Автор: Анушенкова Людмила Александровна Должность: учитель географии Учебное заведение: МОУ Долгодеревенская СОШ Населённый пункт: село Долгодеревенское Наименование материала: конспект Тема: Определение минералов и горных пород в 6 классе Раздел: среднее образование
Урок-практикум по теме: «Определение минералов и горных пород»
ФГОС.
Цель: закрепить практической работой материал по теме «Минералы и горные
породы»
Задачи:
1.формирование коммуникативных УУД (планирование учебного сотрудничества,
согласование действий с партнером, построение речевых высказываний, работа с
информацией)
2.формирование познавательные УУД ( постановка и решение практических задач)
3.формирование личностных УУД
Методы: объяснительно-иллюстративный.
Формы: групповая форма работы.
Оборудование для каждой группы:
1.образцы минералов и горных пород
2.форфорая пластинка
3.стекло
4.гвоздь
5.шкала Мооса
6.определитель минералов и горных пород автор Музафаров……..
7. соляная кислота с дозатором
8.медицинские перчатки
9.таблица для заполнения
10.Сигнальные карточки для консультации с учителем
! –работа выполнена. ? – спросить учителя.
Ход урока:
I.
1.Организационный момент. Приветствие. Распределение учащихся по группам
2.Проведение инструктажа по работе с соляной кислотой.
3.Проверка усвоения изученного материала:
-определение понятия « минерал», «горная порода», « полезные ископаемы»,
проблемы рационального использования минералов и горных пород.
-Какие основные минералы и горные породы в нашем районе.
-Почему рядом с населенными пунктами нельзя создавать ГОК?
3.Объяснение выполнения практической работы по заполнению таблицы.
Определение свойств данных в группе образцов:
образцы
цвет
прозрачность
состав
черта
твердость
растворимость
Название
применение
Использовать при работе определитель минералов и горных пород.
II. Предлагаю вашему вниманию дополнительный материал.
Учащиеся 7 класса нашей школы в летний период проводили исследовательскую
работу по теме «Гранитные письмена нашего села». Во время работы ребята придумали
сказку.
«Жили-были», так начинаются все сказки. А мы расскажем свою…
Жили- были камушки: слюда, полевой шпат и кварц. Жили и не тужили.
Каждый знал многое о себе и этим гордился.
Так слюда знала, что в далекие времена (что при царе «Горохе») стеклышком в окошке
была, радость солнечного дня людям дарила.
Благодаря широкой распространённости и способности слюды расщепляться на очень
тонкие, почти прозрачные листы, она использовалась с древних времён. Слюда была
известна в Древнем Египте, Древней Индии в Греческой и Римской цивилизации, Китае,
у ацтеков. Люди каменного века использовали слюды в пещерной живописи. Позднее
слюда являлась весьма распространенным материалом для изготовления окон.
Примерами могут служить оконницы ХII века, хранящиеся в Эрмитаже, отверстия в
которых были закрыты слюдой; возок Петра Первого; светильники для парадного
выхода царей в Историческом музее. В старинных светильниках пластины слюды
служили в качестве окошек, закрывающих огонь. Слюда широко применялась для
украшения внутреннего пространства и отделки храмов, а также при создании икон.
Интереснейшим и красивейшим способом применения слюды является её использование
в просечном железе ( это было еще известно в старинные времена - в Великом Устюге).
Тончайшие ажурные узоры покрывали «теремки» — ларцы для хранения тканей,
одежды, различных ценностей и деловых бумаг.
О ней не забыли в наше время: обладает хорошими электроизоляционными свойствами
Полевой шпат тоже себе цену знал.....
Он - один из наиболее распространенных минералов на Земле, и его широко используют в
промышленности. Одно из древнейших применений полевого шпата - в составе глины, из
которой китайцы делали фарфор.
Добавка этого простенького минерала придавала фарфору то великолепное качество,
которого в течение столетий не могли достигнуть европейцы. Полевой шпат используется
при изготовлении керамических изделий, плиток, стекла, отдельных пломбировочных
материалов и в наши дни («лунный камень» – это же из серии полевых шпатов)
Ну а кварц знал, что он по твердости занимает в «10» самых твердых минералов почетное
«7» место, да используется во многих отраслях.
Твердость камня - это сопротивление, которое оказывает его поверхность при попытке
поцарапать ее другим камнем или иным предметом; твердость представляет собой меру
связности атомной структуры вещества. Каждый обладатель алмазного перстня знает,
что алмаз легко царапает оконное стекло.
Так бы и жили себе по одиночке, пока не решились отправиться в путешествие по
каменным лабиринтам матушки-Земли.
Идут себе и рассуждают кто из них нужнее и важнее для человека. Хвастаются своими
применениями. Спорят. Доспорились, что поругались. Надулись друг на друга. Идут и
молчат. Устали. Решили отдохнуть.
Присели на высоком скалистом берегу реки Зюзелги, что течет по селу
Долгодеревенскому. Оглянулись вокруг: красота- то, здесь какая!!! Залюбовались, от
радости стали прыгать, бегать на перегонки, играть в прятки. А прятаться было где.
Скалы-то высокие, да и очень твердые. Пока ищут друг друга, разглядывают их. И что
удивительного: то стеклышко им блеснет, то розовым отливом заиграет, то посыплет
золотистыми пластинками. Себя в этих породах видят.
Поглядели кварц, слюда и полевой шпат друг на друга: улыбнулись, весело подмигнули,
обнялись и поняли, что они вместе и есть твердые скалы Земли. Стали думать, как же
назвать такое сокровище? Назовем ГРАНИТ, что по буквам:
Г - гордый
Р - распространенный
А - актуальный
Н - необходимый
И - известный
Т - твердый
Это сказка, а воплощали мы ее своей исследовательской работой в летний период
2016 года.
Фрагменты выполнения заданий в группах.
III. При проведения практической работы учитель контролирует ход ее выполнения.
Учащиеся могут воспользоваться сигнальными карточками: ! - работа готова. ?- хочу
спросить, уточнить.
IV. Итог урока. За заполнение таблицы все учащиеся получают оценки.