Автор: Брак Наталья Фёдоровна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад №36" Населённый пункт: г. Новокузнецк, Кемеровская область Наименование материала: статья Тема: Что такое ТРИЗ? Раздел: дошкольное образование
ТРИЗ – теория решения изобретательных задач. Основателем является Генрих
Саулович
Альтшуллер.
Главная
идея
его
технологии
состоит
в
том,
что
технические
системы
возникают
и
развиваются
не
«как
попало»,
а
по
определенным
законам: эти
законы
можно
познать
и
использовать
для
сознательного
–
без
множества
пустых
проб
–
решения
изобретательских
задач. ТРИЗ превращает производство новых технических идей в точную науку, так
как решение изобретательских задач строится на системе логических операций.
В настоящее время приемы и методы технического ТРИЗ с успехом используются в
д е т с к и х
с а д а х
д л я
р а з в и т и я
у
д о ш кол ь н и ко в
и з о б р е т а т е л ь с ко й
смекалки, т в о рч е с ко го
в о о б р а же н и я ,
д и а л е кт и ч е с ко го
м ы ш л е н и я .
Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить
системно, с пониманием происходящих процессов. Дать в руки воспитателям и
родителям
инструмент
по
конкретному
практическому
воспитанию
у
детей
качеств, творческой
личности,
способной
понимать
единство
и
противоречие
о к р у ж а ю щ е г о
м и р а ,
р е ш а т ь
с в о и
м а л е н ь к и е
п р о б л е м ы .
Программа ТРИЗ для дошкольников – это программа коллективных игр и
занятий
с
подробными
методическими
рекомендациями. Все
занятия
и
игры
предполагают
самостоятельный
выбор
ребенком
темы,
материала
и
вида
деятельности.
Они
учат
детей
выявлять
противоречивые
свойства
предметов,
явлений и разрешать эти противоречия.
Разрешение
противоречий
–
к л ю ч
к
т в о р ч е с к о м у
м ы ш л е н и ю .
Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Взрослый
не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен
учить
ее
находить.
Обучение
решению
творческих
изобретательных
задач
о с у щ е с т в л я е т с я
в
н е с к о л ь к о
э т а п о в .
На первом этапе - поиск истины и сути. Ребенка подводят к проблеме
м н о г о ф у н к ц и о н а л ь н о г о
и с п о л ь з о в а н и я
о б ъ е к т а .
Следующий
этап
–
это
«тайна
двойного»
или
выявление
противоречий
в
объекте, явлении, когда что-то в нем хорошо, а что-то плохо, что-то вредно, что-то
м е ш а е т ,
а
ч т о - т о
н у ж н о .
Следующий
этап
–
разрешение
противоречий.
Для
разрешения
противоречий
с у щ е с т в у е т
ц е л а я
с и с т е м а
и г р о в ы х
и
с к а з о ч н ы х
з а д а ч .
Например, задача: «Как можно перенести воду в решете?» Взрослый
формирует противоречие, вода должна быть в решете, чтобы ее перенести, и воды
не
должно
быть,
так
как
в
решете
ее
не
перенести
–
вытечет.
Разрешается
противоречие изменением агрегатного состояния вещества — воды. Вода будет в
решете в измененном виде (лед) и ее не будет, так как лед – это не вода. Решение
задачи
–
перенести
в
решете воду в виде льда. На этапе изобретательства
основная задача: научить детей искать и находить свое решение. Изобретательство
детей выражается в творческой фантазии, в соображении, в придумывании чего-то
нового. Для этого детям предлагается ряд специальных заданий.
Например, придумайте новую игрушку, придумайте новый стул, на котором
вам хотелось бы сидеть и др. Следующий этап работы по программе ТРИЗ – это
решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных
методов. Вся
эта
работа
включает
в
себя
разные
виды
детской
деятельности–
игровую деятельность, речевую, рисование, лепку, аппликацию, конструирование и
т.д. На последнем этапе, опираясь на полученные знания, интуицию, используя
оригинальные решения проблем, малыш учится находить выход из любой сложной
ситуации. Здесь взрослый только наблюдает, ребенок рассчитывает на собственные
силы, свой умственный и творческий потенциалы.
Ситуации могут быть разные, из любой области человеческой деятельности.
Дети ставятся и в экспериментальные ситуации, где необходимо быстро принимать
решения.
Программа ТРИЗ дает воспитателям, родителям и детям методы и
инструменты
творчества, которые
осваивает
человек
независимо
от
своего
возраста. Владея единым инструментом, дети и взрослые могут легче найти общий
язык, понять друг друга.
Поиграйте с ребенком в игры, которые способствуют развитию
диалектического мышления. На детском уровне метод проб и ошибок, который
используется при решении простых задач, можно представить в виде игры.
Игра "Хорошо - плохо"
Эта
игра
учит
детей
самостоятельно
находить
противоречивые
свойства.
Выбирайте любой объект, который нейтрален для ребенка, не связан с жестко
положительными
или
отрицательными
эмоциями.
Например:
лужи
на
улице.
Предложите малышу придумать плюсы и минусы для такого явления.
Игра "А что, если…"
Предложите ребенку простой вопрос из повседневного быта или сказки, которую
вы читаете вместе: "А что, если сестрица Аленушка не пойдет искать братца
Иванушку?". "А что, если ты промочишь ноги на прогулке?". Не отметайте ни
одного решения, просто анализируйте работу мысли ребенка: - Если я промочу
ноги, то, наверное, пойду домой. - Мы собираемся гулять в лесу, до дома далеко. -
Тогда я... Понимание противоречий - одна из важнейших составляющих ТРИЗ. Не
бойтесь показывать их ребенку в быту: в этом комбинезоне ты будешь очень
красивая, но в нем неудобно играть в песке; мы можем подольше погулять, но тогда
закроется магазин, и мы не успеем купить вкусного и т.п.
Игра "Маша - Растеряша"
Цель: тренировать
внимание,
умение
видеть
ресурсы
при
решении
проблем. Предшествующий
этап: ознакомление
детей
с
функциями
различных
предметов. Зачем ложка? Зачем дверь? Зачем нож?..
Ввод в игру: рассказать (с соответствующим выводом) о невнимательных людях,
которые все путают и теряют. Пригласить ребят оказать дружескую помощь таким
Машам-Растеряшам.
Ход
игры: ведущий
сам
берет
на
себя
роль
Маши-Растеряши
и
обращается
к
ребенку:
- Ой!
- Что с тобой?
-
Я
потеряла
(называет
какой-то
предмет,
например
нож).
Чем
я
теперь
буду
(называет функцию потерянного предмета, например хлеб отрезать)? Играющий
называют те вещи, что подходят для выполнения данной функции, например:
пилой, топором, леской, линейкой. А можно и рукой отломать! Маша-Растеряша
может предоставить за хороший совет небольшое вознаграждение.
Игра "Теремок"
Цель: тренировать аналитическое мышление, умение выделять общие признаки
путем сравнения.
Реквизит: рисунки разных объектов, например: гитара, чайник, дом, сумка, дерево,
яблоко, карандаш и т.д. На каждого ребенка - один рисунок.
Ввод
в
игру: напоминание
сказки
"Теремок"
и
предложение
сыграть
сказку
в
измененном виде.
Ход игры: каждый участник (мама, пап, сестра, братья) получает свой рисунок и
играет за нарисованный объект. Ведущий выбирает одного хозяином теремка, а
остальные по очереди подходят к теремку (кстати, теремок может быть чисто
условным - шкафчик, коврик или просто часть комнаты) и проводят с хозяином
следующий диалог:
- Тук, тук, кто в теремочке живет?
- Я (называет себя, например, гитара). А ты кто?
- А я (называет себя, например, яблоко). Пустишь меня в теремок?
- Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу.
Гость
должен
сравнить
оба
рисунка,
выявить
общие
признаки
и
назвать
их.
Например, и у гитары, и у яблока есть палочка. После этого гость заходит в
теремок, а к хозяину обращается следующий участник игры. И так, пока все не
зайдут
в
теремок.
Если
кто-то
не
сможет
ответить
хозяину,
остальные
могут
помочь. Играть можно не только в группе, но и с отдельным ребенком. Тогда
ведущий и ребенок попеременно становятся хозяином и гостем, а вместо рисунков
используйте бытовые предметы.
Игра "Наоборот"
Предложите ребенку отгадать обратные признаки, действия (функции) холодный - ?
полный - ?). А теперь придумайте, что совмещает в себе эти свойства? Например,
что у нас острое и тупое одновременно? (Нож: лезвие острое, ручка - тупая.)
Придумайте теперь обратные действия (разрезать - ?).
Это
основа,
а
дальше
уже
можно
переходить
к
главному:
формулировать
противоречие
и
решать
изобретательские
задачи.
Помните,
что
решения
изобретательских
задач
могут
быть
более
или
менее
удачные.
Наилучшее
определяется с точки зрения идеального конечного результата. Так что работа по
материалам ТРИЗ - это творчество.