Автор: Елецкая Галина Ивановна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ Каргасокская СОШ-интернат №1 Населённый пункт: с. Каргасок, Томская область Наименование материала: Статья Тема: Планирование деятельности педагога-наставника Раздел: среднее образование
(из опыта работы)
Одна из важнейших задач школьной администрации - организация
профессиональной адаптации молодого педагога. Система
наставничества помогает решить ряд многих проблем. Различные
исследования показывают, что даже при достаточно высоком
уровне готовности к педагогической деятельности адаптация
молодого учителя может протекать длительно и сложно.
Для молодого специалиста вхождение в новую деятельность
сопровождается высоким эмоциональным напряжением. Решить
эту задачу поможет создание гибкой системы наставничества,
которая поможет оптимизировать процесс профессионального
становления молодого педагога, сформировать у него мотивации к
саморазвитию, самореализации
В современной педагогике используются два термина:
"наставничество" и "тьюторство", последнее понятие получило
широкое распространение в странах Европы и Северной Америки.
Тьюторство – это иной опыт, иная система воспитания, появилось в
России в связи с тем, что созданная система наставничества в конце
80х годов прошлого века была разрушена. Тьютор – наблюдатель за
воспитанниками, в английском языке – домашний учитель,
репетитор, воспитатель. Наставничество – это социальный
институт, форма преемственности поколений. Это эффективная
форма профессиональной адаптации, способствующая повышению
профессиональной компетентности и закреплению педагогических
кадров.
Цели наставничества:
1.
выявление уровня профессиональной компетентности и
методической подготовки педагога;
2.
оказание методической помощи в вопросах
совершенствования теоретических знаний и повышения
педагогического мастерства.
Задачи:
1.
способствовать овладению новыми формами, методами и
приемами обучения и воспитания учащихся;
2.
ознакомить с нормативно-правовой документацией;
3.
способствовать формированию индивидуального стиля
творческой деятельности педагога;
4.
выявить ведущие потребности в учебном процессе и выбрать
соответствующую форму организации методической работы.
Используемые формы и методы:
1.
собеседование;
2.
анкетирование;
3.
теоретические выступления;
4.
консультации с опытными учителями;
5.
открытые уроки;
6.
заседание ШМО;
7.
семинары;
8.
анализ посещенных уроков, с последующим самоанализом.
План работы педагога - наставника
1.
Знакомство молодого педагога с нормативно-правовой
базой.
2.
Оказание помощи в составлении рабочих программ и
календарно-тематического планирования по предмету
в закрепленных классах.
3.
Проведение инструктажа по ведению школьной
документации.
4.
Знакомство с требованиями к оцениванию и нормам
проверки тетрадей. Выполнение единых требований к
ведению тетрадей.
5.
Диагностика профессиональной компетентности и
адаптационных способностей педагога.
6.
Разработка рекомендаций по учету психологических и
возрастных особенностей школьников, с которыми
предстоит работать педагогу.
7.
Организация посещений районных семинаров для
молодых специалистов.
8.
Консультация в выборе педагогических технологий,
методов и приемов.
9.
Посещение уроков вновь принятого педагога.
10.
Организация посещений уроков опытных
педагогов.
11.
Помощь в проведении открытых уроков и
внеклассных мероприятий
12.
Отчет по итогам работы.
Педагог - наставник должен способствовать раскрытию
профессионального потенциала молодого специалиста, привлекать
его к участию в общественной жизни коллектива, содействовать
развитию его творческих способностей и профессионального
мастерства. Он должен воспитывать в нем потребность в
самообразовании, способствовать стремлению овладевать
передовыми технологиями обучения и воспитания.
Памятка для наставника молодого педагога
1. Вместе с начинающим учителем глубоко проанализировать
учебные программы и пояснительные записки к ним.
2.
Помочь
составить
тематический
план,
обратив
особое
внимание на подбор материала для систематического повторения,
практических и лабораторных работ, экскурсий.
3.
Оказывать
помощь
в
подготовке
к
урокам,
особенно
к
первым, к первой встрече с учащимися. Наиболее трудные темы
разрабатывать вместе. В своем классе постараться изучать материал
с опережением на 2-3 урока, с тем, чтобы дать молодому учителю
возможность методике раскрытия наиболее сложных тем.
4.
Вместе
готовить
и
подбирать
дидактический
материал,
наглядные пособия, тексты задач, упражнений, контрольных работ.
5.
Посещать
уроки
молодого
учителя
с
последующим
тщательным анализом, приглашать его на свои уроки, совместно их
обсуждать.
6.
Помочь
в
подборе
методической
литературы
для
самообразования и в его организации.
7. Делиться опытом без назидания, а путем доброжелательного
показа образцов работы.
8. Помогать своевременно, терпеливо, настойчиво. Никогда не
забывать отмечать положительное в работе.
9. Учить не копировать, не надеяться на готовые разработки, а
вырабатывать собственный педагогический почерк.