Тематический план занятий клуба "Тепло родительских рук"
Автор: Золотухина Людмила Юрьевна Должность: учитель английского языка Учебное заведение: МБОУ "СОШ №18" Населённый пункт: г. Братск, Иркутская область Наименование материала: Методическая разработка - "Тематический план занятий клуба "Тепло родительских рук" ботка "Тематический план занятий клуба "Тепло родительских рук" Тема: Тематический план занятий клуба "Тепло родительских рук" Раздел: среднее образование
Золотухина Людмила Юрьевна,
учитель английского языка, высшая квалификационная категория
МБОУ «СОШ № 18»,
г. Братск, Иркутская область
Пояснительная записка
Семья
–
это
«институт»,
в
котором
начинает
складываться
жизненный
опыт
человека,
формируются его моральные ценности, потребности, интересы, усваиваются социальные нормы и
культурные
традиции
общества.
Отношения,
сложившиеся
в
семье,
в
основном
определяют
дальнейшее развитие личности ребенка. А для ребенка с ограниченными возможностями это особенно
верно: такие дети большую часть своей жизни проводят в кругу семьи (преимущественно с мамой),
причем круг этот достаточно узкий и замкнутый.
Анализ результатов психодиагностических исследований семей позволяют сделать вывод о том,
что в психологической коррекции нуждаются не только дети, но их родители: им нужно помочь
овладеть
навыками,
которые
способствовали
бы
развитию
конструктивных
детско-родительских
отношений. Такую помощь призвана оказать школа.
Клуб
–
одна
из
форм
работы,
где
родители
могут
приобрести
навыки
эффективного
родительско - детского общения и взаимодействия.
Данная форма предполагает встречи людей, которых объединяют одни интересы, вопросы и
трудности. Сочетание неформального, некритичного, принимающего взаимодействия, естественность
общения, возможность задавать вопросы в любое время встречи, атмосфера доверия и принятия
является основой создания клуба.
Цель программы клуба «Тепло родительских рук»: обучение родителей, воспитывающих
детей с ограниченными возможностями здоровья приемам коррекционной работы.
Задачи:
1. познакомить родителей, воспитывающих детей с ОВЗ с особенностями их развития;
2. помочь определить наиболее эффективные способы внутрисемейного взаимодействия;
3. обучить родителей приемам коррекционной работы.
Обучение
проводится
специалистом
(педагогом)
на
основе
разработанной
программы.
Возможно привлечение психолога, логопеда и дефектолога к реализации программы.
Предполагаемые результаты:
повышение родительской компетентности в вопросах воспитания и развития детей;
формирование
у
родителей
представлений
о
технологиях
и
методах
обучения
и
воспитания детей с ограниченными возможностями;
овладение родителями приемами коррекционной работы с детьми в домашних условиях.
Общие положения
Клуб « Тепло родительских рук » является одной из форм работы по социально-
психологическому сопровождению семей, воспитывающих детей с ОВЗ;
Родителям сообщается в письменном виде через классного руководителя о назначенной
встрече клуба (листовка с объявлением вклеивается в тетрадь домашних заданий ребенка).
Занятия составлены таким образом, что темы затрагивают самые часто встречающиеся
вопросы, с которыми обращаются родители в социально-психологическую службу в целом и к
школьному психологу в частности. Приобретаемые родителями знания и умения способствуют не
только разрешению уже сложившихся трудностей в выстраивании детско-родительских отношений, но
и в качестве профилактики таковых.
На каждом занятии родители получают печатные материалы по рассмотренной теме, где
обозначены основные теоретические вопросы встречи и практические упражнения, техники или
рекомендации.
Форма деятельности – открытая.
Форма работы – групповая.
Методы, используемые
в
программе:
лекция,
мозговой
штурм,
анализ
ситуаций
и
видеоматериалов, психологические игры, психотерапевтические упражнения и приемы, рефлексия и
др.
Ресурсы, которые необходимы для реализации данной программы: помещения (кабинет
и актовый зал), компьютер, копировальный аппарат, раздаточные материалы, проектор.
Срок реализации программы – 1 учебный год (циклично).
Периодичность встреч – 1 раз в месяц. В течение учебного года – 9 встреч.
Место встреч – актовый зал или учебный кабинет в зависимости от задач встречи.
Продолжительность одной встречи 45-60 минут.
Тематический план занятий клуба
№
Тема встречи
Цель
Сроки
Количество
часов
1
«Принять и полюбить»
Сформировать представления о
важности соответствия средств
выражения любви используемых в
общении с ребенком для
эффективности выстраивания
детско- родительских отношений
Сентябр
ь
1
2
«Особый ребенок - жизнь
без барьеров»
-обмен опытом по социализации
детей с ОВЗ.
Октябрь
1
3
«Окружающая среда и дети
с инвалидностью: как
достичь единства?»
-обмен мнениями по проблеме
инклюзивного образования.
Ноябрь
1
4
«Родители и дети – одно
целое»
-поиск путей бесконфликтных
взаимоотношений родителей и
детей;
- осознание различий между
внутренним миром ребенка и
взрослого.
Декабрь
1
5
«С заботой и любовью»
-оказание эмоциональной поддержки
родителям.
-снятие чувства напряжения и
тревоги.
Январь
1
6
«Как справиться с
эмоциями и
чувствами?»
-актуализация опыта и знаний,
относящихся к эмоциональной
сфере. Развитие умений
сопереживать
Февраль
1
7
«Саморегуляция в общении
с ребенком»
-содействие развитию рефлексии,
обращение к своему детскому опыту,
ориентирование родителей выбирать.
Март
1
8
«Тревожность и страхи
детей и взрослых»
-актуализация собственного опыта,
осознание естественности страхов,
анализ своего состояния, оказание
помощи в поиске различных
способов работы со страхами и
тревогой. Встреча с использованием
элементов сказок и куклотерапии.
Апрель
1
9
«Мы вместе — это счастье».
-обретение уверенности в своих
силах;
- закрепление гармоничного образа
семьи.
Май
1
Итого
9
Рекомендуемая литература:
1.Ткачева В.В. Гармонизация внутрисемейных отношений: мама, папа, я – дружная семья: практикум
по формированию адекватных внутрисемейных отношений / В.В. Ткачева. – М.: Гном и Д, 2000.
2. Кипнис М. Тренинг семейных отношений. Часть 1. – М.: Ось - 89, 2005.
3. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М.: АСТ, 2007.
4. Психологический тренинг в группе (игры и упражнения): учебное пособие / под ред. Т.Л. Бука, М.Л.
Митрофановой. – М., 2008.
5. Медведева И.Я., Шишкова Т.Л. Дети, куклы и мы. – Рязань: Зерна-Слово, 2014.