Напоминание

Планирование деятельности педагога-наставника


Автор: Елецкая Галина Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Каргасокская СОШ-интернат №1
Населённый пункт: с. Каргасок, Томская область
Наименование материала: Статья
Тема: Планирование деятельности педагога-наставника
Раздел: среднее образование





Назад





Планирование деятельности педагога - наставника

(из опыта работы)
Одна из важнейших задач школьной администрации - организация профессиональной адаптации молодого педагога. Система наставничества помогает решить ряд многих проблем. Различные исследования показывают, что даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности адаптация молодого учителя может протекать длительно и сложно. Для молодого специалиста вхождение в новую деятельность сопровождается высоким эмоциональным напряжением. Решить эту задачу поможет создание гибкой системы наставничества, которая поможет оптимизировать процесс профессионального становления молодого педагога, сформировать у него мотивации к саморазвитию, самореализации В современной педагогике используются два термина: "наставничество" и "тьюторство", последнее понятие получило широкое распространение в странах Европы и Северной Америки. Тьюторство – это иной опыт, иная система воспитания, появилось в России в связи с тем, что созданная система наставничества в конце 80х годов прошлого века была разрушена. Тьютор – наблюдатель за воспитанниками, в английском языке – домашний учитель, репетитор, воспитатель. Наставничество – это социальный институт, форма преемственности поколений. Это эффективная форма профессиональной адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров.
Цели наставничества:
1. выявление уровня профессиональной компетентности и методической подготовки педагога; 2. оказание методической помощи в вопросах совершенствования теоретических знаний и повышения педагогического мастерства.
Задачи:
1. способствовать овладению новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания учащихся; 2. ознакомить с нормативно-правовой документацией;
3. способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности педагога; 4. выявить ведущие потребности в учебном процессе и выбрать соответствующую форму организации методической работы.
Используемые формы и методы:
1. собеседование; 2. анкетирование; 3. теоретические выступления; 4. консультации с опытными учителями; 5. открытые уроки; 6. заседание ШМО; 7. семинары; 8. анализ посещенных уроков, с последующим самоанализом.
План работы педагога - наставника

1.
Знакомство молодого педагога с нормативно-правовой базой.
2.
Оказание помощи в составлении рабочих программ и календарно-тематического планирования по предмету в закрепленных классах.
3.
Проведение инструктажа по ведению школьной документации.
4.
Знакомство с требованиями к оцениванию и нормам проверки тетрадей. Выполнение единых требований к ведению тетрадей.
5.
Диагностика профессиональной компетентности и адаптационных способностей педагога.
6.
Разработка рекомендаций по учету психологических и возрастных особенностей школьников, с которыми предстоит работать педагогу.
7.
Организация посещений районных семинаров для молодых специалистов.
8.
Консультация в выборе педагогических технологий, методов и приемов.
9.
Посещение уроков вновь принятого педагога.
10.
Организация посещений уроков опытных педагогов.

11.
Помощь в проведении открытых уроков и внеклассных мероприятий
12.
Отчет по итогам работы. Педагог - наставник должен способствовать раскрытию профессионального потенциала молодого специалиста, привлекать его к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию его творческих способностей и профессионального мастерства. Он должен воспитывать в нем потребность в самообразовании, способствовать стремлению овладевать передовыми технологиями обучения и воспитания.
Памятка для наставника молодого педагога
1. Вместе с начинающим учителем глубоко проанализировать учебные программы и пояснительные записки к ним. 2. Помочь составить тематический план, обратив особое внимание на подбор материала для систематического повторения, практических и лабораторных работ, экскурсий. 3. Оказывать помощь в подготовке к урокам, особенно к первым, к первой встрече с учащимися. Наиболее трудные темы разрабатывать вместе. В своем классе постараться изучать материал с опережением на 2-3 урока, с тем, чтобы дать молодому учителю возможность методике раскрытия наиболее сложных тем. 4. Вместе готовить и подбирать дидактический материал, наглядные пособия, тексты задач, упражнений, контрольных работ. 5. Посещать уроки молодого учителя с последующим тщательным анализом, приглашать его на свои уроки, совместно их обсуждать. 6. Помочь в подборе методической литературы для самообразования и в его организации. 7. Делиться опытом без назидания, а путем доброжелательного показа образцов работы. 8. Помогать своевременно, терпеливо, настойчиво. Никогда не забывать отмечать положительное в работе. 9. Учить не копировать, не надеяться на готовые разработки, а вырабатывать собственный педагогический почерк.


В раздел образования