Компетентностно-ориентированные задания на уроках английского
Автор: Шамбилова Марина Мадениетовна Должность: учитель английского языка Учебное заведение: МБОУ СОШ №5 Населённый пункт: г. Сургут, ХМАО-Югра Наименование материала: статья Тема: Компетентностно-ориентированные задания на уроках английского Раздел: среднее образование
Любая деятельность может
быть либо технологией, либо
искусством. Искусство основано на
интуиции, технология – на науке. С
искусства все начинается, технологией
– заканчивается, чтобы затем все
начать сначала.
В.П.Беспалько
В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в
национальной политике образования. Это связано с переходом на позиции
личностно-ориентированной педагогики. Одной из задач современной школы
становится раскрытие потенциала всех участников педагогического процесса,
предоставление
им
возможностей
проявления
творческих
способностей.
Решение
этих
задач
невозможно
без
осуществления
вариативности
образовательных процессов.
Изменение
роли
образования
в
обществе
обусловило
большую
часть
инновационных
процессов.
«Из
социально
пассивного,
рутинизированного,
совершающегося
в
традиционных
социальных
институтах,
образование
становится
активным.
Актуализируется
образовательный
потенциал,
как
социальных
институтов,
так
и
личностный».
Раньше
безусловными
ориентирами
образования
были
формирование
знаний,
навыков,
информационных
и
социальных
умений
(качеств),
обеспечивающих
«готовность
к
жизни»,
в
свою
очередь,
понимаемую
как
способность
приспособления
личности
к
общественным
обстоятельствам.
Теперь
образование все более ориентируется на создание таких технологий и способов
влияния на личность, в которых обеспечивается баланс между социальными и
индивидуальными потребностями, и, которые, запуская механизм саморазвития
(самосовершенствования,
самообразования),
обеспечивают
готовность
личности
к
реализации
собственной
индивидуальности
и
изменениям
общества.
На
теоретико-методологическом
уровне
наиболее
фундаментально
проблема нововведений отражена в работах М. М. Поташника, А. В Хуторского,
Н. Б Пугачёвой, В. С. Лазарева,
В.И Загвязинского с позиций системно-
деятельностного
подхода,
что
дает
возможность
анализировать
не
только
отдельные стадии инновационного процесса, но и перейти к комплексному
изучению нововведений.
Гарантированное
овладение
выпускниками
учебных
заведений
компетенциями,
сформулированными
в
государственных
образовательных
стандартах
нового
поколения,
является
важнейшей
задачей
модернизации
российского
образования.
Ключевую
роль
в
решении
этой
задачи
играет
компетентностный
подход
к
организации
образовательного
процесса,
гармонично
сочетающий
в
себе
лучшие
достижения
и
гуманистической,
и
рационалистической парадигм образования. Компетентностно-ориентированное
образование предполагает всестороннее развитие личности [Бондаревская Е.В.,
2000;
Селевко
Г.К.,
1998;
Сериков
В.В.,
1999];
дидактическое
обеспечение
учебного процесса, ориентированное на формирование личностных смыслов
обучающихся
[Абакумова
И.В.,
2006;
Фоменко
В.Т.,
1996];
методическую
систему
преподавания,
в
основу
которой
положены
технологии
проектной
деятельности [Беспалько В.П., 1989; Заир-Бек Е.С., 1995; Монахов В.М., 2006].
Традиционный
подход
к
организации
образовательного
процесса
отличается перегруженностью учебных программ фактическим материалом, не
оказывающим
существенного
влияния
на
понимание
изучаемых
явлений;
преимущественно
лекционной
подачей
материала
в
форме
монолога,
приводящей к механическому запоминанию и воспроизведению информации;
субъективной
оценкой
учебных
достижений,
не
спо собствующей
формированию
внутренней
мотивации
обучающихся.
В
отличие
от
него,
компетентностный
подход
предполагает
модульное
построение
учебных
программ
на
основе
содержательно
значимых
структурных
элементов;
преимущественно
самостоятельную
работу
обучающихся,
использующих
педагогическую поддержку преподавателей; К наиболее важным критериям
компетентности
можно
отнести
способность
обучающегося
совершать
осознанный выбор из альтернативных вариантов развития рассматриваемого
процесса,
разрешать
проблемные
ситуации
на
прикладном
и
абстрактном
уровнях, принимать ответственные решения на основе приобретенных знаний,
умений и навыков [Рубин А.Б., 2005].
Компетентностный подход подразумевает применение компетентностно-
ориентированных
заданий,
структура
которых
предполагает
наличие
следующих компонентов:
– стимула,
задачной формулировки,
источника информации,
бланка
для
выполнения
задания
(если
оно
подразумевает
структурированный ответ),
инструмента проверки.
Каждая
составляющая
компетентностно-ориентированного
задания
подчиняется
определенным
требованиям,
обусловленным
тем,
что
компетентностно-ориентированное
задание
организует
деятельность
учащегося, а не воспроизведение им информации или отдельных действий.
Применение компетентностно-ориентированных заданий на уроке означает
моделирование
образовательных
ситуаций
для
освоения
и
осуществления
деятельности на основе:
использования дополнительных возможностей изучаемого материала;
адекватных
способов
организации
изучения
традиционного
программного материала.
Для того чтобы использовать дополнительные возможности изучаемого
материала,
необходимо
соответствующим
образом
организовать
освоение
содержания
темы.
Среди
способов
организации
изучения
программного
материала,
позволяющих
эффективно
использовать
компетентностно-
ориентированные задания, можно назвать:
организацию
изучения
нового
программного
материала
без
предварительного объяснения учителя,
укрупнение
дидактических
единиц,
концентрированное
объяснение
нового
материала,
обеспечивающее
изучение
основ
содержания
темы
(понятийного
аппарата,
закономерностей,
причинно-следственных
структур,
формирование
обобщенной
картины)
с
последующим
расширением
грани
содержания на основе дополнение полученной из учебника или представленной
учителем информации информацией, самостоятельно полученной из других
источников.
В
результате
изучения
иностранного
языка
на
базовом
уровне
ученик
должен
использовать
приобретенные
знания
и
умения
в
практической
деятельности и повседневной жизни для:
общения с представителями других стран, ориентации в современном
поликультурном мире;
получения сведений из иноязычных источников информации (в том числе
через
Интернет),
необходимых
в
образовательных
и
самообразовательных
целях;
расширения
возможностей
в
выборе
будущей
профессиональной
деятельности;
изучения
ценностей
мировой
культуры,
культурного
наследия
и
достижений других стран; ознакомления представителей зарубежных стран с
культурой и достижениями России.
Задача развития предметных компетенций на уроках английского языка
подразумевает использование компетентностно-ориентированных заданий.
Для
успешного
достижения
требований,
предъявляемых
к
уровню
подготовки выпускников, данные задания следует применять уже с начального
этапа
обучения
английскому
языку.
Так,
в
2-5
классах
обосновано
использование следующих компетентностно-ориентированных заданий.
Задание 1.
Классификация компетентности: Информационная компетенция
Аспект: Первичная обработка информации
Уровень I (перевод простой информации из графического представления в
текстовое)
Учебный предмет: Английский язык
Конкретизированная компетентность: получение сведений из иноязычных
и с точ н и ко в
и н ф о рм а ц и и ,
н е о бход и м ы х
в
о б р а зо ват е л ь н ы х
и
самообразовательных целях.
Стимул: Помоги своему другу описать его комнату.(Help your friend to
describe his room.)
Задачная формулировка: Используя рисунок, выбери правильный ответ.
(Look at the room and choose the correct answer.)
Источник информации:
1.
There is a … in my room.
A) bed B) sofa C) armchair
2.
There isn’t … in my room.
A) a computer B) television C) a clock
3.
The bookcase is …
A) near the door B) in the corner
C) near the sofa
4.
There is … on the wall.
A) a mirror B) a poster C) a picture
5.
There are many book …
A) in the bookcase B) on the table C) on the shelf
6.
… is near the window.
A) The sofa B) The chair C) The table
7.
There is … in my room.
А) a telephone B) a plant C) a wardrobe
Бланк для выполнения задания:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Инструмент проверки:
Ключ:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
В
А
В
С
А
С
В
Максимальное
количество
баллов
–
7.
За
каждый
неверный
или
пропущенный ответ вычитается 1 балл.
Задание 2.
Классификация компетентности: Информационная компетентность
Аспект:
Планирование информационного поиска, первичная обработка
информации
Уровень I
Учебный предмет: Английский язык
Конкретизированная компетентность: получение сведений из иноязычных
и с точ н и ко в
и н ф о рм а ц и и ,
н е о бход и м ы х
в
о б р а зо ват е л ь н ы х
и
самообразовательных целях.
Стимул: Ко дню рождения твоей мамы сделай для нее сюрприз. Приготовь
2 салата: овощной и фруктовый. Мама будет очень рада!
(Prepare surprise to your mother’s birthday. Make 2 salads: fruit and vegetable.
Your mother will be happy!)
Задачная формулировка: Допиши рецепты двух салатов. Выбери нужные
слова из предложенного текста.
(Finish writing the recipes for two salads. Choose the words from the text.)
Источник информации: For this salad you need two potatoes two bananas three
carrots an onion some strawberries three tomatoes and three apples. Cut the fruit the
vegetables into small pieces and put into a bowl. Mix the fruit the vegetables with
cream oil. Add some sugar salt and pepper. Put some cherries an egg on the top.
Enjoy your salad.
Бланк для выполнения задания:
A Fruit Salad
For this salad you need two bananas,__________________________________
________________________________________________________________
A Russian Salad
For this salad you need two potatoes,__________________________________
________________________________________________________________
Инструмент проверки:
Модельный ответ:
A Fruit Salad
For this salad you need two bananas, some strawberries and three apples. Cut
the fruit into small pieces and put into a bowl. Mix the fruit with cream. Add some
sugar. Put some cherries on the top. Enjoy your salad.
A Russian Salad
For this salad you need two potatoes, three carrots, an onion and three tomatoes.
Cut the vegetables into small pieces and put into a bowl. Mix the vegetables with oil.
Add some salt and pepper. Put an egg on the top. Enjoy your salad.
Максимальное количество баллов за правильно выполненное задание – 6
(по 3 балла за каждый рецепт). В каждом рецепте за неверно выписанные слова
и пропуски необходимых слов снижается по 1 баллу.
Задание 3.
Классификация компетентности: Информационная компетентность
Аспект:
Планирование информационного поиска; первичная обработка
информации.
Уровень I (выделение из представленной информации необходимой для
решения поставленной задачи; систематизация извлеченной информации)
Учебный предмет: Английский язык
Конкретизированная компетентность: получение сведений из иноязычных
и с точ н и ко в
и н ф о рм а ц и и ,
н е о бход и м ы х
в
о б р а зо ват е л ь н ы х
и
самообразовательных целях.
Стимул: Твой товарищ уронил конверты с карточками, слова рассыпались.
Помоги разложить слова по конвертам.
Задачная формулировка: Прочитай и впиши слова в 2 конверта по группам.
Источник информации:
Бланк
для
выполнения
задания:
Инструмент проверки:
Ключ:
I: Lizard, parrot, guinea pig, hedgehog, hamster, kitten, fish, puppy, rat, frog.
II: Purple, black, yellow, red, brown, pink, white, grey, blue, green.
Максимальное количество баллов за правильно выполненное задание: 10.
За каждое неверно выписанное слово или пропуск необходимого слова
снижается по 0,5 балла.
Организация учебного процесса компетентностно-ориентированного
характера предполагает всестороннее развитие личности учащегося, - решение
главной задачи работы педагога. Ведь еще Альберт Эйнштейн говорил: “It is the
supreme art of the teacher to awaken joy in creative expression and knowledge”
(Высшее искусство учителя – пробудить радость в творческом самовыражении
и познании).