Напоминание

Тематический план занятий клуба "Тепло родительских рук"


Автор: Золотухина Людмила Юрьевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №18"
Населённый пункт: г. Братск, Иркутская область
Наименование материала: Методическая разработка - "Тематический план занятий клуба "Тепло родительских рук" ботка "Тематический план занятий клуба "Тепло родительских рук"
Тема: Тематический план занятий клуба "Тепло родительских рук"
Раздел: среднее образование





Назад





Тематический план занятий клуба

«Тепло родительских рук»

Золотухина Людмила Юрьевна,
учитель английского языка, высшая квалификационная категория МБОУ «СОШ № 18», г. Братск, Иркутская область

Пояснительная записка
Семья – это «институт», в котором начинает складываться жизненный опыт человека, формируются его моральные ценности, потребности, интересы, усваиваются социальные нормы и культурные традиции общества. Отношения, сложившиеся в семье, в основном определяют дальнейшее развитие личности ребенка. А для ребенка с ограниченными возможностями это особенно верно: такие дети большую часть своей жизни проводят в кругу семьи (преимущественно с мамой), причем круг этот достаточно узкий и замкнутый. Анализ результатов психодиагностических исследований семей позволяют сделать вывод о том, что в психологической коррекции нуждаются не только дети, но их родители: им нужно помочь овладеть навыками, которые способствовали бы развитию конструктивных детско-родительских отношений. Такую помощь призвана оказать школа. Клуб – одна из форм работы, где родители могут приобрести навыки эффективного родительско - детского общения и взаимодействия. Данная форма предполагает встречи людей, которых объединяют одни интересы, вопросы и трудности. Сочетание неформального, некритичного, принимающего взаимодействия, естественность общения, возможность задавать вопросы в любое время встречи, атмосфера доверия и принятия является основой создания клуба.
Цель программы клуба «Тепло родительских рук»:
обучение родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья приемам коррекционной работы.
Задачи:
1. познакомить родителей, воспитывающих детей с ОВЗ с особенностями их развития; 2. помочь определить наиболее эффективные способы внутрисемейного взаимодействия; 3. обучить родителей приемам коррекционной работы. Обучение проводится специалистом (педагогом) на основе разработанной программы. Возможно привлечение психолога, логопеда и дефектолога к реализации программы.
Предполагаемые результаты:
 повышение родительской компетентности в вопросах воспитания и развития детей;  формирование у родителей представлений о технологиях и методах обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями;  овладение родителями приемами коррекционной работы с детьми в домашних условиях.
Общие положения
 Клуб «
Тепло родительских рук
» является одной из форм работы по социально- психологическому сопровождению семей, воспитывающих детей с ОВЗ;  Родителям сообщается в письменном виде через классного руководителя о назначенной встрече клуба (листовка с объявлением вклеивается в тетрадь домашних заданий ребенка).  Занятия составлены таким образом, что темы затрагивают самые часто встречающиеся вопросы, с которыми обращаются родители в социально-психологическую службу в целом и к школьному психологу в частности. Приобретаемые родителями знания и умения способствуют не только разрешению уже сложившихся трудностей в выстраивании детско-родительских отношений, но и в качестве профилактики таковых.  На каждом занятии родители получают печатные материалы по рассмотренной теме, где обозначены основные теоретические вопросы встречи и практические упражнения, техники или рекомендации.  Форма деятельности – открытая.  Форма работы – групповая.  Методы, используемые в программе: лекция, мозговой штурм, анализ ситуаций и видеоматериалов, психологические игры, психотерапевтические упражнения и приемы, рефлексия и др.  Ресурсы, которые необходимы для реализации данной программы: помещения (кабинет и актовый зал), компьютер, копировальный аппарат, раздаточные материалы, проектор.  Срок реализации программы – 1 учебный год (циклично).  Периодичность встреч – 1 раз в месяц. В течение учебного года – 9 встреч.
 Место встреч – актовый зал или учебный кабинет в зависимости от задач встречи. Продолжительность одной встречи 45-60 минут.
Тематический план занятий клуба



Тема встречи

Цель

Сроки

Количество

часов

1
«Принять и полюбить» Сформировать представления о важности соответствия средств выражения любви используемых в общении с ребенком для эффективности выстраивания детско- родительских отношений
Сентябр

ь

1

2
«Особый ребенок - жизнь без барьеров» -обмен опытом по социализации детей с ОВЗ.
Октябрь

1

3
«Окружающая среда и дети с инвалидностью: как достичь единства?» -обмен мнениями по проблеме инклюзивного образования.
Ноябрь

1

4
«Родители и дети – одно целое» -поиск путей бесконфликтных взаимоотношений родителей и детей; - осознание различий между внутренним миром ребенка и взрослого.
Декабрь

1

5
«С заботой и любовью» -оказание эмоциональной поддержки родителям. -снятие чувства напряжения и тревоги.
Январь

1

6
«Как справиться с эмоциями и чувствами?» -актуализация опыта и знаний, относящихся к эмоциональной сфере. Развитие умений сопереживать
Февраль

1

7
«Саморегуляция в общении с ребенком» -содействие развитию рефлексии, обращение к своему детскому опыту, ориентирование родителей выбирать.
Март

1

8
«Тревожность и страхи детей и взрослых» -актуализация собственного опыта, осознание естественности страхов, анализ своего состояния, оказание помощи в поиске различных способов работы со страхами и тревогой. Встреча с использованием элементов сказок и куклотерапии.
Апрель

1

9
«Мы вместе — это счастье». -обретение уверенности в своих силах; - закрепление гармоничного образа семьи.
Май

1

Итого

9


Рекомендуемая литература:
1.Ткачева В.В. Гармонизация внутрисемейных отношений: мама, папа, я – дружная семья: практикум по формированию адекватных внутрисемейных отношений / В.В. Ткачева. – М.: Гном и Д, 2000. 2. Кипнис М. Тренинг семейных отношений. Часть 1. – М.: Ось - 89, 2005. 3. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М.: АСТ, 2007. 4. Психологический тренинг в группе (игры и упражнения): учебное пособие / под ред. Т.Л. Бука, М.Л. Митрофановой. – М., 2008. 5. Медведева И.Я., Шишкова Т.Л. Дети, куклы и мы. – Рязань: Зерна-Слово, 2014.


В раздел образования