"Развитие деятельности учащихся на уроках географии"
Автор: Пономарева Наталия Александровна Должность: учитель географии Учебное заведение: МБОУ гимназия " УВК № 1" Населённый пункт: город Воронеж, Воронежская область Наименование материала: статья Тема: "Развитие деятельности учащихся на уроках географии" Раздел: среднее образование
Деятельность учащихся на уроках географии.
Постигая методику
преподавания географии, я пришла к
заключению, что уроки не могут конкурировать с телевидением, кино,
цветной фотографией, что в школе так мало карт, наглядных пособий
и хорошо провести урок – задача не из легких.
Нечем заинтересовать, часто говорю я. Уроки по географии своей
страны
трудно
проводить,
так
как
школьников
мало
интересует
содержание
предмета,
их
больше
привлекают
далекие
страны,
экзотические ландшафты.
В условиях , когда « занаучное » содержание учебного материала
и жесткий контроль за его «прохождением» довлеют над мной, чаще
всего
отдаешь
предпочтению
обьяснению
и
опросу.
В
этом
организационно
–
методическом
марафоне
рвешься
вперед,
а
школьники равнодушно смотрят по сторонам, скучают, не находя для
себя ничего интересного.
Оценив такую педагогическую ситуацию, осмыслив тот факт, что
урок – часть жизни ученика, я пришла к выводу, что обучение должно
быть активным и главное на уроке – деятельность учащихся.
Следовательно, переход от уроков « с учителем - солистом » к уроку –
диалогу, уроку сотрудничеству вполне оправдан.
Специально проведенные наблюдения и беседы с учащимися
подтвердили, что для них наиболее интересны те уроки, где они
активно
работают:
выполняют
задания
по
карте,
изучают
модели
географических объектов, решают учебную проблему, обмениваются
мнениями
и
суждениями,
сотрудничают
в
группе,
осуществляют
взаимоконтроль.
Даже самое интересное объяснение учителя, школьники
оценивают ниже, чем собственную учебную деятельность ( если она
хорошо организована ).
В игре школьники усваивают знания быстрее, полнее и охотнее,
учатся
действовать
в
разнообразных
ситуациях,
что
требует
вариативного применения знаний, а не только воспроизведения текста
учебника и объяснения
учителя, как на обычном уроке. В игре
проявляются
индивидуальные
особенности
учащихся
–
интерес
к
открытиям,
исследованиям,
путешествиям,
личностям
ученых,
природе незнакомых мест, заповедным местам, редким животным,
памятникам
природы.
Учащиеся
могут
выбрать
себе
задание
и
применить
свои
умения
по
желанию
–
сделать
карту,
описать
путешествие, нарисовать ландшафтный пейзаж и т.д.
При изучении географии страны практикую индивидуальные и
групповые
опережающие
задания:
учащиеся
готовят
краткие
сообщения,
рефераты,
доклады,
проекты
по
отдельным
вопросам.
Выполнение
таких
заданий
развивает
у
учеников
вкус
к
самостоятельной работе с различными источниками географических
знаний, умение отобрать необходимый материал, хорошо выступить,
четко изложив свою точку зрения.
Распространение
новых
форм
урока
сочетаю
с
совершенствованием
традиционных,
которые
сохраняют
свое
значение, но претерпевают изменения в целях, задачах, структуре.
Сохраняются уроки введения, комбинированные, обобщающие, а
также типовые требования к уроку – научность,
преемственность,
доступность,
системность.
Но
важно
помнить,
что
главное
звено
каждого урока – деятельность учащихся.
Пути совершенствования урока неисчерпаемы по всем направлениям:
повышению
познавательной
самостоятельности
и
творческой
активности учащихся, выбору методов обучения, способу проверки
знаний
и
их
коррекции,
усилению
мотивации
у ч е н и я ,
дифференциации требований к знаниям и умениям.
Успех обучения у меня во многом зависит не только от выбора
эффективных методов форм обучения в классе на уроке, но и от
организации внеурочной работы.
Учащиеся под моим руководством выполняют творческие задания,
проводят
мониторинговые
исследования,
учатся
видеть
и
анализировать
взаимосвязи
между
природными
комплексами.
Например,
в
этом
году
учащиеся
работали
над
темами
«Экологические
проблемы
города
Воронежа»,
«Озеленение
города
Воронежа», «Утилизация бытовых отходов» и др.
Большое
внимание
я
уделяю
исследовательской
работе
столь
актуальной в настоящее время.
Найти оптимальные методы позволяющие активизировать
познавательный интерес учащихся, подвести их к пониманию того,
что география пронизывает все стороны жизни человека и применима
в
любых
вопросах,
задача
учителя
географии,
задача,
которую
я
ставлю перед собой на каждом уроке.