Автор: Киль Оксана Александровна Должность: учитель изо и черчения Учебное заведение: МБОУ СОШ №8 Населённый пункт: г. Ессентуки Наименование материала: методическая разработка Тема: Программа по учебному предмету "ИЗО" 6 класс Раздел: среднее образование
Программа по учебному предмету «ИЗО» для 6 классов.
1.
Пояснительная записка.
Программа по «Изобразительному искусству» для основной школы составлена в соответствии
с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной
программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и
формированию универсальных учебных действий для основного общего образования. В ней
соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом
начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности
школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются
межпредметные связи.
В программе предложен авторский подход в части структурирования учебного материала,
определения последовательности его изучения, путей формирования системы знаний, умений и
способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся
Рабочая программа «Изобразительное искусство» для 6 класса ориентирована на работу по
учебнику и рабочей тетради:
• Ломов, С. П. Искусство. Изобразительное искусство. 6 класс: учеб.для общеобразоват.
учреждений : в 2 ч. / С. П. Ломов, С. Е. Игнатьев, М. В. Кармазина. – М.: Дрофа, 2016.
• Ломов, С. П. Искусство. Изобразительное искусство. 6 класс: рабочая тетрадь к учебнику С. П.
Ломова, С. Е. Игнатьева, М. В. Кармазиной / С. П. Ломов, С. Е. Игнатьева, М. В. Кармазина. ‒
М.: Дрофа, 2016.
Курс выстроен с учётом баланса трёх основных аспектов обучения: образовательного,
развивающего, воспитательного и отражает современные педагогические ориентиры и
требования к программам и учебникам по изобразительному искусству.
ЦЕЛИ КУРСА
‒
Знакомство
с
образным
языком
и
историей
развития
изобразительного
искусства,
эволюцией
художественных
идей,
понимание
значимости
изобразительного
искусства
и
художественной культуры для общества;
– формирование
представлений
о
выразительных
средствах
живописи,
графики,
декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры;
– овладение
знаниями
об
изобразительном
искусстве,
умениями
и
навыками
художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме
(с натуры, по памяти, представлению, воображению);
– развитие
наглядно-образного,
ассоциативного
и
логического
мышления,
пространственных
представлений,
художественных
и
творческих
способностей,
интуиции,
фантазии, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
– воспитание средствами изобразительного искусства личности школьника, обогащение его
нравственного опыта, эстетических потребностей, формирование уважительного отношения к
искусству и культуре народов многонациональной России и других стран.
ОСНОВАНИЕ ВЫБОРА УМК.
Учебник «Изобразительное искусство» для 6 класса соответствуют Федеральному
государственному образовательному стандарту и рекомендован Министерством образования и
науки Российской Федерации к использованию в общеобразовательных учреждениях
.
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ, НА КОТОРОЕ РАСЧИТАНА РАБОЧАЯ ПРОГРАММА.
В федеральном базисном учебном плане на изучение изобразительного искусства в 6 классе
отводится по 1 часу в неделю: 35 часов.
2.
Общая характеристика учебного предмета.
1
Курс изобразительного искусства в общеобразовательной школе, наряду с другими учебными
предметами, содействует решению комплекса учебно-воспитательных и развивающих задач:
формирование у учащихся морально-нравственных ценностей, эстетического отношения к миру,
духовной культуры, приобщение к национальному культурному наследию, становление
целостного мышления (эмоционально-образного типа мышления, наряду с рационально-
логическим, преобладающим на других учебных предметах), реализация творческого
потенциала школьников.
В новом Законе РФ «Об образовании» большое внимание уделяется вопросам обучения всех
детей, независимо от состояния здоровья, возможностей и способностей. Деятельностный
характер обучения предполагает духовно-нравственное развитие личности, построение
индивидуальной траектории образования с учётом склонностей и реальных учебных
возможностей детей. Такое подход особенно актуален для современной общеобразовательной
школы, которая имеет сегодня смешанный контингент учащихся.
В основу программы положены:
– единство воспитания и образования, обучения в творческой деятельности учащихся, сочетание
практической
работы
с
развитием
способности
воспринимать
и
понимать
произведения
искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительности и в искусстве;
– яркая выраженность познавательно-эстетической сущности изобразительного искусства, что
достигается введением раздела «Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас», за
счет тщательного отбора и систематизации картин, отвечающих принципу доступности;
– система
учебно-творческих
заданий
на
основе
ознакомления
с
народным
декоративно-
прикладным
искусством
как
важным
средством
нравственного,
трудового
и
эстетического
воспитания;
– система
межпредметных
связей
(литература,
русский
язык,
история,
иностранные
языки,
музыка, технология, биология), что позволяет почувствовать практическую направленность
уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью;
– соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и учащихся
6 класса;
– направленность
содержания
программы
на
активное
развитие
у
детей
эмоционально-
эстетического
и
нравственно-оценочного
отношения
к
действительности,
эмоционального
отклика на красоту окружающих предметов, природы и т. д.
3.
Место учебного курса, предмета в учебном плане.
В Федеральном базисном учебном плане в 6 классе на изучение изобразительного искусства
отводится 1 час в неделю, всего 35 часов (35 учебных недель).
В рабочей программе выстроена система учебных занятий (уроков) и формируемых
универсальных учебных действий (представлена в табличной форме далее).
Виды занятий
Количество
часов
Рисование с натуры
8
Рисование на темы, по памяти и представлению
12
Декоративная работа, художественное конструирование и дизайн
10
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас
5
Итого за год
35
2
4.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного
предмета.
Ценностные
ориентиры
содержания
курса
отражены
в
личностных,
метапредметных
и
предметных результатах освоения изобразительного искусства и имеют следующие целевые
установки:
‒ осознание ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, любовь к своему
краю и Отечеству;
‒ осознание ценности труда, науки и творчества;
‒ осознание важности образования и самообразования для жизни и деятельности;
‒ осознание своих обязанностей перед семьей, обществом, Отечеством;
‒ осознание ценности здорового образа жизни, безопасного для человека и окружающей его
среды.
Реализация ценностных ориентиров на уроках изобразительного искусства обеспечивает
высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.
5.
Планируемые результаты.
Личностные результаты
К концу учебного года у обучающихся должны быть сформированы:
– мотивация достижения результата, стремление к совершенствованию своих способностей;
- морально-этические суждения, способность к оценке своих поступков и действий других
людей с точки зрения соблюдения / нарушения моральной нормы;
- эстетические суждения, ценности и чувства.
Метапредметные результаты
К концу учебного года у обучающихся должны быть сформированы:
– умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и
условиями её реализации, искать средства её осуществления;
- умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из
различных информационных источников;
- умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, работать в
группе, коллективе, взаимодействовать с партнёром, слушать и слышать собеседника;
- умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их исполнение на
основе оценки и учёта характера ошибок;
- умение осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и
Интернета;
- умение воспринимать и оценивать шедевры русского и мирового искусства, проводить анализ
содержания художественных произведений разных видов и жанров, отмечать выразительные
средства изображения, их воздействие на чувства зрителя;
- умение давать эстетическую оценку произведениям изобразительного искусства, предметам
быта, разработанными народными мастерами, дизайнерами и сопровождающим жизнь человека.
Предметные результаты
К концу учебного года обучающиеся должны овладеть:
- закономерностями конструктивного строения изображаемых предметов, основными
закономерностями наблюдательной, линейной и воздушной перспективы, светотени, элементами
цветоведения, композиции;
- различными приёмами работы карандашом, акварелью, гуашью и другими художественными
материалами;
- особенностями художественных средств различных видов и жанров изобразительного
искусства;
3
- информацией об особенностях ансамбля народного костюма; зависимостью колорита
народного костюма и узора от национальных традиций искусства и быта;
- информацией об отдельных произведениях выдающихся мастеров русского изобразительного
искусства прошлого и настоящего времени;
- информацией о ведущих художественных музеях России и мира;
- умением видеть цветовое богатство окружающего мира и передавать свои впечатления в
рисунках;
- умением выбора наиболее выразительных сюжетов тематической композиции и проводить
подготовительную работу (предварительные наблюдения, наброски и зарисовки, эскизы), с
помощью изобразительных средств выражать своё отношение к персонажам изображаемого
сюжета;
- умением анализировать форму, конструкцию, пространственное расположение, тональные
отношения, цвет изображаемых предметов, сохранить характерные особенности двух
предметов;
- умением пользоваться перспективой, светотенью, композицией и т. д. в процессе рисования с
натуры и на темы;
- умением передавать тоном и цветом объём и пространство в натюрморте;
- умением применять в рисунках выразительные средства (эффекты освещения, композиции,
штриховки, разные приёмы работы акварелью, гуашью), добиваться образной передачи
действительности;
- умением разрабатывать эскизы интерьеров, композиции эскизов печатной продукции, эскизы
костюмов.
6.
Содержание учебного предмета, курса.
Рисование с натуры (8 ч) .
Выразительные возможности линейного и тонового рисунка. Приёмы передачи освещённости в
линейном рисунке. Свет и тень в рисунке. Изображение объёма предметов.
Рисование отдельных предметов быта, школьного обихода, предметов декоративного искусства и
их групп (натюрмортов) с использованием правил перспективы, светотени, законов
цветоведения, живописной грамоты, композиции. Тоновые отношения в рисунке натюрморта.
Метод обобщения в линейном и тоновом рисунке.
Рисование фигуры человека, животных. Передача в рисунках гармонии цветовых отношений
средствами цвета. Художественно – образное восприятие формы предметов. Передача в рисунках
эмоционально – эстетического отношения к изображаемым объектам и чувства восхищения
красотой их формы, пропорций, очертаний, цветовой окраски.
Примерные задания по рисунку:
а) натурное рисование с передачей перспективного сокращения формы и объёма отдельных
предметов: этюдника, гипсового орнамента типа пальметты, скрипки, бубна, рубанка, кувшина,
чайника, чашки с блюдцем, подноса, овощей, фруктов, натюрмортов с ними;
б) линейная зарисовка веток калины, шиповника, жасмина, цветов в вазах, комнатных цветов в
горшках;
в) зарисовка своего двора, улицы;
г) выполнение графических упражнений: анализ геометрической формы предмета, передача
объёма с помощью штриховки и др.
Примерные задания по живописи:
а) изображение натюрмортов в технике гризайль и в цвете;
б) этюды пейзажа в разное время суток;
в) выполнение набросков разнообразных объектов действительности, фигуры человека, зверей,
птиц, цветов, веток деревьев, кустарников;
г) выполнение графических и живописных упражнений.
4
Рисование на темы, по памяти и представлению (12 ч) .
Рисование на темы окружающей жизни на основе наблюдений или по воображению.
Иллюстрирование литературных произведений (с предварительным выполнением набросков и
зарисовок с натуры по заданию учителя). Изображение пейзажа по литературному описанию.
Раскрытие в рисунке действия, выразительная передача в сюжете характерного, главного,
передача эмоционально- эстетического отношения к изображаемому мотиву. Законы
перспективы, композиции, конструктивное строение предметов в тематических рисунках. Цвет
как средство передачи настроения, переживаний, вызываемых изображаемыми объектами и
сюжетами. Осознание прекрасного в объектах и явлениях действительности.
Передача движения в рисунке (движения из картинной плоскости на зрителя, движения в глубь
плоскости, движения по диагонали, по кругу, передача ритма и плавности в изображении).
Примерные задания по композиции:
а) рисование на темы: «В школьном кружке», «Архитектурные памятники нашего края»,
«Подвиги русских богатырей», «Я иду по Москве», «Наша школа», «Туристский поход»,
«Прогулка мамы с коляской», «Овощной базар»;
б) композиции на передачу движения в рисунке: «Велосипедисты», «На спортивных
соревнованиях», «Мы бегам», «Весёлый танец»;
в) иллюстрирование литературных произведений: русские народные сказки «Марья-царевна»,
«Елена Прекрасная»; былины «Илья Муромец и Соловей-рзбойник», «Святогор и Илья
Муромец», «Садко»; А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», П. П. Бажов
«Серебряное копытце», «Огневушка -поскакушка», «Каменный цветок», К. Булычев «Непоседа»,
Ю. Олеша «Три толстяка», М. М. Пришвин «Кладовая солнца», «Родные картины»;
стихотворения русских поэтов-классиков XIX в. Н. А. Некрасова, А. Кольцова, А. Н. Майкова, И.
З. Сурикова и др.; произведения зарубежных писателей Р. Стивенсона (перевод С. Маршака)
«Весёлый мёд», Р. Киплинга «Кошка, которая гуляла сама по себе», Х. К.Андерсена «Дикие
лебеди», «Русалочка», «Огниво» и др.
Примерные задания по живописи:
а) рисование по памяти и представлению растений, людей, животных;
б) рисование по памяти и представлению пейзажа с колористической гармонизацией цвета:
«Лесные дали», «Пейзаж в тумане», «После дождя», «Пейзаж, освещённый ярким солнцем»,
«Хмурый день», «Сирень цветёт», «Тучи над городом», «Рассвет на реке», «Путешествие по
родному краю», «Ночной город» и др.
Декоративная работа, художественное конструирование и дизайн (10 ч) .
Народное декоративно – прикладное искусство как специфический тип народного творчества в
системе культуры. Взаимосвязь национального и интернационального, взаимообогащение
культур разных народов. Функциональность, конструктивность народного декоративно –
прикладного искусства.
Народное и современное в декоративно – прикладном искусстве. Становление
профессионального художественного ремесла. Область декоративного искусства: монументально
– декоративная, декоративно – оформительская. Принципы и приёмы воплощения
художественного образа в декоративно – прикладном искусстве. Основы декоративной
композиции, её закономерности. Орнаментальная композиция.
Декоративное оформление предметов быта на основе обобщения форм растительного и
животного мира. Понятие ансамблевости: гармония и соподчинение предметов домашнего
обихода в интерьере крестьянской избы, украшение интерьеров современных сооружений.
Художественно – содержательный анализ произведений декоративно – прикладного искусства.
Дизайн. Формообразование предметов. Дизайн печатной продукции. Графические разработки
эскизов печатной продукциия6 открытки, плакаты, обложки книг, упаковка предметов.
Согласование изобразительных и шрифтовых элементов композиции. Изобразительные и
шрифтовые элементы в открытке, обложке книги. Особенности композиции и цветового
решения.
5
Книга как синтез искусств. Внешние элементы книги: книжный блок, обложка, форзац,
суперобложка и др.; внутренние элементы: титульный лист, текст, иллюстрации. Единство
образности графических элементов и литературного текста (обложка, титульный лист, заставка,
концовка).
Геральдика. История появление гербов, их символическое толкование. Использование
геральдических правил в изложении герба.
Примерные задания по декоративно-прикладному и народному искусству:
а) выполнение эскизов орнаментов;
б) выполнение эскизов художественных изделий по мотивам русских народных промыслов;
в) выполнение эскизов костюмов по мотивам национальных костюмов различных народов
России;
г) декоративная стилизация растения, животного, создание декоративной композиции.
Примерные задания по художественному конструированию и дизайну:
а) выполнение эскиза декоративно-прикладного изделия (предмета быта, мебели и т. д.) с
декором;
б) выполнение эскизов печатной продукции (открытка, приглашение, плакат и др.), согласование
изобразительных и шрифтовых элементов композиции;
в) выполнение эскизов обложки, концовки, заставки и других элементов графического
оформления книг;
г) выполнение эскиза личного или фамильного герба;
д) выполнение эскизов игрушек с элементами движения на тему русских сказок, былин, басен,
любимых героев;
е) выполнение эскизов приглашения, поздравительной открытки ветеранам Великой
Отечественной войны и ветеранам труда;
ж) выполнение эскиза оформления альбома, посвящённого итогам походов по родному краю
(заставки, буквицы, концовки, эмблемы городов и т. п.)
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас (5 ч) .
Примерные темы бесед:
– картины русской живописи в произведениях художников XIX в., в творчестве передвижников;
- значительные события русской истории в произведениях В. И. Сурикова, В. М. Васнецова и
других русских художников;
- образы русского фольклора в творчестве В. М. Васнецова М. Врубеля;
- красота пейзажа в русской живописи;
- натюрморт в русской и советской живописи;
- скульптура Древнего мира;
- каменное зодчество в Москве;
- Кремль в Москве и Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге – величайшие достижения русских
зодчих;
- зарубежные художественные музеи: картинная галерея Уффици (Флоренция), Дрезденская
картинная галерея, Пинакотека (Мюнхен), музеи Ватикана;
- отечественные музеи и галереи: Пензенская картинная галерея им. К. А. Савицкого, Тульский
областной художественный музей, Воронежский областной художественный музей им. И. Н.
Крамского.
7.
Описание материально-технического и учебно-методического
обеспечения рабочей программы.
1) Дополнительные пособия.
1. Абрамова, М. А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1–4
кл. / М. А. Абрамова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 128 с.
6
2. Алехин, А. Д. Когда начинается художник : кн. для учащихся / А. Д. Алехин. – М.:
Просвещение: Владос, 1994.
3. Беда, Г. В. Основы изобразительной грамоты / Г. В. Беда. – М. : Просвещение, 1989.
4. Ватагин, В. А. Изображение животного. Записки анималиста / В. А. Ватагин. – М.: Сварог и К,
1999.
5. Голуб, Г. Б. Основы проектной деятельности школьника : метод. пособие / Г. Б. Голуб, Е. А.
Перелыгина, О. В. Чуракова. – Самара : Учебная литература : Издательский дом «Фёдоров»,
2006. – 24 с.
6. Игнатьев, С. Е. Закономерности изобразительной деятельности детей : учеб.пособие для вузов
/ С. Е. Игнатьев. – М. : Академический Проект : Фонд «Мир», 2007.
7. Изобразительное искусство. 2–8 классы. Создание ситуации успеха: коллекция интересных
уроков / авт.-сост. А. В. Пожарская [и др.]. – Волгоград : Учитель, 2010.
8. Изобразительное искусство. Развитие цветового восприятия у школьников : описание опыта,
конспекты уроков. 1–6 классы / авт.-сост. С. А. Казначеева, С. А. Бондарева. – Волгоград :
Учитель, 2009.
9. Изобразительное искусство. 5–7 классы: терминологические диктанты, кроссворды,
филворды, тесты, викторины / авт.-сост. О. В. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2010. – 77с.: ил.
10. Изобразительное искусство. 5–8 классы: управление познавательной деятельностью
учащихся / М. В. Сластникова, Н. В. Усова, Е. И. Вереитинова. – Волгоград : Учитель. 2012. –
234 с.
11. Кузин, В. С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе : учеб. пособие
/ В. С. Кузин. – М.: Агар, 1998.
12. Кузин, В. С. Психология живописи : учеб. пособие для вузов / В. С. Кузин. – М., 2005.
13. Паранюшкин, Р. В. Композиция: теория и практика изобразительного искусства / Р. В.
Паранюшкин. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д : Феникс, 2005. – 79 с.
14. Порте, П. Учимся рисовать человека / П. Порте ;пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир
книги», 2005. – 123 с.
15. Порте, П. Учимся рисовать окружающий мир / П. Порте ;пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.:
ООО «Мир книги», 2005. – 124 с.
16. Порте, П. Учимся рисовать диких животных / П. Порте ;пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.:
ООО «Мир книги», 2005. – 122 с.
17. Порте, П. Учимся рисовать от А до Я / П. Порте ;пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир
книги», 2005. – 123 с.
18. Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство, 5‒7 классы.
Музыка, 5‒7 классы. Искусство, 8‒9 классы: проект. ‒ 2-е изд. ‒ М.: Просвещение, 2011. ‒
(Стандарты второго поколения).
19. Ростовцев, Н. Н. История методов обучения рисованию. Русская и советская школы
рисунка / Н. Н. Ростовцев. – М.: Просвещение, 1982.
20. Ушакова, О. Д. Великие художники: справочник школьника / О. Д. Ушакова. – СПб.: Изда-
тельский Дом «Литера», 2004. – 37 с.
2) Интернет-ресурсы.
• Википедия: свободная энциклопедия. – Режим доступа: ru.wikipedia/wiki
• Педсовет. Всероссийский интернет-педсовет. – Режим доступа: pedsovet
• Фестиваль педагогических идей. – Режим доступа: festival.1september
• Педагогическое сообщество. – Режим доступа: pedsovet.su
• Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа: school-
collection.edu
• Российский общеобразовательный портал. – Режим доступа: school.edu
3) Наглядные пособия.
Рекомендуемые произведения.
Айвазовский И. Ночь в Крыму. Вид на Аю-Даг; Смотр Черноморского флота в 1849 году.
7
Антокольский М. Иван Грозный; Христианская мученица; Нестор-летописец.
Билибин И. Иллюстрация к сказке «Марья Моревна»; Иллюстрация к сказке «Василиса
Прекрасная»; Иллюстрация к сказке «Царевна-лягушка».
Боттичелли С. Весна.
Брейгель П. Страна лентяев.
Брюллов К. Праздник сбора винограда.
Ван Гог В. Подсолнухи.
Васильев Ф. Стол старого дуба.
Вероккио А. Бартоломео Коллеони.
Врубель М. Демон; Сирень; Роза в стакане.
Герасимов С. Деревенский комсомолец.
Дмитриев Д. Иллюстрация к сказке П. Ершова «Конёк-горбунок».
Донателло. Кондотьер Гаттамелата.
Дюррер А. Автопортрет; Четыре апостола; Перспективное рисование.
Иванов А. Явление Христа народу; Ветка; Вода и камни под Палаццуоло; Дерево в тени; Облака
над побережьем.
Коненков С. Паганин.
Коровин К. Северная идиллия.
Крымов Н. Солнечный день.
Куинджи А. Лунная ночь на Днепре; Облако.
Курганов А. Аллегория Воздуха.
Кустодиев Б. Масленица.
Лашин А. Спящий мальчик - пастушок.
Леонардо да Винчи. Святая Анна с Марией, Младенцем Христом и Иоанном Крестителем; Конь
в ракурсе.
Липпи Ф. Мадонна с младенцем и двумя ангелами.
Лотрек Т. Иветт Гильбер.
Макковский В. В сельской школе.
Матисс А. Красные рыбы.
Микеланджело. Сотворение Адама.
Мхайлов А. Начало весны.
Назаренко Т. Карнавалв Венеции.
Нестеров М. Портрет И. П. Павлова.
Нисский Г. Подмосковье. Февраль.
Орлов П. Дама в сиреневом платье.
Поленов В. На Тивериадском (Геннисаретском) озере.
Ракша Ю. Село Спасское; Писатель Василий Шукшин.
Растрелли Б. Императрица Анна Иоанновна с арапчонком.
Рафаэль. Афинская школа. Станцы Ватикана; Сикстинская Мадонна.
Рачев Е. Иллюстрация к сказке «Волчья песня».
Рембрандт ван Рейн. Автопортрет с Саскией.
Ромашко Е. Вечереет.
Рубенс П. Портрет жены Елены Фоурмен с детьми.
Рылов А. Зелёный шум.
Савицкий Г. Беркут.
Саврасов А. Начало весны.
Сарьян М. Пёстрый пейзаж.
Серов В. Борзые царской охоты; Елизавета Петровна на охоте; Портрет балерины А. П.
Павловой.
Стожаров В. Квас.
Суриков В. Взятие снежного городка.
Сутеев В. Иллюстрация к сказке «Под грибом».
Таммик Р. Вечер в редакции ежедневника.
8
Тернер У. Венеция. Большой канал. Алют.
Тропинин В. Кружевница.
Церетели З. Цветы.
Чарушин Н. Иллюстрация к сказке В. Бианки «Лис и мышонок».
Шишкин И. Лопухи.
Шухаев В. Портрет Е. Шухаевой.
Юон К. Уходящая провинция.
4) Печатные пособия.
• Таблицы. Основы декоративно-прикладного искусства. Спектр, 2009.
• Таблицы. Введение в цветоведение. Спектр, 2009.
5) Модели и натурный фонд.
• Муляжи фруктов и овощей.
• Гербарии.
• Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.
• Гипсовые геометрические тела.
6) Информационно-коммуникативные средства.
• Познавательная коллекция. Сокровища мирового искусства [Электронный ресурс] : электрон.
энциклопедия. – М.: 1С: Мультимедиа, 2010. – СD.
• Познавательная коллекция. Энциклопедия [Электронный ресурс] : электрон. энциклопедия. –
М.: 1С : Мультимедиа, 2010. – СD.
• Живопись акварелью. Базовый уровень [Электронный ресурс] : электрон. энциклопедия. – М.:
Полезное видео, 2010. – DVD.
• Аудиозаписи. Классическая музыка.
7) Технические средства обучения.
• Компьютер.
• Мультимедийный проектор.
• Экран проекционный.
• Принтер.
• Интерактивная доска.
• DVD.
• Музыкальный центр.
8) Учебно-практическое оборудование.
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления
демонстрационного материала, мольберт.
9