Формирование интереса школьников к профессии на основе географических знаний
Автор: Ручкина Мария Александровна Должность: учитель географии Учебное заведение: МБОУ лицей № 8 имени генерал-майора авиации Н.Г. Голодникова Населённый пункт: город Ставрополь Наименование материала: статья Тема: Формирование интереса школьников к профессии на основе географических знаний Раздел: среднее образование
Формирование интереса школьников к профессии на основе
географических знаний
Особую актуальность в современных условиях приобретает проблема
развития
интересов
учащихся
к
профессии
в
процессе
преподавания
общеобразовательного
предмета
и
преемственной
связи
между
общим
и
профессиональным
образованием.
А
так
же
задачами,
поставленными
государством
по
переходу
на
старшей
ступени
общего
образования
к
профильному обучению и введению предпрофильного обучения;
К 14-16 годам у многих учащихся еще не складывается ориентация на
сферу
будущей
деятельности.
В
связи
с
этим
существенно
возросла
значимость
разработки
теории,
методологии
и
технологии
системы
формирования
профессиональных
интересов
средствами
конкретных
учебных дисциплин: географии, математики, биологии, химии и других.
География
является
важнейшим
компонентом
любой
профессии
и
специальности.
Ее
важнейшим
аспектом
является
формирование
мировоззрения,
логики
научного
мышления,
интеллектуального
и
профессионального
кругозора
как
ведущих
положений
в
становлении
профессионального
самосознания
личности
будущего
специалиста. Таким
образом, актуальность исследования обусловлена противоречиями:
•
между
отраженным
в
нормативных
документах
потенциалом
дополнительного
образования
для
обеспечения
подросткам
свободного
выбора
разнообразной
деятельности,
в
том
числе
в
выборе
будущей
профессии, и его неполной реализацией в массовой педагогической практике;
•
между
заказом
общества
на
рынке
труда
и
заинтересованностью
учащихся в профессиях на основе географических знаний;
•
между
высоким
уровнем
теоретической
разработки
проблемы
профориентационной
подготовкой
учащихся
в
образовательном
процессе
школы и недостаточным ее практическим применением.
Потребность в решении обозначенной проблемы обусловила выбор темы
исследования:
«Формирование
интереса
школьников
к
профессии
на
основе географических знаний».
Цель работы - изучить формирование интереса школьников к профессии
на основе географических знаний.
Объект исследования - профориентация школьников в условиях общего
среднего образования.
Предмет исследования формирование интереса школьников к профессии
на основе географических знаний.
Гипотеза
исследования. Исследование
строилось
на
следующих
предположениях.
1
. Формирование
интереса
школьников
к
профессии
на
основе
географических знаний реализуются, если:
создать оптимальные условия для развития интереса к профессии, а так
же
проявления,
развития,
стабилизации
и
адаптации
профессиональных
интересов
школьников
и
формирование
географического
мышления
учащихся в процессе преподавания географии
развитие профессионального интереса осуществляться поступательно,
непрерывно и на основе имеющихся потенциальных способностей ребенка
в
процессе
обучения
школьников
старших
классов
применять
элективные курсы для порофориентационной подготовки учащихся.
В соответствии с указанной целью поставлены следующие задачи:
1.
Изучить технологию развития интереса учащихся к профессии
на основе географических знаний.
2.
Рассмотреть
методологические
и
теоретические
вопросы
профориентации старшеклассников.
3.
Провести
анализ
элективного
курса,
как
средство
повышения
интереса школьников к профессии на основе географических знаний
4.
Р а з р а б от ат ь
эл е кт и в н ы й
ку р с
п о
п р о ф о р и е н т а ц и и
старшеклассников "Сделай правильный выбор!"
5.
Провести
экспериментальное
исследование по
методике
повышения интереса школьников к профессии на основе географических
знаний (по средствам элективного курса).
Для решения поставленных задач использовались следующие методы
исследования :
т е о р е т и ч е с к и е ,
эмп и р и ч е с к и е ,
с т а т и с т и ч е с к и е .
сравнительный, математический, моделирование.
Теоретико-методологические источники исследования:
Исследования,
проведенные
учеными-методистами:
И.И.
Баринова,
И.В.
Душина,
Л.Ю.
Ларионова,
Л.В.
Мстиславская,
Е.В.
Растворова,
С.В.
Милехина,
Л.В.
Янышева.
Теоретические
и
методологические
основы
профессиональной ориентации всесторонне рассматривали П.Р. Атутов, Ю.К
Бабанский, H.H. Захаров, Е.А. Климов, Л.А. Колосова, А.Д. Сазонов, В.Ф.
Сахаров, С.Н. Чистякова, Д.И.Фельд-штейн.
База исследования: МБОУ лицей №8 г. Ставрополя
Логика и этапы исследования:
На первом этапе (2012 - 2013 гг.) было определено общее направление
исследования,
изучалась
и
анализировалась
литература
по
проблеме
исследования, разрабатывалась программа экспериментальной работы.
На
втором
этапе (2013
-
2014г.)
экспериментально
изучалось
применение элективного курса, как средства повышения интереса учащихся к
профессии на основе географических знаний.
На
третьем
этапе (2013
-
2014
гг.)
обрабатывались
результаты
экспериментов,
формулировались
теоретические
выводы,
выносимые
на
защиту; происходила апробация результатов диссертационной работы и ее
окончательное оформление.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
собраны
теоретические
материалы
по
вопросам
профильной
подготовки,
обобщены понятия "элективный курс", " профессиональная ориентация";
обоснована
специфика
применения
элективного
курса
как
элемента
повышения
интереса
учащихся
к
профессии
на
основе
географических
знаний;
выделены основные способы и особенности повышения интереса учащихся к
географическим знаниям, как на уроках, так и во внеурочных занятиях.
проведен
анализ
классификаций
профессий
на
основе
географических
знаний.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что теория
предпрофильной подготовки учащихся обогащается знаниями:
• о сущности и типах элективных курсов;
• о специфике предрофильной подготовке учащихся старших классов
•
о
результатах
внедрения
элективного
курса
как
средства
повышения
интереса учащихся к профессиям на основе географических знаний.
П р а к т и ч е с ка я
з н ач и мо с т ь диссертационного
исследования
определяется тем, что:
разработаны
методические
рекомендации
по
повышению
интереса
школьников к географии;
проведена
классификация
профессий
на
основе
географических
знаний;
разработан
и
реализуется
на
практике
элективный
курс
по
профориентации учащихся;
собраны
психолого-педагогические
методики,
с
целью
выявления
потребностей, наклонностей и личностных особенностей школьников.
На защиту выносятся следующие положения:
1.
Теоретические
основы
технологии
развития
интереса
учащихся
к
профессии на основе географических знаний
2 . Методологические
системы
и
теоретические
вопросы
ориентации
старшеклассников
3.
Позитивные
результаты
исследования,
которые
получены
в
процессе
экспериментальной проверки методической разработки элективного курса по
профессиональной
ориентацией
учащихся,
позволившие
автору
рекомендовать её к внедрению в современный образовательный процесс.
Основное содержание работы.
Во
введении
обосновывается
актуальность
темы
исследования,
определяется
объект,
предмет,
цель,
гипотеза
и
задачи;
характеризуются
методологические и теоретические основы, база исследования; раскрываются
научная
новизна,
теоретическая
и
практическая
значимость;
выделяются
этапы
и
методы
исследования;
формулируются
основные
положения,
выносимые на защиту.
В
первой
главе
–
«Технология
развития
интереса
учащихся
к
профессии на основе географических знаний» рассмотрена педагогическая
модель развития и формирования профессиональных интересов учащихся (на
материале
преподавании
географии).
Приведены
примеры
наиболее
эффективных типов уроков, направленных на повышение развития интереса
к профессии.
Изучены
психолого-педагогические
основы
формирования
познавательного интереса у школьников. Дана классификация профессий
на
основе
географических
знаний, проведен анализ
классификация
профессий
по
Е.А.
Климову:
«человек-природа»,
«человек
-
техника»,
«человек-человек», «человек - знаковая система», «человек - художественный
образ».
Во
второй
главе
"Методологические
и
теоретические
вопросы
ориентации
старшеклассников" раскрыта
система
профессиональной
ориентации,
которая
включает
в
себя
следующие
компоненты:
профессиональное
просвещение
(профинформация),
профессиональная
диагностика,
профессиональная
консультация,
профессиональный
отбор,
профессиональная адаптация. Основной целью системы профессиональной
ориентации
является
удовлетворение
интересов
общества,
государства
и
личности
в
обеспечении
для
школьников
возможности
и
способности
свободного
и
осознанного
выбора
профессиональной
деятельности,
оптимально
соответствующей
личностным
интересам,
потребностям,
особенностям
и
запросам
рынка
труда
в
квалифицированных,
конкурентоспособных кадрах. Нами были выделены проблема ориентации
школьников на рабочие профессии имеет несколько аспектов: социально-
экономический, психологический, медицинский, педагогический.
В третьей главе " Элективный курс как средство повышения интереса
школьников к профессии на основе географических знаний" дан анализ роли
элективных
курсов
в
преподавании
географии .
В
процессе
работы
над
магистерской
диссертацией
нами
был
разработан
элективный
курс
по
профориентации учащихся "Сделай правильный выбор!" для учащихся 11х
классов,
который
послужил
основой
нашего
эксперимента. Данная
программа носит психологическую направленность, и требует поэтапного
внедрения в практику работы с детьми. Курс рассчитан на 34 занятий по 1
часу
в
неделю.
Занятия
по
форме
напоминают
тренинговую
структуру,
включают в себя: профориентационные игры и упражнения, анкетирование,
профдиагностические
методики,
теоретическую
часть,
дискуссии,
моделирование профессиональных ситуаций.
Обозначена цель
курса
– формирование ответственного отношения к
выбору профессиональной деятельности с учетом личностных особенностей
учащихся.
Расширить
знания
о
профессиях
на
основе
географических
знаний.
В четвертой главе " Экспериментальное исследование по методике
п о в ы ш е н и я интереса
школьников
к
профессии
на
о с н ов е
географических знаний ( по средствам элективного курса)" представлена
апробация экспериментальной работы по внедрению элективного курса по
профориентации, с целью повышения интереса учащихся к профессии на
основе географических знаний.
В
качестве
экспериментальной
базы
констатирующего
эксперимента
были выбраны учащиеся 11 " А" МБОУ лицея №8 г. Ставрополя.
Нами
предполагалось,
что
при
проведении
элективного
курса
по
профориентации
учащихся
можно
повысить
интерес
школьников
к
профессиям на основе географических знаний; расширить представления
старшеклассников
о
многообразии
специальностей;
помочь
им
в
самоопределении и своего будущего. В самом начале эксперимента было
проведено
разработанное
ранее
анкетирование
в
экспериментальном
и
контрольном классах. Результаты проведенного опроса можно представить
в виде таблицы.
Таблица
Классы
Контр ольный
(
%)
Экс пе р име нта
льный
Контр ольный
(
%)
Экс пе р име нта
льный
Контр ольный
(
%)
Экс пе р име нта
льный
Вопросы
да
нет
затрудняюсь
ответить
Нравиться ли вам уроки
географии
73
75
20
22
7
3
Выбрали
вы
в
качестве
предмета
по
выбору
для
сдачи ЕГЭ географию?
12
10
70
68
18
22
Определились
ли
вы
с
выбором
своей
будущей
профессии?
14
15
73
69
13
16
Как Вы считаете: наличие
в школе элективного курса
п о
п р е д п р о ф и л ь н о й
подготовке помогло бы вам
определиться
с
будущей
профессией?
53
58
37
32
10
10
Хотелось
бы
Вам
связать
свою будущую профессию
с географией?
27
29
62
51
11
20
К а к
В ы
д у м а е т е :
в о с т р е б о в а н ы
л и
25
31
58
56
17
13
профе ссии
на
о с н о в е
географических знаний на
рынке труда
Проанализировав полученные данные мы отметили что результаты в
обоих классах примерно одинаковые: большей части учащихся нравятся
уроки географии, хотя для сдачи экзамена по выбору выбирает всего (10-
12%). Так же мы пришли к выводу, что большинство учащихся на начало 11
класса, не определились с выбором своей будущей специальности (64 %),
при этом большая часть респондентов (52 %) так и не смогли вспомнить
более 10 профессий на основе географических знаний, хотя география у
большинства
старшеклассников
(61%)
входит
в
тройку
любимых
предметов. Следовательно возникает достаточно противоречивая ситуация с
одной стороны мы отмечаем достаточно высокий интерес к географии как
школьному
предмету,
а
с
другой
большинство
учащихся
считают
специальности
на
основе
географических
знаний
не
достаточно
востребованными
и
перспективными.
В
связи
с
чем,
возникает
необходимость проведения элективных курсов по профориентации, причем
большинство самих учеников (53% и 58%) утверждают что
наличие в
школе
элективного
курса
по
предпрофильной
подготовке
поможет
определиться с выбором будущей профессией.
Затем в экспериментальном классе была проведена еще методика по
Климову
Е.А.,
для
своевременного
выявления
профессиональных
интересов и склонностей среди учащихся 11 "А" класса. Анализ показал,
что на момент обследования большинство школьников находятся в возрасте
17 лет – 86,6%, юноши незначительно преобладают 52%. Мы получили
следующие результаты:
Таблица. Диагностика профориентации учеников
№ п/п
Ф.И.О.
Человек
-
природа
Человек
- техника
Человек -
человек
Человек
- знак
Человек –
художественный
образ
1.
Арутюнян
Арут
7
2
6
3
2
2.
Гасиев
Дмитрий
3
5
3
5
4
3.
Григорьев
Егор
3
8
5
3
4
4.
Григорян
Армине
0
4
6
5
4
5.
Гурьева
Юля.
2
2
7
3
6
6.
Золотарев
Александр
3
5
3
6
3
7.
Искандарян
Зоя
5
1
6
3
5
57,1 %
23,8 %
33,3 %
По
результатам
таблицы
была
построена
круговая
диаграмма,
отображающая профориентацию учеников в экспериментальном классе 11
"А"
(рис.
2.).
Проанализировав
данные
результаты
мы
отмечаем
что
большинство учащихся принадлежит к категории человек-человек (57,1 %),
так же достаточно много человек - техника (38,09 %), не мало оказалось
творческих школьников человек – художественный образ (33,3 %), человек -
знак (23,8 %), менее человек - природа (14,2 %).
После
проведения
эксперимента
по
результатам
повторного
анкетирования можно сделать вывод о том, что в экспериментальном классе
возрос на 2,5% выбравших сдавать географию, так же можем отметить что с
выбором будущей профессии определилось уже 74 % школьников, а так же
возрос
уровень
заинтерисовонности
к
профессиям
на
основе
географических
знаний
на
3,5
%,
по
мнению
учащихся
посещение
элективного курса поможет им в выборе будущей профессии и раскрытии
своих возможностей, индивидуальных особенностей.
Рис.2. Профориентации учеников в экспериментальном классе.
Работа по профориентации у детей старшего школьного возраста должна
носить
не
узко
функциональный,
а
общий,
личностно-ориентированный
характер,
сфокусированный
на
тех
факторах
среды
и
характеристиках
развития,
которые
специфичны
для
данного
возраста.
Работу
следует
осуществлять
на
уровне
всех
структурных
компонентов
личности,
с
ориентацией на ее возрастные и половые "пики" и индивидуальные "зоны
уязвимости"
для
каждого
ребенка.
В
старшем
школьном
возрасте
центральное место отводится работе с окружающими ребенка взрослыми
(родителями).
В
профориентации
старших
школьников
существенную
роль
играет
обеспечение
их
необходимым
набором
сведений,
средств
и
способов
действий
для
каждой
выбранной
профессии,
выработка
индивидуальной
эффективной модели поведения.
23,8 %
57,1 %
33,3 %
14,2 %
38,09%
В заключение исследования обобщены результаты, подведены итоги,
позволившие подтвердить правомерность выдвинутой гипотезы и решение
поставленных
задач,
сформулированы
основные
выводы,
намечены
перспективы
дальнейших
научных
разработок,
связанных
с
проблемой
осуществленного исследования.
Полученные
результаты
диссертационного
исследования
позволили
сделать
следующие
выводы:
Сегодня
профориентация
понимается
как
деятельность,
направленная
на
помощь
в
выборе
профессии,
через
организацию процесса определения индивидом вида трудовой деятельности,
в которой он хочет себя проявить, оказание консультационной помощи в
осознании
им
склонностей
и
способностей
к
этому
виду
деятельности,
предоставление информации о каналах и средствах приобретения знаний,
умений и навыков для овладения профессией.
Основными задачами профессиональной ориентации школьников в
современных условиях являются:
1.
формирование инновационного поведения школьников, путем создания
стимулов к инновационной деятельности, совершенствования системы
работы с талантливой молодежью;
2.
побудить школьников к самостоятельному и осознанному выбору своей
профессии
3.
преодоление структурного дисбаланса спроса и предложения на
региональном рынке труда с учетом стратегического направления
экономического развития региона;
4.
расширение партнерства региональных органов власти, учебных
заведений и работодателей по реализации программ/проектов,
направленных на трудоустройство и профессионализацию
выпускников.
Имеются приложения к работе:
Приложение 1 Популярные Интернет-ресурсы по профориентации
Приложение 2 Конспект занятия «Многообразие мира профессий»