"Познавательно-речевое развитие воспитанников с ОНР в процессе опытно - экспериментальной деятельности"
Автор: Кудинова Ольга Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: "Детский сад" Центр коррекции и развития детей"ГБОУ ООШ №18 г. Новокуйбышевска Населённый пункт: г. Новокуйбышевск Наименование материала: статья Тема: "Познавательно-речевое развитие воспитанников с ОНР в процессе опытно - экспериментальной деятельности" Раздел: дошкольное образование
Познавательно-речевое развитие воспитанников с Общим недоразвитием речи
в процессе опытно - экспериментальной деятельности.
На протяжении всего дошкольного детства огромное значение в развитии личности
ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая
нами понимается не только как процесс усвоения знаний, навыков и умений, а,
главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под
руководством взрослого, осуществляемого в процессе взаимодействия и
сотворчества. Передача готовых знаний об окружающем мире - далеко не главная
задача в воспитании детей. Гораздо важнее научить их самостоятельному
исследованию жизни. Поэтому главной целью проведения совместных
экспериментов является создание возможности дать детям самим открыть что-то
новое. В этом случае они познают радость открытия, узнают необычные свойства
привычных предметов, расширяют свои представления о мире. Преодолевая
трудности, возникающие по ходу проведения экспериментов, у них развивается
воля, терпение, способность отстаивать свое собственное мнение.
Недаром китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я
запомню, дай попробовать - я пойму, и буду знать». Усваивается всё прочно и
надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. На этом и основано внедрение
детского экспериментирования в работу с детьми. Исследовательская деятельность
вызывает огромный интерес у детей. Проведение опытов и экспериментов увлекают
и завораживают детей. Исследования предоставляют детям возможность самим
найти ответы на вопросы «как?», «почему?», «откуда?» и т.д.
Цель моей работы заключается в следующем:
Способствовать развитию у детей познавательной активности,
любознательности.
Развитие стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи:
Развивать у детей представления о химических свойствах веществ.
Развивать у детей элементарные представления об основных физических
свойствах и явлениях.
Развивать представления о свойствах воды, воздуха, песка, глины, камня.
Знакомить с основными чертами рельефа планеты.
Развивать умение пользоваться приборами - помощниками.
Развивать мыслительные способности: анализ, классификация, сравнение,
обобщение.
Развивать грамматическую сторону речи, связную речь.
Для решения поставленных задач в нашем дошкольном учреждении, творческой
группой, был разработан план совместной опытно - экспериментальной
деятельности воспитателя с детьми. В котором занятия представлены по блокам и с
усложнениями для разных возрастных групп. Каждое занятие тесно связано с
лексическими темами, изучаемыми учителем - логопедом. И включают в себя
дидактические игры и упражнения на развитие грамматического строя речи,
обогащение словаря детей. Занимательные занятия и игры - экспериментирования
проводятся с подгруппой детей в специально-организованном помещении – детской
экспериментальной лаборатории «Подружись с природой».
Также нами была разработана диагностическая карта обследования естественно
научных представлений и знаний у дошкольников, которая наглядно показывает, что
проводимая работа по данному направлению повышает познавательный интерес,
развивает любознательность у детей, стремление делать все новые открытия.
Для достижения высоких результатов в своей работе я использую разнообразные
приемы и средства, такие как слайд - презентаций, ширмы со схемами и зарисовкой
ряда последовательных действий (проведения опыта), ширмы для знакомства с
различными природными явлениями и многое другое.
Одним из условий, для более успешной реализации поставленных задач, является
тесное сотрудничество с семьей. С этой целью для родителей проводим
консультации, папки - передвижки, памятки из цикла «Опыты на кухне», открытые
мероприятия. Родители принимают активное участие в конкурсах уголков
экспериментирования, помогают в оборудовании и пополнении необходимым
материалом, способствуют удовлетворению познавательных интересов
экспериментированием в домашних условиях.
А сейчас я хочу предложить вашему вниманию несколько опытов и экспериментов,
проводимых с детьми из разных циклов, познавательного и занимательного
содержания.
Воздух
Тема: «Волшебные пузырьки».
Цель: уточнить знания детей о местонахождении воздуха,
закрепить знания свойств воздуха: невидимый, лёгкий,
без запаха. Упражнять в подборе прилагательных
к существительным.
Основное содержание:
1.
Беседа «Воздух - невидимка».
2.
Игра с мыльными пузырями.
3. Лексическое упражнение «Скажи, какой?».
Полезное ископаемое, песок.
Тема: «Волшебные стёклышки».
Цели: Способствовать расширению знания детей о
свойствах сухого и мокрого песка.
Закрепить культурно-гигиенические навыки.
Основное содержание:
1. Беседа с гостем - сказочным Медведем.
2. Решение его проблемы - изготовить пирожки.
3. Ознакомление со свойствами песка (сухого).
4. Лепка из сухого песка.
5. Лепка из сырого песка.
6. Хоровод («Каравай-пирожок»).
Вода.
Тема: «Куда исчез сахар?».
Цели: закрепить представление о свойствах воды - растворять некоторые вещества.
Познакомить с особенностями сахара: белый, сладкий, сыпучий, состоит из
блестящих кристалликов. Упражнять в образовании существительных в Вин. п.
Основное содержание:
1. Встреча со Слонёнком.
2. Загадка о сахаре.
3. Рассматривание гостинца-сахара.
4. Проведение опыта на сыпучесть.
5. Опыт с растворимостью сахара в горячей воде.
6. Лексическое упражнение «У кого нет?».
Чем пахнет воздух?
Педагог: Чем может пахнуть воздух?
Дети: Яблоками, если в сад пришла щедрая осень. Дымом, если поблизости горит
костёр. Пирожками, когда на кухне хлопочет бабушка.
Педагог: Правильно, но собственного запаха у воздуха нет. Абсолютно чистый
воздух ничем не пахнет. Запах ему придают другие вещества. Хотите убедиться в
том, что воздух действительно присваивает запахи разных веществ?
В баночках хранились вещества с сильным запахом. Вы должны отгадать, что было
в них.
Звук.
Тема: «Почему всё звучит?»
Цели работы: Учить детей. Понимать причины возникновения звука- колебание
предметов. Упражнять детей в изменении существительных по числам.
Основное содержание
1. Рассматривание натянутой струны.
2. Опыт с предметами в связи с нахождением у них «голоса, звука».
3. Подвижная игра «Волшебные предметы».
4. Лексическое упражнение «Один - много».
Свойства материалов.
Тема: «Путешествие кораблика».
Цели: Познакомить детей с одним из свойств предметов - плавучестью. Упражнять
в подборе глаголов (слов-действий к заданному слову).
Основное содержание
1. Чтение стихотворения С. Маршака «Кораблик».
2. Рассматривание предметов из разных материалов.
3. Опыты с погружением в воду.
4. Выводы детей.
5. Лексическое упражнение «Что делает?».
Образование ветра.
Педагог: В природе солнце нагревает воздух, он поднимается вверх,
а холодный поток устремляется на его место. Этот поток воздуха
и образует ветер.
Вареное или сырое?
Если на столе лежат два яйца, одно из которых сырое, а другое вареное, как можно
это определить? Конечно, каждая хозяйка сделает это с легкостью, но покажите этот
опыт ребенку - ему будет интересно. Нужно раскрутить яйца.
Конечно, он вряд ли свяжет это явление с центром тяжести. Объясните ему, что в
вареном яйце центр тяжести постоянен, поэтому оно крутится. А у сырого яйца
внутренняя жидкая масса является как бы тормозом, поэтому сырое яйцо крутиться
не может.
Куда делись чернила? Превращения
В пузырек с водой капните чернил или туши, чтобы раствор был бледно-голубым.
Туда же положите таблетку растолченного активированного угля. Закройте
горлышко пальцем и взболтайте смесь.
Она посветлеет на глазах. Дело в том, что уголь впитывает своей поверхностью
молекулы красителя и его уже и не видно.