Напоминание

Программа по учебному предмету "ИЗО" 6 класс


Автор: Киль Оксана Александровна
Должность: учитель изо и черчения
Учебное заведение: МБОУ СОШ №8
Населённый пункт: г. Ессентуки
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Программа по учебному предмету "ИЗО" 6 класс
Раздел: среднее образование





Назад




Программа по учебному предмету «ИЗО» для 6 классов.
1.

Пояснительная записка.
Программа по «Изобразительному искусству» для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий для основного общего образования. В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи. В программе предложен авторский подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся Рабочая программа «Изобразительное искусство» для 6 класса ориентирована на работу по учебнику и рабочей тетради: • Ломов, С. П. Искусство. Изобразительное искусство. 6 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / С. П. Ломов, С. Е. Игнатьев, М. В. Кармазина. – М.: Дрофа, 2016. • Ломов, С. П. Искусство. Изобразительное искусство. 6 класс: рабочая тетрадь к учебнику С. П. Ломова, С. Е. Игнатьева, М. В. Кармазиной / С. П. Ломов, С. Е. Игнатьева, М. В. Кармазина. ‒ М.: Дрофа, 2016. Курс выстроен с учётом баланса трёх основных аспектов обучения: образовательного, развивающего, воспитательного и отражает современные педагогические ориентиры и требования к программам и учебникам по изобразительному искусству. ЦЕЛИ КУРСА ‒ Знакомство с образным языком и историей развития изобразительного искусства, эволюцией художественных идей, понимание значимости изобразительного искусства и художественной культуры для общества; – формирование представлений о выразительных средствах живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; – овладение знаниями об изобразительном искусстве, умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению); – развитие наглядно-образного, ассоциативного и логического мышления, пространственных представлений, художественных и творческих способностей, интуиции, фантазии, эмоционально-эстетического восприятия действительности; – воспитание средствами изобразительного искусства личности школьника, обогащение его нравственного опыта, эстетических потребностей, формирование уважительного отношения к искусству и культуре народов многонациональной России и других стран. ОСНОВАНИЕ ВЫБОРА УМК. Учебник «Изобразительное искусство» для 6 класса соответствуют Федеральному государственному образовательному стандарту и рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в общеобразовательных учреждениях . КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ, НА КОТОРОЕ РАСЧИТАНА РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. В федеральном базисном учебном плане на изучение изобразительного искусства в 6 классе отводится по 1 часу в неделю: 35 часов.
2.

Общая характеристика учебного предмета.
1
Курс изобразительного искусства в общеобразовательной школе, наряду с другими учебными предметами, содействует решению комплекса учебно-воспитательных и развивающих задач: формирование у учащихся морально-нравственных ценностей, эстетического отношения к миру, духовной культуры, приобщение к национальному культурному наследию, становление целостного мышления (эмоционально-образного типа мышления, наряду с рационально- логическим, преобладающим на других учебных предметах), реализация творческого потенциала школьников. В новом Законе РФ «Об образовании» большое внимание уделяется вопросам обучения всех детей, независимо от состояния здоровья, возможностей и способностей. Деятельностный характер обучения предполагает духовно-нравственное развитие личности, построение индивидуальной траектории образования с учётом склонностей и реальных учебных возможностей детей. Такое подход особенно актуален для современной общеобразовательной школы, которая имеет сегодня смешанный контингент учащихся. В основу программы положены: – единство воспитания и образования, обучения в творческой деятельности учащихся, сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительности и в искусстве; – яркая выраженность познавательно-эстетической сущности изобразительного искусства, что достигается введением раздела «Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас», за счет тщательного отбора и систематизации картин, отвечающих принципу доступности; – система учебно-творческих заданий на основе ознакомления с народным декоративно- прикладным искусством как важным средством нравственного, трудового и эстетического воспитания; – система межпредметных связей (литература, русский язык, история, иностранные языки, музыка, технология, биология), что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью; – соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и учащихся 6 класса; – направленность содержания программы на активное развитие у детей эмоционально- эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы и т. д.
3.

Место учебного курса, предмета в учебном плане.
В Федеральном базисном учебном плане в 6 классе на изучение изобразительного искусства отводится 1 час в неделю, всего 35 часов (35 учебных недель). В рабочей программе выстроена система учебных занятий (уроков) и формируемых универсальных учебных действий (представлена в табличной форме далее). Виды занятий Количество часов Рисование с натуры 8 Рисование на темы, по памяти и представлению 12 Декоративная работа, художественное конструирование и дизайн 10 Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас 5 Итого за год 35 2

4.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного

предмета.
Ценностные ориентиры содержания курса отражены в личностных, метапредметных и предметных результатах освоения изобразительного искусства и имеют следующие целевые установки: ‒ осознание ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, любовь к своему краю и Отечеству; ‒ осознание ценности труда, науки и творчества; ‒ осознание важности образования и самообразования для жизни и деятельности; ‒ осознание своих обязанностей перед семьей, обществом, Отечеством; ‒ осознание ценности здорового образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды. Реализация ценностных ориентиров на уроках изобразительного искусства обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.
5.

Планируемые результаты.

Личностные результаты
К концу учебного года у обучающихся должны быть сформированы: – мотивация достижения результата, стремление к совершенствованию своих способностей; - морально-этические суждения, способность к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения / нарушения моральной нормы; - эстетические суждения, ценности и чувства.
Метапредметные результаты
К концу учебного года у обучающихся должны быть сформированы: – умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, искать средства её осуществления; - умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников; - умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, работать в группе, коллективе, взаимодействовать с партнёром, слушать и слышать собеседника; - умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их исполнение на основе оценки и учёта характера ошибок; - умение осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; - умение воспринимать и оценивать шедевры русского и мирового искусства, проводить анализ содержания художественных произведений разных видов и жанров, отмечать выразительные средства изображения, их воздействие на чувства зрителя; - умение давать эстетическую оценку произведениям изобразительного искусства, предметам быта, разработанными народными мастерами, дизайнерами и сопровождающим жизнь человека.
Предметные результаты
К концу учебного года обучающиеся должны овладеть: - закономерностями конструктивного строения изображаемых предметов, основными закономерностями наблюдательной, линейной и воздушной перспективы, светотени, элементами цветоведения, композиции; - различными приёмами работы карандашом, акварелью, гуашью и другими художественными материалами; - особенностями художественных средств различных видов и жанров изобразительного искусства; 3
- информацией об особенностях ансамбля народного костюма; зависимостью колорита народного костюма и узора от национальных традиций искусства и быта; - информацией об отдельных произведениях выдающихся мастеров русского изобразительного искусства прошлого и настоящего времени; - информацией о ведущих художественных музеях России и мира; - умением видеть цветовое богатство окружающего мира и передавать свои впечатления в рисунках; - умением выбора наиболее выразительных сюжетов тематической композиции и проводить подготовительную работу (предварительные наблюдения, наброски и зарисовки, эскизы), с помощью изобразительных средств выражать своё отношение к персонажам изображаемого сюжета; - умением анализировать форму, конструкцию, пространственное расположение, тональные отношения, цвет изображаемых предметов, сохранить характерные особенности двух предметов; - умением пользоваться перспективой, светотенью, композицией и т. д. в процессе рисования с натуры и на темы; - умением передавать тоном и цветом объём и пространство в натюрморте; - умением применять в рисунках выразительные средства (эффекты освещения, композиции, штриховки, разные приёмы работы акварелью, гуашью), добиваться образной передачи действительности; - умением разрабатывать эскизы интерьеров, композиции эскизов печатной продукции, эскизы костюмов.
6.

Содержание учебного предмета, курса.

Рисование с натуры
(8 ч)
.
Выразительные возможности линейного и тонового рисунка. Приёмы передачи освещённости в линейном рисунке. Свет и тень в рисунке. Изображение объёма предметов. Рисование отдельных предметов быта, школьного обихода, предметов декоративного искусства и их групп (натюрмортов) с использованием правил перспективы, светотени, законов цветоведения, живописной грамоты, композиции. Тоновые отношения в рисунке натюрморта. Метод обобщения в линейном и тоновом рисунке. Рисование фигуры человека, животных. Передача в рисунках гармонии цветовых отношений средствами цвета. Художественно – образное восприятие формы предметов. Передача в рисунках эмоционально – эстетического отношения к изображаемым объектам и чувства восхищения красотой их формы, пропорций, очертаний, цветовой окраски. Примерные задания по рисунку: а) натурное рисование с передачей перспективного сокращения формы и объёма отдельных предметов: этюдника, гипсового орнамента типа пальметты, скрипки, бубна, рубанка, кувшина, чайника, чашки с блюдцем, подноса, овощей, фруктов, натюрмортов с ними; б) линейная зарисовка веток калины, шиповника, жасмина, цветов в вазах, комнатных цветов в горшках; в) зарисовка своего двора, улицы; г) выполнение графических упражнений: анализ геометрической формы предмета, передача объёма с помощью штриховки и др. Примерные задания по живописи: а) изображение натюрмортов в технике гризайль и в цвете; б) этюды пейзажа в разное время суток; в) выполнение набросков разнообразных объектов действительности, фигуры человека, зверей, птиц, цветов, веток деревьев, кустарников; г) выполнение графических и живописных упражнений. 4

Рисование на темы, по памяти и представлению
(12 ч)
.
Рисование на темы окружающей жизни на основе наблюдений или по воображению. Иллюстрирование литературных произведений (с предварительным выполнением набросков и зарисовок с натуры по заданию учителя). Изображение пейзажа по литературному описанию. Раскрытие в рисунке действия, выразительная передача в сюжете характерного, главного, передача эмоционально- эстетического отношения к изображаемому мотиву. Законы перспективы, композиции, конструктивное строение предметов в тематических рисунках. Цвет как средство передачи настроения, переживаний, вызываемых изображаемыми объектами и сюжетами. Осознание прекрасного в объектах и явлениях действительности. Передача движения в рисунке (движения из картинной плоскости на зрителя, движения в глубь плоскости, движения по диагонали, по кругу, передача ритма и плавности в изображении). Примерные задания по композиции: а) рисование на темы: «В школьном кружке», «Архитектурные памятники нашего края», «Подвиги русских богатырей», «Я иду по Москве», «Наша школа», «Туристский поход», «Прогулка мамы с коляской», «Овощной базар»; б) композиции на передачу движения в рисунке: «Велосипедисты», «На спортивных соревнованиях», «Мы бегам», «Весёлый танец»; в) иллюстрирование литературных произведений: русские народные сказки «Марья-царевна», «Елена Прекрасная»; былины «Илья Муромец и Соловей-рзбойник», «Святогор и Илья Муромец», «Садко»; А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», П. П. Бажов «Серебряное копытце», «Огневушка -поскакушка», «Каменный цветок», К. Булычев «Непоседа», Ю. Олеша «Три толстяка», М. М. Пришвин «Кладовая солнца», «Родные картины»; стихотворения русских поэтов-классиков XIX в. Н. А. Некрасова, А. Кольцова, А. Н. Майкова, И. З. Сурикова и др.; произведения зарубежных писателей Р. Стивенсона (перевод С. Маршака) «Весёлый мёд», Р. Киплинга «Кошка, которая гуляла сама по себе», Х. К.Андерсена «Дикие лебеди», «Русалочка», «Огниво» и др. Примерные задания по живописи: а) рисование по памяти и представлению растений, людей, животных; б) рисование по памяти и представлению пейзажа с колористической гармонизацией цвета: «Лесные дали», «Пейзаж в тумане», «После дождя», «Пейзаж, освещённый ярким солнцем», «Хмурый день», «Сирень цветёт», «Тучи над городом», «Рассвет на реке», «Путешествие по родному краю», «Ночной город» и др.
Декоративная работа, художественное конструирование и дизайн
(10 ч)
.
Народное декоративно – прикладное искусство как специфический тип народного творчества в системе культуры. Взаимосвязь национального и интернационального, взаимообогащение культур разных народов. Функциональность, конструктивность народного декоративно – прикладного искусства. Народное и современное в декоративно – прикладном искусстве. Становление профессионального художественного ремесла. Область декоративного искусства: монументально – декоративная, декоративно – оформительская. Принципы и приёмы воплощения художественного образа в декоративно – прикладном искусстве. Основы декоративной композиции, её закономерности. Орнаментальная композиция. Декоративное оформление предметов быта на основе обобщения форм растительного и животного мира. Понятие ансамблевости: гармония и соподчинение предметов домашнего обихода в интерьере крестьянской избы, украшение интерьеров современных сооружений. Художественно – содержательный анализ произведений декоративно – прикладного искусства. Дизайн. Формообразование предметов. Дизайн печатной продукции. Графические разработки эскизов печатной продукциия6 открытки, плакаты, обложки книг, упаковка предметов. Согласование изобразительных и шрифтовых элементов композиции. Изобразительные и шрифтовые элементы в открытке, обложке книги. Особенности композиции и цветового решения. 5
Книга как синтез искусств. Внешние элементы книги: книжный блок, обложка, форзац, суперобложка и др.; внутренние элементы: титульный лист, текст, иллюстрации. Единство образности графических элементов и литературного текста (обложка, титульный лист, заставка, концовка). Геральдика. История появление гербов, их символическое толкование. Использование геральдических правил в изложении герба. Примерные задания по декоративно-прикладному и народному искусству: а) выполнение эскизов орнаментов; б) выполнение эскизов художественных изделий по мотивам русских народных промыслов; в) выполнение эскизов костюмов по мотивам национальных костюмов различных народов России; г) декоративная стилизация растения, животного, создание декоративной композиции. Примерные задания по художественному конструированию и дизайну: а) выполнение эскиза декоративно-прикладного изделия (предмета быта, мебели и т. д.) с декором; б) выполнение эскизов печатной продукции (открытка, приглашение, плакат и др.), согласование изобразительных и шрифтовых элементов композиции; в) выполнение эскизов обложки, концовки, заставки и других элементов графического оформления книг; г) выполнение эскиза личного или фамильного герба; д) выполнение эскизов игрушек с элементами движения на тему русских сказок, былин, басен, любимых героев; е) выполнение эскизов приглашения, поздравительной открытки ветеранам Великой Отечественной войны и ветеранам труда; ж) выполнение эскиза оформления альбома, посвящённого итогам походов по родному краю (заставки, буквицы, концовки, эмблемы городов и т. п.)
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас
(5 ч)
.
Примерные темы бесед: – картины русской живописи в произведениях художников XIX в., в творчестве передвижников; - значительные события русской истории в произведениях В. И. Сурикова, В. М. Васнецова и других русских художников; - образы русского фольклора в творчестве В. М. Васнецова М. Врубеля; - красота пейзажа в русской живописи; - натюрморт в русской и советской живописи; - скульптура Древнего мира; - каменное зодчество в Москве; - Кремль в Москве и Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге – величайшие достижения русских зодчих; - зарубежные художественные музеи: картинная галерея Уффици (Флоренция), Дрезденская картинная галерея, Пинакотека (Мюнхен), музеи Ватикана; - отечественные музеи и галереи: Пензенская картинная галерея им. К. А. Савицкого, Тульский областной художественный музей, Воронежский областной художественный музей им. И. Н. Крамского.
7.

Описание материально-технического и учебно-методического

обеспечения рабочей программы.

1) Дополнительные пособия.
1. Абрамова, М. А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1–4 кл. / М. А. Абрамова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 128 с. 6
2. Алехин, А. Д. Когда начинается художник : кн. для учащихся / А. Д. Алехин. – М.: Просвещение: Владос, 1994. 3. Беда, Г. В. Основы изобразительной грамоты / Г. В. Беда. – М. : Просвещение, 1989. 4. Ватагин, В. А. Изображение животного. Записки анималиста / В. А. Ватагин. – М.: Сварог и К, 1999. 5. Голуб, Г. Б. Основы проектной деятельности школьника : метод. пособие / Г. Б. Голуб, Е. А. Перелыгина, О. В. Чуракова. – Самара : Учебная литература : Издательский дом «Фёдоров», 2006. – 24 с. 6. Игнатьев, С. Е. Закономерности изобразительной деятельности детей : учеб.пособие для вузов / С. Е. Игнатьев. – М. : Академический Проект : Фонд «Мир», 2007. 7. Изобразительное искусство. 2–8 классы. Создание ситуации успеха: коллекция интересных уроков / авт.-сост. А. В. Пожарская [и др.]. – Волгоград : Учитель, 2010. 8. Изобразительное искусство. Развитие цветового восприятия у школьников : описание опыта, конспекты уроков. 1–6 классы / авт.-сост. С. А. Казначеева, С. А. Бондарева. – Волгоград : Учитель, 2009. 9. Изобразительное искусство. 5–7 классы: терминологические диктанты, кроссворды, филворды, тесты, викторины / авт.-сост. О. В. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2010. – 77с.: ил. 10. Изобразительное искусство. 5–8 классы: управление познавательной деятельностью учащихся / М. В. Сластникова, Н. В. Усова, Е. И. Вереитинова. – Волгоград : Учитель. 2012. – 234 с. 11. Кузин, В. С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе : учеб. пособие / В. С. Кузин. – М.: Агар, 1998. 12. Кузин, В. С. Психология живописи : учеб. пособие для вузов / В. С. Кузин. – М., 2005. 13. Паранюшкин, Р. В. Композиция: теория и практика изобразительного искусства / Р. В. Паранюшкин. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д : Феникс, 2005. – 79 с. 14. Порте, П. Учимся рисовать человека / П. Порте ;пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 123 с. 15. Порте, П. Учимся рисовать окружающий мир / П. Порте ;пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 124 с. 16. Порте, П. Учимся рисовать диких животных / П. Порте ;пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 122 с. 17. Порте, П. Учимся рисовать от А до Я / П. Порте ;пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 123 с. 18. Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство, 5‒7 классы. Музыка, 5‒7 классы. Искусство, 8‒9 классы: проект. ‒ 2-е изд. ‒ М.: Просвещение, 2011. ‒ (Стандарты второго поколения). 19. Ростовцев, Н. Н. История методов обучения рисованию. Русская и советская школы рисунка / Н. Н. Ростовцев. – М.: Просвещение, 1982. 20. Ушакова, О. Д. Великие художники: справочник школьника / О. Д. Ушакова. – СПб.: Изда- тельский Дом «Литера», 2004. – 37 с.
2) Интернет-ресурсы.
• Википедия: свободная энциклопедия. – Режим доступа: ru.wikipedia/wiki • Педсовет. Всероссийский интернет-педсовет. – Режим доступа: pedsovet • Фестиваль педагогических идей. – Режим доступа: festival.1september • Педагогическое сообщество. – Режим доступа: pedsovet.su • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа: school- collection.edu • Российский общеобразовательный портал. – Режим доступа: school.edu
3) Наглядные пособия.
Рекомендуемые произведения. Айвазовский И. Ночь в Крыму. Вид на Аю-Даг; Смотр Черноморского флота в 1849 году. 7
Антокольский М. Иван Грозный; Христианская мученица; Нестор-летописец. Билибин И. Иллюстрация к сказке «Марья Моревна»; Иллюстрация к сказке «Василиса Прекрасная»; Иллюстрация к сказке «Царевна-лягушка». Боттичелли С. Весна. Брейгель П. Страна лентяев. Брюллов К. Праздник сбора винограда. Ван Гог В. Подсолнухи. Васильев Ф. Стол старого дуба. Вероккио А. Бартоломео Коллеони. Врубель М. Демон; Сирень; Роза в стакане. Герасимов С. Деревенский комсомолец. Дмитриев Д. Иллюстрация к сказке П. Ершова «Конёк-горбунок». Донателло. Кондотьер Гаттамелата. Дюррер А. Автопортрет; Четыре апостола; Перспективное рисование. Иванов А. Явление Христа народу; Ветка; Вода и камни под Палаццуоло; Дерево в тени; Облака над побережьем. Коненков С. Паганин. Коровин К. Северная идиллия. Крымов Н. Солнечный день. Куинджи А. Лунная ночь на Днепре; Облако. Курганов А. Аллегория Воздуха. Кустодиев Б. Масленица. Лашин А. Спящий мальчик - пастушок. Леонардо да Винчи. Святая Анна с Марией, Младенцем Христом и Иоанном Крестителем; Конь в ракурсе. Липпи Ф. Мадонна с младенцем и двумя ангелами. Лотрек Т. Иветт Гильбер. Макковский В. В сельской школе. Матисс А. Красные рыбы. Микеланджело. Сотворение Адама. Мхайлов А. Начало весны. Назаренко Т. Карнавалв Венеции. Нестеров М. Портрет И. П. Павлова. Нисский Г. Подмосковье. Февраль. Орлов П. Дама в сиреневом платье. Поленов В. На Тивериадском (Геннисаретском) озере. Ракша Ю. Село Спасское; Писатель Василий Шукшин. Растрелли Б. Императрица Анна Иоанновна с арапчонком. Рафаэль. Афинская школа. Станцы Ватикана; Сикстинская Мадонна. Рачев Е. Иллюстрация к сказке «Волчья песня». Рембрандт ван Рейн. Автопортрет с Саскией. Ромашко Е. Вечереет. Рубенс П. Портрет жены Елены Фоурмен с детьми. Рылов А. Зелёный шум. Савицкий Г. Беркут. Саврасов А. Начало весны. Сарьян М. Пёстрый пейзаж. Серов В. Борзые царской охоты; Елизавета Петровна на охоте; Портрет балерины А. П. Павловой. Стожаров В. Квас. Суриков В. Взятие снежного городка. Сутеев В. Иллюстрация к сказке «Под грибом». Таммик Р. Вечер в редакции ежедневника. 8
Тернер У. Венеция. Большой канал. Алют. Тропинин В. Кружевница. Церетели З. Цветы. Чарушин Н. Иллюстрация к сказке В. Бианки «Лис и мышонок». Шишкин И. Лопухи. Шухаев В. Портрет Е. Шухаевой. Юон К. Уходящая провинция.
4) Печатные пособия.
• Таблицы. Основы декоративно-прикладного искусства. Спектр, 2009. • Таблицы. Введение в цветоведение. Спектр, 2009.
5) Модели и натурный фонд.
• Муляжи фруктов и овощей. • Гербарии. • Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов. • Гипсовые геометрические тела.
6) Информационно-коммуникативные средства.
• Познавательная коллекция. Сокровища мирового искусства [Электронный ресурс] : электрон. энциклопедия. – М.: 1С: Мультимедиа, 2010. – СD. • Познавательная коллекция. Энциклопедия [Электронный ресурс] : электрон. энциклопедия. – М.: 1С : Мультимедиа, 2010. – СD. • Живопись акварелью. Базовый уровень [Электронный ресурс] : электрон. энциклопедия. – М.: Полезное видео, 2010. – DVD. • Аудиозаписи. Классическая музыка.
7) Технические средства обучения.
• Компьютер. • Мультимедийный проектор. • Экран проекционный. • Принтер. • Интерактивная доска. • DVD. • Музыкальный центр.
8) Учебно-практическое оборудование.
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала, мольберт. 9


В раздел образования