Методическая разработка занятия теоретического обучения на тему "Аккумуляторные батареи"
Автор: Мохирев Георгий Иванович Должность: преподаватель Учебное заведение: ГБПОУ ВО Суздальский индустриально-гуманитарный колледж Населённый пункт: г.Суздаль, Владимирская область Наименование материала: методическая разработка Тема: Методическая разработка занятия теоретического обучения на тему "Аккумуляторные батареи" Раздел: среднее профессиональное
Государственное бюджетное профессиональное общеобразовательное
учреждение Владимирской области
«Суздальский индустриально-гуманитарный колледж»
Методическая разработка занятия
теоретического обучения
на тему «Аккумуляторные батареи»
по междисциплинарному курсу
МДК 01.01.Технология механизированных работ в
растениеводстве
Мохирев Георгий Иванович, преподаватель Суздальского
индустриально-гуманитарного колледжа.
Суздаль, 2016
1
Рассмотрен на заседании «Утверждаю»
цикловой комиссии профессионального Зам. директора
по УПР
цикла по специальностям
_______О.С.Юрманова
«Механизация сельского хозяйства»,
«__»__________2016
«Техническое обслуживание и ремонт
автомобильного транспорта» и по
профессии «Мастер с/хо производства»
Протокол № от «__» __________ 2016г.
Председатель предметной (цикловой) комиссии
________________В.В. Кондаков
2
Содержание
Аннотация
Введение……………………………………………………………4
1.
План урока…………………………………………………………6
2.
Тема занятия……………………………………………………….6
3.
Ход урока…………………………………………………………..6
4.
Организационная часть урока…………………………………….6
5.
Повторение пройденного материала……………………………..6
6.
Изложение нового материала……………………………………..7
7.
Самостоятельная работа обучающихся………………………….8
8.
Закрепление нового учебного материала………………………...8
9.
Домашнее задание…………………………………………………9
Заключение………………………………………………………..10
Литература………………………………………………………...11
Приложения……………………………………………………….12
3
Аннотация.
Данная методическая разработка посвящена изучению аккумуляторной
батареи, применяемой на тракторах. Методическая разработка представлена в
виде презентации, правило составления, которой можно найти в интернете.
Данная разработка поможет обучающимся лучше понять и изучить устройство
аккумуляторной батареи.
4
Введение.
В настоящее время в учебно-познавательном процессе очень важно применение
современных образовательных технологий. Неотъемлемой частью данного
процесса являются применение информационно-коммуникационных технологий,
которые оказывают положительное влияние на успеваемость обучающихся.
Данная образовательная технология направлена на углубление, расширение и
повышение качества образования с целью сохранения и развития научно-
технического потенциала страны. Используя ИКТ, я могу с легкостью объяснять
сложный материал, при этом обеспечивая большее понимание обучающихся.
Данная технология также направлена на большую концентрацию внимания и
способность самостоятельно усваивать новые знания. Целью данной
методической разработки является показать методику преподавания по
дисциплине «Тракторы» на тему «Аккумуляторные батареи» направленную на
оптимизацию учебного процесса и качественное усвоение обучающимися
изучаемого материала. Представленный материал поможет преподавателю в
подготовке к проведению теоретических занятий, в подборе и разработке
презентаций, а также знакомит с принципами, формами, методами организации
учебного процесса.
5
План урока
Дата:
Профессия: мастер с/х производства
Тема: Аккумуляторные батареи
Цели урока:
Обучающая:
- углубить знания учащихся о назначение и устройстве АКБ;
- осмыслить и усвоить новую информацию о назначении и устройстве
аккумуляторной батареи;
- определить значимость АКБ в электрооборудовании.
Развивающая:
- формировать навыки отбора, сравнительного анализа, обобщения и краткой
формулировки тезисов ответа;
- развивать навык самостоятельной работы с текстовой информацией;
- совершенствовать навыки работы со справочной и учебной литературой,
развивать критическое мышление учащихся;
- формировать культуру речи и навыки поведения перед аудиторией.
Воспитательная:
- воспитывать чувство ответственности и коллективизма, привить устойчивый
интерес к избранной профессии;
- воспитывать культуру учебного труда: внимание, аккуратность,
самостоятельность.
Межпредметные связи: химия, физика
Тип учебного занятия: комбинированный.
Форма учебного занятия: фронтальная, групповая деятельность
Материально-техническое обеспечение урока: мультимедийное оборудование,
плакаты аккумуляторных батарей, аккумуляторные батареи в разрезе, денсиметр,
учебники, таблицы.
6
№
п
/
п
Назван
ие этапа
Содержание
Методы и
формы
учебной
деятель
ности
и
Средства
Меж
пред
мет
ные
связи
Формиро
вание
компетен
ций
Время
1
2
3
4
5
6
7
8
1
Организаци
онная
часть.
Приветствие учащихся, подготовка к
уроку, психологический настрой.
Сообщение темы и цели урока.
Пояснения оценивания студентов на
уроке.
Фронталь
ная работа
3 мин
2
Актуализа
ция
опорных
знаний
Проверка знаний пройденного раздела по
двигателю, «Блиц-опрос».
1.Из каких составных частей состоит
трактор ?
ответ: Двигатель, трансмиссия, ходовая
часть, кузов, механизмы управления,
рабочее оборудование, вспомогательное
оборудование, электрооборудование.
2.Назовите механизмы и системы
двигателя. ответ: КШМ, ГРМ,
система охлаждения, система
смазки, система питания, система
пуска.
3. Как классифицируют тракторы?
ответ: По назначению, по типу
движителя, по типу остова, по
тяговому усилию.
4.Какое напряжение
применяется в
электрооборудовании тракторов?
ответ: 12В
5.Что относится к источникам
тока на тракторе? ответ:
Аккумуляторная батарея и генератор
Фронталь
ная работа
Мульти
медиа
проектор,
тракторы
10 мин
3
Подготовка
к изучению
нового
материала
Решение проблемных ситуаций
выдаю каждой группе по одной
проблемной ситуации.
1
ситуация. При движении на тракторе Вы
заметили, что стрелка амперметра
отклоняется влево (показывает
отклонение- 30), о чем это
свидетельствует?;
2
ситуация. При запуске двигателя
стартером коленчатый вал
проворачивается медленно и
останавливается;
3 ситуация. При стоянке трактора (для
отдыха и приема пищи) Вы забыли
выключить ближний свет фар - в
результате фары перестали светить.
Что произошло?
Вопрос: Какой прибор в системе
электрооборудования неисправен?
Обоснуйте свой ответ. Обсуждают в
группах и дают ответ. Ответ:
Аккумуляторная батарея
«Мозговой штурм » - подведение
обучающихся к главным вопросам темы.
Вопросы:
1.
Неисправности аккумуляторной батареи.
Работа
в группах
самостоя
тельная
работа
10 мин
2.
Какие операции технического
обслуживания проводят у
аккумуляторной батареи.
3.Какой раствор химического вещества
заливают
в аккумуляторную батарею.
4
Изучение
нового
материала
Получение новой информации:
На слайдах презентации объясняю
назначение аккумуляторной батареи,
работу и устройство. Обучающиеся
ведут записи в опорном конспекте.
1.Назначение аккумулятора
Аккумуляторная батарея служит для
питания электрическим током
стартера при пуске двигателя, а также
других потребителей
электрооборудования
при
неработающем двигателе или при работе
его на малых оборотах.
2. Принцип работы аккумуляторной
батареи:
Простая аккумуляторная батарея
представляет собой
положительные и отрицательные
электроды, помещённые в электролит.
Положительный электрод представляет
собой решётку из свинцового сплава,
заполненную активной массой —
двуокисью свинца, а отрицательный также
Фронтальн
ая
самостояте
льная
работа.
Демонстра
ционный
метод
Мультимеди
а проектор.
Опорный
конспект.
Плакаты.
АКБ в
разрезе.
Фи
зи
ка,
ма
те
риа
ло
ве
де
ние
50 мин
представляет электрод – губчатый свинец.
В качестве раствора применяют
электролит, состоящий из серной кислоты
и дистиллированной воды.
Под действие приложенной
электрической энергии активное вещество
вступает в химическую реакцию с
электролитом и происходит заряд
аккумуляторной батареи. При
подсоединении к выводам внешних
потребителей, по внешней цепи течёт
электрический ток — происходит заряд
аккумуляторной батареи. Ёмкость
аккумуляторных батарей оценивают в А*ч.
3.Устройство аккумуляторной батареи.
Аккумуляторная батарея состоит:
- бака, разделённого внутри перегородками
из эбонита или пластмассы-
полипропилена;
- положительные пластины- PbO
2
и
отрицательные пластины, свинец – Рb .
- сепараторы, предупреждают короткое
замыкание и свободно пропускают ток.
Материал, пористая пластмасса,
стекловолокно.
- заливные отверстия с пробками.
- перемычки, соединяющие отдельные
аккумуляторы.
- предохранительный щиток.
- выводные штыри (клеммы)- «+» и «-».
Аккумуляторная батарея представляет
собой шесть последовательно
соединённых элементов (батарей), каждый
с напряжение 2В, что в итоге даёт
напряжение 12В.
4.Маркировка аккумуляторной батареи:
6 СТ190ЭРНА
Цифра 6—шесть последовательно
соединённых аккумуляторов (12В); СТ -
стартерная ; 190 — ёмкость батареи в
ампер-часах в 20-часовом режиме разряда;
Э — эбонит, материал моноблока; Р —
мипор, материал сепаратора; Н—
несухозаряженая; А — с общей крышкой.
5. Неисправности аккумуляторных
батарей:
- загрязнение;
- трещины в баке;
- окисление выводных штырей (клемм);
- пониженный уровень электролита;
- саморазряд;
- сульфатация (окаменение) пластин;
- преждевременное разрушение пластин.
5
Закрепле
ние нового
материала
Проводится в виде индивидуальной
самостоятельной работы (письменные
ответы студентов на вопросы теста)
Самостоя
тельная
работа.
Мульти
медиа
проектор
12 мин
а) Сколько аккумуляторов в 12 вольтовой
батарее?
б) Показать основные части
аккумуляторной батареи.
в) Что заливается в аккумуляторную
батарею и в каком порядке?
г) Как устроены аккумуляторные батареи?
д) Перечислить основные неисправности
аккумуляторных батарей.
е) Записать на доске марку
аккумуляторной батареи и расшифровать.
ж)Напряжение одного аккумулятора:
а) 6 вольт;
б) 12 вольт;
в) 2 вольта
Последовательно включаю вопросы на
слайдах. После этого показываю
правильный ответ, оцениваю работу
каждого обучающегося.
Фронталь
ный опрос
Заключи
тельный
этап
Подведение итогов.
Домашнее задание:
Учебник В.А. Родичев. « Тракторы».
Раздел V, глава 18,
стр. 243 – 255. Нарисовать схему
соединения 12 вольтовой аккумуляторной
батареи в рабочей тетради.
5 мин
Заключение
Данная методическая разработка может оказать помощь преподавателям
колледжа в подготовке и проведении занятий по дисциплине «Тракторы»,
«Устройство тракторов и автомобилей», « Устройство автотранспортных
средств » у учащихся, обучающихся по специальности «Тракторист категории
«С», «Автомеханик».
Литература
1.
В.А.Набоких Электрооборудование автомобилей и тракторов – М.:
Академия, 2013
2.
В.А.Родичев Тракторы – М.: Академия, 2013
3.
Презентация аккумуляторных батарей.
Приложения
Приложение № 1
Блиц-опрос
1. Из каких составных частей состоит трактор?
ответ: Двигатель, трансмиссия, ходовая часть, кузов, механизмы управления,
вспомогательное оборудование, рабочее оборудование, электрооборудование.
2.Назовите механизмы и системы двигателя.
ответ. КШМ, ГРМ, система охлаждения, система смазки, система питания,
система пуска.
3. Как классифицируют тракторы?
ответ: По назначению, по типу движителя, по типу остова, по тяговому усилию.
4.
Какое напряжение применяется в электрооборудовании тракторов и
автомобилей: ответ: 12В и 24В
5.
Источниками электрической энергии на тракторах и автомобилях
являются: ответ: Аккумуляторная батарея и генератор.
Приложение №2
Маркировка аккумуляторных батарей
Первая цифра – количество аккумуляторов в батарее.
Вторая буква – тип электрохимической системы (С – свинцовая)
Третья буква – назначение батареи (Т – стартерная)
Число после букв – номинальная ёмкость в ампер-часах при 20-часовом режиме
разряда
Буквы после обозначения ёмкости:
А – пластмассовый моноблок
З – залита электролитом и полностью заряжена
Н – не сухозаряженная батарея
После обозначения типа батареи может указываться материал моноблока:
Э – эбонит
Т – термопласт
Затем может стоять материал сепараторов:
М – мипласт
С - стекловолокно
Р – мипор
П - поровинил
6СТ 75ТРН
6СТ55ЭМС
6СТ190АЗТП
РЕЦЕНЗИЯ
на
методическую
разработку
занятия
теоретического
обучения
на
тему
«Аккумуляторные
батареи»
по
междисциплинарному
курсу
МДК
01.01.Технология механизированных работ в растениеводстве для специальности
«Мастер сельскохозяйственного производства», разработанную преподавателем
ГБПОУ ВО «Суздальский индустриально-гуманитарный колледж»
Мохиревым Г.И.
Методическая разработка занятия теоретического обучения соответствуют
рабочей программе изучения данной дисциплины.
В методической разработке теоретического занятия представлен план
занятия, технологическая карта проведения занятия, опорный конспект
презентация проведения занятия.
Терминология, обозначения и символы выдержаны в соответствии с
едиными требованиями к оформлению документации. Методическая разработка
теоретического занятия написана в доступной форме, как для преподавателей, так
и для обучающихся.
Методическая разработка теоретического занятия может быть
рекомендована для преподавателей ведущих дисциплину «Тракторы». Может быть
полезна и для преподавателей ведущих дисциплину «Устройство тракторов и
автомобилей», «Устройство автомобильного транспорта» и некоторых других
технических дисциплин.
Рецензию составил: ____________ методист, преподаватель
высшей квалификационной категории Суздальского
индустриально-гуманитарного колледжа Горлова Г.В.
РЕЦЕНЗИЯ
на
методическую
разработку
занятия
теоретического
обучения
на
тему
«Аккумуляторные
батареи»
по
междисциплинарному
курсу
МДК
01.01.Технология механизированных работ в растениеводстве для специальности
«Мастер сельскохозяйственного производства», разработанную преподавателем
ГБПОУ ВО «Суздальский индустриально-гуманитарный колледж»
Мохиревым Г.И.
Методическая разработка занятия теоретического обучения соответствуют
рабочей программе изучения данной дисциплины.
В методической разработке теоретического занятия представлен план
занятия, технологическая карта проведения занятия, опорный конспект
презентация проведения занятия.
Терминология, обозначения и символы выдержаны в соответствии с
едиными требованиями к оформлению документации. Методическая разработка
теоретического занятия написана в доступной форме, как для преподавателей, так
и для обучающихся.
Методическая разработка теоретического занятия может быть
рекомендована для преподавателей ведущих дисциплину «Тракторы». Может быть
полезна и для преподавателей ведущих дисциплину «Устройство тракторов и
автомобилей», «Устройство автомобильного транспорта», «Тракторист категории
С, D, E, F», «Автомеханик» и некоторых других технических дисциплин.
Рецензию составил: ____________ директор МУП Суздальская
МТС Торопов А.Н.