Напоминание

Рабочая программа по географии 5 класс


Автор: Кочнева Галина Николаевна
Должность: учитель биологии и географии, заместитель директора по УВР
Учебное заведение: МКОУ СОШ с. Тунгуска
Населённый пункт: село Тунгуска Черемховского района Иркутской области
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: Рабочая программа по географии 5 класс
Раздел: среднее образование





Назад





Рассмотрена и рекомендована

к утверждению:
на заседании ШМО « Эрудит» МКОУ СОШ с. Тунгуска Протокол № _____ от «____» _________ 2016 г Руководитель __________ /Малютина Р.М./
Рассмотрена и рекомендована

к утверждению :
на заседании МС МКОУ СОШ с. Тунгуска Протокол № _____ от «____» _________ 2016 г Зам. по УВР ________/Кочнева Г.Н. /
СОГЛАСОВАНО :
Зам. по УВР МКОУ СОШ с. Тунгуска Кочнева Г.Н. ___________________ от «____» _________ 2016 г
УТВЕРЖДЕНА :
Приказом № __ от «____» _________ 2016 г. Директор МКОУ СОШ с Тунгуска Ермаченко Л.Г. __________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по географии для 5 класса

на 2016 – 2017 учебный год

(34 часа, один раз в неделю)





Разработана: Кочневой Галиной Николаевной

Учителем биологии и географии высшей квалификационной категории

МКОУ СОШ с. Тунгуска


Пояснительная записка.
Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках по географии для 5 – 9 классов линии « Полярная звезда» под редакцией профессора А.И. Алексеева Рабочая программа по географии составлена на основе: - фундаментального ядра содержания общего образования; - требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения; - примерной программы основного общего образования по географии как инвариантной ( обязательной) части учебного курса; - программы развития и формирования универсальных учебных действий; - программы духовно – нравственного развития и воспитания личности. В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся. Вклад географии как учебного предмета в достижение целей основного общего образования трудно переоценить. География – предмет, содержание которого одновременно охватывает в единстве и во взаимосвязи многие аспекты естественного и гуманитарно – общественного научного знания. Такое положение географии обеспечивает формирование у обучающихся: - комплексного представления о географической среде как среде обитания ( жизненном пространстве) человечества на основе их ознакомления с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях; - целостного восприятия мира в виде взаимосвязанной иерархии природно – общественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся по определенным законам; - умений ориентироваться в пространстве на основе специфических географических средств ( план, карта и тд.), а также использовать географические знания для организации своей жизнедеятельности; - умений организации собственной жизни в соответствии с гуманистическими, экологическими, демократическими и другими принципами как основными ценностями географии; - предпрофильной ориентации.
Общая характеристика курса географии.
География в основной школе формирует у обучающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, об основных закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и о динамике главных природных, экологических, социально – экономических , политических процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия природы и общества, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.

Цели географии:
- формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира; - формирование целостного географического обзора планеты Земля на разных его уровнях ( планета в целом, территории материков, России, своего региона и т.д.); - понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе его развития с учетом исторических факторов; - познание основных природных, социально – экономических, экологических, геополитических процессов и закономерностей, происходящих в географическом пространстве России в мире; - формирование системы интеллектуальных, практических, универсальных учебных, оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное, социально и экологически целесообразное поведение в окружающей среде; - формирование общечеловеческих ценностей, связанных с пониманием значимости географического пространства для человека, с заботой о сохранении окружающей среды для жизни на Земле; - формирование опыта жизнедеятельности через усвоенных человечеством научные общекультурные достижения ( карта, космические снимки, путешествия, наблюдения, традиции, использование приборов и техники), способствующие изучению, освоению и сохранению географического пространства; - формирование опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью различных способов ( план, карта, приборы, объекты природы и др.), обеспечивающих реализацию собственных потребностей, интересов, проектов; - формирование опыта творческой деятельности по реализации познавательных, социально – коммуникативных потребностей на основе создания собственных географических продуктов ( схемы, проекты, карты, компьютерные программы, презентации); - понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи природными, социально – экономическими, экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания; - всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости, ориентацию в разнообразных природных, социально – экономических процессах и явлениях, их пространственной дифференциации, понимание истоков, сущности и путей решения проблем для устойчивого развития страны; - выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также , формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности. Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учетом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействия научного, гуманитарного, аксиологического, культурологического, личностно – деятельностного, историко – проблемного, компетентностного подходов, основанных на взаимосвязи глобальной, региональной и краеведческой составляющих. Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такте учебные действия ,как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определение понятиям, структурировать материал и др.
Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие ее виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в сотрудничестве ( паре и группе), представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т.д. Содержание курса географии 5 класса нацелено на формирование у обучающихся знаний о неоднородностей и целостности Земли как планеты людей, о составе, строении и свойствах оболочек Земли, о влиянии природы на жизнь и хозяйство людей; топографо – картографических знаний и умений, позволяющих осознавать, что план и карта – выдающихся произведения человеческой мысли, обеспечивающие ориентацию в географическом пространстве; знаний о Земле как о планете Солнечной системы и о следствиях вращения Земли вокруг своей оси и вкруг Солнца; о расселении людей по планете, о государствах и их столицах.
Место географии в базисном учебном плане.
География в основной школе изучается с 5 класса. Общее число учебных часов в 5 классе 34 часа ( 1 час в неделю). В соответствии с базисным учебным планом курсу географии на ступени основного общего образования предшествует курс « Окружающий мир», включающий определенное географические сведения. По отношению к курсу географии данный курс является пропедевтическим. В свою очередь , содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом ,содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциацией.
Результаты освоения курса географии

Личностными результатами
обучения географии являетсяформирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно- нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения. Изучение географии в основной школе обусловливает достижение следующих результатов личностного развития: - воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России ; - формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразие современного мира; - формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов; - формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий; - формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровья людей; - формирование толерантности как нормы сознательного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;
- освоение социальных норм и правил поведения в группах, и в сообществах, заданных инструментами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся; - формирование основ социально – критического мышления; - формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной , учебно – исследовательской, творческой и других видах деятельности; -формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; - осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; -развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и России, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметнымирезультами
освоения географии являются: - умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности; - умение овладевать навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиск средств ее осуществления; - умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; - умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; - владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; - умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы; - умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач; - умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе; умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей; - умение извлекать информацию из различных источников, умение свободно пользоваться справочной литературой; - умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирование, объяснения, решение проблем, прогнозирования; -и умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение; -формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ; -формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике; - формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определение понятиям;
- формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умение самостоятельно оценивать свои действия и действие одноклассников.
Предметными результатами
освоения географии являются: -формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны; - формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном. Многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем; - формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды; - овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды; - овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из « языков» международного общения ; - овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
Содержание курса географии

География Земли.

Раздел 1. Источники географической информации.

Развитие географических знаний о Земле.
Развитие представлений человека о мире. Выдающиеся географические открытия. Современный этап научных географических исследований.
Глобус.
Масштаб и его виды. Параллели. Меридианы. Определение направлений на глобусе. Градусная сетка. Географические координаты, их определение. Способы изображения земной поверхности.
План местности.
Ориентирование и способы ориентирования на местности. Компас. Азимут. Измерение расстояний и определение направлений на местности и плане. Способы изображения рельефа земной поверхности. Условные знаки. Чтение плана местности. Решение практических задач по плану. Составление простейшего плана местности.
Географическая карта – особый источник информации

.
Отличие карты от плана. Легенда карты. Градусная сетка. Ориентирование и измерение расстояния на карте. Чтение карты, определение местоположения географических объектов, абсолютных высот. Разнообразие карт.

Географические методы изучения окружающей среды
. Наблюдение. Описательные и сравнительные методы. Использование инструментов и приборов. Картографический метод. Моделирование как метод изучения географических объектов и процессов.
Раздел 2. Природа Земли и человек.

Земля – планета Солнечной системы.
Земля – планета Солнечной системы. Форма, размеры и движения Земли, их географические следствия. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещенности. Часовые пояса. Влияние космоса на Землю и на жизнь людей.
Земная кора и литосфера. Рельеф Земли.
Внутреннее строение Земли, методы его изучения. Земная кора и литосфера. Горные породы и полезные ископаемые. Состав земной коры, ее строение под материками и океанами. Литосферные плиты, их движение и взаимодействие. Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Условия жизни людей в районах распространения землетрясения и вулканизма, обеспечение безопасности населения. Внешние процессы, изменяющие земную поверхность. Рельеф Земли. Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различие гор и равнин по высоте. Описание рельефа территории по карте. Человек и литосфера. Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Воздействие хозяйственной деятельности на литосферу. Преобразование рельефа. Антропогенные формы рельефа.

Тематическое планирование
№ п/п Название раздела, темы урока Количество часов Оборудование
Развитие географических знаний о Земле

5
1 Географические методы изучения окружающей среды 1 Карта полушарий 2 Развитие географических знаний о Земле 1 Иллюстрации учебника, презентация 3 Выдающиеся географические открытия 1 Карта маршрутов важнейших путешествий, презентация 4 Современный этап научных географических исследований. 1 презентация 5
Контрольная работа №1

« Развитие географических знаний о Земле»
1
Земля – планета Солнечной системы

5
6 Земля – планета Солнечной системы 1 Карта звездного неба, солнечной системы 7 Форма, размеры и движение Земли. 1 Глобус, Карта полушарий 8 Пояса освещённости. Часовые пояса. 1 Иллюстрации учебника, карта часовых поясов , презентация 9 Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли 1 Теллурий, таблицы 10
Контрольная работа №2

«Земля – планета Солнечной системы»
1
План и карта

10
11 Ориентирование и способы ориентирования на местности. План местности. 1 Топографическая карта, план местности, атлас, компас 12 Масштаб и его виды. 1 Презентация, атлас
13
Практическая работа №1

«Определение масштаба»
1 14 Изображение земной поверхности на плоскости. 1 Топографическая карта, план местности, атлас 15
Практическая работа№2

«Определение относительной высоты точек и форм

рельефа на местности»
1 Топографическая карта, план местности, атлас 16 Географическая карта – особый источник информации. 1 Карта полушарий, физическая карта России 17 Градусная сетка 1 Глобус, Карта полушарий 18 Географическая широта. 1 Глобус, Карта полушарий 19 Географическая долгота. Географические координаты. 1 Глобус, Карта полушарий 20
Практическая работа№3
Решение практических задач по плану и карте. 1 Глобус, Карта полушарий 21
Контрольная работа №3

« План и карта»
1
Человек на Земле
3 22 Заселение человеком Земли 1 Карта плотность населения мира 23 Расы и народы. Многообразие стран. Столицы и крупные города. 1 Презентация, Иллюстрации учебника 24
Практическая работа №4

«Многообразие стран мира.»
1 Политическая карта мира
Литосфера – твердая оболочка Земли

11
25 Земная кора и литосфера. 1 Иллюстрации учебника, презентация 26 Горные породы, минералы, полезные ископаемые. 1 Коллекции горных пород и полезных ископаемых 27 Литосферные плиты, их движение и взаимодействие 1 Тектоническая карта мира, Иллюстрации учебника, презентация 28 Землетрясение и вулканизм. 1 Презентация, видиофильм 29 Рельеф Земли. Равнины. 1 Карта полушарий, видиоролик 30 Рельеф Земли. Горы. 1 Карта полушарий, видиоролик
31 - 33
Практическая работа№5

Выполнение проекта

« Скульптурный портрет планеты»

3
Карта полушарий Иллюстрации учебника, презентация 34 Человек и литосфера. 1 Презентация, видиоролик
Ресурсное обеспечение рабочей программы.

Литература:

1.
А.И. Алексеев Академический школьный учебник « Полярная звезда» География 5 – 6 класс Москва « Просвящение» 2014 г.
2.
В.В. Николина « Мой – тренажер
»
5 – 6 классМосква « Просвящение» 2014 г.
3.
В.В. Николина География Поурочные разработки5 – 6 классМосква « Просвящение» 2014 г.
4.

Программное обеспечение:
1.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения, Москва Просвещение, 2013 г
.
2.Рабочие программы Предметная линия учебников «Полярная звезда» В.В. Николина , А.И. Алексеев, Е.К. Липкина « География» 5 – 9 классы Москва « Просвещение» 2014г

Календарно -тематическое планирование
№ п/п Тема урока дата урока Основное содержание урока Универсальные учебные действия Домашнее задание личностные предметные метапредметные
Развитие географических знаний о Земле – 5 ч.
1 Географически е методы изучения окружающей среды Что изучает география. Значение географических знаний в современной жизни. Профессии, связанные с географией . Методы географической науки. Способы организации собственной учебной деятельности. Развитие навыков создания и поддержки индивидуальной -осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона); -осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
Определять
понятие « география»
Выявлять
особенност и изучения Земли географией по сравнению с другими науками.
Устанавливать
этапы развития географии от отдельных описаний земель и народов к становлению науки на основе анализа текста учебника и иллюстраций.
Различать
природные
Познавательные
Выявлять объекты изучения естественных наук, в том числе географии Создание историко- географического образа объектов Земли
Регулятивные
Умение работать с текстом, выделять в нем главное Устанавливать основные приемы работы с учебником П. 1 Стр. 4 - 7
информационной среды – гармонично развитые социальные чувства и качества: -умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; -эмоционально- ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования; и антропогенные географически объекты. 2 Развитие географически х знаний о Земле Развитие представления человека о мире от древности до наших дней. Аристотель, Эратосфен, Птолемей.
Показывать
по картам территории древних государств.
Находить
информацию ( В Интернете и других источниках) о накоплении географических знаниях в древних государствах.
Регулятивные
Работа с картой, сравнение современной карты с древними Систематизировать информацию о путешественниках и открытиях
Познавательные
Поиск информации по накоплению географических знаний
Коммуникативные
Самостоятельный анализ .умение слушать другого П.2 Стр. 10- 12 3 Выдающиеся географически е открытия Великие географические открытия; их вклад в развитие цивилизациА.и. Марко Поло, А. Никитин, Васко да Гама Х. Колумб Ф Магеллан, Ф. ДрейкА. Тасман, Дж. Кук Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев Ермак, И. Москвин,
Прослеживать и

описывать
по картам маршруты путешествий в разных районах Мирового океана и на континентах
Наносить
маршруты путешествий на контурную карту.
Находить
информацию ( в Интернете и других источниках) о путешествиях и
Познавательные
Описание по картам маршрутов путешествий и обозначение на контурной карте Поиск информации о путешественниках Описание по картам маршрутов путешествий и обозначение на контурной карте
коммуникативный
Обсуждение значения П. 3 Стр.13 - 15
С. Дежнев Р. Амундсен Р. Пири путешественниках эпохи ВГО
Обсуждать з
начение открытий Нового Света и всей эпохи ВГО. открытий Систематизировать информацию о путешественниках и открытиях 4 Современный этап научных географически х исследований. Источники географической информации. Географические информационные системы Значение космических исследований для развития науки и практической деятельности людей
Выявлять
особенност и изучения географии на современном этапе.
Познавательные
Поиск информации о путешественниках Определение значения географических исследований для жизни общества
Регулятивные
Поиск в Интернете космических снимков, электронных карт Работа с учебником, с атласом
коммуникативный
Обсуждение значения географической науки в парах, группах П. 4 Стр. 16 - 18 5
Контрольная

работа

« Развитие

географическ

их знаний о

Земле»
Тестовая контрольная работа из заданий разного вида
Находить в тексте

учебника

географическую

информацию,
необходимую для выполнения тестовых заданий Повтор. пройденн материал

Земля – планета Солнечной системы – 5 ч
6 Земля – планета Солнечной системы Земля – одна из планет Солнечной системы. Влияние космоса н Землю и условия жизни на ней. Как устроена наша планета: материки и океаны, земные оболочки. -осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона); -осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; – гармонично развитые социальные чувства и качества: -умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; -эмоционально- ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального
Регулятивные

Познавательные
Анализ иллюстративно- справочных материалов и сравнение планет Солнечной системы Описание уникальных особенностей Земли как планеты
Коммуникативные
Оценить действие партнеров П.5 Стр.20 – 21 7 Форма, размеры и движение Земли. Форма и размеры Земли. Движение Земли. Виды движения Земли. Продолжительность года. Високосный год. Экватор, тропики и полярные круги.
Познавательные
Выявление зависимости продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси
Регулятивные
Составление и анализ схемы «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси» Анализ положения Земли в определённых точках орбиты и объяснение П. 6 Стр. 22 – 24 8 Пояса освещённости. Часовые пояса. Неравномерное распределение тепла на Земле. Высота Солнца над горизонтом. Географические следствия движения П. 7 Стр. 25 - 26 9 Неравномерно е распределение солнечного П. 7 Стр. 26 – 27
света и тепла на поверхности Земли Земли. Смена дня и ночи, смена сезонов года. Дни летнего и зимнего солнцестояния; дни весеннего и осеннего равноденствия. Полярный день и ночь. Пояса освещенности использования; смены времён года ( Составление и анализ схемы «Географические следствия движения Земли вокруг Солнца» Умение работать с различными источниками информации. Слуховое и визуальное восприятие информации, умение выделять в них главное
коммуникативные
Работать в группе при анализе и обсуждении результатов наблюдений 10
Контрольная

работа

«Земля –

планета

Солнечной

системы»
Тестовая контрольная работа из заданий разного вида
Находить в тексте

учебника

географическую

информацию,
необходимую для выполнения тестовых заданий Повтор. пройденн материал
План и карта – 10 ч.
11 Ориентирован ие и способы Ориентирование на местности. Стороны -осознание себя как члена общества на
Распознавать
условные знаки планов местности
Познавательные
Иметь П. 8 Стр. 30-
ориентировани я на местности. План местности. горизонта . Компас. Азимут. Ориентирование по Солнцу, Полярной звезде План местности. Особенности изображения местности на плане Условные знаки. глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона); -осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; – гармонично развитые социальные чувства и качества: -умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; -эмоционально- ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования; .
Сравнивать
планы с аэрофотоснимками и фотографиями одной местности.
Использовать
оборудование для глазомерной съемки.
Составлять
простейшие планы местности небольшого участка. представления о понятиях Знать определение «Азимут» и уметь определять его
Регулятивные
Умение работать с измерительными приборами Научиться читать план местности с помощью условных знаков
Коммуникативны

е
Умение слушать товарища Соблюдать правила поведения в кабинете 32 12 Масштаб и его виды. Масштаб и его виды. Измерение расстояний с помощью масштаба.
Определять п
о топографической карт расстояние между географическими объектами и помощью линейного и именованного масштаб.
Решать
практические задачи по переводу масштаба из численного в именованный и наоборот.
Познавательные
Иметь представления о понятиях
Регулятивные
Умение работать с измерительными приборами
Коммуникативны

е
Работа в группе П. 9 Стр. 33 - 34 13
Практическая

работа

«Определение

масштаба»
П. 9 Стр. 35 14 Изображение земной поверхности Способы изображения неровностей земной поверхности на
Показывать
на картах и планах местности выпуклые и вогнутые
Познавательные
Знакомство с условными знаками, П. 10 Стр. 36 - 37
на плоскости. плоскости. Относительная высота. Абсолютная высота. Горизонтали. формы рельефа.
Распознавать
высоты ( глубины) на физической карте с помощью шкалы высот и глубин.
Показывать
на физических картах глубокие морские впадины, равнины суши, горы и их вершины.
Подписывать
на контурной карте самые высокие точки материков с обозначением их высоты и самую глубокую впадину Мирового океана с обозначением ее глубины. изображающими неровности земной поверхности
Регулятивные
решение задач по определению абсолютной и относительной высоты Уметь составлять план местности простейшим способом
коммуникативны

й
работа в группах 15
Практическая

работа

«Определение

относительно

й высоты

точек и форм

рельефа на

местности»
Определение относительной высоты точек и форм рельефа на местности Топографическая карта Способы глазомерной съемки местности. П.11 Стр.38 - 39 16 Географическа я карта – особый источник информации. Глобус – объемная модель Земли. Географическая карта , ее отличие от плана. Свойства географической карты. Легенды карты, виды условных знаков. Классификация карт по масштабу, охвату территории и содержанию. Географические карты в жизни человека.
Распознавать
различные виды изображения земной поверхности: карта, план, глобус, атлас, аэрофотоснимки.
Сравнивать
планы и карты с аэрофотоснимками и фотографиями одной местности.
Находить
на аэрофотоснимках легко распознаваемые и нераспознаваемые
Познавательные

Регулятивные
Овладение умением читать карты различных видов, находить черты их сходства и отличия.
коммуникативные
Формировать компетентности в общении. П.12 Стр.40 - 43

Читать
карты различных вдов на основе анализа легенды.
Определять
зависимость подробности карт от ее масштаба.
Сопоставлять
карты разного содержания, находить на них географические объекты, определять абсолютную высоту территории.
Сравнивать
глобус и карту полушарий для выявления искажений объектов.географические объекты.
Анализировать
атласы и различать его карты по охвату территории и тематике. 17 Градусная сетка. Градусная сетка, ее предназначение. Параллели и меридианы. Градусная сетка на глобусе и картах. Определение направлений и расстояний по карте
Сравнивать
глобус и карты для выявления особенностей изображения параллелей и меридианов.
Показывать
на глобусе и картах экватор, параллели, меридианы, начальный меридиан, географические плюсы.
Определять
по картам
Познавательные

Регулятивные
Знать определения «широта и долгота», уметь определять их на глобусе и карте
коммуникативные
Самостоятельный анализ .умение слушать другого П. 13 Стр.44 – 47 18 Географическа я широта. Географические координаты. Географическая П. 14 Стр.48 - 50
широта. Определение географической широты объектов Географическая долгота. Определение географической долготы объектов. Часовые пояса. стороны горизонта и направления движения, объяснять назначения сетки параллелей и меридианов. 19 Географическа я долгота. Географически е координаты.
Определять
по картам географическую широту и географическую долготу объектов.
Находить
объекты на карте и глобусе по географическим координатам.
Определять
расстояние с помощью градусной сетки.
Познавательные
Отработка навыков по определению географических координат
Регулятивные
Определение расстояний с помощью градусной сети П. 15 Стр.51 - 53 20 Решение практических задач по плану и карте. П.16 Стр. 54 - 56 21
Контрольная

работа

« План и

карта»
Тестовая контрольная работа из заданий разного вида
Находить в тексте

учебника

географическую

информацию,
необходимую для выполнения тестовых заданий Повтор. пройденн материал
Человек на Земле – 3 ч.
22 Заселение человеком Земли Основные пути расселения древнего человека. Влияние природных условий и ресурсов на расселение. -осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской
коммуникативные
Организовывать работу в паре
Регулятивные
Умение работать с текстом, выделять в нем главное Устанавливать П. 17 Стр.58 - 60
Федерации, житель конкретного региона); -осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; – гармонично развитые социальные чувства и качества: -умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; -эмоционально- ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования; основные приемы работы с учебником 23 Расы и народы. Многообразие стран. Столицы и крупные города. Расы и народы мира. Их отличительные особенности. Численность населения на Земле. Плотность населения, неравномерность его размещения на Земле. Языки. Крупные государства и города мира.
коммуникативные
Умение слушать товарища Соблюдать правила поведения в кабинете П. 18 Стр. 61 - 63 24
Практическая

работа

«Многообрази

е стран мира.»

Коммуникативны

е
Позитивная самооценка
Регулятивные
Умение работать с текстом, выделять в нем главное Устанавливать основные приемы работы с учебником П. 19 Стр. 64 - 66
Литосфера – твердая оболочка Земли – 11 ч.
25 Земная кора и литосфера. Внешние и внутренние силы Земли Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора Типы земной коры, ее строение под материками и -осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
Описывать
модель строения Земли.
Выявлять
особенности внутренних оболочек Земли.
Анализировать
схему «Типы земной коры »
Анализировать
схемы строения земной коры и
Познавательные

Регулятивные
Уметь выделять внутренние оболочки Земли и выявлять их особенности.
коммуникативные
Оценить действия партнеров П.20 Стр.68 - 70
океанами -осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; – гармонично развитые социальные чувства и качества: -умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; -эмоционально- ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования; литосферы
.
26 Горные породы, минералы, полезные ископаемые. Горные породы и минералы. Магматические, осадочные, метаморфические горные породы, их происхождение и свойства. Виды полезных ископаемых, их значение для человека. Охрана земных недр.
Сравнивать
свойства горных пород различного происхождения.
Овладевать
простейшими навыками определения горных пород и их свойствами.
Анализировать
схему преобразования горных пород.
Познавательные
Сравнивать свойства горных пород различного происхождения, определять горные породы по их свойствам
коммуникативны

й
работа в группах
Регулятивные
Сравнивать горные породы различного происхождения, определять горные породы по их свойствам П.21 Стр.71 - 73 27 Литосферные плиты, их движение и взаимодействи е Движение земной коры: вертикальные и горизонтальные. Землетрясения и их причины. Сейсмические районы и пояса Земли. Условия жизни людей в сейсмических районах, обеспечение безопасности населения. Вулканизм.
Анализировать
схемы строения земной коры и литосферы
.

Устанавливать
по иллюстрациям и картам границы столкновения и расхождения литосферных плит.
Выявлять
процессы, сопровождающие взаимодействие литосферных плит
Познавательные

Регулятивные
Уметь подбирать критерии для составления сравнения типов земной коры , сравнивать и анализировать модели строения земной коры и литосферы. Формировать умения работать с тематической картой П.22 Стр.74 - 76
Строение вулкана. Типы вулканов. Гейзеры. Тихоокеаническое огненное кольцо. (устанавливать соответствия границ и столкновения литосферных плит, выявление процессов, сопровождающих взаимодействия литосферных плит)
коммуникативные
Работа в группе 28 Землетрясение и вулканизм.
Выявлять
при сопоставлении географических карт закономерностей распространения землетрясений.
Устанавливать
с помощью географических карт главные пояса землетрясений на Земле.
Наносить
на контурную карту области распространения землетрясений.
Выявлять
при сопоставлении географических карт закономерностей распространения вулканизма
Познавательные

Регулятивные
Выявлять закономерности в размещении крупных форм рельефа в зависимости от характера взаимодействия литосферных плит Выявлять при сопоставлении географических карт закономерностей распространения землетрясений и вулканизма. Участвовать в обсуждении чрезвычайных ситуаций, приводить примеры П. 23 Стр.77 - 79

Устанавливать
с помощью географических карт главные пояса вулканизма на Земле.
Наносить
на контурную карту области распространения суши. Горы и равнины, особенности их образования.
коммуникативные
Организовывать работу в паре 29 Рельеф Земли. Равнины. Рельеф Земли. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши. Горы и равнины особенности их образования. Различие равнин по размеру, характеру поверхности, абсолютной высоте. Крупнейшие равнины мира и России. Жизнь людей на равнинах. Описание равнины по карте.
Распознавать
на физических картах и планах разные формы рельефа.
Выполнять
практические работы по определению на картах средний и максимальной абсолютной высоты
.

Выявлять
расположение крупных форм рельефа в зависимости от характера взаимодействия литосферных плит.
Познавательные
Распознавать на физических картах разные формы рельефа, определять количественные и качественные характеристики
Регулятивные
Уметь распознавать на физических картах горы и равнины с разной абсолютной высотой. Выполнять практические задания по карте и плану. Выявлять особенности изображения на картах крупных форм рельефа дна П. 24 Стр.80 - 83 30 Рельеф Земли. Различие гор по
Распознавать
на П. 25
Горы. высоте, возрасту и размерам. Крупнейшие горные системы мира и России. Жизнь человека в горах. физических картах и планах разные формы рельефа.
Выполнять
практические работы по определению на картах средний и максимальной абсолютной высоты
.

Выявлять
особенности изображения на картах крупных форм рельефа
.

Анализировать
иллюстрации и выявлять процессы действующие на разрушения гор. океана. Сопоставлять расположение крупных форм рельефа дна океана с границами литосферных плит
коммуникативные
Оценить действие партнеров Стр. 84 - 87 31 - 33
Практическая

работа№5

Выполнение

проекта

«

Скульптурны

й портрет

планеты»
Разработка проекта « Скульптурный портрет планеты» Правила работы с контурной картой
Прослеживать и

описывать
по картам маршруты путешествий в разных районах на континентах
Наносить
маршруты путешествий на контурную карту.
Находить
информацию( в Интернете и других источниках)
коммуникативные
Самостоятельный анализ .умение слушать другого П. 26 Стр. 88 - 89
34 Человек и литосфера. Значение литосферы для человека Воздействие хозяйственной деятельности человека на литосферу.
Репродуктивные
Готовить информацию для обсуждения проблемы воздействия деятельности человека на земную кору
коммуникативные
Формировать компетентности в общении. П. 27 Стр. 90 - 92


В раздел образования