Автор: Кочнева Галина Николаевна Должность: учитель биологии и географии, заместитель директора по УВР Учебное заведение: МКОУ СОШ с. Тунгуска Населённый пункт: село Тунгуска Черемховского района Иркутской области Наименование материала: Рабочая программа Тема: Рабочая программа по географии 5 класс Раздел: среднее образование
к утверждению:
на заседании ШМО « Эрудит»
МКОУ СОШ с. Тунгуска
Протокол № _____
от «____» _________ 2016 г
Руководитель __________
/Малютина Р.М./
Рассмотрена и рекомендована
к утверждению :
на заседании МС
МКОУ СОШ с. Тунгуска
Протокол № _____
от «____» _________ 2016 г
Зам. по УВР ________/Кочнева Г.Н. /
СОГЛАСОВАНО :
Зам. по УВР МКОУ СОШ с. Тунгуска
Кочнева Г.Н.
___________________
от «____» _________ 2016 г
УТВЕРЖДЕНА :
Приказом № __
от «____» _________ 2016 г.
Директор МКОУ СОШ с Тунгуска
Ермаченко Л.Г.
__________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по географии для 5 класса
на 2016 – 2017 учебный год
(34 часа, один раз в неделю)
Разработана: Кочневой Галиной Николаевной
Учителем биологии и географии высшей квалификационной категории
МКОУ СОШ с. Тунгуска
Пояснительная записка.
Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках по географии для 5 – 9 классов линии « Полярная звезда» под редакцией
профессора А.И. Алексеева
Рабочая программа по географии составлена на основе:
- фундаментального ядра содержания общего образования;
- требований к результатам освоения основной образовательной
программы основного общего образования, представленных в федеральном
государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения;
- примерной программы основного общего образования по географии как инвариантной ( обязательной) части учебного курса;
- программы развития и формирования универсальных учебных действий;
- программы духовно – нравственного развития и воспитания личности.
В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в
использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.
Вклад географии как учебного предмета в достижение целей основного общего образования трудно переоценить. География –
предмет, содержание которого одновременно охватывает в единстве и во взаимосвязи многие аспекты естественного и гуманитарно –
общественного научного знания. Такое положение географии обеспечивает формирование у обучающихся:
- комплексного представления о географической среде как среде обитания ( жизненном пространстве) человечества на основе их
ознакомления с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;
- целостного восприятия мира в виде взаимосвязанной иерархии природно – общественных территориальных систем, формирующихся и
развивающихся по определенным законам;
- умений ориентироваться в пространстве на основе специфических географических средств ( план, карта и тд.), а также использовать
географические знания для организации своей жизнедеятельности;
- умений организации собственной жизни в соответствии с гуманистическими, экологическими, демократическими и другими принципами
как основными ценностями географии;
- предпрофильной ориентации.
Общая характеристика курса географии.
География в основной школе формирует у обучающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о
планете людей, об основных закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и о динамике
главных природных, экологических, социально – экономических , политических процессов, протекающих в географическом пространстве,
проблемах взаимодействия природы и общества, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах
к устойчивому развитию территорий.
Цели географии:
- формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
- формирование целостного географического обзора планеты Земля на разных его уровнях ( планета в целом, территории материков, России,
своего региона и т.д.);
- понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе его развития с учетом исторических факторов;
- познание основных природных, социально – экономических, экологических, геополитических процессов и закономерностей, происходящих
в географическом пространстве России в мире;
- формирование системы интеллектуальных, практических, универсальных учебных, оценочных, коммуникативных умений,
обеспечивающих безопасное, социально и экологически целесообразное поведение в окружающей среде;
- формирование общечеловеческих ценностей, связанных с пониманием значимости географического пространства для человека, с заботой о
сохранении окружающей среды для жизни на Земле;
- формирование опыта жизнедеятельности через усвоенных человечеством научные общекультурные достижения ( карта, космические
снимки, путешествия, наблюдения, традиции, использование приборов и техники), способствующие изучению, освоению и сохранению
географического пространства;
- формирование опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью различных способов ( план, карта, приборы, объекты
природы и др.), обеспечивающих реализацию собственных потребностей, интересов, проектов;
- формирование опыта творческой деятельности по реализации познавательных, социально – коммуникативных потребностей на основе
создания собственных географических продуктов ( схемы, проекты, карты, компьютерные программы, презентации);
- понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи природными, социально –
экономическими, экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
- всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство,
регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости, ориентацию в разнообразных природных, социально – экономических
процессах и явлениях, их пространственной дифференциации, понимание истоков, сущности и путей решения проблем для устойчивого
развития страны;
- выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также , формирование у них отношения к
географии как возможной области будущей практической деятельности.
Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учетом реализации
внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействия научного, гуманитарного, аксиологического,
культурологического, личностно – деятельностного, историко – проблемного, компетентностного подходов, основанных на взаимосвязи
глобальной, региональной и краеведческой составляющих.
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и
коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют
такте учебные действия ,как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать
выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определение понятиям, структурировать материал и др.
Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие ее виды, как умение полно и точно выражать
свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в сотрудничестве ( паре и группе), представлять и сообщать информацию в устной
и письменной форме, вступать в диалог и т.д.
Содержание курса географии 5 класса нацелено на формирование у обучающихся знаний о неоднородностей и целостности Земли
как планеты людей, о составе, строении и свойствах оболочек Земли, о влиянии природы на жизнь и хозяйство людей; топографо –
картографических знаний и умений, позволяющих осознавать, что план и карта – выдающихся произведения человеческой мысли,
обеспечивающие ориентацию в географическом пространстве; знаний о Земле как о планете Солнечной системы и о следствиях вращения
Земли вокруг своей оси и вкруг Солнца; о расселении людей по планете, о государствах и их столицах.
Место географии в базисном учебном плане.
География в основной школе изучается с 5 класса. Общее число учебных часов в 5 классе 34 часа ( 1 час в неделю).
В соответствии с базисным учебным планом курсу географии на ступени основного общего образования предшествует курс «
Окружающий мир», включающий определенное географические сведения. По отношению к курсу географии данный курс является
пропедевтическим.
В свою очередь , содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических
закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе.
Таким образом ,содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического
образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциацией.
Результаты освоения курса географии
Личностными результатами обучения географии являетсяформирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности,
обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно- нравственных, культурных,
гуманистических и эстетических принципов и норм поведения.
Изучение географии в основной школе обусловливает достижение следующих результатов личностного развития:
- воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину,
прошлое и настоящее многонационального народа России ;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также
социальному, культурному, языковому и духовному многообразие современного мира;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов;
- формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными
пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения
в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровья людей;
- формирование толерантности как нормы сознательного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению,
культуре, языку, вере, гражданской позиции;
- освоение социальных норм и правил поведения в группах, и в сообществах, заданных инструментами социализации соответственно
возрастному статусу обучающихся;
- формирование основ социально – критического мышления;
- формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной , учебно – исследовательской, творческой и
других видах деятельности;
-формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости
ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к
членам своей семьи;
-развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и России, творческой деятельности эстетического
характера.
Метапредметнымирезультами освоения географии являются:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной
деятельности;
- умение овладевать навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиск средств ее
осуществления;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать
причинно-следственные связи и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач;
- умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе; умение осознанно использовать речевые средства для
выражения своих мыслей и потребностей;
- умение извлекать информацию из различных источников, умение свободно пользоваться справочной литературой;
- умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирование, объяснения, решение
проблем, прогнозирования;
-и умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке
общего решения в совместной деятельности, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение;
-формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;
-формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике;
- формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определение понятиям;
- формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умение самостоятельно оценивать свои действия и
действие одноклассников.
Предметными результатами освоения географии являются:
-формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, географических знаниях как компоненте
научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны;
- формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего
места в целостном. Многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
- формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки
различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды;
- овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и
качественных характеристик компонентов географической среды;
- овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из « языков» международного
общения ;
- овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
Содержание курса географии
География Земли.
Раздел 1. Источники географической информации.
Развитие географических знаний о Земле.
Развитие представлений человека о мире. Выдающиеся географические открытия.
Современный этап научных географических исследований.
Глобус.
Масштаб и его виды. Параллели. Меридианы. Определение направлений на глобусе. Градусная сетка. Географические координаты,
их определение. Способы изображения земной поверхности.
План местности.
Ориентирование и способы ориентирования на местности. Компас. Азимут. Измерение расстояний и определение
направлений на местности и плане. Способы изображения рельефа земной поверхности. Условные знаки. Чтение плана местности. Решение
практических задач по плану. Составление простейшего плана местности.
Географическая карта – особый источник информации
. Отличие карты от плана. Легенда карты. Градусная сетка.
Ориентирование и измерение расстояния на карте. Чтение карты, определение местоположения географических объектов, абсолютных
высот. Разнообразие карт.
Географические методы изучения окружающей среды
. Наблюдение. Описательные и сравнительные методы. Использование
инструментов и приборов. Картографический метод. Моделирование как метод изучения географических объектов и процессов.
Раздел 2. Природа Земли и человек.
Земля – планета Солнечной системы.
Земля – планета Солнечной системы. Форма, размеры и движения Земли, их географические
следствия. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещенности. Часовые пояса.
Влияние космоса на Землю и на жизнь людей.
Земная кора и литосфера. Рельеф Земли.
Внутреннее строение Земли, методы его изучения.
Земная кора и литосфера. Горные породы и полезные ископаемые. Состав земной коры, ее строение под материками и океанами.
Литосферные плиты, их движение и взаимодействие. Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Условия жизни людей
в районах распространения землетрясения и вулканизма, обеспечение безопасности населения. Внешние процессы, изменяющие земную
поверхность.
Рельеф Земли. Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры. Неоднородность земной поверхности как следствие
взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различие гор и равнин
по высоте. Описание рельефа территории по карте.
Человек и литосфера. Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на
равнинах. Воздействие хозяйственной деятельности на литосферу. Преобразование рельефа. Антропогенные формы рельефа.
Тематическое планирование
№ п/п
Название раздела, темы урока
Количество
часов
Оборудование
Развитие географических знаний о Земле
5
1
Географические методы изучения окружающей среды
1
Карта полушарий
2
Развитие географических знаний о Земле
1
Иллюстрации учебника,
презентация
3
Выдающиеся географические открытия
1
Карта маршрутов важнейших
путешествий, презентация
4
Современный этап научных географических
исследований.
1
презентация
5
Контрольная работа №1
« Развитие географических знаний о Земле»
1
Земля – планета Солнечной системы
5
6
Земля – планета Солнечной системы
1
Карта звездного неба, солнечной
системы
7
Форма, размеры и движение Земли.
1
Глобус, Карта полушарий
8
Пояса освещённости. Часовые пояса.
1
Иллюстрации учебника, карта
часовых поясов , презентация
9
Неравномерное распределение солнечного света и тепла
на поверхности Земли
1
Теллурий, таблицы
10
Контрольная работа №2
«Земля – планета Солнечной системы»
1
План и карта
10
11
Ориентирование и способы ориентирования на
местности.
План местности.
1
Топографическая карта, план
местности, атлас, компас
12
Масштаб и его виды.
1
Презентация, атлас
13
Практическая работа №1
«Определение масштаба»
1
14
Изображение земной поверхности на плоскости.
1
Топографическая карта, план
местности, атлас
15
Практическая работа№2
«Определение относительной высоты точек и форм
рельефа на местности»
1
Топографическая карта, план
местности, атлас
16
Географическая карта – особый источник информации.
1
Карта полушарий, физическая карта
России
17
Градусная сетка
1
Глобус, Карта полушарий
18
Географическая широта.
1
Глобус, Карта полушарий
19
Географическая долгота.
Географические координаты.
1
Глобус, Карта полушарий
20
Практическая работа№3
Решение практических задач по плану и карте.
1
Глобус, Карта полушарий
21
Контрольная работа №3
« План и карта»
1
Человек на Земле
3
22
Заселение человеком Земли
1
Карта плотность населения мира
23
Расы и народы. Многообразие стран. Столицы и крупные
города.
1
Презентация, Иллюстрации
учебника
24
Практическая работа №4
«Многообразие стран мира.»
1
Политическая карта мира
Литосфера – твердая оболочка Земли
11
25
Земная кора и литосфера.
1
Иллюстрации учебника,
презентация
26
Горные породы, минералы, полезные ископаемые.
1
Коллекции горных пород и
полезных ископаемых
27
Литосферные плиты, их движение и взаимодействие
1
Тектоническая карта мира,
Иллюстрации учебника,
презентация
28
Землетрясение и вулканизм.
1
Презентация, видиофильм
29
Рельеф Земли. Равнины.
1
Карта полушарий, видиоролик
30
Рельеф Земли. Горы.
1
Карта полушарий, видиоролик
31 - 33
Практическая работа№5
Выполнение проекта
« Скульптурный портрет планеты»
3
Карта полушарий Иллюстрации
учебника, презентация
34
Человек и литосфера.
1
Презентация, видиоролик
Ресурсное обеспечение рабочей программы.
Литература:
1.
А.И. Алексеев Академический школьный учебник « Полярная звезда»
География 5 – 6 класс Москва « Просвящение» 2014 г.
2.
В.В. Николина « Мой – тренажер » 5 – 6 классМосква « Просвящение» 2014 г.
3.
В.В. Николина География Поурочные разработки5 – 6 классМосква « Просвящение» 2014 г.
4.
Программное обеспечение:
1.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения, Москва Просвещение, 2013 г .
2.Рабочие программы Предметная линия учебников «Полярная звезда» В.В. Николина , А.И. Алексеев, Е.К. Липкина
« География» 5 – 9 классы Москва « Просвещение» 2014г
Календарно -тематическое планирование
№
п/п
Тема урока
дата
урока
Основное
содержание урока
Универсальные учебные действия
Домашнее
задание
личностные
предметные
метапредметные
Развитие географических знаний о Земле – 5 ч.
1
Географически
е методы
изучения
окружающей
среды
Что изучает
география.
Значение
географических
знаний в
современной жизни.
Профессии,
связанные с
географией . Методы
географической
науки.
Способы
организации
собственной учебной
деятельности.
Развитие навыков
создания и
поддержки
индивидуальной
-осознание себя как
члена общества на
глобальном,
региональном и
локальном уровнях
(житель планеты
Земля, гражданин
Российской
Федерации, житель
конкретного региона);
-осознание
целостности природы,
населения и хозяйства
Земли, материков, их
крупных районов и
стран;
Определять понятие
« география»
Выявлять особенност
и изучения Земли
географией по
сравнению с другими
науками.
Устанавливать этапы
развития географии от
отдельных описаний
земель и народов к
становлению науки на
основе анализа текста
учебника и
иллюстраций.
Различать природные
Познавательные
Выявлять объекты
изучения
естественных наук, в
том числе географии
Создание историко-
географического
образа объектов
Земли
Регулятивные
Умение работать с
текстом, выделять в
нем главное
Устанавливать
основные приемы
работы с учебником
П. 1
Стр. 4 - 7
информационной
среды
– гармонично
развитые социальные
чувства и качества:
-умение оценивать с
позиций социальных
норм собственные
поступки и поступки
других людей;
-эмоционально-
ценностное отношение
к окружающей среде,
необходимости ее
сохранения и
рационального
использования;
и антропогенные
географически
объекты.
2
Развитие
географически
х знаний о
Земле
Развитие
представления
человека о мире от
древности до наших
дней. Аристотель,
Эратосфен,
Птолемей.
Показывать по картам
территории древних
государств.
Находить информацию
( В Интернете и других
источниках) о
накоплении
географических
знаниях в древних
государствах.
Регулятивные
Работа с картой,
сравнение
современной карты с
древними
Систематизировать
информацию о
путешественниках и
открытиях
Познавательные
Поиск информации
по накоплению
географических
знаний
Коммуникативные
Самостоятельный
анализ .умение
слушать другого
П.2
Стр. 10-
12
3
Выдающиеся
географически
е открытия
Великие
географические
открытия; их вклад в
развитие
цивилизациА.и.
Марко Поло, А.
Никитин, Васко да
Гама
Х. Колумб
Ф Магеллан, Ф.
ДрейкА. Тасман, Дж.
Кук
Ф.Ф. Беллинсгаузен,
М.П. Лазарев
Ермак, И. Москвин,
Прослеживать и
описывать по картам
маршруты путешествий
в разных районах
Мирового океана и на
континентах
Наносить маршруты
путешествий на
контурную карту.
Находить информацию
( в Интернете и других
источниках) о
путешествиях и
Познавательные
Описание по картам
маршрутов
путешествий и
обозначение на
контурной карте
Поиск информации о
путешественниках
Описание по картам
маршрутов
путешествий и
обозначение на
контурной карте
коммуникативный
Обсуждение значения
П. 3
Стр.13 -
15
С. Дежнев
Р. Амундсен
Р. Пири
путешественниках
эпохи ВГО
Обсуждать з начение
открытий Нового Света
и всей эпохи ВГО.
открытий
Систематизировать
информацию о
путешественниках и
открытиях
4
Современный
этап научных
географически
х
исследований.
Источники
географической
информации.
Географические
информационные
системы
Значение
космических
исследований для
развития науки и
практической
деятельности людей
Выявлять особенност
и изучения географии
на современном этапе.
Познавательные
Поиск информации о
путешественниках
Определение
значения
географических
исследований для
жизни общества
Регулятивные
Поиск в Интернете
космических
снимков,
электронных карт
Работа с учебником, с
атласом
коммуникативный
Обсуждение значения
географической
науки в парах,
группах
П. 4
Стр. 16 -
18
5
Контрольная
работа
« Развитие
географическ
их знаний о
Земле»
Тестовая контрольная
работа из заданий
разного вида
Находить в тексте
учебника
географическую
информацию,
необходимую для
выполнения тестовых
заданий
Повтор.
пройденн
материал
Земля – планета Солнечной системы – 5 ч
6
Земля –
планета
Солнечной
системы
Земля – одна из
планет Солнечной
системы. Влияние
космоса н Землю и
условия жизни на
ней. Как устроена
наша планета:
материки и океаны,
земные оболочки.
-осознание себя как
члена общества на
глобальном,
региональном и
локальном уровнях
(житель планеты
Земля, гражданин
Российской
Федерации, житель
конкретного региона);
-осознание
целостности природы,
населения и хозяйства
Земли, материков, их
крупных районов и
стран;
– гармонично развитые
социальные чувства и
качества:
-умение оценивать с
позиций социальных
норм собственные
поступки и поступки
других людей;
-эмоционально-
ценностное отношение
к окружающей среде,
необходимости ее
сохранения и
рационального
Регулятивные
Познавательные
Анализ
иллюстративно-
справочных
материалов и
сравнение планет
Солнечной системы
Описание
уникальных
особенностей Земли
как планеты
Коммуникативные
Оценить действие
партнеров
П.5
Стр.20 –
21
7
Форма,
размеры и
движение
Земли.
Форма и размеры
Земли.
Движение Земли.
Виды движения
Земли.
Продолжительность
года.
Високосный год.
Экватор, тропики и
полярные круги.
Познавательные
Выявление
зависимости
продолжительности
суток от скорости
вращения Земли
вокруг своей оси
Регулятивные
Составление и анализ
схемы
«Географические
следствия вращения
Земли вокруг своей
оси»
Анализ положения
Земли в
определённых точках
орбиты и объяснение
П. 6
Стр. 22 –
24
8
Пояса
освещённости.
Часовые пояса.
Неравномерное
распределение тепла
на Земле. Высота
Солнца над
горизонтом.
Географические
следствия движения
П. 7
Стр. 25 -
26
9
Неравномерно
е
распределение
солнечного
П. 7
Стр. 26 –
27
света и тепла
на
поверхности
Земли
Земли.
Смена дня и ночи,
смена сезонов года.
Дни летнего и
зимнего
солнцестояния; дни
весеннего и осеннего
равноденствия.
Полярный день и
ночь.
Пояса освещенности
использования;
смены времён года (
Составление и анализ
схемы
«Географические
следствия движения
Земли вокруг
Солнца»
Умение работать с
различными
источниками
информации.
Слуховое и
визуальное
восприятие
информации, умение
выделять в них
главное
коммуникативные
Работать в группе
при анализе и
обсуждении
результатов
наблюдений
10
Контрольная
работа
«Земля –
планета
Солнечной
системы»
Тестовая
контрольная работа
из заданий разного
вида
Находить в тексте
учебника
географическую
информацию,
необходимую для
выполнения тестовых
заданий
Повтор.
пройденн
материал
План и карта – 10 ч.
11
Ориентирован
ие и способы
Ориентирование на
местности. Стороны
-осознание себя как
члена общества на
Распознавать условные
знаки планов местности
Познавательные
Иметь
П. 8
Стр. 30-
ориентировани
я на
местности.
План
местности.
горизонта . Компас.
Азимут.
Ориентирование по
Солнцу, Полярной
звезде
План местности.
Особенности
изображения
местности на плане
Условные знаки.
глобальном,
региональном и
локальном уровнях
(житель планеты
Земля, гражданин
Российской
Федерации, житель
конкретного региона);
-осознание
целостности природы,
населения и хозяйства
Земли, материков, их
крупных районов и
стран;
– гармонично развитые
социальные чувства и
качества:
-умение оценивать с
позиций социальных
норм собственные
поступки и поступки
других людей;
-эмоционально-
ценностное отношение
к окружающей среде,
необходимости ее
сохранения и
рационального
использования;
. Сравнивать планы с
аэрофотоснимками и
фотографиями одной
местности.
Использовать
оборудование для
глазомерной съемки.
Составлять
простейшие планы
местности небольшого
участка.
представления о
понятиях
Знать определение
«Азимут» и уметь
определять его
Регулятивные
Умение работать с
измерительными
приборами
Научиться читать
план местности с
помощью условных
знаков
Коммуникативны
е
Умение слушать
товарища
Соблюдать правила
поведения в
кабинете
32
12
Масштаб и его
виды.
Масштаб и его виды.
Измерение
расстояний с
помощью масштаба.
Определять п о
топографической карт
расстояние между
географическими
объектами и помощью
линейного и
именованного масштаб.
Решать практические
задачи по переводу
масштаба из численного в
именованный и наоборот.
Познавательные
Иметь
представления о
понятиях
Регулятивные
Умение работать с
измерительными
приборами
Коммуникативны
е
Работа в группе
П. 9
Стр. 33 -
34
13
Практическая
работа
«Определение
масштаба»
П. 9
Стр. 35
14
Изображение
земной
поверхности
Способы
изображения
неровностей земной
поверхности на
Показывать на картах и
планах местности
выпуклые и вогнутые
Познавательные
Знакомство с
условными
знаками,
П. 10
Стр. 36 -
37
на плоскости.
плоскости.
Относительная
высота.
Абсолютная высота.
Горизонтали.
формы рельефа.
Распознавать высоты
( глубины) на физической
карте с помощью шкалы
высот и глубин.
Показывать на
физических картах
глубокие морские
впадины, равнины суши,
горы и их вершины.
Подписывать на
контурной карте самые
высокие точки материков
с обозначением их
высоты и самую
глубокую впадину
Мирового океана с
обозначением ее глубины.
изображающими
неровности земной
поверхности
Регулятивные
решение задач по
определению
абсолютной и
относительной
высоты
Уметь составлять
план местности
простейшим
способом
коммуникативны
й
работа в группах
15
Практическая
работа
«Определение
относительно
й высоты
точек и форм
рельефа на
местности»
Определение
относительной
высоты точек и форм
рельефа на
местности
Топографическая
карта
Способы
глазомерной съемки
местности.
П.11
Стр.38 -
39
16
Географическа
я карта –
особый
источник
информации.
Глобус – объемная
модель Земли.
Географическая
карта , ее отличие от
плана. Свойства
географической
карты. Легенды
карты, виды
условных знаков.
Классификация карт
по масштабу, охвату
территории и
содержанию.
Географические
карты в жизни
человека.
Распознавать
различные виды
изображения земной
поверхности: карта, план,
глобус, атлас,
аэрофотоснимки.
Сравнивать планы и
карты с
аэрофотоснимками и
фотографиями одной
местности.
Находить на
аэрофотоснимках легко
распознаваемые и
нераспознаваемые
Познавательные
Регулятивные
Овладение
умением читать
карты различных
видов, находить
черты их сходства и
отличия.
коммуникативные
Формировать
компетентности в
общении.
П.12
Стр.40 -
43
Читать карты различных
вдов на основе анализа
легенды.
Определять
зависимость подробности
карт от ее масштаба.
Сопоставлять карты
разного содержания,
находить на них
географические объекты,
определять абсолютную
высоту территории.
Сравнивать глобус и
карту полушарий для
выявления искажений
объектов.географические
объекты.
Анализировать атласы и
различать его карты по
охвату территории и
тематике.
17
Градусная
сетка.
Градусная сетка, ее
предназначение.
Параллели и
меридианы.
Градусная сетка на
глобусе и картах.
Определение
направлений и
расстояний по карте
Сравнивать глобус и
карты для выявления
особенностей
изображения параллелей
и меридианов.
Показывать на глобусе и
картах экватор,
параллели, меридианы,
начальный меридиан,
географические плюсы.
Определять по картам
Познавательные
Регулятивные
Знать определения
«широта и
долгота», уметь
определять их на
глобусе и карте
коммуникативные
Самостоятельный
анализ .умение
слушать другого
П. 13
Стр.44 –
47
18
Географическа
я широта.
Географические
координаты.
Географическая
П. 14
Стр.48 -
50
широта. Определение
географической
широты объектов
Географическая
долгота.
Определение
географической
долготы объектов.
Часовые пояса.
стороны горизонта и
направления движения,
объяснять назначения
сетки параллелей и
меридианов.
19
Географическа
я долгота.
Географически
е координаты.
Определять по картам
географическую широту
и географическую
долготу объектов.
Находить объекты на
карте и глобусе по
географическим
координатам.
Определять
расстояние с помощью
градусной сетки.
Познавательные
Отработка навыков
по определению
географических
координат
Регулятивные
Определение
расстояний с
помощью
градусной сети
П. 15
Стр.51 -
53
20
Решение
практических
задач по плану
и карте.
П.16
Стр. 54 -
56
21
Контрольная
работа
« План и
карта»
Тестовая
контрольная работа
из заданий разного
вида
Находить в тексте
учебника
географическую
информацию,
необходимую для
выполнения тестовых
заданий
Повтор.
пройденн
материал
Человек на Земле – 3 ч.
22
Заселение
человеком
Земли
Основные пути
расселения древнего
человека.
Влияние природных
условий и ресурсов
на расселение.
-осознание себя как
члена общества на
глобальном,
региональном и
локальном уровнях
(житель планеты Земля,
гражданин Российской
коммуникативные
Организовывать
работу в паре
Регулятивные
Умение работать с
текстом, выделять в
нем главное
Устанавливать
П. 17
Стр.58 -
60
Федерации, житель
конкретного региона);
-осознание
целостности природы,
населения и хозяйства
Земли, материков, их
крупных районов и
стран;
– гармонично развитые
социальные чувства и
качества:
-умение оценивать с
позиций социальных
норм собственные
поступки и поступки
других людей;
-эмоционально-
ценностное отношение
к окружающей среде,
необходимости ее
сохранения и
рационального
использования;
основные приемы
работы с
учебником
23
Расы и народы.
Многообразие
стран.
Столицы и
крупные
города.
Расы и народы мира.
Их отличительные
особенности.
Численность
населения на Земле.
Плотность
населения,
неравномерность его
размещения на
Земле. Языки.
Крупные
государства и города
мира.
коммуникативные
Умение слушать
товарища
Соблюдать правила
поведения в
кабинете
П. 18
Стр. 61 -
63
24
Практическая
работа
«Многообрази
е стран мира.»
Коммуникативны
е
Позитивная
самооценка
Регулятивные
Умение работать с
текстом, выделять в
нем главное
Устанавливать
основные приемы
работы с
учебником
П. 19
Стр. 64 -
66
Литосфера – твердая оболочка Земли – 11 ч.
25
Земная кора и
литосфера.
Внешние и
внутренние силы
Земли
Внутреннее
строение Земли:
ядро, мантия, земная
кора
Типы земной коры,
ее строение под
материками и
-осознание себя как
члена общества на
глобальном,
региональном и
локальном уровнях
(житель планеты Земля,
гражданин Российской
Федерации, житель
конкретного региона);
Описывать модель
строения Земли.
Выявлять особенности
внутренних оболочек
Земли.
Анализировать схему
«Типы земной коры »
Анализировать схемы
строения земной коры и
Познавательные
Регулятивные
Уметь выделять
внутренние
оболочки Земли и
выявлять их
особенности.
коммуникативные
Оценить действия
партнеров
П.20
Стр.68 -
70
океанами
-осознание
целостности природы,
населения и хозяйства
Земли, материков, их
крупных районов и
стран;
– гармонично развитые
социальные чувства и
качества:
-умение оценивать с
позиций социальных
норм собственные
поступки и поступки
других людей;
-эмоционально-
ценностное отношение
к окружающей среде,
необходимости ее
сохранения и
рационального
использования;
литосферы .
26
Горные
породы,
минералы,
полезные
ископаемые.
Горные породы и
минералы.
Магматические,
осадочные,
метаморфические
горные породы, их
происхождение и
свойства. Виды
полезных
ископаемых, их
значение для
человека. Охрана
земных недр.
Сравнивать свойства
горных пород различного
происхождения.
Овладевать
простейшими навыками
определения горных
пород и их свойствами.
Анализировать схему
преобразования горных
пород.
Познавательные
Сравнивать
свойства горных
пород различного
происхождения,
определять горные
породы по их
свойствам
коммуникативны
й
работа в группах
Регулятивные
Сравнивать горные
породы различного
происхождения,
определять горные
породы по их
свойствам
П.21
Стр.71 -
73
27
Литосферные
плиты, их
движение и
взаимодействи
е
Движение земной
коры: вертикальные
и горизонтальные.
Землетрясения и их
причины.
Сейсмические
районы и пояса
Земли.
Условия жизни
людей в
сейсмических
районах,
обеспечение
безопасности
населения.
Вулканизм.
Анализировать схемы
строения земной коры и
литосферы .
Устанавливать по
иллюстрациям и картам
границы столкновения и
расхождения
литосферных плит.
Выявлять процессы,
сопровождающие
взаимодействие
литосферных плит
Познавательные
Регулятивные
Уметь подбирать
критерии для
составления
сравнения типов
земной коры ,
сравнивать и
анализировать
модели строения
земной коры и
литосферы.
Формировать
умения работать с
тематической
картой
П.22
Стр.74 -
76
Строение вулкана.
Типы вулканов.
Гейзеры.
Тихоокеаническое
огненное кольцо.
(устанавливать
соответствия
границ и
столкновения
литосферных плит,
выявление
процессов,
сопровождающих
взаимодействия
литосферных плит)
коммуникативные
Работа в группе
28
Землетрясение
и вулканизм.
Выявлять при
сопоставлении
географических карт
закономерностей
распространения
землетрясений.
Устанавливать с
помощью
географических карт
главные пояса
землетрясений на Земле.
Наносить на контурную
карту области
распространения
землетрясений.
Выявлять при
сопоставлении
географических карт
закономерностей
распространения
вулканизма
Познавательные
Регулятивные
Выявлять
закономерности в
размещении
крупных форм
рельефа в
зависимости от
характера
взаимодействия
литосферных плит
Выявлять при
сопоставлении
географических
карт
закономерностей
распространения
землетрясений и
вулканизма.
Участвовать в
обсуждении
чрезвычайных
ситуаций,
приводить примеры
П. 23
Стр.77 -
79
Устанавливать с
помощью
географических карт
главные пояса вулканизма
на Земле.
Наносить на контурную
карту области
распространения суши.
Горы и равнины,
особенности их
образования.
коммуникативные
Организовывать
работу в паре
29
Рельеф Земли.
Равнины.
Рельеф Земли.
Неоднородность
земной поверхности
как следствие
взаимодействия
внутренних сил
Земли и внешних
процессов.
Основные формы
рельефа суши.
Горы и равнины
особенности их
образования.
Различие равнин по
размеру, характеру
поверхности,
абсолютной высоте.
Крупнейшие
равнины мира и
России. Жизнь
людей на равнинах.
Описание равнины
по карте.
Распознавать на
физических картах и
планах разные формы
рельефа.
Выполнять
практические работы по
определению на картах
средний и максимальной
абсолютной высоты .
Выявлять
расположение крупных
форм рельефа в
зависимости от характера
взаимодействия
литосферных плит.
Познавательные
Распознавать на
физических картах
разные формы
рельефа,
определять
количественные и
качественные
характеристики
Регулятивные
Уметь распознавать
на физических
картах горы и
равнины с разной
абсолютной
высотой.
Выполнять
практические
задания по карте и
плану.
Выявлять
особенности
изображения на
картах крупных
форм рельефа дна
П. 24
Стр.80 -
83
30
Рельеф Земли.
Различие гор по
Распознавать на
П. 25
Горы.
высоте, возрасту и
размерам.
Крупнейшие горные
системы мира и
России. Жизнь
человека в горах.
физических картах и
планах разные формы
рельефа.
Выполнять
практические работы по
определению на картах
средний и максимальной
абсолютной высоты .
Выявлять особенности
изображения на картах
крупных форм рельефа .
Анализировать
иллюстрации и выявлять
процессы действующие
на разрушения гор.
океана.
Сопоставлять
расположение
крупных форм
рельефа дна океана
с границами
литосферных плит
коммуникативные
Оценить действие
партнеров
Стр. 84 -
87
31
-
33
Практическая
работа№5
Выполнение
проекта
«
Скульптурны
й портрет
планеты»
Разработка проекта
« Скульптурный
портрет планеты»
Правила работы с
контурной картой
Прослеживать и
описывать по картам
маршруты путешествий в
разных районах на
континентах
Наносить маршруты
путешествий на
контурную карту.
Находить информацию(
в Интернете и других
источниках)
коммуникативные
Самостоятельный
анализ .умение
слушать другого
П. 26
Стр. 88 -
89
34
Человек и
литосфера.
Значение литосферы
для человека
Воздействие
хозяйственной
деятельности
человека на
литосферу.
Репродуктивные
Готовить
информацию для
обсуждения
проблемы
воздействия
деятельности
человека на земную
кору
коммуникативные
Формировать
компетентности в
общении.
П. 27
Стр. 90 -
92