Напоминание

Дифференцированное обучение на уроках русского языка в начальной школе


Автор: Кирьянова Анна Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 18"
Населённый пункт: город Энгельс, Саратовская область
Наименование материала: статья
Тема: Дифференцированное обучение на уроках русского языка в начальной школе
Раздел: начальное образование





Назад




Кирьянова Анна Васильевна, МБОУ «СОШ №18» ЭМР Саратовской области. Описание работы: Суть: В преподавании русского языка особое значение приобретает развитие интереса к предмету у каждого школьника. Как же добиться высоких результатов у одаренных детей и предупредить отставание слабых? Только учитывая реальные возможности в учебе всех обучающихся, можно организовать продуктивную деятельность всего класса. Задачи: помочь учителям организовать продуктивную деятельность на уроках русского языка. Предназначена для учителей начальных классов.
Дифференцированное обучение на уроках русского языка в начальной школе
В преподавании русского языка особое значение приобретает развитие интереса к предмету у каждого школьника. Как же добиться высоких результатов у одаренных детей и предупредить отставание слабых? Только учитывая реальные возможности в учебе всех обучающихся, можно организовать продуктивную деятельность всего класса. Несколько учащихся одного класса, собранных вместе только по возрастному принципу без учета их индивидуальных и интеллектуальных способностей, не могут развивать свои знания равномерно. Одни ученики не обладают для данного возраста гибкостью, подвижностью мышления, умением обобщать, творчески подходить к решению тех или иных задач, начинают отставать в прохождении учебного материала. У таких учеников падает интерес к знаниям, проявляется отрицательный интерес к учебе. Это приводит к неуспеваемости обучающихся. Не лучшее положение и с одаренными обучающимися, которые вынуждены работать не в полную силу своих возможностей в связи с тем, что учитель ведет обучение, ориентируясь на "среднего” ученика. Они постепенно привыкают к легкости выполнения учебных заданий, и первые трудности поражают растерянность, неуверенность в себе. А это ведет к снижению успеваемости, к угасанию и нежеланию искать и познавать новое. Поэтому задача достижение максимально высокой успеваемости каждым учеником может быть решена только на основе изучению индивидуальных особенностей учащихся. Необходимость этого очевидна, это требование находит отражение в педагогической теории под названием принципа дифференцированного подхода. О б у ч е н и е по выражению Ш.А.Амонашвили должно быть
«вариативным

к

индивидуальным особенностям школьников».
Дифференциация обучения является одним из средств реализации индивидуального подхода к детям.
Цель

дифференцированного

обучения:
создать условия для о р г а н и з а ц и и дифференцированного подхода на уроках русского языка в начальной школе.
Задачи:
 определить индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.  создать атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса.  стимулировать учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ. Дифференциация в переводе с латинского
«difference»
означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени.
Дифференцированное обучение –
это форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств. Индивидуальные различия проявляются и в типах мышления: у одних детей преобладает практически действенное мышление, у вторых - наглядно-образное, а у третьих - словесно- логическое. В реальной жизни все три вида мышления взаимосвязаны, и процесс обучения должен быть направлен на формирование каждого из них. Уровневая дифференциация позволяет работать как с отдельными обучающимися, так и с группами, сохраняет детский коллектив, в котором происходит развитие личности. Ее
характерными чертами являются: открытость требований, предоставление учениками возможности самим выбирать усвоения материала и переходить с одного уровня на другой. Основная цель использования технологии уровневой дифференциации – обучение каждого на уровне его возможностей и способностей, что дает каждому учащемуся возможность получить максимальные по его способностям знания и реализовать свой личностный потенциал. Данная технология позволяет сделать учебный процесс более эффективным. В целях реализации технологии разноуровневого обучения необходимо провести диагностику познавательных процессов каждого ученика на протяжении всего обучения в школе. Смысл тестирования в том, чтобы получить по возможности, реальную и наглядную картину развития школьника. Особенно актуально это сегодня, когда учитель определяет степень развития основных качеств умственной деятельности ученика. Выявление уровня сформированности психологических процессов у младших школьников, позволит индивидуализировать или дифференцировать процесс обучения и оказать ребенку необходимую психолого-педагогическую поддержку. По результатам диагностирования класс делим по уровням: 1-ая группа, ученики с высокими учебными способностями (ведут работу с материалом большей сложности, требующим умения применять знания в незнакомой ситуации и самостоятельно, творчески подходить к решению задач), возможностями, показателями успеваемости по определенным предметам, умеющие хорошо работать. Ученики с уравновешенными процессами возбуждения и торможения. Они обладают устойчивым вниманием, при наблюдении вычленяют признаки предмета; в результате наблюдения у них формируется первоначальное понятие. В ходе обучения успешно осваивают процессы обобщения, владеют большим словарным запасом. 2-ая группа - учащиеся со средними способностями (выполняет задание первой группы, но с помощью учителя по опорным схемам), показателями обучаемости, интеллектуальной работоспособностью, учебной мотивацией, интересом. Ученики с преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения. Не могут самостоятельно выделять признаки предмета, их представления бедны и отрывочны. Чтобы запомнить материал, им необходимы многократные повторения. Внешне их психические особенности проявляются в торопливости, эмоциональности, невнимательности и несообразительности. Для этих детей трудны задания на обобщение, так как уровень их аналитического мышления низок. 3-я группа - учащиеся с низкими учебными способностями (требуют точности в организации учебных заданий, большего количества тренировочных работ и дополнительных разъяснений нового на уроке), сформированности познавательного интереса, мотивации учения, показателями успеваемости, быстрой утомляемостью, с большими пробелами в знаниях, в игнорировании заданий. Ученики попадают в разряд “слабых”. Они медлительны, апатичны, не успевают за классом. При отсутствии индивидуального подхода к ним, они совершенно теряют интерес к учебе, отстают от класса, хотя на самом деле могут учиться успешно. Важно, что при дифференцированном процессе обучения возможен переход учащихся из одной группы в другую, т.е. состав группы не закреплен навсегда. Переход обусловлен изменением в уровне развития ученика, способностью восполнения пробелов и повышением учебной направленности, выражавшейся в интересе к получению знаний. Задания в группах выполняются самостоятельно. Таким образом, дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения способствует подготовке слабоуспевающих к восприятию нового материала, вовремя восполнять пробелы в знаниях, шире использовать познавательные возможности учеников, особенно сильно, и постоянно поддерживать интерес к предмету. Эти приемы позволяют дифференцированно подходить к учащимся, превратить учеников из объектов обучения в субъекты. Я использую для разноуровневого обучения: карточки-информаторы, включающие наряду с заданием ученику элементы дозированной помощи; альтернативные задания для добровольного выполнения; задания, содержание которых найдено учеником; задания, помогающие в овладении рациональными способами деятельности.
Разноуровневая дифференциация обучения широко применяется
на разных этапах учебного

процесса:
изучение нового материала; дифференцированная домашняя работа; учет знаний на уроке; текущая проверка усвоения пройденного материала; самостоятельные и контрольные работы; организация работы над ошибками; уроки закрепления. Дифференцированное обучение представляет собой форму деление класса на сравнительно одинаковые по уровню обучаемости группы. Таким образом, педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития… Л.С.Выготский говорил «Обучение только тогда хорошо, когда оно идёт впереди развития». Приложение. 2 класс Тема: Предложение. 1 уровень 1.Закончи предложение. По интонации предложения бывают :________________. 2. Определи границы предложений. Спиши, в конце каждого предложения поставь необходимый знак препинания. Лось живет в лесу он ест траву и ветки ему нужна и соль мальчики Леша и Юра идут в лес и кладут соль на пень лоси придут лизать соль так ребята помогают животным 2 уровень 1. Приведи примеры предложений по цели высказывания. ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОЕ___________________________________ ПОБУДИТЕЛЬНОЕ________________________________________ ВОПРОСИТЕЛЬНОЕ_______________________________________ 2. Определи, сколько предложений в тексте. Придумай заголовок. Спиши, разделяя текст на предложения. Вставь пропущенные орфограммы. Наступила в_сна ст_ят чудные д_ньки кругом луж_ по р_ке плывут льдине л_тят с юга птицы грачи свили гнезда все рады приходу в_сны 3 уровень 1. Используя словосочетание кленовый листок, составь три предложения: повествовательное, вопросительное, восклицательное. 2. Поставь в конце предложений нужные знаки препинания. Юра и Яша были в лесу В кустах мальчики нашли ежика Они принесли ежа в школу Там и жил он Дети давали ему корм 2 класс. Тема: Безударные гласные в корне слова 1 уровень. 1.Вставь пропущенную букву. ходит – х…док скачет – ск…кун пляшет – пл…сун кормит – к…рмилец ловит – л…вец пишет – п…сатель. 2.Найди и выпиши проверочные слова. Гора, горный, горка, гористый, горняк. Дождик, дождливый, дождь, дождинка. Дворовый, дворник, дворняжка, двор. Синева, синий, синеть, синька, синяк. 2 уровень 1.Вставь пропущенную букву, запиши слова. ш…рсть – ш…рстяной ж…ть – ж…вой ш…сть – ш…стой ш…лест – ш…лестеть ш…рь – ш…рина ж…р – ж…реть. 2.Раздели текст на предложения и спиши. Д…ждевые капли уд…ряли по тр…ве и цв…там они п…висали на л…сточках и тр…винках а каждой д…ждинке играл з…лотой солнечный луч. 3 уровень 1. Выпиши слова с безударной гласной в корне, которые требуют проверки при письме. Кричать, листочек, морской, больной, играть, бежать, тонут, косить, светить, местечко, варенье, глазок, носить, солить, лечить, вязать, зверёк, пилить, лечу, несу.
2. Вставь пропущенные буквы, подчеркни проверочные слова. Под…рок, под…рить, д… рить. Пос…дка, с…довник, зас…дить.С…дя, с…дят, с…дящий, пос…деть. Взгл…д, гл…дит, загл…денье 3 класс Тема: Глагол. 1 уровень От данных слов образуй слова, отвечающие на вопрос, ЧТО ДЕЛАЕТ?звук - ____________ корм __________блеск - ________ крик - _______свет - ________ звон - _________работа - _________ гордость - _________веселье - __________ грусть- _______________ 2 уровень Из данных однокоренных слов выбери и подчеркни глаголы. Веселье, веселить, весело, весёлый. Гордый, гордиться, гордо, гордость. Работать, рабочий, работа, работник. Смех, смеяться, смешно, смешной. Звон, звонит, звонко, звонкий . 3 уровень Вставь пропущенные буквы в словах. Подчеркни двумя чертами глаголы. Я иду по л…сной п…лянке. Вдруг з…мля поднялась холмиком. Пок…зались две ш…рокие лапки с ко…тями и мокрый нос. Это был крот. Крот рыл н…ру. Зв…рёк выгл…нул опять нырнул в глубину. На п…ляне осталась горка рыхлой з…мли. 4 класс Тема: Глагол. Уровень 1 Запиши текст в прошедшем времени ( что делал?, что сделал?, что делала? что сделала?, что делали?, что сделали?) Кудрявая берёза стоит у реки. Ветерок шевелит молодые листочки. Тихо журчит речка. Уровень 2 Образуй от существительных глаголы в неопределённой форме, настоящем, прошедшем, будущем времени. Песня, радость, соль, печаль, тоска, игра, рисование, письмо, защита. Например: петь (н.ф.), поёт (н.вр.), пел (пр.вр.), споёт ( б.вр.) Уровень 3 Запиши глаголы в три столбика по временным формам ( б. вр., н. вр., пр. вр.) Победит, защищает, заговорит, прилетел, проверял, угощает, потеряют, озяб, мерцает, сплетёт, краснеют, играет, споёт, уехал, поговорил. АНКЕТА ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ 1. Тебе нравится в школе или не очень? — не очень — нравится — не нравится 2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома? — чаще хочется остаться дома бывает по-разному — иду с радостью 3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошел бы в школу или остался бы дома? — не знаю — остался бы дома — пошел бы в школу 4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки? — не нравится — бывает по-разному — нравится 5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий? — хотел бы — не хотел бы
— не знаю 6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены? — не знаю — не хотел бы — хотел бы 7. Ты часто рассказываешь о школе родителям? — часто — редко — не рассказываю 8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель? — точно не знаю — хотел бы — не хотел бы 9. У тебя в классе много друзей? — мало — много — нет друзей 10.Тебе нравятся твои одноклассники? — нравятся — не очень , -- не нравятся  высокая школьная мотивация, учебная активность-- 70%  нормальная школьная мотивация—21%  положительное отношение к школе , но школа привлекает более внеучебными сторонами – 9%  низкая школьная мотивация—0%  негативное отношение к школе—0% Список используемой литературы: 1.Абрамова Г.С. Возрастная психология.- Москва: "Академия", 1997. 2. Гордеева О.В. Развитие языка эмоций у детей // Вопросы психологии. 1995 N 2. 3. Детский психолог. Выпуск 11 - М.: Тотем: издательство "Приазовский край", 1996. 4. Дифференцированный подход при выполнении домашнего задания по математике // Н а ч а л ь н а я ш к о л а , № 1 , 1 9 9 0 . - С . 3 1 - 3 3 . 5 . К у п и с е в и ч . О с н о в ы о б щ е й д и д а к т и к и . М . , 1 9 8 6 . 6.Лернер И.Я. Проце сс обучения и его закономерно сти. М., 1980 М . , 1 9 9 3 , Ц е н т р о б щ е ч е л о в е ч е с к и х ц е н н о с т е й . 7.Мухина В.С. Возрастная психология. - Москва: "Академия" , 1997. Ниренберг Д., Калеро Т. Словно раскрытую книгу, прочти человека. - Минск.: ООО " П о п у р р и " , 1 9 9 6 . 8.Петровский А.В. Введение в психологию. - М.: Издательский центр "Академия", 1995. 9. Дигилова И.В. Разноуровневые проверочные работы по русскому языку в начальной многонациональной школе // Начальная школа. №4. М., 2008. — С. 26-30.


В раздел образования