"Развитие интеллектуальных способностей у детей через логические блоки Дьенеша"
Автор: Исупова Галина Петровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МКДОУ детский сад №52 Населённый пункт: город Киров, Кировская область Наименование материала: Консультация для педагогов Тема: "Развитие интеллектуальных способностей у детей через логические блоки Дьенеша" Раздел: дошкольное образование
Консультация для педагогов:
“Развитие интеллектуальных способностей у детей через
логические блоки Дьенеша”.
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей
дошкольного
возраста
–
одна
из
актуальных
проблем
современности.
Дошкольники
с
развитым
интеллектом
быстрее
запоминают
материал,
более
уверены
в
своих
силах,
легче
адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.
Интеллектуальные труд очень нелегок, и, учитывая возрастные
особенности
детей
дошкольного
возраста,
педагоги
должны
помнить, что основной метод развития – проблемно – поисковый, а
главная форма организации – игра.
В дошкольной педагогике существует множество разнообразных
методик,
технологий,
которые
обеспечивают
интеллектуальное
развитие
детей.
Наиболее
эффективным
пособием
являются
логические блоки Дьенеша.
В современной практике работы с детьми в детском саду и
начальной
школе
находят
место
два
вида
логиче ского
дидактического материала: объемный и плоскостной. За каждым из
этих
видов
закрепилось
свое
название.
Объемный
логический
материал
именуется
логическими
блоками,
плоскостной
–
логическими фигурами.
В процессе разнообразных действий с логическими блоками
дети овладевают различными мыслительными умениями, важными
в
плане
предматематической
подготовки,
так
и
с
точки
зрения
общего
интеллектуального
развития.
К
их
числу
относятся:
усиление
анализа,
абстрагирование,
сравнение,
классификация,
обобщение,
кодирование
–
декодирование,
а
также
логические
операции “не”,”и”,”или”.
В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у
детей
развиваются
элементарные
навыки
алгоритмической
культуры мышления, способность производить действия в уме. С
помощью логических блоков дети тренируют внимание, память,
восприятие.
Комплект логических блоков дает возможность вести детей в их
развитии
от
оперирования
одним
свойством
предметов
к
оперированию двумя, тремя и четырьмя свойствами. В процессе
различных действий с блоками дети сначала осваивают умения
выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму,
размер,
толщину),
сравнивать,
классифицировать
и
обобщать
предметы
по
каждому
из
этих
свойств.
Затем
они
овладевают
умениями
анализировать,
сравнивать,
классифицировать
и
обобщать предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме
и размеру, размеру и толщине и т.д., несколько позднее - по трем
(цвету, форме, размеру; форме, размеру, толщине; цвету, размеру,
толщине)
и
по
четырем
свойствам
(цвету,
форме,
размеру
и
толщине). При этом в одном и том же упражнении легко можно
менять степень сложности задания с учетом возможностей ребенка.
Наряду с логическими блоками в работе применяются карточки
(5х5 см), на которых условно обозначены свойства блоков (цвет,
форма,
размер,
толщина).
Использование
карточек
позволяет
развивать
у
детей
способность
к
замещению
и
моделированию
свойств, умению кодировать и декодировать информацию о них.
Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения
разнообразных
предметно-игровых
действий.
Так,
подбирая
карточки, которые ‘раскладывают’ о цвете, форме, величине или
толщине блоков, дети упражняются в замещении и кодировании
свойств. В процессе поиска блоков со свойствами, указанными на
карточках, дети овладевают умениями декодировать информацию о
них.
Выкладывая
карточки,
которые
'рассказывают'
о
всех
свойствах блока, дети создают его своеобразную модель. Карточки-
свойства
помогают
детям
перейти
от
наглядно-образного
к
наглядно-схематическому
мышлению,
а
карточки
с
отрицанием
свойств становятся мостиком к словесно-логическому мышлению.
Все игры и упражнения с блоками не адресуются к конкретному
возрасту.
Ведь
дети
одного
календарного
возраста
могут
иметь
различный психологический возраст. Кто-то из них чуть-чуть, а кто-
то и значительно раньше других ровесников достигает следующей
ступени
в
интеллектуальном
развитии,
однако
каждый
должен
пройти все эти ступени. Поэтому, прежде, чем начать работу с
детьми, следует установить, на какой ступени интеллектуальной
лестницы
находится
каждый
малыш.
Если
ребенок
легко
и
безошибочно справляется с заданиями определенной ступени – это
сигнал к тому, что ему следует предложить игры и упражнения
следующей
группы
сложности.
Однако
переводить
ребенка
к
последующим игровым упражнениям можно только в случае, если
он
'вырос'
из
предыдущих,
то
есть,
когда
они
для
него
не
составляют труда. Если же передержать детей на определенной
ступени
или
преждевременно
дать
более
сложные
игры
и
упражнения,
то
интерес
к
занятиям
исчезнет.
Дети
тянутся
к
мыслительным заданиям тогда, когда они для них трудноваты, но
выполнимы.
Важно запомнить, развивая мыслительные умения, что они, как
и всякие другие умения, вырабатываются в процессе многократных
упражнений. При этом количество этих упражнений для разных
детей различно.
Интеллектуальное путешествие будет более увлекательным и
радостным для детей, если, во-первых, всегда помнить о том, что
взрослый
должен
быть
равноправным
участником
игр
или
упражнений, способным, как и ребенок, ошибаться, и, во-вторых,
если не спешить указывать детям на ошибки, а предоставлять им
возможность исправлять самим.
Игры и упражнения с логическими блоками вы можете
предлагать детям и в свободные часы в детском саду утром или
вечером. Если вы дополните их другими развивающими играми,
“насытите”
новыми
игровыми
задачами,
действиями,
то
этим
только поможете детям преодолевать интеллектуальные трудности.
Литература:
1.
“Логика и математика для дошкольников”. Е.А. Носова, Р.Л.
Непомнящая.
2.
“Дидактические игры-занятия в ДОУ”. Е.Н. Панова.