив, экскурсии, туристические походы, беседы, игры, исследовательские проекты, индивидуальные учебные задания, конкурсы, КТД, праздники, викторины. Мы решили найти новое соотношение традиции и инновации в системе работы нашей школы, используя программу воспитательной работы по внеурочной деятельности для начальной школы в соответствии с новыми образовательными стандартами, где в содержании третьего года обучения идут темы, связанные с эколого-краеведческой работой,образованием,такие как «Заселение края», «Знаменитые учёные России,края», «Героические страницы истории Российской армии», «Современная российская армия», «Великие женщины России, северного края», «Культура моей страны».Так на первых занятиях ребята знакомились с географическим положением, границами, историей образования и названия посёлка. Несколько тем было отведено на изучение природы родного края, особое внимание уделено особенностям нашего северного края. Важным звеном работы стал цикл осенних, зимних и весенних экскурсий экологической направленности . Они носят разную тематику. Частое посещение природных объектов позволяет школьникам визуально, без разъяснений со стороны учителя зафиксировать те нежелательные преобразования, которые происходят в природе. Возникающее при этом чувство переживания за судьбу окружающей природы создает нужный фон для развития ответственного к ней отношения. После экскурсий обучающиеся с удовольствием принимают участие в акциях "Мы за чистый посёлок»", «Чистый берег», «Кормушка», в выпусках экологических плакатов "Мы в ответе за тех, кого приручили", «Берегите природу», «Помоги своей улице», в написании сочинений "Люблю тебя, мой край родной!", флеш- мобе «Мы -зелёные».Не остаются в стороне и родители обучающихся,которые сняли ролик о ребятах,участвующих в экологической акции, и разместили его в социальных сетях Интернета, где он получил множество откликов и слов благодарности в адрес детей.
На экскурсиях и прогулках, в специальных беседах рассказываем: об охране птиц и их роли в деле защиты природы, о деревьях и их полезных качествах, о цветах (раннецветущих, луговых, садовых). Совместно сделали "Книгу Природы" с её страничками:  "Зелёными" – творческий клуб "Зелёной аптеки", стихи о лекарственных травах и цветах, рисунки, кроссворд;  "Голубыми" – загадки, силуэты птиц; альбом «Чей дом лучше»;  "Синими" – "Морские сказки", рыбки нашего аквариума (рисунки детей);  "Красными" - "Они должны жить", цветы и растения, занесённые в "Красную книгу". Формирование региональных экологических знаний мы стараемся проводить через всю учебную деятельность детей. Эколого-краеведческая направленность уроков русского языка и развития речи достигается использованием знаний учащихся о биологических особенностях групп растений, млекопитающих, птиц, рыб, насекомых, обитающих в Ямало-Ненецком автономном округе. На уроках чтения используем материалы, в содержание которых входит региональная литература. Использование в работе художественных произведений, поэзии местных писателей и поэтов(Л.Лапцуя), народных примет даёт возможность познакомить детей не только с особенностями природы, но и привить интерес и любовь к чтению. На уроках математики мы включаем
решение

задач

экологического

характера
, например:  Самые трудолюбивые санитары леса - муравьи. Один муравей за одну минуту приносит в муравейник 20 насекомых. Сколько насекомых принесёт муравей за 5 минут?  Известно, что в морозы птицы погибают чаще от голода, чем от холода. На кормушке, которую мы с вами повесили в школьном дворе, сегодня побывало 7 синичек и 5 воробьев. Скольким птицам мы помогли спастись сегодня от голода? В работе тесно сотрудничаем с поселковым музеем. В музее проходят ознакомительные и тематические экскурсии, беседы и викторины с использованием краеведческого материала. Важное место в тематике бесед занимают темы: "Герб и флаг ЯНАО", «Семейные праздники », «Ямальские мастера», "Народный костюм ". Получив необходимый запас знаний, обучающиеся на практике закрепляют эколого-краеведческие знания: составляют кроссворды, рисуют и раскрашивают рисунки по изученным темам. Этот характер краеведческой деятельности дисциплинирует обучающихся, сплачивает их в дружный коллектив и позволяет удовлетворить индивидуальные запросы и интересы каждого школьника, а также помогает нам осуществлять системный личностно-ориентированный подход в воспитании. Приобретённый опыт находит своё отражение в следующей деятельности:
 Театральная деятельность: игры по ролям, инсценирование экологических сказок (сказки сочиняют сами дети по опорным словам; затем проходит конкурс экологических сказок);  Экологические праздники в течение учебного года, такие как «Осенняя ярмарка», «Эти чудные цветы небывалой красоты» (с привлечением родителей);  Социальные акции: "Защитим посёлок от мусора", "Мы против курения".  Проекты: «Огород на окне», Для школьников посильной является работа по изготовлению кормушек, заготовке семян, подкармливанию птиц зимой, поэтому домашнее задание даём творческого характера. Чтобы наши дети научились понимать природу родного края, чувствовать её красоту, читать её язык, беречь её богатства, прививаем эти чувства с самого раннего детства, когда интерес к окружающему миру велик. Любовь эта должна быть действенной, а ребёнок всегда активен, нужно только направлять его деятельность, так как благодаря этому закладываются основы экологической культуры личности и социальной адаптации в обществе. Мы хотим донести до сознания детей не только гордость за богатую природу нашего края, но и боль за каждую маленькую речку, берега которой превращены в свалку. Каждый ребёнок должен сердцем почувствовать: не сохраним природу своего края — не будет и России!


В раздел образования