Автор: Шаймиева Лилия Хатамовна Должность: воспитатель Учебное заведение: Филиал МАДОУ "Детский сад №9"-"Детский сад №11" Населённый пункт: город Первоуральск Свердловской области Наименование материала: Конструкт занятия - экспериментирования Тема: "Воздух невидимка" Раздел: дошкольное образование
Конструкт совместной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста
«Воздух-невидимка»
Составитель: Шаймиева Лилия Хатамовна
Организация совместной образовательной деятельности
Тема: «Воздух-невидимка»
Возраст детей: дети подготовительной группы (6-7лет).
Форма образовательной деятельности: подгрупповая.
Учебно – методический комплект: Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7лет, издательство
«Учитель», 2012г., ресурсы интернета
Средства
Наглядные: иллюстрации, схемы
Мультимедийные: компьютерная презентация
Музыкальные: музыкальный центр, диск с записью звуковых эффектов
Коммуникативные: художественное слово – загадка, беседа, рассматривание иллюстраций
Оборудование
для
исследовательской
деятельности:
стаканчики
с
водой,
соломка,
веер
для
каждого
ребёнка,
целлофановый пакет, зубочистки, воздушные шарики,
весы, карандаши цветные, схемы для фиксации наблюдений,
пластиковая бутылка, теплая и холодная вода, два таза, халаты и колпаки для работы в лаборатории.
Предварительная работа: Наблюдения во время прогулки за ветром, облаками. Изготовление с детьми вееров из
бумаги.
Цель: формирование познавательного развития дошкольников через исследовательскую деятельность.
Задачи образовательной деятельности:
обучающие – обогатить и систематизировать знания детей о воздухе и его свойствах; с таким природным явлением, как
ветер, причинами его возникновения; с тем, как человек использует воздух (ветер).
развивающие – развивать интерес к исследовательской деятельности; развивать мышление и воображение;
устанавливать простейшие связи, делать выводы; учить, на основе выявленных свойств, устанавливать закономерности.
коррекционные - поддерживать стремление ребёнка активно вступать в общение, высказываться; активизировать
словарь детей.
воспитательные – воспитывать любознательность, интерес к окружающему миру, умение работать в группе.
Этапы совместной
деятельности
Содержание деятельности
Деятельность
педагога
Деятельность детей
Планируемый
результат
Предварительный
Воспитатель в одежде магистра, на груди
бейджик: магистр естественных наук.
Здравствуйте, ребята, я только приземлился на
землю, совершал путешествие на воздушном
шаре. Ребята, вы видели, когда-нибудь
воздушный шар? А почему его называют
воздушным? А хотите узнать, почему он
поднимается в небо? А вы знаете, кто изобрел
воздушный шар?
(слайд №1)
- Первыми воздушный шар построили братья
Жозеф и Жан Монгольфье. Это было очень давно,
в 1783 году. Шар был сделан из льняной ткани и
бумаги. Братья наполнили его горячим воздухом,
потому что горячий воздух легче холодного.
Первыми пассажирами стали овца, утка и петух.
Их полет продолжался всего 8 минут. После стали
летать и люди – первый человек летал всего 25
минут. Теперь шары стали наполнять газами, так
как они легче воздуха. Эти полеты сейчас стали
популярными, экстремальным видом спорта.
Ребята, а Вам хотелось бы самим стать
экспериментаторами – открывателями тайн?
Сегодня мы будем изучать загадочное вещество-
невидимку. Его нельзя увидеть глазами и
потрогать руками, отгадайте загадку:
Невидимка озорнойживёт рядышком с тобой,
Он невидим и не слышим, и куда мы ни пойдём,
Невидимку мы найдём.
Ответы детей:
Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в
лабораторию. А вы знаете, что такое
Педагог приветствует
детей.
Ведет диалог с детьми
Загадывает загадку
поощряет детей к
высказыванию;
эмоционально
вовлекает детей к
обсуждениям;
комментирует
высказывания
Дети свободно
располагаются в
группе.
Заинтересованные дети
присоединяются
Отвечают на вопросы
педагога
Организация и
настрой детей на
познавательно-
исследовательскую
деятельность
Обогащение словаря
«ученые-
лаборатория? (Это место, где учёные проводят
опыты и ставят эксперименты.).
Отгадывают загадку
исследователи»,
«лаборатория»
Организационно-
проблемный
-Как вы думаете, что это? Ответы детей
- Люди могут обходиться без воздуха?
- А что мы знаем о воздухе? Для чего нужен
воздух?
-Что вы хотите узнать про воздух?
- Что такое воздух?
- Как это проверить? Покажите мне его. Не
можете? Может его и нет, а мы все думаем что
есть?
- Хотите об этом узнать?
Ответы детей.
Педагог создает
проблемную ситуацию
Озвучивают знаниевый
опыт; выстраивают
полный ответ.
Обогащение словаря
по теме «воздух»
Проявление
готовности к
совместной
деятельности;
Проявление интереса
к предстоящей
деятельности.
Целевой
Воспитатель: Ребята, давайте попробуем с ним
познакомиться. Где его искать?
Дети: Он везде: и в комнате, и в земле, и в воде.
Воспитатель: А почему мы его не видим?
Дети: Воздух прозрачный, через него всё видно.
Воспитатель: А хотите воздух увидеть,
почувствовать? Как же его можно обнаружить,
если воздух невидим? Давайте проведём
несколько опытов.
Создает настрой на
работу в лаборатории
как настоящие ученые-
исследователи.
Слушают, отвечают на
вопросы, предлагают
свои варианты ответов
Проявление интереса
к предстоящей
деятельности.
Содержательный
Воспитатель показывает картинку (слайд 2) с
изображением планеты Земля.
– Наша планета Земля окружена со всех сторон
толстым слоем воздуха.
Эта удивительная оболочка называется –
атмосфера. Если бы ее не было, все живое
погибло бы в палящих лучах Солнца днем, а
ночью погибло бы от космического холода. Без
воздуха наша планета Земля была бы мертвой
пустыней.
Куда бы мы ни пошли, куда бы мы ни поехали по
морю или по суше везде есть воздух.
– А кто из вас, ребята, видел воздух? Я тоже его
Вовлекает детей в
совместную
деятельность;
согласовывает с детьми
действие, их
последовательность;
постановка проблемы;
Переносят полученный
опыт во время одной
деятельности в другую
деятельность;
наблюдают за опытом,
выражают собственное
суждение;
Дети предлагают свои
варианты решения
проблемы;
Умение делать
логические выводы;
Умение следовать
правилам
не вижу в нашей лаборатории. Хотите сейчас
вместе со мной в этом убедиться.
НАБЛЮДЕНИЕ 1. Как обнаружить воздух?
– Воздух легко обнаружить?
Дети: если создать его движение.
- Как можем создать движение воздуха?
Дети: можно помахать веером перед своим лицом.
Что вы почувствовали? Для чего изобрели веер?
Чем заменили веер в нашей жизни?
(вентиляторами и кондиционерами)
Дети: воздух не видим, но его можно
почувствовать кожей как легкий ветерок.
НАБЛЮДЕНИЕ №2
- Для чего нам с вами нужен воздух?
- Сделайтеглубокий вдох... и затем выдох. Дети,
попробуйте задержать дыхание, сколько времени
вы сможете без воздуха? Как вы думаете, кто
может обходиться без воздуха?
Вывод: Воздух нам нужен, чтобы дышать. Мы
вдыхаем и выдыхаем воздух.И все живые
существа на Земле дышат воздухом
НАБЛЮДЕНИЕ №3
- Можем ли мы его увидеть?
-Почему мы не видим воздух?
Дети: потому что он прозрачен и через него все
видно.
НАБЛЮДЕНИЕ №4
- А чем воздух пахнет?
Если дети затрудняются, детям предлагают
закрыть глаза и отгадать запах (апельсина). Что
вы почувствовали?
Воспитатель: вы почувствовали запах того
вещества, которое я предлагала вам понюхать?
Если в помещении ели апельсин, пользовались
духами или чем-то еще, то воздух будет иметь
Вовлекает детей в
совместную
деятельность;
согласовывает с детьми
действие, их
последовательность;
постановка проблемы
Выражают собственное
суждение;
Дети предлагают свои
варианты решения
проблемы;
Каждый ребенок
высказывает
собственное суждение;
Дети предлагают свои
варианты решения
проблемы;
Выражают собственное
суждение;
Дети предлагают свои
варианты решения
проблемы;
Умение делать
логические выводы
Умение делать
логические выводы
Умение делать
логические выводы
запах этого вещества или продукта. Так имеет ли
свой запах воздух? (нет).
Какой делаем вывод?
Дети: воздух не имеет запаха.
НАБЛЮДЕНИЕ №5
- Посмотрите, сегодня у нас много воздушных
шариков. Как вы думаете, что внутри этих
шаров? (воздух).
- А в не надутых шарах есть воздух?
- Какой шар тяжелее, надутый или не надутый? -
- Как проверить? (можно взвесить).
- Чем будем взвешивать? (весами).
Откуда взять весы? Можем сами придумать
весы? Как? Эти весы можно сделать самим из
верёвочки и палочки. С двух сторон мы подвесим
шары.
Посмотрите, сейчас весы уравновешены. Я
возьму острую палочку (зубочистку), давайте,
проткнем один из шаров. Что произошло? Какой
можно сделать вывод? Шар с воздухом опустился
вниз,а лопнувший шар поднялся вверх.
Ответы детей: Значит шарик с воздухом тяжелее,
чем шар без воздуха.
Сейчас мы с вами проведем ряд опытов. Для того
чтобы мы лучше запомнили результаты наших
опытов, мы эти опыты нарисуем схематично. А
как мы сможем их использовать? Дети: Схемы
пригодятся, чтобы обобщить наши открытия.
Опыт № 1.
— Ребята, как вы считаете, этот стаканчик
пустой?
Давайте проведем опыт.
— Внимательно посмотрите, есть в нем что —
способствует
групповой работе
детей;
включает детей в
Дети предлагают свои
варианты решения
проблемы;
Вместе с педагогом
выполняют
эксперимент
Дети выражают
собственное суждение;
Проводят опыт, делают
выводы
Умение делать
логические выводы
Умение делать
логические выводы
Умение схематично
нибудь? А как мы это можем проверить?
(Ответы детей.)
На дно стакана можно приклеить салфетку, если в
стакан попадет вода, то, что случится с
салфеткой? (она намокнет), а если салфетка
останется сухой? (значит, вода туда не попала)
— А сейчас мы посмотрим, попадет в стакан вода
или нет.
Воспитатель и дети переворачивает стакан вверх
дном и опускает его в банку. Воспитатель
обращает внимание детей на то, что стакан нужно
держать очень ровно.
Почему стакан надо держать ровно? Что
произойдет с салфеткой, если наклонить стакан?
А почему?
— Что получается? Попадает ли вода в стакан? А
почему? Что есть в стакане? Что не пускает воду?
А если я приподниму стакан, то воздух будет
«убегать», а вода «забегать».
Вывод: В стакане есть воздух, он не пускает туда
воду.
Дети вам нравится проводить опыты? Хотите еще
что-то узнать о воздухе?
Что вы еще хотели бы узнать?
Дети: какой формы воздух.
Опыт № 2
— Возьмите мешочки и попробуйте поймать
воздух. Закрутите мешочки. Что произошло с
пакетом? Что в них находится? Какой он? Вы его
видите?
Посмотрите, у всех мешочки одинаковой формы?
— На что похож мой мешочек? А у Кати? Значит,
какой мы делаем вывод?
Вывод: Воздух может заполнять предмет любой
самостоятельную
деятельность;
наблюдает за детьми во
время выполнения
задания.
Вовлекает детей в
совместную
деятельность;
согласовывает с детьми
действие, их
последовательность;
постановка проблемы
Дети выражают
собственное суждение;
Проводят опыт, делают
выводы
изображать свойства
воздуха
Умение делать
логические выводы,
схемами отобразить
проделанный
эксперимент
формы, он упругий.
Давайте проверим, что будет, если проткнуть
мешочек? Дети, проколите мешочек острой
палочкой и струю воздуха направьте на лицо,
нажимаяна мешочек руками.
— Что вы чувствуете? (ответы детей).
Вывод: Да, правильно, мы не видим воздух, но
чувствуем, как выходит воздух.
- А как звучит воздух в природе, когда его волнует
сильный ветер, слышали? А можете
воспроизвести? Хотите послушать? Еще
послушайте, какой может быть воздух, когда его
волнует сильный и слабый ветер. (грамзапись
бури или шторма).
Опыт № 3.
Ребята, подумайте, как можем увидеть воздух?
- Возьмите каждый по соломке и подуйте через
нее в стакан с водой. Что выходит из воды с
пузырьками? Откуда он берется? Пузырьки
поднимаются на поверхность, почему? Дети:
потому, что воздух легче воды. Отметьте это в
схемах.
Опыт № 4.
Возьмём теннисный шарик. И опустим в воду.
Что происходит? Почему шарик не тонет?
Ответы детей.
Вывод: Воздух легче воды. Отметьте это.
Опыт № 5.
Ребята, мы начали нашу беседу с полета на
воздушном шаре. А хотите мы надуем воздушный
шар. Этот опыт я проведу сама, Вы будете
Вовлекает детей в
совместную
деятельность;
согласовывает с детьми
действие, их
последовательность;
постановка проблемы
Дети предлагают свои
варианты решения
проблемы;
практикуются в
проведении опытов.
Дети проводят опыт и
делают выводы.
Умение делать
выводы из увиденного
Умение делать
логические выводы
наблюдать. Мы возьмем таз, опустим в него
пластиковую бутылку, на бутылку наденем шарик.
Из предыдущих опытов вы уже знаете, что в
бутылке у нас есть……
Правильно воздух. В таз мы наливаем холодную
воду. Что происходит? Ничего.
Вывод: холодная вода не изменяет вид шарика.
Сейчас мы возьмем таз с более теплой водой и
опустим в него нашу бутылку. Что произошло с
шариком? Он надулся.
Вывод: теплая вода нагрела воздух, его стало
больше, шарик надулся.
Отметьте результаты опята у себя в схемах
наблюдений
Самоконтроль
- А теперь давайте вспомним все, что мы узнали о
воздухе
Воздух невидим.
Воздух не имеет формы.
Воздух не имеет вкуса.
Воздух не имеет цвет, он прозрачен.
Воздух не имеет запаха
Воздух имеет вес.
Воздух повсюду.
Воздух легче воды.
Вовлекает детей в
изобразительную
деятельность.
согласовывает с детьми
действия, их
последовательность;
способствует
индивидуализации
детей; включает детей в
самостоятельную
деятельность;
предоставляет время
для творческой
деятельности;
наблюдает за детьми во
время выполнения
задания
Переносят полученный
опыт во время одной
деятельности в другую
деятельность; выражает
собственное суждение;
выставляют на
всеобщее обозрение
свои работы
Проявление
творческой
активности в процессе
экспериментирования;
Умение подбирать
необходимую
символику для схемы
Аналитический
Возьмите свои карточки и расскажите о свойствах
воздуха по схемам.
Дети: воздух прозрачный, необходим для жизни
животных, растений, человека, его нельзя
Побуждает к рефлексии
Закрепляют усвоенные
знания
Усвоение знаний,
рефлексия
потрогать, увидеть, может заполнить любую
форму.
Открытость
Какие вы молодцы, работали как самые
настоящиелаборанты – исследователи! Провели
опыты и узнали много о воздухе – невидимке.
О чем вы еще хотели бы узнать?
* Почему бывают волны на море, на реке?
* Почему летают птицы, самолёты, ракеты и не
падают?
* Воздух бывает холодным, тёплым.
* Воздух бывает чистым, грязным. От чего это
зависит?
-Значит, нам еще о многом надо узнать!
До следующей встречи в нашей лаборатории!
- Вы дома расскажите родителям о том, о чем вы
узнали нового сегодня. Придумайте рассказ о
воздухе и нарисуйте рисунок.
Воспитатель хвалит
детей, предлагает дома
провести подобные
опыты своим
родителям и друзьям.
Выходит на деятельный
подход с учетом
потребностей
конкретного коллектива
детей
Дети выслушивают
похвалу
Дети актуализируют
свои интересы по
предложенной теме
Закрепление
полученных знаний,
вовлечение родителей
в опытно-
экспериментальную
деятельность