АКЦИЯ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
Автор: Левина Лариса Александровна Должность: старший методист Учебное заведение: ФГБОУ СОШ "ОЦ" п.г.т. Рощинский м.р. Волжский Самарской области Центр внешкольной работы Населённый пункт: п. г.т. Стройкерамика, м.р. Волжский, Самарская область Наименование материала: Статья Тема: АКЦИЯ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА Раздел: дополнительное образование
Левина Лариса Александровна
старший методист социально – педагогической направленности
АКЦИЯ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
Филиал ГБОУ СОШ «ОЦ» п.г.т. Рощинский м.р. Волжский Самарской
области «Центр внешкольной работы»
«Истинное воспитание состоит
не только в правилах, сколько в упражнениях»
Ж. Русо
В Центре внешкольной работы муниципального района Волжский акции
проводятся
в
двух
отделах:
эколого-биологическом
и
социально-
педагогическом.
Акция
–
это
социально
значимое,
деятельностное,
комплексное, событийное мероприятие
для достижения
какой-либо цели.
Цель -
сплочение коллектива, стимулирование творческого поиска, создания
благоприятной
творческой
среды
с
педагогами,
родителями
и
детьми,
привлечение внимания общественности. В процессе экологических операций
решается
ряд
задач:
воспитание
у
обучающихся
бережного
отношения
к
единым
общечеловеческим
ценностям
как
историческому,
культурному
и
природоохранному
наследию;
формирование
у
подрастающего
поколения
экологической
культуры
и
активной
жизненной
позиции
по
отношению
к
глобальным
проблемам,
стоящим
перед
человечеством.
Акции
проходят
в
течение всего учебного года.
Проводятся различные виды акций - экологические, благотворительные,
рекламные, социальные,
профилактические. В ходе акций
воспитанники
получают
природоведческие
знания,
формируют
навыки
экологической
культуры,
активную
жизненную
позицию.
Акции
бывают:
краткосрочные,
долгосрочные, разовые. Они служат хорошей экологической пропагандой среди
родительской общественности.
Дети видят отношение родителей, организацию мероприятия и сами в ней
участвуют. Акции проходят под своим девизом, имеют наглядную агитацию
1
(листовки,
плакаты,
памятки).
В
содержание
акций
входят
праздники,
развлечения, викторины, выставки, конкурсы, посвящённые объектам акций.
Проведение
экологических
акций
способствует
закреплению
знаний
о
природных
явлениях,
дети
учатся
самостоятельно
планировать
свою
деятельность
по
оказанию
помощи
животным,
по
сохранению
воздуха
и
водоемов чистыми и т. Акции обеспечивают высокую степень активности и
самостоятельности воспитанников. Подобные мероприятия развивают в детях
такие
нравственные
качества,
как
самостоятельность,
ответственность,
сопереживание,
заботливость,
доброжелательность,
инициативность
и
т.д. Правильно
организованная
акция
предоставляет
каждому
участнику
пространство
для
индивидуального
поиска
самовыражения,
позволяет
отдохнуть и отвлечься от «обыденной жизни,
получить удовлетворение от
своих возможностей, избавиться от внутреннего напряжения и одновременно
приобрести
опыт
плодотворного
сотрудничества,
общего
сближения
и
взаимопонимания. Акция способна украсить жизнь и научить участника жить
среди людей. Она не должна нести никаких- либо серьезных материальных
вложений для участника, поэтому она доступна для каждого. Для работы по
организации
акций используются
следующие методы: проведение бесед,
занятий, игр по экологическому воспитанию; просмотр видеофильмов; чтение
художественной литературы; придумывание совместно с детьми экологических
сказок;
проведение
экскурсий;
организация
поисково-исследовательской
деятельности, проведение опытов; изготовление экологических плакатов и. д.
При проведении акций используются основные принципы:
открытость (для
детей и взрослых всех социальных категорий); совместность (коллективное
взаимодействие);
ответственность;
актуальность;
добровольность
участия;
успешность
(проектируемая
ситуация
успеха);
включенность
(личная
активность
каждого);
эмоциональность
(яркость,
необычно сть,
незабываемость);
включенность
(личная
активность
каждого);
много
значимость (смысловая). Также учитываются следующие факторы: участие в
акции проходит на добровольной основе; обязательным является привлечение
2
массового зрителя, социальные участники получают информацию по проблеме
не менее
чем за десять дней до срока проведения;
организация акции
начинается за месяц до сроков проведения; разрабатывается положение, где
прописываются
цели,
задачи,
этапы,
члены
жюри,
дата,
итоги,
проведение
награждения.
Алгоритм
проведения Акций: цель (каждая акция имеет свою цель);
задачи (выполняются общие и конкретные); объект (на что направлено – птицы,
деревья…); участники (дети + родители, сотрудники + дети + родители ). Акции
проводятся по месяцам: март-апрель – «Самый зеленый кабинет» (озеленение
кабинетов,
посадка
комнатных
растений);
январь-март
-
«Витамины
на
подоконнике»
(выращивание
лука
для
себя,
для
животных
уголка
живой
природы, наблюдения за ростом лука в разных условиях, ведение календаря
наблюдения общего и индивидуального); апрель – «День птиц» (изготовление и
развешивание совместно с родителями скворечников для птиц); май – «День
земли» (проведение
субботника с воспитанниками
на территории Центра
внешкольной работы, а также ее озеленение). В социально – педагогическом
направлении проводятся акции «Засветись», «Дорожный пикет», всероссийские
акции: «Шлем всему голова», «Спасите наши жизни» и другие. «Воспитанники
объединений Центра внешкольной работы являются активными участниками
областных акций. Проведение экологических акций приводит к положительным
результатам:
выходя
на
улицу,
дети
стали
задумываться
о
том,
чтобы
не
растоптать муравейник или цветок, стали экономно расходовать воду, бережно
относиться к природным богатствам. Дети и их родители принимают активное
участие во всех проводимых
акциях и получают
массу удовольствия и
удовлетворения от проделанной работы и достигнутых результатов. Участие в
экологических
акциях
помогает
накопить
детям
первый
багаж
ярких,
эмоциональных, живых впечатлений, достоверных представлений о природе и
получить необходимые навыки природоохранной деятельности.
3