Напоминание

Воспитание толерантной личности в процессе личностно-ориентированного обучения


Автор: Биятто Любовь Витальевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 28"
Населённый пункт: город Кемерово, Кемеровская область
Наименование материала: Статья
Тема: Воспитание толерантной личности в процессе личностно-ориентированного обучения
Раздел: начальное образование





Назад





ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОЙ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ЛИЧНОСТНО -

ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ
В современном обществе чаще всего термин «толерантность» воспринимается в межнациональном контексте, как терпимость к другим культурам, верованиям. Реже говорят о толерантности межличностной. Толерантность рассматривается в различных научных дисциплинах ( в этике, психологии, философии ) как: - «терпимость» - моральное качество, характеризующее отношение к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам, поведению других людей, выражающееся в стремлении достичь взаимного понимания и согласования разнородных интересов и точек зрения без применения давления, преимущественно методами разъяснения и убеждения (1); - отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию (2); - внутреннее активное отношение, проявляемое или в сострадании (молчании), или в действии (диалоге) (3). Сегодня перед образовательными учреждениями ставится задача: воспитать толерантную личность, которая способна понять и принять многообразие мира и положительно взаимодействовать с ним. Понимание предполагает наличие внутренней толерантной позиции человека; принятие – это готовность человека взаимодействовать с представителями других национальностей, способность принять другое мнение, иную позицию на основе толерантности. В школе мы нередко сталкиваемся со смешанным составом учащихся одного класса по национальному признаку, по интересам, по учебным возможностям, по индивидуальным психофизическим особенностям, по уровню воспитанности. Учителю необходимо учитывать особенности каждого ребёнка для успешного воспитания толерантной личности. Данная задача успешно решается в процессе личностно- ориентированного обучения, нацеленного на максимальное раскрытие личностных качеств ребёнка. При этом учебный материал – это средство и инструмент, создающие условия для полноценного проявления и развития личностных качеств субъектов образовательного процесса (4). Ключевыми признаками личностно- ориентированного обучения являются следующие: - признание учителем приоритета личности перед коллективом; - создание гуманистических взаимоотношений в классе, чтобы каждый ребёнок осознавал себя полноправной личностью, учился видеть и уважать личность в других; - признание учителем того, что ученик обладает определёнными правами, которые священны для учителя; - отказ учителя от деления на «сильных» и «слабых», понимая, что все дети разные и что каждый знает и умеет что-то лучше других; - признание того, что учитель- такой же равноценный участник учебного процесса, как и ученик, только с «направляющей» функцией; - переход с позиции « я тебя учу» на позицию «мы с тобой учимся» и мне интересно, что ты думаешь о…; - понимание учителем того, что учебный процесс тем эффективнее, чем меньше учитель на уроке говорит и делает сам и чем больше дает сказать и сделать своим ученикам; - задача учителя- помочь каждому ученику построить собственную образовательную траекторию. Личностно - ориентированное обучение способствует созданию между учителем и учениками толерантного диалога, сотрудничества. При этом учитель служит главным примером толерантного поведения: принимает всех детей такими, какие они есть; уважает их точку зрения; относится к ребёнку не как к объекту, а как к равноправному субъекту
образовательного процесса; не использует авторитарные методы обучения; способствует саморазвитию учащихся; уважает их свободу выбора; любит детей. Воспитание толерантности в начальной школе должно осуществляться на всех предметах, в особенности на уроках литературного чтения, окружающего мира. Художественное слово сказывается на чувствах, сознании и поступках ребёнка. В процессе чтения ребенок знакомится с природой, окружающей жизнью, сверстниками, их радостями и неудачами. Ребенок проецирует своё «Я» на образы героев, сопереживает им, задумывается о причинах их поведения. Ученики обсуждают прочитанный материал посредством системы вопросов и проецируют историю прочитанного на реально существующие ситуации в семьях и обществе. Для формирования толерантного сознания школьники инсценируют данные ситуации, в ходе чего находят пути решения, которые смогут применить в жизни. На уроках окружающего мира с помощью экскурсий, наблюдений детям объясняется, что наш мир многообразен, все мы существуем на одной планете и поэтому важно учиться жить в гармонии и взаимопонимании со всеми. Таким образом, воспитание толерантности в системе личностно – ориентированного обучения позволяет учителю более успешно формировать толерантное сознание и личность учащихся, что проявляется в старшем возрасте не только в рамках учебного процесса, но и в социальных взаимоотношениях. Список литературы 1. Гусейнов А.А., Кон И.С. Словарь по этике. М.: Полит.-издат. 1989. 450 с 2. Головин С.Ю. Словарь практического психолога.М.: АСТ, Харвест., 1998. 478с. 3. Ищенко Ю.А. Толерантность как философско-мировоззренческая проблема // Философия и социологическая мысль. 1990. № 4 С. 48-60. 4. Селевко Г.К. Традиционная педагогическая технология и её гуманистическая модернизация. М.: НИИ школьных технологий, 2005.


В раздел образования