Автор: Сухомлинова Галина Евгеньевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МОУ "Соболевская ООШ" Населённый пункт: село Соболевка, Белгородская область Наименование материала: Внеклассное занятие Тема: "ПТИЦЫ – НАШИ ДРУЗЬЯ" Раздел: начальное образование
Пояснительная записка
Внеклассное занятие проводилось с целью: вызвать сочувствие к голодающим и
замерзающим зимой птицам; научить проявлять заботу о них.
Задачи:
уточнить знания учащихся о многообразии зимующих птиц и их значении для
природы;
развивать в детях ответственность за "братьев наших меньших";
воспитывать любовь к природе, доброе и бережное отношение
ко всему живому.
Методы: словесный, наглядный
Возраст детей: 9 – 10 лет
Место проведения: кабинет начальных классов
Оборудование : иллюстрации птиц, книги о птицах, поговорки, загадки.
Оформление класса: выставка рисунков и плакатов.
Методические советы на подготовительный период:
1.
Учащиеся рисуют птиц.
2.
Учат стихи.
3. Готовят сообщения о птицах.
План проведения праздника
I. Вступительное слово.
II. Основная часть.
1. Узнай о зимующих птицах (сообщения).
2. Рассказ учителя о кормушках.
3. Загадки.
4. Правила кормления птиц.
5. Игротека:
1) конкурс «Кто здесь лишний»;
2) конкурс «Узнай птицу»;
3)конкурс «Составьте поговорки о птицах».
6. Народные приметы о птицах.
III. Итог занятия.
Ход занятия
Организационный момент (вступление в тему).
Учитель: Но птицы! Как холодно
В воздухе им!
Поможем ли мы
Беззащитным таким?
Поможем! Их надо кормить,
И тогда
Им будет легко
Пережить холода.
Голодно зимой в лесу и зверям и птицам. Особенно когда после оттепелей наступают
морозы, и деревья, кустарники, остатки сухой травы и даже снег покрываются ледяной
коркой. Лёд прочно закупоривает укрытия, где прячутся личинки насекомых. Птицам,
даже таким проворным и шустрым, как поползень, приходится туго. Не помогают ни
цепкие лапки, ни длинный клюв. Нелегко в такую погоду прокормиться. Многие из птиц,
так и не дождавшись весны, гибнут.
"Как птице перезимовать?" К. Мухаммади (читает ученик)
Как птицам перезимовать?
Известно, что у птах
Нет ни халатов ватных,
Ни байковых рубах.
У многих даже нет гнезда:
Они в грозу, и в град,
И под дождём, и в холода
На ветках сидя спят.
Учитель: Вы, ребята, наверно, уже догадались, что наше внеклассное занятие сегодня
будет посвящено птицам: как помочь им пережить трудное зимнее время.
- А сейчас ребята, мы с вами вспомним, каких же птиц мы можем увидеть на кормушках
зимой и узнаем о них много интересного.
1.Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю.
Прыг-скок! Не робей!
Я бывалый …. (Воробей)
1 ученик: Голодом страшна зима птицам, а не холодом. Сыта птаха – и тепло ей под пухом
и перьями. Вы думаете, воробьи – ненужные птицы? Нет, мы главные защитники –
сторожа парков и садов. Свое многочисленное потомство мы выкармливаем насекомыми и
их личинками, принося большую пользу человеку.
2.Каждый год я к вам лечу,
Зимовать у вас хочу.
И ещё красней зимой
Ярко-красный галстук мой ( Снегирь )
2 ученик : Я уверен, что вы меня сразу узнали по моей красивой грудке. Я частый гость в
ваших лесах зимой. Не случайно мое имя связано с первым снегом. Прилетаю я из более
холодных мест. Там зима наступила раньше, и большая часть корма уже съедена птицами.
Посмотрите, какой у меня толстый черный клюв. Им я вылущиваю семена ягод черемухи,
можжевельника
и
рябины.
Охотно
поедаю
я
семена
ольхи
и
березы.
Голос
у
меня
скрипучий: "жи-жи", вместе с тем я издаю и мягкие звуки: "фю-фю" ("фьи-фьи").
3.По дереву стучу,
Что-то я достать хочу.
Хоть и скрылся под корой -
Червячок-то будет мой! ( Дятел )
3 ученик: Вся жизнь моя проходит на деревьях. Здесь я добываю себе корм из-под коры
деревьев, так как пищей мне служат личинки жуков и насекомых, живущих в коре и
древесине. Достаю я их своим тонким языком, который может высовываться изо рта на 10–
12 см. Язык у меня липкий и имеет на конце маленькие шипики. Мелкие насекомые
прилипают к языку, а большие прямо нанизываются на его конец. Питаюсь я также
семенами хвойных деревьев. Ноги у меня приспособлены к лазанию по стволам деревьев.
Пальцы на ногах имеют когти и расположены не так, как у других птиц: два пальца
направлены вперед, а два – назад. Это помогает мне прочно держаться за кору деревьев.
Учитель: Как внимательный врач, дятел осматривает, выстукивает, выслушивает каждое
дерево. И если дерево заражено, дятел принимается долбить его. По следам работы дятлов
легко узнать, заражен лес или здоров. Но этого мало: дятел в лесу не только врач, он еще и
плотник. За свою жизнь он выдалбливает десятки дупел, и они служат домиками, в
которых с удовольствием поселяются на летний сезон скворцы, мухоловки, горихвостки,
синицы и многие другие птицы.
4. Спиною зеленовата,
Животиком желтовата.
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. ( Синица )
4 ученик:
Меня можно увидеть не только в лесу, но и в парках. Я маленькая, как
воробышек. У меня черная шапочка, желтая грудка, зеленая спинка и острый черный
клюв. Я охотно поселяюсь в старых хвойных лесах. Место для гнезда я выбираю в гнилом
пне или занимаю пустые дупла, сделанные лесным плотником – дятлом. Зимой охотно
поедаю семена ели, сосны и других растений.
Учитель:
Эта
птица
встречается
чаще
других
зимующих
птиц.
Летом
она
питается
насекомыми,
уничтожая
большое
количество
вредителей
леса
и
сада.
Зимой
синицы
перекочевывают ближе к селениям и городам. Синицы часто прилетают на балконы и
расклевывают завернутые в бумагу продукты. Любят они несоленое сало. Зимой трудно
найти синицам пищу, и поэтому надо устраивать для них "столовые". К кормушке, куда
насыпают сухой корм, можно привязывать и кусочки сала.
5. Выгоняют холода
Птиц из леса в города.
На рябину налетели
Дружной стаей … ( Свиристели )
5
ученик: Свиристель живёт в тайге. Это леса хвойные, густые. Птенцов свиристель
кормит комарами, которых в тайге видимо-невидимо. Кроме комаров свиристель питается
ягодами
рябины,
калины,
клюквы.
Но
с
приходом
зимы
комары
исчезают,
а
ягод
становится всё меньше. Поэтому птицы собираются в стаи и летят южнее, туда, где ещё
можно найти корм.
6.Кто в лесу живет сосновом,
Носит крестик на носу?
И гнездо плетет в ту пору,
Когда пурга поет в лесу?
Не страшны ему метели,
Гнезда вьет зимой на ели.
Крик его отрывист, прост,
Криворотый красный….( Клёст )
6
ученик.
Конечно, выводим мы птенцов и весной. Вообще зимнее гнездование у нас
бывает там, где на хвойных деревьях большой урожай шишек. У нас необычный клюв – с
загнутыми
перекрещенными
концами.
Клюв
этот
–
отличное
оружие
для
обработки
шишек. Раздвигая чешуйки, а часто и обрывая их, мы извлекаем семена. Но у молодых
клестов клюв обычный, прямой. Только недели через три после вылета птенцов из гнезда
он у них искривляется.
7. Ну а кто скажите нам
Ловко лазит по стволам:
Вверх и вниз и тут и там?
Кто мелькает целый день?
Это птица…( Поползень )
Настоящий акробат –
Чистит все стволы подряд.
7 ученик.
Среди птиц мы лучше всех лазаем. Помогает нам в этом особое устройство
лапок с очень длинными пальцами и когтями. Зимой кусочек несоленого сала в кормушке
или подвернувшийся в коре жучок для нас лакомство.
Учитель:
Очень
нелегко
найти
корм
птицам.
Одни
из
них
ищут
жуков,
другие
раскапывают снег, стараясь добраться до земли, третьи ищут корм на деревьях и кустах.
Зимой много птиц погибает от голода, человек должен помочь им. Если каждая школа в
нашей стране повесит хотя бы одну кормушку, то птицы будут обеспечены кормом.
Построить простейшую кормушку можно из любого подручного материала. В дело можно
пустить и пустые пластиковые бутылки или коробки, пакеты из-под сока или молока.
Существует много различных видов кормушек:
Кормушка-лоток. Эта кормушка самая простая. Она похожа на лоток.
Кормушка-столик.
Эта
кормушка
отличается
тем,
что
лоток
здесь
прикрепляется
к
подставке (ножке).
Кормушки-домики.
Но важно помнить несколько основных правил:
1.У кормушки обязательно должна быть крыша, иначе корм может быть засыпан снегом
или залит дождем.
2.Отверстие в кормушке должно быть настолько широким, чтобы птица могла спокойно
проникнуть внутрь кормушки и покинуть ее.
Учитель: В наш адрес пришла телеграмма.
“Телеграмма”
“ Встречайте нас, мы к вам летим,
Удостовериться хотим,
Что все для нас готово:
И корм, и ласковое слово.
Никто надеемся сейчас,
Пернатых не обидит нас.
Боимся голода и кошек –
Не пожалейте хлебных крошек.
Не трудно пир для нас устроить,
Кормушку надо нам построить.
Немного сала для синиц,
И семечек для разных птиц.
Труда не будет вам составить,
Зато, как звонко будем славить
Сердечек ваших доброту,
Проснувшись рано поутру!
Мы звонко песню, Вам споем
И счастлив будет каждый дом!
Друзья, не обижайте нас,
Ведь мы весну несем для Вас!”
-А сейчас угадайте, какие птицы прилетели нам на кормушку?
( Учитель загадывает загадки, кто угадает загадку, находит рисунок с птичкой и
прикрепляет на кормушку.)
Озорной мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет
Крошки собирает. ( Воробей.)
Зимой на ветке яблоки
Скорей их собери
И вдруг вспорхнули яблоки
Ведь это ... (Снегири.)
У неё глаза большие,
Хищный клюв – всегда крючком.
По ночам она летает,
Спит на дереве лишь днём. ( Сова.)
Кто в беретке ярко-красной,
В чёрной курточке атласной,
На меня он не глядит,
Всё стучит, стучит, стучит. (Дятел.)
Пташка водится в лесу,
Ест порою на весу,
А зимой - вверх ножками
Виснет под окошками.
(Синица)
Окраска - сероватая,
Повадка вороватая.
Крикунья хрипловатая-
Известная персона.
Это... ( Ворона.)
-Вот сколько птиц прилетело на кормушку.
Правила кормления птиц.
1.Во время подкормки птиц не сорите в лесу, парке, саду: не оставляйте там газеты,
бумажные и полиэтиленовые пакеты, жестяные банки и коробочки.
2.Кормушки для птиц должны быть очень укромными, лучше нераскрашенными.
3.Корма
в
кормушках
должно
быть
немного
и
только
нужного
птицам:
семена
дикорастущих трав, крошки хлеба, семечки подсолнечника, кусочки несоленого сала.
4.Кормите птиц регулярно. Птиц нельзя подкармливать время от времени: именно зимой
им очень нужна наша поддержка, именно в морозы и метели гибнет большая часть птиц.
-Какой корм дадим каждой птичке?
(Рядом с рисунками птичек дети прикрепляют картинку с кормом.)
воробей - зерно
снегирь - ягоды рябины
дятел - насекомых
синица - насекомых, сало, зерно
сова - мыши
ворона – зерно
Учитель: Конкурс "Кто здесь лишний?"
(Ребята угадывают, названия каких птиц зашифрованы, какая птица не является
зимующей?)
в р н
д т л
ф л н
с р ж
к е т
Конкурс "Узнай птицу"
1. НИЦАСИ - синица
2. БЕЙРОВО - воробей
3. КАРОСО - сорока
4. ЛИНФИ - филин
5. КАЛЯПО - оляпка
6. ЛУБЬГО - голубь
7. КАРОВКЕД - кедровка
8. МОРОДОКЗИ - зимородок
9. НАВОРО - ворона
10. ЗЕНЬПОЛПО - поползень
Составьте поговорки о птицах
Слово - не воробей, учится чирикать у старого
Красна птица опереньем, вылетит – не поймаешь
Молодой воробей а человек - уменьем
Народные приметы о птицах
«Воробьи дружно расчирикались – к оттепели»
«Дикие гуси летят – зимушку на хвосте тащат»
«Синица к избе – зима на дворе»
«Осенью птицы летят низко – к холодной зиме, высоко – к теплой зиме»
Учитель: Я думаю, что теперь у каждого из вас, ребята, около дома, у окна будет висеть
своя кормушка. Птицы быстро привыкают к такой столовой и станут частыми гостями в
ней. А вы сможете наблюдать за ними, делать рисунки и записывать, что удалось заметить.
Конечно, птицы не умеют разговаривать. Но они обязательно отблагодарят вас и красивой
весенней песней и богатым урожаем, спасённым птицами, от вредителей вашего огорода.
Но самое главное, как я считаю, вы станете добрее, и бережнее будете относиться ко всему
живому.
Ученик: Покормите птиц зимой, пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой, стайки на крыльцо.
Не богаты их корма – горсть одна нужна.
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть!
Видеть тяжело!
А ведь в нашем сердце есть и для птиц тепло.
Приучите птиц в мороз - к своему окну,
Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну.
Подведение итогов:
Учитель : Чем запомнился вам, ребята, наш классный час? Что вы узнали нового? Что вас
взволновало?
Самое главное, что многие из вас, наверно, поняли, что охрана нашей природы – это наша
забота, забота вашего молодого поколения. И от вас, ребята, сейчас многое зависит: будут
ли через 10-20-100 лет на нашей планете леса, сады и реки. Будут ли птицы подниматься
высоко ввысь, чтобы спеть свои весёлые, звонкие песни, или своим детям, внукам вы
будете рассказывать об исчезнувших к тому времени птицах, животных, показывая их
чучела и картинки из книг.