"Совершенствование воспитательно-образовательного процесса в плане организации здоровьесберегающей деятельности в ДОУ"
Автор: Самохвалова Светлана Николаевна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: МАДОУ МО Детский сад №10 "Дубравушка" Населённый пункт: ХМАО, г.Нягань Наименование материала: статья Тема: "Совершенствование воспитательно-образовательного процесса в плане организации здоровьесберегающей деятельности в ДОУ" Раздел: дошкольное образование
«Совершенствование воспитательно-образовательного процесса в плане
организации здоровьесберегающей деятельности в ДОУ»
В настоящее время проблемы здоровья и подготовки детей к школе стали особенно
актуальными в связи устойчивой тенденцией ухудшения здоровья детей и подростков. В
детских садах используется большое количество инновационных технологий,
вариативных и дополнительных программ. Объем познавательной информации постоянно
увеличивается, из-за чего сетка занятий уплотняется и растет доля умственной нагрузки в
режиме дня.
Вследствие этого нередко наблюдается переутомление детей, снижение их
функциональных возможностей, что отрицательно влияет не только на состояние здоровья
дошкольников, но и на перспективу их дальнейшего развития.
Дети с отклонениями в состоянии здоровья наиболее подвержены подобному негативному
влиянию учебного процесса, построенного без учета их функциональных возможностей.
Поэтому в нашем детском саду требуется специально разработанная система работы по
укреплению здоровья детей, снижению утомляемости и развитию их работоспособности.
Умственная работоспособность рассматривается как комплексный показатель
функционального состояния организма ребенка, его психофизического здоровья и
является одним из важных факторов успешности обучения.
Чрезмерно длительная учебная нагрузка может травмировать неокрепший организм
ребенка и привести к негативным реакциям в состоянии здоровья как физического, так и
психического. Отсюда одной из основных задач нашего детского сада является задача по
организации воспитательно-образовательного процесса таким образом, при котором
повышается не только интеллектуальные возможности ребенка, но и происходит
сохранение хорошего уровня его работоспособности в процессе всего дня.
В рамках своего детского сада мы провели небольшое исследование. Его цель - изучение
умственной работоспособности детей и влияние разного рода занятий на утомляемость.
Нами выяснилась взаимосвязь между характером занятия, его формой проведения,
используемых методов и приёмов и, в результате - уровнем умственной
работоспособности, которая (как отмечалось выше) является одним из ведущих
показателей функционального состояния психического и физического здоровья ребенка.
С помощью методики корректурных таблиц, специально модифицированных для
дошкольников 4-7 лет (Н. Т. Терехова, Т. Л. Богина, 1976г.) мы изучали не только развитие
такого психического процесса как внимание, его объем и переключаемость, но и
определяли влияние разнообразных умственных нагрузок на умственную
работоспособность.
С этой целью в течение недели (чтобы были использованы все виды занятий) мы
предлагали детям таблицы теста "Корректурная проба". Дети должны были за отведенные
на это 3 минуты зачеркивать какие-либо значки. Каждое выполненное задание
оценивалось по объему (количеству просмотренных строк) и качеству работы (количеству
допущенных ошибок). Высчитывался коэффициент продуктивности работы по формуле n
% умственной работоспособности. Тест проводился сразу после занятия. По результатам
этого исследования уровень умственной работоспособности после каждого занятия
проявился таким образом:
после музыкального занятия - 69 %
после занятия конструированием - 45,2 %
ФЭМП - 74 %
Развитие речи - 68 %
Физкультурное- 71 %
Рисование - 74,2 %
Лепка - 71 %
Аппликация - (коллективная работа) 84,5 %
Ознакомление с окружающим - 68 %
Мы сделали вывод, что процент работоспособности и умственной активности снижается
на таких занятиях, где требуются волевые усилия, концентрация внимания, напряжение
мыслительной деятельности. Такие занятия, в целях профилактики утомляемости детей,
необходимо разнообразить по форме проведения и использовать в них комплекс,
состоящий из физкультурных минуток, динамических нагрузок, пальчиковой гимнастики
и т. д.
Известно, что при любом умственном труде, основная нагрузка ложится на ЦНС, а
нервная система детей в силу физиологических особенностей характеризуется небольшой
выносливостью и быстрой истощаемостью.
Продолжительность непрерывного внимания детей 6-7 лет в среднем 12-15 минут.
Помимо этого ребенок не может долго сохранять заданную позу, например малыши - 1,5-2
минуты, старшие - 3-4 мин. Из наблюдений, дети
на 6-8 минуте "умственных" занятий устают, что характеризуется частой сменой поз,
раскачиванием на стуле, навязчивыми движениями ног, рук, отвлечением других детей и т.
п.
Поэтому в учебном процессе мы придаем большое значение использованию малых форм
активного отдыха и психологической разгрузке детей. Это физкультурные минутки
длительностью 1,5-2 минуты, с выходом из-за столов. Минутки здоровья (по
необходимости и по усмотрению педагога) в виде пальчиковой гимнастики, самомассажа,
комплексов дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз, комплексов для снятия
напряжения спины, шеи - сидя или стоя за столами - продолжительность 1,5-2 мин.
Способствуют снятию стрессообразующих факторов и созданию эмоционального
комфорта комплексные занятия совместно с музыкальной или физкультурной
деятельностью. Такую форму занятий мы планируем проводить 1 раз в месяц в каждой
возрастной группе в соответствии с сеткой занятий. (Из опыта работы учителя-
дефектолога I категории Погодиной Е.М. - комплексное занятие по развитию речи
совместно с музыкальным руководителем в средней группе).
Мы используем на занятиях такую интересную форму работы, как создание условий для
совместной работы детей, которая является очень эффективной для решения ряда
воспитательных, обучающих и развивающих задач. В основном, это занятия
продуктивными видами деятельности.
На сегодняшней выставке вы можете увидеть результаты совместных стараний детей.
Известно, что каникулы или неделя здоровья являются одной из эффективных форм
активного отдыха ребят. В нашем учреждении во всех возрастных группах введен
осенний, зимний и весенний каникулярный отдых. Основное внимание в его содержании
уделяется подвижным спортивным играм, различным видам развлечений, свободной
деятельности детей по интересам, экспериментальной деятельности. Ежемесячно, один
раз в месяц, мы проводим День здоровья, посвященный спортивным соревнованиям,
физкультурным развлечениям и беседам о здоровом образе жизни. В такие дни занятия не
проводятся.
Проведение каникулярных недель и дней здоровья способствуют:
снятию утомления с детского организма, накопившегося в течение определенного
времени в связи с ежедневной учебной нагрузкой на
занятиях, восстановлению физических и психических сил ребенка;
повышению двигательной активности и накоплению положительных эмоций;
повышению жизненного тонуса и формированию потребности в здоровом образе
жизни.
Таким образом, мы выделили основные принципы организации здоровьесберегающего
образовательного процесса, которые заключаются в следующем:
1. Соблюдение гигиенических требований к подготовке и проведению занятий.
2. Эффективная организация дет ей на занятии (расстановка мебели, удобное
расположение материала и т.д.)
3. Использование разных вариантов двигательных и психологических разрядок.
4. Эмоционально-положительный настрой ребёнка на занятие.
5. Широкое использование разнообразного дидактического и демонстрационного
материала
6. Динамичность и содержательность структуры занятия.
Используемая литература:
п/р Т.С. Яковлевой "Здоровьеобеспечивающие технологии воспитания в детском саду", М.,
"Школьная пресса", 2007 г.