МБОУ»Коношская СШ»
Конспект урока литературного чтения, 2 класс,
учебник М. Климанова, М. Просвещение 2008г.
Короткова Марина Антанасовна
учитель начальных классов
Тема: Н.Рубцов «Воробей»
Задача: создать условия для новых открытий, развивать внимание (работа с ребёнком с
нарушением зрения.)
УУД
Личностные: создать условия для открытия детьми того, что музыка и литература влияют
на состояние души человека, что даже в трудных испытаниях
можно не озлобиться, а сохранить красоту души;
Познавательные : совершенствовать навык осмысленного чтения;
воспитывать чувства сопереживания, сострадания, умения радоваться «малой толике»,
воспринимать человека – частью природы.
расширить представления о творчестве Н. Рубцова
Регулятивные : учиться ставить цель урока, делать выводы, подводить итоги.
Коммуникативные : учиться слушать музыку, работать с произведением, сотрудничать.
Оборудование:
проектор,
музыкальная запись П.И.Чайковского «Времена года»,
учебник М.Климанова «Родная речь».
Этапы урока
Действия учителя
Действия ученика
Методические
комментарии
1. Вхождение в
урок
Тихо звучит музыка П.И.Чайковского
«Январь»
- закройте глаза и представьте себе
Музыка помогает «вжиться
в образ»
маленького воробышка на ветке
дерева (урок проводиться в январе)
2.Актуализация.
- каким вы представили себе воробья?
- кто может показать такого
маленького и замерзшего воробышка?
Упражнение на развитие внимания с
ребёнком с ОВЗ. Слушаем стихи ,если
произнесённое слово обозначает не
птицу, подать сигнал (топать или
хлопать). Потом спросить , что
неправильно.
Прилетели птицы;
Голуби,синицы,
Палки и стрижи,
Бабочки, чижи,
Аисты, кукушки,
Даже совы-сплюшки,
Лебеди и утки-
И спасибо шутке.
- маленький, жалкий,
замерзший.
Ребенок выходит к доске,
сжимается в комочек,
дрожит.
Действия ученика помогают
представить воробышка,
вжиться в образ.
3. Планирование.
А хотелось бы вам узнать, кто
рассказал о жизни такого воробышка?
Биография Н. Рубцова
Мог ли человек с такой судьбой,
написать о маленьком воробышке?
Понимание, что условия
жизни накладывают
отпечаток на произведения.
4. Реализация
Чтение учителем под музыку П.
Дети слушают, закрыв глаза.
плана.
Художественное
восприятие.
Чайковского «Январь» стихотворения
Н. Рубцова «Воробей»
Схожи ли по настроению музыка и
стихотворение?
- что переживал автор, когда писал о
воробье?
- какие чувства испытывали вы?
- перечитайте стихотворение про себя.
Работа в парах
- подготовьтесь читать так, чтобы
передать свои чувства.
- волнение, жалость
Самостоятельное чтение.
Чтение вслух.
Сопоставление
художественных средств.
Учитель работает с
ребёнком с ОВЗ.
Работа в парах,
с установкой на
целенаправленное чтение.
Ребёнок с нарушением
зрения слушает соседа по
парте и повторяет за ним.
5
.
Художественный
анализ.
физминутка
Как автор представляет себе воробья?
- что означает выражение «чуть
живой»
Слайд №1 словарь Ожигова
МЕТАФОРА - скрытое образное
сравнение, уподобление одного
предмета явления другому.
Игра «Движение».
Учитель даёт команды, дети
Использование различных
источников информации.
маршируют. Двигаются ,как
«Птички», «Зайчики», «Лошадки» и
т.д.
- так же как и у людей у птиц много
трудностей в жизни. С какими
трудностями сталкивается
воробьишка?
- какой выход он находит, чтобы
разрешить трудную ситуацию?
-Какое необычное сравнение
использовал поэт, в описании
зёрнышка?
-Как воробей относится к зернышку?
-Почему дрожит, только ли от холода?
-Почему автор использует в конце
строфы многоточие?
-Каково отношение автора к воробью
в последней строчке?
- Воробей мог озлобиться на всё. Но
На улице очень холодно,
трудно найти пищу.
Зернышко бедное.
Дрожит над ним.
Дрожит-дорожит.
В зернышке - жизнь.
Он не знает что будет с
воробьем завтра.
Он восхищается тем, что
воробей не стал вредным.
Работа над смыслом слов,
практическое обучение
детей видению и
пониманию смысла с
помощью метафор.
Подбор смысловых
синонимов.
Обогащение словарного
запаса.
Умение в обыденном видеть
необычное.
Умение находить выход из
трудных ситуаций.
он не злиться на природу, людей, а
кропотливо и мужественно борется за
свою жизнь.
6. рефлексия.
- Я прочту стихотворение ещё раз, а
вы прислушайтесь к своей душе.
- как бы продолжение стихотворения
вы придумали.
Можем ли мы помочь птицам в
трудное время?
Можем ли мы людям помочь?
Какую бы музыку сопровождения
использовали?
Слайд №2 стайка чирикающих
воробьев.
Какие художественные средства
использованы на уроке?
А можно ли использовать краски?
Урок подошел к завершению.
Выразите свое отношение, чувства,
возникшие на уроке.
Людям есть чему поучиться
у животных.
Человек – часть природы.
Кормушки, скворечники,
корм.
Внимание, конкретная
помощь.
Поэзия
Музыка
Ученик с потерей зрения
рассказывает вслух о своих
чувствах.
Умение анализировать,
делать вывод.
Самоанализ урока литературного чтения.
Учитель: Акимова Галина Николаевна
Литературное чтение, 2 класс, учебник М Климанова, М. Просвещение 2008 год.
Тема: стихотворение Н. Рубцова «Воробей»
Задача: «Создать условия для новых открытий.
Цели: - создать условия для открытия детьми того, что музыка и литература влияют
на состояние души, что даже в трудных испытаниях можно не озлобиться,
а сохранить красоту души;
- воспитывать чувства сопереживания, сострадания, умения радоваться «малой
толике», воспринимать человека – частью природы.
- расширить представления о творчестве Н. Рубцова.
Урок литературного чтения проходил в системе использования исследовательской деятельности. Выбор данной системы позволяет мне на
любом уроке, любой темы включить в учебную деятельность всех учащихся, что приводит к высокой мотивации и большой продуктивности
урока.
Данный урок соответствует рабочей программе, рекомендованной Министерством образования. Урок является продолжением изучения
раздела «Поэтическая тетрадь»
Урок методически связан с предыдущими и последующими уроками литературного чтения, а также интегрирован с другими предметами:
музыкой, русским языком, внеклассной деятельностью.
Школа участвует в эксперименте перехода на ФГОС второго поколения, урок соответствует данным требованиям.
Урок спланирован в форме проектной деятельности с использованием исследовательской деятельности.
Тип данного урока был выбран не случайно. Реалии сегодняшнего дня таковы, что дети мало читают, часто не замечают проблемы других,
не умеют оказать помощь.
Специфика работы в моем классе требует особой подготовки. Класс очень разноуровневый по подготовке: 6 учащихся с ЗПР, у 7 –
логопедические отклонения, 6 учащихся из неблагополучных детей. В таком классе важно не разделить детей
на знающих и малознающих, на материально обеспеченных и социально незащищенных. Необходимо социально адаптировать всех.
Главная задача, которая реализовывалась на уроке это развитие универсальных учебных действий.
Начало урока под музыку П. И. Чайковского позволило детям эмоционально настроиться на тему урока.
Мини-театрализация дала возможность вжиться в образ.
Знакомясь с биографией поэта, дети расширили свой кругозор.
На уроке использованы следующие формы:
- беседа, расширила представления детей о творчестве поэта;
- диалог, работа в парах, использованы как метод социализации учащихся: говорю сам, слушаю других, отстаиваю свою точку зрения,
уважаю чужое мнение;
- работа со словарем: межпредметная связь, умение пользоваться различными источниками информации, обогащение словарного запаса;
- мини-театрализация: дала возможность вжиться в образ.
Развитие универсальных учебных действий осуществлялось через:
- актуализацию;
- планирование;
- реализацию плана;
- рефлексию.
Использование слайдов активизировало учащихся, позволило разнообразить урок. Учились пользоваться различными источниками
информации, что очень актуально на сегодняшний день.
На уроке удалось реализовать поставленные цели, добиться результатов на каждом из этапов.
Благодаря четкому планированию, своевременно проведенным физминуткам, удалось избежать перегрузок и переутомления учащихся.
Считаю необходимым проводить в системе подобные формы уроков, что будет способствовать развитию универсальных учебных действий.
Список литературы:
Рабочая программа «Литературное чтение» разработана на основе программы общеобразовательных учреждений, рекомендованной
Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, Москва «Просвещение» 2008 года.
Учебно-методический комплект: учебник «Литературное чтение» для 2 класса М. Просвещение, 2008 год.
Предмет «Литературное чтение» соответствует федеральному базисному учебному плану и входит в учебный комплект «Школа
России».