Автор: Утемова Елена Валерьевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №6 им. Героя России С.Л.Яшкина" Населённый пункт: г. Пермь Наименование материала: статья Тема: Алгоритм работы классного руководителя Раздел: среднее образование
Алгоритм работы классного руководителя
Каждый классный руководитель формирует ребёнка не по частям, он имеет дело с
целостной личностью, т. е. должен заботиться и о его здоровье, и о его способностях, и о
его нравственности. Кроме того, классный руководитель, решая свои задачи, обращается
за помощью и к учителям-предметникам, и к родителям, и к социуму.
Организуя
свою
работу,
классный
руководитель
обеспечивает
физическое,
нравственное
развитие
личности
школьника,
создаёт
условия
для
развития
его
интеллектуальных,
творческих
способностей,
для
самоопределения,
самореализации,
самоорганизации и самореабилитации. Всё это он осуществляет совместно с семьёй и
другими учителями, работающими в данном классе.
Основными аспектами воспитательной деятельности как классного руководителя считаю
-создание благоприятных условий для развития личности,
-содействие формированию класса как коллектива,
-ведение педагогически обоснованных наблюдений за обучающимися, их социальным
окружением,
-организацию и осуществление психолого- педагогической профилактики,
-взаимодействие с социальными партнерами и родителями.
1 . Выполняю
организационно-координирующие
функции:
социальный
паспорт
класса
содержит
полные
сведения
о
семьях
учащихся.
Регулярно
провожу
родительские
собрания,
с
приглашением
учителей,
администрации,
медика,
с
использованием
разнообразных
форм
работы
с
родителями
(анкетирование,
деловые
игры
и
др.).
Обеспечиваю присутствие родителей на собраниях. Организую регулярные заседания
родительского комитета группы (минимум 1 раз в четверть), который активно участвует в
решении большинства вопросов по классу и возникающих проблем. Инициирую активное
участие родителей в проведении внешкольных мероприятий в классе. Организую участие
родителей
в
экскурсиях,
поездках
класса.
Своевременно
информирую
родителей
о
проходящих в школе мероприятиях, об успеваемости, поведении подростков.
2. Взаимодействую с педагогами, социальными партнерами и специалистами : совместные
мероприятия
с
социальными
партнерами
и
специалистами
включены
в
мой
план
воспитательной
работы.·Провожу
одно
мероприятие
в
четверть
с
приглашением
специалистов,
правоохранительных
органов,
медицинского
работника,
социального
педагога, библиотекаря. Регулярно взаимодействую с преподавателями-предметниками по
посещаемости уроков учащимися, успеваемости класса.
3 . Организую
в
классе
образовательный
и
производственный
процесс:
контролирую
успеваемость учащихся в классе (полное владение информацией). Повышаю уровень
качественной
успеваемости.
Аккуратно
веду
классный
журнал;
провожу
анализ
успеваемости 1 раз в месяц.
4
. Организую
в
классе
воспитательный
процесс:
ежегодно
разрабатываю
план
воспитательной
работы
в
классе.
План
воспитательных
мероприятий
отражает
все
направления воспитательной работы, содержит мероприятия, запланированные помимо
плана воспитательной работы школы. Планирование деятельности на новый учебный год
строю с учетом анализа прошлого учебного года. Анализ воспитательной деятельности за
год отражает все направления воспитательной работы классного руководителя.
5 . Регулирую межличностные отношения учащихся: конфликты в классе практически
отсутствуют, а если и есть, то решаются очень быстро мирным путем, чаще всего без
участия
классного
руководителя.
Систематически
провожу
классные
часы
и
другие
мероприятия, направленные на развитие у учащихся коммуникативных навыков, способов
разрешения
конфликтных
ситуаций.
Учащиеся
обладают
навыками
разрешения
конфликтных ситуаций и большая часть конфликтов решается без участия классного
руководителя. Обладаю полной информацией об отношениях между учащимися класса.
6 . Содействую
благоприятному
психологическому
климату
в
классе:
учащиеся
часто
обращаются ко мне за советом, с проблемами. Раз в четверть провожу исследование
психологического климата класса. По результатам исследования провожу корректировку
плана воспитательной работы. Обязанности и должности в классе распределены с учетом
желаний и интересов учащихся.
7
. Изучаю
индивидуальные
особенности
учащихся
и
динамику
их
развития :
систематически и в полном объеме веду мониторинг личностного развития учащихся.
Систематически провожу анкетирования и другие методики, направленные на изучение
личности
учащихся.
Результаты
анкетирования
учитываю
при
построении
индивидуальной и групповой работы.
8 . Осуществляю контроль за успеваемостью и посещаемости каждого ученика : веду
ежедневный учет посещаемости уроков (ежедневное ведение документации). Оперативно
выясняю причины отсутствия учащегося на уроке (в этот же день).
9
. Веду
документацию
по
воспитательной
работе:
разрабатываю
программу
воспитательной работы в классе ежегодно. Анализ воспитательной деятельности за год
отражает
все
направления
воспитательной
работы.
В
наличии
протоколы
всех
родительских собраний, учета посещаемости собраний родителями, протоколы собраний
родительского комитета. В наличии анализ воспитательных мероприятий, планирование
по месяцам с внесением корректировок в первоначальный план воспитательной работы. В
наличии
список
детей
из
многодетных
и
неполных
семей,
их
занятость
в
системе
дополнительного образования.
Планы воспитательной работы имеют эстетичный вид.
Документация предоставляется на проверку в соответствии со сроками.
Данная система воспитательной работы, на мой взгляд, помогает эффективно и системно
подходить к решению поставленных воспитательных задач. Реализую свои функции в
тесном
сотрудничестве
с
другими
членами
педагогического
коллектива,
родителями
учащихся,
социальными
партнерами
и
специалистами.
Эти
функции
направлены
на
создание
условий
для
социального
развития
учащихся,
ориентированы
на
помощь
учащемуся как в решении его актуальных личностных проблем, так и в подготовке к
самостоятельной жизни.