Напоминание

"Развитие интеллектуальных способностей у детей через логические блоки Дьенеша"


Автор: Исупова Галина Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ детский сад №52
Населённый пункт: город Киров, Кировская область
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: "Развитие интеллектуальных способностей у детей через логические блоки Дьенеша"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для педагогов: “Развитие интеллектуальных способностей у детей через логические блоки Дьенеша”. Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Интеллектуальные труд очень нелегок, и, учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, педагоги должны помнить, что основной метод развития – проблемно – поисковый, а главная форма организации – игра. В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методик, технологий, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей. Наиболее эффективным пособием являются логические блоки Дьенеша. В современной практике работы с детьми в детском саду и начальной школе находят место два вида логиче ского дидактического материала: объемный и плоскостной. За каждым из этих видов закрепилось свое название. Объемный логический материал именуется логическими блоками, плоскостной – логическими фигурами. В процессе разнообразных действий с логическими блоками дети овладевают различными мыслительными умениями, важными в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К их числу относятся: усиление анализа, абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение, кодирование – декодирование, а также логические операции “не”,”и”,”или”. В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у детей развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие. Комплект логических блоков дает возможность вести детей в их развитии от оперирования одним свойством предметов к оперированию двумя, тремя и четырьмя свойствами. В процессе различных действий с блоками дети сначала осваивают умения
выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств. Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине и т.д., несколько позднее - по трем (цвету, форме, размеру; форме, размеру, толщине; цвету, размеру, толщине) и по четырем свойствам (цвету, форме, размеру и толщине). При этом в одном и том же упражнении легко можно менять степень сложности задания с учетом возможностей ребенка. Наряду с логическими блоками в работе применяются карточки (5х5 см), на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина). Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умению кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий. Так, подбирая карточки, которые ‘раскладывают’ о цвете, форме, величине или толщине блоков, дети упражняются в замещении и кодировании свойств. В процессе поиска блоков со свойствами, указанными на карточках, дети овладевают умениями декодировать информацию о них. Выкладывая карточки, которые 'рассказывают' о всех свойствах блока, дети создают его своеобразную модель. Карточки- свойства помогают детям перейти от наглядно-образного к наглядно-схематическому мышлению, а карточки с отрицанием свойств становятся мостиком к словесно-логическому мышлению. Все игры и упражнения с блоками не адресуются к конкретному возрасту. Ведь дети одного календарного возраста могут иметь различный психологический возраст. Кто-то из них чуть-чуть, а кто- то и значительно раньше других ровесников достигает следующей ступени в интеллектуальном развитии, однако каждый должен пройти все эти ступени. Поэтому, прежде, чем начать работу с детьми, следует установить, на какой ступени интеллектуальной лестницы находится каждый малыш. Если ребенок легко и безошибочно справляется с заданиями определенной ступени – это сигнал к тому, что ему следует предложить игры и упражнения следующей группы сложности. Однако переводить ребенка к последующим игровым упражнениям можно только в случае, если он 'вырос' из предыдущих, то есть, когда они для него не
составляют труда. Если же передержать детей на определенной ступени или преждевременно дать более сложные игры и упражнения, то интерес к занятиям исчезнет. Дети тянутся к мыслительным заданиям тогда, когда они для них трудноваты, но выполнимы. Важно запомнить, развивая мыслительные умения, что они, как и всякие другие умения, вырабатываются в процессе многократных упражнений. При этом количество этих упражнений для разных детей различно. Интеллектуальное путешествие будет более увлекательным и радостным для детей, если, во-первых, всегда помнить о том, что взрослый должен быть равноправным участником игр или упражнений, способным, как и ребенок, ошибаться, и, во-вторых, если не спешить указывать детям на ошибки, а предоставлять им возможность исправлять самим. Игры и упражнения с логическими блоками вы можете предлагать детям и в свободные часы в детском саду утром или вечером. Если вы дополните их другими развивающими играми, “насытите” новыми игровыми задачами, действиями, то этим только поможете детям преодолевать интеллектуальные трудности. Литература: 1. “Логика и математика для дошкольников”. Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая. 2. “Дидактические игры-занятия в ДОУ”. Е.Н. Панова.


В раздел образования