Напоминание

"ПТИЦЫ – НАШИ ДРУЗЬЯ"


Автор: Сухомлинова Галина Евгеньевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Соболевская ООШ"
Населённый пункт: село Соболевка, Белгородская область
Наименование материала: Внеклассное занятие
Тема: "ПТИЦЫ – НАШИ ДРУЗЬЯ"
Раздел: начальное образование





Назад





Внеклассное занятие

«ПТИЦЫ – НАШИ ДРУЗЬЯ»

Пояснительная записка
Внеклассное занятие проводилось с
целью:
вызвать сочувствие к голодающим и замерзающим зимой птицам; научить проявлять заботу о них. Задачи:  уточнить знания учащихся о многообразии зимующих птиц и их значении для природы;  развивать в детях ответственность за "братьев наших меньших";  воспитывать любовь к природе, доброе и бережное отношение ко всему живому.
Методы:
словесный, наглядный
Возраст детей:
9 – 10 лет
Место проведения:
кабинет начальных классов
Оборудование
: иллюстрации птиц, книги о птицах, поговорки, загадки.
Оформление класса:
выставка рисунков и плакатов.
Методические советы на подготовительный период:
1. Учащиеся рисуют птиц. 2. Учат стихи. 3. Готовят сообщения о птицах.
План проведения праздника
I. Вступительное слово. II. Основная часть. 1. Узнай о зимующих птицах (сообщения). 2. Рассказ учителя о кормушках. 3. Загадки. 4. Правила кормления птиц. 5. Игротека: 1) конкурс «Кто здесь лишний»; 2) конкурс «Узнай птицу»; 3)конкурс «Составьте поговорки о птицах». 6. Народные приметы о птицах. III. Итог занятия.
Ход занятия

Организационный момент (вступление в тему).

Учитель:
Но птицы! Как холодно
В воздухе им! Поможем ли мы Беззащитным таким? Поможем! Их надо кормить, И тогда Им будет легко Пережить холода. Голодно зимой в лесу и зверям и птицам. Особенно когда после оттепелей наступают морозы, и деревья, кустарники, остатки сухой травы и даже снег покрываются ледяной коркой. Лёд прочно закупоривает укрытия, где прячутся личинки насекомых. Птицам, даже таким проворным и шустрым, как поползень, приходится туго. Не помогают ни цепкие лапки, ни длинный клюв. Нелегко в такую погоду прокормиться. Многие из птиц, так и не дождавшись весны, гибнут.
"Как птице перезимовать?" К. Мухаммади
(читает ученик) Как птицам перезимовать? Известно, что у птах Нет ни халатов ватных, Ни байковых рубах. У многих даже нет гнезда: Они в грозу, и в град, И под дождём, и в холода На ветках сидя спят.
Учитель:
Вы, ребята, наверно, уже догадались, что наше внеклассное занятие сегодня будет посвящено птицам: как помочь им пережить трудное зимнее время. - А сейчас ребята, мы с вами вспомним, каких же птиц мы можем увидеть на кормушках зимой и узнаем о них много интересного. 1.Я весь день ловлю жуков, Ем букашек, червяков. Зимовать не улетаю, Под карнизом обитаю. Прыг-скок! Не робей! Я бывалый ….
(Воробей)



1 ученик:
Голодом страшна зима птицам, а не холодом. Сыта птаха – и тепло ей под пухом и перьями. Вы думаете, воробьи – ненужные птицы? Нет, мы главные защитники – сторожа парков и садов. Свое многочисленное потомство мы выкармливаем насекомыми и их личинками, принося большую пользу человеку. 2.Каждый год я к вам лечу, Зимовать у вас хочу. И ещё красней зимой Ярко-красный галстук мой (
Снегирь
)

2 ученик
: Я уверен, что вы меня сразу узнали по моей красивой грудке. Я частый гость в ваших лесах зимой. Не случайно мое имя связано с первым снегом. Прилетаю я из более холодных мест. Там зима наступила раньше, и большая часть корма уже съедена птицами. Посмотрите, какой у меня толстый черный клюв. Им я вылущиваю семена ягод черемухи, можжевельника и рябины. Охотно поедаю я семена ольхи и березы. Голос у меня скрипучий: "жи-жи", вместе с тем я издаю и мягкие звуки: "фю-фю" ("фьи-фьи"). 3.По дереву стучу, Что-то я достать хочу. Хоть и скрылся под корой - Червячок-то будет мой! (
Дятел
)
3 ученик:
Вся жизнь моя проходит на деревьях. Здесь я добываю себе корм из-под коры деревьев, так как пищей мне служат личинки жуков и насекомых, живущих в коре и древесине. Достаю я их своим тонким языком, который может высовываться изо рта на 10– 12 см. Язык у меня липкий и имеет на конце маленькие шипики. Мелкие насекомые прилипают к языку, а большие прямо нанизываются на его конец. Питаюсь я также семенами хвойных деревьев. Ноги у меня приспособлены к лазанию по стволам деревьев. Пальцы на ногах имеют когти и расположены не так, как у других птиц: два пальца направлены вперед, а два – назад. Это помогает мне прочно держаться за кору деревьев.
Учитель:
Как внимательный врач, дятел осматривает, выстукивает, выслушивает каждое дерево. И если дерево заражено, дятел принимается долбить его. По следам работы дятлов легко узнать, заражен лес или здоров. Но этого мало: дятел в лесу не только врач, он еще и плотник. За свою жизнь он выдалбливает десятки дупел, и они служат домиками, в которых с удовольствием поселяются на летний сезон скворцы, мухоловки, горихвостки, синицы и многие другие птицы. 4. Спиною зеленовата, Животиком желтовата. Чёрненькая шапочка И полоска шарфика. (
Синица
)

4 ученик:
Меня можно увидеть не только в лесу, но и в парках. Я маленькая, как воробышек. У меня черная шапочка, желтая грудка, зеленая спинка и острый черный клюв. Я охотно поселяюсь в старых хвойных лесах. Место для гнезда я выбираю в гнилом пне или занимаю пустые дупла, сделанные лесным плотником – дятлом. Зимой охотно поедаю семена ели, сосны и других растений.
Учитель:
Эта птица встречается чаще других зимующих птиц. Летом она питается насекомыми, уничтожая большое количество вредителей леса и сада. Зимой синицы перекочевывают ближе к селениям и городам. Синицы часто прилетают на балконы и расклевывают завернутые в бумагу продукты. Любят они несоленое сало. Зимой трудно найти синицам пищу, и поэтому надо устраивать для них "столовые". К кормушке, куда насыпают сухой корм, можно привязывать и кусочки сала. 5. Выгоняют холода Птиц из леса в города. На рябину налетели Дружной стаей … (
Свиристели
)
5

ученик:
Свиристель живёт в тайге. Это леса хвойные, густые. Птенцов свиристель кормит комарами, которых в тайге видимо-невидимо. Кроме комаров свиристель питается ягодами рябины, калины, клюквы. Но с приходом зимы комары исчезают, а ягод становится всё меньше. Поэтому птицы собираются в стаи и летят южнее, туда, где ещё можно найти корм. 6.Кто в лесу живет сосновом, Носит крестик на носу? И гнездо плетет в ту пору, Когда пурга поет в лесу? Не страшны ему метели, Гнезда вьет зимой на ели. Крик его отрывист, прост, Криворотый красный….(
Клёст
)

6

ученик.
Конечно, выводим мы птенцов и весной. Вообще зимнее гнездование у нас бывает там, где на хвойных деревьях большой урожай шишек. У нас необычный клюв – с загнутыми перекрещенными концами. Клюв этот – отличное оружие для обработки шишек. Раздвигая чешуйки, а часто и обрывая их, мы извлекаем семена. Но у молодых клестов клюв обычный, прямой. Только недели через три после вылета птенцов из гнезда он у них искривляется. 7. Ну а кто скажите нам Ловко лазит по стволам: Вверх и вниз и тут и там? Кто мелькает целый день? Это птица…(
Поползень
) Настоящий акробат – Чистит все стволы подряд.
7 ученик.
Среди птиц мы лучше всех лазаем. Помогает нам в этом особое устройство лапок с очень длинными пальцами и когтями. Зимой кусочек несоленого сала в кормушке или подвернувшийся в коре жучок для нас лакомство.
Учитель:
Очень нелегко найти корм птицам. Одни из них ищут жуков, другие раскапывают снег, стараясь добраться до земли, третьи ищут корм на деревьях и кустах. Зимой много птиц погибает от голода, человек должен помочь им. Если каждая школа в нашей стране повесит хотя бы одну кормушку, то птицы будут обеспечены кормом. Построить простейшую кормушку можно из любого подручного материала. В дело можно пустить и пустые пластиковые бутылки или коробки, пакеты из-под сока или молока.
Существует много различных видов кормушек:
Кормушка-лоток. Эта кормушка самая простая. Она похожа на лоток. Кормушка-столик. Эта кормушка отличается тем, что лоток здесь прикрепляется к подставке (ножке). Кормушки-домики.
Но важно помнить несколько основных правил:
1.У кормушки обязательно должна быть крыша, иначе корм может быть засыпан снегом или залит дождем.
2.Отверстие в кормушке должно быть настолько широким, чтобы птица могла спокойно проникнуть внутрь кормушки и покинуть ее.
Учитель:
В наш адрес пришла телеграмма.
“Телеграмма”
“ Встречайте нас, мы к вам летим, Удостовериться хотим, Что все для нас готово: И корм, и ласковое слово. Никто надеемся сейчас, Пернатых не обидит нас. Боимся голода и кошек – Не пожалейте хлебных крошек. Не трудно пир для нас устроить, Кормушку надо нам построить. Немного сала для синиц, И семечек для разных птиц. Труда не будет вам составить, Зато, как звонко будем славить Сердечек ваших доброту, Проснувшись рано поутру! Мы звонко песню, Вам споем И счастлив будет каждый дом! Друзья, не обижайте нас, Ведь мы весну несем для Вас!” -А сейчас угадайте, какие птицы прилетели нам на кормушку? (
Учитель загадывает загадки, кто угадает загадку, находит рисунок с птичкой и

прикрепляет на кормушку.)
Озорной мальчишка В сером армячишке По двору шныряет Крошки собирает. ( Воробей.) Зимой на ветке яблоки Скорей их собери И вдруг вспорхнули яблоки Ведь это ... (Снегири.) У неё глаза большие, Хищный клюв – всегда крючком. По ночам она летает, Спит на дереве лишь днём. ( Сова.)
Кто в беретке ярко-красной, В чёрной курточке атласной, На меня он не глядит, Всё стучит, стучит, стучит. (Дятел.) Пташка водится в лесу, Ест порою на весу, А зимой - вверх ножками Виснет под окошками. (Синица) Окраска - сероватая, Повадка вороватая. Крикунья хрипловатая- Известная персона. Это... ( Ворона.) -Вот сколько птиц прилетело на кормушку.
Правила кормления птиц.
1.Во время подкормки птиц не сорите в лесу, парке, саду: не оставляйте там газеты, бумажные и полиэтиленовые пакеты, жестяные банки и коробочки.
2.Кормушки для птиц должны быть очень укромными, лучше нераскрашенными. 3.Корма в кормушках должно быть немного и только нужного птицам: семена дикорастущих трав, крошки хлеба, семечки подсолнечника, кусочки несоленого сала. 4.Кормите птиц регулярно. Птиц нельзя подкармливать время от времени: именно зимой им очень нужна наша поддержка, именно в морозы и метели гибнет большая часть птиц. -Какой корм дадим каждой птичке? (Рядом с рисунками птичек дети прикрепляют картинку с кормом.) воробей - зерно снегирь - ягоды рябины дятел - насекомых синица - насекомых, сало, зерно сова - мыши ворона – зерно
Учитель: Конкурс "Кто здесь лишний?"
(Ребята угадывают, названия каких птиц зашифрованы, какая птица не является зимующей?) в р н д т л ф л н с р ж к е т
Конкурс "Узнай птицу"
1. НИЦАСИ - синица 2. БЕЙРОВО - воробей 3. КАРОСО - сорока 4. ЛИНФИ - филин 5. КАЛЯПО - оляпка 6. ЛУБЬГО - голубь 7. КАРОВКЕД - кедровка 8. МОРОДОКЗИ - зимородок 9. НАВОРО - ворона 10. ЗЕНЬПОЛПО - поползень
Составьте поговорки о птицах

Слово - не воробей, учится чирикать у старого Красна птица опереньем, вылетит – не поймаешь Молодой воробей а человек - уменьем
Народные приметы о птицах
«Воробьи дружно расчирикались – к оттепели» «Дикие гуси летят – зимушку на хвосте тащат» «Синица к избе – зима на дворе» «Осенью птицы летят низко – к холодной зиме, высоко – к теплой зиме»
Учитель:
Я думаю, что теперь у каждого из вас, ребята, около дома, у окна будет висеть своя кормушка. Птицы быстро привыкают к такой столовой и станут частыми гостями в ней. А вы сможете наблюдать за ними, делать рисунки и записывать, что удалось заметить. Конечно, птицы не умеют разговаривать. Но они обязательно отблагодарят вас и красивой весенней песней и богатым урожаем, спасённым птицами, от вредителей вашего огорода. Но самое главное, как я считаю, вы станете добрее, и бережнее будете относиться ко всему живому.
Ученик:
Покормите птиц зимой, пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, стайки на крыльцо. Не богаты их корма – горсть одна нужна. Горсть одна – и не страшна Будет им зима. Сколько гибнет их – не счесть! Видеть тяжело! А ведь в нашем сердце есть и для птиц тепло. Приучите птиц в мороз - к своему окну, Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну.
Подведение итогов:

Учитель
: Чем запомнился вам, ребята, наш классный час? Что вы узнали нового? Что вас взволновало? Самое главное, что многие из вас, наверно, поняли, что охрана нашей природы – это наша забота, забота вашего молодого поколения. И от вас, ребята, сейчас многое зависит: будут ли через 10-20-100 лет на нашей планете леса, сады и реки. Будут ли птицы подниматься высоко ввысь, чтобы спеть свои весёлые, звонкие песни, или своим детям, внукам вы будете рассказывать об исчезнувших к тому времени птицах, животных, показывая их чучела и картинки из книг.


В раздел образования